Налоговое планирование на предприятии

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

  • обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

  • обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

  • составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

  • нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

  • составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

  • обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

  • составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

  • еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

  • составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

  • составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

  • прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

  • риски контроля со стороны налоговых органов;

  • риски увеличения сумм налогов;

  • риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

  • принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

  • принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

  • принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

  • принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

  • принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

  1. Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

  2. Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

  3. Оптимизация цены сделок

  4. Применение отдельных элементов налогообложения

  5. Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

  6. Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

  7. Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

  • начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

  • порядок списания расходов;

  • определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

  • налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

  • «налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

  • специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Этапы корпоративного налогового планирования

Процесс корпоративного налогового планирования включает в себя несколько взаимосвязанных между собой этапов, но их не нужно рассматривать как однозначную и четкую последовательность действий, которые обязательно гарантируют снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что налоговое планирование сочетает в себе как элементы науки, так и элементы искусства аналитика.

Процесс корпоративного налогового планирования заключается в том, чтобы:

ь сформулировать цели и задачи нового образования, сфер производства и обращения;

ь решить вопрос о самом выгодном месте расположения организации и её подразделений;

ь выбрать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;

ь сформировать налоговое поле, определить все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому налогу;

ь проанализировать все возможные формы сделок и составить договорное поле и журнал типовых хозяйственных операций;

ь проанализировать различные хозяйственные ситуации и учесть возможные налоговые риски, решить вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия.

ь использовать налоговый менеджмент, включая технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Рассел Дж. Налоговое планирование — VSD 2012 — C.257

Первый этап связан с появлением идей об организации бизнеса, формулировании целей и задач, а также решение вопроса о возможности использования предоставляемых законодательными органами налоговых льгот (одним из примеров можно рассмотреть льготы для малых предприятий, которые осуществляют деятельность в сфере материального производства).

Вторым этапом является выбор самого выгодного в отношении налогов места расположения производства, конторских помещений организации, её дочерних компаний и филиалов, а также руководящих органов.

Третий этап основан на том, чтобы выбрать организационно-правовую форму юридического лица и определить ее соотношения с возникшим в данном случае налоговым режимом.

Последующие этапы можно отнести к текущему налоговому планированию, ограничивающему вход во всю данную систему управления хозяйствующего субъекта.

На четвертом этапе формируется так называемое налоговое поле организации. Здесь происходит составление характеризующей налоговое поле налоговой таблицы, в которой должен быть описан каждый уплачиваемый налог с помощью определенных параметров (показателей). После чего должны быть проанализированы налоговые льготы. Заключением данного этапа является составление детального плана использования льгот по выбранным налогам.

На пятом этапе — образуются (с учетом уже сформированного налогового поля) система договорных отношений предприятия и составляется журнал с хозяйственными операциями, служащий основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

На шестом этапе происходит начало анализа налоговых ситуаций различного рода, сопоставляются полученные финансовые показатели с возможными предполагаемыми потерями, которые обусловлены штрафными и иными санкциями. После этого учитывается получение максимальных финансовых результатов и осуществляется в наибольшей степени рациональное с налоговой точки зрения размещение прибыли и активов предприятия.

На седьмом этапе происходит управление налогами в организации и на предприятии. Организованный надежный налоговый учет и контроль за правильностью расчетов налогов входят в состав налогового менеджмента. Главный способ уменьшения риска ошибок использовать технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Таким образом, процесс налогового планирования включает в себя семь взаимосвязанных этапов. Начинается он с появления идеи об организации бизнеса и решении вопроса о возможности использования предоставляемых законодательными органами налоговых льгот, а заканчивается управлением налогами в организации и на предприятии.

Оставьте комментарий