Налоги история

Налоговая система – это зеркало государства. Вникнув в налоговую систему, можно с уверенностью сказать о явных и скрытых целях государства, узнать, чьи интересы оно защищает, а кто является «дойной коровой». Заглянув в это зеркало, можно увидеть, думает ли государство о социальной справедливости, о развитии своей экономики или отбирает последнее у самых беззащитных.

Налоговая система – это механизм отъема части добавленной стоимости в пользу государственной машины у тех, кто ее производит.

В средневековых государствах не задумывались об эффективности и справедливости налоговой системы – главное было собрать нужную сумму. Поэтому налоговая база была такая, чтобы ее легче было посчитать, например, в разное время существовал налог «от дыма» т.е. от жилого помещения и подушный налог.

В рыночной экономике налоговая система — это один из инструментов влияния государства на рынок. С помощью налоговой системы государство может стимулировать одни сектора экономики и ограничивать другие. С помощью налоговой системы государство может стимулировать спрос, а может его сдерживать. Более того, демократическое государство жизненно заинтересовано в создании справедливой налоговой системы (по крайней мере, чтобы большинство населения считало ее справедливой).

Давайте и мы посмотрим на нашу налоговую систему с этой точки зрения.

1. Налог на имущество.

Может мне кто-нибудь объяснить логику этого налога? Смотрите, я заработал немного денег и построил дом. За свои деньги проложил все коммуникации. И теперь государство мне говорит: о, молодец! Давай мы сейчас посчитаем, сколько твой дом стоит, и будешь нам гнать «денюжку». Из какого источника я должен оплачивать этот налог? А главное, за что я должен платить?

Было бы совсем другое дело, если бы государство бесплатно (!!!) предоставило всю инфраструктуру: дорогу, водопровод, подключение к электрическим и газовым сетям и т.п. В этом случае взимание налога на имущество обосновано, но базой этого налога должна стать стоимость инфраструктуры, а не стоимость дома.

Что касается имущества, используемого в коммерческих целях, здесь должен быть другой подход. Необходимо стимулировать снижение спекулятивной составляющей в имущественном обороте. Что я имею в виду? Налог должен препятствовать практике покупки имущества с целью перепродажи. Так же этот налог должен стимулировать эффективное использование производственного имущества. Поэтому он должен быть достаточно высоким.

2. Налог на прибыль.

Попробуем разобраться с логикой этого налога. Мы продаем продукцию, получаем доход — это база для НДС. Мы начисляем НДС, зарплату, делаем социальные отчисления. То, что осталось – прибыль. Этот остаток еще раз облагается налогом. Что стимулирует этот налог? Искусственное завышение издержек. Именно этим и объясняется низкая собираемость этого налога. В доходной части бюджета 2011 года налог на прибыль составляет около 300 млрд. руб. Ставка налога 20%. Получается, вся прибыль всех Российских компаний составляет за год 1,5 трлн. руб.?

Мне кажется, именно отсюда идут разговоры о том, что мы не умеем работать, что у нас низкая производительность труда и т. п. А всего то нужно — налог на прибыль отменить. Несущественные потери для бюджета легко скомпенсировать другими налогами. Речь о них пойдет ниже.

3. Налог на добавленную стоимость.

Сначала о собираемости этого налога. Теоретически, база этого налога очень прозрачна: есть сумма НДС, уплаченная продавцу, есть сумма НДС, полученная от покупателя. Разницу отдаешь государству. Все сделки проходят через банки, все выписки представляются в налоговую инспекцию. Ничего не скроешь. Если ты добросовестный налогоплательщик. Сколько нас таких осталось, я попробовал оценить. Оговорюсь, оценка очень грубая из-за того, что нашел только укрупненные данные по структуре доходной части бюджета.

Итак, ВВП страны (а это и есть сумма добавленных стоимостей всех субъектов коммерческой деятельности) за 2011 год около $2 трлн. Не вся добавленная стоимость облагается по ставке 18%. . Продукция сельского хозяйства облагается по ставке 10%. Экспортируемые товары облагаются по нулевой ставке. Предприятия, работающие на упрощенной системе налогообложения, освобождены от НДС.

Доля сельского хозяйства в ВВП – 6%. Долю предприятий, работающих на упрощенной системе, я не нашел, поэтому пришлось считать, что все малые предприятия используют «упрощенку». Оценка доли малых предприятий в ВВП колеблется в районе 25% (хотя, мне она кажется сильно завышенной). Экспорт в 2011г. составил $516 млрд.

2000-516 –(2000*6%)-(2000*25%)= $864 млрд. — база, облагаемая по ставке 18%

2000*6% =$120 млрд. – база, облагаемая по ставке 10%.

Т.е должно собираться налога:

864*18% + 120*10% = $167,5 млрд. или 5 с лишним трлн. руб.

Что мы видим по факту? НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ составляют 1 985,0 млрд. руб. В эту сумму, кроме НДС входят еще и акцизы. Получается недобор порядка 3 трлн. руб.

Получается, только один из трех налогоплательщиков добросовестно платит НДС, остальные не платят его вообще.

Борьба за собираемость НДС, которая начала имитироваться в последнее время, вряд ли приведет к желаемому результату. Потому что объектами борьбы стали фирмы-однодневки, а методом борьбы – усложнение процедуры сделок и выявление фирм-однодневок по формальным признакам. Не знаю, является ли это новостью для налоговой службы, но по формальным признакам на момент сделки фирма-однодневка ничем не отличается от обычного предприятия. Да и всей этой возней с фирмами- однодневками занимаются только мелкие и средние предприятия. Настоящие же акулы бизнеса спокойно уходят вообще от всех налогов через оффшоры.

У государства здесь два пути: либо доводить собираемость этого налога до 100%, либо отменять этот налог. Иначе мне не понятно, почему я должен платить НДС, в то время, когда 70 % остальных субъектов его не платят.

3. НДФЛ.

Сегодня все доходы физических лиц облагаются по ставке 13%. Своя логика в этом есть: чем меньше налог, тем меньше желание от него уйти. Такую систему можно было бы даже считать справедливой, если бы изначально все получили равный доступ к источникам дохода. Такую систему можно было бы считать целесообразной, если бы существовали другие механизмы перераспределения добавленной стоимости.

Но таких механизмов нет, и это главная причина сегодняшнего экономического тупика.

Вы спросите: какая связь? Да все просто – сверхдоходы не участвуют в потреблении. Они участвуют в перераспределении активов. С ростом производительности труда доля оплаты труда падает, а доля дохода с капитала возрастает. В какой-то момент наступает равновесие между производством и потреблением. В мире такой момент был пройден в 70-х годах прошлого века. В России мы проскочили его в 90-х.

На Западе эту проблему пытались решить системой рефинансирования кредитов. Что из этого получилось, мы видим сегодня. Остается единственный выход: прогрессивная шкала налогов с дохода. На Западе это понимают, у нас нет.

Конечно, эта мера не имеет смысла, пока имеется возможность экспорта капитала или пока во всем мире не введут равные условия налогообложения.

На весь мир наше государство влиять не может, а все остальное в его руках.

Я уверен, в высшей степени справедливо и целесообразно ставку налога привязать к размерам доходов. Для низких доходов — ставка должна быть нулевой, для высоких – близкой к 100%. Критерием отнесения доходов к высоким или низким, должен стать ВВП на душу населения за прошедший год. Примерная шкала ставки НДФЛ в таблице .

Доход (от ВВП на душу населения)

Ставка НДФЛ в процентах от дохода

0,…0,5

0,5…2

12% в части превышающей 0,5 ВВПнд

2…5

20% в части превышающей 2 ВВПнд

5…10

50% в части превышающей 5 ВВПнд

Свыше 10

80% в части превышающей 10 ВВПнд

Почему я считаю, что критерием отнесения доходов к высоким или низким должен стать именно ВВП на душу населения (ВВПнд)? Мне кажется, это самый естественный критерий. ВВП – это доход, который страна зарабатывает за год. Это и есть тот пирог, который делится на всех. Нужно понимать, что если кто-то получает 10 размеров ВВПнд, то он лишает возможности 10 человек заработать хотя бы 1 такой размер. Особенно это касается чиновников и депутатов. Если ВВП страны не растет, то из каких источников они собираются повышать себе «зряплату»? Только за счет еще большего обнищания остального народа!

Что делать?

Вернемся к налоговой системе в целом.

У кого хватило терпения добраться до этого места, может возникнуть закономерный вопрос: а откуда появятся деньги в бюджете, если отменить налог на прибыль и НДС?

Отвечаю. Если бы государство нашло в себе силы повысить собираемость НДС, хотя бы до 90%, проблем с доходной частью бюджета не было бы вообще. Но сейчас государство на это не способно. Что делать?

С моей точки зрения, налог на прибыль и НДС необходимо заменить налогом с оборота. Неоспоримое преимущество этого налога — простота его администрирования. Без всякого труда можно добиться высокой степени собираемости налога с оборота. Кроме этого, налог стимулирует развитие высокоэффективных видов бизнеса и является ограничивающим фактором для спекулятивных видов деятельности.

Возражения против этого налога могут быть следующими: банки и торговые организации не выдержат такого налога, потому что обороты у них огромные, а прибыль маленькая.

На эти возражения у меня тоже есть ответ.

В существующей системе ценностей главными в экономике являются не те, кто производит социально полезные товары и услуги, а те, кто производит деньги. Выгодополучателями такого статус-кво являются не более 10% населения планеты.

Именно они из-за своей алчности и ненасытности порождают все кризисы, а расхлебывать заваренную кашу предоставляют остальным 90%. Но из этого последнего кризиса, в рамках существующей модели экономики, выхода нет! Систему, в любом случае, придется менять. Тогда почему бы этот процесс не начать в России?

Что я имею в виду?

Банки необходимо перевести в разряд некоммерческих. Не спешите критиковать. Подумайте, какие выгоды это сулит всему человечеству, кроме банкиров.

Торговые организации должны будут перейти с операций купли — продажи на комиссионные и логистические операции. Мне кажется, для производителей такая схема окажется предпочтительней. Представьте, торговую сеть, которая не торгует товаром, а предоставляет производителю свою логистику (доставку товара, складирование, предоставление помещения, обслуживающего персонала и т. п.). Торговая сеть несет все те же затраты, что и раньше, имеет ту же налоговую базу, но налог платит меньше (ставка налога с оборота меньше ставки НДС). Производитель сам выбирает, по какой цене продавать товар конечному потребителю.

Заключение.

Наша беда в том, что о таких «мелочах», как налоговая система, большинство даже не задумывается. Я понимаю, что еще не все ощущают на себе надвигающуюся опасность.

Да, еще и сейчас есть виды бизнеса, которые дают рост. Это бизнес, ориентированный на богатых и верхний слой среднего класса. Все идет к тому, что выживут только такие виды бизнеса. Т. е. весь мир превратится в машину обслуживания мировой элиты. Люди будут бороться, чтобы стать «винтиком» этой машины. Хотите такой участи для себя и своих детей? Я не хочу!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

ИЗБЕЖАНИЕ НАЛОГОВ — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности.

КОРПОРАТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — налоговое планирование для юридических лиц и групп граждан (организаций).

НАЛОГОВЫЙ ДОМИЦИЛЬ (fiscal domicile) — совокупность определенных признаков, необходимых для признания субъекта налогоплательщиком.

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ — процесс, связанных с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.

НАЛОГОВОЕ РЕЗИДЕНТСВО — понятие, определяющее налоговую юрисдикцию на территории которой несется конечная налоговая ответственность налогоплательщика, т.е. наогоплательщик-резидент облагается налогами на все доходы и имущество из всех источников, включая доходы и за пределами данной налоговой юрисдикции. Ее резиденство не зависит от гражданства либо национальной принадлежности налогоплательщика.

НАЛОГОВЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — право любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, т.к. или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах.

НАЛОГОВАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — территория, на которой действуют самостоятельные налоговые законы.

ПЕРСОНАЛЬНОЕ (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ) НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — налоговое планирование для физических лиц или семей, частных предпринимателей.

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ — нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — 1) экономическое двойное налогообложение — обложение одного и того же дохода дважды разными налогами. Например, если заработная плата работника облагается подоходным налогом, то налог на фонд заработной платы предприятия, в который входит и эта заработная плата, приводит к ее двойному налогообложению; 2) международное двойное налогообложение — обложение одного и того же дохода идентичным налогом в разных странах. Например, у гражданина, работающего за границей, налог на его доход может взиматься в стране его гражданства и за рубежом, чего желательно избегать.

ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги. Показатели структуры денежной массы. Состав денежных агрегатов различен по странам. Чаще всего используются агрегаты МО (наличные деньги), М1 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования), М2 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады), МЗ (наличные деньги, чеки, вклады), L (наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги).

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ — налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифу на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами). Производители и продавцы выступают в роли сборщиков налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога. Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, налога с продаж, пошлин, таможенных сборов.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ — взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. Ряд товаров, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ ДЕНЕЖНЫХ КАПИТАЛОВ — вид налога, которым могут облагаться дивиденды и проценты, получаемые от акций и облигаций, проценты по банковским вкладам, выигрыши по займам.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, подоходный налог с физических лиц — налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Подоходным налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Относится к числу прогрессивных, налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере роста величины годового дохода. В России имеется ряд льгот по уплате подоходного налога, в частности, от него освобождены доходы по пенсиям.

НАЛАЛОГ НА НЕРАСПРЕДЕЛЕННУЮ ПРИБЫЛЬ — налагается на нераспределенную на дивиденды часть прибыли акционерных компаний, страховых обществ, банков и других организаций-налогоплательщиков, выплачивающих дивиденды. Дополняет более общий налог на прибыль корпораций.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ корпораций — существующий во всех странах с рыночной экономикой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов, на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские работы, на рекламу и представительство).

НАЛОГ НА ПРИРОСТ КАПИТАЛА — налог на доходы физических и юридических лиц, полученные от имущественных сделок в виде продажи, дарения, обмена имущества, предоставления его в пользование другим лицам.

НАЛОГ НА ПРОДАЖУ — налог, устанавливаемый в процентах к стоимости (цене) продаваемых товаров и услуг. Разновидность акциза.

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ корпораций — дополнительный налог на прибыль, величина которого намного превышает установленные нормы прибыли.

НАЛОГ НА СОБСТВЕННОСТЬ — налог на недвижимость (землю и здания) и на личную имущественную собственность.

НАЛОГ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ — налог, взимаемый с эмитентов акций, облигаций и других ценных бумаг, а также налог на биржевые сделки.

НАЛОГ НА ЭКСПОРТ И ИМПОРТ — налог, уплачиваемый экспортерами и импортерами в процентах к стоимости экспортируемых и импортируемых товаров.

НАЛОГ С НАСЛЕДСТВА И ДАРЕНИЙ — налог, уплачиваемый физическими и юридическими лицами при переходе имущества от одного лица к другому по праву наследования либо в виде дарения.

НАЛОГ С ОБОРОТА — налог в виде процента от цены произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. Относится к числу косвенных налогов. Широко использовался в Советском Союзе, где составлял основную долю поступлений в государственный бюджет. Разновидностью налога с оборота стал налог на добавленную стоимость.

НАЛОГИ — обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц; основной источник средств, поступающих в государственный бюджет. Одновременно налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся на федеральные, республиканские и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль, заработную плату и ее прирост), и косвенные — в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость). Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ — официальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период времени и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Налоговые декларации служат одной из форм установления величины подлежащего уплате налога и контроля за уплатой налогов со стороны налоговой инспекции. На основе налоговых деклараций облагаются доходы предпринимателей, лиц свободных профессий и взимается дополнительная (прогрессивная) часть подоходного налога с физических лиц.

НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ — государственные органы, призванные следить за своевременной и полной уплатой налогов, применять меры наказания к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов, способствовать нормальному функционированию налоговой системы, вести налоговую документацию.

НАЛОГОВАЯ ОГОВОРКА — условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется оплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА — система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот и т.д.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — государственная организация, призванная способствовать деятельности налоговой инспекции, выявлять и привлекать к ответственности наиболее крупных и злостных неплательщиков налогов.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

НАЛОГОВАЯ СТАВКА — величина налога в расчете на единицу налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут также устанавливаться в виде денежной суммы, приходящейся на один объект налогообложения или на показатель, характеризующий этот объект, например налог на транспортное средство, или с единицы земельной площади, с кубического сантиметра объема двигательной установки. Различают твердые налоговые ставки — устанавливаются в абсолютной сумме независимо от величины дохода (реальные налоги), пропорциональные ставки — действуют в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение) и прогрессивные ставки — возрастают по мере роста облагаемого дохода прогрессивное обложение).

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Налоговое законодательство регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, устанавливает налоговые санкции. Обычно налоговое законодательство входит в компетенцию высших законодательных органов страны, но в определенных пределах нормы налогового регулирования устанавливают и высшие исполнительные органы в лице правительства или министерства финансов.

НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ — установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ — частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Чаще всего такие льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность, крайне необходимую в интересах государства, предприятий и предпринимателей в сфере малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в крайне тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам.

НАЛОГОВЫЕ УБЕЖИЩА, гавани — территории, на которых относительно низок уровень налогов и действуют налоговые льготы, отсутствующие в других местах.

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ — юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

НАРЯД — документ, которым устанавливается производственное задание непосредственным исполнителям (рабочему, звену или бригаде работников). Наряд выдается до начала работы и содержит перечень работ, нормы расходования времени на их выполнение, расценки, формы и общую сумму оплаты.

НАТУРАЛЬНЫЙ НАЛОГ — налог, взимаемый в натуральной форме. В советский период государство прибегало к натуральному налогу на колхозы и крестьянские хозяйства, взимаемому продукцией сельскохозяйственного производства.

НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ — минимальный доход, не облагаемый подоходным налогом.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ — основной вид прямых налогов, взимаемый в виде процента с доходов юридических и физических лиц.

ПОШЛИНЫ — особый вид налогов и сборов, взимаемых государством в лице государственных органов с юридических и физических лиц за определенные виды услуг (при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и в ряде других случаев). Пошлины обычно существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наследственных, патентных, биржевых пошлин.

ПРЕФЕРЕНЦИИ (от ср.-век. лат. praeferentia — предпочтение) — преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государством и носят адресный характер. В отношениях между государствами преференции предоставляются как на началах взаимности, так и в одностороннем порядке.

ПРИБЫЛЬ — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Различают полную, общую прибыль, называемую валовой (балансовой прибылью), и чистую (расчетную) прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ налогами — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ — налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К таким налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество.

ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ, затраты — расходы, непосредственно связанные с производством продукции, работ, услуг; производственные расходы, включаемые в себестоимость продукции, в прямые издержки производства.

СБОРЫ — виды обязательных налогов (платежей), которые вносятся предприятиями и гражданами в порядке оплаты услуг, оказываемых им государственными органами.

ЧИСТЫЙ ПРОЦЕНТ — прибыль от банковского предпринимательства за вычетом взаимных платежей из прибыли.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ НАЛОГ — налог на физических и юридических лиц, вводимый государством в чрезвычайных ситуациях.

Версия для печати

Все темы: Налогообложение

Налоги. История развития налогов

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. В Пятикнижии Моисея сказано: «…и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляла 10% от полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

Впервые юридическое закрепление налоги нашли в Законах царя Хаммурапи, правителя древневавилонского государства в первой половине XVIII в. до н.э. Это были обязательные подати, своеобразный налог с имущества, который уплачивался в денежной или натуральной форме. Причем подати платили свободные землевладельцы и ремесленники как в царскую казну, так и в казну местной знати пропорционально размеру имеющегося у них в наличии имущества. Сбором податей занимались царские чиновники. Государство, в свою очередь, способствовало защите интересов плательщиков. Аналогичные нормы имеются в древнеиндийских Законах Ману, древнеримских Законах ХII таблиц.

Многие стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, но порой вкладывая собственные средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами.

Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV – III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой отменялись совсем. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно. Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами.

Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н. э.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г.н.э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль над налогообложением. Были значительно уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1% особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4% и налог на освобождение рабов по ставке 5% от их стоимости. В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер, полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог; подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10 — 12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и т.д.

Если строящееся здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воздух». Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем» когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход» «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 — 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства.

Для определения размера прямых налогов служило «сошное» письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные подушные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков. «Сошное письмо» составлял писец с состоявшими при нем подьячими. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек) с рубля оборота.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ.

Эпоха Петра I (1672 – 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до анекдотичного налога на бороды и усы. Царь учредил особую должность – «прибыльщики», обязанность которых изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков (десятая часть доходов от их найма), налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.

К новым налогам присоединялись казенные монополии; к прежним монополиям (смоле, поташу, ревеню, клею) прибавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало и дубовые гробы. Рыбные ловли отдавались из казны на откуп; вино продавалось в казенных кабаках.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить равномерную раскладку налоговых тягот. В конце царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а для увеличения государственных доходов и устранения злоупотреблений была предпринята новая серьезная финансовая мера – введение подушной подати, заменившей существовавшее с 1697г. подворное обложение. Помещичьи крестьяне должны были платить «по 8 гривен с персоны» (т. е. по 80 копеек) в год; государственные крестьяне и посадские люди должны были платить дополнительно (взамен помещичьих доходов) по 40 копеек с души. Причем в действительности размер подати был еще выше, так как душа мужского пола была не реальной единицей, а счетной, поскольку подушная подать взималась со всего мужского населения от грудных младенцев до глубоких старцев и даже с давно умерших, но числившихся в живых, в так называемых ревизских сказках. После уплаты подушной подати другие поборы не взимались.

В ходе дальнейшего исторического развития налоговая система претерпевала незначительные изменения, не носившие системообразующего характера.

В 1881-1885г.г. в России была проведена налоговая реформа, были отменены соляной налог и подушная подать, проведена реорганизация системы сбора налогов и введены некоторые новые налоги.

Основные формы государственных доходов поступали в виде акцизов на предметы потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Косвенные налоги составляли значительную часть всего государственного бюджета. Среди них доминировали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.

Прямые налоги – государственный поземельный налог, промысловый сбор, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на наследство, на переход недвижимости – составляли около 7% от доходов бюджета.

Большое количество косвенных налогов в то время связано со спецификой объектов налогообложения. Дело в том, что основной гнет налогового бремени ложился на крестьянство и городских жителей, с которых взять по большей части было нечего. Наиболее состоятельные слои общества были, как правило, освобождены от уплаты налогов. Поэтому значительное количество косвенных налогов не удивительно. Акцизы устанавливались на товары, пользующиеся всеобщим спросом.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налогов обычно выступали люди, принадлежавшие к третьему сословию, т. е. сельские жители и горожане недворянского происхождения.

Практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание, выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль.

Но только в самом конце XVII — начале XVIII в.в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов.

Из косвенных налогов особую роль стал играть акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т.е. от него освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10 — 15% от всех своих доходов.

В последней трети XVIII века в Европе активно разрабатываются проблемы теории и практики налогообложения. Назначенный министром финансов Франции в конце 1769 г. в период жесточайшего финансового кризиса Франции аббат Тэрре вынужденно вводил, новые налоги. При этом он отдавал предпочтение косвенным налогам. Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино – немного больше, грубые ткани – очень мало, а предметы роскоши – очень высоко.

В это же время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными (например, питейные налоги). Развивались и бюджеты городов, где все большую роль начинали играть так называемые оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др.

Источник — Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Все теоретические статьи

УДК 336.22

Абдуллаев А. А.

Увеличение налогового бремени

*

и его последствия для населения

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития налоговой системы РФ. Поскольку налоговая система является важнейшим фактором бюджетной и макроэкономической политики, ее динамика оказывает сильное влияние на всю экономику, в том числе экономику домохозяйств. Повышение налогов — одна из самых непопулярных мер, однако ее внедрение необходимо. Вместе с тем важны конкретные параметры внедрения, которые и окажут непосредственное влияние на будущее развитие нашей страны. Рассмотрена активная дискуссия ответственных лиц по поводу повышения НДС и НДФЛ. Сделаны выводы о неизбежности негативного влияния увеличения налогов на уровень доходов и качество жизни россиян.

Ключевые слова: налог, налоговая система, налоговая нагрузка, налоговое бремя, расходы населения, Россия.

ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.73.15 Государственные финансы. Налоги.

ВАК: 08.00.05

Abdullaev A. A.

Increased tax burden and its consequences for the population

© Абдуллаев А.А., 2019

© Abdullaev A.A., 2019

Key words: tax, tax system, tax burden, fiscal burden, population expenses, Russia.

JEL classifications: H 20

Вопросы развития налоговой системы страны всегда актуальны. Поскольку налоговая система является важнейшим фактором бюджетной и макроэкономической политики, ее динамика оказывает сильное влияние на всю экономику, в том числе экономику домохозяйств. Повышение налогов — одна из самых непопулярных мер во всех странах, однако ее реализация зачастую необходима. Соответственно, для специалистов важны конкретные параметры налоговых новаций, которые оказывают непосредственное влияние на экономических агентов, в том числе население. По нашему мнению, проблема повышения налогов является для нас актуальной, так как значительная часть населения, даже работая на нескольких работах, имеет доходы на уровне ниже среднего .

Для всех уже не является секретом, что в правительстве, помимо реализованного уже решения об увеличении процентной ставка налога на добавленную стоимость (НДС), может быть принято решение об увеличении в будущем налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Попытаемся более подробно охарактеризовать дискуссию по этому поводу, выбрав наиболее значимых спикеров.

С начала 2019 г. вступил в силу закон, который предусматривает повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 % до 20 %. Эта новация способствует ежегодному увеличению доходов бюджета на 620 млрд р. Известно, что данный налог уплачивают юридические лица на всех этапах производства и продажи товаров и услуг, в конечном счете, однако, платят его потребители.

Ставка в размере 18 % на данный налог действовала с 1 января 2004 г. вплоть до текущего 2018 г. В качестве причины, как заявил гла-

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2019 г. Том 4. №2 (Вып. 14). С. 62

ва Счетной палаты А. Кудрин, поспособствовала потеря доходов федерального бюджета, так как цены на нефть с 2014 г. были снижены. Так в 2014 г. цена за баррель составляла $110-100, а на сегодняшний день снизилась до отметки $65-76. Кудрин отметил: «доля нефтяной экономики в нашей общей экономике падает, у нас сейчас быстрее растут отрасли не нефтяные, не сырьевые. И доля нефтяных доходов к ВВП получается несколько меньше». И для того, чтобы поддерживать уровень расходов на инфраструктуру, образование, здравоохранение, нужно искать дополнительный источник доходов.

Если говорить о влиянии повышенной ставки налога на инфляцию, то, по мнению большинства политиков, повышение данного налога ускорит темп инфляции в предстоящем 2019 г. с % до 4-4,5 %. А. Шохин, являющийся главой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), думал, что в правительстве смогут удержать уровень инфляции на уровне 4 %.

По мнению А. Табаха, директора по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА», если рост НДС увеличит темп инфляции, то это может привести к тому, что Центральный банк России станет повышать ключевую ставку; после принятия данного закона инфляция практически моментально и гарантированно повысится, инфляция увеличится примерно на 0,6-0,75 % в 2019 г. Если даже в этом году Центральному банку удастся оставить уровень инфляции на отметке 4 %, то в следующем году вполне вероятно, что она увеличится .

Почему же в качестве объекта увеличения выбрали данный налог? Ответ на этот вопрос вполне прост и очевиден — НДС проще всего собирать благодаря тому, что в Федеральной налоговой службе научились хорошо его администрировать, кардинально улучшив технологии сбора и обработки данных.

У многих может возникнуть еще один вопрос: были ли у правительства какие-то альтернативные варианты развития событий или это были вынужденные меры? А. Кудрин полагает, что увеличение ставки НДС можно было отсрочить на шесть лет. Для этого вполне достаточно было бы изменить бюджетное правило. На данный момент времени бюджет Российской Федерации собран из предположения, что стоимость барреля нефти составляет $40, а в реальности, как было написано выше, он составляет $76 . Но при этом лишние денежные средства направляются не на развитие экономики страны, а на пополнение резервов. В итоге, если в бюджете прописать, что баррель нефти будет стоить $45 долларов, то повышение налога НДС можно было бы отсрочить до 2023 г. Однако Министерство финансов четко и твердо придерживается бюджетных правил. И именно поэтому колебания нефтяных цен меньше влияют на курс рубля. Если сравнивать с другими странами, то, например, НДС в Италии составляет 22 %; в Германии — 19 %; в Турции — 18 %; в Китае — 16 %; в США — 2-15 % (в зависимости от штата); в Японии — 8 % .

Обобщим последствия роста НДС:

1. Увеличение стоимости товаров и услуг более чем на 2 %.

2. Возможное ухудшение финансового состояния предприятий, и многие могут попасть под сокращение. Увеличение ставки НДС станет причиной роста издержек предприятий. Так же это приведет к снижению рентабельности, а она уменьшается уже не один год. Нужно отметить, что чем выше будет ставка НДС, тем больше оборотных средств предприятия будет отвлекаться в процессе производства. Большинство экспертов считают, что будет нанесен сильный удар, который приведет к снижению объемов производства и сокращению персонала, так как любое оборудование, принадлежащее предприятию, можно убрать из производства и «заморозить» на определенный срок, однако с персоналом такое сделать невозможно.

3. Усилится роль импорта. Увеличение ставки по НДС является сильным ударом по импортозамещению как в промышленности, так и сельском хозяйстве. В правительстве утверждают, что увеличение госзаказов на здравоохранение и образование скомпенсируют снижение рентабельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сложность открытия новых проектов из-за высоких финансовых порогов. В ответ на увеличение инфляции Центральный банк усилит монетарную политику. Банк России уже отказывается снижать ключевую ставку. При росте инфляции Центральный Банк увеличит ее, тем самым увеличится стоимость денег для бизнеса.

5. Платежеспособность окажется прежней. Организациям станет трудно увеличить заработную плату, во-первых, из-за сокращения прибыли в связи с ростом налога, а во-вторых, увеличится прямое налогообложение заработных плат. Предприятиям придется выплачивать государству около 80 % от суммы, которую работник получает (учитывая и НДФЛ, и страховые платежи).

6. Люди станут меньше тратить деньги на отдых, развлечения и досуг. Это связано с тем, что повседневные товары (лекарства, продукты) вырастут в цене, но очевидно, что их приобретение не снизится значительно. И так как доходы людей не станут расти, то они будут меньше тратиться на те товары, которые не относятся к товарам повседневного спроса.

7. Снизятся возможности брать кредиты. С одной стороны, людям понадобится больше денежных средств на стандартную корзину. С другой — Банк России не будет смягчать монетарную политику, чтобы вернуть контроль над инфляцией .

Теперь перейдем к планированию роста ставки НДФЛ (основная дискуссия представлена в ).

А. Табах прокомментировал свое мнение по отношению роста налога на доходы физических лиц и заявил, что, повышение ставки данного налога с 13 % до 15 % может сильно ударить по населению, относящемуся к среднему классу. Это является шагом к «вредному» по отношению к экономике прогрессивному налогообложению. Увеличение ставки НДФЛ способно привести к тому, что увеличится число граждан, которые начнут получать заработные платы «в конвертах». Но если посмотреть на это с другой стороны, улучшается налоговое администрирование, и тем самым возможность выдавать заработную плату в конверте станет все меньше, но будет больше возможностей сэкономить и стать индивидуальным предпринимателем.

А. Дворкович, являвшийся вице-премьером РФ на момент дискуссии, не видел никакой угрозы в повышении НДФЛ, поскольку считал, что дополнительные 2 % можно будет направить на здравоохранение и т. д. Министр финансов А. Силуанов не раз отмечал, что его ведомство выступает против того, чтобы происходили изменения по поводу НДФЛ, так как он является стабильным налогом.

Свой комментарий по отношению увеличения ставки НДФЛ дал профессор НИУ «ВШЭ» Е. Ясин, который заявил, что повышение ставки налога на доходы физических лиц в РФ до 15 % для экономики ничего не даст. Так же Ясин сказал, что существует два основных способа развития экономики страны: первый способ — это реформаторский путь, второй — консервативный. Решение увеличить подоходный налог относится к консервативному пути, который ничего не дает для увеличения эффективности нашей экономики и ее роста. Для того чтобы увеличить бюджет страны, не нужно прибегать к решению обирать бедных, нужно развивать экономику и стимулировать инвестиции. Говорить об увеличении налога на доходы физических лиц стоит лишь тогда, когда повысят заработную плату. Он сообщил, что граждане

нашей страны должны иметь достойный заработок и вести нормальную жизнь и лишь только тогда думать о повышении НДФЛ, но никак раньше. Мысли о том, чтобы сократить расходы и в то же время увеличить государственные доходы за счет населения, неправильны.

Ввод прогрессивной шкалы НДФЛ точно так же будет иметь только негативные последствия. Е. Ясин категорически против того, чтобы внедрять прогрессивную шкалу НДФЛ, так как она будет способствовать огромному количеству злоупотреблений. Всем известный принцип «забери у богатых и отдай бедным» не восстановит справедливость в обществе. Такие изменения приведут лишь к тому, что произойдет утечка капиталов за рубеж и сократятся вложения в экономику страны.

А. Дворкович тогда утверждал, что правительство тоже придерживается той позиции, которая против прогрессивной шкалы НДФЛ, но предположил, что в некоторых случаях увеличение НДФЛ до отметки 15 % не станет критичным. А. Силуанов утверждал, что министерство, которое он возглавляет, будет выступать только против изменений по отношению подоходного налога, так как он стабилен. Политик Б. Титов сказал, что считает нужным перейти к прогрессивной шкале НДФЛ с нулевой ставкой для населения, у которого доход ниже уровня прожиточного минимума, и одновременно со ставкой в 25 % для тех лиц, у которых доход составляет более 1 млн р. Увеличение ставки по НДФЛ точно приведет к снижению доходов населения, такой комментарий дала декан экономического факультета Европейского университета в Санкт-Петербурге Ю. Вымятина. По ее словам, оценить рост данного налога на два процентных пункта очень сложно. С одной стороны, если правительство для бедных слоев населения сделает реальные вычеты или введут определенный уровень, при котором не будут взимать подоходный налог, то это будет вполне разумным шагом. С другой стороны, увеличение подоходного налога снизит доход населения, что может

угрожать росту экономики. В таком случает люди будут ощущать, что у них что-то «отбирают», из-за чего они станут более осторожными и бережливыми.

Обобщая выше сказанное, отметим, что придерживаемся пессимистических взглядов на рост НДС. Нагрузка по уплате налога ляжет на плечи работодателей, а последствия для экономики и населения не станут менее тяжелыми .

Увеличение ставки НДФЛ, конечно же, не радует, но катастрофой как таковой не является, хотя рост данного налога на доходы физических лиц не только увеличивает прямую налоговую нагрузку на россиян, но и может стать стимулом для перехода к зарплатам в «конверте» и увеличить безработицу в стране, влекущее падение реальных доходов населения. Увеличение налога послужит причиной для работодателей отказаться от индексации заработной платы, а все вместе приведет к стагнации экономики.

Большую же опасность, по нашему мнению, будет представлять то, что после увеличение налогов один раз, правительству будет все сложнее удержаться от ее дальнейшего повышения.

Список литературы

2. Восемь последствий роста НДС // Сноб . — URL: https://snob.ru/entry/164189

5.Увеличение НДС // Комсомольская правда . — URL: https://www.spb.kp.ru/daHy/268617/3903748/

7. Сайт Федеральной службы государственной статистики . — URL: http://www.gks.ru/

2. Vosem’posledstvij rosta NDS. Snob. URL: https://snob.ru/entry/164189

3. Povyshenie NDFL i nalogovyj ad: rossiyanam grozyat denezhnye problemy // Moskovskij komsomolec. URL: https://www.mk.ru/

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 21 марта 2017 г.

Основные виды налогоплательщиков в РФ – это юридические лица и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов за счет собственных средств в соответствии с налоговым законодательством (ст. 19 НК РФ). При этом налогоплательщики-организации делятся на российские и иностранные, а физические лица – на имеющих статус индивидуального предпринимателя и не имеющих его. Это, пожалуй, основная классификация налогоплательщиков.

В отдельные категории налогоплательщиков можно выделить предприятия, ведущие определенные виды деятельности. К примеру, те, кто работает в сфере добычи полезных ископаемых, или в сфере игорного бизнеса. Поскольку они обязаны уплачивать специфические налоги – соответственно, НДПИ и налог на игорный бизнес.

В отдельный вид налогоплательщиков также можно выделить тех, кто вправе применять налоговую льготу по тому или иному налогу (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности

Разобравшись с понятием налогоплательщика и видами, перейдем к его правам и обязанностям.

Налогоплательщики, плательщики сборов и взносов имеют право (п. 1,3 ст. 21 НК РФ):

  • получать в своей ИФНС по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также получать бланки налоговой отчетности и разъяснения по их заполнению;
  • получать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от Минфина РФ, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на проведение сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, совместной с налоговиками, а также на получение акта сверки;
  • представлять свои интересы лично или через представителя;
  • представлять контролирующим органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки, решений налоговиков, а также налоговые уведомления, требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц контролирующих органов соблюдения налогового законодательства;
  • не выполнять неправомерные акты и требования контролирующих органов, не соответствующие законодательству;
  • обжаловать акты контролирующих органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями / бездействием их должностных лиц;
  • на участие в рассмотрение материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Также НК РФ устанавливает и иные права налогоплательщиков.

Теперь о том, что обязаны делать налогоплательщики (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • уплачивать налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если НК РФ того требует;
  • вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, если НК РФ того требует;
  • сдавать в ИФНС по месту учета налоговую отчетность;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в определенных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налоговиков об устранении нарушений налогового законодательства, не препятствовать законной деятельности налоговиков при исполнении ими служебных обязанностей;
  • хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в течение 4 лет;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Также организации должны представлять в свою ИФНС годовую бухотчетность после окончания отчетного года (за некоторым исключением), а ИП, нотариусы и адвокаты по запросу налоговиков должны представлять книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Кроме того, все организации и ИП должны сообщать в налоговую по месту учета (п. 2 ст. 23 НК РФ):

  • о своем участии в российских организациях (кроме участия в хозяйственных товариществах и ООО), если доля прямого участия превышает 10%;
  • обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (кроме филиалов и представительств), об изменениях в сведениях о них, а также о подразделениях, через которые прекращается деятельность организации.

Другие обязанности налогоплательщиков, а также плательщиков сборов и страховых взносов также установлены НК РФ.

Оставьте комментарий