Наблюдательный совет автономного учреждения

Содержание

Что такое наблюдательный совет в автономном учреждении

Наблюдательный совет в данном случае является обязательным элементом управления в автономном учреждении. Н объединяет в своем составе ряд представителей государственных и муниципальных властей, коллектива учреждения и общественности. И наделен полномочиями по принятию:

  • Рекомендаций.
  • Заключений.
  • Решений.

При рассмотрении важных вопросов хозяйственной, а так же административной и финансовой работы учреждения.

Образец заключения НС АУ по плану ФХД

Нормативное регулирование

Все аспекты деятельности наблюдательного совета в данных учреждениях изложены в 174 ФЗ об автономных учреждениях, а именно:

  • Статья 8 об органах управления АУ.
  • Статья 10 о наблюдательном совете АУ.
  • Статья 11 об его компетенциях.
  • Статья 12 о порядке ведения заседаний.

Отличия от АО и ООО

Наблюдательные советы имеются и в других типах хозяйственных обществ (АО или ООО), но у них есть различия:

  • Деятельность данного органа в АУ строго регламентирована соответствующими статьями закона.
  • В данном случае наблюдательный совет в большей степени контролирует расходование руководителем финансов и имущества, а не защищает интересы инвесторов как в АО.
  • Не вмешивается в оперативное управление деятельностью учреждения.
  • Назначается единственным учредителем АУ, а не избирается собранием акционеров.

Состав

Состоит совет из 5 – 11 участников, которые представляют:

  • Учредителя.
  • Исполнительные властные органы или местное самоуправление. Всего из органов власти и управления должно быть не более трети участников, из них половина от учредителя.
  • Представители местной общественности, имеющие достижения в данной сфере.
  • Представители учреждения (не более трети).
  • Руководство учреждения в НС не допускаются.

Полномочия и функции

Полномочия и функции совета распределены следующим образом. Он дает рекомендации по вопросам:

  • Изменений в уставе.
  • Открытия или закрытия филиалов и представительств.
  • Реорганизации или закрытия учреждения.
  • Оперативного управления имуществом.
  • Утверждения плана работы и бухгалтерской отчетности.
  • Совершению имущественных сделок.

Заключения по вопросам, касающихся:

  • Участия АУ в других юрлицах, включая и внесения долей в уставной капитал.
  • Проекта хозяйственной деятельности.
  • Открытия банковского счета.

Принимает решения:

  • При крупных сделках или сделках, в которых имеется заинтересованность.
  • По проведению аудита.

Образец документа наблюдательного совета АУ с решением и рекомендациями

Заседания НС АУ

Заседания совета происходят по надобности, но не реже чем раз в один квартал. Собирается председателем или учредителем. Допускается участие в работе руководителя учреждения, в качестве приглашенного. Порядок заседания регламентируется Положением, в котором прописаны:

  • Порядок извещения членов НС о сроке и месте его проведения.
  • Обязанности председателя при подготовке заседания.
  • Определение кворума, необходимого для ведения собрания.
  • Порядок и формула подсчета голосов.

Протокол

Процесс работы совета фиксируется в протоколе, который включает:

  • Список присутствующих участников НС и приглашенных.
  • Повестку дня.
  • Описание хода заседания.
  • Результаты голосования.
  • Решение совета.

Образец протокола наблюдательного совета автономного учреждения

Его работа

На своем первом заседании НС утверждает годовой план работ, в котором указывается:

  • Месяц проведения заседания.
  • Предполагаемая повестка дня.
  • Докладчик по главной теме.

Кроме того в плане должны быть учтены и внеочередные (по мере необходимости или по возникновению вопросов) заседания.

В процессе работы НС рассматривает предложения учредителя или руководителя учреждения и по результату рассмотрения, в пределах своих компетенций, совет вырабатывает:

  • Заключения, в которых он одобряет или не одобряет предложенные на рассмотрение отчеты.
  • Рекомендации по принятию или отклонению представленных на рассмотрение административных или финансовых предложений.
  • Решения по определенным законом вопросам.

Глава 3. Управление автономным учреждением

Статья 8. Органы автономного учреждения

1. Структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

Статья 9. Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением

К компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся:

1) утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;

2) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа;

4) утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

5) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

6) назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;

7) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения;

8) решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

Статья 10. Наблюдательный совет автономного учреждения

1. В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

2. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.

3. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз.

4. Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения.

5. Членами наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

6. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета автономного учреждения вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения.

7. Члены наблюдательного совета автономного учреждения могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.

8. Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения.

9. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно:

1) по просьбе члена наблюдательного совета автономного учреждения;

2) в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета автономного учреждения своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев;

3) в случае привлечения члена наблюдательного совета автономного учреждения к уголовной ответственности.

10. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях, могут быть также прекращены досрочно в случае прекращения трудовых отношений.

11. Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете автономного учреждения в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения.

12. Председатель наблюдательного совета автономного учреждения избирается на срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения членами наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения.

13. Представитель работников автономного учреждения не может быть избран председателем наблюдательного совета автономного учреждения.

14. Наблюдательный совет автономного учреждения в любое время вправе переизбрать своего председателя.

15. Председатель наблюдательного совета автономного учреждения организует работу наблюдательного совета автономного учреждения, созывает его заседания, председательствует на них и организует ведение протокола.

16. В отсутствие председателя наблюдательного совета автономного учреждения его функции осуществляет старший по возрасту член наблюдательного совета автономного учреждения, за исключением представителя работников автономного учреждения.

Статья 11. Компетенция наблюдательного совета автономного учреждения

1. Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает:

1) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;

2) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

4) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

5) предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

7) по представлению руководителя автономного учреждения проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

8) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

9) предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;

10) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

11) предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;

12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

2. По вопросам, указанным в пунктах 1 — 5 и 8 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения.

3. По вопросу, указанному в пункте 6 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения дает заключение, копия которого направляется учредителю автономного учреждения. По вопросу, указанному в пункте 11 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения дает заключение. Руководитель автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений наблюдательного совета автономного учреждения.

4. Документы, представляемые в соответствии с пунктом 7 части 1 настоящей статьи, утверждаются наблюдательным советом автономного учреждения. Копии указанных документов направляются учредителю автономного учреждения.

5. По вопросам, указанным в пунктах 9, 10 и 12 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения.

6. Рекомендации и заключения по вопросам, указанным в пунктах 1 — 8 и 11 части 1 настоящей статьи, даются большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения.

7. Решения по вопросам, указанным в пунктах 9 и 12 части 1 настоящей статьи, принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения.

8. Решение по вопросу, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, принимается наблюдательным советом автономного учреждения в порядке, установленном частями 1 и 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.

9. Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не могут быть переданы на рассмотрение других органов автономного учреждения.

10. По требованию наблюдательного совета автономного учреждения или любого из его членов другие органы автономного учреждения обязаны предоставить информацию по вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения.

Статья 12. Порядок проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения

1. Заседания наблюдательного совета автономного учреждения проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

2. Заседание наблюдательного совета автономного учреждения созывается его председателем по собственной инициативе, по требованию учредителя автономного учреждения, члена наблюдательного совета автономного учреждения или руководителя автономного учреждения.

3. Порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения определяются уставом автономного учреждения.

4. В заседании наблюдательного совета автономного учреждения вправе участвовать руководитель автономного учреждения. Иные приглашенные председателем наблюдательного совета автономного учреждения лица могут участвовать в заседании наблюдательного совета автономного учреждения, если против их присутствия не возражает более чем одна треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

5. Заседание наблюдательного совета автономного учреждения является правомочным, если все члены наблюдательного совета автономного учреждения извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета автономного учреждения. Передача членом наблюдательного совета автономного учреждения своего голоса другому лицу не допускается.

6. Уставом автономного учреждения может предусматриваться возможность учета представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета автономного учреждения, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, при определении наличия кворума и результатов голосования, а также возможность принятия решений наблюдательным советом автономного учреждения путем проведения заочного голосования. Указанный порядок не может применяться при принятии решений по вопросам, предусмотренным пунктами 9 и 10 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

7. Каждый член наблюдательного совета автономного учреждения имеет при голосовании один голос. В случае равенства голосов решающим является голос председателя наблюдательного совета автономного учреждения.

8. Первое заседание наблюдательного совета автономного учреждения после его создания, а также первое заседание нового состава наблюдательного совета автономного учреждения созывается по требованию учредителя автономного учреждения. До избрания председателя наблюдательного совета автономного учреждения на таком заседании председательствует старший по возрасту член наблюдательного совета автономного учреждения, за исключением представителя работников автономного учреждения.

Статья 13. Руководитель автономного учреждения

1. К компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другого) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения.

2. Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Статья 14. Крупные сделки

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Статья 15. Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения

1. Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

2. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения.

3. Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Статья 16. Заинтересованность в совершении автономным учреждением сделки

1. Для целей настоящего Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются при наличии условий, указанных в части 3 настоящей статьи, члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители.

2. Порядок, установленный настоящим Федеральным законом для совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением автономным учреждением работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.

3. Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

4. Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

Статья 17. Порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и последствия его нарушения

1. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

2. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае, если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается учредителем автономного учреждения.

3. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения.

4. Заинтересованное лицо, нарушившее обязанность, предусмотренную частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.

5. В случае, если за убытки, причиненные автономному учреждению в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной.

Органы управления автономным учреждением

Работникам бюджетной сферы хорошо известна «вертикаль власти», идущая от министерств и департаментов до подведомственных им учреждений. За многие годы работы руководители организаций хорошо изучили все достоинства и недостатки такой вертикали. Однако после преобразования бюджетного учреждения в автономное директорам придется заново выстраивать не только отношения с вышестоящей инстанцией, но и искать свое место среди органов управления АУ.

Структура, полномочия и перечень органов управления АУ установлены Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» <1> (далее — Закон N 174-ФЗ). Согласно ст. 8 Закона этими органами являются:

  • наблюдательный совет;
  • руководитель АУ;
  • иные органы (общее собрание, ученый совет, художественный совет и т.п.).

<1> Статьей 23 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в этот Закон внесены некоторые изменения.

Очевидно, что для эффективного управления учреждением каждый управляющий орган необходимо наделить оптимальным набором полномочий и при этом учесть специфику конкретного автономного учреждения.

Наблюдательный совет

По замыслу законодателя наблюдательный совет является одним из элементов механизма управления АУ (порядок создания, формирования, а также полномочия наблюдательного совета изложены в ст. 10 Закона N 174-ФЗ). В него входят не менее пяти и не более одиннадцати членов, в том числе представители:

  • учредителя;
  • исполнительных органов власти, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (их количество не должно превышать 1/3 от общего числа членов совета);
  • общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности;
  • иных государственных органов, органов местного самоуправления;
  • работников автономного учреждения (их количество не должно превышать 1/3 общего числа членов совета).

Обратите внимание, что руководитель АУ, а также его заместители не могут быть членами наблюдательного совета, в то же время руководитель имеет право на участие в заседаниях совета с правом совещательного голоса.

Предельный срок полномочий совета составляет пять лет. Причем количество назначений одного и того же гражданина наблюдателем не ограничено по времени (п. 3 ст. 10 Закона N 174-ФЗ). Это означает одно: наблюдательный совет фактически создается с первого созыва на неопределенное время, поскольку состав наблюдателей может оставаться неизменным каждые пять лет.

Решение о назначении членов наблюдательного совета или о досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем АУ. Можно предположить, что учредитель будет заинтересован в «вечном мандате» членов совета. В свою очередь, доступ в наблюдательный совет представителям слоев общественности, оппозиционных учредителю, будет закрыт.

Круг вопросов, в решении которых принимает участие наблюдательный совет, довольно широк, но по многим направлениям его решения могут носить только рекомендательный характер. Особенно это касается использования имущества, реорганизации и структуры АУ, а также заключения сделок. Тем не менее учредитель может принять решения по данным вопросам только после изучения предложений и рекомендаций наблюдательного совета.

Очевидно, что, вводя такую норму, законодатель желал видеть наблюдательный совет в качестве органа, обладающего объективным, независимым и компетентным взглядом на деятельность АУ. Однако учредителю нетрудно будет получить согласие наблюдательного совета по тому или иному решению, если он утвердит «мандат доверия» лояльных к себе наблюдателей.

В компетенцию совета входят не только организационные вопросы, но и вопросы финансово-хозяйственной деятельности АУ. На совещаниях членам наблюдательного совета предстоит рассматривать проекты плана финансово-хозяйственной деятельности АУ, отчетов о деятельности АУ, использовании его имущества, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность (по представлению руководителя АУ), а также предложения:

  • о совершении крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью;
  • о выборе кредитных организаций, в которых учреждение может открыть банковские счета;
  • о внесении изменений в устав АУ;
  • о создании и ликвидации филиалов, открытии и закрытии представительств АУ;
  • о реорганизации или ликвидации АУ;
  • об изъятии имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

Инициаторами рассмотрения большинства предложений могут быть руководитель, учредитель АУ. Окончательное решение по тому или иному вопросу (но с учетом мнения наблюдательного совета), как правило, принимает учредитель. Очевидно, что таким образом Закон N 174-ФЗ отводит наблюдателям роль своеобразного буфера во взаимоотношениях руководства АУ и его учредителя.

Правда, многие театры и концертные организации не нуждаются в промежуточном звене в виде наблюдателей. Поэтому для организаций культуры законодатель сделал исключение: согласно ст. 41.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1 (с изменениями и дополнениями) учредителю АУ предоставлено право упразднить наблюдательный совет по инициативе учреждения культуры. В этом случае функции совета будут исполняться учредителем.

Учредитель как орган управления

При буквальном прочтении положений Закона N 174-ФЗ орган государственной власти или местного самоуправления, учредивший АУ, не относится к его органам управления. В то же время ст. 9 «Компетенция учредителя в области управления автономного учреждения» входит в состав гл. 3 «Управление автономным учреждением» Закона N 174-ФЗ. Кроме того, по многим важнейшим вопросам финансовой и хозяйственной деятельности АУ за учредителем остается последнее слово. Попробуем разобраться, насколько значима его роль.

Согласно Закону N 174-ФЗ автономное учреждение может иметь только одного учредителя. Им может быть не любой орган государственной (муниципальной) власти, а только тот, который наделен соответствующими функциями и полномочиями. В соответствии со ст. 4 Закона N 174-ФЗ учредитель устанавливает для АУ задание и осуществляет финансовое обеспечение его выполнения. Однако на этом роль учредителя в жизни АУ не заканчивается.

Основной перечень вопросов, касающихся управления учреждением и находящихся в компетенции учредителя, приведен в ст. 9 Закона N 174-ФЗ. В то же время полномочия учредителей федеральных АУ расширены и уточнены Постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» (далее — Постановление N 662).

В настоящее время полномочия учредителей федеральных АУ охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной функции: принимают решения, утверждают, устанавливают, выдают, согласовывают, назначают, заключают и расторгают договоры.

В компетенцию учредителя федерального АУ также входят следующие:

  • утверждение устава АУ и вносимых в него изменений;
  • установление задания в соответствии с предусмотренной уставом основной деятельностью;
  • принятие решения о создании или ликвидации филиалов, открытии или закрытии представительств, а также о реорганизации или ликвидации федерального АУ;
  • принятие решений относительно особо ценного движимого имущества (об отнесении к этому виду либо исключении из его состава);
  • выдача согласия на распоряжение недвижимым, а также особо ценным движимым имуществом;
  • выдача согласия на внесение учреждением денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачу этого имущества иным образом другим юрлицам в качестве их учредителя или участника;
  • предоставление предложения о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа федерального АУ;
  • назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение с ним трудового договора;
  • принятие решения об одобрении сделки с заинтересованностью, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в наблюдательном совете учреждения, а также сделок в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Обратите внимание, что без выполнения учредителем соответствующего управленческого действия большинство решений руководителя и наблюдательного совета останутся нелегитимными. Поэтому, по нашему мнению, учредитель как главный распорядитель бюджетных средств является для АУ ключевым управляющим органом.

Очевидно также и то, что учредителю для реализации управленческих функций придется содержать штат соответствующих специалистов. Кстати, согласно нормам Постановления N 662 он обязан в письменной форме доводить до автономного учреждения все свои решения в течение семи дней с даты их принятия.

На основе вышеизложенного предлагаем читателям следующую структуру управления автономным учреждением.

————————¬
¦ Учредитель ¦
L————T————
——————+—————¬
¦ Наблюдательный совет ¦
L—————-T—————-
———————+——————-¬
¦Органы управления автономным учреждением¦
L—T———————————-T—
———————+————¬———————+——————¬
¦ Руководитель ¦¦ Коллегиальные органы (совет, ¦
¦ ¦¦ конференция, общее собрание и т.п.) ¦
L———————————L—————————————-

Наблюдательный совет не случайно выведен за рамки органов управления, хотя согласно Закону N 174-ФЗ он таковым органом является.

С точки зрения объема полномочий и уровня ответственности за принимаемые решения учредитель — наиболее влиятельный управляющий орган. Ведь, кроме всего прочего, он оказывает непосредственное влияние на деятельность учреждения: выдает задание на оказание государственных услуг, выполнение которого является основной целью существования учреждения, принимает решения о прекращении деятельности АУ, если оно неудовлетворительно выполняет данное задание.

При этом наблюдательный совет становится промежуточным звеном, на рекомендации и замечания которого учредителю необходимо обращать внимание при принятии существенных решений относительно деятельности АУ. В свою очередь, руководитель учреждения согласно Закону N 174-ФЗ должен руководствоваться не только прямыми указаниями учредителя, но и рекомендациями наблюдательного совета.

А.Ю.Шихов

Ведущий эксперт

департамента государственного

и экономического консалтинга

ЗАО «МЦФЭР-консалтинг»

>Государственное управление автономными учреждениями

Понятие и характеристика автономного учреждения

Под автономным учреждением понимают некоммерческую организацию, создаваемую Российской Федерацией, либо её субъектами, либо муниципальными образованиями с целью оказания услуг и выполнения работ в рамках их полномочий по осуществлению государственного и местного управления, осуществляемых в научной, образовательной, медицинской, культурной сферах, средствах массовой информации, занятости и социальной защиты, спорта и физической культуры, иных сферах.

Замечание 1

Автономные учреждения обладают статусом юридического лица, наделены правом приобретения и осуществления имущественных или личных неимущественных прав от своего имени, могут выступать в качестве истца и ответчика в суде.

Деятельность автономных учреждений контролируется следующими органами:

  • во-первых, государственными органами федерального уровня, являющимися учредителями этих автономных учреждений;
  • во-вторых, органами государственной власти регионального уровня, являющимися учредителями этих автономных учреждений;
  • в-третьих, органами муниципального управления, являющимися учредителями этих автономных учреждений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В отношении ответственности по обязательствам существуют следующие положения: автономное учреждение освобождено от ответственности по обязательствам собственника его имущества, в свою очередь, собственник имущества автономного учреждения освобождён от ответственности по его обязательствам.

Деятельность автономного учреждения осуществляется согласно предмету и целям деятельности, определенным федеральным законодательством и уставом учреждения.

Замечание 2

Автономное учреждение имеет право самостоятельного распоряжения и использования своих доходов для достижения целей его создания.

Деятельность автономных учреждений характеризуется высокой степенью открытости: они обязаны ежегодно отчитываться о результатах деятельности в средствах массовой информации.

На автономные учреждения возложена обязанность ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчётности.

Сведения о деятельности автономных учреждений предоставляются также органом государственной статистики, налоговым органом, иным органам и лицам, если это предусмотрено законодательством или уставом.

Для осуществления деятельности автономным учреждениям предоставляется имущество, собственником которого может являться Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. Закрепление имущества основано на праве оперативного управления. Без получения согласия учредителя автономное учреждение не имеет право распоряжения недвижимым имуществом, закрепленным за ним. Это же правило распространяется на особо ценное движимое имущество. В отношении иного имущества автономное учреждение имеет право самостоятельного распоряжения.

Автономные учреждения создаются для осуществления деятельности, направленной на достижение целей, прописанных в их уставе. Автономным учреждениям выдается государственное или муниципальное задание, содержание которого определяется их видами деятельности. Автономные учреждения не имеют права отказываться от выполнения государственного или муниципального задания.

Финансирование деятельности автономных учреждений осуществляется за счёт соответствующих бюджетов.

Общий порядок управления автономными учреждениями

Управление автономными учреждениями осуществляется с помощью органов, состав и структура которых, а также их компетенция, определяются уставами этих учреждений. Управление автономным учреждением может осуществляться его наблюдательным советом, руководителем, иным органом, к примеру, ученым советом, художественным советом и прочее.

Органы государственной власти, выступающие в качестве учредителя автономного учреждения, наделены следующими компетенциями в сфере управления им:

  1. осуществлять утверждение или изменение устава учреждения;
  2. рассматривать и одобрять предложение руководства автономного учреждения относительно вопросов создания и ликвидации филиалов и представительств этого учреждения;
  3. решать вопросы относительно реорганизации или ликвидации автономных учреждений, изменение и их типов;
  4. утверждать передаточные акты или разделительные балансы;
  5. назначать ликвидационные комиссии, а также утверждать промежуточные и окончательные ликвидационные балансы;
  6. назначать руководителя учреждения, прекращать его полномочия, заключать и прекращать трудовой договор с ним, при отсутствии иного порядка;
  7. рассматривать и одобрять предложения руководства учреждения относительно совершения сделок с его имуществом;
  8. решать иные вопросы, предусмотренные федеральным законодательством.

Значение наблюдательного совета в государственном управлении автономным учреждением

Наблюдательный совет включает в свой состав от 5 до 11 членов. В состав наблюдательного совета в обязательном порядке включаются:

  • во-первых, лица, представляющие учредителей автономных учреждений, то есть государственных или муниципальных органов;
  • во-вторых, лица, представляющие государственный или муниципальный орган, осуществляющий управление государственным или муниципальным имуществом;
  • в-третьих, лица, представляющие общественность (лица с заслугами и достижениями в определенной сфере деятельности).

На рассмотрение наблюдательного совета выносятся следующие аспекты: изменение устава автономного учреждения, создание или ликвидация филиалов и представительств автономного учреждения, реорганизация и ликвидация автономного учреждения, изъятие имущества автономного учреждения, участие автономного учреждения в создании иных юридических лиц, планирование финансово-хозяйственных аспектов деятельности автономного учреждения, отчетность автономного учреждения о его деятельности, предложения руководства автономного учреждения относительно сделок, связанных с имуществом, совершения крупных сделок, а также выбора кредитных организаций, обслуживающих автономное учреждение, аудит отчетности автономного учреждения.

Состав наблюдательного совета

Необходимость создания наблюдательного совета автономного учреждения, его компетенция и задачи установлены Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ). Статьей 10 Закона N 174-ФЗ установлен порядок формирования наблюдательного совета.

В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем 5 и не более чем 11 членов. В его состав входят представители учредителя автономного учреждения, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которых возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. Численность и представительство наблюдательного совета указываются в уставе автономного учреждения.

В состав наблюдательного совета могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители работников самого автономного учреждения.

Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в его составе не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. При этом не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители учредителя автономного учреждения.

Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

Так как количество представителей отдельных групп наблюдательного совета ограниченно, то при каждой возможной численности членов наблюдательного совета получается вполне определенный «качественный» состав совета.

В таблице N 1 представлены возможные варианты соотношения различных представителей в составе наблюдательного совета численностью от 5 до 11 его членов.

Таблица N 1

Возможные варианты состава наблюдательного совета

Обязательное представительство Установленная численность наблюдательного
совета, чел.
5 6 7 8 9 10 11
Структура состава наблюдательного совета
Представители учредителя 1 1 1 1 1 — 2 1 — 2 1 — 2
Представители органа управления
имуществом
0 1 1 1 1 1 1
Представители иных
государственных органов
0 0 0 0 0 — 1
<*>
0 — 1 0 — 1
Представители общественности 3 — 4 2 — 3 3 — 5 4 — 6 3 — 7 4 — 7 5 — 8
Работники учреждения 0 — 1 1 — 2 0 — 2 0 — 2 0 — 3 0 — 3 0 — 3

<*> — Один представитель иных государственных органов может присутствовать в совете при условии, что представитель учредителя один.

Указывая в вышеприведенной таблице количество членов совета той или иной категории, автор руководствовался п. 1 ст. 10 Закона N 174-ФЗ, в котором сказано, что наблюдательный совет состоит из представителей учредителя, органа управления имущества и представителей общественности. Иные категории в нем могут присутствовать, но это не обязательно.

Отметим, что при числе членов совета, равном пяти, невозможно выполнить требования п. 1 ст. 10 Закона N 174-ФЗ, ведь количество представителей органов государственной власти должно быть не более 1/3 от общего состава наблюдательного совета. Следовательно, совокупное количество представителей от учредителя и от органа управления имуществом должно быть не более 1,66. При этом количество наблюдателей от учредителя — не менее половины от представителей госорганов, то есть не менее 0,83. Таким образом, в наблюдательном совете должен быть один представитель учредителя и ни одного представителя органа управления имуществом, хотя согласно п. 1 ст. 10 Закона N 174-ФЗ их участие в наблюдательном совете обязательно.

Отметим, что единственной обязательной категорией представительства в наблюдательном совете автономного учреждения, число членов которой не ограничено законом, является категория представителей общественности. Как видно из таблицы N 1, с увеличением общего числа членов наблюдательного совета в наибольшей степени увеличивается число представителей общественности в нем.

Напомним также, что согласно п. 6 ст. 10 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения. Члены наблюдательного совета автономного учреждения могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами (п. 7 ст. 10 Закона N 174-ФЗ). Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения (п. 4 ст. 10 Закона N 174-ФЗ).

Все вышесказанное в совокупности с обязательностью участия хотя бы одного представителя учредителя позволяет сделать вывод о том, что наблюдательному совету, прежде всего, отводится роль коллегиального совещательного органа, состоящего из людей, обладающих профессиональным и компетентным взглядом на деятельность автономного учреждения. Они должны безвозмездно и бескорыстно стремиться улучшить жизнь учреждения, давая учредителю советы по принципиально важным вопросам.

Нельзя не отметить, что для выполнения подобной роли члены наблюдательного совета должны обладать определенными личными качествами, а также хорошо знать нормы действующего законодательства, так как круг вопросов, по которым они должны выносить свое компетентное мнение, весьма и весьма широк.

Компетенция наблюдательного совета

Вопросы, по которым
принимается решение
Форма
решения
Обязательность
решения для
руководителя
учреждения
Обязательность
решения для
учредителя
Внесение изменений в устав
учреждения
Рекомендация Нет Нет
Создание и ликвидация
филиалов, открытие и закрытие
представительств
Рекомендация Нет Нет
Реорганизация учреждения
или его ликвидация
Рекомендация Нет Нет
Изъятие имущества,
закрепленного за учреждением
на праве оперативного
управления
Рекомендация Нет Нет
Участие автономного учреждения
в других юридических лицах
Заключение Нет Нет
Проект плана финансово-
хозяйственной деятельности
учреждения
Заключение Нет Нет
Проекты отчетов о деятельности
учреждения, об использовании
имущества, об исполнении
плана ФХД, годовой
бухгалтерской отчетности
Утверждение
документов
Да Нет
Совершение сделок
по распоряжению имуществом,
которым учреждение не вправе
распоряжаться самостоятельно
Рекомендация Нет Нет
Совершение крупных сделок Решение Да Нет
Совершение сделок
с заинтересованностью
Решение Да Нет
Выбор кредитных организаций,
в которых автономное
учреждение может открыть
банковские счета
Заключение Нет Нет
Вопросы проведения аудита
годовой бухгалтерской
отчетности автономного
учреждения и утверждения
аудиторской организации
Решение Да Нет

Решения наблюдательного совета хоть и носят рекомендательный характер, все же важны для учредителя в качестве информации к размышлению, особенно если решаемый вопрос может иметь острые социальные последствия (например, вопрос о ликвидации образовательного или медицинского учреждения) <1>.

<1> О роли учредителя в управлении автономным учреждением читайте в статье А.Ю. Шихова в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» N 1, 2012.

Отметим также, что законодатель сделал попытку предотвратить формализацию роли наблюдательного совета. Так, в п. 9 ст. 11 Закона N 174-ФЗ сказано, что вопросы, относящиеся к его компетенции, не могут быть переданы на рассмотрение других органов автономного учреждения (то есть руководителя, учредителя, общего собрания и др.), что также подчеркивает важность его совещательной функции.

Управление учреждением через наблюдательный совет

Как уже отмечалось выше, часть решений наблюдательного совета обязательна для руководителя учреждения.

Следовательно, несмотря на совещательную роль такого совета, он является одним из способов воздействия учредителя на руководителя учреждения.

В частности, согласно п. 8 ст. 10 Закона N 174-ФЗ учредитель принимает решение о назначении членов наблюдательного совета и о прекращении их полномочий (за исключением членов совета, являющихся работниками учреждения). Решение о назначении работника автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом учреждения. Заметим, что в уставе учреждения может быть предусмотрено, например, назначение работников членами наблюдательного совета учредителем по представлению руководителя.

Кроме того, работник учреждения, голос которого в отдельных случаях может быть решающим, не может быть избран председателем совета.

Учитывая, что количество работников в составе наблюдательного совета не превышает 1/3, получается, что от 2/3 до полного состава совета утверждается учредителем. Решения наблюдательного совета принимаются простым большинством или 2/3 голосов. Следовательно, работники учреждения, входящие в совет, число которых не может превышать 1/3, не смогут принять решение без поддержки других участников, назначенных учредителем.

Также является весьма любопытным вопрос о назначении членами наблюдательного совета представителей общественности. В рамках Закона N 174-ФЗ не оговаривается, кто является представителем общественности, однако из контекста можно сделать вывод, что им может быть любой гражданин, не являющийся представителем государственных органов, учредителя, рабочего коллектива учреждения. При этом очевидно, что в назначении членом наблюдательного совета автономного учреждения гражданина, далекого от сферы, в которой работает учреждение, не заинтересован ни учредитель, ни руководитель, ни работники учреждения. Мнение такого наблюдателя вряд ли будет профессиональным и компетентным. Практика реализации Закона N 174-ФЗ также подсказывает, что членами наблюдательного совета обычно назначают лиц из тех же или смежных сфер деятельности. Например, в состав наблюдательного совета школ часто входят представители вузов, общественных фондов, поддерживающих образование, и т.д.

Из-за того что понятие «представитель общественности» столь широко, часто возникают ситуации, когда представители общественности в наблюдательном совете конкретного учреждения могут быть работниками других учреждений, подведомственных тому же учредителю, или другим образом зависеть от него. Следовательно, включение в состав наблюдательного совета от 2 до 8 общественных представителей вовсе не гарантирует уменьшения влияния учредителя на совет.

Все это делает весьма сомнительной независимость мнения наблюдательного совета от позиции учредителя в случае возникновения спорных вопросов. Вследствие этого наиболее вероятно, что учредитель воспользуется своим правом назначить такой наблюдательный совет, который поддерживает его мнение по ключевым вопросам. Учитывая, что одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз (п. 3 ст. 10 Закона N 174-ФЗ), учредителю достаточно сформировать такой лояльный совет однажды и назначать новых членов только по мере необходимости взамен сложивших по тем или иным причинам свои полномочия членов наблюдательного совета.

Во взаимодействии учредителя с подведомственными учреждениями путем назначения представителей учредителя членами наблюдательных советов есть ряд неурегулированных процедурных вопросов. В частности, согласно п. 1 ст. 12 Закона N 174-ФЗ совет должен проводить заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. У многих учредителей весьма разветвленная сеть подведомственных учреждений, и количество автономных учреждений в ней может достигать нескольких десятков. В связи с этим учредитель вынужден возлагать полномочия по представлению своих интересов в наблюдательных советах подведомственных учреждений «в нагрузку» штатным работникам. Эти работники также вынуждены участвовать в заседаниях в рабочее время, что может негативно сказаться на выполнении ими своих основных должностных обязанностей. На практике это приводит к тому, что наблюдательные советы автономных учреждений собираются гораздо реже одного раза в квартал, так как никакой ответственности за столь редкое проведение заседаний Законом N 174-ФЗ не установлено.

Наблюдательный совет и управляющий совет в образовательных учреждениях

По целому ряду причин, рассмотренных выше, на практике наблюдательный совет вместо авторитетного, заинтересованного и компетентного часто становится довольно формальным органом.

Законом N 174-ФЗ, в частности ст. 8, предусмотрено, что в уставе автономного учреждения может быть прописано создание иных органов помимо наблюдательного совета (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

В качестве примера рассмотрим такой коллегиальный орган, как управляющий совет в образовательных учреждениях, в которых особенно важно создание совещательного органа, причем к функциям управления учреждением активно привлекаются родители учащихся как наиболее заинтересованные лица. Создание управляющих советов школ усиленно поддерживается муниципальными властями многих регионов, которые ставят наличие управляющего совета одним из условий участия в программах модернизации образования, предполагающих дополнительное финансирование для учреждений.

Члены управляющего совета могут как выбираться, так и назначаться. Разумеется, в первом случае управляющий совет становится более демократичным. Порядок выбора или назначения членов совета, срок полномочий и порядок их досрочного прекращения, порядок и периодичность проведения заседаний, а также собственно функции управляющего совета определяются уставом учреждения, утвержденным учредителем, который, в свою очередь, влияет на создание управляющего совета, но опосредованным образом, утверждая не его членов, а общий порядок функционирования совета.

Отметим, что управляющие советы в образовательных учреждениях создаются вне зависимости от их типа, поскольку их основная функция заключается в формировании и передаче органам управления учреждением мнения заинтересованной общественности, что важно для любого образовательного учреждения.

Полномочия управляющего совета не ограничены рамками Федерального закона и определяются уставом учреждения. Как правило, он наделяется полномочиями «официального представителя» мнения родителей о дальнейшем развитии школы в переговорах с учредителем, об участии в тех или иных целевых программах, об углубленном изучении предметов и др. Наличие действующего управляющего совета делает образовательное учреждение более конкурентоспособным и в большей степени удовлетворяющим потребности граждан.

Таким образом, у наблюдательного и управляющего советов образовательного учреждения есть немало общего. Это коллегиальные органы учреждения, призванные сформировать и представить руководителю и учредителю компетентное и независимое мнение по вопросам деятельности учреждения. При этом, ограничив состав наблюдательного совета определенными категориями участников и строго очертив рамки его полномочий, законодатель существенно ограничил его совещательные возможности.

Именно поэтому зачастую управляющий совет в школах становится более авторитетным совещательным органом вместо формального наблюдательного совета, создание которого обязательно по Закону.

Аналогично автономные учреждения других отраслей государственного сектора экономики (наука, культура и т.п.) могут создавать коллегиальные органы, подобные управляющему совету школ, однако успешность деятельности таких органов зависит от наличия заинтересованной общественности, готовой участвовать в управлении учреждением.

Регламент работы наблюдательного совета (НС)

Что обсуждается Вариант решения Нормативный
документ,
регламентирующий
решение
Кто организует
заседания, созывает
НС, организует
ведение протокола
Председатель НС. В отсутствие
председателя его функции
осуществляет старший по возрасту
член НС, за исключением
представителя работников
Пункты 15,
16 ст. 10 Закона
N 174-ФЗ
Периодичность
заседаний НС
По мере необходимости, но не реже
1 раза в квартал
Пункт 1 ст. 12
Закона N 174-ФЗ
Кто инициирует
заседания НС
Председатель НС по собственной
инициативе, по требованию
учредителя, члена НС или
руководителя учреждения
Пункт 2 ст. 12
Закона N 174-ФЗ
Проведение первого
заседания НС
Первое заседание НС после его
создания, а также первое
заседание нового состава НС
созывается по требованию
учредителя. До избрания
председателя на таком заседании
председательствует старший
по возрасту член совета,
за исключением представителя
работников автономного учреждения
Пункт 8 ст. 12
Закона N 174-ФЗ
Порядок и сроки
подготовки, созыва
и оповещения членов
НС, место и время
заседаний, порядок
проведения
заседаний
Пример формулировки данной нормы
в уставе учреждения:
«Председатель НС письменно
извещает членов наблюдательного
совета о предстоящем заседании
под подпись не позднее чем за 7
календарных дней до даты
заседания. В извещении
указываются место и время
заседания, повестка дня»
Устав учреждения
Участие
в заседаниях НС
приглашенных лиц
В заседании НС вправе участвовать
руководитель автономного
учреждения. Иные приглашенные
председателем лица могут
участвовать в заседании совета,
если против их присутствия не
возражает более чем одна треть
от общего числа членов совета
Пункт 4 ст. 12
Закона N 174-ФЗ
Правомочность
заседаний
Заседание НС признается
правомочным, если все его члены
извещены о времени и месте его
проведения и на заседании
присутствует более половины
членов НС. Передача членом НС
автономного учреждения своего
голоса другому лицу
не допускается
Пункт 5 ст. 12
Закона N 174-ФЗ
Возможность
проведения заочных
голосований при
принятии решений
Пример формулировки данной нормы
в уставе учреждения: «Мнение
члена наблюдательного совета,
отсутствующего на его заседании
по уважительной причине,
представленное в письменной
форме, учитывается
при голосовании, а также при
определении правомочности
заседания. Голосование членов
наблюдательного совета
по вопросам заседания может
проводиться в заочной форме, если
в повестке дня отсутствуют
вопросы одобрения крупных сделок
и сделок с заинтересованностью.
Вопрос о форме проведения
голосования решает председатель
совета. Форма проведения
голосования указывается
в письменном извещении членов
совета о проведении заседания»
Уставом учреждения
может
предусматриваться
такая возможность
по всем вопросам,
за исключением
одобрения крупных
сделок и сделок с
заинтересованностью
Порядок учета
голосов
при голосовании
Каждый член наблюдательного
совета имеет при голосовании
один голос. В случае равенства
голосов решающим является голос
председателя
Пункт 6 ст. 12
Закона N 174-ФЗ
Максимальный срок
рассмотрения
предложений
о крупных сделках
и сделках с
заинтересованностью
15 календарных дней для каждого
вида сделок
Пункт 1 ст. 15,
п. 1 ст. 17
Закона N 174-ФЗ.
Уставом может быть
предусмотрен более
короткий срок
Порядок
взаимодействия НС
с другими
коллегиальными
органами учреждения
На усмотрение учреждения Не регламентируется
законами.
Регламентирующим
документом является
устав или положение
об ином
коллегиальном
органе

Регламент работы других коллегиальных органов

В отличие от регламента работы наблюдательного совета Законом N 174-ФЗ не определен какой-либо порядок работы иных коллегиальных органов учреждения.

Отдельные положения можно найти в иных нормативно-правовых актах. Например, п. 2 ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» утверждено, что формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются его уставом.

Таким образом, порядок работы и компетенция управляющего совета обязательно должны быть прописаны в уставе учреждения. Для коллегиальных органов учреждений иных сфер деятельности подобного требования нет, следовательно, они могут утверждать отдельные положения о деятельности таких органов.

Обратите внимание, что при пересечении компетенций различных коллегиальных органов должен быть указан порядок их взаимодействия и принятия решений. Например, если в образовательном учреждении к компетенции управляющего совета отнесены вопросы о реорганизации учреждения, открытии и закрытии филиалов и самого учреждения, то необходимо указать, что наблюдательный совет при вынесении решений по данным вопросам должен учесть мнение управляющего совета, сформулированное в соответствующем протоколе заседания.

Коллегиальные органы управления, такие как наблюдательный совет автономного учреждения, играют важную роль в жизни учреждения любой сферы. Создание и полномочия наблюдательного совета строго регламентированы Законом N 174-ФЗ. При этом учредитель имеет весьма широкие полномочия по формированию состава наблюдательного совета, что позволяет ему при помощи совета направлять действия руководителя в нужном направлении.

И.В.Артемова

Главный бухгалтер,

консультант

Оставьте комментарий