Содержание
МОСКВА, 14 июля. /ТАСС/. Минфин РФ разработал законопроект об изменении налогового режима для нефтегазовой отрасли для компенсации потерь бюджета от введенного в 2019 году налога на добавленный доход (НДД). Об этом во вторник пишет газета «Известия» со ссылкой на документ.
Согласно законопроекту, до конца 2023 года планируется в полтора раза повысить коэффициент налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), включенного в платеж по НДД. С 1 января 2024 года он будет понижен до 1.
Как пояснили изданию, индексация будет введена прежде всего для тех компаний, которые до перехода на НДД пользовались льготой по НДПИ, а после перевода месторождений на новый режим получили еще дополнительные преференции.
Кроме того, законопроект предусматривает запрет на понижение налоговой базы на сумму убытков более чем на 50% и сокращение коэффициента индексации с 1,163 до 1,07. Также Минфин предлагает актуализировать запасы компаний в рамках оценки льгот для выработанных месторождений и изменить точку отсчета выработанности с 1 января 2006 года на более поздний срок. По данным «Известий», этот срок с большой долей вероятности будет перенесен на 2019 год.
Ранее замминистра финансов РФ Алексей Сазанов в интервью агентству Reuters назвал введение НДД самой большой ошибкой за время своей работы в Минфине. Из-за введения налога федеральный бюджет в 2019 году недополучил 213 млрд рублей, что сопоставимо со стоимостью налоговых каникул для пострадавшего от пандемии малого и среднего бизнеса за два квартала, отмечал Сазанов. В свою очередь, Минэнерго РФ считает введение НДД удачным решением и выступает за расширение его действия.
О налоге
С 2019 года в нефтяной отрасли РФ действует новый фискальный режим — налог на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, которым, в том числе, предусматривается освобождение от экспортных пошлин на нефть, добытую на месторождениях в новых регионах нефтедобычи на первоначальном этапе разработки. НДД взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку. Пока НДД действует только для пилотных проектов. Ставка НДД — 50%. Налог распространяется на четыре группы месторождений: новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн); новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год. Также недавно было предложено ввести пятую категорию — для арктических проектов.
Что выбрать: SSD или HDD? Мы сравнили два типа накопителей и нашли преимущества у каждого вида устройств.
HDD и SSD: разные принципы работы
HDD и SSD функционируют совершенно по-разному.
Классические HDD состоят из одного или нескольких магнитных дисков и считывающих головок. Во время работы магнитные диски вращаются. Считывающая головка (закрепленная на рычаге) перемещается над поверхностью диска и распознает сохраненные данные.
SSD, наоборот, состоит из большого количества отдельных Flash-накопителей, которые встроены в диск по тому же принципу, что и в USB-флешках. Это означает, что в SSD нет двигающихся механических частей.
Преимущества SSD
Кажется, вот уже несколько лет SSD-накопители медленно, но верно обходят классические HDD по всем параметрам. Причиной этому является большое количество преимуществ:
-
Как уже было сказано, у SSD нет механических частей, что делает их более прочными, чем HDD. Такие устройства могут без проблем пережить даже падения (в большинстве случаев). В то время как с HDD это скорее всего приведет к дефектам конструкции и потере данных.
- Из-за отсутствия механических частей SSD практически не шумят. HDD, напротив, во время работы постоянно издает какие-то звуки. Особенно этот шум обращает на себя внимание в ноутбуках и ПК с тонким корпусом.
- Самое важное преимущество SSD: они работают значительно быстрее, чем классические жесткие диски. Благодаря этому ПК и ноутбуки с SSD-накопителем запускаются примерно в два раза быстрее, чем с классическими жесткими дисками. А файлы и программы открываются на таких устройствах до четырех раз быстрее.
- В конце концов, SSD легче, чем HDD. Кроме того, в большинстве случаев они потребляют существенно меньше энергии. Это делает их особенно интересными для применения в мобильных устройствах, так как увеличивает продолжительность их времени автономной работы.
Преимущества HDD
Помимо большого количества преимуществ, SSD обладают и некоторыми недостатками. Мы собрали для вас воедино информацию о том, в чем HDD превосходят популярные SDD-накопители.
- HDD в настоящее время гораздо дешевле, чем SSD. Тем не менее, вы можете сэкономить и при покупке нового типа накопителей данных. Для этого просто загляните в наш рейтинг и отсортируйте модели по соотношению цены и качества.
- Классические жесткие диски предлагают гораздо больше места для хранения данных. Здесь возможны объемы и до 10 Тбайт, в то время как SSD пока ограничиваются 2 Тбайт.
- При потере данных на HDD, как правило, остается какая-то надежда на спасение: зачастую с помощью специальных утилит информацию легко восстановить. Когда речь идет про SSD, данные будет очень сложно спасти.
Наш совет: используйте SSHD, которые комбинируют преимущества HDD-накопителей со скоростью SSD.
МОСКВА, 15 июня. /ТАСС/. Федеральный бюджет РФ в 2019 году недополучил 213 млрд рублей из-за введения налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли, что сопоставимо со стоимостью налоговых каникул для пострадавшего от пандемии малого и среднего бизнеса за два квартала, сообщил в интервью агентству Reuters замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. Введение НДД он назвал самой большой ошибкой за время своей работы в Минфине.
«Есть хорошая фраза: «Богатые богатеют, бедные беднеют». НДД — это наглядная демонстрация этой фразы. Посмотрев на итоги введения НДД, я могу сказать, что лично для меня это самая большая ошибка за все время работы в Минфине», — сказал Сазанов. «Условно можно сказать, что у каждого гражданина России забрали по 1 400 рублей, потому что эти деньги не получил бюджет, из которого финансируются все расходы государства. При этом куда они пошли — непонятно», — отметил замминистра.
«В 2017 году, когда мы обсуждали НДД, нам говорили — это очень правильный режим, вырастут инвестиции. Мы ввели его на 10% добычи, но инвестиции не увеличились ни на рубль. У топ-5 нефтяных компаний абсолютно никак не изменились инвестиции, разница — ноль. А вот дивиденды за это время выросли в два раза — на 500 млрд рублей», — констатировал Сазанов.
При этом возможность отмены НДД он исключил и посоветовал нефтяным компаниям, жалующимся на падение прибыли в условиях падения цен на нефть, «иметь совесть» и не надеяться на новые льготы.
По словам Сазанова, Минфин разработал законопроект, который позволит исключить выпадающие доходы в будущем и компенсировать эти потери. «Компенсация будет постепенной, не в один год, — рассказал он. — Ключевое — это пересмотр понижающих коэффициентов по НДПИ по 1 и 2 категориям. Коэффициенты будут повышены».
В то же время в отношении выработанных месторождений НДД работает хорошо, а выпадающие доходы — порядка 30-40 млрд рублей — укладываются в первоначальные прогнозы, добавил замминистра.
Он также положительно оценил эффект от налогового маневра в нефтяной отрасли, и добавил, что Минфин не планирует корректировать демпфирующий механизм, который позволил частично компенсировать потери бюджета от падения цен на нефть.
НДД в нефтяной отрасли
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья применяется с 2019 года и в том числе предусматривает отмену экспортных пошлин на нефть, добытую на месторождениях в новых регионах нефтедобычи на первоначальном этапе разработки. Ставка НДД — 50%, налог взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку.
Пока система действует только для пилотных проектов и распространяется на четыре группы месторождений: новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн в год); новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн.
Введение налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли России – самая большая ошибка последних лет. Об этом заявил в интервью агентству Reuters замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.
«Есть хорошая фраза: «Богатые богатеют, бедные беднеют”. НДД – это наглядная демонстрация этой фразы. Посмотрев на итоги введения НДД, я могу сказать, что лично для меня это самая большая ошибка за все время работы в Минфине”, – сказал замглавы министерства.
«Условно можно сказать, что у каждого гражданина России забрали по 1 400 рублей. Потому что эти деньги не получил бюджет, из которого финансируются все расходы государства. При этом куда они пошли – непонятно”, – отметил Сазанов.
«В 2017 году, когда мы обсуждали НДД, нам говорили – это очень правильный режим, вырастут инвестиции. Мы ввели его на 10% добычи, но инвестиции не увеличились ни на рубль. У топ-5 нефтяных компаний абсолютно никак не изменились инвестиции, разница – ноль. А вот дивиденды за это время выросли в два раза – на 500 млрд рублей”, – подчеркнул замминистра.
При этом возможность отмены НДД он исключил. И посоветовал нефтяным компаниям, жалующимся на падение прибыли в условиях падения цен на нефть, «иметь совесть” – не надеяться на новые льготы.
Минфин, по словам Сазанова, разработал законопроект, который позволит исключить выпадающие доходы в будущем и компенсировать эти потери. «Компенсация будет постепенной, не в один год, – рассказал он. – Ключевое – это пересмотр понижающих коэффициентов по НДПИ по 1 и 2 категориям. Коэффициенты будут повышены”.
В то же время в отношении выработанных месторождений НДД работает хорошо, а выпадающие доходы – порядка 30-40 млрд рублей – укладываются в первоначальные прогнозы, добавил замминистра. Он также положительно оценил эффект от налогового маневра в нефтяной отрасли, и добавил, что Минфин не планирует корректировать демпфирующий механизм, который позволил частично компенсировать потери бюджета от падения цен на нефть.
Как работает НДД
Система НДД начала работать с 1 января 2019 года. Налог будет взиматься не с объемов нефти, а с денежного потока. Базой для исчисления этого налога станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов. Ставка НДД — 50%.
Налог будет распространяться на четыре группы месторождений. Первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%. Вторая — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
Третья — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (квота — не более 15 млн тонн в год по фактическим заявкам компаний). Четвертая — новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год. :///
Подписывайтесь на нас в социальных сетях Telegram, Facebook, Twitter, VK, ОК и новостных агрегаторах Яндекс.Дзен и Google Новостях. Поделитесь новостью
-
19 июля президент РФ подписал закон о пилотном введении налога на дополнительный доход (НДД) с 2019 года — его нефтяные компании с нетерпением и надеждой ждали двадцать лет. «Сибирская нефть» разбиралась в том, какие преимущества получат нефтяники от нового налогового режима и почему он так важен для успешной разработки новых активов
Первые редакции законопроекта о переходе на налогообложение финансового результата от добычи углеводородного сырья были подготовлены еще в далеком 1998 году при разработке проекта Налогового кодекса РФ. За все время рассмотрения концепция нового налогового режима видоизменялась несколько раз — от введения НДД с прогрессивной ставкой в зависимости от значения Р-фактора (соотношение накопленных доходов к затратам) до введения налога на финансовый результат (НФР), представляющего из себя аналог налога на прибыль с полным отказом от взимания ключевого для государственного бюджета налога — НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Из-за разногласий между государственными ведомствами относительно параметров НДД реформа нефтяной отрасли несколько раз откладывалась.
И вот наконец по итогам практически 20-летнего периода обсуждение концепции нового налогового режима завершено. Утвержден итоговый вариант системы налогообложения финансового результата на базе уплаты НДД, параметры которой согласованы бизнес-сообществом и профильными министерствами. Что же из себя представляет утвержденный режим НДД и чем он отличается от других фискальных платежей в нефтедобыче?
В режиме дохода
Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на дополнительный доход. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от добытой нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр (см. врез). Это принципиальное отличие от НДПИ — новый налог взимается с финансового результата, а не с выручки и позволяет платить только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной.
Что касается налога на добычу полезных ископаемых, то НДД предполагает сохранение НДПИ, но в пониженном размере (в среднем на 60%) в сравнении с общей действующей налоговой ставкой. Кроме того, для участков недр, расположенных в новых регионах и относящихся к так называемым гринфилдам, предусмотрен льготный период уплаты НДПИ. Он предполагает, что в первые годы (до истечения 7 лет для гринфилдов в новых регионах или 2 лет для гринфилдов в традиционных регионах с года, следующего за началом промышленной добычи) ставка НДПИ снижена на величину до 60 и 50% соответственно. Таким образом, в рамках НДД происходит перераспределение налоговой нагрузки с этапа начала промышленной разработки месторождения на этап выхода проекта на окупаемость понесенных затрат. Также в режиме НДД отменяется действие сформированного за последние 10 лет лоскутного одеяла налоговых льгот по НДПИ.
Инесса Яшнева,
начальник налогового департамента «Газпром нефти»:Пилотное введение НДД — это одно из самых долгожданных событий для российской нефтяной отрасли. Переход к новой налоговой системе назрел давно, схожие по своей механике режимы показали свою эффективность во многих нефтедобывающих странах. От результатов апробации НДД будет зависеть будущее налогообложения отрасли, поэтому выбранным пилотным проектам будет уделяться особое внимание со стороны государства.
Компания активно участвовала в обсуждении основных параметров НДД и положений проектов законодательных актов с целью снятия неопределенностей, связанных с применением нового фискального режима, и учета интересов «Газпром нефти». Новая система начнет действовать уже с 2019 года. Это ставит перед нами амбициозную цель быстрой адаптации методологии, бизнес-процессов и учетных систем к новым налоговым реалиям.
НДД имеет ряд явно выраженных преимуществ по сравнению с действующей налоговой системой. В отличие от налога на добычу НДД основан на показателе дополнительного дохода (по сути — прибыли), объективно отражающем реальную экономическую эффективность разработки конкретного месторождения (лицензионного участка). Новый налог учитывает изменение горно-геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения: по мере истощения месторождения снижается доход и размер налога. НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, поскольку налог не взимается вплоть до полной окупаемости понесенных затрат, а последующее налогообложение соответствует показателям доходности. В случае высокомаржинальных проектов применение НДД обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства; одновременно создаются условия для реализации высокозатратных проектов. Кроме того, за счет снижения налоговой нагрузки до момента окупаемости проектов высвобождаются дополнительные средства. Таким образом, НДД стимулирует инвестирование в новые эффективные технологии нефтедобычи, что в конечном итоге приведет к увеличению текущего коэффициента извлечения нефти (КИН). По оценкам Минэнерго России, введение НДД позволит увеличить КИН с 27,2 до 35%, а добычу нефти — на 10–12 млн т/год.
Стоит также отметить, что режим НДД в принятой конфигурации не предполагает стимулирование разработки запасов газа и сохраняет налоговую нагрузку по НДПИ для этой категории запасов. То есть применение НДД для участков с преимущественно газовыми запасами может повлечь ухудшение экономической эффективности разработки. Поэтому, принимая во внимание возможность перехода нефтяного проекта со временем в газовую фазу, в новой налоговой системе предусмотрена возможность отказа от дальнейшего применения НДД в случае превышения доли остаточных запасов природного газа 50% относительно суммарных запасов углеводородов.
Расчет НДД
Ставка НДД составит 50%. Взимать новый налог будут с дохода от добычи нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, сниженного НДПИ, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр (база НДД = расчетная выручка — фактические расходы — расчетные расходы). Главные отличия НДД от налога на прибыль — учет капитальных расходов единовременно в момент оплаты (без начисления амортизации), а также определение прибыли от добычи в разрезе лицензионных участков (а не в целом по компании).
При определении расчетной выручки учитываются объемы добычи всех углеводородов, за исключением природного и попутного газа, закачанного в пласт в целях поддержания пластового давления, и попутного газа, закачанного в пласт на временное хранение. Цена нефти привязана к мировым котировкам сорта Urals (без учета скидок и премий за качество), по природному и попутному газу используются фактические цены реализации.
Фактические расходы учитываются при расчете НДД только в случае их непосредственной связи с разработкой участка недр. Капитальные расходы учитываются по кассовому методу (в момент их оплаты), операционные расходы учитываются по начислению (в момент их осуществления) в соответствии с закрытым установленным перечнем.
Для исключения необоснованного занижения сумм НДД предусмотрен контроль полученных доходов и расходов с точки зрения правил трансфертного ценообразования (т.е. потребуется подтверждать рыночный уровень цен в сделках с аффилированными лицами), а также восстановление сумм ранее учтенных капитальных расходов при позднем вводе, переводе на консервацию или дальнейшей реализации основных средств. Кроме того, предусмотрен минимальный НДД исходя из лимита фактических капитальных и операционных расходов (за исключением налогов) — 7140 рублей за тонну нефти в 2019–2020 годах и 9520 рублей/т с 2021 года. В бюджет уплачивается максимальная из величин — расчетного или минимального налога.
Тестовый периметр
На период апробации нового фискального режима установлен закрытый перечень пилотных участков, в отношении которых возможно применение НДД. Выделено несколько групп пилотов — традиционные и новые месторождения Западной Сибири, а также месторождения новых регионов нефтедобычи (Восточная Сибирь, НАО, север ЯНАО, Каспий) (см. рис.). В традиционных регионах нефтедобычи (ЯНАО, ХМАО, Коми, Тюменская область) выбрано 46 пилотных участков, право пользования которыми в большинстве случаев предоставлено крупнейшим нефтяным компаниям в РФ. Для новых регионов четкого перечня участков, которые начнут применение НДД с 1 января 2019 года, не установлено, прописаны лишь критерии по выработанности и регионам, а порядок перехода на НДД конкретных участков предполагает волеизъявление недропользователей. В портфеле «Газпром нефти» представлены пилоты всех групп участков.
Условия перехода на НДД в рамках тестового периода
Условное деление пилотов на четыре категории обусловлено порядком перехода участков на НДД и установленными особенностями налогообложения. В частности, наиболее привлекательные условия установлены для участков из новых регионов добычи (1–2 группы). Так, для этих активов применяется освобождение от уплаты экспортной пошлины и региональная льгота по НДПИ на нефть в течение семилетнего периода с года, следующего за началом промышленной добычи. Кроме того, в указанный льготный период все понесенные фактические расходы могут быть учтены без ограничения на установленный в налоге лимит. Учитывая, что многие участки недр разрабатываются уже не первый год, для обеспечения возможности максимального учета понесенных исторических затрат предусмотрено определение исторического убытка по НДД начиная с 2011 года.
Для пилотных участков 4-й группы (новые месторождения в Западной Сибири) также установлены схожие стимулирующие меры в виде применения льготы по НДПИ на нефть и отсутствия лимитирования фактических расходов в течение двухлетнего периода с года, следующего за началом промышленной добычи, а также учет исторических расходов начиная с 2007 года. Для пилотов 3-й группы (браунфилды Западной Сибири) подобные преференции не предусмотрены ввиду уже зрелой стадии разработки запасов.
Расчет ставки НДПИ на нефть
Масштабные перспективы
Стоит ли ждать дальнейшего увеличения количества пилотов в новых регионах нефтедобычи? Ответ на этот вопрос пока остается открытым. Сейчас обсуждается только расширение периметра пилотов по 4-й группе за счет увеличения суммарной квоты для всех участков по начальным извлекаемым запасам нефти с 51 до 150 млн т. Возможность включения других крупнейших нефтедобывающих регионов (в частности, Оренбургской и Томской областей) будет зависеть от результатов мониторинга экономической эффективности введения НДД как для бюджета, так и для недропользователей.
Для бюджета целью будет рост фискальных поступлений в долгосрочной перспективе от прироста добычи за счет открытия и освоения новых месторождений нефти и вовлечения в разработку нерентабельных в действующей налоговой системе запасов на уже открытых месторождениях. Для недропользователей ключевым ориентиром станет повышение рентабельности зрелых месторождений и новых проектов за счет учета геологических и технологических особенностей их разработки.
Первые итоги внедрения НДД можно будет подводить только через несколько лет. Сегодня же нефтяники надеются, что НДД в пилотном режиме оправдает все возложенные на него цели и ожидания и получит возможность распространения на всю нефтяную отрасль. А также позволит за счет мультипликативного эффекта на смежные отрасли экономики (такие, как производство материалов и оборудования, сервисные услуги и пр.) обеспечить устойчивое функционирование экономики страны в целом в долгосрочной перспективе.