Направления укрепления доходов бюджета

Среднесписочная численность работников в среднем на одну инновационно-активную организацию составила 1267 человек, на неинновационную — 260 человек. Квалификация работников, характеризуемая наличием высшего профессионального образования, несколько выше в инновационных организациях. Специалисты с высшим профессиональным образованием составляют 22,1%, против 19,5% в неинновационных организациях.

Анализ полученных данных показывает, что наибольшие трудности в осуществлении инновационной деятельности в организациях связаны с экономическими факторами. К числу наиболее весомых экономических факторов относится высокая стоимость нововведений — его назвали 33,5% обследованных организаций, недостаток собственных денежных средств — 32,6%, недостаток финансовой поддержки со стороны государства — 29,3%, высокий экономический риск

— 27,3% организаций.

Суть современной концепции механизма коммерциализации технологий заключается в том, что передача технологий из науки в промышленность может быть эффективной лишь при активном сотрудничестве всех субъектов инновационной деятельности (ученых, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, государственной власти и потребителей) и полной реализации разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности. Одна из форм реализации этого права — именно малое инновационное предпринимательство, малый наукоемкий бизнес. Предприятия малого бизнеса, будучи важнейшим субъектом инноваций, могут внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях. В условиях «новой экономики», важнейшей составляющей которой наряду с информатизацией являются инновации, происходит расширенное вовлечение в инновационный процесс малого бизнеса при помощи венчурного капитала. Инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики.

Литература

1. Гохберг Л. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист.

— 2002. — №2. — С.51-52.

2. Грязневич В. Инновационная проекция // Эксперт. Северо-Запад. — 2003. -№18. — С. 18-20.

3. Дадашев А. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. — 2002. — №7. — С.127-139.

4. Дианов Е.М. Успех инноваций определяют высокие технологии // Экономист. — 2002. — №6. — С.38-43.

5. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. — М.: Наука, 2002. —

244 с.

Э.Ю. Бамбушева

НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА

Аннотация. В статье анализируются динамика и структура доходов бюджета Республики Калмыкия. Рассматриваются основные источники поступления в бюджет от налоговых и неналоговых доходов. Предложены направления повышения

© Бамбушева Э.Ю., 2013

поступлений доходов в региональный бюджет с целью его укрепления и обеспечения развития региона, как социально-экономической системы. Определены основные риски при проведении мероприятий по повышению собственных доходов регионального бюджета.

Ключевые слова. Региональный бюджет, доходы, налоги, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

В современных условиях региональный бюджет является крупнейшим денежным фондом, находящимся в соответствии с принципом бюджетного федерализма, в прямом распоряжении государственных органов власти субъекта федерации. Из этого следует широкий спектр возможностей самостоятельного принятия достаточно действенных решений органами государственной власти субъектов, нацеленных на изменение состояния всех сторон жизни региона. Расходы на развитие здравоохранения, образования, культуры, дорожного хозяйства, транспортной инфраструктуры, реализацию социальных программ напрямую зависят от доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому, одной из первостепенных задач, которые ставят перед собой регионы, является увеличение доходов бюджета.

В последние годы наблюдается существенный рост доходов региональных бюджетов многих субъектов Российской Федерации. Анализ увеличения доходов проведем на примере регионального бюджета Республики Калмыкия.

За последние годы, несмотря на трудности переходного периода к рыночной экономической системе, в Республике Калмыкия в целом сохраняется достаточно стабильная социально-экономическая ситуация. Сложилась положительная динамика отдельных показателей социально-экономического развития, что отразилось на росте экономики региона. Как следствие, в последние годы объем безвозмездных поступлений снижался, при постоянном росте налоговых и неналоговых поступлений, в результате чего, по итогам исполнения бюджета за 2011 и 2010 годы уровень дотационности республики составил менее 60% (56,32%, и 53,56% соответственно). Таким образом, по итогам исполнения 2011 года, Республика Калмыкия согласно статье 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена из группы высокодотационных регионов, и в настоящий момент находится в группе с долей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в собственных доходах в пределах от 20% до 60% .

Наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений в бюджет Республики Калмыкия в 2011 г. занимают дотации — 42,0% и субсидии из федерального бюджета — 38,4% .

В 2011 году дотации бюджету Республики Калмыкия поступили в сумме 2342,2 млн. руб., в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 1959,6 млн. руб. и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 382,6 млн. руб.

Субсидии из федерального бюджета поступили в сумме 2137,2 млн. руб., что составило 97,2% к годовым назначениям — 2197,8 млн. руб. По сравнению с 2010 г. объем субсидий из федерального бюджета увеличился на 187,0 млн. руб. или на 9,6%.

Важнейшими доходными источниками бюджета Республики Калмыкия являются налоговые поступления, доля которых в структуре доходов занимает наибольший удельный вес. В 2010 г. доля налоговых поступлений в общем объеме доходов консолидированного бюджета республики составляла 32,1%, в 2011 г. доля составила 34,6%, рост налоговых доходов составил 308,4 млн. руб.

Неналоговые доходы бюджета Республики Калмыкия в 2011 г. составили 595,1 млн. руб. Темп роста к 2010 г. — 93,9%. По сравнению с 2010 г. объем неналоговых доходов сократился на 38,7 млн. руб., в основном за счет сокращения поступлений по штрафам, санкциям и возмещению ущерба.

Основными источниками поступления доходов в бюджет Республики Калмыкия на протяжении ряда лет являются поступления от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, акцизов, земельного налога, а также с доходов от оказания платных услуг и доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Доля различных источников в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Калмыкия приведена в таблице .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица

Основные источники доходов бюджета Республики Калмыкия, %

Источник дохода 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Налог на прибыль организаций 19,83 9,78 12,32

НДФЛ 37,49 35,55 34,81

Налог на имущество организаций 3,91 4,26 5,42

Акцизы 9,38 17,85 17,75

Земельный налог 7,36 6,72 7,68

Доходы от оказания платных услуг 4,00 4,35 4,55

Доходы от использования имущества 4,35 4,32 4,03

Увеличение в 2011 г. по сравнению с 2010 г. объема налоговых и неналоговых доходов обусловлено ростом поступлений по следующим доходным источникам.

1. Налог на прибыль организаций.

Поступления налога на прибыль по сравнению с 2009 г. значительно снизились и в 2011 г. составили 476,5 млн. руб. Темп роста к уровню исполнения за 2010 г. составил 135,3%. Рост поступлений налога обусловлен увеличением прибыли предприятий. Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий на 1 января 2012 г. сложился положительный и составил — 603,9 млн. руб.

По сравнению с 2010 г. в целом возросли поступления налога от крупнейших налогоплательщиков — обособленных подразделений в два и более раза, таких как ОАО «Газпром», Калмыцкое отделение Сбербанка России, ОАО «МТС», ОАО «Ростелеком», ОАО «Ритэк», ОАО «Россельхозбанк». Увеличилась налогооблагаемая база за счет включения поступлений от ООО «Стройновация», Сейсморазведовательная партия №4 ОАО «Волгограднефтьгеофизика». Эти организации перечислили в республиканский бюджет налог на прибыль в сумме более 25 млн. руб. .

2. Налог на доходы физических лиц.

Поступления по налогу на доходы физических лиц в республиканский бюджет по итогам 2011 г. составили 663,7 млн. руб. В сравнении с исполнением за 2010 г. поступления налога на доходы физических лиц увеличились на 9,4%, или на 57,2 млн. руб. Рост, прежде всего, обусловлен тем, что в 2011 г. были приняты меры по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. Повышение прошло в 2 этапа — с 1 июля на 6,5% и с 1 октября на 6,5%. При этом заработная плата учителей с 1 сентября увеличилась на 30%.

Кроме указанного, с 1 декабря 2011 г. в 1,15 раза увеличены размеры окладов работников государственных учреждений и органов исполнительной власти Республики Калмыкия. За 2010 г. средняя заработная плата по республике сложилась на уровне 12081,4 руб., в 2011 г. — 12552,6 руб., но вместе с тем данные статистики наглядно показывают, что разброс данного показателя в муниципальных образованиях остался на прежнем уровне и достигает 5,3 тыс. руб. .

3. Налог на имущество организаций.

В 2011 г. обеспечено поступление налога на имущество организаций в доход республиканского бюджета в сумме 209,5 млн. руб. По сравнению с уровнем 2010 г. рост составил 56,3 млн. рублей или 36,8%. Данное превышение объясняется увеличением налоговой базы по отдельным налогоплательщикам и отменой льготы органам государственной власти Республики Калмыкия и созданным ими бюджетным учреждениям с 1 января 2011 г.

4. Акцизы.

Увеличение поступления акцизов по подакцизным товарам за 2011 г. в республиканский бюджет составило 686,7 млн. руб., или 93,6% бюджетных назначений. В сравнении с 2010 г. поступления акцизов увеличились на 44,4 млн. руб. или 6,9%, что объясняется увеличением поступления доходов от уплаты акцизов, распределяемых между субъектами Российской Федерации в связи с повышением размеров налоговых ставок акцизов и изменением нормативов отчислений от них в бюджет Республики Калмыкия: по алкогольной продукции на 8,8% или на 6,6 млн. руб., по нефтепродуктам на 6,7% или на 37,9 млн. руб.

5. Доходы от использования имущества на 1 января 2012 г. составили 21,1 млн. руб. или 134,2% к бюджетным назначениям. Это выше показателя аналогичного периода 2010 г. на 3,0 млн. руб. или на 16,9%. Указанные доходы в отчетном периоде сформированы в основном за счет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности в сумме 19,3 млн. руб., что на 34,5% больше аналогичного показателя за 2010 г. (14,3 млн. руб.). Превышение плановых показателей обусловлено увеличением количества заявителей в 2011 г., а также предоставлением земельных участков в аренду по результатам аукционов.

В настоящее время результатом бюджетной политики, направленной на увеличение поступлений доходов в бюджет региона, является принятие ряда мер в части:

• оптимизации налоговых льгот;

• увеличения налоговой базы основных доходообразующих налогов;

• реализации мер по расширению круга налогоплательщиков;

• принятия мер по снижению задолженности в бюджеты всех уровней.

В рамках оптимизации налоговых льгот в 2010 г. принят Закон Республики Калмыкия от 29 июня 2010 г. №188-1У-З «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Калмыкия «О налоге на имущество организаций», устанавливающий отмену льгот органам государственной власти и созданным ими бюджетным учреждениям — с 1 января 2011 г., органам местного самоуправления и созданным ими бюджетным учреждениям — с 1 января 2012 г. Это позволило привлечь дополнительно в 2011 г. в доход бюджета республики 31 млн. руб., в 2012 г. планируется увеличение поступлений по данному виду налога на 105 млн. рублей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постепенное увеличение налоговых ставок по транспортному налогу позволило достигнуть роста поступлений транспортного налога с 35,7 млн. руб. в 2009 г. до 63,2 млн. руб. в 2010 г. или в 1,8 раза. В 2011 г. объем поступлений данного налога составил уже 81,9 млн. руб. с ростом на 29,6% к 2010 г.

Кроме того, в целях обеспечения эффективного использования республиканского и муниципального имущества, повышения доходной части республиканского бюджета ежегодно проводятся мероприятия по дальнейшей регистрации права собственности Республики Калмыкия, а также передаче в аренду земель республиканской собственности.

Для полноценного исполнения социально-значимых расходов бюджета Республики Калмыкия и увеличения поступления доходов предлагается проведение следующих мероприятий:

• принятие мер по увеличению заработной платы в отраслях экономики, выявлению и устранению фактов выплаты заработной платы ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, легализации теневой заработной платы, созданию новых рабочих мест;

• совершенствование качества налогового администрирования по налогам со специальным налоговым режимом, в том числе: проведение мероприятий по переводу личных подсобных хозяйств в форму крестьянских фермерских хозяйств в соответствии с нормами федерального и республиканского законодательства, а также увеличение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для отдельных видов деятельности;

• сокращение понижающего коэффициента для оценки стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения;

• выявление незарегистрированных в установленном порядке земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, с целью постановки их на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию, и в налоговых органах;

• принятие мер по поступлению дополнительных доходов от использования земельных участков находящихся в государственной собственности Республики Калмыкия и муниципальной собственности;

• проведение мероприятий по погашению недоимки по налогам и сборам, и иным обязательным платежам.

Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризацию бюджетной сети, а также изменения в действующем бюджетном законодательстве диктуют необходимость проведения мероприятий по повышению собственных доходов региональных бюджетов, при этом следует учитывать определенные риски:

• возможность изменения бюджетного и налогового законодательства на федеральном уровне;

• предоставление неполной информации в рамках информационного взаимодействия между налоговыми органами и Министерством финансов Республики Калмыкия может затруднить проведение детального анализа динамики и структуры задолженности по налоговым и неналоговым платежам, а также проведение качественной оценки эффективности налоговых льгот;

• привлечение дополнительных доходов от использования и реализации государственного и муниципального имущества содержит риски невыполнения, связанные с уменьшением площадей земельных участков, сдаваемых в аренду, неликвидностью государственного и муниципального имущества.

Несомненно, задействование всех вышеназванных резервов даст определённую прибавку бюджетных ресурсов. Однако ключевым потенциальным источником роста доходной базы продолжает оставаться диверсификация экономики региона. Кризис выявил всю незащищённость бюджетной системы области от влияния мировой конъюнктуры, поэтому только настойчивое осуществление мероприятий, направленных на создание разносторонне развитой экономики, способно решить проблему бюджетной сбалансированности, обеспечить стабильное наполнение республиканской казны и свести к минимуму бюджетные риски.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Правовая система «Консультант».

2. Закон Республики Калмыкия №187-1У-З «Об исполнении республиканского бюджета за 2009 год» от 29.06.2010 / принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия №385-IV от 24.06.2010.

3. Закон Республики Калмыкия №263-1У-З «Об исполнении республиканского бюджета за 2010 год» от 02.06.2011 / принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия №551-IV от 31.05.2011.

4. Закон Республики Калмыкия №356-1У-З «Об исполнении республиканского бюджета за 2011 год» от 29.06.2012 / принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия №748-ГУ от 26.06.2012.

5. Постановление Правительства Республики Калмыкия №230 «Об итогах социально-экономического развития Республики Калмыкия за 2011 год и основных показателях предварительного прогноза социально-экономического развития отраслей экономики Республики Калмыкия на 2013 год и на период до 2015 года» от 28.06.2012.

И.Ю. Барабанова

МЕХАНИЗМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ

ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены механизмы финансирования инвестиционных проектов промышленного предприятия, которые представляют собой совокупность форм и методов реализации предприятием инвестиций для решения задач, связанных с функционированием и обновлением основных фондов.

Ключевые слова. Инвестиционные проекты, промышленные предприятия, инвестиции, основные фонды.

Эффективность организаций, компаний, холдингов и отраслей промышленности в целом в значительной степени зависит от инвестиций, необходимых для воспроизводства, технического перевооружения основных фондов. Процессы становления рыночных отношений в России существенно изменили характеристики и условия инвестиционной деятельности. Предоставление свободы для предпринимательства, создание правовой и экономической базы условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов и другие факторы привели к коренному реформированию ранее действовавшего механизма долгосрочного финансирования инвестиций.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

УДК 336.225

ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

И.Н. ДОЛГИХ, старший преподаватель кафедры менеджмента Б-таИ: Ugnain@mail.ru Национальный исследовательский Томский политехнический университет

В статье отмечается, что в современных условиях увеличение налогового потенциала регионов является одним из приоритетных направлений реформирования налоговой системы РФ, что требует применения и развития наиболее эффективного инструментария его оценки. Дана подробная характеристика различных методов оценки налогового потенциала, проанализировано влияние источников информации на достоверность его определения, разработаны основные пути повышения налоговых доходов территорий. Сделан вывод о том, что достоверное определение налогового потенциала и реализация мероприятий по его повышению в целом будут способствовать улучшению социально-экономической ситуации в муниципальном образовании.

Ключевые слова: налоговый потенциал, методы оценки, показатели налоговой базы

В настоящее время происходят неуклонное развитие налоговой системы, повышение ее конкурентоспособности, а также оптимизация межбюджетных отношений. Согласно бюджетной политике на 2014-2016 гг. необходим более тщательный, постоянный мониторинг финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также использование имеющихся возможностей по дополнительному привлечению доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы.

Одним из основных показателей финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является налоговый потенциал, так как его величина формирует размер налоговых доходов регионального и местного бюджетов и, следовательно, возможности осуществления органами местного самоуправления своих функций . Кроме того, размер налогового потенциала территорий определяет уровень межбюджетных трансфертов, оказывает непосредственное влияние на уровень социально-экономического развития территории и повышение его финансовой самостоятельности.

Достоверная оценка налогового потенциала позволяет выявить резервы и перспективы увеличения доходной части бюджета. Ее точность и обоснованность во многом зависят от используемых методов. Выбор методов определяется, с одной стороны, спецификой содержательной трактовки налогового потенциала, а с другой — целями и задачами оценки.

Существует множество точек зрения относительно понятия «налоговый потенциал». Представим некоторые из них:

— финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджет через налоговые платежи в соответствии с действующей системой налогообложения в стране ;

— количественно выраженный объем налоговых доходов государства, который может быть получен в результате оптимального использования ресурсной базы территории в условиях существующей или перспективной системы налогообложения ;

— условная возможность государства собрать в бюджет налоги и сборы за определенное время ;

— оценка доходов, которые могут быть мобилизованы в бюджет исходя из уровня развития и структуры экономики и налоговой базы (согласно Бюджетному кодексу РФ) и др.

На взгляд автора, данные подходы к определению налогового потенциала не учитывают результативность работы органов местной власти по мобилизации налоговых поступлений: усиление налогового администрирования, легализация теневых доходов и т.д. Именно уровень «работы на местах» при неизменных показателях ресурсной базы муниципального образования способен повысить или снизить размер налогового потенциала территории.

На выбор методики расчета оказывают влияние следующие критерии:

— достоверность информации о финансовых потоках в регионе,

— доступность информативных показателей развития региона,

— сопоставимость оценок,

— относительная простота расчета,

— взаимосвязь результатов оценки с ресурсным потенциалом региона и направлениями его стратегического развития.

В настоящее время существуют различные классификации методов оценки налогового потенциала, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Одна из наиболее распространенных классификаций предполагает выделение прямых и косвенных методов. Прямые методы связывают с использованием различных показателей формирования налоговых доходов региона, а косвенные — с включением в расчет показателей экономической активности региона .

При этом наибольшее распространение получили следующие методы:

— аддитивные (расчетный метод репрезентативной налоговой системы — РНС и метод РНС с использованием регрессионного анализа);

— прямого счета (на основе показателей налоговых баз по каждому виду налогов);

— на основе фактических налоговых поступлений.

Суть метода РНС заключается в определении налоговых доходов бюджета, которые могут быть получены в регионе (муниципальном образовании) при условии среднего уровня налоговой активности в регионе и средних ставок налогов. Расчет РНС включает:

— определение всех статей налоговых доходов местного и регионального бюджета;

— определение состава и размера показателей налоговой базы по каждому виду налогов и репрезентативной, т.е. средней ставки налогообложения .

Репрезентативная налоговая ставка по ьму налогу РС рассчитывается по формуле:

РС =, ‘ НБг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из разновидностей метода РНС является метод регрессионного анализа. Регрессионный метод считается более объективным, поскольку ставит в зависимость фактические поступления налоговых доходов от налоговых баз посредством оптимальных оценок случайных факторов. Расчет происходит по формуле:

т

У =1 + Е,

1=1

где У. — общая сумма налоговых платежей, поступивших в бюджет региона; т — количество регионов и муниципальных образований;

Х ‘. — совокупная налоговая база региона, муниципального образования или иных компонентов; В — случайный фактор; Е. — случайная ошибка измерений. К корректирующим (случайным) факторам можно отнести уровень коррупции, уровень администрирования, сознательность налогоплательщиков и др.

Основным недостатком, приводящим к ограниченному использованию данного метода, является потребность в наличии большого объема данных о показателях, косвенно отражающих налоговые базы основных налогов в разрезе отдельных территорий.

При оценке налогового потенциала методом прямого счета используются не средние, а мак-

симальные ставки по каждому виду налогов. Этот метод применяется чаще всего в случаях недостатка данных для расчета РНС. Согласно данному методу налоговый потенциал региона НПР можно определить по формуле:

т НБ О,

НПР =

г тах г

{ =1

100%

где Стах{ — предельная ставка 1-го налога;

т — количество видов налогов.

Метод на основе фактических налоговых поступлений характеризуется, с одной стороны, простотой расчетов и доступностью данных, а с другой — низкой достоверностью результатов, обусловленной использованием информационной базы прошлых периодов, что не позволяет учесть текущее и перспективное состояние налоговой базы региона.

На практике для межбюджетного регулирования при определении налогового потенциала региона чаще всего используют метод репрезентативной налоговой системы. Согласно Бюджетному кодексу РФ налоговый потенциал субъекта России на очередной финансовый год определяется как сумма налоговых потенциалов по каждому виду федеральных налогов на основе достигнутых показателей за предшествующие три года

НПР = 1 НП,

где НП — налоговый потенциал субъекта РФ по налогу на прибыль, налогу на добычу полезных ископаемых, акцизов, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, единому налогу при упрощенной системе налогообложения и прочим налогам.

Каждый из этих потенциалов рассчитывается за три предшествующих периода (включая текущий год) и зависит от соответствующего показателя налоговой базы:

НП{ = (0,3

НБ-

I НБ-

з=1

— + 0,35

НБ-

I НБ-1

}=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+

ттг;0 п

+ 0,35^- )^ПН г],

IНБ0 3=1

з=1

последнюю отчетную дату текущего года (0);

п

I ПН^ — прогноз поступления доходов в кон-

3=1

солидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по 1-му налогу на очередной финансовый год;

п — общее количество субъектов РФ. Основным источником информации о показателях, характеризующих налоговой потенциал по каждому виду налогов, до недавнего времени была исключительно Федеральная служба государственной статистики. По мнению автора, учета только показателей статистического наблюдения для прогнозирования налоговых доходов недостаточно. Более правильным является использование в расчетах как сведений статистики, так и данных Федеральной налоговой службы, поскольку качество информации, предоставляемой организациями в эти органы, разное. В случае обнаружения неточности в учетных и отчетных данных организация в обязательном порядке направляет в органы налоговой службы уточненную декларацию, поскольку за данное нарушение Налоговым кодексом РФ предусмотрены значительные финансовые санкции, а в ряде случаев — уголовная ответственность. В то же время ответственность за непредставление отчетности в органы статистического наблюдения достаточно условна — административный штраф для должностных лиц от 300 до 500 руб. При этом ответственности за подачу недостоверных сведений вообще не существует.

В Бюджетный кодекс РФ в декабре 2013 г. были внесены изменения, согласно которым источником информации для расчета налогового потенциала теперь является не только Федеральная служба государственной статистики, но и Федеральная налоговая служба. Кроме того, изменения коснулись и одного из самых значимых налогов: показателем налоговой базы по налогу на прибыль сейчас является не объем прибыли крупных и средних организаций по видам экономической деятельности, а суммы налога, начисленного к уплате и подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Данные изменения позволят более точно прогнозировать налоговый потенциал регионов. На рисунке представлена схема формирования показателей налоговых баз при расчете налогового потенциала субъекта РФ, начиная с 2014 г.

Использование в качестве показателя налоговой базы по налогу на доходы физических лиц только

=1

Начисление и поступление налогов в бюджетную систему РФ, в том числе по видам экономической деятельности Налоговая база по видам налогов и сборов Льготы по налогам Результаты налогового контроля Государственная регистрация юридических и физических лиц

Налоговое информационное поле

Источники информации

Федеральная налоговая служба

Виды налогов

Акцизы

НДПИ

Налог на прибыль

Показатели налоговой базы

Объем отгруженной алкогольной продукции, спирта этилового, вина, объемы производства пива

Показатели налоговой базы

Стоимость добытых общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых

Начислено к уплате налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ

Налоговый потенциал субъекта РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фонд начисленной заработной платы работникам организаций

Остаточная балансовая стоимость основных фондов коммерческих организаций

Розничный товарооборот, оборот общественного питания, объем реализации платных услуг населению

Виды налогов

НДФЛ

Налог на имущество организаций

Единый налог по УСН и ЕНВД

Источники

Федеральные органы статистики

……………… ‘ к

Статистическое информационное поле

Показатели предпринимательской деятельности по экономическим видам Наличие основных фондов Рынок труда и заработная плата Численность населения

Формирование показателей налоговых баз при расчете налогового потенциала

фонда начисленной заработной платы работникам приводит к занижению налогового потенциала по данному налогу, так как не учитываются прочие до-

ходы физических лиц (от продажи имущества, ценных бумаг, материальная выгода и др.). По мнению автора, данный недостаток может быть устранен

при дополнительном использовании данных ФНС о декларируемых доходах физических лиц.

Что касается налогового потенциала по налогу на имущество организаций, то изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым движимое имущество, приобретенное с 01.01.2013, не является объектом налогообложения, должны существенно изменить методику определения показателя налоговой базы по нему. Необходимо учитывать как уменьшение остаточной стоимости основных фондов, приобретенных до 2013 г., так и изменение остаточной стоимости недвижимого имущества, введенного в эксплуатацию после 01.01.2013.

Выбор метода и методологии расчета налогового потенциала территории в целях межбюджетного регулирования также должен быть обязательно закреплен законодательно. Например, на основе закона Томской области от 14.08.2007 N° 170-0З «О межбюджетных отношениях в Томской области» действует порядок оценки налогового потенциала муниципального образования НП, закрепленный в формуле:

УНП НД

ТУНП

м

где УНП, — условный налоговый потенциал /-го муниципального района (городского округа); НД — прогнозируемые налоговые доходы муниципальных районов и городских округов области на очередной финансовый год; п — число муниципальных районов (городских округов) области.

Условный налоговый потенциал муниципального района (городского округа) также определяется методом РНС:

т

утз =Х (ДЛ X

п=1

где Ап — постоянные коэффициенты при экономическом показателе, характеризующем налоговую базу;

¥ — значение экономических показателей, ха-

п ‘

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рактеризующих налоговую базу в -м муниципальном районе (городском округе) в отчетном финансовом году;

т — количество отобранных экономических показателей, характеризующих налоговую базу. Значение экономических показателей, оценивающих налоговую базу ¥ зависит от вида налога. Так, налоговую базу по НДФЛ характеризуют фонд

оплаты труда и среднедушевые доходы населения, а ЕНВД — оборот розничной торговли, оборот общественного питания и объем платных услуг населению, земельный налог — кадастровая стоимость и площадь земельных участков, налог на имущество физических лиц — кадастровая стоимость имущества физических лиц.

Для расчета коэффициентов Ап используется метод экспертных оценок, согласно которому в качестве эталонных выбираются m муниципальных образований, определяемых как «лидер», «аутсайдер» и «средние» исходя из динамики налоговых доходов. Каждому эталонному муниципальному образованию присваивается экспертный уровень условного налогового потенциала с учетом доли вклада экономических показателей в доходах муниципальных образований. В результате высокой дифференциации налогового потенциала используется шкала от 1 до 1 000. При этом:

— эталонному «лидеру» присваивается максимальный балл,

— «аутсайдеру» — близкий к 1,

— «средним» — соответствующий центру интервала.

Значение коэффициентов Ап определяется системой m линейных уравнений для УНП с m неизвестными, построенной по группировке, включающей данные по m муниципальным образованиям (расчет производится в Microsoft Excel с использованием математической функции матричного определителя).

В Республике Хакасия расчет налогового потенциала территории регламентируется законом от 07.12.2007 № 93-3PX «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия». Он определяется по более простой методике, согласно которой налоговый потенциал /-го муниципального образования вычисляется по формуле:

НП =Х НП,

i=1

где НП.. — налоговый потенциал i-го муниципального образования по j-му налогу;

m — количество налогов, учитываемых при

расчете налогового потенциала.

Налоговый потенциал i-го муниципального образования по видам налогов рассчитывается по формуле:

ij n Oij 5

I щ

i=1

где НБ .. — налоговая база i-го муниципального образования по j-му налогу; ПД. — суммарный по Республике Хакасия прогноз поступлений по j-му налогу в бюджеты всех муниципальных образований;

^НБГ — суммарная по Республике Хакасия

i=i

налоговая база по j-му налогу; Но — норматив отчислений в бюджет i-го муниципального образования по j-му налогу. Рассмотрим, как производится расчет налогового потенциала муниципального образования на примере Усть-Бюрского сельсовета, находящегося в Республике Хакасия. Используя статистическую налоговую отчетность по поступлениям и задолженностям по налогам, проанализируем налоговый потенциал села Усть-Бюр методом фактических поступлений (табл. 1) .

Основной долей в объеме налоговых доходов являются поступления от налога на доходы физических лиц. Вторым по значимости выступает земельный налог, величина которого зависит от кадастровой стоимости земли. Снижение экономической активности в регионе в 2012 г. вызвало резкое уменьшение налоговых доходов (на 22%) практически по всем видам налогов за исключением налога на имущество физических лиц. Последний хоть и занимает незначительную долю в общей массе поступлений, но именно объекты недвижимого имущества являются постоянными и фундаментальными ресурсами для формирования налогооблагаемой базы в муниципальном образовании, тем более что налог на имущество физических лиц и земельный налог в полном объеме по нормативам отчислений поступают в бюджет поселения. Таким

Анализ налогового потенциала мун

за 2010-2012

образом, прогнозируемый налоговый потенциал на 2013 г. на основе данных за предыдущие периоды согласно правилам Бюджетного кодекса РФ составил 486,7 тыс. руб.

Рассчитанный налоговый потенциал по методу фактических поступлений не учитывает возможность его роста при усилении налогового администрирования. Но если рассматривать неучтенную налогооблагаемую базу по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц, а также ненадлежащее исполнение обязанности налоговых агентов по перечислению НДФЛ, то резервы дополнительных поступлений в бюджет будут очевидны (табл. 2).

По сведениям Управления имущественных отношений Усть-Абаканского района, в муниципальном образовании «Усть-Бюрский сельский совет» состоит на кадастровом учете всего 1 054 земельных участка, а по данным отчета налогового органа 5-МН о налоговой базе и структуре начислений за 2012 г., только 806 земельных участков учтено в налоговом органе, по которым начислено налога к уплате 126,9 тыс. руб. Наличие данного обстоятельства свидетельствует о том, что налоговые доходы поселения могут быть значительно выше, чем в настоящее время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, общая сумма выпадающих налоговых доходов по землям, не учтенным в налоговом органе, рассчитанная методом прямого счета, составляет 146,9 тыс. руб., или 30,2% от налогового потенциала, определенного методом фактических поступлений. Актуализация кадастровой стоимости также приводит к более объективной оценке налогового потенциала по данному виду налога. Аналогичные расчеты можно проводить и по другим видам налогов. Для этого необходимо:

Таблица 1

щипального образования Усть-Бюр гг., тыс. руб.

Показатель 2010 Удельный вес, % 2011 Удельный вес, % Изменение в 2011 2012 Удельный вес, % Изменение в 2012 к

к 2010, % 2011, %

Налог на имущество 5,2 1,2 1,4 0,2 26,9 3,8 0,9 271,4

физических лиц

Земельный налог 116,3 26,2 127,1 22,4 109,3 126,9 28,7 99,8

НДФЛ 306,6 69,2 410,9 72,4 134,0 290,8 65,7 70,8

ЕСХН 1,4 0,3 2,2 0,4 157,1 0,6 0,1 27,3

Госпошлина 13,8 3,1 16,6 2,9 120,3 20,7 4,7 124,7

Задолженность по налогам — — — — — — —

Доначисления по результатам — — 9,61 1,7 — — — —

налоговых проверок

Налоговый потенциал 443,3 100 567,81 100 128,1 442,8 100 78,0

Таблица 2

Анализ потерь налоговых доходов поселения по земельному налогу в 2012 г.

Категория земель

Показатели учета Сельскохозяйственного назначения Промышленного назначения Жилой фонд и ЛПХ Итого

Земельные участки, состоящие 245 23 786 1054

в кадастровом учете, ед.

Суммарная кадастровая стоимость, тыс. руб. 12 043,7 29 954,8 154 161,6 196 160,1

Средняя оценка одного участка, тыс. руб. 49,2 1 302,4 196,1 186,1

Земельные участки, состоящие в налого- 109 11 543 663

вом учете, ед.

Земельные участки, предоставленные в 16 9 123 148

аренду, ед.

Земельные участки, выпадающие из налогообложения, ед. 120 3 120 243

Действующая ставка налога, % 0,3 1,5 0,3 —

Сумма выпадающих доходов, тыс. руб. 17,7 58,6 70,6 146,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура выпадающих доходов, % 12,0 39,9 48,1 100,0

— анализировать количество строений по данным бюро технической инвентаризации и налогового учета;

-исследовать доходы по форме 2-НДФЛ и прожиточный минимум региона.

Итак, в целях повышения налогового потенциала муниципального образования можно выделить следующие основные направления работы:

— снижение количества выпадающих из налогообложения объектов недвижимого имущества (строения, земельные участки);

— работа с «бесхозными» объектами недвижимости (в том числе земельные участки) в целях их передачи в собственность муниципалитета;

— стимулирование инвестиций, развитие собственной производственной базы, повышение уровня деловой активности населения, создание условий для развития малого бизнеса преимущественно в сфере производства в соответствии с программой социально-экономического развития поселения, с тем чтобы доходы от малого бизнеса стали основным источником доходов бюджета;

— проведение информационно-разъяснительной работы среди населения, направленной на повышение уровня собираемости налогов;

— выявление лиц, нелегально трудоустроенных и получающих заработную плату «в конвертах»;

— совершенствование механизма мобилизации, учета и контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов, применения комплекса административных мер для неплательщиков путем создания межведомственных комиссий;

— обеспечение легализации теневой деятельности экономики, в том числе теневой оборот земель, теневая заработная плата;

— проведение инвентаризации объектов земельной и имущественной собственности, повышение уровня налогооблагаемой базы, актуализация кадастровой стоимости недвижимого имущества и земельных участков.

Каждое из названных направлений включает в себя целый комплекс задач, реализация которых будет способствовать существенному пополнению бюджета, повышению налогового потенциала территории и, как следствие, улучшению социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, повышению его финансовой самостоятельности.

Список литературы

1. Волков А.А. Формирование и использование налогового потенциала в регионе. Саранск: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. 2012.

2. Калина О.В. Налоговый потенциал территорий: теория и методы оценки. СПб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. 2007.

3. Красницкий В.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. М.: Финансы и статистика. 2008.

4. Лях О.А., Урман Н.А. Оценка налогового потенциала регионов Сибирского федерального округа // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. № 3.

5. Рощупкина В.В. Совершенствование методики оценки налогового потенциала региона. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет. 2007.

6. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика. 2002.

Regional economics: theory and practice Municipalfinance

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

ASSESSMENT AND WAYS TO IMPROVE THE TAX POTENTIAL OF MUNICIPAL ENTITIES

Irina N. DOLGIKH

Keywords: tax potential, assessment methods, tax base indicators

2. Kalina O.V. Nalogovyi potentsial territorii: teoriya i metody otsenki . St. Petersburg, St. Petersburg State Polytechnic University Publ., 2007.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28.12.2013
№ Пр-3073 в части реализации комплекса мер, направленных на повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающих оптимизацию бюджетных расходов, сокращение нерезультативных расходов и увеличение собственных доходов за счет имеющихся резервов, Правительством Республики принимаются все возможные меры для обеспечения устойчивости бюджетной системы республики.

В целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета
с 2014 года реализуется План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Республики Хакасия, в рамках которого осуществляется планомерная работа по сохранению и развитию налогового потенциала с учетом приоритетов экономической политики государства по стимулированию развития новых производств и инвестиционной деятельности. Ведется постоянная работа по сокращению бюджетных расходов, в том числе путем оптимизации бюджетной сети, органов управления и расходов на их содержание, совершенствования контрактной системы в сфере закупок, введения принципов адресности и нуждаемости при оказании мер социальной поддержки, введения моратория на начало нового строительства, принятие новых расходных обязательств.

Начиная с 2016 года планируется сократить расходы в целом на 4 млрд рублей, внесены соответствующие изменения в доходную и расходную части закона о республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Произведено сокращение бюджетных расходов по собственным полномочиям в среднем на 3%.

При этом дефицит снизился с 1 531 931 тыс. рублей до 1 007 173 тыс. рублей (на 524 758 тыс. рублей) и составил 4,9% от собственных доходов, что позволило оптимально сбалансировать республиканский бюджет.

Ежеквартальный отчет о реализации данного плана направляется в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашений о предоставлении дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета.

Проведены следующие основные мероприятия.

1. Мероприятия в целях увеличения поступлений собственных доходов республиканского и местных бюджетов Республики Хакасия.

В республике ведется планомерная работа, направленная на повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, предусматривающая увеличение собственных доходов за счет имеющихся резервов, реализуются мероприятия в соответствии с планами, утвержденными:

распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Правительства РХ от 24.02.2015 № 22-рп «Об утверждении Плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов формировании региональных и местных бюджетов Республики Хакасия на 2015-2017 годы»;

постановлением президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 № 60-п «О плане мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Республики Хакасия
на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Проводится работа по оптимизации налоговой системы, созданной на региональном уровне, в том числе оптимизация системы льгот и преференций.

В 2015 году в целях обеспечения благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, развития самозанятости населения, в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Хакасия в 2015-2017 годах, утвержденным распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 13.02.2015 №15-рп, в региональное налоговое законодательство внесены изменения, которые устанавливают для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентные системы налогообложения, двухлетние налоговые каникулы, а также для ряда категорий налогоплательщиков понижение налоговой ставки в отношении отдельных видов экономической деятельности. Кроме того, расширен перечень видов деятельности по патентной системе налогообложения. По итогам 2015 года поступления налога при применении упрощенной системы налогообложения увеличились к уровню 2014 года на 38,7 млн рублей
(или на 5,3 %).

Для обеспечения роста доходного потенциала местных бюджетов,
в 2015 году принят закон Республики Хакасия, предусматривающий с 1 января 2016 года переход к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Это увеличит поступления налога в бюджеты муниципалитетов в 2017 году на 37 млн рублей (за налоговый период 2016 г.).

В 2016 году подготовлен проект регионального закона, предусматривающий с 2017 года повышение налоговых ставок и сокращение льгот по транспортному налогу. Рассмотрение в Верховном Совете Республики Хакасия планируется в третьем квартале текущего года. В результате его принятия ожидается рост доходов в 2017 году в сумме 12 млн рублей, с 2018 года в сумме 60 млн рублей.

Проведение аналогичной работы по отмене льгот рекомендовано органам местного самоуправления. В результате сокращения льгот по местным налогам и установления максимальных ставок ожидается увеличение доходов на 70 млн рублей в 2017 году, на 100 млн рублей в последующие годы.

Реализуются мероприятия по увеличение доходного потенциала.

С 2016 года расширен перечень объектов недвижимого имущества организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. С 2017 года планируется дальнейшее его расширение при сохранении социально-значимых льгот. В результате поступления налога на имущество организаций увеличатся в текущем году на 30 млн рублей (в 2018 году на 50 млн рублей).

Реализуются меры по контролю за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы, предотвращению фактов выплаты «теневой» заработной платы, в целях расширения (легализации) налоговой базы по НДФЛ. По результатам работы за полугодие обеспечено дополнительное поступление НДФЛ в сумме около 10 млн рублей.

Для обеспечения роста доходов реализуются мероприятия по увеличению собираемости платежей от использования имущества, в том числе инвентаризация земельных участков, объектов капитального строительства, работа с населением, направленная на побуждение физических лиц к постановке на кадастровый учет объектов недвижимого имущества. По информации Управления Росреестра по Республике Хакасия поставлены на кадастровый учет 2059 земельных участков и 3273 объекта капитального строительства, из них зарегистрировано прав
по 581 земельному участку и по 1868 объектам капитального строительства. Эти мероприятия расширяют налоговую базу муниципальных образований по имущественным налогам.

Правительством Республики Хакасия на регулярной основе проводится работа с крупнейшими налогоплательщиками региона по увеличению налоговых платежей в бюджет Республики Хакасия. Поступления налога на прибыль организаций в 2015 году от 4 основных налогоплательщиков увеличились
на 880 млн рублей. Осуществляется мониторинг 25 крупнейших налогоплательщиков, платежи которых практически на 50 процентов формируют налоговые доходы бюджетов республики. В мониторинг включены все основные отрасли экономики региона: гидроэнергетика, цветная металлургия, угледобыча, пищевая, транспорт. Также организована деятельность муниципалитетов по мониторингу поступлений налоговых доходов от основных плательщиков местных бюджетов. Работа по мониторингу включается в показатели комплексной оценки деятельности органов местного самоуправления по расширению доходного потенциала, а результаты комплексной оценки используются при распределении субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам.

В целях роста поступлений неналоговых доходов Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия совместно с органами местного самоуправления проводится работа по пересмотру договоров аренды земельных участков, предоставленных недропользователям, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия осуществляется внедрение аппаратно-программного комплекса «Авто-Ураган-ВСМ», что позволит обеспечить увеличение доходов от уплаты штрафов за нарушение ПДД на 80 млн рублей.

Темп роста собственных доходов консолидированного бюджета за 2015 год составил 105,4% (6 место по СФО).

2. Мероприятия в целях обеспечения оптимизации бюджетных расходов, сокращения нерезультативных расходов и обеспечения сбалансированности республиканского и местных бюджетов в Республике Хакасия.

В соответствии с Планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Республики Хакасия в текущем году продолжается реализация мероприятий по оптимизации расходов бюджета Республики Хакасия:

реорганизация АУ РХ «Саяны-Хакасия» путем слияния с ГБОУ РХ ДОД «ДЮСШ по игровым видам спорта»;

оптимизация структуры коечного фонда медицинских организаций путем приведения к федеральным нормативам объемов паллиативной медицинской помощи (в том числе на койках сестринского ухода), оказываемой в стационарных условиях, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 №1382;

создание объединенных отделов Центров занятости населения на базе отделов нескольких районов, оптимизация структуры подведомственных учреждений, что позволит сократить штатную численность, а также сократить расходы на содержание учреждений.

С целью оптимизации лимитов потребления топливно — энергетических ресурсов государственных учреждений, обеспечения энергоэффективности в бюджетном секторе, в том числе в рамках реализации программы энергосбережения и повышения энергоэффективности, в планах финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений предусмотрены лимиты энергетических ресурсов с учетом их оптимизации.

В целях оптимизации затрат на содержание автотранспорта, ГСМ и аренду гаражей, эффективного использования служебного автотранспорта, находящегося в оперативном управлении у Центра занятости населения, сформирован специальный парк автомобилей и создана единая диспетчерская служба
в г. Абакане, расторгнуты договоры аренды гаражей в с. Белый Яр и
п. Копьёво. Экономия денежных средств республиканского бюджета Республики Хакасия за 2016 год предполагается в сумме 245,6 тыс. рублей.

В связи с предполагаемым закрытием офиса приёма-выдачи документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Республике Хакасия в п. Боград в первом полугодии 2016 года, начата работа по оформлению передачи помещения, находящегося в федеральной собственности, в республиканскую собственность. В данном помещении располагается территориальный отдел Центра занятости населения по договору аренды с оплатой. После передачи помещения в республиканскую собственность экономия денежных средств республиканского бюджета Республики Хакасия за год составит 286,4 тыс. рублей.

Министерством промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия неиспользуемые помещения автономных учреждений переданы в безвозмездное пользование, в целях снижения расходов по содержанию и охране помещений лесничеств, Усть-Абаканское и Боградское лесничества переведены в помещения с меньшей площадью.

В 2016 году планируется заключение договоров ГБУ РХ «Управление инженерных защит» на возмещение стоимости коммунально-эксплуатационных услуг с ОАО «РЖД», ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МТС» на общую сумму
341,5 тыс. рублей.

В целях повышения эффективности контрактной системы в сфере закупок, Приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия от 25.03.2016 №240-74-пр утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Хакасия путем проведения совместных конкурсов и аукционов.

Так, за I квартал 2016 года проведено закупок на сумму 1 916 626,5 тыс. рублей, при этом экономия по торгам составила 119 248,5 тыс. рублей или 6,8%.

В целях реализации принципов адресности и нуждаемости при оказании мер социальной поддержки, проведена инвентаризация социальных выплат и льгот, установленных нормативными правовыми актами Республики Хакасия и их пересмотр с учетом внесенных изменений в федеральное законодательство.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» подготовлены проекты законов Республики Хакасия о внесении изменений в Законы Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», «Об организации отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия», «Об образовании в Республике Хакасия».

Кроме того, введен мораторий на принятие новых расходных обязательств, в том числе новых мер социальной поддержки.

В целях оптимизации инвестиционных расходов бюджета, в республиканский бюджет Республики Хакасия включены расходы капитального характера исходя из принципа приоритетности расходов на строительство объектов с высокой степенью готовности, а также объектов, строительство (реконструкция) которых софинансируется за счет средств федерального бюджета.

Так, в соответствии с Законом Республики Хакасия от 21.12.2015 № 115-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» в республиканском бюджете предусмотрены ассигнования на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства республиканской собственности Республики Хакасия преимущественно с высокой степенью готовности, а также в объекты, софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется с привлечением средств федерального бюджета (Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова, лечебный корпус №2 ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» в г. Абакане, перинатальный центр на 150 коек в г.Абакане, Региональный центр спортивной подготовки в рп Вершина Тёи).

Подготовлен проект постановления Правительства Республики Хакасия «Об утверждении порядков в сфере осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия», предусматривающий введение моратория на начало нового строительства, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной собственности.

С целью сокращения случаев авансирования капитальных расходов принято постановление Правительства Республики Хакасия от 14.01.2016 № 02 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».
В соответствии с пунктом 9 данного постановления органы государственной власти и государственные учреждения Республики Хакасия при заключении государственных контрактов (договоров) о выполнении работ и оказании услуг за счет средств республиканского бюджета не вправе предусматривать авансовые платежи, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за исключением следующих случаев:

а) в размере до 100 % суммы государственного контракта (договора), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств республиканского бюджета в 2016 году, — по государственным контрактам, договорам об оказании услуг связи, об обеспечении спутниковой связью, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации и об оказании информационно-консультационных услуг в форме проведения семинара, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, приобретении авиа- и железнодорожных билетов, путевок на санаторно-курортное лечение, путевок для детей в организации отдыха и оздоровления, услуг по хранению ценных бумаг, депозитарных услуг, услуг, связанных с деятельностью фондовых бирж, услуг по регистрации участников международных и российских (региональных и межрегиональных) форумов, саммитов, выставок и конференций, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

б) в размере до 20 % суммы государственного контракта (договора), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств республиканского бюджета в 2016 году, – по государственным контрактам (договорам) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Республики Хакасия, а также последующее авансирование выполняемых работ в указанном размере после подтверждения выполнения предусмотренных государственным контрактом (договором) работ в объеме произведенных авансовых платежей в следующих случаях:

если объем бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объект капитального строительства государственной собственности Республики Хакасия в 2016 году превышает 300 млн рублей;

если бюджетные инвестиции осуществляются в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Хакасия, относящиеся к системе жизнеобеспечения населения Республики Хакасия (объекты жилищно-коммунального назначения).

Реализация мероприятий по направлению дополнительных доходов на сокращение государственного долга позволила сократить расходы на его обслуживание на 130 млн рублей.

В целях обеспечения финансовой стабильности бюджетов муниципальных образований Министерством финансов Республики Хакасия с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов заключены соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов на 2016 год. Во всех муниципальных образованиях приняты и реализуются планы мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов местных бюджетов.

Сбалансированность местных бюджетов в Республике Хакасия обеспечивается путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и бюджетных кредитов. В 2015 году предоставлено дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 150 000 тыс. рублей, дотаций на сбалансированность местных бюджетов – 383 000 тыс. рублей. За шесть месяцев 2016 года дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставлено 165 780 тыс. рублей, на сбалансированность – 77 117 тыс. рублей. Кроме того, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований частично заменены дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. В 2015 году по дополнительным и единым нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в муниципальные образования поступило 1 124 222 тыс. рублей, за 5 месяцев 2016 года – 504 458 тыс. рублей. Также в 2015 году муниципальным образованиям предоставлялись бюджетные кредиты в объеме 347 900 тыс. рублей, за шесть месяцев 2016 года –
82 242 тыс. рублей.

В целом политика межбюджетных отношений в республике направлена на повышение самостоятельности территорий, обеспечение сбалансированности и укрепление их доходной базы.

Кроме того, в республике работают механизмы по стимулированию органов местного самоуправления, успешно работающих в части пополнения доходными источниками бюджета республики.

Так, в прошлом году муниципальным образованиям были распределены средства в сумме 8 млн рублей на стимулирование органов местного самоуправления по развитию отдельных видов предпринимательской деятельности на своих территориях, а именно лесной отрасли и туристической по принципу возврата из республиканского бюджета в местные бюджеты налоговых отчислений по указанным видам предпринимательской деятельности. Дополнительная финансовая поддержка оказана 34 поселениям. Аналогичный стимулирующий межбюджетный трансферт предусмотрен и в бюджете на 2016 год.

Особое внимание уделяется работе по повышению роли имущественных налогов, что позволит дополнительно вовлечь в налоговый оборот отдельные объекты недвижимого имущества. В рамках этой работы весной 2016 года были проведены 7 выездных совещаний в муниципалитетах по вопросам увеличения собираемости налоговых и неналоговых платежей от использования имущества.

На совещаниях с главами муниципальных образований разъяснены существующие механизмы побуждения юридических и физических лиц к регистрации права собственности на земельные участки и объекты капитального строительства. Успешно проведенная работа в этом направлении будет способствовать увеличению доходной базы местных бюджетов.

3. Мероприятия по оптимизации государственного долга.

Основным принципом реализации долговой политики Республики Хакасия в 2016 году, как и в 2015 году, остается принцип безусловного исполнения и обслуживания принятых долговых обязательств без нарушения сроков и объемов их погашения.

По итогам 2015 года государственный долг Республики Хакасия составил 16 676 155,8 тыс. рублей или 116,8 % собственных доходов республиканского бюджета Республики Хакасия. В условиях недостатка собственных финансовых ресурсов объем государственного долга республиканского бюджета на 01.06.2016 возрос на 23,9 % по отношению к началу года и составил 20 663 766,0 тыс. рублей или 101,0 % собственных доходов бюджета Республики Хакасия, утвержденных на 2016 год Законом Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Таким образом, снижение уровня государственного долга Республики Хакасия составило 15,8 %.

Основную долю в структуре государственного долга Республики Хакасия на 01.06.2016 занимают заимствования в форме кредитов кредитных организаций (45,5 %), на государственные ценные бумаги и бюджетные кредиты приходится 33,9 % и 20,1 % соответственно, государственных гарантий – 0,5 %.

Осуществляется комплекс мер, направленных на равномерное распределение долговой нагрузки по годам. Так, в 2015 году была осуществлена эмиссия государственных облигаций Республики Хакасия со сроком обращения 5 лет. В 2016 году Министерством финансов Республики Хакасия ведется работа с Министерством финансов Российской Федерации по регистрации условий эмиссии государственных облигаций Республики Хакасия 2016 года. Замещение среднесрочных кредитов долгосрочными облигационными займами позволило равномерно распределить долговую нагрузку по годам. Погашение облигационных займов, кредитов коммерческих банков и бюджетных кредитов Республики Хакасия распределено по состоянию на 01.06.2016 следующим образом:
на 2016 год – 18%, 2017 год –28%, 2018 год – 24 %, 2019 год – 22%. Ведется работа по привлечению в республиканский бюджет бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Хакасия в целях погашения долговых обязательств Республики Хакасия в виде обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, для рефинансирования кредитов коммерческих банков. В 2015 году и первом полугодии 2016 года бюджетом Республики Хакасия были привлечены бюджетные кредиты из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Хакасия в сумме 1 585 010 тыс. рублей и 1 205 782 тыс. рублей соответственно, которые были направлены на погашение долговых обязательств по кредитам кредитных организаций и бюджетным кредитам.

Оставьте комментарий