Налоги в странах

Рассказываем о тонкостях российского налогообложения дорогих квартир и особняков Фото: Nikolay Gyngazov/Global Look Press

Министр финансов России Антон Силуанов высказался в программе «Познер» на «Первом канале» о возможности повышения налога на имущество для богатых людей. Позднее в пресс-службе Минфина обратили внимание на ошибку при цитировании министра. «Правительство России уже подняло имущественные налоги и ближайшие шесть лет налоги останутся неизменными», — говорится в комментарии пресс-службы.

Тем не менее разговоры о повышении налоговой нагрузки для богатых ведутся не первый год. Обсуждались разные варианты — от введения акциза на дорогие товары до прогрессивной шкалы НДФЛ. Рассказываем, какие налоги сегодня платят собственники дорогого имущества.

Налог на дорогую недвижимость

В России действует трехуровневая ставка налога на имущество. Его платят все физлица и юрлица, владеющие землей, квартирами, домами, дачами, гаражами, машино-местами и другими капитальными сооружениями и помещениями. Правила исчисления налога в зависимости от кадастровой стоимости (вместо инвентаризационной) вступили в силу с 1 января 2015 года. Ранее налог на покупку дорогих квартир в Москве был одним из самых низких в мире. Согласно исследованию Knight Frank, следом за столицей России шел Париж, за ним — Майами, Монако, Барбадос, Дубай и другие города.

Минфин отнес к предметам роскоши квартиры стоимостью свыше 300 млн руб. и большой площади — свыше 300 кв. м. Такое жилье, а также торговые и офисные объекты облагаются налогом по предельной ставке в 2%. Собственников недорогих столичных квартир стоимостью до 10 млн руб. обложили налогом по ставке 0,1%, от 10 млн до 20 млн руб. — 0,15%, от 20 млн до 50 млн руб. — 0,2%, от 50 млн до 300 млн руб. — 0,3%. Для прочих объектов недвижимости ставка налога не должна превышать 0,5%. Для собственников действуют льготы: для квартир в размере кадастровой стоимости 20 кв. м, 10 кв. м — для комнаты, 50 кв. м — для жилого дома.

Квартир с высокой кадастровой стоимостью (свыше 300 млн руб.) не так много в столице. По оценке Savills, их число в Москве составляет около 2 тыс., рынок ежегодно пополняется еще несколькими десятками. В Подмосковье таких дорогих особняков больше, но их точное количество оценить сложно (приблизительно 2–3 тыс.). К тому же там достаточно много крупных объектов площадью более 1 тыс. кв. м и с большими участками земли.

Законом предусматривался пятилетний переходный период, в течение которого сумма налога должна была увеличиваться на 20% в год, а с 2020 года собственники должны были платить полную сумму налога. Однако в 2018 году президент России Владимир Путин подписал изменения в действующий закон, которым устанавливается запрет на рост суммы налога на имущество, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости более чем на 10% в год — с коэффициента 0,2 до 1. Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Льгота на роскошь

В Москве некоторым собственникам дорогих апартаментов все же удается уйти от повышенного налога на недвижимость. В столице создан и периодически дополняется реестр апартаментов с льготным режимом налогообложения на имущество физлиц. Всего в перечень включено 16 комплексов с апартаментами, 11 из которых можно отнесли к элитным. Среди них четыре небоскреба в деловом комплексе «Москва-Сити», а также известные клубные проекты.

Если сейчас владельцы апартаментов в зданиях торгово-офисного назначения должны платить 2% от кадастровой стоимости, то ставка налога в зданиях из московского перечня снизится на 1,5%, до 0,5% от кадастровой стоимости объекта.

УДК 336.221.4 (3/9):338.124.4

A.M. Шаухина, начальник отдела, (Россия, Тула, ИФНС России по Пролетарскому району)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Рассмотрены особенности налоговых систем зарубежных стран,

классификация и структура налоговых поступлении в бюджет.

Ключевые слова: налоговая система, налоговая политика, прямое и

косвенное налогообложение.

Налоговые системы развитых зарубежных стран структурно сформировались в результате налоговых реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны и в 80-е годы прошлого века.

Преобразования налоговых систем проходили по принципу «лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений». Налоговые системы западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки весьма различаются между собой. Однако необходимо отметить, что проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их. Динамика к сближению, расширению международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу.

Анализом установлено, что в большинстве развитых стран в системе налогообложения преобладают прямые налоги.

По структуре налоговых поступлений страны разделяются на следующие группы, для которых характерно:

а) доля налогов на прибыль, товары и услуги, а также отчисления на социальную защиту отличается незначительно и колеблется в пределах 2835 % (Испания, Италия, Германия, Бельгия);

б) наибольшей является доля подоходных налогов (от 37 до 58 %) в США, Дании, Англии, Швеции, Польше;

в) наибольшей является доля отчислений на социальную защиту (от 38 до 46 %) в Австрии, Франции, Нидерландах;

г) наибольшей является доля налогов на товары и услуги (от 42 до 48,1 %) в Португалии, Греции, Ирландии.

В числе имущественных налогов во всех развитых странах преобладают:

1. Налог на имущество (недвижимость).

2. Земельный налог.

3. Налог на застройку городских территорий.

4. Налог на приобретение транспортных средств.

5. Налог на строения и сооружения.

6. Налог с владельцев транспортных средств.

7. Налог на наследование и дарение.

Первые четыре налога уплачивают физические и юридические лица, последние три — только физические лица.

Среди прямых налогов преобладают налогов на доходы и имущество физических лиц, в системе косвенного налогообложения выделяются НДС и акцизы.

Сравнительный анализ норм российского и зарубежного налогового законодательства позволяет сделать вывод, что российское законодательство схоже с налоговым законодательством Франции.

Ведущим звеном систем налогов Франции выступает налог на добавленную стоимость. Налогом облагаются все товары и услуги, потребляемые или используемые на территории страны. Операции, связанные с экспортом товаров и услуг, от налога на добавленную стоимость освобождены. Действуют четыре ставки налога на добавленную стоимость. Основная ставка налога равна 18,6 %, повышенная ставка — 22 % — применяется к некоторым видам товаров: автомобили,

кинофототовары, алкоголь, табачные изделия, парфюмерия, отдельные предметы роскоши. До 2008 г. повышенная ставка составляла 33,33 %. Пониженная ставка — 7 % — установлена на товары культурного обихода. Самая низкая ставка — 5,5 % — применяется для товаров и услуг первой необходимости. Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления. Подоходный налог уплачивают предприятия (в Российской Федерации налог на прибыль организаций) и физические лица. У предприятий обложению подоходным налогом подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности. Общая ставка подоходного налога — 34 %. В отдельных случаях она повышается до 42 % (в Российской Федерации — 20 %). Подоходный налог с физических лиц взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего года. Субъектом налогообложения признается фискальная единица — семья, состоящая из супругов и лиц, находящихся у них на иждивении, либо один человек. Подоходный налог с физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8 %. Не облагаются налогом доходы до 18 140 франков. Максимальная ставка применяется для дохода более 246 770 франков (в России применяется пропорциональная или одинаковая для всех (плоская) ставка налога — 13%) (рисунок).

поступления

7%

прочие налоги 15%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пошлины на нефтепродукт 7%

налог на

предприятия ;п0д0х0ДНЫЙ

11% налог с

физических лиц; 18%

налог на добавленную

стоимость 42%

Доля налогов в доходах государственного бюджета Франции

Анализ изменений налогового законодательства в условиях глобального кризиса за рубежом показывает, что универсального подхода в этой сфере не существует. В основном меры призваны решить две задачи: с одной стороны, по возможности смягчить для

налогоплательщиков последствия кризиса, с другой — стимулировать переход экономики от спада к подъему. Рассмотрим налоговые меры, принятые в различных государствах с целью преодоления финансового и экономического кризиса.

В рамках мероприятий по борьбе с экономическим кризисом во Франции приняты новые нормы, позволяющие предприятиям в ускоренном порядке получить возмещение некоторых видов налогов. В частности, компании могут получить немедленное возмещение вычета по расходам на НИОКР, понесенным в 2005-2007 гг. и в ряде случаев — в 2008 г. Кроме того, организации, которые закрыли свой финансовый год до

30 сентября 2009 г., получили право на немедленный возврат переплаченного налога на доходы корпораций.

В период между 01 января и 31 декабря 2009 г. компании получили возмещение (вместо обычно полагающейся налоговой скидки) средств, связанное с переносом убытков на более ранний период.

Суммы инвестиций, произведенных в период с 23 октября 2008 г. по

31 декабря 2009 г., исключаются из базы обложения налогом на бизнес на весь период инвестирования. Во Франции с 01 января 2010 г. малые и средние предприятия временно получили право при определении суммы облагаемого дохода относить на затраты убытки, понесенные их зарубежными филиалами и дочерними компаниями. Убытки могут быть учтены после того, как зарубежное лицо восстановит свою прибыльность,

либо в крайнем случае — по истечении пятого налогового года считая от момента зачета убытков.

Что касается физических лиц, то налогоплательщики, доходы которых находятся в пределах нижнего диапазона и облагаются по минимальной ставке в размере 5,5 %, уплачивают одну треть суммы налога на доходы за год.

С 01 января 2009 г. возмещение НДС всем компаниям предоставляется ежемесячно, а не ежеквартально, как это было ранее.

Одновременно введены ограничения на вычет из облагаемой базы налога на доходы корпораций сумм, выплаченных директорам в качестве премий, а также выходных пособий при увольнении из компании по окончании срока действия их мандата. Такой вычет возможен лишь до определенного порога.

Тем не менее в марте этого года парламент Франции отклонил как предложение убрать пресловутый «налоговый щит», так и предложение повысить налог на доходы наиболее обеспеченных граждан. Налоговый щит установлен в июле 2007 г. Он предусматривает уплату налогоплательщиками налога в размере не более 50 % от дохода.

В то же время правительства Эстонии и Латвии к изменению налоговой политики в условиях кризиса подошли с иной стороны: в рамках антикризисных мер размер пониженной ставки НДС увеличен с 5 до 9 %, а перечень товаров и услуг, облагаемых по пониженной ставке, значительно сокращен. Особенностью эстонской системы

налогообложения является отсутствие налога на нераспределенную прибыль корпораций. Распределенная прибыль, непроизводственные расходы и определенные виды дополнительного вознаграждения в неденежной форме облагаются по ставке 21 %. Данный показатель должен поэтапно снижаться до 18 % в 2011 г., однако в условиях кризиса было принято решение отложить выход на этот уровень после 2012 г. Тем не менее эстонские налогоплательщики получили и ряд послаблений. С 01 января текущего года минимальный размер доли эстонской компании в другой компании, освобожденный от налога на распределенную прибыль корпорации при распределении дивидендов, полученных от этой компании, сокращен с 15 до 10 %. Другая компания может находиться в Эстонии или в другом государстве ЕС либо Европейской экономической зоны. Если компания, выплатившая дивиденды, зарегистрирована в третьей стране, то для получения освобождения необходимо представить свидетельство того, что она является плательщиком налога на доходы в этой стране, или того, что с дивидендов в адрес эстонской компании был удержан налог у источника. Кроме того, с 01 января 2009 г. в Эстонии не удерживается налог (со ставкой 21 %, если иное не предусмотрено налоговым соглашением) на дивиденды, выплаченные зарубежным

компаниям, владеющим менее 15 % в эстонской компании, выплатившей дивиденды.

Интерес представляет налоговая политика Греции, где дефицит бюджета в текущем году вырос до 3,7 % ВВП. В марте текущего года финансовое ведомство объявило о дополнительных мерах, призванных стабилизовать поступление средств в бюджет страны. С другой стороны, новые меры направлены на поддержку граждан с низкими доходами. Они предусматривают увеличение налоговой нагрузки на состоятельных граждан. В рамках новой инициативы налогоплательщики — физические лица, получившие и задекларировавшие в 2007 г. более 60 тыс. евро, должны дополнительно платить по 1 тыс. евро в год; лица, зарабатывающие более 250 тыс. евро в год, — по 5 тыс. евро. По оценке властей новая мера касается в текущем году примерно 130 тыс. налогоплательщиков, а дополнительные поступления в бюджет составят почти 250 млн евро. Предложено восстановить освобождение от налогообложения предпринимателей, доходы которых не превышают определенный порог. Такое освобождение введено в прошлые годы, однако в 2008 г. было отменено. Также предложено с 2 до 0,5 % сократить размер ставки специального сбора с найма жилья. Этот сбор поступает в бюджет муниципалитетов. На 2009 и 2010 гг. предложено с 0,1 до 0,033 % уменьшить размер ставки сбора с недвижимости гостиниц плюс отменить минимальный сбор в размере 1 евро за 1 кв. м площади. Поступило предложение для 2009 г. отменить специальный взнос в размере 0,6 %, взимаемый с задолженности гостиниц по банковским кредитам, а также с новых кредитов, предоставленных предприятиям, занятым в сфере туристических услуг.

Таким образом, в целях повышения качества налогового администрирования во многих странах стремятся улучшить обслуживание налогоплательщиков, строят отношения с ними на принципах сотрудничества и доверия.

В России НДФЛ равен 13%, что на фоне зарплат большинства россиян не кажется слишком низким подоходным налогом. А как обстоят дела с НДФЛ в других странах? Есть ли у них налоговые вычеты?

Фото: facebook.com

fingramota.org

Страны мира различаются по размеру налога на доходы физических лиц очень сильно. Более того, во многих странах действует прогрессивная налоговая шкала (чем больше доход, тем больше налог), а не плоская как в России – 13% для всех. Также в России нет дифференциации налогов для семей с и без детей, а во многих странах разница есть и весьма существенная. Мы не сможем в одной статье охватить всё многообразие вариантов подоходного налога, поэтому поговорим только о чемпионах – о ТОП-5, сверху списка. Мы обещаем продолжить эту тему и написать о странах с самыми низкими подоходными налогами.

ТОП-5 стран с самыми высокими налогами для одиноких людей без детей

Бельгия

В Бельгии, как и во многих странах, о которых мы здесь поговорим, существует прогрессивный налог, что означает, что лица с более высоким доходом платят больше налогов, чем люди с низким доходом. Максимальный размер составляет 50%. Доходы от недвижимости, заработной платы, инвестиций и прочих источников облагаются налогом. Ставки налога на прирост капитала зависят от типа капитала. Работники также платят налог на социальное обеспечение в размере 13,07% от их дохода. Правительство разрешает отчисления на деловые расходы, социальные отчисления и 80% от алиментов.

Германия

Германия взимает прогрессивный налог на прибыль и капитал, который в максимуме составляет 45%. Источники налогооблагаемого дохода включают сельское хозяйство, лесное хозяйство, владение бизнесом, занятость, самозанятость, сбережения и инвестиции, аренду имущества и прирост капитала. Первые 801 евро в виде сбережений и инвестиционных доходов не облагаются налогом. Существует 25% налог на проценты и дивиденды и 15% налог на роялти.

Члены некоторых церквей платят церковный налог в размере 8% или 9%, который не облагается налогом. Церковные налоги взимаются во многих европейских странах. В некоторых случаях только члены церкви должны платить процент дохода церкви, к которой они принадлежат; в других все налогоплательщики платят церковный налог, но имеют возможность платить его государству, а не религиозной организации.

Доход до 8 652 евро в год считается персональным пособием и не облагается налогом. Другие вычеты включают процент взносов в установленный законом план пенсионного страхования; страховые взносы; страховые взносы на страхование от несчастных случаев, страхование жизни, от безработицы и от инвалидности; пожертвования зарегистрированным благотворительным организациям; и до 6000 евро в год на обучение будущей профессии также не облагаются налогом.

Дания

Прогрессивный налог на доходы физических лиц в Дании в максимуме составляет 55,8%, а средний датчанин платит 45%. Датчане платят 8% особый налог на взносы на рынок труда, 5% налог на здравоохранение, 22,5–27,8% муниципальных налогов, налоги социального страхования в размере 1080 датских крон (164 долл. США) в год и налоги на прирост капитала в размере 27% или 42%. Существует налог на дивиденды в размере 27% и 25% на роялти.

Доходы от трудоустройства, премии, дополнительные льготы, доходы от предпринимательской деятельности, сборы, пенсии, аннуитеты, пособия по социальному обеспечению, дивиденды, проценты, прирост капитала и доход от аренды недвижимости облагаются налогом. Существует также добровольный церковный налог от 0,43% до 1,40%.

Налоговые вычеты доступны для ограниченных взносов на утвержденные размеры датских пенсий, на страховые выплаты по безработице, на проценты по долгам, на благотворительные взносов.

Австрия

Австрийцы платят прогрессивные налоги вплоть до 55% на заработанный доход, который включает доход от трудоустройства и некоторые дополнительные льготы. Инвестиционный доход и прирост капитала облагаются налогом в размере 27,5%. Белые воротнички вносят 18,07% своего дохода в социальное обеспечение, а синие воротнички — 18,2%, но не более 4530 евро в год.

В Австрии действуют автоматические налоговые льготы, основанные на количестве людей в семье, которые получают доход, а также кредиты на детей и поездки на работу. Некоторые связанные с работой расходы и расходы по уходу за ребенком не облагаются налогом.

Венгрия

В отличие от других стран, обсуждаемых в этой статье, Венгрия устанавливает единый налог на доходы физических лиц, а не прогрессивный, и ставка составляет 16%. Эта ставка кажется относительно низкой, но поскольку она применяется ко всем доходам, это не обязательно означает, что венгры имеют более низкую общую налоговую нагрузку.

Пассивный доход от таких источников, как дивиденды, проценты и аренда недвижимости, также облагается налогом в размере 16%. Венгрия предусматривает отчисления на профессиональную подготовку и командировочные расходы, а семьи получают отчисления на каждого ребенка. Венгрия рассматривает каждого супруга как отдельного налогоплательщика. Взносы в фонд социального страхования составляют 18,5% доходов работников.

ТОП-5 стран с самыми высокими налогами для семей с детьми

Турция

Ставки подоходного налога в Турции варьируются от 15% до 35%. Турция взимает подоходный налог с коммерческой, сельскохозяйственной и профессиональной деятельности; с заработной платы; с дохода от недвижимого имущества; с дивидендов, с процентов и роялти; а также с других доходов, включая прирост капитала. Налоговые вычеты предоставляются на медицинские и образовательные расходы, расходы на пенсионное и частное медицинское страхование и некоторые пожертвования.

Дания

Поскольку мы уже рассмотрели налоговые ставки Дании выше по тексту, здесь мы приведем дополнительную информацию о налогообложении в Дании. Резиденты Дании платят налоги с доходов по всему миру, а супруги должны подавать налоговую декларацию раздельно. Прирост капитала при продаже жилья обычно не облагается налогом. Большинство налогоплательщиков получают личное пособие, не облагаемое налогом на сумму 44000 датских крон (6700 долларов США) и пособие по трудоустройству. Физические лица платят налоги на имущество, а любой наследник, кроме супруга, который получает наследство, платит налог на наследство. Потребители платят налоги на добавленную стоимость на большинство товаров и услуг.

Финляндия

Финляндия использует прогрессивную налоговую шкалу вплоть до 31,75%. Физические лица также платят взносы социального страхования и налог на общественное ТВ и радиовещание. В Финляндии взимается подоходный налог с заработной платы, пенсий и социальных пособий, а также с капитальных доходов от инвестиций. Заработанный доход облагается государственными налогами, муниципальными налогами и церковными налогами.

Нидерланды

В Нидерландах все доходы классифицируются по одной из трех категорий: 1) заработная плата, социальные льготы, пенсии и доходы от домовладения; 2) доход предприятия от существенных капитальных владений; 3) сбережения и инвестиционный доход. Каждая категория имеет свои собственные вычеты и налоговые ставки, и общие налоговые льготы применяются к чистому доходу после того, как три категории суммированы. Доход облагается налогом по прогрессивным ставкам от 36,5% до 52%. Налоги на социальное обеспечение включены в эти ставки. Супружеские пары должны подавать совместную налоговую декларацию, если они не подали на развод, а также лица состоящие в гражданском браке также могут претендовать на совместную подачу налоговой декларации.

Норвегия

Норвегия облагает резидентов налогом на заработную плату, дивиденды, проценты, роялти, недвижимость, доход с капитала, а также промышленную, коммерческую и сельскохозяйственную прибыль. Прибыль от продажи основного места жительства не облагается налогом после одного года владения. Работники, работодатели и государство вносят свой вклад в социальное страхование, которое выплачивает пенсии и медицинские пособия.

Резиденты получают личные вычеты и неограниченные вычеты за проценты, выплачиваемые по долгам. Налоговые льготы на детей предоставляются только для документально подтвержденных расходов для детей младше 12 лет с учетом ограничений на одного ребенка. Лица моложе 34 лет, которые копят деньги на покупку дома, получают налоговый вычет в размере 20% от суммы сбережений.

Эта статья является частью серии статей о

Налогообложение в США

Портал США

Большинство местных органов власти в Соединенных Штатах взимают налог на недвижимость , также известный как ставка за милю , в качестве основного источника дохода. Этот налог может взиматься с недвижимого или личного имущества . Налог почти всегда рассчитывается как справедливая рыночная стоимость имущества, умноженная на коэффициент оценки, умноженный на ставку налога , и, как правило, является обязанностью владельца собственности. Стоимость определяется местными властями и может быть оспорена собственниками. Для налогового органа одним из преимуществ налога на имущество перед налогом с продаж или налогом на прибыль является то, что выручка всегда равна налоговому сбору, в отличие от других налогов. Налог на имущество обычно обеспечивает необходимый доход для уплаты муниципальных налогов. Недостатком для налогоплательщика является то, что налоговые обязательства фиксированы, а доход налогоплательщика — нет.

Налог администрируется на уровне местного самоуправления. Многие штаты налагают ограничения на то, как местные юрисдикции могут облагать налогом собственность. Поскольку многие объекты недвижимости подлежат налогообложению более чем в одной местной юрисдикции, некоторые штаты предоставляют метод, с помощью которого значения становятся единообразными для таких юрисдикций.

Налог на недвижимость редко рассчитывается владельцем самостоятельно. Налог становится юридически закрепленным обязательством, прилагаемым к собственности на определенную дату. В большинстве штатов взимаются налоги, похожие на налог на имущество в штате, а в некоторых штатах облагаются налогом другие виды деловой собственности.

Нью-Дели, 25 декабря 2018, 21:58 — REGNUM Министр финансов Индии Арун Джейтли выступил в защиту единого налога на добавленную стоимость на товары и услуги. По сообщению индийского новостного издания «Патрика», в своем блоге министр финансов сообщил, что ставка НДС на 97,5% товаров и услуг составляет менее 18%.

Арун Джейтли сообщил, что из 1 216 товарных позиций 517 облагаются налогом по ставке 18%, еще 178 и 308 — 12% и 5% соответственно, а 183 не облагаются НДС вовсе. Министр финансов подчеркнул, что объем товаров и услуг, ставка НДС для которых составляет 28%, существенно сократился. На данный момент к ним относятся предметы роскоши, табак, алкоголь и так далее. Индийский государственный деятель сообщил, что в дальнейшем планируется переход к единой ставке НДС.

Ранее премьер-министр Индии Нарендра Моди сообщил, что 99% товаров и услуг внутри страны облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке ниже 18%. Оппозиционные деятели страны, в том числе Ситарам Йечури, генеральный секретарь «Коммунистической партии Индии (марксистской)», или КПИ (М), обвинили главу государства в манипуляции статистикой с целью представить в выгодном свете экономическую ситуацию в стране.

Оставьте комментарий