Налоговый механизм

организационные основы деятельности Государственного Совета Чувашской Республики и органов местного самоуправления.

Список литературы

1. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. .№1400 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39, ст. 3597.

2. Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. № 1723; Об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы: положение // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 43, ст. 4089.

3. О реформе высшего органа государственной власти и местных советов народных депутатов в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 21 октября 1993 г. // Советская Чувашия. 1993. 26 окт.

5. О признании полномочий депутатов Государственного Совета Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 21 июня 1994 г. № 2 // Советская Чувашия. 1994. 24 июня.

6. О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики»: закон Чувашской Республики от 26 августа 1994 г. № 3 // Советская Чувашия. 1994. 6 сент.

7. По делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в редакции от 26 августа 1994 г.: постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 1995 г. № 9-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 4.

8. О Конституционной комиссии Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 15 июля 1994 г. № 33 // Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики. 1994. № 1.

9. О подготовке проекта новой Конституции Чувашской Республики: указ Президента Чувашской Республики от 03 августа 1994 г. № 75 // Правительственный вестник. 1994. № 21.

10. О проекте Конституции Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 31 января 1997 г. № 587// Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики.1997.№ 16.

11. О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 16 декабря 1994 г. № 139. Документ официально опубликован не был. Материалы архива Государственного Совета Чувашской Республики.

ДЕМИДОВ Михаил Васильевич — доктор юридических наук, зав. кафедрой административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: mvdemidov@yandex. ru

УДК 336.02

СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Е.Н. Жигунова

Раскрывается содержание налогового регулирования как элемента налогового менеджмента и составной части налоговой политики, направленного на получение определенных социально-экономических результатов.

Ключевые слова: государство; экономика; налоговое регулирование; функция налогов; налоговая политика; инструменты; льготы.

Keywords: state; economy; tax regulation; the function of taxes; tax policy; tools; benefits.

Налоговое регулирование является одним из наиболее динамичных элементов налогового менеджмента. Его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства государства в ход выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками.

Существующие в специальной литературе определения налогового регулирования достаточно схожие и отличаются в основном различной степенью детализации целей и инструментов воздействия.

Налоговый словарь определяет налоговое регулирование как «мероприятия косвенного воздействия на экономические и социальные процессы путем: изменения вида налогов; изменения налоговых ставок; установления налоговых льгот; повышения или снижения общего уровня налогообложения; отчислений в бюджет .

Большой экономический словарь характеризует налоговое регулирование как «совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль предприятий, косвенных налогов; введенная система ускоренной амортизации капитала предприятий, налоговых скидок на инвестиции» .

Авторы Финансово-кредитного энциклопедического словаря также рассматривают налоговое регулирование как составную часть налоговой политики, которую они, однако, сводят лишь к налоговым льготам .

С.В. Барулин считает, что «налоговое регулирование — это составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение реализации концепций налоговой политики государства и предприятий. Процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировке действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения (функций) налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени» .

Можно согласиться с мнением Ю.Б. Иванова, В.В. Карповой и Л.Н. Карпова о том, что

под налоговым регулированием следует понимать «целенаправленное воздействие государства на поведение экономических агентов посредством использования различных методов и инструментов налоговой политики для достижения желаемых социально-экономических результатов» .

Обобщая общепринятые точки зрения, приходим к выводу, что налоговое регулирование является направленным воздействием государства посредством налоговой политики на экономику и балансирование бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно через налоговую политику государство не только формирует источники финансирования общественно необходимых затрат, реализуя фискальную функцию налогов, но и обеспечивает создание необходимых предпосылок для структурной перестройки экономики, ее роста, эффективной реализации задач социального развития.

Таким образом, налоговое регулирование как процесс базируется на сознательном, активном и целенаправленном использовании существующей независимо от воли субъектов управления регулирующей функции налогов ради получения определенных социально-экономических результатов. Следовательно, регулирующая функция налогов выступает основой налогового регулирования .

В налоговом регулировании уживаются две взаимосвязанные методологические посылки, вытекающие из природы самих налогов: с одной стороны, это использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджета и решения фискальных задач, а с другой — использование налоговых инструментов для регулирования экономики в целом.

Конечной целью налогового регулирования является создание государством необходимых условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом .

Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные субъекты предпринимательства, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Налоговое регулирование активно влияет на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но социально важных сферах производства и услуг.

Налоговое регулирование затрагивает также и социальную сферу. Это относится к экологии и окружающей среде, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов — важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

Налоговое регулирование реализуется путем применения специальных инструментов -средств налоговой политики.

Согласно мнению И.А. Майбурова, под инструментом налогового регулирования понимается совокупность норм налогового законодательства, которые обеспечивают воздействие государства на хозяйственное поведение налогоплательщика через его экономические интересы для достижения определенного экономического, социального или иного полезного результата .

В зависимости от способов воздействия государственное налоговое регулирование подразделяется на две сферы: налоговое стиму-

лирование и налоговые «антистимулы» (санкции, сдерживание).

Налоговое стимулирование представляет собой один из мотивационных механизмов, оно основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня налогового бремени, ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования. Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков.

Налоговое сдерживание — менее распространенная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства. Налоговое сдерживание основано на политике высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и т.п. . Такая политика проводится государством, как правило, в период экономического кризиса или войн. Однако, как показал опыт проведения такой политики в России в 90-х гг., в результате ее проведения произошло массовое уклонение от уплаты налогов и сокрытие финансовых ресурсов путем перевода их на счета в зарубежных банках.

Налоговое стимулирование является одним из важнейших элементов механизма налогового регулирования, оно связано прежде всего с предоставлением налоговых льгот и преференций.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые преференции, они подразделяются на три основные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты .

Остановимся более подробно на составе, экономическом содержании, отличительных признаках и практике применения трех названных групп налоговых преференций (льгот).

Первую группу льгот, в которую входят: налоговая амнистия, освобождение от уплаты налога, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговой ставки и образование консолидированных групп — можно условно объединить под общим названием «Налоговые освобождения».

Налоговая амнистия — освобождение лица, совершившего налоговое нарушение, от ответ-

ственности за это нарушение. Применяется в отношении лица, совершившего налоговое нарушение по небрежности и добровольно заявившего в налоговый орган о совершенном им нарушении и готовности принять все возможные меры по ликвидации последствий этого нарушения .

Целями проведения налоговой амнистии обычно являются: пополнение бюджета за счет поступления налоговой задолженности; расширение налоговой базы путем вовлечения средств из теневого в легальный оборот. После проведения налоговой амнистии может улучшиться налоговая дисциплина. Это связано с возвращением лиц, прежде не плативших налоги, в лоно налоговой системы и наделением их налоговыми обязанностями.

В то же время, в результате проведения налоговой амнистии, может возникнуть несправедливость по отношению к добросовестным налогоплательщикам.

В рамках современной налоговой системы были проведены следующие «налоговые амнистии».

Первая «налоговая амнистия» проводилась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 г. №1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году» , которым было установлено, что предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, объявившие до 30 ноября 1993 г. включительно о своих неуплаченных налогах и налоговых платежах за 1993 г. и предшествовавшие годы и внесшие их в тот же срок в республиканский бюджет Российской Федерации в полном объеме, освобождались от применения санкций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.

Вторая «налоговая амнистия» проводилась согласно Федеральному закону от 30.12.2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», дававшему возможность с 1 марта 2007 г. и до 1 января 2008 г. физическим лицам, получившим доходы до 1 января 2006 г., но не уплатившим с них налоги, задекларировать эти доходы, фактически «легализовать» их. Такое право предоставлялось всем физическим лицам, в том числе и индивидуальным предпринимателям .

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» предоставлено право осво-

бождения от уголовной ответственности лиц, осужденных по фактам уклонения от уплаты налогов, сокрытия денежных средств или имущества от уплаты налогов, преднамеренному или фиктивному банкротству, в случае выполнения ими обязательств по возмещению убытков государству .

Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий налогоплательщиков применяется как по отношению к личным налогам физических лиц, так и к налогам, уплачиваемым юридическими лицами.

Налоговые изъятия могут быть определены как исключение из объекта налогообложения отдельных элементов (операций, видов доходов и т.д.) . Например, в отношении налога на прибыль налоговые изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли, т.е. не подлежат налогообложению. К примеру, при определении налоговой базы по прибыли не учитываются доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ. К данному виду доходов можно отнести, например, доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов в уставный капитал организации.

Налоговые каникулы — это полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период времени. Так, в течение первых пяти лет резиденты как промыш-ленно-производственных, так и технико-внедренческих экономических зон освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Причем льгота по налогу на имущество действует с момента постановки его на учет, а земельного налога — с момента получения прав собственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понижение налоговых ставок — это полное или частичное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки. Например, в соответствии со ст. 164 НК РФ установлены различные ставки налога на добавленную стоимость: 0% — для экспортируемых товаров, 10% — для реализации продуктов питания и детских товаров, 18% — для реализации иных товаров, работ, услуг.

Образование консолидированных групп налогоплательщиков также можно считать одной из разновидностей налоговых льгот, которые направлены на снижение налоговых обязательств в целом по группе, по сравнению с суммарными налоговыми обязательствами, ис-

численными по каждому участнику в отдельности.

Вторая группа «Налоговые скидки» является более сложной по порядку своего построения группой налоговых преференций, получение прав на которые сопряжено с разнообразными условиями.

Это группа налоговых льгот, направленных на уменьшение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов в целях стимулирования их экспансии и некоторых видов доходов.

Необлагаемый минимум — это прямой вычет фиксированных сумм из налоговой базы.

Следующей разновидностью налоговых скидок являются налоговые вычеты — исключение из налоговой базы отдельных видов текущих расходов, имущества и некоторых видов доходов. В настоящий момент такая налоговая преференция установлена, например, при налогообложении налогом на доходы физических лиц в виде стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитиро-ванные (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов). Большую группу составляют различного рода целевые скидки, связанные с инвестиционными расходами, с дополнительными расходами на разработку нерентабельных и малодебитных месторождений полезных ископаемых, с другими расходами .

Инвестиционные скидки предполагают вычеты из налогооблагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога.

Одной из разновидностей налоговых скидок, направленных на стимулирование инвестиций и обновление основных фондов, выступает механизм ускоренной амортизации. Его использование позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль и налогу на имущество и получить значительный по размеру источник финансовых ресурсов, необходимый для замены устаревшего производственного оборудования новым.

Самым сложным элементом в системе налоговых преференций является третья группа — налоговый кредит.

Налоговые кредиты характеризуются следующими чертами:

— предполагают прямое сокращение налоговых обязательств плательщика перед бюджетом путем уменьшения суммы налога и (или) отсрочки (рассрочки) платежа при определен-

ных (законодательно установленных) условиях. Причина тому — их преимущественно целевая направленность на снижение налогового бремени и на развитие социально-экономической базы пользователей и территорий, что в конечном итоге способствует росту производства, а значит, увеличению налоговых поступлений;

— в значительной степени учитывают имущественное положение налогоплательщика, чем другие виды льгот.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии определенных оснований на срок, не превышающий один год, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности .

По решению Правительства Российской Федерации может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года.

Если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, в таком случае, отсрочка (рассрочка) по уплате налогов может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации на срок, не превышающий пять лет.

Инвестиционный налоговый кредит — это самостоятельный вид целевого налогового кредита, направленный исключительно на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. В случае включения организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации» инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до 10 лет.

К налоговым «антистимулам» можно отнести налоговое сдерживание и систему налоговых санкций.

Налоговое сдерживание — менее распро-

страненная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства, что редко случается в современной экономике.

Налоговая ответственность — применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и налоговым агентам налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Помимо налоговой ответственности, за нарушение налогового законодательства лицо может быть привлечено к административной и уголовной ответственности. Налоговые санкции — важный инструмент налогового регулирования, играющий двоякую роль :

— обеспечивание надлежащего исполнения налогового законодательства;

— ориентирование предприятия на использование более эффективных форм хозяйствования и управления (позволяющих минимизировать налоговые санкции).

Для достижения целей налогового регулирования необходимо правильное сочетание налогового стимулирования и сдерживания, которое обеспечит баланс интересов всех сторон налоговых отношений. Различные методы государственного налогового стимулирования должны не только использоваться в сочетании друг с другом, но и необходим их синтез с другими сферами государственного регулирования экономики.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. Текст с изм. и доп. М.: Эксмо, 2012. 832 с.

2. Об объявлении амнистии: постановление ГД ФС РФ от 02.07.2013 г. № 2559-6 ГД.

3. О проведении налоговой амнистии в 1993

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

году: указ Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1773.

4. Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами: федер. закон от 30.12.2006 г. № 269-ФЗ.

5. Акимова Е.В. Налоговые льготы. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. 312 с.

6. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2008. 269 с.

7. Большой бухгалтерский словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Ин-т новой экономики, 1999. 574 с.

8. Большой экономический словарь / под ред. А.Б. Борисова. 3-е изд. М.: Книжный мир, 2010. 860 с.

9. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. М.: Финансы и статистика, 2004.

10. Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 605 с.

11. Иванов Ю.Б., Карпова В.В., Карпов Л.Н. Налоговое планирование: принципы, методы, инструментарий: монография. Х.: ИД «ИНЖ-ЭК», 2006.

14. Началов А.В. Налоговый словарь. М.: Статус-кво, 2004.

ЖИГУНОВА Екатерина Николаевна — магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ankhief@ mail.ru

27 июня 2019

26 июня 2019 года Центр налоговой политики Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) совместно с Департаментом налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации провели круглый стол на тему «Направления развития механизма взимания НДС в России в контексте международной практики».

«Страны Европейского Союза далеко продвинулись в механизмах формирования принципа нейтральности НДС. Учитывая сложившийся опыт, Министерство финансов Российской Федерации заказало НИФИ научно-исследовательскую работу по проблемам НДС в контексте мировой практики. Один из разделов данной большой работы мы будем обсуждать сегодня – налогообложение НДС трансграничной торговли услугами в электронной форме. Происходящая цифровизация экономики вносит серьезные изменения в сферу налогообложения. Возникают вопросы квалификации поставок для целей налогообложения: какие здесь налоги должны быть? Насколько действующие принципы налогообложения адекватны сегодняшним вызовам? Как учитывать потребительские свойства? Эти и многие вопросы стоят перед экспертами и представителями бизнеса» — обозначила тему круглого стола модератор, руководитель Центра налоговой политики НИФИ Миляуша Пинская.

Далее состоялось выступление ведущего научного сотрудника Центра налоговой политики НИФИ Николая Милоголова. Он представил участникам круглого стола широкий ландшафт международного опыта и их методологические основы по принципам взимания НДС на электронные услуги, а также анализ российской ситуации и дальнейшие планы, рекомендации для России. Было подчеркнуто, что российской практике необходимо следовать рекомендациям ОЭСР в рамках BEPS Action 1, а также изучать опыт стран-членов ЕС. Предложено реформировать правила определения места реализации НДС по услугам «в целом», а не только по цифровым услугам на место «покупателя», учитывать различие в традиционных и новых бизнес-моделях при реформировании порядка уплаты НДС по услугам B2B в электронной форме.

Руководитель налоговой службы компании Siemens Владимир Зайцев ознакомил с предложениями компании по совершенствованию механизма взимания НДС. Среди основных предложений были названы: отмена места реализации «по продавцу» в сегменте В2В, единый порядок регистрации/уплаты НДС в сегменте В2В для всей реализации (в т.ч. электронной), максимальный возврат к исчислению НДС налоговым агентом, в том числе при наличии ИННН по различным основаниям и метод начисления для всех ситуаций, в том числе и для налогового агента, договорные курсы.

Эксперты отметили, что при формировании принципа нейтральности налогообложения всегда нужно помнить о бюджете страны, нельзя разграничивать электронные и неэлектронные услуги (два набора налоговых правил усложняют теоретическое и фактическое понимание), а также устранение категорий работ, могут приблизить к повышению нейтральности и упрощению администрирования принципов налогообложения.

В работе круглого стола приняли участие, ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации Антон Калинский, главный бухгалтер компании Volkswagen Алексей Людвик, директор отдела косвенного налогообложения компании PwC Ирина Цыганкова, старшие научные сотрудники Центра налоговой политики НИФИ Татьяна Логинова и Татьяна Семкина.

Презентация «Направления развития механизма взимания НДС в России в контексте международной практики»

2.3 Налоговый механизм и его элементы

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

  • оперативное;
  • текущее;
  • долгосрочное;
  • стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

  • экономическая обоснованность;
  • финансовая целесообразность;
  • сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

  • способы — льготы и санкции;
  • методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

  • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;
  • отнесение убытков на доходы будущих периодов;
  • применение уменьшенной налоговой ставки;
  • освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • освобождение от налога отдельных социальных групп;
  • отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

Налоговое регулирование – это целенаправленное воздействие государства на поведение экономических агентов посредством использования различных методов и инструментов налоговой политики для достижения желаемых социально-экономических результатов. Обобщены теоретические аспекты содержания налогового регулирования, выделены задачи и инструменты налогового регулирования в целях выявления основных направлений дальнейшего налогового регулирования государством.

Государственная налоговая политика имеет не только фискальные цели, но и регулирует экономику посредством налогов. Налоговая политика и налоговое регулирование соотносятся как целое и частное, а налоговое регулирование выступает отдельным, причем весьма важным, направлением налоговой политики. Объективной основой использования налогообложения в качестве одного из важнейших рычагов экономической политики государства служит присущая налогам регулирующая функция.

Существующие в научной литературе определения налогового регулирования в достаточной мере однородны и отличаются в основном различной степенью детализации целей и инструментов воздействия. Вот некоторые из них.

Налоговое регулирование – мероприятия косвенного воздействия на экономические и социальные процессы путем:

  • изменения вида налогов;
  • изменения налоговых ставок;
  • установления налоговых льгот;
  • повышения или снижения общего уровня налогообложения;
  • отчислений в бюджет.

Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного влияния государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль предприятий, косвенных налогов.

Налоговое регулирование – комплекс мероприятий в налоговой сфере (изменение ставок налогообложения, предоставление налоговых льгот, отмена определенных видов налогов и др.), с помощью которых государство влияет на процесс перераспределения национального дохода в интересах отдельных классов, социальных слоев, а также на инвестиции, научно-техническое развитие, экономический рост и др.

С позиций процессного подхода налоговое регулирование – это целенаправленное воздействие государства на поведение экономических агентов посредством использования различных методов и инструментов налоговой политики для достижения желаемых социально-экономических результатов.

Именно через налоговую политику государство не только формирует источники финансирования общественно необходимых затрат, реализуя фискальную функцию налогов, но и обеспечивает создание необходимых предпосылок для структурной перестройки экономики, ее роста, эффективной реализации задач социального развития.

Таким образом, налоговое регулирование как процесс базируется на социальном, активном и целенаправленном использовании существующей независимо от воли субъектов управления регулирующей функции налогов ради получения определенных социально-экономических результатов. Следовательно, регулирующая функция налогов выступает основой налогового регулирования.

Задачи налогового регулирования в рамках реализации государственной социально-экономической политики:

  • Регулирование спроса и предложения. Решение этой задачи обеспечивается изменением соотношения прямых и косвенных налогов, сдерживанием спроса на определенные группы товаров посредством введения специальных налогов (акцизов, налогов, взимаемых с продажи нефтепродуктов (Нидерланды), сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства (Украина) и т.п.).
  • Формирование рационального соотношения между накоплением и потреблением. Снижение налогового бремени, как правило, приводит к опережающему росту накопления. Эта же задача может быть решена и путем изменения структуры налогов в пользу налогов на потребление.
  • Воздействие на темпы инфляционных процессов. С одной стороны, налоги рассматриваются как средство изъятия излишней массы денежных средств, а с другой – изменение ставок косвенных налогов оказывает прямое воздействие на уровень цен.
  • Воздействие на формирование рациональной отраслевой структуры. Введение отраслевых налоговых льгот (например, пониженная ставка НДС на книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой), а также специальных отраслевых налоговых режимов (единый земельный налог) приводит к уменьшению налоговых изъятий у предприятий, работающих в этих отраслях, что обеспечивает увеличение рентабельности и повышение на этой основе инвестиционной привлекательности этих отраслей а, в конечном счете – их ускоренное развитие.
  • Стимулирование инвестиционных и инновационных процессов. Это направление налогового регулирования стало особенно популярным в налоговых системах большинства развитых государств и затрагивает интересы всех налогоплательщиков. Наиболее характерными инструментами, используемыми для налогового стимулирования инвестиционной деятельности, являются: налоговый инвестиционный кредит; прямые льготы инновационным предприятиям; особые методы начисления амортизации и налогообложения дивидендов, введение специальных режимов налогообложения (в рамках специальных экономических зон и технопарков) и т.п.
  • Ускоренное развитие депрессивных территорий. Решение этой задачи осуществляется за счет таких средств налогового регулирования, как введение специальных режимов налогообложения отдельных территорий, а также реализация региональной и муниципальной налоговой политики органами региональной власти и местного самоуправления (в компетенцию которых, как правило, входит не только введение и отмена большинства региональных и местных налогов, но и предоставление льгот по общегосударственным налогам и сборам, поступающим в региональные и местные бюджеты).
  • Повышение эффективной занятости и самозанятости населения. Здесь следует отметить введение упрощенных систем налогообложения (большинство стран СНГ используют различные варианты альтернативных систем налогообложения малого бизнеса) или специальных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства (большинство стран ЕС имеет подобные налоговые льготы в виде пониженной ставки корпоративного подоходного налога).
  • Стимулирование развития конкурентной среды, которое целесообразно осуществлять в рисковых с точки зрения антимонопольного законодательства сегментах рынка.
  • Насыщение рынка социально значимыми товарами и услугами. Эта задача обычно решается как путем введения специальных льгот для потребителей таких товаров (сниженная ставка или освобождение от НДС операций по поставке таких товаров), так и посредством введения льгот по прямым налогам для производителей соответствующих товаров.
  • Сдерживание роста объемов производства товаров, в увеличении потребления которых государство не заинтересовано. Наиболее характерным примером в этом плане является введение акцизов на вредные для потребления товары (табак, спиртное), повышающих конечную цену подакцизных товаров, что при высокой эластичности спроса отрицательно влияет на объемы их потребления. Следствием этого является усиление конкуренции и соответствующее ограничение производства подобных товаров.
  • Снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду путем экологически ориентированных налогов и сборов, налогового стимулирования использования природоохранных технологий, выпуска экологичной продукции, энергосбережения и использования альтернативных источников энергии.
  • Создание заинтересованности в развитии предпринимательской инициативы. Среди инструментов этого направления в отечественной и зарубежной практике налогообложения заслуживают внимания такие, как освобождение вновь созданных субъектов хозяйствования от налогообложения на определенный период (так называемые налоговые каникулы), введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, возможность применения кассового метода налогового учета по НДС для вновь созданных предприятий и др.
  • Стимулирование увеличения масштабов деятельности субъектов хозяйствования. Наиболее радикальным инструментом воздействия на налогоплательщиков в этом направлении является введение фиксированных налогов, налоговые обязательства по которым не связаны с конечными финансовыми результатами деятельности их плательщиков.
  • Стимулирование рационального использования ресурсов. В определенном смысле на решение этой задачи направлено само введение таких налогов и сборов, как водный и земельный налоги, сборы за использование объектов животного мира и водных биологических ресурсов, экологический налог.
  • Повышение экономической заинтересованности предприятий в инновационном развитии. Эта задача решается путем налогового стимулирования: повышения образовательного уровня работников предприятий; развития научной и научно-технической деятельности субъектов хозяйствования (как по индивидуальному, так и по корпоративному подоходным налогам); введение целевых льгот для инновационных проектов; средствами амортизационной политики и т.п.

Инструменты налогового регулирования:

  1. Общий уровень налогообложения как системный регулятор. Повышение налоговой нагрузки, как правило, является фактором, сдерживающим экономическую активность и процессы накопления, способствующим ускоренному развитию теневой экономики. Снижение уровня налоговой нагрузки чаще всего способствует оживлению всех экономических процессов и снижению уровня теневой экономики, однако сопровождается временным сокращением доходной части бюджета на период до соответствующего увеличения налоговых баз.
  2. Структура действующей в стране налоговой системы как системный регулятор. Изменение этой структуры может быть осуществлено двумя основными путями: во-первых, введением новых либо отменой применяемых налогов и сборов, а во-вторых, изменением соотношения эффективных налоговых ставок по разным группам налогов, что может быть реализовано путем скоординированного применения элементных инструментов налогового регулирования.

Важнейшими структурными показателями налоговой системы являются: соотношение прямых и косвенных налогов (уменьшение этого показателя в общем случае позволяет переносить центр тяжести налогообложения с производителя на потребителя и стимулировать накопления и инвестиции, а его увеличение снижает стимулы для производства и получения доходов, но снижает остроту проблемы переложения налогов); соотношение корпоративных и индивидуальных налогов (с помощью регулирования этого соотношения государство может существенным образом стимулировать деловую активность, влиять на структуру инвестиций и изменение объемов производства. Увеличение этого соотношения способствует росту реальных доходов населения и сокращению масштабов теневой экономики (за счет легализации выплаты доходов физическим лицам). При этом одновременно оказывается косвенное регулирующее влияние и на потребление за счет увеличения чистого дохода, который остается в распоряжении конечных потребителей. Вместе с тем чрезмерное увеличение налогового бремени для юридических лиц приводит к таким отрицательным последствиям, как повышение цен, уменьшение внутренних источников инвестирования и потеря конкурентных позиций производителями товаров (работ, услуг).

  1. Применение альтернативных систем налогообложения как системный регулятор. К таким системам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Как правило, альтернативные системы направлены на стимулирование развития отдельных секторов экономики и приоритетных форм предпринимательской деятельности. Альтернативность этих систем налогообложения в большинстве стран, использующих такой регулятор, обусловлена следующими обстоятельствами: переход на одну из этих систем налогообложения (при условии соблюдения установленных ограничений) обусловливается в большинстве случаев решением самого налогоплательщика; одна и та же деятельность, осуществляемая экономическим агентом, может облагаться налогом только по одной системе налогообложения – обычной или альтернативной; каждая из этих систем является альтернативой общей системе налогообложения, т.е. ограничивает соответствующий перечень налогов и сборов, которые являются обязательными к уплате. При этом выбор одной из этих систем освобождает плательщика от уплаты ряда наиболее фискально значимых налогов и сборов, которые предусмотрены общей системой.

  1. Специальные территориальные режимы налогообложения как комплексный регулятор. Данный регулятор включает в себя все многообразие специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ).

Использование таких инструментов может быть направлено на решение приоритетных задач экономического развития тех регионов, которые имеют существенный потенциал в соответствующей сфере (внешнеторговые, рекреационные зоны, зоны высоких технологий или технопарки) либо нацелено на выравнивание регионального развития за счет повышения инвестиционной привлекательности депрессивных регионов, что позволяет решить и присущие им социальные проблемы. Отличительными особенностями специальных режимов налогообложения, как комплексных инструментов налогового регулирования, являются следующие: в рамках каждого специального режима применяется комплекс взаимозависимых и применяемых одновременно налоговых льгот, которые касаются различных налогов и сборов. В большинстве случаев они касаются НДС, налога на прибыль, таможенных пошлин и некоторых разновидностей имущественных налогов (прежде всего земельного налога); специальные налоговые режимы вводятся на определенный соответствующим законодательным актом период; специальные режимы направлены на стимулирование развития регионов или областей с помощью создания соответствующих условий для интенсификации инвестиционной и инновационной (преимущественно в рамках технопарков) деятельности. Другие цели налогового стимулирования (например, стимулирование производства отдельных видов товаров, создание благоприятных условий для отдельных социальных групп плательщиков и др.), которые решаются путем применения элементных (локальных) инструментов, специальным налоговым режимам не присущи; для каждого специального налогового режима устанавливаются приоритетные виды и специальные условия осуществления предпринимательской деятельности (например, ограничивается минимальный объем инвестиций), что и обусловливает крут субъектов таких спецрежимов; для средств налогового регулирования этой группы характерным является сочетание собственно налоговых льгот с другими мерами неналогового регулирования предпринимательской деятельности.

  1. Специальные отраслевые режимы налогообложения как комплексный регулятор. Они, в сущности, представляют собой комплекс льгот, который вводится одновременно по нескольким разным налогам и сборам, и касаются субъектов хозяйствования одной отрасли или налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности.
  2. Инструменты, связанные с объектом и предметом налогообложения, как локальный регулятор. Изменение состава объекта или предмета налогообложения несомненно оказывает влияние на экономическое поведение налогоплательщиков. В результате выведения из состава объекта налогообложения отдельных видов деятельности или хозяйственных операций их осуществление становится для плательщика более рентабельным. Вполне понятно, что при прочих равных условиях налогоплательщик склонен к выбору такого варианта хозяйственного поведения, который обеспечивает минимальный объем налоговых потерь.
  3. Определение состава налогоплательщиков как локальный регулятор. Масштабы налогового регулирования и его эффективность определяются тем, насколько полно охвачены налогом потенциальные субъекты налогообложения. Следует различать установленный законодательством порядок определения субъектов налогообложения, который является встроенным в конструкцию налога инструментом, и освобождение от налогообложения отдельных соответствующих установленным критериям групп плательщиков, что может быть классифицировано как налоговая льгота.
  4. Инструменты, связанные с порядком исчисления налоговых обязательств, как локальный регулятор. Практически в каждом налоге и сборе содержатся локальные регулирующие механизмы, которые стимулируют или сдерживают определенные действия плательщиков с помощью специальных правил исчисления элементов налоговых баз и налоговых обязательств. К ним относятся: порядок и масштабы применения обычных цен; метод налогового учета; механизм уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму отрицательной налоговой базы прошлых налоговых периодов (механизм перенесения убытков); механизм корректировки (прироста или убыли) запасов, применяемый случае использования метода налогового учета «по первому из событий»; возможность уменьшения суммы подлежащего уплате налога на прибыль на сумму расходов по уплате других налогов.
  5. Налоговые льготы как локальный регулятор. В отличие от проанализированных выше локальных инструментов налогового регулирования, которые встроены в конструкцию соответствующего налога и являются составляющими общего порядка налогообложения, налоговые льготы представляют собой исключение из общего порядка. И этим исключением могут воспользоваться только отдельные группы плательщиков, соответствующие установленным критериям.

ЛИТЕРАТУРА

удк 336.221 Юрий Владимирович Лапин

аспирант кафедры финансов,

VLapin-279@mail.ru СГСЭУ

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

В статье раскрывается сущность налогового механизма, который проявляется через состав и содержание его элементов: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. В процессе функционирования налогового механизма все его составные элементы должны быть тесно взаимосвязаны и при необходимости своевременно корректироваться с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся в стране. Отмечается, что управление, как метод осуществления налоговой политики, заключается в организующей и распорядительной деятельности соответствующих государственных органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития. Делается вывод, что посредством налогового анализа и контроля можно качественно улучшить инструменты налоговой политики, скорректировать их элементы, а также повысить эффективность налогового администрирования.

Ключевые слова: государственная налоговая политика, налоговый механизм, налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование, налоговый контроль, налоговый анализ, налоговые доходы, налогообложение.

Yu.V. Lapin

MECHANISMS OF TAX POLICY

Реализация налоговой политики на уровне государства определяет стратегические и тактические цели, при достижении которых обеспечивается развитие всех уровней управления. Главное условие формирования налоговой политики и механизма ее реализации — это сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков.

В экономической литературе сложилось убеждение, что практическое достижение целей налоговой политики обеспечивается через налоговый механизм. Но в то же время нет единого мнения о том, что следует понимать под налоговым механизмом. Одни ученые определяют налоговый механизм как совокупность организационноправовых норм и методов управления налогообложением . Другие под этим термином предлагают понимать совокупность способов и правил налоговых отношений . Третьи считают, что это комплекс конкретных экономических отношений по поводу методов установления, введения и взимания налогов .

На наш взгляд, термин «налоговый механизм» не может быть универсальным. Налоговый механизм может применяться на разных уровнях (макро-, мезо- и микроуровнях), характеризоваться в зависимости от поставленных целей и т.д. Для того чтобы дать авторское определение налогового механизма, необходимо рассмотреть состав и содержание его элементов. Так, согласно общепринятому мнению к ним следует относить: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль (рис. 1).

Наиболее важными элементами на уровне государства считаются налоговое планирование и прогнозирование. Налоговое планирование является основой для разработки планов социально-экономического развития страны, региона, а также муниципальных образований на определенный период. Налоговый прогноз позволяет обосновать с учетом объективных экономических условий объемы поступления налоговых доходов в бюджеты соответствующих уровней. В процессе налогового прогнозирования должны быть разрешены вопросы регулирования налоговых отношений между всеми уровня власти, с учетом экономических и социальных возможностей реализации своих полномочий.

Налоговое регулирование можно рассматривать как целенаправленное влияние государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства в целях активизации предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее привлекательных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы . Основная цель налогового регулирования — это создание необходимых условий для оживления деловой активности приоритетных отраслей экономики страны. Налоговое регулирование реализуется посредством активного использования налоговых инструментов и налогового законодательства. Важным направлением налогового регулирования в области повышения доходного потенциала российской налоговой системы является оптимизация действующей системы налоговых

Результат реализации налоговой политики

Рис. 1. Элементы налогового механизма

льгот. Налоговые льготы должны быть адресными, способствовать стимулированию деятельности приоритетных направлений экономики. Отсутствие указанных оснований не будет способствовать достижению положительного эффекта от принимаемых государством мер регулирующего характера. Таким образом, налоговое регулирование, как элемент налогового механизма, должно способствовать повышению уровня экономического развития государства и оживлению деловой активности хозяйствующих субъектов.

Налоговый контроль можно охарактеризовать как комплекс мероприятий по анализу причин, способствующих отклонениям от запланированной величины налоговых поступлений, в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения . Таким образом, сущность налогового контроля проявляется через механизм влияния на величину налоговых поступлений, запланированных к поступлению в соответствующий бюджет. В этом состоит основное предназначение налогового контроля — обеспечить полноту и своевременность поступления всех налоговых доходов в бюджеты страны.

Таким образом, в процессе функционирования налогового механизма все его составные элементы должны быть тесно взаимосвязаны и при необходимости своевременно корректироваться с учетом социальноэкономической ситуации, сложившейся в стране. Именно в этом ключе должны реализовываться направления налоговой политики. Ведь незначительная погрешность в функционировании даже одного из элементов налогового механизма негативно отразится на всем механизме, и планируемый результат от проведения налоговой политики на государственном уровне не будет достигнут, что, в свою очередь, может сказаться на экономической и, возможно, политической ситуации в стране.

В настоящее время большой критике подвергается мнение о наличии только трех элементов налогового механизма . Многие ученые считают, что необходимо

дополнить налоговый механизм таким элементом, как налоговый анализ. Этот термин предлагается понимать как совокупность приемов и способов анализа налоговых индикаторов, с помощью которых можно охарактеризовать налоговую политику в конкретные периоды времени. Таким образом, налоговый анализ представляет собой самостоятельное направление комплексного анализа, который может проводиться как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Возможность применения налогового анализа на разных уровнях говорит об универсальности его использования и в рамках налогового механизма. Проведение налогового анализа на государственном уровне минимизирует негативные последствия и, следовательно, обеспечивает достижение планируемого результата от налоговой политики. Сравнение полученных и планируемых результатов позволит скорректировать налоговую политику посредством внесения необходимых изменений в налоговое законодательство, процедуры налогового администрирования. Для хозяйствующих субъектов цель проведения налогового анализа — это возможность выявления отклонения от планируемых показателей для корректировки налоговой политики, принятой руководством предприятия для целей налогообложения.

Проведенное исследование позволило автору сформировать свое представление относительно термина «налоговый механизм». Под налоговым механизмом на макроуровне следует понимать совокупность форм и элементов, использующих налоговые инструменты во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками для достижения целей налоговой политики.

Более глубоко и точно сущность налогового механизма раскрывается с точки зрения двойственности его характера. Так, с одной стороны, основой налогового механизма являются налоги, как категория финансов, следовательно налоговый механизм объективен. Объективный характер налогового механизма проявляется в том, что он выступает активным инструментом воздействия на процессы воспроизводства и определяется распределительным характером финансовых отношений, выражая процесс формирования финансовых ресурсов государства и отражая возникающие противоречия между производством, обменом и потреблением, между предложением и платежеспособным спросом в обществе. С другой стороны, налоговый механизм субъективен, что обусловливает его динамичный характер, проявляющийся в изменении состава и соотношения инструментов, соответствующих конкретному этапу экономического развития общества.

Налоговый механизм имеет определенные особенности, связанные с конкретной территорией, на которой вводятся в действия региональные и местные налоги со свойственными им конкретными налоговыми ставками, составом налоговых льгот и других элементов налогообложения. Так, например, на территориях муниципальных образований неоднозначные налоговые действия

проявляются в отношении определения ставок по земельному налогу.

Важно заметить, что налоговый механизм не может рассматриваться обособленно от управленческих составляющих, которые и способствуют реализации налоговой политики на государственном уровне. Ведь на практике обеспечить реализацию какого-либо элемента налогового механизма возможно путем влияния субъекта на объект управления. По нашему мнению, под субъектом управления необходимо понимать соответствующие органы власти, компетенции которых распространяются на область налогообложения, и, следовательно, они могут влиять на формирование и механизм реализации налоговой политики. В свою очередь, объектом управления на макроуровне должны выступать налоговые поступления, которые в соответствии с действующим законодательством должны быть в полном объеме и своевременно перечислены налогоплательщиками в соответствующие бюджеты. Структурно реализация налоговой политики на макроуровне осуществляется путем существующих взаимосвязей между элементами налогового механизма (рис. 2).

В данном случае управление как метод осуществления налоговой политики заключается в организующей и распорядительной деятельности соответствующих государственных органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития. К этим органам на федеральном уровне относится Министерство финансов РФ, которое обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в России и координирует деятельность в этой сфере других органов.

Таким образом, составными частями налогового механизма, оказывающими влияние на реализацию на-

логовой политики на макроуровне, являются государство — субъект управления, а также налоговые доходы бюджетной системы — объект управления.

Для эффективной реализации налоговой политики на государственном уровне должны выполняться следующие условия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— формирование и постановка целей с конкретизацией приоритетных задач на текущий календарный год и на перспективу (от 2 до 5 лет);

— определение оптимальных направлений для достижения поставленных целей и задач, разработка форм и методов организации налоговых отношений;

— планирование бюджетных показателей по уровням, видам и группам налогов;

— подбор высококвалифицированных кадров;

— осуществление налогового анализа и контроля по итогам выполнения бюджетных заданий для последующей корректировки форм и методов налоговой политики.

Предлагаемые меры в отношении налоговой политики на макроуровне в первую очередь затрагивают основные моменты ее реализации. Так, например, прежде чем приступить к формированию налоговой политики, необходимо сформировать основную цель, которую предполагает реализовать государство для достижения приоритетных позиций на межгосударственном уровне. Наиболее оптимальным периодом для формирования налоговой политики к исполнению предпочтительно считать срок до пяти лет. Определение к реализации цели и задач государственной налоговой политики на более длительный срок не всегда реально к исполнению. В настоящее время это сопряжено с постоянно меняющейся социально-экономической ситуацией в стране, в мировом экономическом пространстве. Планирование бюджетных показателей по бюджетам всех уровней, видам и группам налогов, а также подбор квалифицированных кадров, способных решать поставленные задачи, также должны быть частью процесса формирования налоговой политики. Последнее требование, включающее проведение налогового анализа и контроля по итогам исполнения бюджетных показателей для внесения корректировки в направления налоговой политики, относится к последней стадии реализации налоговой политики. Но и оно представляется крайне важным в механизме реализации налоговой политики на государственном уровне. Ведь именно посредством налогового анализа и контроля можно качественно улучшить инструменты налоговой политики, скорректировать их элементы, а также повысить эффективность налогового администрирования.

1. Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. М.: ЭКСМО, 2008.

3. Варакса Н.Г. Теория и методология формирования налогового механизма реа-

Рис. 2. Реализация налоговой политики на макроуровне путем взаимосвязи элементов налогового механизма

лизации налоговой политики на макро- и микроуровне в сельском хозяйстве: автореф. дис. … д-ра экон. наук. Орел, 2011.

4. Деревянко М.С., Гончарова М.В. Формирование государственного механизма налогового стимулирования здоровья населения // Финансы и кредит. 2008. № 4.

5. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение. М.: Дашков и К», 2005.

6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: МЦФЭР, 2006.

7. Финансы / под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы; ЮНИ-ТИ, 1999.

УДК 336.5

|йй» el@potok-kmv.ru

Екатерина Сергеевна Литвиненко,

аспирант кафедры институциональной экономики, СГСЭУ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Статья посвящена проблеме оценки эффективности государственной политики в финансово-инвестиционной сфере. Автор проводит всесторонний анализ теоретических работ, посвященных данному вопросу, и приходит к выводу о том, что наиболее целесообразной в современных условиях является оценка государственной политики с позиции выявления степени ее дисфункциональности. Опираясь на данные и методологию, изложенную в работах О.С. Сухарева, Ю.В. Ярёменко и Р.М. Нижегородцева, автор приходит к выводу о том, что основной функцией финансово-инвестиционной политики государства выступает поддержание нормального соотношения и динамики ключевых воспроизводственных циклов экономической системы.

Ключевые слова: дисфункции, финансово-инвестиционная политика, государство, эффективность, экономическая система.

Ye.S. Litvinenko

STATE EFFICIENCY AND ASSESSMENT OF FINANCIAL AND INVESTMENT POLICY DEFICIENCIES

Keywords: dysfunctions, financial and investment policies, state, efficiency, economic system.

Устойчивое социально-экономическое развитие России немыслимо без реализации комплексной и эффективной финансово-инвестиционной политики государства. Особое значение она приобретает в условиях «технологической гонки» и детерминированного ею перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития. Причиной этого является тесная диалектическая связь между скоростью и качеством технологических сдвигов в структуре экономики и уровнем и качеством инвестиций в экономическую систему. С одной стороны, каждый технологический сдвиг опирается на существенный объем инвестиций в данный сектор, с другой — тот сектор, который обладает наибольшей технологичностью, всегда выступает в качестве наиболее притягательного для инвестиций.

Экономический анализ макроэкономической государственной политики на современном этапе социально-экономического развития традиционно проводится с различных методологических позиций. В работе

Р.М. Нижегородцева, например, выделен следующий алгоритм его проведения .

На первом этапе проводится структурный анализ факторов производства, включающий в себя оценку уровня ресурсной обеспеченности экономической системы, оценку адекватности структуры спроса и предложения на каждом из рынков, а также анализ динамики ВВП (в том числе прогнозного). Это позволяет оценить общее состояние экономической системы, по сути, отметить точку ее нахождения в рамках кривой производственных возможностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На втором этапе осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, включающий оценку структуры, уровня и динамики совокупного спроса в целом по экономике, выделение динамических характеристик предельной склонности к сбережению и потреблению. Это позволяет построить модель АО — АЭ для данной экономической системы, а значит выявить элементы неравновесия и основные сценарии развития событий.

Оставьте комментарий