Налог это определение

§ 4. Виды налогов

Существуют различные основания, которые могут быть поло­жены в основу классификации налогов (рис. 5.3).

Налоги

По форме возложения налогового бремени

прямые

косвенные

В зависимости от характера распределения сумм налога

закрепленные

регулирующие

В зависимости от характера использования

общие

целевые

^ 3 зависимости от террито­риального уровня
федеральные налоги субъектов РФ местные
В зависимости от категории налогоплательщика
налоги с физических лиц налоги с юридических лиц Налоги, общие для физических и юридических лиц

Рис. 5.3. Виды налогов

к 4 Виды налогов

А: По форме возложения налогового бремени налоги делят­ся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материаль­ных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуЩествУ> доходам и т. п. Типичным примером прямого налога является подоходный налог.

Косвенные, налоги (их еще называют налогами на потребле­ние) взимаются в процессе расходования материальных благ. На­лог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров и поэтому незаметен для фактического плательщика, не связан с его доходами или имуществом напрямую. Юридическим платель­щиком косвенного налога является предприятие, производящее товары. Оно непосредственно уплачивает налог, а потом заклады­вает его в цену товара, так что реально расплачивается покупа­тель. Поэтому покупатель не замечает того, что он ежедневно уп­лачивает налог. Замечено, что бремя прямых налогов переносится населением гораздо более тяжко, поэтому они стимулируют граж­данскую активность. Косвенные налоги, наоборот, наиболее при­емлемы для государства ввиду своей замаскированности.

С другой стороны, косвенные налоги в гораздо большей сте­пени подрывают имущественное положение слоев населения с низ­ким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процен­тном отношении к их доходу далеко не одинаково.

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реаль­ные. Реальными налогами облагается не действительно получен­ный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется в случаях, когда не­возможно установить действительный доход налогоплательщика. Чаще всего это налоги с имущества. Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли (дохода).

Б В зависимости от характера распределения сумм на­лога они делятся на закрепленные и регулирующие Закрепленны­ми называются такие налоги, которые на длительный период (бо­лее чем на 5 лет) полностью или в части закреплены за определен­ным бюджетом. Регулирующие налоги ежегодно перераспределя­ются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюд­жетами с целью устранения их несбалансированности.

В: В зависимости от характера использования налоги Делятся на общие и целевые. Общие налоги (и они составляют ос-

новную налоговую массу) не имеют привязки к определенным рас­ходам и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд, на общий счет. Целевые же налоги не поступают в общий денежный фонд территории, а учитываются отдельно (на счетах внебюджет­ного фонда, выделяются отдельной строкой в бюджете) и исполь­зуются на конкретные цели (например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды).

Г: В зависимости от территориального уровня налоги делятся на:

1) федеральные, которые устанавливаются законами РФ, взи­маются на всей ее территории. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестояще­го уровня;

2) налоги субъектов РФ. Часть этих налогов устанавливается актами Российской Федерации, а часть — законами субъекта РФ, однако конкретная ставка налога определяется субъектом РФ все­гда самостоятельно. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муници­пальных образований;

3) местные налоги и сборы — это такие налоги, зачисление сумм от которых на долгосрочной основе предусмотрено в бюдже­те муниципальных образований. Устанавливаться эти налоги могут как актами органов мес.тного самоуправления, так и законами субъектов РФ, федеральными законами.

Д: В зависимости от категории налогоплательщика. Не­которые налоги могут взиматься только с физических лиц (подо­ходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке на­следования и дарения, и др.), другие — только с юридических лиц (налог на прибыль, на добавленную стоимость). Существует группа налогов, которые взимаются и с физических, и с юридических лиц (земельный налог, некоторые налоги, зачисляемые в дорожные фонды).

Налог и налоговый платеж: понятие, виды. Неналоговые платежи

Налоги — это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ закрепляются отдельные принципы налогообложения:

  • · Всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы — ст. 57 Конституции РФ);
  • · Верховенство представительной власти в их установлении (статьи 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ);
  • · Прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 Налогового кодекса РФ);
  • · Однократность налогообложения — один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения;
  • · Очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);
  • · Временное ограничение налоговых притязаний;
  • · Определенность налогообложения — в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется;
  • · Приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 Налогового кодекса РФ).

Налоговым кодексом РФ все налоги подразделяются на:

  • · Федеральные;
  • · Налоги субъектов РФ (региональные);
  • · Местные.

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, госпошлина, таможенные доходы, подоходный налог с физических лиц и др.

Региональные налоги включают в себя платежи, установленные Налоговым кодексом РФ, взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.

Местные налоги — это налоги, которые устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.

В зависимости от плательщиков налоги можно разделить на налоги:

  • — с физических лиц;
  • — с юридических лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдельный баланс и счет;
  • — смешанного состава, то есть взимаемые и с физических, и с юридических лиц.

В зависимости от того, является ли юридический плательщик одновременно фактическим плательщиком, налоги подразделяют на:

  • — прямые;
  • — косвенные.

Неналоговые платежи — это платежи за оказание различных услуг; доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов федерации; платежи — штрафы; поступления от продажи государственных бумаг, которые относятся к объектам федеральной собственности или субъектов РФ

Налог

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право). Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

Доктринальные определения налога

Витте, Сергей Юльевич: «Налоги — принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития».

Я. Таргулов, русский советский экономист: «Налог есть такая форма доходов государства или каких-либо других общественно-принудительных единиц, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются односторонней их жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента, вытекают из природы государства как органа власти и служат для удовлетворения общественных потребностей».

К. Эеберг, немецкий экономист: «Отношение плательщика к государству выставляет налог не как специальное воздание за выгоды от принадлежности государству, а как обязанность гражданина, его жертву, вносимую им на поддержание и развитие целого».

Б. Г. Мильгаузен, русский финансист: «Податями и налогами в тесном смысле слова называются те пожертвования, которые подданные дают государству».

Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан».

Мюррей Ротбард (1982): «Все другие личности и группы в обществе (за исключением отдельно взятых преступников, таких, как воры и грабители банков) приобретают свой доход на основе добровольных контрактов: или продавая товары и услуги потребителям, или посредством акта дарения (то есть членство в клубе или ассоциации, завещание наследства, получение наследства). Только государство добывает свой доход посредством насилия, угрожая ужасными взысканиями, если доход не появляется. Такое насилие известно как налогообложение, хотя в менее развитые времена его называли данью. Налогообложение — это попросту чистое воровство, и воровство это — поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или подданных государства».

Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, русский экономист (1818): «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своём в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».

А. А. Исаев (1887): «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.

Аккордные и подоходные

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Таким образом,

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y). Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода. То есть,

или , где:

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает. (См. Прогрессивное налогообложение).
  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается. (См. Регрессивное налогообложение).
  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Налоги выполняют одновременно пять основных функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
  • Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
  • Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Налоговая нагрузка, налоговое бремя

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). ОЭСР публикует данные уровня налогообложения в странах-членах.

Налоги как доля ВВП в странах ОЭСР, в процентах, 2007

Страна Полный налог Налоги на доходы, прибыль, прирост капитала и т. д. Социальные взносы и пенсии Налоги на имущество и т. п. Налоги на товары и услуги Прочие налоги
Канада 33,3 16,6 4,8 3,3 7,9 0,7
Мексика 18,0 5,0 2,8 0,3 9,5 0,4
США 28,3 13,9 6,6 3,1 4,7 0,0
Австралия 30,8 18,2 2,7 8,2 1,5
Япония 28,3 10,3 10,3 2,5 5,1 0,1
Южная Корея 26,5 8,4 5,5 3,4 8,3 0,9
Новая Зеландия 35,7 22,5 1,9 11,3 0,0
Австрия 42,3 12,7 14,2 0,6 11,7 3,1
Бельгия 43,9 16,5 13,6 2,3 11,0 0,1
Чешская республика 37,4 9,4 16,2 0,4 11,1 0,3
Дания 48,7 29,0 1,0 1,9 16,3 0,1
Финляндия 43,0 16,9 11,9 1,1 12,9 0,2
Франция 43,5 10,4 16,1 3,5 10,7 2,8
Германия 36,2 11,3 13,2 0,9 10,6 0,2
Греция 32,0 7,5 11,7 1,4 11,4 0,0
Венгрия 39,5 10,0 12,9 0,8 14,9 0,9
Исландия 40,9 18,5 3,1 2,5 16,5 0,3
Ирландия 30,8 12,1 4,7 2,5 11,1 0,4
Италия 43,5 14,7 13,0 2,1 11,0 2,7
Люксембург 36,5 12,8 10,2 3,6 9,9 0,0
Нидерланды 37,5 10,9 13,6 1,2 11,2 0,6
Норвегия 43,6 21,0 9,1 1,1 12,4 0,0
Польша 34,9 8,0 12,0 1,2 13,3 0,4
Португалия 36,4 9,4 11,7 1,4 13,7 0,2
Словакия 29,4 5,8 11,7 0,4 11,3 0,2
Испания 37,2 12,4 12,1 3,0 9,5 0,2
Швеция 48,3 18,7 12,6 1,2 12,9 2,9
Швейцария 28,9 13,2 6,7 2,4 6,5 0,1
Турция 23,7 5,6 5,1 0,9 11,3 0,9
Великобритания 36,1 14,3 6,6 4,5 10,5 0,2

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. ).

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.

Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. В России номинальная налоговая нагрузка на физическое лицо по состоянию на 2011 год составляет примерно 62 %. Из них: 13 % — подоходный налог, 30 % — социальный налог (изменения 2012 года), 15 % — доля НДС в общей сумме выручки, фактически уплачиваемая физическим лицом при покупке товаров/услуг (18 % / (100 % + 18 %) = 15,25 %). Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия. Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является: — владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения; — пользователь объектом налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования. (Источник: Табала, Д. Ч. Налогообложение как фактор повышения конкурентоспособности предприятий Беларуси / С. А. Пелих, Д. Ч. Табала // Финансы. — 2004. № 11. — С. 73-76.)

Влияние налогов на экономику

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

С точки зрения макроэкономики

Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения.

Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растёт совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».

Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара. В общем, сокращение предложений фирм ведёт к сокращению совокупного предложения. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»).

Примечания

  1. ↑ «Яндекс. Словари», Определение налогов
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Матвеева Т. Ю. 10.2 Виды налогов // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 404 — 408. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0
  3. ↑ Налоговая система — это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов
  4. ↑ Этика свободы
  5. ↑ «Яндекс. Словари», Определение прогрессивного налога
  6. ↑ «Яндекс. Словари», Определение регрессивного налога
  7. ↑ OECD Tax Database
  8. ↑ 1 2 3 4 5 6 Матвеева Т. Ю. 10.3 Воздействие налогов на экономику // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 410 — 412. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0
Налоги в мире
Прямые налоги Налог на имущество | Налог на прибыль | Налог на добычу полезных ископаемых | Транспортный налог | Земельный налог | Водный налог | Налог на биологические ресурсы | Налог на игорный бизнес | Налог на бездетность | Налог на прирост капитала
Косвенные налоги Налог на добавленную стоимость | Налог с продаж | Акцизы | Экологический налог
Исторические налоги Единый социальный налог | Квартирный налог | Зверина подать | Налог на дымовые трубы | Налог на общественные туалеты
Дань Двоеданство | Урок | Ясак | Забожничье | По́дать | Тя́гло | Продразвёрстка
Сбор Государственная пошлина | Таможенные пошлины | Замыт | Железное | Индукта | Щитовые деньги | Гербовый сбор | Гарнцевый сбор
Контрибуция Датские деньги | Репарации | Реституция
Прочее Налогообложение | Налог | Пеня
Не являются налогами Страховая премия | Оброк | Чинш | Откуп

Налоговые поступления в бюджет РФ

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2015-2016 годах приведена в таблице 2.

Таблица 2. Структура налоговых поступлений по видам налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд. руб.

Налоги

Изменение

Прирост, %

Налог на прибыль

2 598,8

2 770,2

171,4

6,6

НДПИ

3 226,8

2 929,4

-297,4

-9,2

НДФЛ

2 806,5

3 017,3

211,3

7,5

НДС

2 448,3

2 657,4

209,1

8,5

Акцизы

1 014,4

1 293,9

279,5

27,6

Имущественные налоги

1 068,4

1 116,9

48,5

4,5

Другие налоги

625,1

697,8

72,7

11,6

Консолидированный бюджет

13 788,3

14 482,9

649,6

5,04

Таким образом, произошло увеличение налоговых поступлений по следующим налогам:

  • налогу на прибыль – в связи ростом объемов прибыли хозяйствующих субъектов;
  • налогу на доходы физических лиц – в связи с ростом заработной платы;
  • налогу на добавленную стоимость – в связи с увеличением налоговой базы в 2016 году;
  • акцизам – за счет увеличения ставок акцизов на подакцизные товары, включая алкоголь и табак;
  • имущественным налогам – в связи с увеличением вводимого в строй жилья и другого недвижимого имущества.

Налоговые поступления по налогу на добычу полезных ископаемых сократились в связи со снижением объемов добычи и неблагоприятной динамикой цен на природные ресурсы. Изменение структуры налоговых поступлений показано на рисунке.

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015-2016 годах

Формирование всех налоговых поступлений в 2016 году на 78% обеспечено за счет поступления НДФЛ – 21%, НДПИ – 20%, налога на прибыль – 19% и НДС – 18%. В 2015 году совокупная доля указанных налогов составляла 80%.

Таблица 3. Структура налоговых поступлений по видам налогов в федеральный бюджет Российской Федерации, млрд. руб.

Налоги

Изменение

Прирост, %

Налог на прибыль

491,4

-0,4

-0,1

НДС

2448,3

2657,4

209,1

8,5

Акцизы

527,9

632,2

104,3

19,8

НДПИ

2863,5

296,5

9,4

Другие налоги

252,8

285,1

32,3

12,8

Федеральный бюджет

6 880,5

6 929,1

48,6

0,7

Формирование общей суммы налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2016 году на 88% обеспечено за счет поступлений НДПИ – 41%, НДС – 38%, акцизов – 9%. В 2015 году совокупная доля указанных налогов составляла 90%.

Изменение структуры налоговых поступлений показано на рисунке.

Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2015-2016 годах

Таблица 4. Структура налоговых поступлений по видам налогов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, млрд. руб.

Налоги

Изменение

Прирост, %

Налог на прибыль

2107,5

2279,1

171,6

8,1

НДФЛ

2806,5

3017,3

210,8

7,5

Акцизы

486,5

661,7

175,2

Имущественные налоги

1067,8

1116,1

48,3

4,5

Другие налоги

439,5

479,5

9,1

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

6 907,8

7 553,7

645,9

9,35

Таким образом, налоговые поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации увеличились по сравнению с 2015 годом. Формирование общей суммы налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2016 году на 94% обеспечили НДФЛ – 40%, налог на прибыль – 30%, имущественные налоги – 15%, акцизы – 9%. В 2015 году совокупная доля указанных налогов также составляла 94%.

Изменение структуры налоговых поступлений показано на рисунке.

Структура налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2015-2016 годах

Выводы

Проведенный анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации позволил установить, что наблюдается увеличение объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет, при этом структура налоговых поступлений консолидированного бюджета, федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в целом сохраняется и серьезных структурных изменений не наблюдается.

В настоящее время в условиях внешнеэкономического давления и макроэкономической нестабильности наблюдающая стабильность наполнения бюджета за счет налоговых поступлений позволяет судить о положительной динамике в данном аспекте.

Источник данных:

Налоговая аналитика // Федеральная налоговая служба Российской Федерации. – Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

Оставьте комментарий