Налоговая безопасность предприятия

4. Рубинштейн А.Я. Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса: монография. СПб.: Алетейя, 2008. 559 с.

I.S. Pakulina

Creating the rationally functioning system of planning of resources use efficiency in the social sphere

Keywords: Social sphere, resources, public policy, planning, resource providing, efficiency, system.

УДК 658.14.012

Ф.М. Шелопаев, канд. экон. наук, доцент, (4872) 24-17-15, fedor_shelopaev@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматриваются понятие налоговых рисков, их место в системе экономической безопасности, формы управления налоговыми рисками.

Ключевые слова: налоговый риск, финансовый риск, уклонение от налогов, управление рисками.

Любая производственно-коммерческая деятельность хозяйствующего субъекта связана с риском. Успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и учета вероятности критических ситуаций.

Особое место в системе предпринимательских рисков занимают финансовые риски, которые связаны с возможностью невыполнения хозяйствующим субъектом своих финансовых обязательств. Они возникают в процессе отношений предприятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и

др.). С точки зрения экономической безопасности хозяйствующего субъекта наибольший интерес представляют следующие финансовые риски: налоговые, страховые, валютные, кредитные, процентные, страновые и риски ликвидности.

Под налоговым риском принято понимать опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.

Данное определение подразумевает существование налогового риска не только для налогоплательщиков, но и других участников налоговых правоотношений. Например, для государства в лице государственных органов исполнительной власти налоговый риск состоит в снижении поступления налогов, выступающих основным источником формирования доходной части бюджета. Для налогоплательщика рост налоговых издержек, являющихся разновидностью его предпринимательских издержек, влечет за собой снижение прибыли, и, следовательно, снижение возможностей для решения задач, стоящих перед ним в будущем.

Однако не все налоговые риски можно отнести к финансовым рискам.

Ввиду того что деньги являются материальной основой финансовых отношений, налоговые риски, которые могут быть оценены в денежном выражении, целесообразно относить к финансовым рискам.

Нефинансовыми можно считать налоговые риски, связанные с уголовной ответственностью, которая не может быть законным образом оценена в денежном выражении. Прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Одной из главных задач, стоящих перед предпринимателем, является умение оценивать степень риска, не избегать, а управлять им.

Решение этой задачи может быть поставлено на профессиональную основу, т. е. риск может быть профессионально управляем. Управление рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубоких знаний в области налогового, гражданского, административного и уголовного права, анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации хозяйственных решений и многого другого.

Управление налоговым риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий. Предпринимателю необходимо найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что, чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при его реализации.

В процессе управления риском необходимо учитывать следующие принципы:

— нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

— необходимо думать о последствиях риска;

— нельзя рисковать многим ради малого.

Основываясь на этих принципах, выделяются следующие основные приемы управления налоговым риском: избежание риска, снижение степени риска, принятие риска.

Избежание риска означает отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Это решение принимается в случае несоответствия указанным выше принципам (если, например, уровень возможных потерь выше уровня ожидаемой прибыли). Отказ от реализации мероприятия позволяет полностью избежать неопределенности и возможных потерь и вместе с тем означает полный отказ от прибыли. Кроме того, отказ от одного вида риска может привести к возникновению других.

Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь. Специалисты в области управления рисками должны разработать и предложить механизм такого снижения для каждого конкретного случая.

Принятие риска означает, что предприниматель оставляет весь или часть риска (в случае передачи части риска кому-то другому) за собой, т. е. на свою ответственность. В этом случае он принимает решение о покрытии возможных потерь собственными средствами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприниматель должен принять решение о том, как он планирует управлять рисками. Возможно, будут использованы только те приемы, при которых риски не возникают. Либо фирма предпочтет перекладывать риски на других (путем включения в контракты оговорок, не разрешенных у нас налоговым законодательством, но разрешенных Гражданским кодексом РФ, или требуя гарантий от своих контрагентов). Еще один вариант: проведение одних видов сделок вместо других (например, лизинг вместо покупки оборудования за счет кредита). Во всех случаях предприниматель должен точно оценить, сколько будет стоить качественное управление налоговыми рисками с тем, чтобы ответить на вопрос: какой ценой дается экономия.

Предпринимателю не следует скрывать информацию от налоговых органов, поскольку риском быть пойманным управлять практически невозможно. Для того чтобы предприятие оценило свой налоговый риск, оно должно представить, что скрываемую запись о сделке все же обнаружили, и решить, сможет ли оно защитить свои позиции от налоговых органов или нет. Бизнесу с долгосрочными перспективами не стоит рассчитывать на то, что налоговики не выявят нарушений налогового законодательства.

В любом случае оптимизацию налоговых платежей следует отличать от ухода (уклонения) от налогов. Законного способа ухода от налогов не существует, так как уклонение от налогов всегда связано с противоправ-

ными действиями. При всем их многообразии способы уклонения делятся на криминальные и некриминальные. Некриминальные действия налогоплательщиков связаны с уклонением от налогов путем нарушения гражданско-правового и налогового законодательства (неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переформирование договоров и изменение их содержания после их исполнения, занижение стоимости ввозимых через таможню товаров, ошибки исполнителей при исчислении налоговых платежей). Криминальные действия связаны с нарушением норм налогового и уголовного права.

Существует достаточно много способов ухода от налогов.

Самый простой и распространенный, но в то же время самый криминальный способ — неоприходование выручки в целях сокрытия объекта налогообложения (объема реализации или внереализационного дохода). Уклонение от уплаты налогов путем неотражения выручки может осуществляться в нескольких формах:

— неоприходование наличных денежных средств, поступивших от покупателей в оплату товаров (работ, услуг). Может производиться путем неиспользования (неполного использования) контрольно-кассовых машин при расчетах с физическими лицами; неотражения наличных денежных средств, поступивших от юридических лиц (как правило, с нарушением предельного размера расчетов между юридическими лицами, установленного действующим законодательством) и т. д.;

— неотражение выручки, причитающейся налогоплательщику, но поступившей на расчетные счета в учреждениях банков других лиц (расчеты через третьих лиц);

— неотражение выручки, полученной безденежным путем (путем обмена продукцией, путем проведения зачета встречных однородных требований, путем получения векселя третьего лица и т. д.).

Все эти методы требуют ведения двойной бухгалтерии (внесения в бухгалтерские документы заведомо ложных данных о размерах объектов налогообложения).

Уменьшение налогов посредством данного метода в случае его выявления неминуемо влечет за собой применение к предпринимателю налоговых или уголовно-правовых санкций (в зависимости от размера ущерба, причиненного общественным интересам действиями налогоплательщиками). Так, в соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса РФ сокрытие объекта налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неупла-

ченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Определение оптимизации налогообложения вытекает из принципов, на которых строятся взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами:

— необходимо платить налоги в соответствии с действующим законодательством;

— необходимо платить минимум налогов, не нарушая закон;

— необходимо платить налоги в последний день установленного срока.

Для соблюдения отмеченных выше принципов необходим профессиональный подход к разработке системы внутрифирменного налогового планирования и контроля. Мировая практика свидетельствует о том, что такая система создается при тесном взаимодействии юридической и финансовой служб организации с использованием услуг внешнего консультанта, специализирующегося в соответствующей области налогообложения. В Российской Федерации такой практики пока не существует, и руководители многих российских предприятий плохо представляют себе, с какими налоговыми рисками они могут столкнуться в ближайшее время, преступая сегодня налоговое законодательство.

Итак, управлять налоговыми рисками необходимо, но это управление во многом зависит от доступности информации о вероятности наступления налоговых рисков и величине их последствий, выраженной стоимостными показателями.

Для обоснованного решения в области воздействия на параметры налогообложения необходимо точно оценить все последствия принимаемого решения. В условиях полной неопределенности необходимо провести работу по поиску достаточной информации с тем, чтобы свести этот вариант к вероятностному и получить возможность анализа последствий таких решений.

На основе имеющейся информации можно использовать следующие способы управления налоговыми рисками: лимитирование (нормирование) концентрации рисков и диверсификация.

Нормирование налоговых рисков подразумевает установление допустимых для данной организации потерь от налоговых рисков, что возможно только при достаточности информации о характеристиках риска.

Применение диверсификации затруднено сложностью рассредоточения налоговых рисков во времени или по отдельным видам налогов, ввиду их специфичности для каждого конкретного случая.

Управление налоговыми рисками, как и любой вид управляющего воздействия, целесообразно осуществлять в виде реализации ряда последовательных этапов:

1) выявление вида и предполагаемого срока выхода конкретного риска за пределы приемлемого (оптимального) уровня (доверительного интервала);

2) оценка его реального или ожидаемого уровня;

3) анализ факторов, оказывающих большое влияние на его уровень;

4) выбор методов управления риском, приводящих к достижению его оптимального уровня для конкретной ситуации;

5) применение выбранных методов;

6) оценка полученных результатов и при необходимости введение оперативных или упреждающих корректировок.

Специфика прохождения перечисленных этапов управления налоговыми рисками будет зависеть от формы управления налоговым риском (таблица).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формы управления налоговыми рисками

Название формы Характеристики управляющего воздействия по

времени содержанию результатам эффекту

Активная предшествует использование минимизация максималь-

возникновению всей информа- налоговых рисков ный

риска ции и средств воздействия

Адаптивная в период несе- адаптация нало- предотвращение средний

ния риска говых решении к сложившейся обстановке части неблагоприятных последствий

Консерватив- с момента рис- нейтрализация локализация рас- минимальный

ная кового события влияния риска и ущерба на другие события пространения ущерба

Возможен и другой подход к детализации способов управления налоговыми рисками с точки зрения их разрешения. В соответствии с этим подходом в их составе могут быть выделены четыре способа:

— избежание — простое уклонение от мероприятия, связанного с риском;

— удержание риска — оставление риска за налогоплательщиком, то есть на его ответственности;

— передача риска — налогоплательщик передает ответственность за налоговый риск кому-то другому налогоплательщику, изменяя условия оформления сделки;

— снижение степени риска — сокращение вероятности и объема возможных потерь, связанных с проявлением налогового риска.

При выборе способа управления налоговым риском предприниматель должен исходить из следующих принципов предосторожности:

— необходимо заранее оценивать возможные последствия риска;

— нельзя рисковать слишком сильно, подвергая свой бизнес существенным штрафным санкциям и другим негативным последствиям, которые могут поставить под угрозу успешность самого бизнеса;

— не стоит рисковать добрым именем и успешностью функционирования бизнеса ради призрачной налоговой экономии в случае сомнительности предполагаемых решений, ведь всегда есть возможность не рисковать, а желание сэкономить обозначает больший риск.

Таким образом, назрела необходимость разработки для экономической безопасности российского предпринимательства системы внутрифирменного налогового планирования и контроля, а также управления налоговыми рисками.

F.M. Shelopaev

Tax risks in the system of economic security

Discusses the concept of tax risks, their place in the system of economic security, the form of tax risk management.

Key words: tax risk, financial risk, tax avoidance, risk management.

УДК (336.7:336.221):332.142

И.В. Сычева, д-р экон. наук, проф., (Россия, Тула, ТулГУ);

И.А. Прокофьев, аспирант, prokofiev23@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РОССИИ

Выполнен анализ состояния воздействия факторов макросреды на деятельность коммерческих банков и установлена статистическая взаимосвязь между ними.

Ключевые слова: коммерческие банки, метод главных компонент, конкуренция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Банковский сектор в последние годы демонстрировал впечатляющие темпы роста: совокупные активы в среднем росли на 25 % и на конец 2011 г. составили 38,9 трлн руб. В этом же году рост объема собственных средств составил 14 %, портфеля кредитов юридических лиц — 28 %, физических лиц более 38 % . Тем не менее благоприятная среда для открытия новых банковских организаций так и не была создана. Напротив, общее число банков неуклонно снижалось: по состоянию на 01.05.2002 г. их насчитывалось 1934, по состоянию на 01.01.2010 г. — 1124, по состоянию на 01.05.2012 г. — 1039. Таким образом, за 10 лет произошло уменьшение

УДК 336.22+33

Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К.А. Тимирязева, Россия, Москва Russian State Agrarian University — Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Russia, Moscow
Людмила Ивановна Хоружий Liudmila Khoruzhiy
докт. экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Doctor of Economics, Professor of the Accounting Department
e-mail: 07@timacad.ru e-mail: 07@timacad.ru
Юрий Николаевич Катков Jury Katkov
канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита PhD in Economics, Associate Professor of the Economic Analysis and Audit Department
e-mail: KUN95@yandex.ru e-mail: KUN95@yandex.ru
Институт экономики и антикризисного управления, Россия, Москва Institute of Economics and Crisis Management, Russia, Moscow
Валерий Иванович Хоружий Valery Khoruzhiy
докт. экон. наук, доцент кафедры антикризисного управления и менеджмента Doctor of Economics, Associate Professor of the Crisis Management and Management Department
e-mail: hli@timacad.ru e-mail: hli@timacad.ru
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49, каб. 3. Of. 3, 49, Timiryazevskaya str., Moscow, 127550.
Тел.: +7 (499) 976-11-87. Phone +7 (499) 976-11-87.

В статье раскрыта сущность налоговой безопасности на уровне страны и на уровне хозяйствующего субъекта. Представлен авторский механизм обеспечения налоговой безопасности организации и подробно описаны функции структурных отделов, обеспечивающих данную безопасность.

The essence of tax security at country level and at the level of economic entity is revealed in this article. The authors present unique mechanism of ensuring organizations’ tax security and describe in detail functions of the structural department, which provides the security.

Ключевые слова: налоговый учет; экономическая безопасность; учетная политика; налоговая безопасность; экономический кризис; учетно-аналитическая система. Keywords: tax accounting; economic security; accounting policies; tax security; economic crisis; accounting and analytical system.

Формирование эффективной системы обеспечения налоговой безопасности является одной из приоритетных задач как для страны в целом, так и для отдельных ее регионов, субъектов хозяйствования. В настоящее время в связи с внешнеэкономическими и политическими изменениями возникло много новых проблем в части финансирования прежде не существовавших проектов и мероприятий государственного масштаба. Свою лепту внес и мировой экономический кризис, развитие которого не поддается четкому прогнозированию.

Все это вызвало возникновение деградационных процессов в отечественной экономике и огромную нехватку денежных средств на покрытие государственных расходов. При этом необходимо отметить, что вопросами обеспечения экономической безопасности в нашей стране занимаются уже двадцать лет.

Так, 29 апреля 1996 года был издан Указ Президента РФ № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)», целью которого являлось обеспечение развития отечественной экономики при одновременном формировании приемлемых условий жизни и развития личности, социальной, экономической и военно-политической стабильности общества, а также сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Для реализации данной стратегии спустя более чем 10 лет был издан закон «О безопасности»1.

Налоговые отношения, складывающиеся в стране, имеют огромное значение для развития и поддержания экономики. Поэтому вопросы обеспечения налоговой безопасности сейчас имеют особую значимость и актуальность.

Определяя сущность налоговой безопасности, можно сказать, что она представляет собой состояние защищенности налоговой системы, при котором обеспечивается сбор налогов и налоговых платежей, предусмотренных налоговым законодательством, реализация налогового контроля, а также противостояние факторам, нарушающим стабильное развитие всей системы .

Налоговая безопасность также может быть определена как состояние системы налогообложения, гарантирующее стабильное пополнение государственного бюджета в целях направленного социально-экономического развития. Сущность налоговой безопасности может быть раскрыта системой критериев и индикаторов.

Критерий налоговой безопасности представляет оценку системы налогообложения с точки зрения выполнения главных функций налогов и налогообложения. Базовым критерием системы налоговой безопасности является эффективная комбинация стабильности и максимума налоговых поступлений в бюджет страны.

Экономическая безопасность непосредственно связана с безопасностью налоговой системы, являющейся ее главным компонентом, несоблюдение которой ведет к экономическим и социальным последствиям. К таким последствиям прежде всего можно отнести экспорт капитала, наличие теневой экономики, налоговый дефицит, падение уровня жизни населения и т.д.

Налоговая безопасность является составной частью финансовой безопасности наряду с бюджетной, валютной, инфляционной безопасностью, а также безопасностью сферы финансово-денежного обращения. Но при этом налоговая безопасность представляет собой относительно новое самостоятельное направление экономических исследований.

Основной проблемой Российской Федерации в налоговой сфере является расширение практики сокрытия доходов от налогообложения, определяемой фискальной направленностью налоговой системы. По данным Минфина России, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов , и такая динамика наблюдается уже не менее десяти лет. При этом проблема системного увеличения эффективности налоговых поступлений в бюджете страны не теряет своей уместности в течение нескольких веков.

В настоящее время на уровне Правительства РФ уже предприняты попытки по решению этих проблем. Так, на совещании с членами кабинета министров президент России В.В. Путин поручил вывести из теневой экономики 30 млн россиян, а это, согласно статистике РАНХиГС, около 40% от общей численности экономически активного населения (76,5 млн чел.). Также президент отметил, что объем не облагаемых налогом доходов составляет практически четверть ВВП страны .

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия встала на путь обеспечения налоговой безопасности, и мероприятия по ее осуществлению не заставят себя ждать.

Для того чтобы построить эффективную систему обеспечения налоговой безопасности, необходимо владеть информацией о ее сложившемся состоянии. Поэтому сделаем краткий анализ налогообложения в России, используя для этого аналитическую информацию Федеральной налоговой службы РФ .

Поступления в федеральный бюджет РФ в 2015 году составили 6880,5 млрд руб., что на 9,7% больше, чем в 2014 году (табл. 1). Однако, если рассматривать текущий год, мы видим, что в январе-апреле 2016 года в бюджет поступило на 8,8% меньше денежных средств, чем в аналогичном периоде 2015 года. Такая отрицательная динамика произошла за счет резкого снижения поступлений по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых, которые уменьшились относительно января-апреля 2015 года на 15,3 и 26,5% соответственно.

Таблица 1. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ

Если же рассматривать динамику поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, то там наблюдается исключительно положительное состояние (рис. 1).

Рис. 1. Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 — 2015 гг.

Поступление доходов в консолидированный бюджет РФ в 2015 году составило 13788 млрд руб., что больше на 20,5%, чем в 2012 году.

В структуре доходов консолидированного бюджета РФ в 2015 году преобладают налог на добычу полезных ископаемых (23%), налог на доходы физических лиц (20%), налог на прибыль (19%) и налог на добавленную стоимость (18%) (рис. 2).

Рис. 2. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2015 году

Рассматривая динамику структуры задолженности в бюджетную систему РФ (табл. 2) , мы видим, что совокупная задолженность в бюджет в 2015 году уменьшилась на 2,2%. Но при этом изменения этого показателя на 01.05.2016 уже имеют отрицательные черты, она увеличилась с начала года на 12,4%.

Таблица 2. Структура задолженности в бюджетную систему РФ

Вид задолженности

На 01.01.2015, млрд руб.

На 01.01.2016, млрд руб.

На 01.05.2016, млрд руб.

Изменение с начала года

%

+/—, млрд руб.

Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ (включая пени и налоговые санкции)

1181,5

1155,2

1298,1

112,4

142,9

Неурегулированная задолженность

640,6

643,4

778,4

121,0

135,0

Не подлежит взысканию налоговыми органами

540,9

511,8

519,7

101,5

7,9

Отсроченная, реструктурированная задолженность

18,5

18,0

13,8

76,9

-4,1

Взыскивается судебными приставами

166,3

145,0

140,4

96,9

-4,5

Приостановленная к взысканию задолженность по решению суда или вышестоящего налогового органа

55,3

55,6

57,1

102,7

1,5

Приостановленная к взысканию задолженность по банкротству

288,9

284,4

300,7

105,7

16,3

Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит списанию налоговыми органами)

14,7

11,4

10,0

88,2

-1,3

Таким образом, мы видим, что динамика последних лет в области налогообложения РФ в целом положительная, но в 2016 году заметны отрицательные изменения и тенденции, что требует комплекса мероприятий по стабилизации сложившегося положения.

В организациях так же очень важно уделять внимание обеспечению налоговой безопасности, под которой можно понимать состояние защищенности хозяйствующего субъекта как налогоплательщика от финансовых и иных потерь налогового характера.

При этом на первый взгляд кажется, что налоговая безопасность государства и налоговая безопасность организации вступают в конфликт интересов. И действительно, государство пытается собрать как можно больше налогов, а организации, напротив, прикладывают силы по их оптимизации и минимизации. Однако это не так.

Как мы уже отмечали, налоговая безопасность является частью финансовой безопасности. Обеспечивая налоговую безопасность, организации также укрепляют и финансовую безопасность, что приводит к стабильному и долгосрочному функционированию организации с одновременным экономическим развитием, а это в свою очередь приводит к повышению прибыльности организации и повышению налоговых выплат.

Поэтому государству также выгодна налоговая безопасность организаций, так как она в конечном счете обеспечивает налоговую безопасность страны. В подтверждение этого приведем определение налоговой безопасности организации, которое дает Б.В. Воронцов: «Налоговая безопасность организации — это финансово-экономическое состояние налогоплательщика, обеспеченное минимизацией налоговых рисков, при котором со стороны хозяйствующего субъекта полностью и своевременно уплачиваются начисленные налоги, а со стороны исполнительных и законодательных органов обеспечивается предусмотренная законом защита налогоплательщика» .

К сожалению, в настоящее время этим проблемам практически не уделяется внимания, и все, что касается процессов оптимизации налогообложения, в лучшем случае происходит в бухгалтерии организации. Поэтому остановимся на этих вопросах более подробно и попытаемся выделить основные элементы обеспечения налоговой безопасности организаций. Из вышеизложенного видно, что основой налоговой безопасности организации являются оценка и анализ налоговых рисков и налоговой нагрузки.

Уровень налоговой нагрузки на организацию необходимо рассматривать как показатель налоговой безопасности, свидетельствующий о качестве налоговой системы. В настоящее время существует множество методик определения налоговой нагрузки. В качестве примера (табл. 3), мы воспользуемся методикой М.Н. Крейниной , в которой используется следующая формула:

НН = (В — Ср — Пч) / (В — Ср) х 100%, (1)
где:
НН — налоговая нагрузка;
В — выручка от реализации;
Ср — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;
Пч — фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении организации.

Таблица 3. Расчет налоговой нагрузки в ООО «Оникс»

Получившийся показатель налоговой нагрузки отражает, во сколько раз суммарная величина уплаченных организацией налогов отличается от прибыли, оставшейся в ее распоряжении. При этом всегда можно сравнить данный показатель с средним по отрасли, что делает его полезным для аналитиков организации.

Одной из самых масштабных работ по обеспечению налоговой безопасности в организации является выявление, оценка и управление налоговыми рисками.

Налоговый риск — это вероятность возникновения потенциальной угрозы для налогоплательщика понести финансовые потери или недополучить доходы из-за неуплаты налогов, несоблюдения законодательных актов, совершения налоговых правонарушений .

Для оценки налоговых рисков и идентификации группы риска, в которую попадает организация, нами разработан сводный регистр (табл. 4), который в аналитическом блоке также содержит мероприятия, которые организация должна осуществить в зависимости от группы риска.

Для каждого вида риска в организации разрабатываются свои специфические критерии, и он оценивается по десятибалльной шкале. Исходя из набранных баллов по конкретному виду риска, можно оценить, как это скажется на налоговой безопасности организации. Сумма баллов по всем видам риска свидетельствует о группе риска, которой относится организация в данный момент времени.

Также нами разработан механизм обеспечения налоговой безопасности хозяйствующего субъекта (рис. 3), который носит комплексный характер.

Рис. 3. Механизм обеспечения налоговой безопасности организации

На представленном рисунке в качестве опорных структурных элементов обеспечения налоговой безопасности выделены учетно-аналитический отдел и отдел экономической безопасности организации, которые имеют свои специфические функции для достижения этой цели.

Учетно-аналитический отдел, который естественно включает в себя и финансовую бухгалтерию организации, выполняет следующие функции.

  1. Осуществление налогового планирования. Налоговое планирование, является одним из компонентов законного, целенаправленного управления финансовыми ресурсами в организации. Осуществление эффективного налогового планирования приводит к минимизации налоговых потерь из-за определенного налога или их совокупности.
  2. Формирование учетной политики для целей налогового учета. Что касается учетной политики для целей налогообложения, то начиная с 2002 года каждый хозяйствующий субъект должен это делать в соответствии с требованиями главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ2. Данная учетная политика представляет собой выбранную налогоплательщиком из Налогового кодекса РФ совокупность допустимых способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.
  3. Ведение налогового учета. В соответствии со статьей 313 НК РФ2, «налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом». Налоговый учет организуется налогоплательщиком и является системой обеспечения информацией о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения, который необходим для контроля за полнотой и правильностью исчисления, своевременностью уплаты налогов в бюджет.
  4. Формирование налоговой отчетности. Налоговая отчетность представляет собой документ налогоплательщика, который включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и обязательного платежа или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям. Она предоставляется в органы налоговой службы и внебюджетные фонды и характеризует состояние обязательств организации, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей.
  5. Анализ налоговой отчетности. Данная функция является заключительной для учетно-аналитического отдела. Здесь происходит анализ влияния налоговых обязательств на финансовое состояние хозяйствующего субъекта, а затем осуществляется оценка их величины.

Отдел экономической безопасности при осуществлении работ, связанных с обеспечением налоговой безопасности, также выполняет ряд функций.

1. Анализ налоговых рисков, управление налоговыми рисками. Налоговые риски хозяйствующего субъекта связаны прежде всего с изменениями в налоговой политике, проводимой государством, и возможными изменениями налоговых ставок.

Появляются налоговые риски тогда, когда в экономике наблюдаются неопределенность и характерные для кризисного состояния изменения. В связи с чем такие риски нужно вовремя идентифицировать и пытаться управлять ими. Сотрудники службы экономической безопасности должны предвидеть появление новых налогов, сокращение или ликвидацию налоговых льгот, изменение размера налоговых ставок. Все это делается для того, чтобы в процессе хозяйственной деятельности не совершать сделок, которые могут оказаться обременительными с позиции налоговых платежей уже после их совершения, а также для осуществления эффективного налогового планирования и формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения. Для оценки налоговых рисков нами предлагается использовать выше описанный сводный аналитический регистр (табл. 4).

Таблица 4. Сводный аналитический регистр оценки налоговых рисков в ООО «Оникс»

Оценочный блок

Налоговые риски

Состояние системы налоговой безопасности в разрезе рисков

Критическое

Депрессивное

Нестабильное

Стабильное

Абсолютно безопасное

от 8 до 10 баллов

от 6 до 8 баллов

от 4 до 6 баллов

от 2 до 4 баллов

от 1 до 2 баллов

Риск неуплаты налогов

×

×

×

×

Риск налогового контроля

×

×

×

×

Риск усиления налоговой нагрузки

×

×

×

×

Риск налоговой минимизации

×

×

×

×

Риск уголовного преследования налогового характера

×

×

×

×

Итого

Общая сумма баллов

Аналитический блок

Группа риска

Значение в баллах

Название группы риска

Рекомендации

от 40 до 50 баллов

Группа недопустимого риска

Полный пересмотр системы обеспечения налоговой безопасности.

Модернизация системы налогового учета.

Возможная обоснованная реструктуризация бизнеса.

Привлечение налогового консалтинга.

Разработка стратегических, тактических и оперативных мероприятий по выходу организации из сложившегося положения

от 30 до 40

баллов

Группа критического риска

Комплексный анализ и диагностика налоговой безопасности организации.

Пересмотр учетной политики для целей налогового учета и основных позиций налогового планирования, анализ показателей налоговой отчетности.

Оптимизация финансово-хозяйственной деятельности организации

от 20 до 30

баллов

Группа повышенного риска

Расширенная диагностика системы налоговой безопасности.

Детальный анализ налогового учета организации.

Анализ эффективности мероприятий по реализации налоговой политики.

Оценка налогового планирования

от 10 до 20

баллов

Группа минимального риска

Требуется выборочная диагностика системы налоговой безопасности, выявление и устранение отклонений в системе.

Разработка локальных мероприятий по оптимизации политики налогообложения

ниже 10 баллов

Относительно безрисковая группа

Система налоговой безопасности организации не нуждается в корректировках.

2. Проверка правильности исчисления налогов. Эта функция также очень важна, так как ее обеспечение избавляет организацию от пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов или неправильное их исчисление, а значит, экономит ее финансовые ресурсы. В этом случае сотрудники службы экономической безопасности осуществляют свою работу по следующим направлениям: проверка субъектов и объектов налогообложения, проверка налоговой базы, проверка налогового периода, проверка налоговых вычетов, проверка налоговых ставок, проверка порядка исчисления налогов и сроков уплаты, проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций .

3. Определение и мониторинг показателей налоговой безопасности. Данная функция является одной из самых сложных в осуществлении, так как в настоящее время показателей (индикаторов), которые могли бы эффективно свидетельствовать об уровне налоговой безопасности организации, официально не существует. Поэтому в каждой организации будут использоваться свои разработанные отделом экономической безопасности показатели (индикаторы). В качестве примера можно предложить следующие показатели: величина налогового бремени организации, налоговые льготы, начисленные или доначисленные объемы налоговых обязательств, суммы уплаченных налогов, включая авансовые платежи и неденежные расчеты, величина и структура задолженности по каждому виду налогов.

Оба отдела (учетно-аналитический и экономической безопасности) находятся в постоянном взаимодействии, функционально образуя контур налоговой безопасности организации (рис. 3). Вся аналитическая информация из данных отделов передается в аппарат управления, где совместными с отделами усилиями разрабатывается комплекс мер по обеспечению и поддержанию налоговой безопасности хозяйствующего субъекта.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в сложившихся условиях хозяйствования обеспечение налоговой безопасности имеет очень важное значение как для стабильного экономического развития государства, так и для развития отдельных организаций. В системе экономической безопасности страны налоговая безопасность является одним из ключевых элементов, так как от нее зависит наполняемость денежными и финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней. На уровне хозяйствующих субъектов она также необходима, так как способствует эффективному использованию имеющихся в распоряжении организации финансовых ресурсов.

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 1 (22). С. 41-48. © А.А. Цвилий-Букланова, 2010

УДК 347.73

УГРОЗЫ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

THREATENING OF RUSSIAN TAX SECURITY IN THE CONTEXT OF MODERN STATE DEVELOPMENT

А.А. ЦВИЛИЙ-БУКЛАНОВА A.A. TSVILI-BUKLANOVA

В данной статье рассматривается проблема обеспечения налоговой безопасности государства. Приводится перечень основных угроз, анализируется их современное состояние. Вносятся предложения по формированию механизма оценки и нейтрализации угроз безопасности в налоговой сфере, обосновывается необходимость разработки государственной стратегии обеспечения налоговой безопасности России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, налоговая безопасность государства, угрозы, современное состояние.

Key words: the economic safety, the tax safety, threats, modern condition.

В период становления в России демократической государственности, смены приоритетов, когда в центре внимания становятся государство, общество, личность, на первый план выдвигаются проблемы безопасности. За последние десять лет в России сформировалось понимание того, что в наше время общей стратегией выживания и укрепления государства является обеспечение национальной безопасности и её материального фундамента — экономической безопасности. Подобная переориентация вызвана прежде всего масштабом и характером экономических угроз, которые возросли настолько, что выдвинули в число первостепенных проблему выживания, преодоления кризисных ситуаций, способных подорвать на многие годы экономическую и финансовую систему страны . В этих условиях экономическая стабильность, устойчивость стали не менее важными, чем экономическое процветание.

Безусловно, экономическую безопасность следует рассматривать как подсистему национальной безопасности (личности, общества, государства) . В то же время, учитывая особую роль и значение для экономи-

ческой безопасности состояния налоговой системы и функционирования налоговой политики, целесообразно выделять, в свою очередь, из нее соответствующую подсистему -налоговую безопасность. Категория «налоговая безопасность» выступает одним из наиболее актуальных ныне феноменов, обладающих не только звучным названием, но и заключающих в себе совокупность значимых предпосылок для установления стабильности налоговой системы и экономики в целом.

К сожалению, в науке ещё не выработана единая терминология по исследованию проблем налоговой безопасности. С одной стороны, это покажется вполне естественным для сравнительно молодой области творческих изысканий. С другой стороны, непонятно, почему, учитывая столь сильное влияние налоговой системы на состояние экономики государства, внимание к налоговой безопасности остается эпизодическим . Налоги из «малозначительного и во многом формального инструмента превращаются в мощный рычаг экономической политики государства… являются не только главным источником доходов государства, но и принимают на себя

функции регулирования экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной основы суверенитета субъектов Федерации и местного самоуправления» .

Рассматривая проблему определения категории «налоговая безопасность», мы выступаем в пользу создания дефинитивной юридической нормы высокого иерархического уровня и определяем налоговую безопасность как состояние системы налогообложения, при котором обеспечивается гарантированная защита и гармоничное развитие финансовой системы государства, способность налоговых инструментов к защите национальных интересов, поддержанию социально-экономической стабильности общества, а также формирование достаточных государству и местному самоуправлению финансовых ресурсов, успешное противостояние внутренним и внешним угрозам налоговой безопасности страны.

Одним из наиболее серьезных и существенных признаков налоговой безопасности является наличие специфических угроз. Не случайно в современных условиях весьма актуальным является формирование и реализация политики, адекватной, с одной стороны, объективному месту и роли России в мировом сообществе, а с другой — реальным угрозам её национальным интересам и безопасности .

Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории налоговой безопасности, чем категория «жизненно важные интересы» в национальной безопасности. Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения налоговой безопасности являются крайне важными при защите национальных интересов. Но, к сожалению, в отечественной и зарубежной литературе пока нет единого подхода к понятию угрозы налоговой безопасности, её сущности, классификации, а также значению при выработке практических мер по обеспечению безопасности.

В русском языке слово «угроза» используется чаще всего для обозначения возможной опасности. Угрожаемый — значит грозящий опасностью . Малый экономический словарь раскрывает его содержание следующим образом: «Угроза — 1) запугивание,

обещание кому-нибудь причинить кому-нибудь вред, зло; 2) возможная опасность» . В Концепции национальной безопасности говорится об угрозах интересам безопасности как о явлении, которое потенциально существует, а при определенных условиях может стать реальностью и способно нанести ущерб личности, обществу и государству. Однако ни в одном из официальных документов не содержится четкого определения угроз интересам безопасности. Только в Законе «О безопасности» (ст. 3) угроза определяется как совокупность условий и факторов, создающих опасность; угрозы определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности .

Суммируя множество подходов к пониманию угроз безопасности, а также учитывая современное состояние и структуру налоговой системы, предлагаем сформулировать комплексное определение угроз налоговой безопасности. На наш взгляд, под угрозами налоговой безопасности следует понимать совокупность условий и факторов, влияние которых вызывает нарушение стабильности развития налоговой системы и её устоявшейся структуры.

При решении проблем налоговой безопасности важно учитывать, что налоговые угрозы формируются в процессе сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, которые способны по-разному влиять на изменение состояния налоговой системы в целом, оказывая позитивное и негативное воздействие.

Опираясь на зарубежные исследования и отечественный опыт, российские ученые-экономисты выявили специфику угроз экономической безопасности в условиях экономики переходного периода, становления рыночных отношений . В итоге исследований сформировалось представление об угрозах не только экономической, но и бюджетной, налоговой безопасности. Однако заметим, что угрозы налоговой безопасности весьма изменчивы, и самое главное — не всегда предсказуемы. Поэтому даже при благоприятной ситуации при описании внутренних и внешних угроз необходимо специально анализировать непредсказуемые факторы, обусловливающие возможные угрозы.

Основываясь на данных научных исследований и собственных наблюдениях, предлагаем с учетом понятия угроз и показателей оценки состояния налоговых отношений систематизировать и рассмотреть следующий перечень угроз налоговой безопасности России:

1) умышленное сокрытие доходов физических лиц, низкий, в сравнении с потенциально возможным, вытекающим из установленных законом налоговых ставок и налогооблагаемой базы, уровень собираемости налогов, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

2) расширение теневой и криминальной экономики, как результат — утечка капиталов за рубеж, наносящая ущерб отечественной экономике, высокий уровень налоговой преступности;

3) создание «мнимого» представления о чрезмерно отягощающем бремени налоговых платежей, взимаемых с производителей, предпринимателей и населения (подавляющим стимулы своевременного и полного внесения налогов, пошлин и платежей) путем разрастания системы бюрократических поборов, уплаты всевозможных издержек. Большинство исследователей, например, отмечают, что чрезмерно высокий уровень налоговых ставок, помимо роста величины укрываемых налогов на практике, ведет к коррупции, недобросовестной конкуренции и прочей противоречащей существующим законодательным нормам деятельности . На наш взгляд, проблема заключается как раз в том, что не высокая нагрузка на налогоплательщиков, а злоупотребление «бюрократическими» налогами со стороны государства, с учетом всевозможных издержек, приводит к естественному представлению о несправедливом налогообложении, порождая мотивы к уклонению от уплаты обязательных платежей и другой незаконной деятельности в налоговой сфере;

4) низкий уровень, недостаточная результативность контроля за расходованием бюджетных средств, поступлением налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней;

5) отсутствие экспертизы и оценки законодательства с учетом экономической и налоговой безопасности;

6) недостаточная налоговая, административная и уголовная ответственность за сокрытие и неуплату налогов;

7) низкий уровень налоговой культуры населения.

Представленный перечень угроз не может рассматриваться как исчерпывающий, однако, по нашему мнению, отражает основные из них. Для реального понимания всей опасности существующих угроз налоговой безопасности проанализируем их состояние в процессе современного развития российского государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что для соответствующего уровня налоговой безопасности в идеале должен существовать механизм её обеспечения, который, на наш взгляд, представляет собой набор нормативно-правовых актов и наличие институциональных структур, которые своевременно предупреждают о возникновении угроз, снижают уровень их воздействия или полностью ликвидируют возможность их возникновения. Однако в отличие от стран с рыночной экономикой, в которых сложились определенные традиции и в полной мере создана правовая база и институциональная инфраструктура налоговой сферы, в нашей стране во многом отсутствуют стабильная и системно проработанная нормативная правовая база и соответствующие ей налоговые правоохранительные органы .

Ежегодно в налоговую систему вносятся многочисленные изменения. Так, анализ части 1 Налогового кодекса Российской Федерации показывает, что в период 20002008 гг. в неё вносилось множество изменений и уточнений (22 изменяющих федеральных закона). Обращает на себя внимание периодичность принятия федеральных законов, касающихся общих положений, правового статуса, прав, обязанностей, полномочий и ответственности налогоплательщиков, налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, общих правил исполнения обязанностей об уплате налогов и сборов, налоговой отчетности и налогового контроля, налоговых правонарушений и ответственности за их совершение. К примеру, несколько федеральных законов, относящихся к налоговой сфере, принималось раздельно в течение нескольких дней подряд и даже в течение одного дня. Это свидетельство

недостаточно комплексного и системного подхода к их разработке, отсутствие которого вполне может породить угрозы налоговой безопасности.

Ещё больше изменений и уточнений вносилось в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации — 124 изменяющих федеральных закона .

Внесение многочисленных изменений в налоговую практику можно проследить на примере налога на добавленную стоимость, поступления от которого в настоящее время составляют наибольшую долю в налоговых доходах страны. Так, Закон РФ от 6 декабря

Проиллюстрированное подтверждает,

что в настоящее время сформировался массив несистематизированных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, составляющий правовую основу налоговой безопасности. Степень сложности и запутанности налогового законодательства во многом влияет на масштабы теневого сектора экономики, а это значит, что один из видов угроз налоговой безопасности фактически подпитывает существование других угроз.

Сложные налоговые правила приводят к тому, что налогоплательщик не в состоянии разобраться в массе принимаемых законодательных актов в сфере налогообложения и просто вынужден вести незарегистрированную деятельность, сдавая в налоговые органы «пустую» отчетность . Особенно это касается малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей . Опять же индикатором, описывающим сложность и запутанность налогового законодательства, является степень изменения законодательных актов в сфере налогообложения, которую мы отметили. В добавление ко всему недостаточный уровень работы налоговых органов способствует снижению уровня налоговой культуры населения. С другой стороны, законодатель «неумышленно» создает условия для

осуществления схем ухода от налогообложения, что объясняется недоработками существующей нормативно-правовой базы, отсутствием законов прямого действия, недостаточными санкциями за недобросовестное поведение. Например, начиная с 1990-х гг. и по настоящее время в российской практике существует ряд схем по «оптимизации налогообложения», среди которых: использование мелкого опта без НДС; создание рациональной холдинговой структуры как метода комплексной оптимизации налогообложения; применение зарубежных офшоров во внутри-российских операциях; «инвалидная организация»; схема с резервом сомнительных долгов; упрощенная система налогообложения и др. . Все обозначенные схемы позволяют «навсегда» отсрочить уплату НДС в рамках холдинга либо перейти на работу без такового, следовательно, необходимо говорить о том, что наблюдается возникновение и осуществление реальной угрозы налоговой безопасности государства.

Становление современной налоговой системы в России сопровождается значительным недобором налогов, приобретающим хронический характер. Нарушения налоговых обязательств выявляются у каждого четвертого из проверяемых налогоплательщиков. По различным оценкам, в бюджет не поступает от 30 до 50 % причитающихся к уплате налогов . Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28 декабря 2006 г. № 64 по данному вопросу высказался вполне определенно: «. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации» . Из анализа динамики задолженности по налоговым поступлениям в бюджетную систему РФ следует, что наибольшую долю в структуре задолженности занимает недоимка, причем общая сумма задолженности огромна и ежегодно колеблется с незначительной разницей. Так, в 2005 г. долги в бюджетную систему РФ составили

6 412 638 млн рублей, в 2006 г. — 7 065 020 млн рублей, в 2007 г. — 6 833 778 млн рублей, в 2008 г. — 5 994 502 млн рублей .

С целью предотвращения сложившейся ситуации необходимо определиться с причинами, которые предопределяют возможность, а в некоторых случаях и необходимость уклонения граждан от уплаты налогов. К ним можно отнести психологические, политические, правовые и экономические.

При рассмотрении базисных положений налоговой системы складывается впечатление, что разработчики были во многом ориентированы на потребности олигархического бизнеса. В связи с этим сложилось положение, при котором составляющие основную долю населения России граждане с относительно невысоким уровнем доходов испытывают большую налоговую нагрузку, поэтому в случае, когда налогоплательщик фактически отдает государству значительную часть своих доходов, у него рождается чувство подавления государством. Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов .

Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, а ещё и как инструмент социальной или экономической политики.

Экономические причины можно разделить на причины, зависящие от финансового состояния налогоплательщика, и причины, порожденные общей экономической ситуацией. Так, например, если уклонение с материальной точки зрения себя оправдывает, то налогоплательщик чаще всего уплачивать налоги не станет. Экономические причины, порожденные общей экономической конъюнктурой, проявляются в периоды экономических кризисов в стране или, наоборот, в периоды расцвета экономики. В условиях строгой регламентации рынка уклонение от уплаты налогов усиливается в связи с тем, что наряду с государственным рынком появляется «черный» или «теневой рынок». Поступление в структуру теневой экономики укрытых от налогообложения средств является одной из главных опасностей, возникающих при уклонении от уплаты налогов хозяйствующими субъектами. Наиболее ярко это выражено в отраслях, где по условиям хозяйствования финансовые операции про-

водятся с широким использованием наличных денежных средств, что позволяет использовать различные схемы ухода предприятия от уплаты налогов . По официальным данным, объем теневой экономики в России составляет 20 % валового внутреннего продукта . По некоторым экспертным оценкам, доля теневой экономики в валовом внутреннем продукте страны составляет до 48 % . Это означает, что государство недополучает от 35 до 40 % потенциальных доходов . По оценкам Банка России, объемы вывоза капитала за рубеж достигли 1,5-

2 млрд долларов в месяц. Большая часть этих денег является доходами, полученными незаконным путем. Масштабы вывезенного российского капитала по различным оценкам составляют от 300 до 700 млрд долларов. Основным источником развития теневой экономики является вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов -это около 30 млрд долларов в год .

Фактически теневая экономика подрывает финансовые основы государственного суверенитета. Особое значение имеет недопущение возникновения «налоговых лазеек» (особенно «внутренних офшоров» и льготных налоговых режимов, подобных режиму «челночного» ввоза товаров «в некоммерческих целях» с последующей перепродажей на вещевых рынках). Наличие таких режимов, по существу, превращает общий (стандартный) налоговый режим в «дискриминационный» . С другой стороны, данное понятие включает в себя и количество налогов, и действующий порядок их уплаты. Большое количество налогов, сложность и запутанность налоговых правил ведут к росту налоговой нагрузки.

По официальным данным, за 2008 г. в общей структуре собираемых налогов большая доля приходится на налог на прибыль организаций (31,6 %) и налог на доходы физических лиц (21 %) . Достаточно высокий номинальный уровень налоговой нагрузки на российские производственные предприятия заставляет задуматься над тем, не опасен ли он с точки зрения подрыва стимула к расширению, увеличению объема производства. Ведь если около половины добавленной производством стоимости изымается у него в виде налогов и сборов, то будет ли

оставшаяся часть чистого дохода достаточной для оплаты труда и образования прибыли, источником которых и служит добавленная стоимость? Ответ на этот вопрос вовсе не очевиден. Ведь признанный в мировой практике оптимальный средний уровень налогообложения товаропроизводителей по меньшей мере на 10 % ниже номинального уровня налоговой нагрузки российских производственных организаций . Анализ уровня налоговой нагрузки российских производственных организаций с оценочными расчетами свидетельствует, что номинальный уровень налогообложения несколько завышен и его следовало бы уменьшить из соображений налоговой безопасности.

Криминализация, рост масштабов налоговой преступности стали важнейшей тенденцией развития современной налоговой системы. Несовершенство налогового законодательства в этой сфере подтверждается сведениями о налоговых преступлениях, выявленных подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел. Количество выявляемых преступлений из года в год растет. Если в 1998 г. за нарушение налогового законодательства было возбуждено

3 953 уголовных дела, в 1999 г. — 11 820, в 2000 г. — 22 352, в 2007 г. — 26 785, а за первое полугодие 2008 г. — 17 967. В то же время криминогенная обстановка в сфере борьбы с налоговой преступностью остается крайне сложной . Рост налоговой преступности происходит одновременно с повышением общественной опасности данной категории преступлений за счет постоянного увеличения размеров причиненного ущерба, который исчисляется миллиардами рублей. Так, подразделениями органов внутренних дел по расследованию налоговых преступлений за 6 месяцев 2008 г. выявлено 17,9 тыс. преступлений экономической направленности. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 44,85 млрд руб., а сумма возмещенного ущерба — 34,25 млрд руб. .

Налоговая преступность представляет не меньшую, а, возможно, даже большую опасность, чем общеуголовная. Если последняя затрагивает интересы личности или группы людей, то первая почти всегда угрожает экономической безопасности страны,

так как перекрывает каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, парализует бюджетную и налоговую политику государства, а правительство и субъекты Федерации лишает одного из наиболее важных условий управления . Ситуация осложняется недостаточной экономической, административной и уголовной ответственностью за сокрытие и неуплату налогов, а также занижение бюджетных обязательств.

Рассмотрение наиболее серьезных угроз налоговой безопасности и анализ их состояния предопределяет необходимость существования действенного контрольного механизма, призванного минимизировать существование угроз и предупредить их рост, равно как и возникновение. Однако, учитывая, что во многих источниках низкий уровень контроля за расходованием бюджетных средств, поступлением налоговых платежей и сборов выделяется в отдельную угрозу налоговой безопасности, объясним. Такой подход подтверждается скорее практическим опытом, накопленным рядом развитых стран, из которого следует, что необходимыми признаками любой высокоразвитой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, противостояния экономической преступности и борьбе с легализацией преступных доходов являются :

— создание правоохранительной структуры с ориентацией на определенные категории финансовых институтов (банков, страховых компаний, холдингов, бирж и т. д.), а также чёткая и ясная целевая направленность внутри ведомства;

— наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков и других объектов финансового контроля для проведения контрольных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов контрольных органов, добиться максимальной результативности проверок налоговыми и правоохранительными органами при минимальных затратах усилий и средств;

— применение эффективных форм, приемов и методов финансовых проверок, основанных как на разработанной комплексной стандартной процедуре организации кон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей правоохранительным органам широкие полномочия в сфере финансового контроля с целью расследования, раскрытия, предотвращения и предупреждения экономических преступлений.

Относительно современной действительности налогового контроля в России можно сказать, что зачатки перечисленных признаков присутствуют, однако до высокоразвитой контрольной системы ещё далеко. В настоящее время эта проблема интересует многих ученых и практиков. По нашему мнению, вопросы изучения состояния и повышения эффективности налогового контроля требуют глубокого осмысления и отдельного самостоятельного рассмотрения.

Итак, анализ существующих угроз налоговой безопасности государства позволил уяснить, что одной из важнейших задач в области ликвидации существующих угроз является развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, лишение преступности питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве. В специальной литературе отмечается, что совершенствование налогового законодательства существенно уменьшит теневую зону экономики, положительным образом скажется на состоянии бюджета страны .

С учетом современных стратегических задач развития России важно оценить новые вызовы и угрозы налоговой безопасности и на этой основе подготовить государственную стратегию, а также механизм её реализации.

Деятельность, направленная на нейтрализацию угрозы или её устранение, составляет суть безопасности. Поэтому в первую очередь важна ранняя диагностика возможных угроз, которая позволяет если не избежать встречи с ними, то хотя бы подготовиться к противодействию.

По поводу аналогичных ситуаций Н. Макиавелли писал так: «Легко помочь, когда видишь издалека, но если выжидать, пока события подойдут близко, то давать лекарства будет уже поздно, так как недуг стал неизлечим. То же бывает и в делах государства: различая издали наступающие беды, что дано, конечно, только мудрому, можно быстро помочь, но, если, не поняв их вовремя, позво-

лить злу разрастись до того, что его узнает всякий, тогда средств больше нет» . В данном случае речь идет о возможности пользоваться выигрышем времени (кто предупрежден — тот вооружен). Не случайно согласно букве закона потенциальная угроза определяет содержание деятельности по обеспечению безопасности наряду с угрозой реальной: «Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности» .

— М., 2004. — С. 27.

3. Только по официальному отчету об исполнении федерального бюджета за 2007 г. в общей сумме доходов Российской Федерации в

7 781,120 млрд рублей налоговые доходы составили 6 965,3 млрд рублей, т. е. 89,5 % всего федерального бюджета страны.

4. См.: Карякин В.В., Махов В.Н. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях. -М., 2005. — С. 3.

5. См.: Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России. — М.,

2006. — С. 9.

6. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М., 1978. — С. 757.

7. Малый экономический словарь. — М., 2000. -С. 934.

8. См.: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета. — 1997. — № 247. — 26 дек.

10. Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — М., 2006. — С. 115.

11. См.: Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. — Кн. 4. — М., 2002. -С. 128.

13. См.: Шишко А.В. Обеспечение экономической безопасности в налоговой сфере: дис. … канд. экон. наук. — М., 2006. — С. 8.

19. См.: Кузьменко С.А. Экономическая безопасность и оптимизация российской системы налогообложения // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. — Нижний Новгород, 2008. — № 1 (8).

— С. 164-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. См.: Методика расследования налоговых преступлений / под ред. А.А. Кузнецова. — М.,

2007. — С. 3.

21. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2007. — № 3.

23. См.: Кучеров И.И. Налоговые преступления.

— М., 1997. — С. 41.

25. См.: www.gks.ru/wps/portal.ru

26. См.: http//teneveconom.org.ru/2.html; http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/; www.spravedlivo.ru/position/

28. См.: Велигура В.В. Указ. соч. — С. 13.

29. См.: Егорова Е.Н., Петров Ю.А. Указ. соч. -С. 38.

30. См.: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/ IssWWW.exe ^^01/2-6-1-2^

32. См.: Карякин В.В., Махов В.Н. Указ. соч. — С. 4.

33. По данным УНП УВД по Омской области.

34. См.: Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. — М., 2001. — С. 65.

36. См.: Солтаганов В.Ф. Налоговая полиция: вчера, сегодня, завтра. — М., 2000. — С. 18, 118.

37. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. — Ростов-на-Дону, 1998. — С. 57.

38. См.: Закон Российской Федерации от 5 марта

1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (в ред. Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 103-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

Оставьте комментарий