Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей

История вопроса

Так, в прошлом году был отправлен «в корзину» законопроект № 481943-6 «О внесении изменений в статьи 171, 172, 346.1, 346.3 и 346.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Его авторы предлагали разрешить компаниям и ИП переходить на ЕСХН только с одновременным исполнением обязанностей налогоплательщика НДС и получением прав, связанных с исчислением и уплатой НДС. Документ предусматривал право налогоплательщика НДС, приобретающего сельхозпродукцию у сельхозтоваропроизводителей, уплачивающих ЕСХН, исчислять сумму НДС к вычету расчетным методом на основании документов, подтверждающих фактическую поставку сельхозпродукции.

Главным противником новации выступил Минфин России. Свою официальную позицию для широкой общественности финансисты изложили уже постфактум, после отзыва законопроекта (письма Минфина России от 19.05.2016 № 03-07-14/28647, от 27.05.2016 № 03-07-14/30740).

По мнению чиновников, подобные предложения чреваты следующими рисками:

  • увеличением числа налогоплательщиков ЕСХН и снижением поступлений налога на имущество организаций и НДФЛ, зачисляемых в бюджет субъекта РФ, а также налога на имущество физических лиц, зачисляемого в местные бюджеты;
  • в целях избежания двойного учета сумм НДС потребуется исключить эти суммы из состава расходов при ЕСХН. В связи с этим у плательщиков ЕСХН увеличится налоговая база, подорожают товары и снизится конкурентоспособность;
  • в целях налогового контроля потребуется возложить на плательщиков ЕСХН обязанности по ведению документов, применяемых при расчетах по НДС: журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, что приведет к дополнительной административной нагрузке по ведению бухгалтерского и налогового учета, увеличению финансовых затрат в связи с исчислением НДС, а также усилению налогового контроля за соблюдением данными налогоплательщиками налогового законодательства. То есть упрощения налогового учета для данной категории предпринимательства не произойдет.

Стоит напомнить, что негативный отзыв на законопроект содержался и в заключении Правительства РФ. Эксперты кабмина констатировали, что предоставление права исчислять НДС расчетным методом организациям, приобретающим сельскохозяйственную продукцию у налогоплательщиков ЕСХН, не согласуется с механизмом исчисления этого налога. Тем более что сельскохозяйственные товаропроизводители могут платить НДС при применении общей системы налогообложения.

В апреле 2017 года правительство поручило Минфину рассмотреть этот вопрос и представить свои предложения.

Потихоньку идея разрешить сельхозпроизводителям с определенной годовой выручкой платить НДС перестала вызывать отторжение финансистов, о чем сообщил накануне директор департамента налоговой и таможенной политики ведомства Алексей Сазанов. И вот – свершилось.

Читайте также «Сельскохозяйственный налог в 2017 году»

Перспективы «совмещения»

Эксперты сходятся в одном: уплата НДС и применение вычетов могут быть выгодны только крупным сельхозпроизводителям. В целом же для предпринимателей налоговое бремя, скорее, возрастет, что, в конечном счете отразится на цене самой сельхозпродукции.

Учитывая, что у предприятий этой отрасли возможных источников налоговых вычетов обычно совсем немного (основная часть затрат – заработная плата и аренда за землю), в качестве налоговой базы фактически будет выступать продажная цена сельхозпродукции.

Другими словами, налоговые обязательства таких производств увеличатся почти на 10% от всей выручки.

Долгосрочный эффект от предоставления такой возможности аграриям будет отрицательным, поскольку им придется столкнуться с процессами, которые до этого были им неведомы, – необходимостью проверки каждой сделки и каждого контрагента, увеличением штата на сопровождение этого процесса, налоговыми рисками, которые возникают не по истечении нескольких лет, а каждый квартал при подаче каждой декларации по НДС.

Фактически это может рассматриваться как дополнительный налог. Причем не до конца понятно, каким образом предоставление права уплачивать НДС будет стыковаться с уплатой других налогов, ведь ЕСХН предусматривает освобождение от остальных налогов.

P.S. Некоторые эксперты видят в новации первый шаг к отмене ЕСХН как такового. НДС, по их мнению, давно пора ввести для всех участников рынка, независимо от объема выручки, поскольку единый сельхозналог давно уже перестал быть инструментом поддержки небольших компаний и активно, хоть и завуалированно, применяется именно «гигантами сельхозиндустрии».

Читайте также «Изменения в НДС для ЕСХН»

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.

Какие предприятия и ИП относятся к сельскохозяйственным производителям

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с целью притока в аграрную и рыбоводческую отрасли нашей экономики новых производителей, а также для уменьшения налоговой нагрузки и облегчения жизни уже существующих предприятий в этой отрасли. Она имеет еще одно известное название — единый сельскохозяйственный налог, сокращенно ЕСХН. Этому специальному режиму посвящена гл. 26.1 НК РФ.

Ст. 346.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков определяет следующие категории:

  • сельскохозяйственные компании и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются непосредственным производством, переработкой и дальнейшей продажей сельскохозяйственных товаров и продукции;
  • предприятия, занятые в рыбных хозяйствах.

При этом выручка от продажи такой продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы выручки. Для компаний, занятых рыбным промыслом, еще одним условием применения ЕСХН является численность наемной рабочей силы — не больше 300 человек.

В перечень продукции сельскохозяйственного производства входят:

  • растениеводство;
  • животноводство;
  • сельское хозяйство на земле;
  • лесное хозяйство;
  • разведение рыб и других ресурсов водного пространства.

Какие налоги заменяет ЕСХН

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает освобождение от основных налогов, которые уплачивают предприятия с общим налоговым режимом:

  • От налога на прибыль организаций, для индивидуальных предпринимателей — от НДФЛ с собственных доходов.
  • Налога на имущество организаций (или физлиц).
  • Косвенного налога НДС. Однако если компания занимается ввозом продукции на территорию нашей страны, такие операции облагаются НДС по общим правилам независимо от того, применяет она ЕСХН или нет. На ввозимые товары начисляется налог по ставке 10 или 18% в зависимости от его номенклатуры.

ЕСХН не освобождает предприятия, в том числе индивидуальных предпринимателей, от начисления и уплаты НДФЛ с доходов своих сотрудников. Они все равно остаются налоговыми агентами в части перечисления этого налога. Никаких налоговых льгот в этом случае не предусмотрено.

Более подробно ознакомиться с порядком уплаты НДФЛ налоговыми агентами можно в статье «Общий порядок и сроки уплаты НДФЛ»

Переход на ЕСХН

Процедура перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей довольно стандартна. Налогоплательщик должен до 31 декабря текущего года, предшествующего году перехода на ЕСХН, подать соответствующее уведомление на установленном бланке в свою налоговую инспекцию. Действующая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-3-41@.

Переход на единый сельскохозяйственный налог носит добровольный характер. Это право, но не обязанность плательщика. Если компания или индивидуальный предприниматель только что прошли регистрацию в налоговых органах, они могут подать заявление о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет.

Для перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщику недостаточно просто иметь желание и подать уведомление. Он также должен соответствовать нескольким критериям:

  • Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы доходов плательщика.
  • Для компаний рыбного хозяйства в качестве дополнительного условия для перехода на ЕСХН установлена численность персонала — не более 300 человек (п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
  • Реализуемые товары должны относиться к сельскохозяйственной продукции (что именно к ней относится, мы указали ранее). Более подробный перечень такой продукции можно найти в Общероссийском классификаторе продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

При этом компании должны быть заняты именно производством сельскохозяйственных товаров, а не просто перепродавать их.

Не могут применять данный налоговый режим:

  • компании, производящие подакцизную продукцию;
  • организации, занятые в игорном бизнесе;
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Рекомендуем вам ознакомиться с порядком перехода на другие специальные налоговые режимы, УСН и ЕНВД, в статьях на нашем сайте:

  • «Подаем уведомление о переходе на УСН в 2014–2015 годах»
  • «Порядок перехода на ЕНВД»

Расчет единого налога на примере

Расчет единого сельскохозяйственного налога производится по простой формуле:

Ст х Б,

где: Ст — ставка налога;

Б — налоговая база.

Ставка в данном случае составляет 6%. В качестве налоговой базы выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с 1 января налогового периода.

В качестве доходов к учету принимаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Предприятие может уменьшить полученную выручку на произведенные расходы, к примеру:

  • на расходы, связанные с покупкой и капитальным ремонтом основных фондов;
  • канцелярию;
  • расходы на покупку и создание нематериальных активов;
  • платежи по аренде и лизингу;
  • материальные затраты;
  • оплату труда наемного персонала;
  • обязательное и добровольное страхование;
  • расходы на пожарную безопасность;
  • транспортные затраты, в том числе на содержание транспортных средств;
  • командировочные расходы;
  • услуги бухгалтерии, юристов, аудиторов и нотариусов;
  • услуги связи, почтовые и телеграфные расходы;
  • проведение различного рода экспертиз;
  • комиссионные вознаграждения;
  • рекламу и др.

Полный перечень таких расходов можно найти в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Сельскохозяйственные организации также вправе учесть в качестве расходов убытки прошлых лет.

Рассмотрим простой пример расчета «сельскохозяйственного» налога. Все данные в нем носят условный характер.

Пример

ИП Асатин А. С. занимается рыбохозяйственной деятельностью (разведением рыб) для последующей продажи продукции. С 2013 года он применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исходные данные за 2014 год:

  • Доходы от продажи разведенной рыбы за 2015 год, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, — 9 000 000 руб.
  • Расходы за 2015 год, признанные в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ, — 6 500 000 руб. Сюда входят материальные затраты, расходы на оплату труда наемного персонала, командировки, затраты на техническое обслуживание и содержание оборудования (основных фондов), транспортировка и пр.
  • Убыток за 2014 год — 200 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 1-е полугодие) — 20 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 2-е полугодие) — 30 000 руб.

Рассчитаем сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

  1. Определяем налогооблагаемую базу: 9 000 000 – 6 500 000 = 2 500 000 руб.
  2. Уменьшаем налогооблагаемую базу на убыток 2014 года: 2 500 000 – 200 000 = 2 300 000 руб.
  3. Начисляем сумму единого налога за 2015 год: 2 300 000 х 6% = 138 000 руб.
  4. Рассчитаем окончательную сумму единого налога для перечисления в бюджет за 2015 год. Для этого вычтем суммы авансовых платежей: 138 000 – 20 000 – 30 000 = 88 руб.

Итак, ИП Асатин А. С. должен до 31 марта 2016 года перечислить в бюджет 88 000 руб. До этого же числа он обязан представить налоговую декларацию за 2015 год.

О группировке расходов для целей налогообложения прибыли см. в статье «Ст. 252 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Итоги

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является добровольным. Для перехода на нее необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации уведомление на установленном бланке.

Приятная особенность единого сельскохозяйственного налога — отчетный период в полгода и перечисление налогов авансовыми платежами 1 раз в 6 месяцев. Этим он и отличается от большинства налогов в нашей экономической системе.

Применять такой специальный режим имеют право только производители сельскохозяйственной и рыбной продукции. Но и они должны соответствовать определенным требованиям.

ЕСХН не освобождает предприятия сельскохозяйственной сферы от функции налогового агента при начислении и уплате НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Полученную выручку можно сократить на сумму собственных расходов, определенных по налоговым нормам гл. 25 НК РФ.

Есть еще одно удобство для налогоплательщика. Сроки перечисления единого налога те же, что и сроки сдачи налоговой декларации. За неподачу налоговых отчетов и просрочку уплаты налога предусмотрены штрафные санкции.

Оставьте комментарий