На работе требуют справку об отсутствии судимости

Отдельные работники при заключении трудового договора должны представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее — справка об отсутствии судимости) (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Эта справка выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121; далее — Административный регламент).

Справку можно передать работодателю как в бумажном виде, так и в электронном. Электронный документ должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица МВД России (п. 83 Административного регламента).

Такую справку необходимо представлять при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Это следует из абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ.

В частности, данную справку работодатель должен потребовать у лица, которое он намерен принять:

на работу, предполагающую осуществление педагогической деятельности. Это следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65, абз. 3, 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ;

на работу, предполагающую осуществление трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Это следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ;

на должность специалиста авиационного персонала. Это следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ;

на службу или на работу в органы федеральной службы безопасности. Такой вывод следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. «в» ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ;

на службу в таможенные органы (следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ);

на работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Данный вывод следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ;

на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности. Такой вывод следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ.

За получением справки о наличии (отсутствии) судимости на территории РФ необходимо обращаться в ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД РФ» или информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне (далее — ИЦ). Это следует из п. 3, абз. 2 п. 15 Административного регламента.

За справкой об отсутствии судимости может обратиться сам работник или его уполномоченный представитель (п. 2 Административного регламента).

Полномочия представителя подтверждаются нотариально заверенной доверенностью (ст. 185 ГК РФ).

При проверке одного из образовательных учреждений прокуратурой было сделано замечание, что справки об отсутствии у работников судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям должны обновляться ежегодно.
Правомерно ли это требование?

25 октября 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Требования к образовательной организации о ежегодном обновлении справок об отсутствии у работников судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям не являются правомерными.

Обоснование позиции:
В силу ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй ст. 331 ТК РФ.
При применении ст. 351.1 ТК РФ следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2. Суд указал, что установленные этой статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее также — Справка).
Таким образом, все работники образовательной организации обязаны при поступлении на работу предъявлять работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. По смыслу положений части первой ст. 65 ТК РФ представлять Справку работник обязан только при трудоустройстве, то есть один раз. Норм, обязывающих работника представлять Справку повторно после заключения трудового договора или дающих работодателю право требовать от работников «ежегодного обновления» Справки, законодательство не содержит (смотрите также ответ на вопрос с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»). Аналогичную позицию занимают и судебные органы (смотрите, например, решение Перовского районного суда г. Москвы от 03.05.2017 по делу N 2-998/2017)*(1).
Форма и порядок выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям утверждены приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (далее — Приказ N 1121). Как следует из п. 2 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом N 1121, указанную справку получает сам гражданин, желающий устроиться на работу, или его представитель). Таким образом, из Административного регламента также следует, что необходимость получения указанной Справки связана с устройством на работу, и получить такую Справку за гражданина другое лицо не вправе, если только гражданин сам не уполномочит на это другое лицо в добровольном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

2 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Справка о судимости при приеме на работу требуется обязательно, если законодательством установлены ограничения судимым лицам для работы в определенных сферах и на некоторых должностях. В статье рассмотрен порядок обязательного предоставления справки и отдельные случаи, когда подобный документ может запросить работодатель по своей инициативе.

Законодательные ограничения в приеме на работу при наличии судимости

Лицам, имеющим судимость, не разрешается работать (служить):

  • в сфере педагогики, воспитания и образования (ст. 331 ТК РФ);
  • в сфере детско-юношеского развития и спорта (ст. 351 ТК РФ);
  • в области медицинского обеспечения и социальной защиты детей (ст. 351 ТК РФ);
  • в области культуры и искусства с участием детей (ст. 351 ТК РФ);
  • в органах внутренних дел РФ (ст. 14 закона «О службе в органах внутренних дел» от 30.11.2011 № 342-ФЗ);
  • в ФСБ РФ (ст. 16 закона «О ФСБ» от 03.04.1995 № 40-ФЗ);
  • в ФСКН РФ (ограничение содержат инструкции о приеме на службу);
  • в таможенных органах (ст. 7 закона «О службе в таможенных органах» от 21.07.1997 № 114-ФЗ);
  • в судебных органах (ст. 4 закона «О статусе судей в Российской Федерации» РФ от 26.06.1992 № 3132-1.);
  • в ФССП (ст. 3 закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ);
  • в прокуратуре (ст. 40.1 закона «О прокуратуре» от 17.01.1992 № 2202-1);
  • в авиации (п. 3 ст. 52 Воздушного Кодекса РФ);
  • в сфере клиринга (ст. 6 закона «О клиринге» от 07.02.2011 № 7-ФЗ);
  • в обеспечении безопасности топливно-энергетического комплекса, транспортной безопасности (требования установлены соответствующими федеральными законами).

Справка о наличии/отсутствии судимости

Потребуется при устройстве на работу (службу), где есть ограничения по данному аспекту. Сведения о судимостях хранятся в местных ГИЦ и ГИАЦ МВД РФ. Получить их законно можно только по запросу правоохранительных органов. Поэтому за нужной справкой следует обращаться в территориальный орган МВД РФ по месту жительства.

Порядок выдачи справки о наличии/отсутствии судимости установлен Административным регламентом МВД РФ, утвержденным приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121. Услуга является бесплатной.

Обратите внимание! Если работодатель не затребует справку в обязательном случае, то ее отсутствие будет расцениваться как нарушение трудового законодательства. Влечет ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. Хотя на практике санкции за подобное нарушение налагаются редко.

Подробнее о кадровых документах и обязательности их наличия читайте в статье «Кадровые документы, которые должны быть в организации».

Погашенная судимость и снятая судимость

Погашенная судимость – положение, когда истек срок наказания или испытательный срок при условном осуждении. Сроки установлены ст. 86 УК РФ.

Снятая судимость – это судимость, которая аннулирована отдельным решением суда (как если бы ее не было).

И погашение, и снятие судимости по законодательству должно аннулировать все связанные с ней последствия. Т. е. судимому должны быть возвращены в полном объеме все его права, ограниченные наказанием.

Отсюда имеется практика удаления сведений о судимости из баз МВД через специальное решение суда.

Наличие судимости при приеме на работу

За исключением особо предусмотренных случаев ТК РФ не дает работодателю права отказывать в приеме на работу соискателю с погашенной судимостью. Здесь будут действовать положения ст. 3 ТК РФ в части, дающей работодателю определенные возможности выбора при приеме работников. Т. е. отказать соискателю прямо на основании наличия судимости нельзя, если это специально не утверждено законом. Но отказать на основании того, что для определенной работы предпочли другого соискателя – можно.

Работодатель может попросить справку о взаимоотношениях соискателя с законом в случаях, когда работа будет связана:

  • с руководящей должностью;
  • с материальной ответственностью;

Больше о материальной ответственности узнайте из публикации «Приказ о материальной ответственности работника — образец-2015».

  • с особыми допусками и разрешениями (например, с владением и ношением оружия, с конфиденциальной информацией);
  • с высокой профессиональной ответственностью (например, в медицине).

Обратите внимание! Работодатель в обычных случаях может справку именно попросить. Требовать можно только документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, в оговоренных ст. 65 случаях.

Итоги

Справка о наличии/отсутствии судимости может быть затребована в обязательном порядке при устройстве на работу в сферах, где предъявляются особые требования к моральным и психологическим качествам работников. Наличие судимости в прошлом рассматривается при этом как негативный аспект. Все случаи законодательно установлены.

Справка также может быть дополнительно запрошена в других случаях при принятии работодателем решения о приеме на работу. В таких случаях отказывать соискателю только на основании непредставления справки или при наличии погашенной судимости нельзя.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ни для кого не секрет, что многие работодатели заинтересованы в привлечении наиболее квалифицированных и не имеющих проблем с законом кадров, чьи корпоративная лояльность, профессионализм и биография могут быть проверены путем анализа их «юридической истории». Некоторые из них просят соискателей честно сообщать о факте наличия судимости или привлечения к уголовной ответственности. Другие поручают своим службам безопасности собрать досье на потенциального работника, однако без его предварительного извещения и тем более согласия. Несомненно, в этой связи возникает ряд юридически значимых вопросов: законны ли действия работодателя; если нет, то каковы механизмы и правовые основания проверки соискателя на наличие судимости или факта привлечения к уголовной ответственности. Ответить на них мы постараемся в настоящей статье.

Во-первых, важно помнить, что ст. 65 Трудового Кодекса Российской Федерации обязывает соискателя при заключении трудового договора предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, только если лицо поступает на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию1. Как отмечает Верховный Суд РФ, «содержание и объем указанных сведений, подлежащих внесению в справку о наличии (отсутствии) судимости, соответствует целям обработки персональных данных, определенным Трудовым кодексом Российской Федерации, направленным на недопущение предоставления работодателю неполных сведений о судимости либо об уголовном преследовании при трудоустройстве в соответствующих сферах»2.

«Работодатель может потребовать справку о наличии (отсутствии) судимости у потенциального работника, только если лицо поступает на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию»

Действия работодателей по самостоятельному поиску подобной информации противозаконны, так как п. 3 ст. 86 ТК прямо указывает на необходимость получения персональных данных работника у него самого, а получение этих данных от третьих лиц возможно лишь при условии уведомления работника и получения его согласия. В том случае если лицо работает не по трудовому, а по гражданско-правовому договору, то есть нормы Трудового кодекса не распространяются на него, его право на конфиденциальность персональных данных защищается Федеральным законом «О персональных данных»3, п. 1 ч. 1 ст. 6 которого гласит, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта этих данных.

Справка об отсутствии судимости выдается в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В настоящий момент порядок выдачи таких справок содержится в Административном регламенте Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования4. Как было ранее отмечено, ее предоставление необходимо далеко не во всех случаях трудоустройства, а лишь в тех, которые прямо называются законом. Так, к числу лиц, которые обязаны предоставить справку об отсутствии судимости, относятся:

  • Лица, осуществляющие педагогическую деятельность (ст. 331 Трудового кодекса РФ)

  • Лица, которые осуществляют трудовую деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 Трудового кодекса РФ)

  • Специалисты авиационного персонала в соответствии с требованиями ст. 52 Воздушного кодекса РФ5

  • Сотрудники органов федеральной службы безопасности (п. «в» ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»6)

  • Работники клиринговых организаций (п. 3 ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»7)

  • Аудиторы (ст. 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)8 и т.д.

Итак, справка о наличии или отсутствии судимости может быть затребована работодателем только при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Причем, как было отмечено Верховным Судом, имеющаяся в такой справке информация о совершении деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу не признается преступлением, сама по себе не влечет неблагоприятных последствий: «Устранение преступности и наказуемости соответствующего деяния новым уголовным законом означает, с одной стороны, наличие самого деяния, ранее признававшегося преступлением, а с другой – отсутствие в таком деянии преступности и наказуемости по смыслу нового уголовного закона, что не допускает наступления предусмотренных действующим законодательством неблагоприятных последствий, связанных с ограничением в сфере трудовых прав»9. Конституционный Суд также указал, что «без учета воли федерального законодателя, устранившего преступность и наказуемость деяния, лица, подвергнутые уголовному преследованию и осуждению до принятия уголовного закона, устраняющего уголовную ответственность, подпадали бы под установленные в Трудовом кодексе Российской Федерации ограничения, находясь в неравном положении с теми лицами, которые совершили аналогичные деяния после вступления в силу нового уголовного закона, исключающего возможность уголовного преследования и осуждения данных лиц по приговору суда, и на которых установленные трудовым законодательством ограничения уже не распространялись бы. Тем самым нарушались бы указанные конституционные принципы и вытекающие из них критерии действия закона во времени и по кругу лиц, в силу которых совершение деяния, которое впоследствии утратило уголовно-правовую оценку в качестве преступного, не может служить таким же основанием для установления ограничения трудовых прав, как совершение преступления. Это требование распространяется на все декриминализованные деяния независимо от времени их совершения и на всех лиц, в том числе тех, в отношении которых уголовное преследование было прекращено по нереабилитирующим основаниям»10. Иными словами, декриминализация деяния, ранее совершённого кандидатом, не дает работодателю возможности отказать ему в трудоустройстве только на основании факта привлечения к уголовной ответственности, наличия судимости в прошлом.

«Декриминализация деяния, ранее совершённого кандидатом, не дает работодателю возможности отказать ему в трудоустройстве только на основании факта привлечения к уголовной ответственности, наличия судимости в прошлом»

Таким образом, если в Трудовом кодексе РФ или ином федеральном законе нет указания на то, что лицам с погашенной или непогашенной судимостью нельзя выполнять конкретную трудовую функцию, то требовать от работника справку не только бессмысленно, но и противозаконно. У работодателя также отсутствует реальная возможность самостоятельно получить доступ к информационным базам и работать с персональными данными о судимости, так как п. 3 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных» наделяет правом обрабатывать такие персональные данные государственные органы, муниципальные органы и только в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством Российской Федерации.

Автор текста: Михаил Ратушный

Источник фотографии: pc.gorodkirov.ru

4 Приказ Министерства Внутренних дел Российской Федерации об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования от 7 ноября 2011 г. № 1121. с изм. и допол. в ред. от 19.02.2015 г.

6 Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 15. Ст. 1269 с изм. и допол. в ред. от 30.12.2015 г.

7 Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 г. № 7. Ст. 904 с изм. и допол. в ред. от 30.12.2015 г.

8 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009 г. № 1. Ст. 15 с изм. и допол. в ред. от 01.12.14 г.

9 Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11 сентября 2014 года N АПЛ14-365 // Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции URL: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/420222741 (дата обращения: 14.05.2016).

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.М. Асельдерова, К.Г. Рабаданова, Г.К. Сулейманова и Е.В. Тарышкина» // Консультант.Плюс URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=384998&fld=134&rnd=208093.607025460845378& (дата обращения: 14.05.2016).

Оставьте комментарий