Налоговая ответственность

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

Налоговое правонарушение — это несоблюдение норм налогового права лицом, у которого имеются определенные обязательства по уплате налогов. Действующий НК РФ определяет исчерпывающий перечень таких нарушений (гл. 16 НК РФ).

В частности, к ним относятся:

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

Основаниями для признания деяния правонарушением и наложения на виновника определенной санкции являются:

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

Согласно положениям п. 3 ст. 114 НК РФ, размер санкции, применяемой к нарушителю, может быть уменьшен в 2 раза или более относительно значения, установленного законодателем, если правонарушение было совершено при обстоятельствах, признаваемых смягчающими.

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Ответственность за налоговые правонарушения зависит от ряда факторов, оценить которые необходимо при вынесении решения о наказании, применяемом к налогоплательщику. Причем действующий НК РФ не является единственным нормативным документом, устанавливающим санкции и порядок их применения к нарушителю. КоАП и УК РФ также определяют меры ответственности за налоговые правонарушения.

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

Так, иск подается:

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, мера ответственности выражается в наложении на виновное лицо налоговой санкции. При этом п. 2 этой же статьи указывает на то, что в качестве санкции применяется наложение на виновника денежного взыскания в размере, установленном НК РФ.

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:

  • однократное — 10 тыс. руб.;
  • совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  • ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  1. За неуплату (полную или частичную) налога:
  • неумышленную — 20% суммы недоимки;
  • умышленную — 40%.
  1. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Описание налоговых правонарушений и ответственности за их совершение содержится в статьях, содержащихся в гл. 15 КоАП РФ. При этом к административной ответственности, в соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ, могут быть привлечены только должностные лица, которые нарушили закон в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Физлица (в том числе имеющие статус ИП) к административной ответственности за налоговые правонарушения по ст. 15.4–15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

К уголовной ответственности за совершение налогового преступления может быть привлечено только физическое лицо. В том случае, если нарушение законодательства было допущено организацией, санкция будет наложена на ее директора или главного бухгалтера, хотя в некоторых случаях возможно и привлечение к ответственности учредителей или иных лиц, которые оказывали непосредственное влияние на осуществляемую ей деятельность.

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

При этом законодатель освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших налоговое преступление впервые и погасивших сформировавшуюся у них задолженность, а также уплативших все сопутствующие пени и штрафы (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). Для нарушителей, совершивших деяние, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, подобное послабление не предусмотрено.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента?

За налоговые правонарушения возникает ответственность не только у налогоплательщиков, но и у налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, обязанное своевременно производить расчет размера налоговых платежей, удерживать средства с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет государства (ст. 24 НК РФ). Ярким примером налогового агента является работодатель, который удерживает с зарплаты своих работников НДФЛ и самостоятельно передает его в ФНС.

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Применение налоговых санкций

Соблюдение норм налогового права обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Ответственность находит выражение в соответствующей части нормы права называемой санкцией. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц. Санкции, в зависимости от способов, какими они служат охране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:

  • 1) правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстановление нарушенных фискальных прав государства;
  • 2) карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также на исправление и перевоспитание нарушителей налогового законодательства.

Так, санкции, установленные в ст. 116 — 11б, 124 — 129 НК РФ, носят карательный характер, остальные направлены на восполнение финансовых потерь государства.

Следовательно, санкции в налоговом праве можно рассматривать в двух аспектах: широком и узком. К видам санкций в широком смысле относятся штрафы, взыскание недоимок, пени. Институт налоговых санкций в узком смысле закрепляется ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена штрафом и является мерой ответственности за совершенное правонарушение. Размеры налоговых санкций предусматриваются специальными статьями НК РФ, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) относительно лица, признанного виновным в совершении налогового правонарушения.

Санкции в виде штрафа исчисляются различными способами, в зависимости от которых могут быть сгруппированы следующим образом:

  • 1) штрафом, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к неуплаченной сумме налога (например, ст.122,123 НК РФ);
  • 2)штрафы, установленные в твердой денежной сумме (например, ст.135 НК РФ);
  • 3) штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к определенному объекту расчета (например, ст.117 НК РФ).

Несмотря на различные способы исчисления, все налоговые штрафы имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства.

Механизм реализации налоговых санкций не допускает поглощение менее строгой санкции более строгой в случае совершения одним лицом двух и более налоговых правонарушений. Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности. Например, налогоплательщик признан виновным в нарушении срока постановки на учет, что влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей, и в грубом нарушении правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения в течение двух налоговых периодов, за что установлен штраф в размере 15 тысяч рублей. Поскольку более строгая санкция 15 тысяч рублей не поглощает менее строгую 5 тысяч рублей, в общей сумме с правонарушителя должно быть взыскано 20 тысяч рублей.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению на меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным п. 3 ст. 114 НК РФ за совершение налогового правонарушения.

Согласно п.4 ст.114 НК РФ, при наличии обстоятельства, предусмотренного п.2 ст.112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшие задолженность по налогу и сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. (п.6. ст.114 НК РФ).

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (п.7 ст.114 НК РФ) и в законодательно установленной последовательности.

При взыскании недоимки и пени имеет место принудительное исполнение налогоплательщиков своей обязанности, существовавшей до нарушения, а не возлагаемой дополнительно. Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный НК РФ срок, и носит компенсационный характер. Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства. В качестве мер государственно-властного воздействия на нарушителей налогового законодательства НК РФ установил пеню. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как уже ранее говорилось, действующее законодательство устанавливает, что налоговые санкции могут быть взысканы с налогоплательщика и иных лиц только в судебном порядке. При этом должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров о применении мер ответственности за налоговое правонарушение — после вынесения решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган обязан предложить ему добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции в том случае, если привлекаемое к ответственности лицо отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило десятидневный срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, в соответствии с АПК РФ, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции, в соответствии с ГПК. Но следует признать, что нормы некоторых статей в части установления санкций сформулированы не совсем корректно. Так правонарушение, подлежащее под признаки п.1 ст.117 НК РФ (уклонение от постановки на учет в налоговом органе), в любом случае влечет за собой взыскание штрафа в размере не менее 20 тысяч рублей. В отношении же более тяжкого правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 117 НК РФ, установлено, что штраф исчисляется на основе дохода, полученного в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, и минимальный размер санкции отсутствует.

Таким образом, исходя из буквального содержания комментируемой статьи можно заключить, что если налогоплательщик ведет деятельность без постановки на учет в налоговом органе менее трех месяцев (такое деяние соответствует признакам правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 117 НК РФ), на него в любом случае может быть наложен штраф в размере 20 тысяч рублей, даже если доход не будет получен. Если же при прочих равных условиях просрочка составит более трех месяцев, что предусмотрено п. 2 ст. 117 НК РФ, сумма штрафа может быть либо гораздо меньше, либо, когда доход будет отсутствовать, вообще равна нулю.

Такая формулировка санкции нарушает требование соразмерности юридической ответственности, поскольку допускает возможность применения менее строгих мер ответственности за более тяжкое правонарушение.

Исходя из изложенного, юридическую природу ответственности по налоговому законодательству можно определить как применение, реализацию санкций этого законодательства за допущенные в налоговых правоотношениях правонарушения.

Тема 5: Налоговая ответственность: понятие, функции, принципы и стадии. Право на обжалование

1. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

2. Принципы налоговой ответственности

3. Стадии налоговой ответственности

4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

5. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

6. Санкции в налоговом праве

7. Право на обжалование

1. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Понятие налоговой ответственности — одна из основных категорий налогового права; ее конструкция во многом опреде­ляет место и роль правового регулирования налоговых отноше­ний в системе права.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными фи­нансово-правовой ответственности:

· основана на государственном принуждении и представля­ет конкретную форму реализации санкций, установленных фи­нансово-правовыми нормами;

· наступает за совершение виновного противоправного дея­ния, содержащего признаки налогового правонарушения;

· субъектами ответственности за нарушения законодатель­ства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

· для правонарушителя налоговая ответственность выража­ется в определенных отрицательных последствиях имуществен­ного характера;

· налоговая ответственность реализуется в процессуальной
форме.

2. Принципы налоговой ответственности

Принципы налоговой ответственности — это основополагаю­щие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущ­ность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуще­ствляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

*Законность, означающая недопустимость привлечения к от­ветственности за налоговое правонарушение иначе, как по ос­нованиям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, ос­нованного на международных нормах и положениях Конститу­ции РФ. Законность привлечения к ответственности установ­лена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией Совета Евро­пы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г. (п. 1 ст. 7).


Основным элементом принципа законности является поло­жение, согласно которому деяние признается налоговым право­нарушением только в случае объявления его таковым налого­вым законодательством до момента совершения. Названное по­ложение означает следующее.

*Однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налого­вое правонарушение. Мера ответственности, установленная за­конодателем, является исчерпывающей и в достаточной степе­ни отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое деяние означало бы превышение меры налоговой ответствен­ности, установленной НК РФ.

*Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законода­тельства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права — в зависимости от тяжести совер­шенного деяния или субъектного состава возможно примене­ние норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголов­ным и административным законодательством.

Привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц — при наличии соответствующих оснований — от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной закона­ми Российской Федерации.

*Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Со­гласно п. 5 ст. 108 НК РФ уплата налоговой санкции не осво­бождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.

Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает со­бой уплату налога и пени. Взыскание с налогоплательщика или налогового агента в качестве мер налоговой ответственно­сти не прекращает их обязанностей по перечислению в бюд­жетную систему причитающихся налогов и соответствующих пеней.

*Презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении нало­гового деликта, пока его виновность не будет доказана в преду­смотренном федеральным законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу решением суда. Для российского на­логового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и ак­тивно ее применяют (например, уголовной процесс).

Факт содеянного конкретным лицом может быть констати­рован только судом.

Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы: несоблюдение одного принципа неизбежно влечет нарушение другого и, как следствие, искажает сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

3. Стадии налоговой ответственности

Стадии налоговой ответственности — это периоды, отра­жающие соотношение определенного объема прав и обязанностей субъекта налогового правонарушения с этапами познания данного правонарушения уполномоченными государственными органами.

Стадии налоговой ответственности:

· возникновение на­логовой ответственности;

· конкретизация налоговой ответст­венности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения;

· реализация налоговой ответственности.

1.Стадия возникновения налоговой ответственности начинает­ся с момента нарушения законодательства о налогах и сборах и длится до его обнаружения органами налогового контроля, иными компетентными органами государства или доброволь­ного пресечения со стороны виновного лица.

Налоговый кодекс РФ разграничивает моменты совершения и обнаружения налогового деликта. Согласно ст. ИЗ НК РФ срок давности со дня его совершения составляет три года.

Реально налоговая ответственность наступает с момента вступления в законную силу акта применения правоохранительной санкции, содержащей меру ответственности — реше­ния налогового органа или суда о привлечении к налоговой от­ветственности. Юридические факты, предшествующие вынесе­нию и вступлению этого акта в законную силу, составляют презумпцию налогового правонарушения и, следовательно, презумпцию налоговой ответственности.

Однако с момента совершения налогового деликта и до его обнаружения правоотношение налоговой ответственности уже существует в качестве идеальной, формальной связи между го­сударством и правонарушителем и позволяет прогнозировать модель их будущего поведения.

2.Стадия конкретизации налоговой ответственности посредст­вом доказывания наличия элементов состава правонарушения на­чинается с обнаружения налогового деликта и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт нарушения законодательства о налогах и сборах конкретным лицом.

Вторая стадия налоговой ответственности начинается в результате активных действий государства в лице компетентных органов или самого правонарушителя. До обнаружения налого­вого деликта правовой статус виновного лица существует в пол­ном объеме, поскольку противоправное деяние еще не пресече­но компетентными органами и правонарушитель использует принадлежащие ему права и обязанности без каких-либо огра­ничений.

3.Стадия реализации налоговой ответственности характери­зуется тем, что правонарушитель приобретает специальный правовой статус. Налоговая ответственность начинает реали­зовываться с момента вступления в законную силу правопри­менительного акта, констатирующего факт совершения опре­деленным лицом налогового деликта. Заканчивается эта стадия добровольным исполнением решения налогового органа либо принудительным исполнением решения суда о взыска­нии санкции.

В наличии и выполнении стадии реализации налоговой от­ветственности заключается смысл охранительных налоговых правоотношений. Если в момент своего возникновения налого­вая ответственность представляет соотношение прав и обязан­ностей государства в лице компетентных органов и правонару­шителя, то в момент вступления в законную силу правоприме­нительного акта налоговая ответственность проявляется внешне через фактические действия сторон по взысканию на­логовых санкций.

Следовательно, моментом окончания охранительного нало­гового правоотношения будет являться день, наступивший по истечении 12 месяцев с момента принятия компетентным госу­дарственным органом решения о взыскании с виновного лица налоговой санкции. Момент окончания охранительного налогового правоотношения означает, что субъекту ответственности возвращен его общий правовой статус, поскольку с этого дня он признается не подвергнутым налоговой санкции.

4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

В зависимости от возможности устранения (исключения) факта налогового правонарушения обстоятельства, исключаю­щие привлечение лица к ответственности за совершение нало­гового правонарушения, классифицируются на две группы.

1.Исключающие наличие налогового правонарушения.

· отсутствие события налогового правонарушения;

· отсутствие вины лица в его совершении;

· совершение деяния, содержащего признаки налогового деликта, физическим лицом, не достигшим 16-летнего возраста.

2. Не исключающие наличия налогового правонарушения. К об­стоятельствам данной группы относится истечение срока дав­ности, в пределах которого лицо может быть привлечено к на­логовой ответственности.

Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств.

1. Отсутствие события налогового правонарушения. Назван­ное обстоятельство означает отсутствие деяния, совершение которого влечет налоговую ответственность. Отсутствие собы­тия налогового правонарушения выражается в отсутствии са­мого противоправного факта в поведении субъекта налогового права. Например, не образует факта налогового правонаруше­ния пропуск срока подачи декларации в налоговый орган, ес­ли налогоплательщик по решению суда освобожден от уплаты налога.

2. Отсутствие вины. Вина является необходимым условием для привлечения лица к ответственности за нарушение законо­дательства о налогах и сборах. Отсутствие вины в поведении субъекта налогового права свидетельствует об отсутствии субъ­ективного признака состава правонарушения и, таким образом, исключает возможность считать совершенное деяние правона­рушением.

3.Совершение деяния, содержащего признаки налогового пра­вонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совер­шения деяния 16-летнего возраста. Наличие данного обстоя­тельства, исключающего привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, обусловлено по­ложением п. 2 ст. 107 НК РФ, согласно которому физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Наличие определенного возраста является обязательным признаком субъекта налогового правонаруше­ния, поэтому отсутствие возрастного критерия означает в ко­нечном итоге отсутствие состава налогового правонарушения.

4.Истечение сроков давности привлечения к ответственно­сти за налоговый деликт. Налоговым кодексом РФ давность привлечения к ответственности впервые включена в перечень обстоятельств, исключающих привлечение к налоговой ответст­венности. Согласно ст. 113 НК РФ лицо не может быть привле­чено к ответственности за совершение налогового правонару­шения, если со дня его совершения прошло три года.

По общему правилу срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает исчисляться со дня совершения лицом налогового деликта. В особом порядке исчисляется срок давности относительно правонарушений, предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ. Срок давности по названным правонарушениям начинает течь со следующего дня после оконча­ния соответствующего налогового периода, в котором было на­рушено законодательство о налогах и сборах.

5. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение

налогового правонарушения

Перечень таких обстоятельств закреплен ст. 112 НК РФ. В соответствии с названной нормой обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

1)совершение деликта вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Наличие данного обстоятельства влияет на мотивы совершения противоправного действия (без­действия). Например, индивидуальный предприниматель зани­зил налогооблагаемую базу в целях неполной уплаты суммы на­лога по причине отсутствия необходимых денежных средств, которые ранее были им потрачены на медицинское лечение или необходимы для будущего восстановления здоровья. Вме­сте с тем между стечением тяжелых личных или семейных обстоятельств и налоговым деликтом должна быть причинно-следственная связь, объясняющая нарушение законодательства о налогах и сборах именно названными фактами;

2)совершение правонарушения под влиянием угрозы или прину­ждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимо­сти. Названные обстоятельства являются неблагоприятными факторами, существенно ограничивающими свободу выбора поведения правонарушителя. Налоговое правонарушение мо­жет быть совершено в результате сознательной деятельности третьих лиц, поскольку угроза, принуждение, создание ситуа­ции материальной, служебной либо иной зависимости оказыва­ет давление на сознание и волю виновного, понуждая его нару­шать налоговое законодательство.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в качестве смяг­чающего обстоятельства может рассматриваться только реаль­ная угроза, т. е. угрожающее лицо должно иметь возможность фактического причинения вреда правонарушителю или его близким. Например, угрозой может быть возможность причи­нения телесных повреждений, повреждения или уничтожения имущества, распространения позорящих сведений и т. д. Реаль­ная угроза должна быть направлена на принуждение лица со­вершить налоговое правонарушение. Только в этом случае уг­роза или принуждение могут быть рассмотрены как обстоятель­ства, смягчающие налоговую ответственность.

Данный в ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчаю­щих ответственность, не является исчерпывающим, поскольку п. 3 названной статьи предоставляет суду право считать в ка­честве смягчающих и иные обстоятельства. Как показывает анализ судебной и арбитражной практики, в качестве других смягчающих обстоятельств суды признают неясность или не­корректность налоговых нормативных правовых актов, причи­нение государству незначительного вреда, тяжелую болезнь налогоплательщика.

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, являются важным элементом гарантии защиты прав налогопла­тельщиков и, следовательно, имеют обратную силу.

Механизм реализации обстоятельств, смягчающих ответст­венность, определен ст. 114 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового проступка лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, т. е. повторность. Лицо считается привлекав­шимся к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с мо­мента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении санкции за аналогичное нарушение налогового за­конодательства.

Так же, как и обстоятельства, смягчающие налоговую ответ­ственность, отягчающее обстоятельство реализуется посредст­вом правил, содержащихся в ст. 114 НК РФ. При установлении судом признака повторности размер штрафа увеличивается в два раза по сравнению с установленным соответствующей спе­циальной статьей гл. 16 или 18 НК РФ.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, имеют значение при определении меры воздействия на правона­рушителя и применяются только судом. Какого-либо влияния на квалификацию действия (бездействия) в качестве налогового правонарушения рассмотренные факты не оказывают.

6. Санкции в налоговом праве

Санкции, в зависимости от способов, какими они служат охране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:

· правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполне­ние невыполненных налоговых обязанностей, а также на вос­становление нарушенных фискальных прав государства;

· карательные (штрафные), реализация которых направлена предупреждение налогового правонарушения, а также на ис­правление и перевоспитание нарушителей налогового законо­дательства.

Санкции в виде штрафа исчисляются различными способа­ми, в зависимости от которых могут быть с группированы сле­дующим образом:

· штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к неуплаченной сумме налога (например, ст. 122, 123 НК РФ);

· штрафы, установленные в твердой денежной сумме (на­пример, ст. 135′ НК РФ);

· штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к определенному объекту расчета (например ,ст. 117 НК РФ).

Особен­ности штрафа:

· налоговая санкция представляет элемент правоохрани­тельной нормы, поэтому штраф существует независимо от факта совершения налогового проступка;

· единственным законным основанием для применения санкции является совершенное лицом налоговое правонаруше­ние;

· штраф за нарушение налогового законодательства взы­скивается в судебном порядке;

· штраф выражен в денежной форме, сумма которой опре­деляется на основании специальных статей НК РФ;

· сущность налоговой санкции заключается в лишении субъекта права собственности или иного вещного права на установленную НК РФ сумму наличных денежных средств либо имущественных прав на денежные средства в безналичной фор­ме, находящиеся на счете в кредитной организации;

· взыскание штрафа не освобождает виновное лицо от ис­полнения налоговой обязанности;

· НК РФ предусмотрены варианты индивидуализации при­менения штрафов посредством правильной квалификации на­логового правонарушения, а также установления обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

7. Право на обжалование

Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплатель­щику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.

В зависимости от различий в материальных нормах и про­цессуальном порядке нормативными правовыми актами России предусмотрены следующие способы защиты прав налогопла­тельщиков:

1.Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере, в частности решения федеральных органов налоговой полиции, Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рын­ку, функционирующей при Правительстве РФ.

2.Административный способ предполагает обращение за за­щитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти (по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие). Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений.

3.Судебный поря­док обжалования. В основной части налоговых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон предусматривает, что право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что на­рушены его права и свободы, незаконно на него возложена ка­кая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-ли­бо ответственности либо созданы препятствия для осуществле­ния его прав и свобод. Юридические лица — субъекты налогового права — вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором.

Объектом обжалования со стороны налогоплательщика мо­гут быть следующие ненормативные акты налоговых органов, обозначенные НК РФ:

· решения о доначислении налога или пе­ни (п. 3 ст. 40);

· решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46);

· инкассовые поручения на перечисление налога в бюджет (п. 2 ст. 46);

· решения об отказе в предоставлении от­срочки или рассрочки по уплате налога или сбора (п. 6 ст. 64);

Кроме названных ненормативных актов обжалованию под­лежат решения вышестоящих налоговых органов, вынесенные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоящих налоговых инспекций.

Не подлежат обжалованию в административном или судеб­ном порядке акты налоговых проверок, поскольку сами по себе они не содержат, обязательных для налогоплательщиков пред­писаний, влекущих юридические последствия.

4.Право на самозащиту. Помимо мер защиты нарушенных прав налогоплательщи­ков, прямо установленных разд. VII НК РФ, налоговое законо­дательство предоставляет физическим лицам и организациям. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик может не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключает­ся в их несоответствии НК РФ или иным федеральным зако­нам.

8. Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков

Процедурные нормы, определяющие порядок и сроки пода­чи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестояще­му должностному лицу, установлены ст. 139 НК РФ.

Жалоба налогоплательщика может содержать несколько фак­тов, которые нарушают права заявителя. Вместе с тем НК РФ четко различает подведомственность подачи и рассмотрения жа­лобы:

· факты несогласия с актами, действиями или бездействи­ем налогового органа заявляются только в вышестоящий нало­говый орган;

· жалобы на неправомерное поведение должностных лиц подаются вышестоящему должностному лицу.

Объединение в одной жалобе требований, подведомственных налоговым орга­нам, с требованиями, подведомственными должностным лицам этих органов, не допускается.

Обжалование неправомерной деятельности налоговых орга­нов или их должностных лиц осуществляется только в пись­менной форме. Жалоба должна содержать название и коорди­наты налогового органа или должностного лица, чьи действия обжалуются, сведения о заявителе, а также предмет и основа­ния обжалования.

Налоговым кодексом РФ установлен трехмесячный срок давности (срок обжалования) для обращения с жалобой на не­правомерные акты, действия или бездействие налоговых орга­нов или их должностных лиц. Этот срок начинается со дня, ко­гда налогоплательщик узнал или должен был узнать о наруше­нии своих прав.

Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен, но при условии наличия уважительной причины его пропуска. Ес­ли налогоплательщик пропустил срок обжалования актов, дей­ствий или бездействия налоговых органов (должностных лиц), то он имеет право приложить к подаваемой жалобе письменное заявление о восстановлении пропущенного срока давности, указав причины случившегося. Вопрос об уважительной причи­не пропуска срока давности и о его восстановлении решается тем налоговым органом или должностным лицом, которым ад­ресована жалоба. Как правило, уважительной причиной пропуска срока при­знается тяжелая и продолжительная болезнь, длительное отсут­ствие, стечение тяжелых семейных обстоятельств, форс-мажорные обстоятельства. Также к числу уважительных причин могут быть отнесены действия сотрудников налоговых либо правоохра­нительных органов, в результате которых были изъяты докумен­ты, необходимые налогоплательщику для подачи жалобы.

О любом из принятых решений в течение трех дней сообща­ется лицу, подавшему жалобу.

Административный порядок защиты нарушенных прав на­логоплательщиков действует параллельно с судебным. Вместе с тем существует определенная зависимость решения налогового органа (должностного лица) от судебного решения по анало­гичным основаниям, изложенным в жалобе налогоплательщи­ка.

9. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков

Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщи­ков:

· признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;

· признание судом общей юрисдикции закона субъекта РФ противоречащим федеральному закону и, следовательно, не­ действующим или не подлежащим применению;

· признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции не действительным нормативного либо ненорма­тивного акта налогового органа, иного государственного орга­на или органа местного самоуправления, противоречащего за­кону и нарушающего права и законные интересы налогопла­тельщика;

· отмена арбитражными судами или судами общей юрис­дикции недействительного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и на­рушающего права и законные интересы налогоплательщика;

· неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;

· пресечение действий должностного лица налогового или иного государственного органа, нарушающих права или закон­ные интересы налогоплательщика;

· принуждение налоговых органов, иных органов государ­ственной власти или их должностных лиц к выполнению зако­нодательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;

· признание не подлежащим исполнению инкассового по­ручения (распоряжения) налогового или другого органа на спи­сание с банковского счета налогоплательщика в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов за нарушения налого­вого законодательства;

· возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов;

· взыскание процентов за несвоевременный возврат из­лишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пеней;

· возмещение убытков, причиненных незаконными реше­ниями, действиями или бездействием налоговых органов или их должностных лиц.

Названные способы судебной защиты одновременно явля­ются предметами исковых требований налогоплательщиков.

Статья 138 НК РФ устанавливает, что дела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — су­дам общей юрисдикции.

Ответственность юридического лица за неуплату налогов

Если организацией либо предприятием до 30 апреля не сдана Декларация по подоходному налогу и не внесен в бюджет налог на прибыль, ответственность за несоблюдение сроков несет руководитель. За неуплату налогов юридическими лицами в российском законодательстве предусмотрены различные виды ответственности: административная, налоговая и уголовная. Отвечают за налоговые нарушения в административном, налоговом либо уголовном порядке персонально должностные лица предприятий либо организаций, а также их учредители. Индивидуальных предпринимателей штрафуют, согласно пунктам статей 69, 46, 123, 126 НК РФ.

Если имеет место систематическая, сознательно саботируемая неуплата налогов юридическим лицом, ответственность должностного лица (или должностных лиц) может принять уголовный характер.

К налоговой, а также к уголовной ответственности могут, в таком случае, быть привлечены учредители, директор, бухгалтер, менеджер. Непосредственно с юридического лица, согласно статье 108, п. 4 УК РФ, будут взысканы штрафы.

Оставьте комментарий