Национализация в мчп

Содержание

6.3. Правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве

Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принята специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества. Национализация – это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В ее результате в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать экспроприации, как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов, и от конфискации, как меры наказания индивидуального порядка. Приватизация – это процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имуществав частную собственность.(см. далее)

Каждое государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение характера и содержания права собственности, установление порядка его приобретения, перехода или утраты. Осуществление государством акта национализации также следует рассматривать в качестве одной из форм проявления его суверенитета. Еще в 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 626 «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов» подтвердила право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать. В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам – членам ООН воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении ее естественных богатств. В то же время в резолюции не были закреплены какие-либо положения, препятствующие государству осуществлять меры по национализации иностранной собственности или самостоятельно определять условия такой национализации.

В 1974 г. в Декларации об установлении нового международного экономического порядка Генеральная Ассамблея ООН еще раз подчеркнула, что для охраны своих ресурсов «каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними… включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права».

Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой стране свои условия или правила в этой области. В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН, подтверждая этот принцип, приняла специальную Резолюцию № 3171/XXXVIII о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.

Международное право, таким образом, признает право любой страны на проведение национализации. Однако государство при этом может оговорить в соответствующих международных соглашениях свое обязательство не осуществлять в отношении иностранных инвесторов меры по принудительному изъятию их капиталовложений, в том числе посредством национализации, или предоставлять им, в случае ее проведения, равноценную компенсацию без необоснованной задержки. Подобные обязательства государства обычно принимают на себя на основе принципа взаимности и закрепляют их в двусторонних международных договорах о защите и поощрении капиталовложений.

Конкретные условия, порядок и сроки проведения национализации в любом государстве определяются его внутренним законодательством. Однако собственность, в отношении которой данной страной осуществляется национализация, может находиться не только на ее территории, но и за границей (имущество филиалов или представительств, созданных юридическими лицами – резидентами в иностранных государствах, зарубежные банковские вклады и т. д.). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема экстерриториального действия законов в национализации.

В настоящее время достаточно широкое распространение в доктрине, законодательстве и правоприменительной практике получила точка зрения о том, что законы национализации имеют экстерриториальное действие. Это, означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент ее проведения в пределах его территории, так и имущества, pacполагавшегося в это время за границей.

Признание экстерриториального действия законов о национализации в подавляющем большинстве государств; происходит сегодня в силу использования коллизионной привязки lex rei sitae, которая, как уже подчеркивалось выше, является базовой при определении моментов возникновения и перехода права собственности на имущество. Поэтому в случае возникновения соответствующих споров суды обязаны, по общему правилу, руководствоваться законодательством того государства, где была проведена национализация.

Ситуация, однако, несколько осложняется, когда речь идет об имуществе, находившемся в момент национализации за границей. Судебная практика многих западных государств в данном случае основывается на тезисе о том, что приобретение права собственности на такое имущество также должно осуществляться на основании законов страны его места нахождения, а не права государства, осуществившего национализацию. В соответствии с этим подходом из-под действия законов о национализации изымаются практически все зарубежные финансовые активы и материальные ценности, принадлежавшие национализированным предприятиям.

В российской правовой доктрине на этот счет существует другая точка зрения. В нашей стране практически общепризнанно, что нахождение какой-либо части имущества национализируемого предприятия за границей не имеет юридического значения, так как национализация распространяется на все имущество соответствующего юридического лица. Что же касается правового статуса имущества зарубежных филиалов национализированных предприятий, то он должен устанавливаться на основании их личного закона (lex societatis), в соответствии с которым, как известно, определяются порядок ликвидации юридических лиц и наступающие в связи с этим последствия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИЗЪЯТИЯ

ИНОСТРАННОЙ СОБСТВЕННОСТИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

А.А. Данельян

Кафедра международного частного права Дипломатическая академия МИД России

ул. Остоженка, 53/2, стр. 1, Москва, Россия, 119992

Статья посвящена вопросам принудительного лишения собственности в форме национализации, экспроприации, реквизиции, конфискации и др. Исследуются существующие в доктрине международного права и в практике государств подходы к этим институтам, а также проводится сравнительный анализ указанных форм лишения собственности.

Ключевые слова: национализация, экспроприация, реквизиция, конфискация, иностранная собственность.

Принцип защиты частной собственности — специальный принцип международно-правовой защиты прав человека, основное содержание которого состоит в следующем: государства обязаны уважать право частной собственности как собственных граждан и юридических лиц, так и иностранцев, а также апатридов. Государство обязано предоставлять гарантии защиты частной собственности от неправомерных посягательств всем лицам, находящимся под его юрисдикцией. Лишение или ограничение государством права собственности частных лиц должно происходить только в порядке, предусмотренном законом, и только в целях общественной необходимости. В случае если лишение права собственности не связано с наказанием за совершенное правонарушение, государство должно решить вопрос о выплате справедливой компенсации бывшему собственнику.

Основной интерес для нас представляет институт национализации, поскольку именно национализация частной собственности, в особенности собственности иностранцев, стала предметом межгосударственных отношений и тем самым оказалась в сфере международного публичного права.

Концепция изъятия собственности иностранцев, именуемого в настоящее время национализацией, есть часть общей проблематики конфликта интересов частного иностранного владельца капитала и государства-реципиента.

В доктрине международного права национализация (экспроприация) рассматривается как бесспорная прерогатива суверенного государства. Швейцарский юрист Биндшедлер пишет: «Мы ничего не можем возразить против принципа национализации. Речь идет о внутреннем мероприятии, которое осуществляет

государство в пределах границ своего суверенитета и с которым мы должны согласиться, поскольку оно в равной степени применяется как к собственным гражданам, так и к иностранцам» .

Профессор Д. Уайт в работе «Национализация иностранной собственности» отмечает, что право на проведение национализации является атрибутом суверенности государства, обладающего верховной властью в отношении всех лиц и вещей, находящихся в пределах его юрисдикции .

Проблема национализации часто возникает в международном праве в двух аспектах: прежде всего это вопрос, связанный с защитой прав иностранных граждан, имущество которых подлежит национализации в силу нормативного акта государства. Второй возникающий вопрос — это проблема действия законов о национализации, принятых одним государством, на территории другого государства, то есть экстерриториальное действие закона о национализации .

Каждое государство имеет право проводить национализацию иностранной собственности, руководствуясь собственными нуждами, что давно нашло признание в современной международно-правовой доктрине и судебной практике различных государств (1). Между тем право собственности — центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом определяет характер и содержание других институтов и отраслей права того или иного государства.

Классическое международное право рассматривало любые действия, затрагивающие иностранную собственность, как нарушение приобретенных прав, а сами эти права считались находящимися под международной защитой .

Американский юрист Р. Дольцер пишет: «Несмотря на нескончаемую череду резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и большое количество академических трудов, написанных по данному вопросу, на настоящий момент состояние международного обычного права в отношении отчуждения иностранной собственности по основным аспектам остается неясным» .

В связи с вышесказанным становится чрезвычайно актуальным научное исследование проблемы, возникающей в случаях изъятия частной собственности физических и юридических лиц на основаниях, по которым в доктрине международного права и в практике государств отсутствует единый подход. Сложность проблемы обозначена в российской правовой доктрине .

В западных источниках, как правило, применяется только слово «экспроприация», переводимая из английского языка как отчуждение, конфискация имущества, хотя в отечественных правовых источниках до последнего десятилетия термин «экспроприация» не был общеупотребляемым. В России с самого начала возникновения данного исторического явления абсолютно превалирует другое аналогичное правовое понятие — национализация.

В литературе используются разные термины для обозначения действий государства по принудительному переходу права собственности: национализация , экспроприация , изъятие собственности , реквизиция, конфискация и др. Но наиболее важными формами лишения собственности являются экспроприация и национализация. Экспроприация и национализация — это акты государства, влекущие за собой переход права собственности из частного сектора в государственный.

В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. предусмотрено, что каждое государство имеет право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность в руки государства. В этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его соответствующих законов и постановлений и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными.

На протяжении 60-70-х гг. прошлого века наиболее острые противоречия, особенно между странами Севера и Юга, возникали именно вокруг понятий «экспроприация» и «национализация». Противоречия, которые существовали между странами Севера и Юга на протяжении 60-70-х гг., приняли форму ожесточенных споров по поводу экспроприации и национализации. Все эти споры можно свести к одному вопросу: перехода права собственности (экспроприация, национализация, приватизация).

Что касается национальных законодательств многих стран, то в них закреплены следующие главные дефиниции относительно изъятия собственности: экспроприация, национализация, конфискация, реквизиция. Все иные основания изъятия так или иначе подпадают под одно из вышеперечисленных понятий.

В самом общем виде под национализацией понимается изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача в собственность государства. Г.Е. Вилков в своей книге «Национализация и международное право» дал определение национализации в общем смысле, назвав ее переходом частной собственности в государственную. Объектом национализации может быть частная собственность собственных и иностранных граждан, а также лиц без гражданства.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под национализацией понимается принудительное отчуждение, изъятие собственности.

Национализация с точки зрения российского права — это государственно-властный акт, направленный на принудительное прекращение права частной собственности на определенные имущественные комплексы и (или) права частного участия в долях и капиталах организации и возникновение права собственности на это имущество (право участия в долях и капиталах) у государства, как правило, в экстремальных условиях (революции, войны, кризис и т.д.).

Советская Россия была первым государством, которое, как пишет Дж. Уайт, не только ввело в обиход совершенно незнакомое в то время слово «национализация», но и на практике показало всему миру, что это значит. Большевистский декрет 1918 г. национализировал все более или менее крупные предприятия в стране, в том числе принадлежавшие иностранному капиталу .

Причем в 30-40-е гг. ХХ в. известные международные арбитражные суды вынесли достаточное количество решений о необходимости выплаты компен-

сации западным концессионерам, но СССР недвусмысленно отказался их исполнять. Интересно, что многие из западных фирм, которые сейчас выступают в качестве инвесторов на территории России, в свое время уже лишились своих капиталов, что, кстати, лишний раз доказывает актуальность данного вопроса .

Хотя понятие «национализация» приобрело в России устойчивое значение, но сам термин как юридическая категория не использовался ни в Основах гражданского законодательства (1961 и 1991 г.), ни в Гражданском кодексе (ГК) 1964 г. и закрепился в гражданском праве только с начала 1990-х гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 235 действующего Гражданского кодекса Российской Федерации определяет национализацию как «обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц», и устанавливает необходимость возмещения стоимости этого имущества и других убытков согласно ст. 306 Кодекса.

От института национализации значительно отличается и институт реквизиции, хотя эти два института также имеют отдельные общие черты.

Общим для национализации и реквизиции является то, что в том и другом случае происходит властное отчуждение собственности. Но несмотря на то, что указанные институты обладают общими чертами, каждый из них имеет и свою специфику, присущую только ему.

При национализации частное имущество, которое государство властно отчуждает, переходит к нему в собственность. А при реквизиции такой переход выражается в обладании имуществом либо на праве пользования, либо на праве собственности. О. Коннелл, определяя понятие реквизиции, пишет, что она представляет собой процесс, с помощью которого государство приобретает собственность на движимое или недвижимое имущество или посредством которого оно переходит к нему в пользование.

Отсюда следует, что если объектами национализации могут являться движимое или недвижимое имущество, материальные и нематериальные блага, то объектами реквизиции обычно являются движимое или недвижимое имущество, т.е. материальные блага. Нематериальные блага не могут быть объектами реквизиции.

Так, ст. 52 IV Гаагской Конвенции 1907 г. устанавливает, что «реквизиция» натурой и повинности могут быть требуемы от общин и жителей лишь для нужд занявшей область армии. Они должны соответствовать средствам страны и быть такого рода, чтобы они не налагали на население обязанности принимать участие в военных действиях против Отечества. В данном случае речь идет о реквизиции при военной оккупации территории другого государства, т. е. вне пределов государства, армия которого осуществляет реквизицию.

Если реквизиция частной собственности порождает у государства права собственности, то бывшему собственнику оплачивают ее полную стоимость изъятого имущества или предоставляют такое же имущество, но в другом районе (если речь идет, например, о реквизиции земли). Если же имущество при реквизиции переходит в пользование, собственнику может быть выдано опре-

деленное вознаграждение. Компенсация же не является обязательным свойством национализации.

В связи с тем что некоторые зарубежные юристы отождествляют понятие национализации с конфискацией, а иногда даже с реквизицией, необходимо провести четкое разграничение между указанными институтами.

Национализация и конфискация безусловно имеют общие черты. Они ликвидируют право собственности бывшего собственника на национализированное или конфискованное имущество.

Конфискация осуществляется на основе уже действующего закона судебными или административными органами власти как мера наказания за совершение преступления. Иными словами, конфискация носит карательный характер, тогда как национализация, особенно в развивающихся странах, выступает как средство восстановления нарушенного права бывших колониальных народов и наций над своими природными богатствами и ресурсами.

Конфискация является также карательной мерой и в международном праве. Ее применяют, например, при нарушении морской блокады, в отношении пиратских судов и имущества. Например, Женевская конвенция 1958 г. «Об открытом море» предусматривает захват (конфискацию) судов если они практикуют пиратство. Во время войны также применяют конфискацию имущества, правда, не в качестве меры наказания. Однако, как правило, конфискация как во внутреннем, так и в международном праве применяется в качестве меры наказания.

Национализация относится к сфере экономической политики того или иного государства, а конфискация является средством борьбы против совершения преступлений, а также методом предупреждения преступлений.

Если законы о национализации обладают экстерриториальностью, то законы о конфискации ею не обладают. Так, Вольф пишет, что не будет подвергнута принудительному исполнению закона конфискация в Англии, поскольку конфискация относится к вещам, находящимся вне территории государства, осуществляющего конфискацию. Иллюстрации по этому вопросу можно найти в делах. Вольф также пишет: «Национализация не носит карательного характера, она заключается в приобретении в силу закона предметов для общественного пользования определенного предприятия, обычно при условии выплаты равноценной компенсации» .

Национализация может сопровождаться оплатой компенсации или без компенсации, тогда как конфискацию всегда осуществляют без выплаты стоимости конфискованного имущества.

Национализация порождает изменения в экономической структуре общества, расширяя государственный сектор экономики. Конфискация же не способна порождать изменений в экономической структуре.

Национализация применяется чаще всего в отношении имущества юридических лиц, тогда как конфискация преимущественно в отношении физических лиц.

Таким образом, современная доктрина международного права считает, что национализация, экспроприация и другие подобные им меры изъятия иностран-

ной собственности не являются нарушением международного права. Но она же ставит условие о том, что принудительные виды изъятия не должны носить дискриминационного характера, осуществляются на благо общества, и при этом частному собственнику выплачивается быстрая, эффективная и адекватная компенсация.

Общим термином, наиболее точным и широким по охвату, является термин «изъятие собственности». Как бы там ни было, в своем обычном значении мера по изъятию собственности есть мера, которая лишает собственника его основных прав на собственность в пользу публичной власти, каковы бы ни были формы этого изъятия и независимо от того, соответствует или не соответствует оно в конечном счете международному праву. Однако внутри этой категории мер по изъятию собственности существует несколько специфических форм.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) В качестве примера приведем решения английских судов: Лютер против Сэгора, 1921 г.; Русский коммерческий и индустриальный банк против Comptior d’Escompte de Mulhouse, 1925 г.; Княгиня Палей против Вейса, 1929 г.; Банк Эфиопии против Национального Египетского банка, 1937 г.; Решения американских судов: США против Бельмонта, 1937 г.; США против Пинка, 1942 г. (дела о национализации в СССР); Eastern States PetroleumCompany v. AsiaticPetroleum Corporation (28 F. Supp. 279/D.C.S.D.N.Y. 1939).

ЛИТЕРАТУРА

Богуславский М.М. Международное частное право. — М.: Юристъ, 2002.

Вольф. Частное международное право. — М., 1948.

Денисенко В.Д. Международно-правовые вопросы национализации иностранных инвестиций: Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2005.

Дорофеева Ю.А. Национализация: вопросы международного частного права: Дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.03. — Самара, 2000.

Ибрагим А.Х. Правовые вопросы национализации иностранной собственности: Автореф. дисс…..канд. юрид. наук. — М., 1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перетерский И.С. Международное частное право. — М., 1959.

Фархутдинов И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право / Баш-госуниверситет. — Уфа, 2001.

Хименес де Аречага Э. Современное международное право. — М., 1983.

Bindschedler R. Verstaatlichungsmassnahmen und Entschadigungspffichtnach Volkerrecht. — Zurich, 1950.

Seid S.H. Global Regulation of Foreign Direct Investment. — Aldershot, 2002.

White G. Nationalization of Foreign Property. —N.Y., 1961.

White G. Nationalization of ForeignProperty. — N.Y., 1984.

NATIONALIZATION OR OTHER FORMS OF FORCED WITHDRAWAL OF FOREIGN OWNERSHIP: INTERNATIONAL LEGAL DESCRIPTION

A.A. Danelyan

53/2, build. 1, Ostozhenka st., Moscow, Russia, 119992

Key words: nationalization, expropriation, requisition, confiscation, foreign ownership.

Bogyuslavskiy M.M. Mezhdyunarodnoe chastnoe pravo. — M.: Yurist’, 2002.

Vol’f. Chastnoe mezhdyunarodnoe pravo. — M., 1948.

Ibragim A.Kh. Pravovye voprosy natsionalizatsii inostrannoy sobstvennosti: Avto-ref. diss…..

kand. yurid. nayuk. — M., 1972.

Pereterskiy I.S. Mezhdyunarodnoe chastnoe pravo. — M., 1959.

Farkhyutdinov I.Z. Inostrannye investitsii v Rossii i mezhdyunarodnoe pravo / Bash-gosyuniversitet. — Yufa, 2001.

Khimenes de Arechaga E. Sovremennoe mezhdyunarodnoe pravo. — M., 1983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bindschedler R. Verstaatlichungsmassnahmen und Entschadigungspffichtnach Volkerrecht. — Zurich, 1950.

Национализация — это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В ее результате в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать экспроприации, как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов, и от конфискации, как меры наказания индивидуального порядка.

Каждое государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение характера и содержания права собственности, установление порядка его приобретения, перехода или утраты. Осуществление государством акта национализации также следует рассматривать в качестве одной из форм проявления его суверенитета.

Международное право, таким образом, признает право любой страны на проведение национализации. Однако государство при этом может оговорить в соответствующих международных соглашениях свое обязательство не осуществлять в отношении иностранных инвесторов меры по принудительному изъятию их капиталовложений, в том числе посредством национализации, или предоставлять им, в случае ее проведения, равноценную компенсацию без необоснованной задержки. Подобные обязательства государства обычно принимают на себя на основе принципа взаимности и закрепляют их в двусторонних международных договорах о защите и поощрении капиталовложений.

О национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации

Проект N 294272-3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из
государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации

ГЛАВА 1. Общие положения (статьи с 1 по 5)

Статья 1. Понятие национализации приватизированного имущества

Для целей настоящего Федерального закона под национализацией имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации, (далее — национализация приватизированного имущества) понимается возмездное, принудительное отчуждение в государственную или муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о национализации приватизированного имущества

1. Законодательство Российской Федерации о национализации приватизированного имущества состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, настоящего федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

2. Отчуждение имущества в собственность Российской Федерации, государственную собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность осуществляется на основании постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления об отчуждении соответствующего имущества в собственность Российской Федерации, государственную собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Ограничения сферы действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
Имущество, ранее не находившееся в государственной или муниципальной собственности и не проходившее процедуру приватизации;
жилищный фонд, дачные, садовые участки;
случаи выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам, заключенным Российской Федерацией;
реквизицию;
конфискацию;
выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд по решению суда;
обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника;
отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка на котором оно находится.

Статья 4. Особенности национализации приватизированного имущества

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы власти местного самоуправления вправе отчуждать из собственности юридических и физических лиц в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления имущество, в отношении которого соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления были приняты решения о приватизации.

2. Обращению в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества подлежат предприятия, как имущественные комплексы, земельные участки в составе имущественного комплекса, объекты недвижимого имущества (далее имущество).

Статья 5. Особенности распоряжения национализированным имуществом

Национализированное имущество поступает в состав казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и может быть закреплено за государственным или муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Указанное имущество не подлежит отчуждению из федеральной или муниципальной собственности приватизации в течение 10 лет с момента национализации.

ГЛАВА II. Порядок национализации приватизированного имущества (статьи с 6 по 11)

Статья 6. Основания для обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества

Обращение в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества проводится в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Статья 7. Инициатива обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества

1. Инициатива обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества юридических и физических лиц может исходить от субъектов права законодательной инициативы, законодательных, представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее — инициатор обращения).

2. Процедура обращения в государственную, муниципальную собственность приватизированного имущества начинается на основании нормативно-правового акта, принятого органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 8. Порядок принятия решений об обращения в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества

1. Инициатор обращения обращается в соответствующий орган исполнительной власти с письменным заявлением.
В заявлении должны быть указаны:
обоснование целесообразности обращения в государственную, муниципальную собственность приватизированного имущества;
сведения о наименовании и юридическом адресе имущества;
сведения о собственниках имущества.

2. В соответствии с заявлением инициатора обращения Правительство Российской Федерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в течение двух недель принимает решение о начале процедуры национализации приватизированного имущества и назначает комиссию в составе специалистов для изучения имущества.
Решение о национализации приватизированного имущества направляется в день принятия субъекту права инициативы, собственнику имущества, органу управления имуществом по его юридическому адресу.
Правительство Российской Федерации, исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязан отказать инициатору обращения в рассмотрении заявления об обращении в государственную или муниципальную собственность имущества по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 4 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Последствия принятия решения об обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества

1. Принятие Правительством Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативно-правовых актов о начале процедуры национализации приватизированного имущества не является основанием для ограничения прав отстранения собственника указанного имущества, за исключением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Собственник приватизированного имущества, в отношении которого началась процедура национализации, уполномоченные им лица или органы могут совершать исключительно с согласия уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления сделки:
связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;
связанные с распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения последнего балансового отчета, либо сделки (несколько взаимосвязанных сделок), стоимость которых более чем в 20 тысяч раз превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), влекущие за собой возможность отчуждения активов, за исключением сделок, совершаемых в интересах сохранения производственно-технологического цикла;
связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом;
о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации имущественного комплекса;
о создании филиалов и представительств;
о выплате дивидендов;
о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
о выходе из состава участников имущества — юридического лица, приобретения у акционеров ранее выпущенных акций или долей.

3. Собственники приватизированного имущества, в отношении которого началась процедура национализации, уполномоченные им лица или органы несут ответственность за обеспечение сохранности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Комиссия по изучению имущества

1. Комиссия назначается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о начале процедуры обращения в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества. Состав комиссии определяется органом, ее образовавшим.

2. Комиссия обязана затребовать, а руководитель имущественного комплекса или недвижимого имущества предоставить документы для изучения следующих показателей:
структура имущества с указанием доли иностранного капитала;
структура задолженности по платежам;
сумма средств, вырученных от продажи имущества после приватизации;
сумма средств, вложенная в приобретение имущества после приватизации и состоящего на балансе на день принятия решения о возбуждении процедуры обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества;
план приватизации;
передаточный акт;
учредительные документы;
данные налоговой инспекции;
справка о движении капитала банков, в которых открыты счета юридического или физического лица.
Комиссия имеет право затребовать иные документы, для определения стоимости имущества.

3. Комиссия в течение тридцати дней со дня образования производит расчет стоимости имущества, в соответствии с настоящим законом. Представляет соответственно в Правительство Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации или исполнительные органы местного самоуправления финансово-экономическое заключение об обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества.

4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления на основании представленного заключения соответствующих комиссий, в недельный срок со дня получения заключения соответствующей комиссии, принимают решения об обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества.

5. Решение об обращении в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества должно содержать:
цели и основания обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества;
наименование имущества, его юридический адрес;
порядок и размер выплаты возмещения собственнику имущества, а также лицам, обладающим правами на имущество;
средства платежа;
порядок использования имущества.

Статья 11. Возникновение права государственной собственности на приобретенное имущество

Право государственной собственности на национализированное имущество возникает с момента государственной регистрации имущества в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА III. Порядок возмещения стоимости имущества собственнику (статьи с 12 по 15)

Статья 12. Средства платежа при обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имуществ

1. При обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества законным средством платежа признается денежная единица (валюта) Российской Федерации.

2. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, средством платежа при обращении в государственную или муниципальную собственность приватизированного имущества юридических и физических лиц могут быть признаны государственные или муниципальные ценные бумаги.

Статья 13. Порядок оплаты имущества юридических и физических лиц, обращенного в государственную или муниципальную собственность

1. Оплата имущества юридических и физических лиц, обращенного в государственную или муниципальную собственность, производится единовременно.

2. При определении размера возмещения собственнику национализируемого имущества, учитываются обременения, наложенные на указанное имущество по гражданско-правовым обязательствам его собственника.

Статья 14. Порядок определения размера возмещения стоимости имущества

1. Оценка имущества, в отношении которого применяется процедура обращения в государственную или муниципальную собственность, производится в соответствии с методикой оценки этого имущества на момент приватизации.

2. В стоимость имущества юридического или физического лица, подлежащего национализации, включается стоимость имущества на момент приватизации за вычетом проданного и утерянного имущества, заложенного и не выкупленного имущества, других имущественных и финансовых изъятий, с включением в стоимости улучшений указанного имущества в течение периода между его приватизацией и моментом национализации.

3. Размер возмещения стоимости национализированного имущества, подлежащего выплате собственнику, определяется разницей между стоимостью имущества на момент обращения в государственную или муниципальную собственность и стоимостью имущества на момент приватизации.

4. Дебиторская задолженность юридического или физического лица учитывается в размере возмещения стоимости имущества в той мере, в какой она реально может быть возвращена юридическому или физическому лицу не зависимо от смены собственника.
Дебиторская задолженность по государственному заказу, заказу субъекта Российской Федерации, муниципальному заказу полностью включается в размер возмещения стоимости собственнику.

5. Кредиторская задолженность юридического или физического лица удерживается из размера возмещения стоимости имущества, подлежащей выплате собственнику.

Статья 15. Гарантии прав кредиторов

Обращение в государственную или муниципальную собственность имущества не влечет отмены прав кредиторов собственника национализируемого имущества.

ГЛАВА IV Заключительные положения (статьи с 16 по 16)

Статья 16. Порядок вступления в силу настоящего Федерального Закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации

Текст документа сверен по:
рассылка

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Проведение национализации — это право каждого суверенного государства. Условия и основания проведения национализации устанавливаются во внутригосударственном праве. С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц. В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности.

В 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию по Постоянному суверенитету государств над природными богатствами, которая устанавливает: «Национализация, экспроприация или реквизиция должны быть вызваны необходимостью коммунального обслуживания, целями безопасности или предприняты в национальных интересах, которые признаны превалирующими над индивидуальными или частными интересами, как местными, так и иностранными… Собственнику должна быть выплачена… компенсация согласно действующему законодательству государства, предпринимающего подобные меры в силу своего суверенитета и в соответствии с международным правом».

В 1974 г. Генеральная Ассамблея приняла Устав Экономических прав и обязанностей государств: «Каждое государство имеет право:

  • (а) регулировать и осуществлять власть над иностранными инвестициями в пределах национальной юрисдикции согласно своим законам и инструкциям и в соответствии со своими национальными целями и приоритетами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению преференциального режима иностранным инвестициям…
  • (с) национализировать, конфисковать или передать иностранную собственность… в этих случаях должна быть выплачена соответствующая компенсация государством, принимающим такие меры… В случае, если по вопросу о выплате компенсации возникают противоречия, они должны разрешаться в соответствии с внутригосударственным законодательством страны, проводящей национализацию, и в ее судах».

Европейская энергетическая хартия (1991) прямо не закрепляет право принимающего государства на национализацию собственности иностранного инвестора, но подчеркивает суверенитет государства на энергоресурсы: «Договаривающиеся стороны признают государственный суверенитет и суверенные права на энергоресурсам. Они подтверждают, что последние должны осуществляться в соответствии с нормами международного права и в зависимости от них… Соглашение никоим образом не должно ставить под сомнение законы, действующие в государственных системах договаривающихся сторон относительно имущественной собственности на энергоресурсы».

В соответствии с Соглашением между Великобританией и Китайской Народной Республикой о содействии и взаимной защите инвестиций (1986) иностранные инвестиции могут быть национализированы по «внутриполитическим общественным или социальным целям» и за разумную компенсацию. Компенсация должна основываться на реальной ценности конфискованных капиталов, включать выплату процентов, производиться без задержки, эффективно осуществляться и свободно передаваться. Пострадавшая компания должна иметь право по закону государства, производящего конфискацию, обратиться к судебной или другой независимой власти или к этому государству с просьбой рассмотреть ее случай и оценить ее капиталы.

Соглашение между Россией и Испанией о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (1990) устанавливает, что национализация, экспроприация или любые иные имеющие аналогичные последствия меры в отношении капиталовложений инвесторов другой Стороны, должны приниматься только в общественных интересах в соответствии с действующим законодательством. Такие меры не должны носить дискриминационного характера. Сторона, принимающая такие меры, выплатит инвестору или его правопреемнику без необоснованной задержки соответствующую компенсацию в свободно конвертируемой валюте (ст. 6).

В свое время национализация, произведенная в России после Октябрьской революции, была признана другими государствами в соответствии с двусторонними международными соглашениями — договоры между СССР и Германией (1922), США (1933), Норвегией (1959), Швецией (1941 и 1964), Данией (1964), Великобританией (1968). Принцип взаимного зачета финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 г., положен в основу Соглашения между Россией и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий (1997).

Французская сторона обязалась не предъявлять и не поддерживать требований, касающихся претензий по займам и облигациям, интересам и активам, в отношении которых французские лица были лишены права собственности или владения, претензий по долгам царского правительства и правительства СССР. Россия со своей стороны обязалась не предъявлять требований в отношении ущерба, причиненного во время интервенции 1918-1922 гг., требований в отношении активов во Франции и переданного золота (в том числе «колчаковского» золота).

В возмещение претензий Россия должна была до 2000 г. выплатить Франции определенную сумму. Полученные средства должны быть распределены во Франции среди французских физических и юридических лиц в соответствии с французским правом. Соответственно, у французских держателей облигаций по российским займам и лиц, собственность которых была национализирована в России без выплаты компенсации, должны возникнуть соответствующие отношения с правительством Франции, а не России.

В современном российском законодательстве сохраняется право Российской Федерации на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры рассматриваются в российских правоприменительных органах. Естественно резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику. Право Российского государства на национализацию — серьезный тормоз притока иностранных капиталовложений.

Оставьте комментарий