Налоговый допрос

В материале рассмотрены практические аспекты допроса должностных лиц и других представителей компании. Вы узнаете, кого налоговая вызывает на допрос и как вести себя в ходе допроса, какими последствиями чреват допрос для проверяемой организации, а также как минимизировать возникающие при этом налоговые риски.

Введение

Практика свидетельствует о том, что почти всегда в ходе камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе, встречных проверок) проверяющие прибегают к такому инструменту налогового контроля как допросы свидетелей. Для налоговиков это малозатратный (в отличие от экспертизы) и самый легкий способ сбора доказательств по выявленным нарушениям.

На допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов, могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации, заключения и исполнения различных сделок и т. д.

Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее контрагентов. Но кроме генерального директора, финансового директора и главного бухгалтера налоговыми свидетелями могут выступать любые сотрудники проверяемой организации (причем как уволившиеся, так и ныне работающие).

Вызвали на допрос – что делать

Первое, что надо помнить: на допрос вызывают официальной повесткой, причем ее должны вручить лично под подпись. В ней будет указана информация о мотиве, причине и основании допроса, а также его дата, время и место проведения.

Основные претензии инспекторов, по которым они чаще всего вызывают на допросы:

  • сделки с однодневками и техническими компаниями;
  • переквалификация сделок;
  • дробление бизнеса.

Если в повестке тема допроса указана размыто, определить ее можно по списку документов, которые инспекторы запросили дополнительно. А можно поступить еще проще – позвонить в налоговую и напрямую спросить, о чем будут допрашивать свидетеля. Эти данные помогут подготовиться и заранее выстроить линию защиты.

Инспекторы тщательно готовятся к допросу, заранее продумывает формулировки вопросов и последовательность их постановки, определяет тактические приемы, которые будут использовать е в зависимости от ответов.

Задача сотрудников налоговых органов в ходе допроса – получить доказательства налогового правонарушения в виде запротоколированных показаний. Поэтому на допросе часто в ход идут различные способы психологического давления. Например, угрожают передать данные на свидетеля в прокуратуру или в МВД. Также на допросе инспекторы могут намекнуть свидетелю, что он неправильно отвечает на вопросы и может стать соучастником преступления – мол, нужны другие ответы. Бывает и так, что инспекторы пытаются установить психологический контакт, создавая обстановку эмоционального доверия. Это вызывает у свидетеля чувство безопасности и желание вести диалог.

Долгое время на допросы чаще всего вызывали генерального директора или главного бухгалтера компании. Тенденция последнего времени – вызывать финансового директора, чтобы сделать его ответственным за схемы и взыскать с него долги компании. Также очень часто на допросах оказываются и рядовые сотрудники – кладовщики, менеджеры, кассиры, охранники и др., так как их проще всего «расколоть».

Какие вопросы задают в налоговой

Приглашая генерального директора, налоговики в первую очередь выясняют, не является ли руководитель «номиналом», задают ему вопросы, касающиеся структуры и финансовой части бизнеса.

Вообще есть примерный перечень основных вопросов, которые задают инспекторы на допросах. Он предусмотрен в письме ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ (приложение № 1). Вот несколько стандартных вопросов:

  • Что входит в ваши обязанности?
  • Расскажите о структуре организации?
  • Каким образом и когда нашли данного контрагента (откуда брали информацию)?
  • Как вы проверяли контрагента?
  • Почему выбрали именно его?
  • Укажите обстоятельства заключения договоров между вашей компанией и контрагентом?
  • Каким образом контактировали с контрагентом?
  • Кто подписывал договоры и прочие документы?
  • Контактные данные и реквизиты контрагента?
  • Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
  • Каким образом происходила передача товара, как доставлялся и где хранился?
  • Подписывали ли вы (руководитель) договоры и другие документы от имени компании?
  • С какой целью была открыта компания? (типичный вопрос, если хотят доказать незаконное дробление)
  • и др.

С учетом многообразия способов воздействия на свидетеля, к которым прибегают налоговики, идти на допрос безопаснее всего с налоговым юристом или адвокатом. Основные задачи юриста на допросе:

  1. Отследить хитрые вопросы, заданные с целью поймать свидетеля на слове, и предупредить о них.
  2. Помочь сформулировать ответы на скользкие вопросы.
  3. Отсечь лишние вопросы и требования. Например, во время допроса инспекторы могут попросить записную книжку, ноутбук, либо попросить принести какие-то документы.
  4. Заранее распознать ловушки, в которые заманивают свидетеля и скорректировать линию ответов.

Вызов для дачи пояснений – не допрос

Если пришло уведомление из налоговой о предоставлении пояснений на основании статьи 31 НК, значит у проверяющих возникли вопросы, связанные с уплатой налогов. В основном это – занижение налоговой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, расхождения в отчетности и т.д. В этих случаях практически всегда последует вызов в налоговую для дачи пояснений.

Вызов для дачи пояснений и вызов на допрос – это совершенно разные процедуры. Вот три основных отличия:

  1. В первом случае налоговики получают пояснения, во втором – свидетельские показания. Текст пояснения следствие и суды не принимают в качестве самостоятельного доказательства, свидетельские показания – самое популярное доказательство при подозрении компании в получении необоснованной налоговой выгоды.
  2. За отказ от пояснений ответственности нет. Но если никто из сотрудников не придет по уведомлению, директора компании оштрафуют на 2–4 тыс. руб.
  3. Для дачи пояснений в налоговой можно оправить любого представителя компании по доверенности. А на допрос в качестве свидетеля должен явиться именно тот, кто указан в повестке о вызове (например, генеральный директор или главбух).

Итак, если вызывают в налоговую для дачи пояснений, для начала нужно оценить, соответствует ли уведомление установленной форме. Бланк уведомления утвержден приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. В нем должны быть отражены вопросы, в отношении которых инспекции нужны пояснения. Также в уведомлении обязательно указываются приемные дни и часы, в которые налогоплательщик может прийти и дать пояснения, и место, куда необходимо явиться.

Важно!

Приходите в инспекцию для дачи пояснений только при получении по официального уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. Устные вызовы по телефону нельзя рассматривать в качестве основания для явки, и спокойно можно игнорировать.

Как вести себя на допросе в налоговой

Итак, вам пришла повестка на допрос в налоговую. Есть несколько рекомендаций, как вести себя на допросе и как подготовить сотрудников компании к возможному вызову в качестве свидетелей.

Налоговая вызов на допрос свидетеля использует, в том числе, и с целью припугнуть представителя компании. Готовьтесь к тому, что налоговики начнут оказывать на вас психологическое давление. Поддаваться их напору и бояться инспекторов не надо. Установка должна быть такой: ваша компания все сделки заключала в строгом соответствии с законодательством и в проверяемом периоде у нее отсутствовали какие-либо нарушения.

Если вызвали в налоговую в качестве свидетеля, хорошо идти на допрос в ИФНС с четко сформулированной версией событий. Но, к сожалению, все вопросы налоговиков предугадать невозможно. К тому же часто налоговики хитрят и задают одни и те же вопросы, но с разных сторон, пытаясь тем самым запутать свидетеля. Если заданный вопрос ставит вас в тупик или кажется подозрительным – не спешите, продумайте ответ. Лучше ответить обобщенно либо даже неопределенно, чем дать противоречивые ответы. Не торопитесь с ответами, отвечайте коротко и четко.

Как свидетелю формулировать свои ответы

Если в ходе допроса в налоговой генеральному директору инспекторы задают какие-либо неудобные вопросы, то можно дать наиболее обобщенные ответы. Например, на вопрос инспектора о том, как было найдено ООО «XXX», контактировали ли Вы с генеральным директором ООО «XXX», получали ли учредительные и иные документы данного поставщика и т.п., можно ответить примерно следующим образом: «Поиском данного поставщика и проверкой пакета документов по ней занимались определенные сотрудники нашего отдела закупок».

На просьбу назвать основных поставщиков компании можно ответить примерно следующим образом: «Главными поставщиками являются ООО «YYY», ООО «ZZZ», более мелких не могу сейчас вспомнить…».

Также допустимо и оправданно, если на заданные проверяющим уточняющие вопросы (тем более, когда речь идет о просьбе инспектора указать на какие-либо документы, привести цифры, назвать даты и т. п.) генеральный директор предоставит неопределенные ответы (в частности, «не располагаю подобными сведениями», «необходимо смотреть документы»).

Например, на вопрос, кто из сотрудников отдела закупок (отдела продаж) лично присутствовал при подписании договора с ООО «XXX», можно ответить фразами «не помню», «затрудняюсь ответить», и др.

В случае присутствия на допросе юриста генеральный директор после каждого задаваемого инспектором вопроса имеет полное право обсуждать с юристом наиболее подходящие варианты (формулировки ответов), а при необходимости после ознакомления с протоколом допроса налоговой и до его подписания – требовать «редактирования» в протоколе формулировок ответов свидетеля.

Проверяйте протокол

Внимательно прочитайте протокол допроса налоговой инспекции, чтобы убедиться, что все ваши слова записаны верно, без каких-либо искажений и дополнений. Как показывает практика, проверяющие могут нечетко формулировать подлежащие занесению в протокол вопросы и соответствующие ответы свидетеля. В последующем это предоставляет ИФНС широкие возможности интерпретировать полученные показания в свою пользу, и они в искаженном виде находят свое отражение в принятом по результатам проверки решении.

История из практики

В ходе допроса генерального директора ООО «XXX», выступавшего основным поставщиком проверяемой компании, на один из вопросов налоговый свидетель ответил следующим образом: «…документы приносили мне подписанными». При этом, отвечая так, директор имел в виду, что такие документы были уже оформлены со стороны компании-контрагента. Между тем налоговая инспекция в решении по итогам выездной проверки сделала вывод о не подписании первичных документов генеральным директором ООО «XXX».

Практическая ценность сопровождения налогового юриста при допросе генерального директора либо главбуха заключается в следующем:

  • Присутствие юриста необходимо для наиболее корректного и полного отражения в протоколе допроса налоговой показаний генерального директора или главного бухгалтера, исключения двусмысленности и противоречивости, дачи указанными свидетелями показаний сообразно фактическим обстоятельствам финансово-хозяйственной деятельности компании и т. п. При необходимости юрист обратит внимание инспектора на неправильность произведенных в протоколе допроса записей ответов допрашиваемого свидетеля и необходимости их корректировки.

История из практики

Инспектор попросил назвать генерального директора ООО «XXX» его иностранных покупателей. При этом необходимо отметить, что ООО «XXX» работало исключительно по агентским договорам с российскими организациями, в рамках которых оно как агент находило иностранных заказчиков для российских организаций, то есть формально иностранных покупателей у ООО «XXX» не было.

В итоге генеральный директор ответил буквально – «иностранных покупателей нет». В дальнейшем такая формулировка позволила налоговому органу в акте выездной проверки сделать вывод, что содержание протокола допроса генерального директора свидетельствует о номинальности руководства деятельностью ООО «XXX», так как свидетель не смог назвать своих контрагентов, иностранных заказчиков и т.п.

  • Присутствие налогового юриста позволяет также избежать злоупотреблений со стороны налоговой инспекции (например, настоятельных требований проверяющих в адрес генерального директора или главного бухгалтера отказаться от возмещения НДС под угрозой назначения выездной проверки).

Для допроса хватит простой доверенности

Действующее законодательство гарантирует любому лицу право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). При этом для присутствия и участия юриста в ходе допроса в налоговой необходимо всего лишь оформить на него простую доверенность от имени свидетеля (т.е. нотариально заверять доверенность не надо!).

Более того, сама ФНС России согласна с тем, что в ходе допроса помимо самого налогового свидетеля могут присутствовать иные лица (в том числе юрист по доверенности). При этом им не требуются нотариально заверенные доверенности на представление интересов налогоплательщика (см. письма ФНС России от 31.12.2013 №ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 №АС-3-2/3920@).

Чем грозит неявка в налоговую

Неявка на допрос в налоговую без уважительных причин, как и уклонение от допроса, наказывается штрафом в размере 1000 руб. Многие полагают, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля в налоговую и сообщить лишнее инспектору. Но это ошибочное мнение. Как показывает практика, зачастую неявка на допрос генерального директора либо главного бухгалтера в ходе камеральной проверки возмещения НДС может послужить одним из «формальных» оснований для отказа компании в возврате либо зачете налога. Налоговая инспекция наряду с иными обстоятельствами может сделать вывод об отсутствии у проверяемой компании признаков ведения реальной предпринимательской деятельности.

Если не успеваете подготовиться к допросу, его можно перенести. Конкретного перечня уважительных причин неявки на допрос в НК нет. Чтобы отложить допрос на один-два дня, можно связаться с инспектором по телефону и объяснить причину, по которой нет возможности прийти в назначенное время. Такой причиной может быть, к примеру, командировка. Перенос на более длительный срок можно обосновать отпуском или болезнью. Но в любом случает причину отсутствия потребуется подтвердить документально. Если инспекция не признает причину уважительной, штрафа за неявку не избежать. Да и в целом юристы рекомендуют не игнорировать допрос: неявку всегда трактуют не в пользу компании.

Важно

Часто свидетели приходят на допрос, но отказываются давать показания, ссылаясь на статью 51 Конституции. Имейте в виду, что отказываться отвечать на все вопросы без исключения еще хуже, чем неявка на допрос. Когда свидетель приходит и полностью отказывается давать показания, это воспринимается как факт, дополнительно свидетельствующий о вине. Налоговики трактуют отказ как намеренное воспрепятствование осуществлению полномочий налогового органа и штрафуют свидетеля на 3000 руб. (п. 2 ст. 128 НК).

***

Основная цель компании при допросе ее генерального директора или главного бухгалтера – предоставить налоговикам такие показания, которые с наименьшей долей вероятности приведут к негативным для нее выводам по итогам проверки. Такая цель нами достигается посредством:

  • предварительного подробного обсуждения с генеральным директором/главным бухгалтером вопросов, которые им может задавать инспектор, и наиболее подходящих вариантов ответов на них;
  • выявления возможных проблемных участков хозяйственной деятельности компании, которые могут вызвать наибольший интерес проверяющих.

С учетом изложенного, если генерального директора внезапно вызвали на допрос в налоговой инспекции, не стоит паниковать. Лучше сразу обратиться за помощью к налоговым юристам.

Мы всегда окажем профессиональную поддержку при сопровождении генерального директора, финансового директора или главбуха компании на допрос в налоговую.

Связаться с экспертом

У человека, который получила повестку о вызове к следователю, сразу возникает масса вопросов: имеют ли право его вызвать? обязательно ли являться по вызову в милицию или прокуратуру? в каких случаях можно не приходить? необходимо ли идти к следователю, если нет свободного времени? что будет, если проигнорировать повестку?

Обязательно ли являться по повестке на вызов следователя?

В случае необходимости следователь или прокурор имеют право вызвать кого-либо во время досудебного расследования. Лицо, получившее повестку, обязано явиться по вызову.

Соответствующие положения закреплены в Уголовном процессуальном кодексе Украины (далее — УПК Украины). Так, согласно ст.133 УПК Украины следователь или прокурор в ходе досудебного расследования вправе вызвать лицо, если есть достаточные основания полагать, что оно может дать показания, имеющие значение для уголовного производства или его участие в процессуальном действии является обязательным. Согласно п.1 ч.2 ст.66 УПК Украины свидетель обязан прибыть по вызову к следователю, прокурору.

Несмотря на то, что вызов в правоохранительные органы практически всегда вызывает опасения у человека, получившего повестку, в большинстве случаев необходимости пытаться избежать визита к следователю нет. Соответствующая обязанность граждан установлена законом и безосновательно пытаться создать сложности следователю или прокурору при осуществлении ими уголовного производства, как правило, не имеет смысла.

Вместе с тем, не стоит и допускать нарушений своих прав и произвол со стороны правоохранителей.

Пользуйтесь консультацией:

Во-первых, следует помнить, что вызов должен быть осуществлен с соблюдением порядка, который определен УПК Украины.

Во-вторых, необходимо знать, что существуют обстоятельства, которые позволяют не явиться по повестке на вызов следователя или прокурора. Так, УПК Украины предусмотрены уважительные причины неявки лица на вызов. Согласно ст.138 УПК Украины к таким обстоятельствам относятся:

1) задержание, содержание под стражей или отбывание наказания (то есть когда лицо, которое вызывают, не может физически прибыть на вызов из-за того, что находится под стражей);

2) ограничение свободы передвижения в результате действия закона или судебного решения (например, к лицу применена мера пресечения в виде домашнего ареста в рамках другого уголовного производства);

3) обстоятельства непреодолимой силы (эпидемии, военные действия, стихийные бедствия или другие подобные обстоятельства);

4) отсутствие лица по месту жительства в течение длительного времени в следствии командировки, путешествия и т.п.;

5) тяжелая болезнь или пребывание в учреждении здравоохранения в связи с лечением или беременностью при невозможности временно покинуть это заведение (это обстоятельство должно быть подтверждено соответствующей справкой, при этом оно касается именно такого состояния здоровья, которое делает невозможным без чрезмерных трудностей прибытие на вызов);

6) смерть близких родственников, членов семьи или других близких лиц или серьезная угроза их жизни;

Читайте статью:

7) несвоевременное получение повестки о вызове (в соответствии с ч.8 ст.135 УПК Украины лицо должно получить повестку о вызове или быть уведомленным о нем другим путем не позднее чем за 3 дня до дня, когда оно должно прибыть по вызову, в отдельных определенных случаях этот срок может быть короче, однако в любом случае лицу должно быть предоставлено необходимое время для подготовки и прибытия по вызову);

8) другие обстоятельства, которые делают объективно невозможной явку человека на вызов (поскольку невозможно заранее определить все случаи, которые могут возникнуть в жизни человека и помешать явке на вызов, законом предусмотрена возможность отнесения к уважительным причинам неявки к следователю других обстоятельств, наличие которых делает невозможным своевременное прибытие по повестке; такие обстоятельства оцениваются в каждом отдельном случае).

Таким образом, занятость на работе, пребывание на обучении, наличие других планов на день или подобные обстоятельства не являются уважительными причинами, позволяющими не идти на вызов следователя.

Вместе с тем, в случае трудностей с прибытием на вызов в определенное время почти всегда существует возможность связаться со следователем по телефону (который должен быть указан в повестке) и объяснить ему обстоятельства, препятствующие прибытию, а также согласовать другое время. В подавляющем большинстве случаев следователь может пойти на встречу и если это возможно перенести время вызова.

Следует иметь в виду, что следователь или прокурор как правило заинтересованы в присутствии лица, а не в том, чтобы создавать для него какие-то неудобства в виде наложения денежного взыскания или привода. Кроме того, такие мероприятия требуют от следователя осуществления дополнительной работы (составление ходатайства, подача его в суд и т.д.), а значит ему проще перенести время вызова, чем осуществлять необходимые процедуры. Следующие ниже меры реагирования на неявку лица по повестке как правило применяются когда следователь не может обеспечить явку лица обычными мерами.

Пользуйтесь консультацией:

Что будет если не явиться по вызову следователя или прокурора? Какие последствия неявки для свидетеля в милицию или прокуратуру?

Статьей 139 УПК Украины предусмотрены последствия неявки лица на вызов следователя (прокурора). Указанной статьей предусмотрено, что если свидетель, который был в установленном порядке вызван (в частности, имеется подтверждение получения им повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием другим путем), не явился без уважительных причин либо не сообщил о причинах своей неявки, могут наступить следующие последствия:

1) может быть наложено денежное взыскание.

Соответствующее решение принимается следственным судьей по ходатайству следователя или прокурора (то есть взыскание налагается не лицом, приславшим повестку, а судьей). Размер денежного взыскания, которое может быть наложено за неявку по повестке, определяется в пределах от 0,25 до 0,5 размера прожиточного минимума (по состоянию на 2017 год: с 01 января — от 400 до 800 грн., с 01 мая — от 421 до 842 грн., с 01 декабря — от 440,5 до 881 грн.).

2) может быть применен привод.

Соответствующее решение также принимается только следственным судьей по ходатайству следователя или прокурора. Привод заключается в принудительном сопровождении лица к месту его вызова в указанное в определении судьи время (такое лицо обязано прибыть по вызову в сопровождении лица, исполняющего определение о приводе, а в случае невыполнения соответствующих требований – к нему могут быть применены меры физического воздействия).

3) может быть привлечено к административной ответственности.

Данное последствие может наступить только за злостное уклонение от явки, которое обычно заключается в неоднократной, систематической неявке на вызовы. Ответственность за такие действия предусмотрена ст.185-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях и предусматривает возможность наложения штрафа в сумме от 51 грн. до 136 грн. Соответствующее решение может быть принято судьей по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, который составляется следователем, прокурором, уполномоченным лицом органа внутренних дел.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что указанные последствия могут наступить только при наличии следующих обстоятельств:

1) лицо было вызвано в установленном законом порядке (в частности, самое главное — имеется подтверждение получения им повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием другим путем);

2) лицо не явилось без уважительных причин или не сообщило о причинах своей неявки.

Также не стоит ничего выдумывать, как говорят адвокаты — «не вводите инспектора в заблуждение». Ограничьтесь коротким ответом.

Главное, помните — вы не на экзамене, и не обязаны ответить на «пятерку», ваша задача прямо противоположная, пообщавшись с инспектором, доказать свою компетентность и не дать никакой лишней информации, кроме той, что у налоговой уже имеется из вашей отчетности.

У вас есть право воспользоваться ст. 51 Конституции РФ «Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и своих близких родственников». Положения этой статьи вам обязан разъяснить инспектор до начала допроса.

Если вы воспользуетесь таким правом только по некоторым вопросам, это вызовет у инспектора подозрение и только даст ему лишний повод «копать» глубже. Если вы решили не свидетельствовать, то прямо заявите об этом в самом начале допроса и не отвечайте совсем. Если вы пришли и передумали отвечать на вопросы, кроме случая, когда воспользовались ст. 51 Конституции РФ, инспектор имеет право оштрафовать вас за отказ от дачи показаний на 3000 руб. по ст. 128 НК РФ. 📌 Реклама

8. Внимательно прочитать протокол допроса и при необходимости внести корректировки

После того, как вы ответите на все вопросы, или ваше свободное время истечет, кстати заранее уведомите инспектора, если ваше время для допроса ограничено, внимательнейшим образом ознакомьтесь с протоколом допроса. Не бегло, не вскользь, а именно очень внимательно читая вопросы и ответы.

Ваша задача проверить, правильно ли отразили ваши ответы в протоколе и нет ли в них двойственного смысла. Инспектор будет толковать ваши ответы в свою пользу. Помните – у вас кардинально разные задачи! У инспектора – добыть как можно больше информации, у вас – рассказать, как можно меньше в общих чертах.

Если вы найдете в протоколе неточности или двойственные формулировки, попросите инспектора внести изменения. Объясните, что именно вы имели ввиду и как должна выглядеть фраза.

📌 Реклама

9. Откопировать, сфотографировать или в крайнем случае – переписать весь протокол

После того, как вы ознакомились с протоколом допроса, его необходимо зафиксировать для себя. Не запомнить! Вы обязательно что-нибудь забудете, допрос – это стрессовая ситуация, не полагайтесь на память.

Скопируйте или сфотографируйте протокол. Если вам не разрешили это сделать, то вы можете смело его просто переписать на листок либо в телефон, это ваше право.

По моему опыту, в 30% случаях происходят повторные допросы и в 100% сверяется информация из протокола с данными из других источников.

10. Подписать протокол допроса, только после получения копии

Только после того, как вы ознакомились с протоколом и получили его копию, можете подписывать протокол допроса.

Если вы поставите подпись на протоколе, не успев его скопировать, вы его больше не увидите, разве что в суде!

Вот пример реального использования заранее подготовленного «Списка вопросов — списка ответов»:
кейс: органы следствия интересуются рядом ваших контрагентов, которые по данным налогового мониторинга уклоняются от уплаты налогов в бюджет РФ. В связи с этим у налоговых органов возникает желание вменить вам отсутствие должной осмотрительности при заключении контрактов и обязать вас заплатить налоги за ваших контрагентов…
Далее текст, заранее подготовленный к беседе со следователем:
*************
По существу интересующих вас вопросов могу сообщить следующее:
В октябре 20ХХ года перед руководителями группы компаний Retail&HoReCa возникла потребность удовлетворения спроса сетей АЗС и гипермаркетов в больших объемах товаров народного потребления (ТНП), которые производились в странах Юго-Восточной Азии. Проведя мониторинг рынка иностранных и отечественных поставщиков, руководство Retail&HoReCa пришло к однозначному выводу, что импорт данных ТНП собственными силами нецелесообразен, поскольку себестоимость подобных товаров на складах группы компаний Retail&HoReCa после уплаты всех таможенных платежей значительно превышала цены, предлагаемые российскими оптовиками (как правило, московскими фирмами) на аналогичный товары. Для организации закупок ТНП у московских оптовиков была проведена серия переговоров, показавших неспособность последних удовлетворить жесткие требования Retail&HoReCa к организации устойчивого товаропотока в сети АЗС и гипермаркетов. Ни один поставщик традиционного (стихийного) рынка не был в состоянии в течение длительного срока поставлять товары заданной номенклатуры по фиксированной цене.
Это объяснялось тем, что покупатели традиционного рынка не предъявляли к оптовым продавцам жестких требований по обеспечению стабильности параметров поставок, в отличие от требований сетей АЗС и гипермаркетов (постоянство ассортимента, фиксированные цены, единство логистических параметров). Товары, интересующие группу компаний Retail&HoReCa появлялись в продаже у оптовиков хаотично, их цена колебалась в зависимости от курса валют и расходов, понесенных импортерами при доставке товара на территорию РФ и его таможенной очистке.
Все вышеперечисленные факторы подвигли руководство Retail&HoReCa принять в декабре 20ХХ года решение об организации АГЕНТСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК ТНП у оптовиков и импортеров, подразумевающей налаживание сотрудничества с группой агентов, специализирующихся в посреднических операциях купли-продажи оптовых партий ТНП в ассортиментной тематике, интересующей Retail&HoReCa.
Создание и управление данной системой было поручено коммерческому директору Retail&HoReCa Андрею ХХХХХХХ.
Для определения партнерской базы поставщиков традиционного рынка, по распоряжению Андрея ХХХХХХ была произведена массовая электронная рассылка предложений о сотрудничестве в области закупок ТНП интересующего Retail&HoReCa ассортимента. Адресной базой электронных рассылок служили базы данных «Все предприниматели РФ», «Все ПБЮРЛ РФ». Рассылки производились от имени и за счет компании ХХХХХХ (резидента Эстонской Республики), руководимой Андрусом Милькентисом. На основании полученного массива откликов, Андрусом Милькентисом на территории РФ от имени Retail&HoReCa были начаты отношения с поставщиками ТНП, планируемыми к поставке в сети АЗС и гипермаркетов. Закупки были организованы по агентской системе, предполагающей поиск, закупку и поставку на склад Retail&HoReCa товаров в заранее согласованном количестве силами агентов и за их счет, после чего компаний Retail&HoReCa принимала на себя обязательства по своевременной оплате товаров, поставленных на его склад при отсутствии замечаний по качеству последних. Поскольку предложения от агентов поступали как правило, на небольшие партии товаров, распоряжением коммерческого директора Retail&HoReCa Андрея ХХХХХ аккумулирование этих поступлений производилось на складах Московского распределительного центра Retail&HoReCa, затем (после накопления количества, необходимого для загрузки большегрузной транспортной единицы) товар отправлялся на центральный склад Retail&HoReCa в Санкт-Петербург, приходовался кладовщиками в WMS склада и поступал в распоряжение подразделения отгрузок, осуществлявшего поштучное распределение товарного запаса в соответствии с потребностями активной клиентской базы Retail&HoReCa.
Таким образом, за короткий период времени компании Retail&HoReCa удалось создать широкоассортиментное товарное предложение для сетей АЗС и гипермаркетов РФ, конкурентное с ценами традиционного рынка, что позволило Компании не только удержаться в сетевой клиентской базе, но и стать одним из ведущих игроков в данном сегменте рынка.
Агентская система закупок просуществовала до конца 20ХХ года, когда в результате масштабных преобразований в таможенных органах РФ поток товаров, ввозимых на территорию РФ множеством мелких неавторизованных импортеров иссяк, что позволило добросовестным импортерам аналогичным Retail&HoReCa осуществлять ввоз на территорию РФ и выпуск в свободное обращение товаров по ценам, конкурентным с остальными участниками торгово-посреднической деятельности.
По существу взаимоотношений с контрагентами, интересующими следствие, могу сообщить следующее:
1. Фирма Интер-ХХХХХ осуществляла поставки ХХХХХХХХ различной номенклатуры (90% стоимостного ассортимента) в период 01.12.20ХХ по 01.10.20ХХ. Ответственный менеджер в информационной системе Retail&HoReCa – директор ХХХХХХ Андрус Милькентис.
2. Фирма ИтрерСтройСервис осуществляла поставки сопутствующих автотоваров таких, как стеклоочистители и буксировочные тросы производства Китай и Голландия. Период поставки 04.01.20ХХ – 02.06.20ХХ. Ответственный менеджер в информационной системе Retail&HoReCa – директор ХХХХХХХ Андрус Милькентис.
3. Фирма Экостандарт осуществляла поставки автохимии и автокосметики различных производителей в период 14.07.20ХХ по 01.12.20ХХ.
Ответственный менеджер в информационной системе Retail&HoReCa – директор ХХХХХХХ Андрус Милькентис.
4. Фирма Григ осуществила одну поставку автокосметики торговой марки ХХХХХ 08.07.20ХХХ. Из-за того, что поставка была единичной, ответственный менеджер в информационной системе Retail&HoReCa не обозначен.

По всем приходам товара никаких замечаний в информационной системе Retail&HoReCa не обозначено, товар получен и оплачен полностью, никаких претензий к поставщикам со стороны Retail&HoReCa нет. Учетно-информационная система Retail&HoReCa позволяет проследить весь путь данного товара – от приемки WMS системой складов до поштучной отгрузки сетям АЗС и гипермаркетов. Имеемые в данных сетях системы учета при необходимости, позволяют проследить дальнейший путь этих товаров до расчетно-кассовых аппаратов сетей АЗС и гипермаркетов, обслуживаемых Retail&HoReCa.
Дополнительную информацию по вопросу взаимодействия с агентами-поставщиками органы следствия могут получить непосредственно от гражданина Эстонской республики Андруса Милькентиса после его возвращения из командировки в Китай, которое ожидается не ранее 01.11. 20ХХ.
********
Итог: беседа занимает 20 минут, оформление протокола еще 7 минут и все свободны)

05 Февраля 2020

Может ли консультант присутствовать при даче показаний?

Контрольно-аналитическая работа налоговых органов представляет собой комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Она нацелена в том числе на побуждение их к добровольному уточнению своих налоговых обязательств. Именно эта работа является основным фактором включения компании в план выездных налоговых проверок. Одна из главных ее составляющих – проведение допросов сотрудников и директоров компаний. В качестве свидетеля для дачи показаний могут вызвать любого человека, которому, по мнению сотрудников налогового органа, известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (ст. 90 НК РФ).

(Для чего были созданы комиссии по легализации налоговой базы, кто входит в их состав и как проходят их заседания, как вести себя предпринимателю в случае вызова на заседание комиссии и что будет, если не удовлетворить ее требования, – читайте в публикации «Если предпринимателя вызвали на заседание комиссии по легализации налоговой базы».)

Присутствие налогового консультанта или юриста при даче показаний представителем компании позволит избежать некорректного отражения информации в протоколе допроса и исключить противоречия. Они не смогут отвечать на вопросы инспектора вместо клиента, но вправе разъяснять ему возможные последствия его ответов. Кроме того, сопровождение консультанта не даст инспектору возможности применять методы психологического давления.

Нужно иметь в виду: не стоит отправлять на допрос главного бухгалтера. Скорее всего, он не знает процедуру проведения заседаний комиссии в налоговой инспекции и может передать сведения, которые будут растолкованы не в пользу компании. Чтобы избежать негативного эффекта для бизнеса, руководителю лучше самостоятельно явиться на допрос вместе с консультантом и предоставить необходимую информацию.

Налоговый орган не вправе отказать в присутствии на допросе адвокату, потому что он уполномочен представлять интересы своего подопечного. В ч. 2 ст. 53 и ст. 189 УПК РФ говорится о том, что защитник имеет право делать замечания по поводу ведения допроса и консультировать своего подзащитного.

При этом инспекторы чаще против того, чтобы представителя компании сопровождал эксперт без статуса адвоката – юрист, налоговый консультант и т.д. Нередко их просят выйти из кабинета. Поскольку нормы налогового законодательства не оговаривают правила проведения допроса, инспекторы субъективно оценивают возможность нахождения сопровождающих при даче показаний. Обычно они ограничиваются устным отказом, лишенным убедительных аргументов и внятных пояснений, потому что сослаться на нормативные документы нет возможности ввиду их отсутствия.

В таких случаях представителю компании помогут нормы Конституции: допрашиваемый имеет право воспользоваться любой юридической помощью (ст. 48 Конституции) и не обязан свидетельствовать против себя (ст. 51 Конституции).

Более того, ФНС в своих разъяснениях отмечала, что Налоговый кодекс не содержит исчерпывающий перечень лиц, которые могут присутствовать при допросе1. Получается, что круг их не ограничен.

В ст. 26 Налогового кодекса говорится о том, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя. Им может быть человек, который осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к ней (ст. 29 НК РФ).

Таким образом, законодательством не ограничены права и обязанности лиц, которые сопровождают предпринимателя, вызванного повесткой в налоговый орган.

Оставьте комментарий