В России существует несколько основных законов, которые регулируют издательскую деятельность.
Во-первых, это закон «Об авторском праве и смежных правах». Этот закон контролирует отношения автора и издательства, процесс создания и использования произведений литературы. В 2004 году в закон «Об авторском праве и смежных правах» были внесены изменения. Среди многих поправок было введено специальное авторское правомочие, предназначенное для контроля правообладателя за использованием произведения в Интернете.
Второй закон, связанный с издательским делом – это закон «О средствах массовой информации». В первоначальную версию закона от 1991 года также вносились поправки. Последние на сегодняшний момент изменения и дополнения вступили в силу с 1 сентября 2013 года. Этот закон относится к периодическим печатным изданиям: журналам, газетам. В законе предусматриваются некоторые ограничения свободы информации, такие, например, как запрет на использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Третий закон, регламентирующий деятельность издательства – Федеральный закон N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 года, обязывающий издательство предоставлять в Книжную палату определенное количество экземпляров от каждого отпечатанного тиража.
Наиболее общим, включающим определения основных понятий является «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР» (утв. 17.04.1991 г. №211). Несмотря на более чем двадцать лет, прошедшие с момента его принятия, положение по-прежнему остается «временным» и единственным, которое относится непосредственно к издательской деятельности. В нем рассматриваются такие моменты, как права и обязанности издательства, а также порядок, согласно которому издательство можно создавать.
Согласно Временному положению правом на издательскую деятельность наделяются граждане, достигшие 18 лет, а также юридические лица. В законе провозглашается запрет на использование изданий для сообщения государственной тайны, призыва к свержению общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости.
К законам, содержащим информацию, относящуюся к издательской деятельности также относятся закон «Об образовании», новая редакция которого вступила в силу с 1 сентября 2013 года, и Федеральный закон N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года.
Кроме приведенных законов и подзаконных актов издательская деятельность ограничивается такими нормативными документами, как издательские стандарты. Что такое стандарт? Это документ, который устанавливает четкие требования к группам однородной продукции. К требованиям относятся правила, по которым должна производиться и использоваться книжная продукция.
В книгоиздании применяются две группы стандартов – государственные (ГОСТы) и отраслевые (ОСТы).
Некоторые действующие издательские стандарты:
- ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины и определения»;
- ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»;
- ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования»;
- ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила»;
- ГОСТ 7.62-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования»;
- ГОСТ 7.53-2001 «Издания. Международная стандартная нумерация книг»;
- ГОСТ 5773-90 «Издания книжные и журнальные. Форматы»;
- ГОСТ 9095-89 «Бумага для печати типографская. Технические условия»;
- ГОСТ 7.89—2005 «Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования»;
- ГОСТ 29.124-94 «Издания книжные. Общие технические условия»;
- ГОСТ 29.76-87 «Оригинал-макет для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования»;
- ОСТ 29.127-2002 «Издания книжные и журнальные для детей и подростков»;
- ОСТ 29.106-90 «Стандарт отрасли. Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования».
Издательские стандарты охватывают различные стороны издательского и полиграфического дела.
Соблюдение действующих стандартов издательского дела является гарантией повышения качества книжной продукции, и, как следствие, доверия читателей.
Внесены изменения в Закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя и некоторые акты.
Ряд поправок касается оборота спиртосодержащих медицинских изделий. Так, исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости и (или) функционального назначения изделий решено определять перечни этой продукции, на деятельность по производству, изготовлению и (или) обороту которой не распространяется действие закона. Речь также идет о спиртосодержащих лекарственных препаратах.
Уточнено содержание понятия «спиртосодержащие медицинские изделия». Это медицинские изделия в жидкой форме выпуска, содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) или этиловый спирт.
Введены особые требования к производству вышеуказанной продукции.
Закреплены требования к возврату этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Это возможно при предъявлении товарно-транспортной накладной, справки к ней, справки к таможенной декларации.
Введен запрет на розничную продажу спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции посредством торговых автоматов. Правительство РФ вправе устанавливать ограничения по местам и условиям розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией.
Императивно закреплена возможность розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания только в ресторане, баре, кафе, буфете.
Установлено, что требования о минимальной площади стационарных торговых объектов и складских помещений для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), определяются по каждому месту нахождения обособленного подразделения.
Уточнены требования к помещениям для производства и складирования продукции. Они должны быть только стационарными.
К запрещенной отнесена информация о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом. Распространение таких сведений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб., на должностных лиц — от 20 тыс. до 40 тыс. руб., юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Уточнены требования к перевозке продукции.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.