Налог на роскошь автомобилей


2018.03.15

Министерство промышленности и торговли РФ обнародовало список автомобилей, облагаемых повышенным транспортным налогом в 2018 году. Перечень роскошных машин заметно вырос. Теперь в нем 1126 моделей против 909 в 2017-м и 708 в 2016 году, пишет газета «Известия».

Иван Тиссен

В перечне оказались машины, относящиеся к сегментам премиум и люкс стоимостью от трех миллионов рублей. В списке присутствуют Audi, BMW, Lexus, Jaguar, Land Rover, Ferrari, Lamborghini, Rolls-Royce. На увеличение количества моделей повлиял рост цен из-за повышения акцизов и утилизационного сбора, считают эксперты издания. Кроме того, список стал больше благодаря увеличению комплектаций прошлогодних новинок, а также за счет новых моделей или смены поколений. В перечне представлены такие новички, как Land Rover Velar, Mercedes-AMG E 63, Mercedes-Benz All-Terrain, E-class Estate, Rolls-Royce Phantom, BMW M5, а также Lexus LC500.

Согласно налоговому кодексу России, если автомобиль стоит от трех до пяти миллионов рублей, то транспортный налог за него оплачивается с повышающим коэффициентом 1,1–1,5. Если стоимость колеблется в пределах от пяти до десяти миллионов рублей, то коэффициент возрастает до 2. Машины за десять миллионов рублей и дороже облагаются троекратным налогом.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Ведомство расширило список автомобилей, которые подпадают в нашей стране под так называемый налог на роскошь. Повышенной ставкой транспортного налога сейчас стали облагаться автомобили, которые не считают роскошными даже сами производители.

В России официально признаны роскошью машины с ценой от 3 миллионов рублей. Учитывая, что порог этот не повышался довольно давно, а цены на новые легковые автомобили растут постоянно, Минпромторгу приходится регулярно корректировать список.

В прошлом году была чуть подправлена и схема формирования конечной ставки налога. Скажем, ранее автомобили ценой от 3 до 5 млн рублей облагались транспортным налогом с коэффициентом 1,5 в первый год жизни, а к третьему он снижался до 1,1, а сейчас меньший коэффициент действует на все первые три года эксплуатации автомобиля. Однако вряд ли это послабление успокоит владельцев машин, которые неожиданно оказались переведены в разряд роскоши.

Список автомобилей из самого насыщенного сегмента — ценой от 3 до 5 млн — увеличился сразу на 54 модели: теперь в него включают 632 автомобиля различных исполнений и комплектаций. И повышенная ставка налога теперь распространяется, к примеру, на Honda Pilot, топовые версии Mazda CX-9, универсал Subaru Outback (с 2,5-литровым 175-сильным мотором, но в богатой комплектации), базовые исполнения Volkswagen Teramont с двухлитровым двигателем, целый ряд внедорожников Jeep, включая безыскусный Wrangler, и даже Toyota Hiace с механической КПП и тканевым интерьером.

Поправки к Налоговому кодексу, закрепляющие существование «налога на роскошь», вступили в силу в 2014 году. Согласно этому принципу, самый высокий коэффициент — 3 — распространяется на автомобили ценой от 10 до 15 млн рублей возрастом до 10 лет и машины дороже 15 миллионов и моложе 20 лет.

Минпромторг опубликовал расширенный список транспортных средств, попадающих под налог на роскошь. В их число попали совсем не премиальные модели, которые в народном сознании не воспринимаются изысканными и дорогими.

Скачки валют, повышение налоговой нагрузки и отсутствие сборочных производств у некоторых компаний превратили массовые машины в роскошь. Теперь среди дорогих спортивных Audi, BMW, Jaguar, Aston Martin и Bentley можно встретить представителей вполне народных некогда брендов Volkswagen, KIA, Ford и прочих производителей. Эти машины до сих пор импортировались в Россию и хорошо продавались, но после введения дополнительных расценок утилизационного сбора и отмены льготных тарифов их цены возросли и значительно превысили по стоимости те конкурирующие модели, производство которых удалось наладить у нас в стране. Всего в списке Минтранса сейчас указано 1298 моделей различных марок. Будет ли повышен транспортный налог для «старых» машин? Подробнее

Порядок расчета налога

Налогом на роскошь с 2014 года облагаются транспортные средства, стоимость которых превышает 3 миллиона рублей. При этом учитываются многие факторы, в том числе объем двигателя, мощность и комплектация. Налог рассчитывается не единовременно, а ежегодно. Если остаточная цена машины в процессе эксплуатации снижается, то становится меньше и сумма налогооблажения. К примеру, если после покупки дорогой внедорожник стоил 3,5 миллиона рублей, то через год его цена, исходя из оценочных таблиц компании-производителя, должна упасть на 30% и стать меньше 3 миллионов. Эта машина уже не считается роскошью, и владелец освобождается от дополнительных трат.

Новая роскошь

Существуют повышающие коэффициенты, с помощью которых рассчитывается налог на роскошь.

  • Машины стоимостью от 3 до 5 млн рублей получают коэффициент 1,5.
  • Владельцы машин дороже 5 млн рублей должны платить налог в двойном размере, то есть с коэффициентом 2.
  • Если автомобиль стоит дороже 10 млн рублей, то стандартный налог, рассчитывающийся исходя из характеристик мотора, увеличивается в три раза.

Вопрос-ответ Кого коснется «гаражная амнистия»? В 2020 году к привычным премиальным маркам добавилось несколько машин, которые не считались люксовыми. Сейчас их цена превысила 3 млн рублей и держится выше 3-миллионного барьера от 1 года до 3 лет. Это:

  • Subaru Outback 2.5i-S.
  • KIA Stinger GT с мотором 3342 куб. мм.
  • Ford Explorer Limited с силовым агрегатом 3497 куб. мм, который считается теперь роскошью в течение 3 лет.
  • Nissan Murano и Nissan Pathfinder 3,5 Top с повышенной налоговой нагрузкой от 2 до 3 лет включительно.

Под налог попадает самый доступный Volkswagen Touareg Business со слабым бензиновым 2,0-литровым мотором объемом 1984 куб. мм, а также Jeep Grand Cherokee с мотором 2985 куб мм. За них потребуют платить дополнительный налог в течение одного года.

Очень дорогими стали массовые некогда Volvo XC40 с дизельным 2,0-литровым мотором D4 AWD и Volvo XC 60 T5 AWD с бензиновым 2,0-литровым агрегатом.

Между тем есть в законодательстве послабления для некоторых категорий граждан. Полностью освобождаются от уплаты налога на роскошь все инвалиды; многодетные родители, получившие специальный статус; ветераны ВОВ; иные участники боевых действий, а также военные, признанные героями РФ и СССР. Правда, покупаемые ими машины не должны быть мощнее 200 л.с. Отменят ли транспортный налог? Подробнее

Налог на роскошь — это повышающий коэффициент, применяемый при расчете транспортного налога для дорогостоящих автомобилей. В статье приведены особенности его уплаты, ставки повышающего коэффициента, характеристики, необходимые для определения размера коэффициента.

Повышающий коэффициент, введенный для определения транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей еще четыре года назад, принято именовать налог на роскошь: автомобили 2020 года, список которых был утвержден 04.03.2019, в силу их высокой цены (свыше 3 млн рублей) подлежат повышенному налогообложению. Список таких машин можно найти на сайте Минпромторга или скачать в конце статьи. Именно Минпромторг уполномочен законодательством формировать такой список ежегодно.

Письмо ФНС России от 22 марта 2020 г. № БС-4-21/5177@ внесло поправки в список. За последние несколько лет перечень заметно расширился и сейчас включает 1195 моделей.

Примечательно, что перечень дорогостоящих автомобилей растет постоянно, с момента принятия поправки в Налоговый кодекс РФ о повышающем коэффициенте. Так, в 2014 году в перечень входило всего 187 дорогих авто, а в 2015 года таких автомобилей было уже 425. В 2016 году в список входило 708 моделей легковых машин. Больше всего традиционно пополняется подраздел перечня, в котором собраны легковые машины стоимостью от 3 до 5 млн рублей. Более дорогих марок на порядок меньше.

Многие специалисты критикуют данный сбор как не отвечающий принципам дифференцированного налогообложения. Однако в региональном бюджете он играет важную роль.

Особенности уплаты

Транспортный налог является региональным, согласно ст. 356 НК РФ, поэтому он уплачивается в региональный бюджет в сроки, установленные местными законами. Ставки также формируют региональные власти в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Гражданам — владельцам авто приходит уведомление из ФНС о необходимости уплаты с расчетом суммы (а также, как правило, с указанием срока оплаты и реквизитов). Юридические лица, согласно ст. 361 НК РФ, рассчитывают суммы данного сбора самостоятельно.

Порядок расчета

Повышенный сбор на роскошные автомобили, в соответствии с ч. 2 ст. 362 НК РФ, применяется в отношении машин стоимостью более 3 миллионов рублей. Коэффициенты установлены дифференцированно для автомобилей различной стоимости. Однако это не единственная характеристика, также учитывается возраст транспортного средства, год производства.

Согласно законодательству, подпадают под действие «платы за роскошь» в определенном размере следующие транспортные средства:

Стоимость авто (в миллионах рублей)

Возраст, в годах с момента выпуска

Коэффициент

От 3 до 5

Не более одного

1,5

От 3 до 5

Не более двух

1,3

От 3 до 5

Не более трех

1,1

От 5 до 10

Не более пяти

От 10 до 15

Не более десяти

Свыше 15

Не более двадцати

Стоимость машины определяется согласно порядку, установленному Минпромторгом в Письме от 28.02.2014 №316, а не берется из документов о приобретении машины. При расчете учитываются рекомендованные розничные цены на 1 декабря и 1 июля. Также при определении этого показателя необходимо ориентироваться на уже упомянутый список, который ежегодно составляется Минпромторгом до 1 марта и публикуется в сети Интернет.

С 1 января 2014 вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 362 НК РФ в части порядка исчисления транспортного налога по дорогостоящим легковым автомобилям (средней стоимостью более 3 млн руб.). В связи с этим некоторые автовладельцы могут столкнуться с необходимостью исчисления транспортного налога с применением повышающего коэффициента. Давайте разберемся, от чего зависит размер повышающего коэффициента.

Каков размер повышающего коэффициента?

Размер коэффициента зависит от средней стоимости легкового автомобиля и периода, прошедшего с года его выпуска.

Средняя стоимость авто Срок, прошедший с года выпуска Повышающий коэффициент
от 3 до 5 млн руб. не более 1 года 1,5
от 3 до 5 млн руб. от 1 года до 2 лет 1,3
от 3 до 5 млн руб. от 2 до 3 лет 1,1
от 5 до 10 млн руб. не более 5 лет 2
от 10 до 15 млн руб. не более 10 лет 3
от 15 млн руб. не более 20 лет 3

Откуда берется средняя стоимость легкового автомобиля?

Это не та стоимость, за которую был куплен автомобиль. Средняя стоимость рассчитывается Департаментом транспортного и специального машиностроения (является структурным подразделением Минпромторга) в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. должен ежегодно не позднее 1 марта размещаться на официальном сайте Минпромторга в Интернете. Такой перечень мы публикуем и на Дроме.

На 2016 год он состоит из 708 моделей (версий) легковых автомобилей разных марок, но без указания средний стоимости по каждому автомобилю в зависимости от года выпуска, поскольку названные данные пока рассчитать не представляется возможным. Убедиться в этом можно, ознакомившись с процедурой расчета средней стоимости легковых автомобилей.

Формула № 1

Для расчета средней стоимости легкового автомобиля используется одна из двух формул. Формула № 1 применяется в том случае, если производитель (его уполномоченное лицо) представлен на территории РФ и им по запросу Минпромторга не позднее 1 июля и 1 декабря текущего налогового периода представлены данные о рекомендованных розничных ценах автомобиля. Данная формула выглядит так:

Спр = (Р1 + Р2) / 2, где:

Спр — средняя стоимость автомобиля по формуле № 1;

Р1 — рекомендованная розничная цена автомобиля данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска, полученная по состоянию на 1 июля соответствующего налогового периода по уплате транспортного налога;

Р2 — рекомендованная розничная цена, полученная по состоянию на 1 декабря.

Расчет средней стоимости автомобилей по формуле № 1 основан на информации о рекомендованных производителями розничных ценах на автомобили по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода. Эта формула используется в том случае, если производитель или его уполномоченное лицо представлены на территории РФ и от них поступила соответствующая информация.

Формула № 2

Если необходимая информация от производителя (его уполномоченного лица), представленного на территории РФ, не поступила, а также в ситуации, когда производитель (его уполномоченное лицо) на территории РФ не представлен, расчет средней стоимости производится с использованием формулы № 2. У этой формулы есть два варианта, выбираемых в зависимости от возраста автомобиля.

Средняя стоимость нового легкового автомобиля (не старше пяти лет) определяется таким образом:

Ск = (Рcrmax + Рcrmin) / 2, где:

Ск — средняя стоимость автомобиля по формуле № 2;

Рcrmax — максимальная цена продажи автомобиля на территории РФ по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода по данным российских каталогов (например, ФГУП «НАМИ», «Прайс-Н»);

Рcrmin — минимальная цена продажи автомобиля по состоянию на 31 декабря.

Если же автомобиль старше пяти лет, формула расчета выглядит так:

Ск = (Рcrmax + Рcrmin) x (Кс + Кt) / 2

В этом случае максимальная и минимальная цены продажи автомобиля по состоянию на 31 декабря берутся из каталогов иностранных издательств (к примеру, Audatex, DAT, Kelley Blue Book, Mitchel, Motor, Canadien Black Book, Schwacke). С целью перевода каталожной цены автомобиля в цены в рублевом эквиваленте согласно валютному курсу года выпуска автомобиля используется коэффициент Кс, значение которого устанавливается следующим образом:

Кс = (Q1 + Q2) / 2, где:

Q1 — курс иностранной валюты к валюте РФ, установленный ЦБ РФ на 1 января года выпуска автомобиля;

Q2 — курс иностранной валюты по состоянию на 31 декабря года выпуска автомобиля.

Полученная средняя цена автомобиля увеличивается на коэффициент Кt, равный сумме утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль.

Ключевой момент

В формуле № 2 за основу берутся данные российских каталогов или каталогов иностранных государств о максимальной и минимальной ценах продажи автомобиля по состоянию на 31 декабря года выпуска автомобиля.

Сколько лет прошло с года выпуска автомобиля?

Помимо применения повышающего коэффициента для определения средней стоимости легкового автомобиля необходимость его применения зависит от того, какой период прошел с года выпуска автомобиля. В пункте 2 ст. 362 НК РФ указано только, что исчисление данного срока начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Надо ли при расчете учитывать непосредственно год выпуска, из этой фразы непонятно.

ФНС подсказала: количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (Письмо ФНС РФ от 24.03.2014 № БС-4-11/5316).

Другими словами, период, прошедший с года выпуска легкового автомобиля, следует определять в том же порядке, который используется при установлении дифференцированных налоговых ставок с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Пример. Автомобилист использует зарегистрированный на него легковой автомобиль Mercedes-Benz CL 500, выпущенный в мае 2012 года. При расчете транспортного налога по итогам 2014 года срок, прошедший с года выпуска легкового автомобиля Mercedes-Benz CL 500, составит два года. Тогда транспортный налог исчисляется с применением повышающего коэффициента 2 в том случае, если средняя стоимость автомобиля попадет в диапазон от 3 млн до 10 млн руб.

Вывод

Если ваш автомобиль официально продается в России и попадает в актуальный для текущего года «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб.», то скорее всего налоговая служба выставит вам счет с повышающим коэффициентом. Если же автомобиль у вас дорогостоящий, но в список не попал, то возможны варианты. Не исключено, что налоговики и не смогут распознать ваш авто как попадающий под «налог на роскошь».

Дром

Оставьте комментарий