Налогообложение обособленного подразделения

Содержание

НДС при наличии обособленных подразделений

НДС является федеральным налогом, зачисляется только в федеральный бюджет и только по месту нахождения головной организации. Соответственно декларация по НДС составляется в целом по организации и представляется в налоговый орган по месту ее нахождения.

При наличии в составе организации обособленных подразделений, самостоятельно осуществляющих реализацию (приобретение) товаров (работ, услуг), необходимо:

— установить порядок ведения книги покупок и книги продаж;

— определить лиц, которые имеют право подписывать счета-фактуры;

— разработать порядок ведения раздельного учета при наличии операций, не подлежащих налогообложению;

— установить правила документо­оборота и обмена информацией в части НДС.

Книга покупок и книга продаж

Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС утверждены постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее — Правила).

Последние изменения в Правила были внесены постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 № 451. Поправки, внесенные в главу 21 НК РФ федеральными законами, принятыми в 2010 г., в них не учтены.

Правилами не установлен порядок ведения книги покупок и книги продаж. Источником информации по данному вопросу являются письма Минфина России и ФНС России.

В письме от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404 МНС России разъясняет, что журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и продаж организации.

За отчетный (налоговый) период указанные разделы книг покупок и книг продаж представляются обособленными подразделениями для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по НДС.

Порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения.

Счета-фактуры при реализации (покупке) товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения

Обособленные подразделения организаций плательщиками НДС не являются. Поэтому в случае, когда товары (работы, услуги) реализуются организацией через свои подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам (работам, услугам) могут выписываться этими подразделениями покупателям только от имени организации.

Нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации. Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения (письмо МНС России от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404).

При этом при заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализованным подразделениями указанной организации, в строке 2б «ИНН/КПП продавца» указывается КПП соответствующего подразделения.

Соответственно при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП соответствующего подразделения.

В строках 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» счета-фактуры указываются данные в соответствии с Правилами (письмо Минфина России от 14.01.2010 № 03-07-09/01).

УФНС России по г. Москве разъясняет, что согласно Правилам в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» указывается полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами (письмо от 19.05.2009 № 16-15/049391).

Если продавец и грузоотправитель — одно и то же лицо, то в этой строке пишется «он же».

Если продавец и грузоотправитель являются разными лицами, то указывается почтовый адрес грузоотправителя.

В письме Минфина России от 21.07.2008 № 03-07-09/21 говорится о том, что счета-фактуры не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению, если в строке 4 «Грузополучатель и его адрес» указаны слова «он же».

При этом наименования грузоотправителя и грузополучателя должны соответствовать условиям договора поставки товара.

Так, если в договоре в качестве грузополучателя указана организация, в строку нужно вписать ее наименование и почтовый адрес. Если же по условиям договора получателем груза является структурное подразделение, в строке указываются его наименование и почтовый адрес, то есть адрес подразделения (склада), куда доставляется груз. О порядке заполнения счетов-фактур при реализации организацией товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения сказано также в письмах Минфина России от 17.09.2009 № 03-07-09/47, от 22.10.2008 № 03-07-09/33 и от 08.12.2009 № 03-07-11/310.

Счета-фактуры составляются (в том числе обособленными подразделениями) и в тех случаях, когда:

— операция, которую совершает организация, не облагается НДС (ст. 149 НК РФ);

— организация освобождена от обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ.

Счет-фактура при этом заполняется в общем порядке, но с отметкой «Без НДС» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Если налог в счете-фактуре выделен, то в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ его нужно уплатить в бюджет (письма Минфина России от 17.03.2010 № 03-07-11/66, УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120314, постановления ФАС Поволжского округа от 14.12.2006 № А65-24733/05-СА2-22, Северо-Кавказского округа от 17.04.2007 № Ф08-4799/2006-2035А и Северо-Западного округа от 15.09.2005 № А66-13542/2004).

Счета-фактуры при посреднических сделках

ФНС России выпустила письмо от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@ «О составлении счетов-фактур и применении налоговых вычетов при посреднических операциях». В нем подробно разъясняется порядок составления счетов-фактур при получении (уплате) авансов с участием посредника, а также при реализации (приобретении) товаров (работ, услуг), который должен применяться и обособленными подразделениями организации.

Следует обратить особое внимание на подп. «А» п. 2 указанного письма, в котором разъясняется порядок составления счета-фактуры посредником комитенту (принципалу) на приобретенные для него товары (работы, услуги):

— в строке 1 указывается дата выписки счета-фактуры, соответствующая дате выписки счета-фактуры, выставленного продавцом комиссионеру (агенту). Порядковый номер счета-фактуры указывается комиссионером (агентом) в хронологическом порядке;

— в строках 2, 2а и 2б указываются наименование и местонахождение продавца в соответствии с учредительными документами, идентификационный номер и код причины постановки на учет продавца;

— в строках 3 и 4 указываются данные в соответствии с Правилами;

— строка 5 заполняется в случае получения оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав. При этом в строке 5 указываются реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетного документа или кассового чека (при расчете с помощью платежно-расчетных документов или кассовых чеков, к которым прилагается счет-фактура), соответствующие реквизитам, указанным в счете-фактуре продавца (то есть платежно-расчетного документа или кассового чека о перечислении продавцу комиссионером (агентом) оплаты), а также реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетного документа или кассового чека о перечислении комитентом (принципалом) предварительной оплаты комиссионеру (агенту). При получении продавцом оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав с применением безденежной формы расчетов по данной строке счета-фактуры, составленного комиссионером (агентом), проставляется прочерк;

— в строках 6, 6а и 6б указываются данные о покупателе (комитенте, принципале) в соответствии с Правилами;

— в графах 1—11 комиссионером (агентом) указываются данные, соответствующие данным из счетов-фактур, выставленных продавцом комиссионеру (агенту).

Указанный счет-фактура подписывается комиссионером (агентом), а именно руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Обратим внимание на то, что посредник переносит в счет-фактуру для комитента (принципала) все данные из счета-фактуры реального поставщика (кроме реквизита «Покупатель»). Но подписывает выставленный счет посредник. Покупателем в счете-фактуре посредника будет организация-комитент (принципал). Грузополучателем может быть обособленное подразделение, если это предусмотрено договором поставки.

При реализации через посредника для комитента (принципала) моментом определения налоговой базы является одна из ранее наступивших дат: либо дата составления посредником первого по времени первичного документа в адрес покупателя или перевозчика, либо дата оплаты посреднику.

Поэтому, когда комитент (принципал) выставляет счет-фактуру на реализованные товары, он указывает дату, соответствующую дате счета-фактуры, составленного посредником покупателю.

Это правило должно выполняться и при реализации через обособленные подразделения.

Если организация — налоговый агент по НДС

В соответствии с главой 21 НК РФ организация может быть не только плательщиком НДС, но и налоговым агентом по этому налогу.

Статьей 161 НК РФ предусмотрено несколько случаев, когда НДС с налогоплательщика должен удержать налоговый агент (покупатель, арендатор, заказчик и другие лица).

Налоговыми агентами согласно п. 2 ст. 161 НК РФ являются лица, не являющиеся плательщиками НДС, применяющие специальные режимы налогообложения в соответствии с главами 26.1—26.3 НК РФ и получившие освобождение от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ).

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

На налогового агента возлагается обязанность удержать НДС также при перечислении авансовых платежей иностранному юридическому лицу.

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.

Эти лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Если организация приобретает услуги у иностранного юридического лица через обособленное подразделение или арендует имущество у органа власти через обособленное подразделение, обязанность удержать НДС с суммы выплачиваемых доходов можно возложить на обособленное подразделение. Наиболее частый случай — это аренда помещения у органа власти соответствующего уровня для размещения обособленного подразделения. При перечислении арендной платы со счета обособ­ленного подразделения авансом или после определенного периода использования помещения обособленное подразделение должно удержать НДС по расчетной ставке 18/118%.

Федеральная налоговая служба выпустила письмо от 12.08.2009 № ШС-22-3/634 «О порядке составления счетов-фактур налоговыми агентами».

В письме говорится о том, что налоговый агент составляет счет-фактуру при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Исчисление суммы налога производится налоговым агентом, указанным в п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, при оплате товаров (работ, услуг), то есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или при частичной оплате), либо в момент оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг).

Порядок заполнения счетов-фактур налоговым агентом установлен приложением № 1 к Правилам и повторяется в указанном письме.

Налоговый агент регистрирует счета-фактуры в тот момент, когда у него возникла обязанность исчислить налоговую базу (то есть в момент предварительной оплаты или в момент последующей оплаты).

Суммы налога, уплаченные в бюджет налоговыми агентами в установленном порядке, подлежат вычету в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ при наличии счета-фактуры, составленного при предварительной оплате товаров (работ, услуг), только после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет).

Другими словами, налоговые агенты обязаны исчислить и уплатить НДС с сумм предоплаты, но вычет налоговым агентам с сумм предоплаты не предоставляется.

Раздельный учет

При наличии операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, организация должна обеспечить раздельный учет таких операций.

Методика ведения раздельного учета разрабатывается самостоятельно и утверждается в составе учетной политики. Если обособленные подразделения выделены на отдельный баланс, реализуют и приобретают товары (работы, услуги), то часть раздельного учета по своим операциям они могут вести, а именно:

— учет выручки от реализации облагаемых и необлагаемых операций;

— учет прямых расходов и сумм НДС, предъявленного поставщиками по товарам, работам, услугам, используемым для осуществления облагаемых и не облагаемых НДС операций на разных субсчетах;

— учет сумм НДС, предъявленного поставщиками по товарам, работам, услугам, используемым для осуществления как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций на отдельном субсчете счета 19. Указанный НДС передается в конце налогового периода в головную организацию для распределения в целом по организации исходя из пропорции, определяемой в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ.

Подробнее об исчислении и уплате различных налогов организациями, имеющими обособленные подразделения, читайте в журнале «Экономико-правовой бюллетень», 2011, № 3.

Налогообложение обособленных подразделений

Создание обособленных подразделений организаций при расширении бизнеса является очень распространенной практикой, и нередко фирмы открывают обособленные подразделения в других регионах.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности указанных организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (абзац 2 ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)).

Причем налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах и по месту нахождения головной организации, и по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Таким образом, в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений на учете стоит сам налогоплательщик — юридическое лицо, а не обособленное подразделение. Поэтому налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений бухгалтерскую отчетность.

Признание подразделения обособленным в целях налогообложения не зависит от полномочий, которыми оно наделено, от того, отражено или нет его создание в учредительных документах организации, а также утверждено или нет положение о филиале. Необходимо лишь наличие следующих признаков:

  • территориальная обособленность от головной организации;
  • стационарное рабочее место, созданное на срок более одного месяца, а также ведение организацией деятельности через обособленное подразделение.

Порядок уплаты налогов

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС)

Налогоплательщиками НДС признаются организации (юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации) (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ).

Обособленные подразделения не являются юридическими лицами и, соответственно, плательщиком НДС.

Плательщиком НДС является создавшая обособленное подразделение головная организация, которая представляет налоговую декларацию, исчисляет и уплачивает НДС по месту постановки на учет без распределения налога на обособленные подразделения.

Акцизы

При наличии у организации обособленных подразделений, осуществляющих производство подакцизной продукции, акциз уплачивается по месту нахождения таких подразделений.

Налоговая декларация по акцизам представляется в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации, осуществляющего производство подакцизных товаров, в части объема реализованных (переданных) подакцизных товаров.

При этом если в отчетном налоговом периоде налогоплательщиком не совершались операции, признаваемые объектом обложения акцизами, обязанность по представлению налоговой декларации по акцизам за этот налоговый период в налоговый орган отсутствует.

Налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ)

Обязанность налоговых агентов (организаций) представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную у налогоплательщика, по месту их учета в налоговом органе.

По местонахождению каждого обособленного подразделения компании следует встать на налоговый учет. Налог должен быть перечислен по месту учета соответствующего обособленного подразделения независимо от наличия отдельного баланса и расчетного счета у этого подразделения и от полномочий его руководителя.

Соответственно, сведения о доходах работников обособленного подразделения должны быть представлены в инспекцию по месту его нахождения.

Налог на прибыль организаций

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль для организаций, имеющих обособленные подразделения, определены в ст. 288 НК РФ.

Налог на прибыль (авансовые платежи и налог по итогам налогового периода) в федеральный бюджет организация исчисляет и уплачивает по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Авансовые платежи, а также сумма налога, подлежащая зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, перечисляются по месту нахождения организации (головного офиса), а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Алгоритм расчетов с бюджетом по данному налогу у организации, имеющей обособленные подразделения, пока существенно не менялся. В частности, как следует из ст. 288 НК РФ, бухгалтеру нужно:

  • определить налоговую базу в целом по организации;
  • определить долю налоговой базы каждого обособленного подразделения;
  • уплатить авансовые платежи (налог);
  • представить декларацию по налогу на прибыль в налоговые органы по месту нахождения головной организации и каждого обособленного подразделения.

Налог на имущество организаций

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения уплачивает налог (авансовые платежи по нему) по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на балансе каждого из них.

Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, где расположены обособленные подразделения, и налоговой базы, исчисленной в отношении каждого обособленного подразделения.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации.

Транспортный налог

Уплата транспортного налога производится организациями по месту нахождения транспортных средств (месту их государственной регистрации) (ст. 363 НК РФ), то есть либо в головном подразделении, либо в филиале (в зависимости от того, где транспортное средство зарегистрировано).

Если передача авто от подразделения подразделению затянулась (например, по причине ремонта), за это время (между снятием и постановкой на учет автомобиля) транспортный налог не уплачивается. Однако есть одна особенность.

Правилами регистрации транспортных средств, предусмотрена постановка на временный учет. Если транспортные средства, в отношении которых осуществлена основная регистрация (в головном офисе), поставлены на временный учет (в филиале), то уплата транспортного налога по месту их временной регистрации во избежание двойного налогообложения не производится. Хотя если сразу принято решение закрепить транспортное средство за обособленным подразделением, то автомобиль ставится на учет по месту нахождения этого подразделения и там же уплачивается транспортный налог.

Структурные подразделения: виды, особенности, налогообложение

Определение и основные характеристики структурных подразделений

Структурное подразделение — это часть компании, необходимая для организации работы сотрудников и предприятия. Порядок создания, правовые аспекты по отношению к другим подразделениям, задачи, права и обязанности структурного подразделения определяет положение о структурном подразделении. Единой формы документа нет, главное — прописать все нюансы.

Есть два типа подразделений:

  1. внутренние;

  2. обособленные.

Обособленные делятся на:

  1. филиалы;

  2. представительства;

  3. другие виды СП.

Руководитель структурного подразделения действует по доверенности, а само СП не является самостоятельным юрлицом. Компании не обязательно выводить на отдельный баланс и вести учет структурного подразделения отдельно, такого требования в законодательстве нет. Но юрлицо вправе принять это решение самостоятельно и закрепить его в положении.

Особенности видов структурных подразделений

Работа структурных подразделений регулируется Гражданским, Налоговым и Трудовым кодексами.

Внутренние структурные подразделения — отделы организации, включающие сотрудников с похожими обязанностями. Например, отдел продаж в строительной компании — это внутреннее подразделение. Работники подразделения трудятся в офисе/здании компании, по основному адресу юрлица. Деление на отделы обусловлено необходимостью компании и отображается только во внутренних документах.

Обособленные структурные подразделения — любые территориально обособленные подразделения компании, где обустроены стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ). Например, расположенный на другом конце города склад, где трудятся кладовщики и грузчики, работающие в той же строительной компании. Компания (юрлицо) наделяет обособленные подразделения имуществом и обязуется указать их в ЕГРЮЛ (ст. 55 ГК РФ).

В каждом обособленном СП могут быть свои внутренние подразделения. Например, отдел логистики на складе.

Филиал — это обособленное СП, которое выполняет частично или полностью функции основного структурного подразделения, в том числе функции представительства. Например, основной офис строительной компании расположен в Москве, а филиал открыт в Самарской области, где строится объект.

Представительство — это обособленное СП, которое представляет интересы основного подразделения и защищает их на месте. Например, строительная компания (субподрядчик) открыла представительство в Уфе, где находится основной офис генподрядчика, и ведет переговоры, участвует в собраниях.

Если СП находится удаленно от основного подразделения и в нем есть обустроенные рабочие места, то оно признается обособленным вне зависимости от желания руководства компании. При этом дистанционная работа не относится к деятельности в обособленном подразделении. В ст. 312.1 ТК РФ прямо указано, что в этом случае сотрудник выполняет обязанности вне СП или любой другой территории работодателя. Склад стройматериалов из нашего примера не относится к филиалу или представительству, а считается другим видом обособленного СП.

Налогообложение для структурных подразделений

Согласно ст. 23 НК РФ, компания обязана сообщить в ФНС информацию об обособленных подразделениях в сроки:

  1. не позднее 1 месяца после учреждения;

  2. не позднее 3 дней с момента внесения изменений в положение об СП;

  3. не позднее 3 дней со дня закрытия.

Особенности налоговой отчетности обособленных подразделений регламентированы ст. 83 и ст. 288 НК РФ:

  1. Организация выплачивает налог по месту нахождения каждого из ее структурных подразделений в федеральный и региональный бюджеты.

  2. Если компания затрудняется с выбором налогового органа для подачи отчетности, то это решение принимает ФНС.

  3. Сумма налога высчитывается на основании доли прибыли каждого подразделения.

  4. При вопросах о необходимости создания СП организация может обратиться за разъяснениями в ФНС. Например, если сотрудники пребывают в длительных командировках.

  5. Если подразделение выведено на отдельный баланс, то его прибыль не учитывается в общей прибыли компании.

Также по ст. 143 НК РФ подразделения не являются плательщиками НДС. Поэтому, например, счета-фактуры не могут выставляться от их имени, а только от имени юрлица.

Согласно ст. 346.12 НК РФ, если у компании есть филиалы, то она не может применять УСН. На представительства и «простые» структурные подразделения это ограничение не распространяется.

Внутренние подразделения компании включаются в общую отчетность, к ним не предъявляются никакие дополнительные требования.

Порядок уплаты налога и представления отчетности за обособленные подразделения

Налоги

Как платить налог

Как представлять отчетность

НДС

НДС полностью платит головная организация

Декларацию подает головная организация

Налог на доходы физических лиц

Налог перечисляется по местонахождению организации и ее обособленных подразделений. Налог по местонахождению обособленных подразделений надо платить исходя из суммы дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений

Сведения о доходах работников по форме 2-НДФЛ подает головная организация. В то же время филиал может сам сдавать сведения о доходах по своим сотрудникам. Но при условии, что руководитель филиала уполномочен головной организацией представлять ее интересы в инспекции. При этом справки в любом случае сдают в инспекцию по месту регистрации головного офиса

Единый социальный налог и пенсионные взносы

Налог и взносы перечисляются в целом по организации. Исключение — обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц. Они сами исполняют обязанности организации по уплате ЕСН и взносов в Пенсионный фонд

Если филиал выделен на отдельный баланс и имеет расчетный счет по итогам квартала, полугодия и 9 месяцев, бухгалтер подразделения должен сдавать расчеты по авансовым платежам, а по результатам года — декларацию по месту постановки на учет подразделения. При этом суммы платежей, которые уплачивают обособленные подразделения, не включаются в декларацию и расчет по авансовым платежам, которые сдает организация по своему местонахождению. Кроме того, подразделению необходимо отчитываться по форме 4-ФСС РФ, а также представлять документы персонифицированного учета. Если же филиал не выделен на отдельный баланс, не имеет своего расчетного счета, отчитываться за него должна головная фирма

Налог на прибыль организаций

Налог в федеральный бюджет перечисляется в полном объеме по местонахождению головной организации. В региональный бюджет — по местонахождению организации и ее обособленных подразделений. Исключение — когда на территории одного субъекта РФ у предприятия есть несколько филиалов или же в одном регионе расположено головное отделение и филиалы. Тогда организация вправе выбрать ответственное подразделение (им может быть и головной офис, и один из филиалов), которое будет платить налог

По местонахождению организации представляется декларация в целом по организации с распределением сумм налога по обособленным подразделениям. По местонахождению обособленных подразделений заполняются:
— титульный лист;
— подраздел 1.1 раздела 1 и подраздел 1.2 раздела 1;
— приложение № 5 к листу 02. Если организация выбрала ответственное подразделение, то и отчитываться должно именно ответственное подразделение. Остальным филиалам делать это уже не нужно

Транспортный налог

Уплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств. То есть по месту их государственной регистрации

Декларации (расчеты) по транспортному налогу нужно сдавать в ту инспекцию, на территории которой стоит на учете транспортное средство

Налог на игорный бизнес

Налог перечисляется по месту регистрации объектов, которые облагаются налогом на игорный бизнес

Отчетность надо сдавать по месту регистрации объектов, которые облагаются налогом на игорный бизнес

Налог на имущество

Налог на имущество по движимому имуществу платит головная компания. Исключение — обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс. Они платят налог самостоятельно. Кроме того, налог нужно платить отдельно по объектам недвижимости. Причем независимо от того, находятся они по местонахождению подразделений, не выделенных на отдельный баланс, или в регионах, где у организации вообще нет обособленных подразделений. В любом случае платить налог на имущество нужно там, где находится недвижимость.

Отчитываться по налогу на имущество должна головная компания. Исключение — обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс. Такие подразделения должны самостоятельно сдавать расчеты и декларации:
— по движимому имуществу, которое числится на его балансе;
— по недвижимости, которая находится на территории, подведомственной той же инспекции, что и филиал. Кроме того, придется сдать отчет в ИФНС по местонахождению той недвижимости, которая расположена вне головного отделения и филиалов

Земельный
налог

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по местонахождению земельных участков, признаваемых объектом налогообложения

Декларации и расчеты по авансовым платежам необходимо сдавать в инспекции по местонахождению земельных участков. Если на территории одного муниципального образования у компании есть несколько участков, то по ним можно сдать одну общую декларацию или расчет

Единый налог при упрощенной системе налогообложения

Налог перечисляется по местонахождению головной организации Декларацию подает головная организация

Единый налог на вмененный доход

Если обособленные подразделения расположены на территории, где введен этот налог, и осуществляют «вмененную» деятельность, налог должен уплачиваться по их местонахождению

Декларации по ЕНВД следует подавать в те инспекции, где компания стоит на учете как «вмененщик» (в том числе и по местонахождению обособленных подразделений)

>Налогообложение филиалов

Постановка филиалов на налоговый учет

В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства. Филиал не является отдельным юридическим лицом, однако он может владеть и распоряжаться имуществом, выделенным ему головным офисом.

Согласно налоговому законодательству филиалы считаются обособленными подразделениями, т.к. удовлетворяют критериям п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ:

  • территориально удалены (обособлены) от головного офиса;
  • создаются на срок более месяца;
  • по месту их расположения оборудуются стационарные рабочие места.

Постановку филиала на учет в налоговых органах следует осуществить в течение месяца со дня его создания, т.е. с момента оборудования стационарного рабочего места. При этом из совокупных норм гражданского законодательства (ст. ст. 5 и 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») следует, что датой создания филиала считается дата внесения записи об этом обособленном подразделении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Но в соответствии со ст. 11 НК РФ признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Поэтому в налоговом законодательстве филиал считается созданным с момента завершения оборудования стационарных рабочих мест. В настоящее время сложилась обширная арбитражная практика, подтверждающая данную позицию.

Поскольку в налоговом законодательстве не уточнено, как определить данный момент, организация может самостоятельно выбрать дату создания филиала. В качестве таковой может использоваться дата подписания договора аренды помещения филиала, дата приказа об оборудовании рабочего места или об утверждении руководителя филиала.

Налогообложение Налог на прибыль

Правила уплаты налога на прибыль филиалами различны для российских и иностранных юридических лиц.

В случае с российским юридическим лицом налоговая база рассчитывается совокупно по всем его филиалам и прочим подразделениям. Исчисленный в целом по организации налог распределяется к уплате между двумя бюджетами:

  • налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, уплачивается по месту головного офиса единой суммой без разбивки по подразделениям;
  • налог, подлежащий уплате в региональный бюджет, уплачивается частями по месту нахождения головного офиса и обособленных подразделений.

При наличии у компании нескольких филиалов на территории одного субъекта РФ региональную часть налога на прибыль между ними можно не распределять (Письмо Минфина России от 23.01.2009 N 03-01-11/1-09). Налог будет перечисляться за все филиалы в данном субъекте через одно так называемое ответственное подразделение. Организация самостоятельно выбирает ответственное подразделение и уведомляет об этом налоговые инспекции по месту нахождения своих обособленных подразделений в срок не позднее, чем до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

Для распределения налога на прибыль, подлежащего перечислению в региональный бюджет, между подразделениями используется следующая формула:

Д = (С : С + ОС : ОС ) : 2,
подр. подр. орг. подр. орг.
где Д — доля прибыли филиала в общей прибыли организации;
подр.
С — среднесписочная численность филиала (либо расходы на оплату
подр.
труда подразделения);
С — среднесписочная численность организации в целом (либо расходы
орг.
на оплату труда организации);
ОС — стоимость амортизируемого имущества филиала, определяемого по
подр.
данным налогового учета;
ОС — стоимость амортизируемого имущества организации в целом,
орг.
определяемого по данным налогового учета.

Несмотря на достаточно четко прописанный в ст. 288 НК РФ порядок расчета, в процессе его применения на практике возникают некоторые вопросы, например:

  • требуется ли включать стоимость арендованного имущества в данный расчет;
  • входят ли в состав имущества, используемого в расчете, нематериальные активы и объекты незавершенного строительства;
  • к какому подразделению отнести имущество, если оно зарегистрировано на балансе одного филиала (подразделения), а фактически используется другим;
  • как рассчитать долю, если у организации и ее подразделений все имущество взято в аренду?

Постараемся ответить на данные вопросы с учетом рекомендаций, содержащихся в письмах Минфина России.

Для начала обратим внимание на следующее: чтобы определить остаточную стоимость амортизируемого имущества, надо использовать данные налогового учета. Из этого порядка есть исключение: если организация начисляет в налоговом учете амортизацию нелинейным способом, она может определять остаточную стоимость амортизируемого имущества для расчета доли по данным бухгалтерского учета (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Состав амортизируемого имущества определяется на основании ст. ст. 256 и 257 НК РФ. По общему правилу имущество, переданное в аренду, учитывается в составе амортизируемого у арендодателя. Поэтому при определении стоимости амортизируемого имущества арендодателю необходимо учитывать как собственное имущество, так и переданное в аренду, а арендатору — только собственное.

Исключением из общего правила является имущество, переданное в лизинг. Оно включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) стороной, у которой учитывается в соответствии с условиями договора финансовой аренды (п. 10 ст. 258 НК РФ).

Следовательно, амортизируемое имущество, переданное в лизинг, отражается в налоговом учете стороной договора, у которой оно числится на балансе в соответствии с условиями договора.

Следующий вопрос касается включения в расчет стоимости амортизируемого имущества стоимости объектов незавершенного строительства, уже использующихся в хозяйственной деятельности, а также стоимости нематериальных активов. По нашему мнению, действующая редакция НК РФ позволяет не включать в расчет доли имущества стоимость данных его видов. Так, объекты незавершенного строительства не являются амортизируемым имуществом и, соответственно, в расчет не включаются. Нематериальные активы — амортизируемое имущество, однако ст. 288 НК РФ указывает, что в расчет доли должны включаться только основные средства. К аналогичным выводам приходит и Минфин России в своих официальных разъяснениях (Письма от 10.03.2009 N 03-03-06/2/36, от 04.12.2008 N 03-03-06/1/672).

Далее рассмотрим вопрос, который касается включения в расчет доли имущества, которое числится на балансе одного филиала и при этом используется другими филиалами. Налоговым законодательством не определено, какое из подразделений включает подобное имущество в расчет доли прибыли. Минфин России полагает, что необходимо руководствоваться принципом фактического использования имущества, т.е. основные средства должны относиться к использующему их филиалу. Данный подход достаточно логичен, т.к. филиалы не являются отдельными юридическими лицами и, следовательно, все их имущество принадлежит организации. По мнению Минфина России, при расчете средней остаточной стоимости амортизируемого имущества, приходящегося на долю обособленного подразделения, учитывается все амортизируемое имущество, используемое обособленным подразделением для осуществления деятельности и находящееся в собственности организации (Письмо от 30.09.2008 N 03-03-06/2/131). Однако возможна и другая точка зрения — разделять имущество между филиалами по месту его учета. Данный вопрос не нашел отражения в законодательстве, поэтому организация может выбрать подходящий для нее способ и закрепить его в учетной политике.

Далее рассмотрим, каким образом рассчитывать долю, когда у головного офиса организации и всех ее филиалов имущество находится не в собственности, а только в аренде. Как уже указывалось, стоимость арендованного имущества, не учитываемого на балансе организации, не участвует в расчете доли прибыли. Минфин России указывает: стоимость амортизируемого имущества принимается равной нулю, а в формуле будет участвовать лишь показатель удельного веса среднесписочной численности работников (Письмо от 29.05.2009 N 03-03-06/1/356). Данный момент желательно отразить в учетной политике.

Расчет налоговой базы по филиалам иностранных компаний имеет некоторые отличия от расчета налоговой базы по филиалам российских организаций. Налоговая база в целом по нескольким филиалам иностранной организации не консолидируется, а рассчитывается отдельно по каждому из филиалов. На это указывает п. 4 ст. 307 НК РФ. В соответствии с данным обстоятельством руководству иностранных компаний на этапе планирования своей деятельности в Российской Федерации нужно задумываться о выборе организационно-правовой формы своего присутствия — в виде российского юридического лица с сетью филиалов или в виде филиалов иностранного юридического лица.

Поясним сказанное на примере. Иностранная компания может иметь филиалы в различных регионах. При этом часть филиалов — с высокой прибылью, а часть — убыточные. В первом случае филиалы будут уплачивать налог на прибыль по стандартной ставке. Во втором смогут зачесть собственные убытки только против собственных будущих доходов. Таким образом, эффективная ставка по налогу на прибыль иностранной компании — показатель, рассчитываемый как соотношение начисленного налога на прибыль и бухгалтерской прибыли, — может оказаться существенно выше законодательно установленной ставки 20%, что будет являться негативным сигналом для акционеров иностранной компании. Кроме того, иногда приходится принимать решение о закрытии убыточных филиалов вследствие бесперспективности продолжения деятельности в конкретном регионе. При этом возникает вопрос: что делать с накопленными убытками — списывать за счет чистой прибыли или пытаться каким-либо образом уменьшить на них доход других филиалов? Универсальных способов решения данной проблемы не существует, в каждом конкретном случае нужно применять новые решения.

Налоговый кодекс РФ позволяет определять налоговую базу и в целом по группе филиалов иностранной компании. Однако для этого необходимо одновременное соблюдение нескольких условий:

  • деятельность через филиалы осуществляется в рамках единого технологического процесса (или в ином аналогичном порядке). В качестве единого технологического процесса может рассматриваться, например, строительство несколькими филиалами трубопровода, разведочного бурения с разным местонахождением, но в рамках единого договора (контракта);
  • возможность расчета налоговой базы по группе филиалов согласована с ФНС России;
  • все филиалы, по которым определяется общая налоговая база, применяют единую учетную политику в целях налогообложения.

НДС

НДС является федеральным налогом, который полностью уплачивается в федеральный бюджет по месту нахождения головной организации. Поэтому сложности в плане распределения этого налога между филиалами не возникают.

Существует ряд особенностей, связанных с оформлением счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) филиалами. В данном случае счета-фактуры выставляются самими филиалами. В стр. 2 «Продавец» и 2а «Адрес» счета-фактуры указываются реквизиты организации-продавца, в стр. 2б «ИНН/КПП продавца» — КПП соответствующего структурного подразделения, в стр. 3 «Грузоотправитель и его адрес» — наименование и почтовый адрес структурного подразделения. В дальнейшем филиал регистрирует выставленные счета-фактуры в книге продаж филиала, используемой для оформления единых книг продаж организации и составления декларации по НДС (Письма Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-09/15, МНС России от 26.08.2004 N 03-1-08/1880/18@, от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404).

Более подробно особенности документооборота при реализации товаров (работ, услуг) обособленным подразделением рассмотрены в Письме МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404.

Налог на имущество

Особенности в отношении налога на имущество заключаются в порядке определения налоговой базы, уплаты налога и подачи декларации. Согласно п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база определяется отдельно по основным средствам:

  • находящимся по местонахождению организации;
  • относящимся к каждому обособленному подразделению, имеющему отдельный баланс;
  • находящимся вне места нахождения организации и ее подразделений.

Подача декларации и уплата налога на имущество в налоговые органы производятся по месту нахождения каждого из вышеуказанных объектов основных средств.

При этом налоговое законодательство специально не содержит определение термина «отдельный баланс обособленного подразделения». Однако Минфин России разъяснил: для применения гл. 30 НК РФ под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс (Письма Минфина России от 29.03.2004 N 04-05-06/27, от 03.06.2004 N 03-05-06/62).

Если на территории одного субъекта находится несколько объектов недвижимого имущества, существует упрощенный порядок уплаты налога. В такой ситуации организация исчисляет общую сумму налога (авансовых платежей по налогу) по всему имуществу, местом нахождения которого является данный субъект РФ (Письмо Минфина России от 12.02.2009 N 03-05-04-01/08). Данный порядок применяется и в случае, если объект (объекты) недвижимости располагаются в том же субъекте РФ, в котором находится организация и (или) ее филиал.

Если на балансе у филиала числится какое-либо движимое имущество, фактически находящееся в другом филиале или в головной организации, оно включается в налоговую базу филиала, на балансе которого учитывается (Письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-06-05-04/156).

ЕСН

Согласно ст. 243 НК РФ филиалы организации уплачивают ЕСН и отчитываются по этому налогу, если они отвечают следующим условиям (п. 8 ст. 243 НК РФ):

  • имеют отдельный баланс и расчетный счет;
  • начисляют выплаты в пользу физических лиц, признаваемые объектом обложения ЕСН.

Если филиалы соответствуют вышеназванным условиям, налог уплачивается и предоставляется декларация по местонахождению филиала. В случае невыполнения хотя бы одного из условий обязанности по исчислению и уплате налога несет головной офис.

Порядок уплаты пенсионных взносов аналогичен порядку уплаты ЕСН (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.01.2009 N 19-12/003093).

Возможна ситуация, когда сотрудник числится в штате головной организации, а фактически работает в филиале. В этом случае, по мнению Минфина России, зарплата работника включается в налоговую базу по ЕСН головным офисом (Письма Минфина России от 07.05.2007 N 03-04-06-02/95, от 19.03.2007 N 03-04-06-02/40).

На практике также возникает необходимость перевода сотрудника из одного подразделения в другое или из головного офиса в филиал. Можно ли применять регрессивную шкалу по ЕСН, рассчитанную исходя из всех выплат работнику с начала года? В своих разъяснениях Минфин России указывает: применение регрессивной шкалы по ЕСН возможно, т.к. филиалы не являются отдельными юридическими лицами, а лишь исполняют обязанности по уплате налога, следовательно, при расчете регрессии учитываются все выплаты сотруднику в данной организации (Письмо Минфина России от 29.12.2008 N 03-04-06-02/133).

Передача имущества внутри обособленных подразделений Налог на прибыль

На практике зачастую возникает необходимость передать какое-либо имущество от одного подразделения к другому внутри одной организации.

В данной ситуации переход права собственности между обособленными подразделениями внутри одной организации не происходит. Соответственно, внереализационный доход у получающей стороны в соответствии со ст. 250 НК РФ не образуется. Данный вывод подтверждается и разъяснениями Минфина России (Письмо от 20.06.2006 N 03-03-04/1/528).

В соответствии со ст. 146 НК РФ безвозмездная передача имущества признается его реализацией. Соответственно, возникает обязанность уплатить НДС с рыночной стоимости безвозмездно переданного имущества.

Однако поскольку передача имущества между филиалом и головным офисом осуществляется в рамках одного юридического лица, передачи права собственности не происходит. Соответственно, не возникает и обязанность по исчислению НДС.

Если имущество будет передаваться из головного офиса иностранной организации в российский филиал, то при ввозе данного имущества на таможенную территорию Российской Федерации возникает необходимость уплаты НДС в общем порядке.

Учет и передача расходов

В российском налоговом законодательстве не предусмотрены какие-либо особенности при признании расходов, передаваемых на уровень филиалов.

Состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль иностранных организаций, определяется в том же порядке, что и для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Это обусловлено следующим: в любом случае налог, подлежащий уплате в бюджет региона, в котором расположен конкретный филиал, определяется на основании специального расчета (см. выше), а не финансового результата деятельности данного филиала.

Практические сложности могут возникать, если в Российской Федерации зарегистрированы филиалы иностранной организации и возникает необходимость, например, передать расходы из иностранного головного офиса в российский филиал.

Для распределения данных расходов необходимо наличие международного договора Российской Федерации с иностранным государством (соглашения об избежании двойного налогообложения). Статьей 7 типового соглашения обычно допускается передача управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных иностранным головным офисом, на уровень российского филиала. Для этого необходимы специальные документы — методика распределения передаваемых расходов и расчет конкретных показателей, на основании которых производится распределение расходов, подписанные руководителем головного офиса, а также расчет доли расходов, передаваемых российскому отделению иностранной организации, произведенный на основании утвержденных показателей и подтверждающих документов (Письмо Минфина России от 18.04.2008 N 03-08-05).

Таким образом, можно сделать вывод: вопросы налогообложения деятельности филиалов не всегда четко прописаны в действующем налоговом законодательстве. Вместе с тем в части налогообложения деятельности филиалов во многом используются те же нормы, что и для юридических лиц, не имеющих филиалов и других обособленных подразделений.

В данной статье автор не пытался охватить весь спектр вопросов, а указал на некоторые проблемные ситуации, с которыми многие налогоплательщики сталкиваются на практике, и предлагал (где это возможно, учитывая формат данной статьи) возможные их решения.

А.Ю.Круглов

Менеджер налогового отдела

КПМГ в России и СНГ

Как ООО открыть обособленное подразделение без выделенного баланса и отдельного расчетного счета?

Цитата (Как изменились правила постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений):Открывается новое подразделение
Напомним, что в соответствии с прежней редакцией статей 23, 83 и 84 НК РФ, для постановки на учет по месту нахождения любого обособленного подразделения требовалось предпринять несколько действий. А именно: в течение одного месяца сообщить в свою инспекцию об открытии нового подразделения (форма № С-09-3, утв. приказом ФНС РФ от 21.04.09 № ММ-7-6/252@). В этот же срок подать в ИФНС по месту нахождения нового подразделения заявление о постановке на учет (форма № 1-2 Учет, утв. приказом ФНС РФ от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@). К заявлению среди прочего требовалось приложить документы, подтверждающие создание подразделения.
Благодаря поправкам, компаниям больше не придется совершать действия, которые могут выполнить сами налоговики. Так, по новым правилам, постановка компании на учет по месту нахождения филиала или представительства должна происходить без ее участия. От организации только требуется внести необходимые изменения в ЕГРЮЛ. Напомним, что по Федеральному закону от 08.08.01 № 129-ФЗ о регистрации, сообщить налоговикам о создании нового филиала или представительства нужно в течение трех рабочих дней (п. 5 ст. 5 закона № 129-ФЗ). После этого инспекторы должны сами поставить компанию на учет по месту нахождения филиала или представительства на основании данных из ЕГРЮЛ (п. 3, 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ*). Дополнительно извещать свою налоговую об открытии филиала или представительства не надо (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Если же организация создает иное обособленное подразделение (не филиал или представительство), об этом нужно в течение месяца проинформировать инспекцию, в которой компания состоит на учете (п. 2 ст. 23 НК РФ). На основании данного сообщения налоговики в течение пяти рабочих дней должны поставить компанию на учет по месту нахождения подразделения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). При этом инспекторы не вправе требовать никаких других документов.
Отметим, что новая редакция пункта 1 статьи 83 НК РФ обязывает компании вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Раньше этого не требовалось, если компания по каким-то иным основаниям уже состояла на учете в инспекции, к которой относилось новое подразделение.
Упомянем еще об одном дополнении. Оно касается случая, когда у компании в одном муниципальном образовании есть несколько обособленных подразделений. В такой ситуации организация может встать на учет по месту нахождения одного из них. Комментируемый закон уточнил, что уведомление о своем выборе компании должна подать в инспекцию по месту нахождения головного офиса (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Организации необходимо открыть обособленное подразделение (далее — ОП), которое не будет филиалом либо представительством ООО. Находиться будет в том же субъекте РФ, что и организация, но в другом муниципальном образовании.
Полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц ОП наделяться не будет. ОП не будет иметь отдельный баланс, расчетный счет в банке. По месту нахождения недвижимости нет.
Организация применяет общий режим налогообложения.
Каков порядок открытия ОП? Какие изменения в налогообложении произойдут для организации после открытия ОП?

8 ноября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с принятием решения исполнительным органом юридического лица о создании обособленного подразделения организация представляет (в течение одного месяца со дня создания ОП) в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.
НДФЛ, относящийся к суммам дохода работников, следует перечислять отдельно по головной организации и обособленному подразделению. Сведения по форме 2-НДФЛ и Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), представляются отдельно по головной организации и обособленному подразделению.
Организация будет производить уплату страховых взносов и представлять расчеты по страховым взносам по месту своего нахождения.
Уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление отчетности в ФСС РФ будет производиться головной организацией.
Уплату налога на прибыль (авансовых платежей), а также декларирование можно производить по месту нахождения головной организации (без распределения на ОП) при представлении в налоговый орган соответствующего уведомления.
Уплата НДС и налога на имущество, а также их декларирование производятся по месту нахождения головной организации без распределения по ОП.

Обоснование вывода:

Обязанности организации в связи с созданием обособленного подразделения

1. Исходя из содержания ст. 55 ГК РФ в гражданском законодательстве под обособленным подразделением юридического лица понимается подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, которое осуществляет все его функции или их часть, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, руководитель которого назначается юридическим лицом и действует на основании выданной юридическим лицом доверенности.
Помимо филиалов и представительств юридические лица вправе создавать иные территориально обособленные подразделения. Процедура создания обособленных подразделений (в отличие от филиалов, представительств) законодательством не урегулирована. Решения о создании обособленных подразделений принимаются исполнительным органом юридического лица в рамках текущего управления. Вместе с тем в уставе или иных внутренних документах общества может быть установлено согласование открытия таких обособленных подразделений с иными органами управления: общим собранием участников (акционеров), советом директоров общества, либо определяться, что открытие таких обособленных подразделений производится в рамках программ развития общества, утверждаемых органами управления общества, и т.п.
Для целей законодательства о налогах и сборах под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
В целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). Организации обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ, об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях и обо всех обособленных подразделениях, которые закрываются этой организацией (пп.пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами, осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 4 ст. 83 НК РФ). Такие сообщения представляются организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в течение одного месяца со дня создания обособленных подразделений (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@).
В свою очередь, на основании п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган в течение 5 дней со дня получения указанного сообщения от организации обязан осуществить постановку на учет этой организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации в связи с принятием решения исполнительным органом юридического лица о создании ОП следует представить (в течение одного месяца со дня создания ОП) в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.
2. В соответствии с пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ после 1 января 2017 года, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий). Форма сообщения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц утверждена приказом ФНС России от 10.01.2017 N ММВ-7-14/4@.
Как сообщено в письмах Минфина России от 04.04.2017 N 03-15-06/19684, ФНС России от 09.03.2017 N БС-4-11/4211@, вопрос о необходимости наделения ОП полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу работников относится к организационным вопросам ведения организацией своей финансово-хозяйственной деятельности, и, соответственно, решения по ним принимаются организацией самостоятельно.
Как разъяснено в письме ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@, обязанность сообщать в налоговые органы о создании обособленного подразделения без наделения его указанными выше полномочиями у плательщиков страховых взносов отсутствует.
Поскольку в Вашем случае головная организация не наделяет ОП полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (то есть начисление выплат в пользу работников (как организации, так и ОП) производится централизованно), обязанность направить в налоговый орган соответствующее сообщение у вашей организации не возникает (смотрите также письма Минфина России от 02.03.2017 N 03-15-06/11948, от 02.03.2017 N 03-15-06/11940, от 27.02.2017 N 03-15-06/10920).
3. Кроме того, действуя как страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, юридические лица обязаны сообщать в территориальные органы ФСС РФ о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (пп. 2 п. 1 ст. 6, пп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ), смотрите также письмо ФСС РФ от 08.02.2017 N 02-09-14/05-02-980).
Поскольку созданное Вашей организацией обособленное подразделение не имеет счета в банке и не начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то оно не регистрируется в органе ФСС по своему местонахождению.
4. Полагаем также, что в целях уплаты налога на прибыль через головную организацию следует подать в налоговый орган по месту учета организации соответствующее Уведомление (смотрите письмо ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986 «Об уведомлениях по уплате налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации»).
5. Согласно абзацу четвертому п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У) обособленному подразделению, сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном Указанием N 3210-У для юридического лица. При этом юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям (абзац пятый п. 2 Указания N 3210-У).
Таким образом, если ОП не будет самостоятельно сдавать деньги в банк либо в кассу организации, то устанавливать лимит остатка наличных денег ОП не следует.

НДФЛ

Пунктом 7 ст. 226 НК РФ установлено, что сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у физического лица, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.
То есть по общему правилу НДФЛ должен перечисляться отдельно по головной организации и обособленному подразделению. НДФЛ, относящийся к суммам дохода работников ОП, должен перечисляться по месту нахождения (месту постановки на учет) этого ОП.
ФНС России в письмах от 12.03.2014 N БС-4-11/4431@, от 03.08.2011 N АС-4-3/12547 разъяснила, что при перечислении НДФЛ за работников ОП следует оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному ОП с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ. Производить уплату налога централизованно, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации как за работников головной организации, так и за работников ОП, по мнению ФНС, нельзя (письма УФНС по г. Москве от 28.04.2007 N 28-11/040726, от 01.07.2010 N 20-15/3/068888).

Представление сведений по форме 2-НДФЛ и расчетов 6-НДФЛ

На основании четвертого абзаца п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты, имеющие ОП, представляют сведения по форме 2-НДФЛ и Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) в отношении работников ОП в налоговый орган по месту учета ОП, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета ОП, заключивших такие договоры (смотрите также письма ФНС России от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@, от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@, письма Минфина России от 19.11.2015 N 03-04-06/66970, ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4900@).
В письме ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4900 сообщено, что в случае заполнения расчета по форме 6-НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, в поле «КПП» указывается КПП по месту учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.
В письме Минфина России от 23.12.2016 N 03-04-06/77778 специалисты финансового ведомства отмечают: обязанность налоговых агентов представлять расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган как по месту своего учета, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода (смотрите также письмо ФНС России от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@).
Таким образом, представлять сведения по форме 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ необходимо отдельно по головной организации и по обособленному подразделению (письма ФНС России от 09.11.2016 N БС-4-11/21223@, от 02.11.2016 N 03-04-06/64099).

Страховые взносы

В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляют налоговые органы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации.
В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики (организации), указанные в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам (не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом):
— в налоговый орган по месту нахождения организации;
— по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (далее — Приказ N ММВ-7-11/551@), который вступил в силу с 01.01.2017 и применяется начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2017 года (п. 2 Приказа N ММВ-7-11/551@, смотрите также письмо ФНС России от 19.07.2016 N БС-4-11/12929@).
Согласно пп. 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями:
— по месту их нахождения;
— по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 431 НК РФ.
Таким образом, при наличии у организации обособленных подразделений уплата страховых взносов и представление расчетов по ним производятся организацией по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (независимо от наличия у обособленных подразделений отдельного баланса, наличия открытого расчетного счета в банке).
Поскольку в рассматриваемой ситуации организация не наделяет полномочиями обособленное подразделение по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, то организации следует производить уплату страховых взносов и представлять расчеты по страховым взносам по месту нахождения организации. Данный вывод следует в том числе из писем Минфина России от 08.02.2017 N 03-15-06/6671, от 06.03.2017 N 03-15-10/12652, от 02.03.2017 N 03-15-06/11948.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Согласно п. 11 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ обособленные подразделения страхователей — юридических лиц, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей) и обязанности по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ.
Как уже было отмечено, если обособленные подразделения не имеют банковского счета и самостоятельно не начисляют вознаграждения в пользу физических лиц, то организации не требуется производить регистрацию организации по месту нахождения обособленных подразделений в качестве страхователя в органе ФСС РФ (пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ). Соответственно, в этом случае уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление отчетности в ФСС РФ возлагаются на головную организацию.

Налог на прибыль организаций

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ.
Налогоплательщики — российские организации, в состав которых входят обособленные подразделения, производят исчисление и уплату:
— сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в федеральный бюджет, — по месту нахождения головной организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ);
— сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ, — по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли каждого обособленного подразделения (головной организации) (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Доля прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
Перечислять налог на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений нужно независимо от того, есть ли у них доходы и расходы, формирующие налоговую базу (письмо Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640).
Декларация по налогу на прибыль представляется в налоговые органы по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения (первый абзац п. 1 ст. 289 НК РФ) в том числе и в ситуации, когда суммы налога на прибыль к уплате нет (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-03-06/1/20).
В то же время если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Уведомления (смотрите письмо ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986) представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. При этом подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и сама головная организация.
Как неоднократно указывали представители финансового ведомства и налоговой службы, если организация и все ее ОП находятся на территории одного субъекта РФ, то налогоплательщик вправе уплачивать налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ за все свои ОП через головную организацию. То есть подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и головная организация (письма Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130, ФНС России от 19.12.2012 N ЕД-4-3/21580@, от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@, от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935, УФНС России по г. Москве от 17.08.2012 N 16-15/076180@, от 07.08.2012 N 16-15/071669@, от 20.06.2012 N 16-15/053947@, от 23.12.2009 N 16-15/136064).
В случае, когда налог перечисляется только через головную организацию или ответственное обособленное подразделение, декларацию по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, через которые налог не уплачивается, подавать не требуется (смотрите письма Минфина России от 18.02.2016 N 03-03-06/1/9188, от 25.11.2011 N 03-03-06/1/781, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127, ФНС России от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@).
Поскольку в рассматриваемой ситуации организация и её ОП находятся в одном субъекте РФ, то уплата налога на прибыль (авансовых платежей) правомерно может производиться только по месту нахождения головной организации без распределения на ОП. Если организация решит, что налог на прибыль будет уплачиваться головной организацией за созданное ОП, то, как уже было замечено выше, об этом надо уведомить налоговый орган.

НДС

НДС целиком уплачивается в федеральный бюджет. В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, но не филиалы, представительства или обособленные подразделения.
Организации, создавшие обособленные подразделения, уплачивают НДС по месту постановки их на учет без распределения налога по обособленным подразделениям. Налоговые декларации по НДС представляются в налоговый орган по месту учета головной организации. Обязанность представления декларации по НДС в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации ст. 174 НК РФ не предусмотрена (письма УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028237, УМНС по г. Москве от 10.01.2003 N 11-14/1719).
Таким образом, уплата НДС и декларирование производятся по месту нахождения головной организации без распределения по обособленному подразделению.

Налог на имущество

В соответствии со ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них. Таким образом, обязанность организации по уплате налога по месту нахождения обособленного подразделения возникает только в отношении имущества, учитываемого подразделением на его отдельном балансе (письма Минфина России от 01.02.2016 N 03-07-11/4411, от 19.06.2009 N 03-05-04-01/44, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145, от 20.09.2006 N 03-06-01-04/177, от 19.01.2006 N 03-06-01-04/07, УФНС России по г. Москве от 23.09.2010 N 16-15/00102). Однако в рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, обособленное подразделение не будет выделяться на отдельный баланс.
При этом ст. 385 НК РФ определено, что организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.
Это значит, что если подразделение головной организации, находящееся вне ее места нахождения, не выделено на отдельный баланс и наделено только движимым имуществом, то такое имущество должно учитываться при определении налоговой базы головной организации. Исчисление и уплата налога (авансовых платежей), а также представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) должны производиться по месту нахождения головной организации. Такой вывод представлен в письмах Минфина России от 20.03.2012 N 03-05-05-01/16, от 11.03.2009 N 03-05-05-01/17, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145 и др., ФНС России от 13.03.2012 N БС-4-11/4175.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Иные обособленные подразделения;
— Энциклопедия решений. Обособленное подразделение для целей налогового контроля (учета);
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДФЛ налоговыми агентами, имеющими обособленные подразделения;
— Энциклопедия решений. Представление налоговыми агентами расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата страховых взносов обособленными подразделениями организации с 1 января 2017 года;
— Энциклопедия решений. Страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Регистрация страхователей;
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на прибыль при наличии обособленных подразделений;
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество организаций при наличии обособленных подразделений;
— Энциклопедия решений. Лимит остатка наличных денег в обособленных подразделениях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Письмо Министерства финансов РФ
№03-02-07/1/36019 от 14.06.2016

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обособленным подразделением организации для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 15-АП-4108/2011, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А).

Налоговый орган принимает решение о постановке на учет организации по месту ее деятельности через обособленное подразделение исходя из представленных ему документов, на основании которых осуществляется такая деятельность вне места нахождения организации.

Заместитель директора Департамента Р.А.СААКЯН

Оставьте комментарий