Национальный режим по 44 ФЗ

Содержание

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров”! В данной статье мы разберем определение «национального режима». Ответим на вопросы: что такое национальный режим, для чего он нужен, каковы его цели и задачи? Рассмотрим области применения этого понятия по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Коснемся нормативно-правовых актов, подготовленных Правительством Российской Федерации, для реализации национального режима. Дадим ответы на вопросы: что такое ОКПД2 и как проверить его на национальный режим? А также многое другое согласно содержанию нашей статьи:

Что такое национальный режим в госзакупках и для чего он нужен?

Национальный режим – это перечень закрепленных на законодательном уровне правил, которые применяются:

— к продукции, происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств;

— к работам, услугам, которые выполняются (оказываются) иностранными лицами при осуществлении заказчиками закупок.

— на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, указанных международными договорами Российской Федерации.

Правила национального режима разработаны для реализации следующих целей:

— Защита основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

— Защита внутреннего рынка Российской Федерации, развитие национальной экономики, создание выгодных условий для отечественных товаропроизводителей.

Применение национального режима по 44-ФЗ

Национальный режим действует с 1 января 2012 г.

Три меры для реализации целей национального режима в отношении товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств и соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:

— Запрет на допуск.

— Ограничения допуска.

— Условия допуска.

Запреты в закупках по 44-ФЗ

Запреты регламентируются Постановлениями Российской Федерации:

1. Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9. Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, либо работ (услуг), выполняемых (оказываемых) лицами таких государств. Исключением являются товары, указанные в Постановлении и товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Здесь стоит указать, какие государства являются членами ЕАЭС. К ним помимо России относятся: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.

2. Запрет на поставку иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ, регламентируется следующим нормативно-правовым актом: Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236.

Данным документом установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, которые реализуются независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств. Кроме этого в регламенте приводятся случаи исключения для программного обеспечения. Прописаны случаи включения либо отсутствия такого обеспечения в российском либо евразийском реестрах.

3. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072. В регламенте дается Приложение с перечнем продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящей из иностранных государств, на которые распространяется запрет на допуск (за исключением ЕАЭС).

4. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656. Здесь указаны требования, которые распространяются на спецтехнику, грузовую и пассажирскую технику, тракторы, прицепы, полуприцепы и т.д. С полным перечнем машиностроительной продукции, происходящей из иностранных государств можно ознакомиться в Приложении к данному постановлению.

5. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791. Установлен запрет на товары легкой промышленности. К указанным видам товаров и услуг согласно относятся ткани, полотна, ковровые и текстильные изделия, одежда, спецодежда, белье и аксессуары, кожа, чемоданы, обувь, услуги по текстильному прокату и др. Полный перечень приведен в Приложении к данному документу.

Структура Постановлений Правительства РФ в отношении запретов по 44-ФЗ

— Применяются для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— Устанавливают запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза);

— Регламентируют случаи неприменения запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза);

— Указывают обязательность подтверждения соответствия продукции, либо наличия (отсутствия) производства товаров на территориях указанных субъектов;

— Приводят перечень товаров (либо их отдельных видов), происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск.

Ограничения в закупках по 44-ФЗ

Нормативно-правовые акты, регламентирующие ограничения и условия допуска:

1. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968. В этом документе предлагается перечень некоторых видов радиоэлектронной продукции, которая производится в иностранных государствах, и в отношении которой применяются ограничения и условия допуска.

2. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102. Ограничения допуска применяются к некоторым видам медицинских изделий и медицинским изделиям одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков, произведенных в иностранных государствах.

3. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289. Ограничения и условия допуска применяются к лекарственным препаратам, включенным в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

4. Постановление от 22 августа 2016 г. № 832. В документе приведен перечень некоторых пищевых продуктов, в отношении которых применяются ограничения и условия допуска. К ним относятся: рыба, мясо, молоко, масло, сыр, рис, сахар и т.д.

5. Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2018 г. № 1119. В документе установлены ограничения на допуск оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей.

Структура Постановлений Правительства РФ в отношении ограничений и условий допуска

— Применяются для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— Приведены случаи отклонения, либо не отклонения заявок участников закупок заказчиком;

— Указаны случаи, при которых ограничения на допуск не применяются;

— Обязательным условием является подтверждение страны происхождения товара;

— Дается перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых применяются ограничения на допуск.

Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ

В Приказе Министерства Финансов РФ от 4 июля 2018 г. №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указаны следующие виды закупок, на которые распространяется национальный режим: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений.

1. Если поставщик подал заявку с товарами из ЕАЭС, и она соответствует требованиям документации и извещению о запросе котировок, то ему предоставляется преимущество в виде 15 %.

Если заявка содержит товары, указанные в Приложении к данному Приказу и происходящие из ЕАЭС, применяется понижающий 15 %-ный коэффициент. Контракт заключается по цене победителя. Это применимо к процедурам конкурса, запроса котировок, запроса предложений.

Пример: Во время проведения конкурса подано две заявки. Участник № 1 предлагает продукцию из перечня, произведенную в Армении (ЕАЭС), а участник № 2 – продукцию из Финляндии. Участник № 1 предложил 1 млн. рублей, а участник № 2 – 900 тысяч рублей. Применив национальный режим, видим, что цена участника № 1 – 1 млн. руб. – 15%=850 тысяч руб., он становится победителем, а сам контракт заключается с таким участником по цене 1 млн. руб.

2. Контракт заключается сниженным на 15 %, если в заявке содержатся товары, указанные в Приложении и страной происхождения хотя бы одного из них является НЕ ЕАЭС. Но также контракт заключается по цене победителя, если в предложении указаны товары из Приложения и страны ЕАЭС. Применимо для аукциона.

В данном регламенте также описываются случаи, при которых заявки отклоняются. Предметом одного контракта не могут быть товары, включенные в перечень и не включенные в него.

Важный момент! Все нормативно-правовые акты, указанные в статье, можно найти на сайте Единой информационной системы (http://zakupki.gov.ru) в разделе «Документы” во вкладке «Национальный режим”. Документы приведены на сайте в соответствии с действующими редакциями.

Как проверить ОКПД2 на национальный режим?

Классификатор ОКПД2 – это общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, принятый к обязательному использованию с 1 января 2017 г.

Участник закупок должен проверять ОКПД2 на национальный режим. Мы выяснили, что к Постановлениям Правительства РФ о запретах, ограничениях и условиях допуска прилагаются Приложения с указанием перечня товаров, происходящих из иностранных государств. Поэтому проверить ОКПД2 можно обратившись к Приложению с соответствующими товарами, так как в перечне приведены товары с указанием ОКПД2.

На примере перечня отдельных видов радиоэлектронной продукции:

На портале Единой информационной системы можно ввести необходимые вам значения, развернув окно расширенного поиска. Нужно оставить «галочку» только для 44-ФЗ, и тогда внизу появится поле «Ограничения и запреты». Затем выбрать строку «Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска» (рисунок 1).

Рисунок 1

Затем откроется окно, куда можно вбить ОКПД2 (система предлагает сделать это, воспользовавшись справочником), а также соответствующее Постановление Правительства РФ из перечня (рисунок 2 и рисунок 3).

Рисунок 2

Рисунок 3

Затем примените выбранные параметры и система предложит вам соответствующие закупки с установленными запретами, ограничениями или условиями допуска, в зависимости от вашей настройки (рисунок 4).

Рисунок 4

Как подтвердить страну происхождения товара?

— Сертификат – выдается соответствующим органом страны происхождения продукции;

— Заключение о происхождении – выдается Министерством промышленности;

— Декларация – составляется в свободной форме;

— Акт экспертизы Торгово-промышленной палаты;

— Копия специального инвестиционного контракта (СПИК), согласно которому юридическое лицо инвестирует в производство товара в стране не менее 3 млрд. рублей и более, и товар закупается без конкурса.

Применение национального режима по 223-ФЗ

В настоящее время существует один регламент. Это Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.

Целью данного нормативно-правового акта является предоставление преимущества для товаров, работ, услуг отечественного производителя. Процедурами закупки, при которых Постановление реализуется, являются конкурс, аукцион и иные способы закупки. Исключение составляют закупки у единственного поставщика.

Согласно документу к победителю применяется 15%-ный понижающий коэффициент, если закупка проводилась путем конкурса или в виде иной процедуры, при которой победитель определялся на основе стоимостных критериев и сопоставлением заявок, соответствующим документации. При этом заявка должна содержать российские товары, либо выполняться российским лицом. При выполнении данных условий контракт заключается по цене участника-победителя, предложившего наиболее низкую цену.

Контракт заключается с победителем по сниженной на 15 % цене в том случае, если процедура проводилась путем аукциона или способом понижения цены на «шаг». А также, если в заявке указан иностранный товар, либо услуга, оказываемая иностранным лицом.

Если при данных условиях цена контракта снижается до нуля и проводится на право заключения договора, то договор заключается с победителем по стоимости выше на 15 % от предложенной им.

В каких случаях преимущества предоставляются?

Наличие в документации о закупке следующих сведений:

— Указание участником в заявке страны происхождения продукции (декларирование);

— Включение в документацию регламента об ответственности за указание неверных сведений о стране происхождения товара;

— Прописывание НМЦК каждой единицы товара, работы, услуги;

— Наличие в документации условия о том, что не указание страны происхождения товара не является условием для отклонения заявки. В этом случае заявка будет рассмотрена, как предложение о поставке иностранных товаров;

— Если в заявке указываются товары российского и иностранного происхождения, то для установления соотношения цены, определяется цена каждой единицы товара, как произведение НМЦК единицы товара на коэффициент изменения НМЦК договора. Цена договора определяется по итогам закупки, как результат деления цены договора на НМЦК договора;

— Предоставление документов участниками, подтверждающих его регистрацию;

— Указание страны происхождения товара согласно документации;

— Регламент о заключении контракта с участником закупки, предложившим такие же или лучшие условия выполнения, при условии, что победитель будет признан уклонившимся;

— Невозможность замены страны происхождения товара в ходе работы, кроме случаев, когда вместо иностранных товаров поставляются отечественные. При этом российские товары не должны уступать иностранным.

В каких случаях преимущества не предоставляются?

— Контракт заключен с единственным участником, при признании закупки несостоявшейся;

— Отсутствие в заявке информации о российских товарах, либо выполнении работы российскими лицами;

— Отсутствие в заявке информации об иностранных товарах, либо выполнении работы иностранными лицами;

— Выполняются все условия документации, но при соотношении в заявке товаров, работ, услуг российских и иностранных, российских оказывается менее 50 %;

— При проведении аукциона, либо способом определения победителя путем снижения стоимости на «шаг», при соотношении российских и иностранных позиций в заявке, российских оказывается более 50 %.

В Постановлении Правительства РФ не приводится перечень товаров, работ, услуг, к которым применяются запреты, ограничения и условия к допуску. Поэтому национальный режим по 223-ФЗ имеет огромную сферу действия.

Выводы и рекомендации

Национальный режим:

— реализован в нормативно-правовых актах, принятых правительством Российской Федерации на законодательном уровне;

— направлен на развитие экономики нашей страны;

— нацелен на поддержку российского товаропроизводителя и создание ему экономически выгодных условий участия в закупках;

— необходим для государственных и муниципальных нужд.

Рекомендации:

— Изучите Постановления Правительства и Приказ Министерства финансов Российской Федерации, если к вашим товарам, работам, услугам применяется национальный режим;

— Внимательно читайте закупочную документацию, чтобы понять, чего хочет от вас Заказчик;

— Правильно заполняйте заявку на участие в соответствии с извещением о закупке, иначе ваша заявка будет отклонена, или вы не получите преимуществ по контракту;

— Проверяйте ОКПД2 на национальный режим.

Вот и все, что мы хотели Вам рассказать в данной статье. Ставьте лайки, делитесь материалом со своими друзьями и коллегами, задавайте вопросы.

Нац. режим 44-ФЗ создатель Алена Троян

Цели

1.2. Обеспечение обороны страны и безопасности государства

1.4. Защита внутреннего рынка Российской Федерации

Курирующий орган

2.1. Правительство РФ

На что распространяется

3.2. ПОСТАВКА ТОВАРА В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКУПАЕМЫХ РАБОТ/УСЛУГ, если товар можно принять на бух.учет как отдельный объект основных средств

Контроль

4.1. Контроль соблюдения

4.1.1. Участник в ПЧЗ указывает страну производителя. Заказчик проверяет.

4.2. Контроль исполнения

4.2.1. При регистрации контракта/сведений об исполнении контракта. Проверяющий — тер. органы ФК

Блоки реализации

5.1. ЗАПРЕТЫ импорту НЕТ

5.1.1. реализация

5.1.1.1. закупка импорта НЕВОЗМОЖНА, но есть исключения

5.1.2. группы товаров

5.1.2.1. промышленные товары

5.1.2.2. системы хранения данных

5.1.2.3. программное обеспечение

5.1.3. условия исключений

5.1.3.1. отсутствие «своего» производства

5.1.3.2. закупка единицы до 100т.р.(в совокупности до 1 млн.р.)

5.1.3.3. совместимость

5.1.3.4. зап. части и «расходники» по тех. документации

5.1.3.5. закупки силовиков (есть исключения)

5.1.4. сфера применения

5.1.4.1. закупка

5.1.4.2. аренда

5.1.4.3. лизинг

5.1.4.4. товар для работ/услуг

5.1.5. подтверждение происхождения товара (ВЧЗ и контракт)

5.1.5.1. номер реестровой записи Минпромторга и баллы локализации

5.1.5.2. сертификат страны ЕАЭС

5.1.5.3. декларация записи в реестре радиоэлектронной продукции

5.1.5.4. декларация о стране происхождения

5.1.6. доп.требования

5.1.6.1. при производстве одежды, обуви, тканей, кожи используемые материалы или полуфабрикаты должны быть только от «своих»

5.2. ОГРАНИЧЕНИЯ «третий лишний»

5.2.1. реализация

5.2.1.1. если допущено менее 2х заявок со «своей продукцией» с разными товарами и производителями, то допускают импорт

5.2.2. группы товаров

5.2.2.1. промышленные товары

5.2.2.2. лекарственные препараты

5.2.2.3. продукты питания

5.2.2.4. радиоэлектронная продукция

5.2.2.5. медицинские изделия

5.2.3. условия исключений

5.2.3.1. закупка спортивного оружия, патронов, боеприпасов и их деталей для обеспечения нужд спорта высших достижений

5.2.3.2. закупка зап.частей и деталей к используемому оружию спорт/огнестрельному/иностранному нарезному

5.2.3.3. ТРУ, по которым установлены запреты

5.2.4. сфера применения

5.2.4.1. закупка

5.2.4.2. товар для работ/услуг

5.2.5. подтверждение происхождения товара (ВЧЗ и контракт)

5.2.5.1. номер реестровой записи Минпромторга и баллы локализации

5.2.5.2. сертификат страны ЕАЭС

5.2.5.3. декларация записи в реестре радиоэлектронной продукции

5.2.5.4. декларация о стране происхождения

5.2.5.5. сертификат формы СТ-1

5.2.6. доп.требования

5.2.6.1. муз. инструменты и звук. оборудование из разных произв. групп не м.б. предметом одного лота

5.3. УСЛОВИЯ ДОПУСКА Импорту ДА

5.3.1. реализация ценовые преференции «своим»

5.3.1.1. К, ЗК, ЗП — минус 15% от ЦК при расчете рейтинга «своих»

5.3.1.2. А — минус 15% от ЦК, если импорт

5.3.2. группы товаров

5.3.2.1. промышленные товары

5.3.2.2. лекарственные препараты

5.3.2.3. продукты питания

5.3.2.4. радиоэлектронная продукция

5.3.2.5. медицинские изделия

5.3.3. условия исключений

5.3.3.1. К. ЭА, ЗК или ЗП признан несостоявшимся

5.3.3.2. все допущенные заявки содержат товары из ЕАЭС

5.3.3.3. все допущенные заявки содержат хотя бы 1 имп. товар

5.3.3.4. на закупаемые товары одновременно установлен запрет согласно ч.3 ст 14 Закона о КС

5.3.4. сфера применения

5.3.4.1. закупка

5.3.4.2. аренда

5.3.4.3. лизинг

5.3.4.4. товар для работ/услуг

5.3.5. подтверждение происхождения товара (ВЧЗ и контракт)

5.3.5.1. номер реестровой записи Минпромторга и баллы локализации

5.3.5.2. сертификат страны ЕАЭС

5.3.5.3. декларация записи в реестре радиоэлектронной продукции

5.3.5.4. декларация о стране происхождения

5.3.5.5. сертификат формы СТ-1

Начиная с 1 мая 2020 года, вступили в силу новые правила национального режима при закупках по 44-ФЗ.
В частности, вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, которое устанавливает запрет на допуск иностранных промышленных товаров, работ и услуг, которые выполняют иностранные лица.
Перечень иностранных товаров с запретом на допуск включает в себя 125 позиций: одежду, обувь, мебель, станки и оборудование.
Запрет на допуск иностранных промышленных товаров, работ и услуг, которые выполняют иностранные лица, не применяют, если:
∙ производства нет в России;
∙ закупка единицы товара до 100 тыс. руб., суммарная стоимость которых менее 1 млн руб.;
∙ необходимо обеспечить взаимодействие товаров из-за несовместимости с другими товарными знаками;
∙ закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию;
∙ закупки ФСБ, ФСО, Службы внешней разведки, Минобороны, МВД, Нацгвардии, Управления делами Президента;
∙ закупки охраны ФСО и транспортных средств МВД.
Предметом одного лота не могут быть товары, которые включены и не включены в перечень. Запрет распространяется на товары, которые поставляют заказчику при выполнении работ и оказании услуг, предметы аренды или лизинга.
Установлено, что ограничение допуска распространяется также на товары, поставляемые заказчику при выполнении (оказании) закупаемых работ, услуг. Также определено, что в целях соблюдения ограничений допуска нельзя объединять в одну закупку промтовары, включенные и не включенные в утвержденный постановлением перечень.
Дополнительным требованием является использование материалов или полуфабрикатов из России и (или) государств, входящих в ЕАЭС. Доптребование не действует, если в России и ЕАЭС материалы и полуфабрикаты не производятся.
С 1 мая 2020 года также вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, в котором утвержден перечень иностранных промтоваров с ограничениями допуска. В список вошло 174 позиции, в том числе мебель, подгузники, удобрения, лифты. Подлежать отклонению будут заявки, содержащие предложения о поставке иностранных промтоваров, при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, в которых содержится предложение о поставке отечественных (евразийских) промтоваров разных производителей.
При закупке товаров из перечня необходимо соблюдать правило «третий лишний» – отклонять все иностранные заявки, если минимум две заявки подали страны ЕАЭС.

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Тендер
  • Национальный режим и преференции в госзакупках

Национальный режим – это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

Ст. 14 44-ФЗ отражает правила применения национального режима при осуществлении закупок. Согласно 44-ФЗ, национальный режим применяется в трех вариантах:

  1. запреты

  2. ограничения

  3. условия допуска (преференции)

Запреты на участие в государственных закупках

Запреты устанавливаются при закупке определенных видов товаров, если они произведены на территории иностранного государства.

Их список определяется Постановлениями Правительства:

Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Подготовка заявки на участие

и ответа на техническое задание любой сложности

Заказать

Предоставление преференций

Преференции по 44 ФЗ – это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.

Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» четко сформулированы условия и порядок применения льгот для продукции, произведенной на территории государств- членов ЕАЭС.

Преференции товарам могут применяться при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.

Согласно Приказу Минфина N 126н, участники должны декларировать страну происхождения предлагаемых товаров и вся ответственность за достоверность предоставленной информации также лежит на поставщике.

При проведении конкурса, запроса котировок и запроса предложений, рассмотрение и оценка заявок, которые содержат товары из Перечня*, утвержденного Приказом, произведенных на территории государств из Евразийского экономического союза происходит с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной участником цене контракта.

При этом контракт с победителем заключается по предложенной поставщиком цене.

Если при проведении вышеуказанных видов закупочных процедур несколькими участниками были предложены одинаковые условия исполнения контракта, с учетом предоставления преференции одному (или нескольким) из них, то контракт будет заключен с тем, который имеет право на предоставление преференций.

При проведении закупки путем аукциона, если победителем становится поставщик, заявка которого содержит предложение товаров из Перечня*, произведенных на территории государств, не входящих в Евразийский экономический союз, то контракт с заключается по цене сниженной на 15% от предложенной победителем.

Исключения в предоставлении преференций по 44-ФЗ

Но также существуют и исключения, когда указанные преференции не применяются:

  1. В рамках одной закупки только часть поставляемой продукции входит в Перечень.

  2. Закупочная процедура признана несостоявшейся.

  3. В заявках на участие предлагается поставка всех товаров из Перечня, которые произведены на территории государств-членов ЕАЭС, или если хотя бы один товар в заявках участников — иностранный.

  4. В рамках одного аукциона победитель предлагает продукцию из Перечня, произведенную как на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. При этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза превышает 50% от общей стоимости.

  5. В рамках одного конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своем окончательном предложении участник указывает продукцию, как произведенную на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. И при этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза составляет менее 50% от общей стоимости.

*Перечень – список товаров, указанный в таблице приложения к Приказу Минэкономразвития России от 04.06.2018 г. N 126н.

Если участник попадает под все условия получения преференций, то у него есть весомый шанс выиграть контракт, воспользовавшись льготными условиями.

Преференции в 223-ФЗ

В отличие от закупок по 44-ФЗ, где предоставление преференций необходимо уточнять в закупочной документации, в торгах по 223 Федеральному закону – в приоритете выступают товары, произведенные в России, а также работы или услуги, оказанных российскими лицами.

Данное требование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, которое вступило в силу 1 января 2017 года.

Это ПП устанавливает условия предоставления приоритета, которыми необходимо руководствоваться: заказчику при составлении документации о закупке, а поставщику при подготовке заявки на участие. Приоритет российских товаров (работ, услуг) устанавливается при всех способах закупки, кроме закупки у единственного поставщика.

При осуществлении закупки в виде конкурса или другим способом, при котором победитель определяется по установленным в документации критериям или по самой низкой предложенной цене контракта — заявки тех участников, которые предлагают поставку товаров российского происхождения или оказание услуг и выполнение работ российскими лицами, оцениваются по предложенной цене, сниженной на 15%. Если такой поставщик выигрывает закупку, то контракт с ним заключается по цене, предложенной в заявке.

Например, при предложении участником цены контракта, например, в 100 тыс руб. его заявку будут рассматривать, как предложение стоимостью 85 тыс. руб. И если он выиграет, то контракт будет заключен на сумму 100 тыс руб.

Если закупка осуществляется способом, при котором участники делают предложения по снижению начальной максимальной цены, например, в форме аукциона, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, контракт заключается по цене сниженной на 15% от предложенной им.

Например, если поставщик, предлагающий иностранную продукцию, предложил цену контракта 100 тыс руб. и выиграл с этой ценой, то контракт будет заключен стоимостью 85 тыс руб.

А если проводится аукцион (или подобная закупка) в которой участники снизились до 0 и далее торги идут уже на право заключения контракта, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, договор заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной.

Встречаются такие аукционы, в которых участники снижаются от НМЦК, чтобы победить и получить право на исполнение контракта. Но когда происходит снижение до 0, начинаются торги на право заключения контракта. Т.е. каждый из поставщиков предлагает свою цену, которую он готов заплатить заказчику, чтобы забрать контракт себе. Участник, который предложит самую большую стоимость — выигрывает торги, уплачивает заказчику предложенную им сумму (в вышеописанном случае, с приоритетом российских товаров — при продаже иностранных ТРУ, победитель заплатит заказчику предложенную цену увеличенную на 15%) и заключает договор.

Такие закупки чаще всего проводятся в сфере услуг, т.к. всю заработанную в процессе исполнения контракта прибыль, победитель закупки оставляет себе.

Для предоставления приоритета заказчик должен указать в документации определенные условия и требуемые сведения:

  • требование о декларировании страны производства товаров в заявке;

  • положение об ответственности участников за предоставляемую информацию;

  • сведения о НМЦК каждого товара (работы, услуги);

  • и другие условия, которые полностью отражены в п.5 ПП № 925.

Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

  1. Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

  2. В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

  3. В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

  4. В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50%. Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства — приоритет для них не предоставляется.

  5. В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50%. Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

Оставьте комментарий