Содержание
Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.
— По состоянию на 10 января 2020 года общая численность детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, составляет 279 260 человека, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Из них 191 004 человек, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (от 18 лет и старше).
И это при том, что на обеспечение сирот квартирами регионам каждый год предоставляется федеральная субсидия. Только на 2020 год на эти цели предусмотрено более 7,7 млрд рублей. В 2021 и 2022 — будут такие же суммы.
— Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.
Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей. Из расчета: 33 кв м. на одного человека. Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2019 год по данным Минстроя).
Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода. Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру. Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.
Что еще устанавливает законопроект? Перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одной квартире с родителями (которых лишили родительских прав). К таким условиям предлагается отнести случаи, когда эти лица:
— больны хроническим алкоголизмом или наркоманией
— имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления
— имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Исключение — лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.
(1) Минимальные требования к санитарно-техническому состоянию жилья кандидатов в замещающие родители установлены в Санитарно-эпидемиологической оценке жилых помещений, предназначенных для проживания детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи, утв. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2013. Это и есть те базовые ориентиры, которыми должен руководствоваться сотрудник органа опеки при осмотре и оценке жилья кандидатов.
(2) Утверждения отдельных сотрудников ООП, что жилье должно находиться в собственности кандидата в опекуны или приемные родители, не соответствуют п. 4 (в) Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423, согласно которому для получения заключения о возможности быть опекуном или приемным родителем кандидат должен подтвердить наличие жилья:
- либо выпиской из домовой (поквартирной) книги с места жительства (или иным документом, подтверждающим право пользования жилым помещением) и копией финансового лицевого счета — если кандидат проживает в муниципальном жилье, которым пользуется на основании договора социального найма, либо зарегистрирован в жилье, принадлежащем другому лицу;
- либо свидетельством о праве собственности на жилое помещение и копией финансового лицевого счета — если кандидат проживает в собственном жилье.
(3) На сегодняшний день в Жилищном кодексе РФ не установлено минимальных норм жилплощади на человека либо запрета на заселение одной комнаты лицами разного пола старше определенного возраста. Федеральный стандарт существует лишь в отношении социальной нормы площади жилого помещения при предоставлении жилья по договору социального найма, но в данном случае он неприменим.
Если в жилом помещении проживает слишком много человек (например, в моей практике был случай, когда семья москвичей из двух взрослых и двух детей хотела усыновить еще двоих детей, проживая в типовой 1-комнатной квартире; или семья в Амурской области, имея двух собственных детей и проживая на общей площади 40 кв.м., планировала принять еще троих детей-сирот), сотрудник ООП может выразить сомнения чисто санитарного характера, которые должны быть отражены в акте осмотра жилья. На основании подобного акта может быть выдано отрицательное заключение о возможности быть опекуном или приемным родителем. Это заключение кандидат вправе обжаловать в суде.
Важно отметить, что если «у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или приемным родителем, возникают сомнения в возможности и безопасности пребывания ребенка в семье, специалист должен сделать соответствующую запись в акте обследования условий жизни» кандидата, который в дальнейшем может стать причиной для отказа (п. 4 Письма Минобразнауки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»).
Novostroy.ru: Какими законодательными актами и статьями сегодня регулируется процесс получения сиротами жилья?
Николай Слабжанин, национальный директор Российского комитета «Детские деревни – SOS»: Если говорить в целом о бесплатном обеспечении жильем, то это право граждан закреплено в Конституции: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами» (часть 3 статьи 40). Более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе.
Социальная поддержка непосредственно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. и обеспечение их жильём, регламентируется соответствующим федеральным законом (№159-ФЗ), в статье 8 которого сказано, что после достижения совершеннолетия сиротам «однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда» – в случае, если у них нет своего жилья. Делать это должны исполнительные власти субъекта Федерации – за счет своего регионального бюджета и субсидий из федерального центра.
Ильмира Киш, заместитель директора по экспертной работе Благотворительного фонда «Образ жизни»: Отдельные нормы содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 92, закрепляющей виды жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2018 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До принятия этого Постановления в каждом регионе существовал свой порядок ведения списка.
Поскольку вопрос обеспечения жильем детей-сирот находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на уровне регионов принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру обеспечения этим правом.
Novostroy.ru: Почему даже после наступления совершеннолетия многие сироты не получают обещанных квартир? Опишите основные проблемы в рамках данного вопроса.
Н.С.: Очередь на данный момент составляет 191 тыс выпускников, она выросла за прошлый год примерно на 9 тыс человек. Это связано не только с тем, что не все региональные бюджеты одинаково богаты, и, соответственно, в бедных регионах и жилья строится меньше.
Взаимосвязанная проблема – относительно низкая стоимость жилья «социального назначения», если сравнивать с коммерческой недвижимостью или элитным жильём. Строить муниципальное жилье не всегда выгодно для застройщиков. Поэтому часто власти объявляют тендеры, а застройщики просто игнорируют их. В ряде регионов приходится возвращать неиспользованные средства в федеральный бюджет, так как они вовремя не были освоены, либо соответствующее жилье не было найдено.
Строить жильё для детей-сирот нужно в рамках специальных федеральных программ, – даже, возможно, нацпроекта – под управлением федерального Министерства строительства. А сейчас за обеспечение сирот жильем отвечают не строители, а региональные власти.
И.К.: В качестве основных проблем можно выделить следующие:
1. Несоблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
— вовремя не установлен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и, как следствие, невозможность быть признанным нуждающимся в предоставлении жилья без установления данного юридического факта;
— неправильно проведена оценка факта возможности проживания в имеющемся у ребенка на правах собственности или социального найма жилье.
2. Совершеннолетний дееспособный не всегда обладает информацией о том, что имеет право на предоставление жилья, т.к. не имеет в силу многих причин необходимых знаний и компетенций и не в состоянии самостоятельно воспользоваться своим правом, если до его совершеннолетия этого не сделал его законный представитель.
3. Обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В ряде регионов строительство жилья, относящегося к спецжилфонду, идет недостаточными темпами из-за недостаточного финансирования. Еще одна причина — в спецжилфонде регионов недостаточно жилья, соответствующего нормативам предоставления жилой площади на условиях социального найма.
Novostroy.ru: Минпросвещения предложило ужесточить правила получения жилья для данной категории граждан. Речь идет о вводе ограничений на получение жилья для детей-сирот старше 23 лет, об усложнении процедуры постановки в очередь при переезде в другой город и об исключении некоторых категорий претендентов из списка. К чему, по Вашему, способно привести закрепление подобной инициативы на уровне законодательства? Сократит ли это очереди на жилье?
Н.С.: Это борьба не с проблемой, а с пострадавшими от проблемы. По сути, речь об искусственном ограничении законных прав сирот.
То есть, это на какое-то время позволит формально сократить очереди, но никак не решит проблемы людей, которым негде жить, и не поможет увеличить количество доступного жилья.
Само Министерство просвещения говорит, что более 30% стоящих в очереди – это граждане старше 23-х лет. Но это же не значит, что им не нужна крыша над головой! Среди сирот есть и те, кто до 30 лет не может реализовать своё законное право на жильё.
Это нарушает статью 19 Конституции РФ, которая говорит о недескриминации по любому признаку перед законом и судом, и статью 18 Конституции РФ, в которой закреплено, что права и свободы являются непосредственно действующими, и не нужно их добиваться через суд.
Novostroy.ru: Каким образом проблемы с получением жилья влияют на жизнь детей-сирот после ухода из интерната и их социализацию?
Н.С.: Несомненно, отсутствие своего постоянного жилья не помогает нормальной социализации. Это дополнительная проблема для молодого человека, и без того редко полностью готового к самостоятельной жизни. Вместо того, чтобы заниматься построением правильной жизненной траектории – учиться, овладевать перспективной профессией и т.д., вчерашний ребёнок вынужден решать базовые вопросы безопасности.
Но здесь вопрос шире: насколько сирота подготовлен и социализирован на момент совершеннолетия? У детей, всю жизнь воспитывавшихся в специализированных учреждениях, вне семьи, уровень этой подготовки всегда ниже, потому что за них всё решают воспитатели и другие взрослые. Для такого сироты и своя квартира может оказаться не помощью в личностном становлении, а местом для «весёлой жизни» со случайными друзьями – с печальными последствиями, как правило…
В результате пандемии коронавируса проблема обостряется, так как выпускник, теряя работу, теряет средства для оплаты съёмного жилья. Если закрывается общежитие, проблема еще сложнее. Это проблема не только одного человека, но и его семьи. Поэтому число пострадавших от данной очереди в 1,5 -2,5 раза больше, чем 191 тысяча.
Многие эксперты говорят, что законопроекты имеют единственную цель: сократить социальные обязательства государства в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями – путем отказа от ранее установленных государственных гарантий прав указанных граждан на жилые помещения.
Да, проблему нужно решать, но не за счет людей, многие из которых годами ждут квартиру. В свое время большую их часть предали родители, а теперь получается, что они опять сталкиваются с тем, что их могут предать.
И.К.: Обеспеченность собственным жильем дает как материальную, так и эмоциональную уверенность выпускника в своих силах. Как правило, они трудоустроены не на самые высокооплачиваемые позиции, поэтому крайне важно, чтобы весь доход выпускника не уходил на вынужденную аренду жилья.
Новость по данной теме27 февраля 2020 После детдома государство обязано обеспечивать детей-сирот жильём. Но сейчас, как отмечают в Правительстве, регионы с этой задачей не справляются — очередь ожидающих свою квартиру растёт. Минпросвещения предложило выдавать жилищные сертификаты, на которые выходцы из детдомов сами смогут приобретать себе недвижимость. Предполагается, что его номинал составит 1 миллион 487 тысяч рублей.
Все дети-сироты, у которых нет пригодного для проживания жилья, имеют право на жилое помещение по достижении 18 лет. К началу 2020 года в очереди на жилье стоят больше 279 тысяч детей-сирот. Как выяснила Счетная палата РФ, с 2015 года очередь ежегодно увеличивалась на 13 тысяч человек. При этом половина из них (45%) старше 23 лет. Всего, по данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) на 1 января 2020 года, ждут жилья 68 439 человек старше 23 лет.
«Такие дела», ознакомившись с докладом СП, рассказывают, почему те, кто уже давно должен жить в полученных квартирах, только встают в очередь.
Вручение ключей от новых квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителейФото: Александр Некрасов/ТАСС
Почему оказалось так много детей-сирот старше 23 лет без квартир?
Главная причина, почему так много «взрослых» детей-сирот встают в очередь в последние годы, — активная работа общественных организаций и фондов помощи детям-сиротам. Они рассказывают подопечным, что встать в очередь на жилье можно и после 23 лет, помогают разобраться в юридических вопросах получения жилья, сопровождают в судах, пишут иски и готовят тезисы выступлений. С 2019 года попасть в список претендентов на жилье стало проще и благодаря изменению в законодательстве.
Как раньше
По закону № 159-ФЗ претендовать на жилье могли только те сироты старше 23 лет, которые до этого стояли в очереди, но не успели получить квартиру от государства. Если же у ребенка-сироты есть право на жилье, но по каким-то причинам он не встал в очередь до 23 лет, ему нужно в суде доказывать, что эти причины были уважительными. Если суд признавал доказательства, претендента на жилье добавляли в список.
Алексей Головань, правозащитник и директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе», считает такую практику абсурдной: «Если ребенок-сирота до 23 лет не воспользовался своим правом на жилье, значит, он или вообще не знал, что у него такое право есть, или не знал, как это право реализовать. Через меня прошли тысячи ребят, и многие пытались получить жилье, но никто не рассказал им, что нужно подать заявление в двух экземплярах, чтобы на втором поставили отметку о том, что заявление принято”.
Правозащитник добавил, что часто дети обращались за реализацией права на жилье устно, и их обращения нигде не фиксировались. Однако были случаи, когда заявления никуда не шли даже после письменных обращений.
«Опекуны, сотрудники интернатов и органов опеки должны были исполнить свои обязанности и внести детей-сирот в список на получение жилья, но не сделали этого. А ответственность перекладывается на детей, которым приходится доказывать, что была уважительная причина не встать в очередь до 23 лет», — отметил Алексей Головань.
Как сейчас
4 апреля 2019 года Правительство РФ выпустило постановление № 397 «О порядке формирования списков детей-сирот», которое требует включать в список на получение жилья всех детей-сирот старше 23 лет, вне зависимости от того, по каким причинам они не встали в очередь на жилье раньше.
После изменений в законодательстве встать в очередь на жилье стало гораздо проще. И все же некоторые суды и судьи иначе трактуют закон и до сих пор требуют доказательств, что ребенок-сирота не встал в очередь до 23 лет по уважительной причине.
Попасть в список — только полдела
Встать в очередь — это только первый шаг, жилья еще нужно дождаться. Среднее время ожидания по России — семь лет, однако в некоторых регионах приходится ждать больше 20 лет: в Бурятии — 24 года, в Тыве — 29 лет, в Еврейской автономной области — 31 год, в Мордовии — 34 года. При этом на государственном уровне для детей-сирот нет гарантий на временное жилье или компенсации за съем на время, пока они стоят в очереди. Такая поддержка предусмотрена в некоторых регионах, но по данным Счетной палаты, получают ее только 5% от всех, кто стоит в очереди.
В некоторых регионах детям-сиротам приходится ждать квартиры больше 20 лет
Причины долгих очередей:
- Недостаточное финансирование
Ежегодно в консолидированных бюджетах бюджетной системы РФ предусматривается около 32 миллиардов рублей на жилье для детей-сирот, но этих денег недостаточно для решения проблемы. Если объем финансирования сохранится на уровне 2019 года, то на погашение задолженности перед всеми детьми-сиротами уйдет шесть-семь лет.
- Регионы не используют значимую часть денег, выделяемых на решение проблемы
Некоторые регионы практически не осваивают государственные субсидии. За 2018 год объем неисполненных бюджетных назначений федерального и региональных бюджетов составил 3,2 миллиарда рублей. На эти деньги можно было бы обеспечить квартирами около 2300 человек.
- Сложно купить жилье для детей-сирот у частных собственников
Государство может приобретать жилье для детей-сирот у частного собственника, но только если у него есть электронная подпись. Это сильно осложняет закупки. Например, в Ивановской области на сайте Domofond.ru количество подходящих квартир больше, чем количество стоящих в очереди сирот. А значит, изменив правила закупок у физических лиц, можно было бы быстро обеспечить жильем всех, кто стоит в очереди.
- Не используются свободные квартиры, которые есть у других ведомств
Счетная палата провела анализ и только у Минобороны России нашла 508 невостребованных военнослужащими жилых помещений, которые могут быть переданы регионам для обеспечения жильем детей-сирот.
- Жилье выдают только по решению суда
Из-за долгого ожидания дети-сироты обращаются в суды. По итогам 2018 года из 25 тысяч человек, обеспеченных жильем, только половина получила его по решению суда (12,4 тысячи). Судебное решение автоматически перемещает человека в верх очереди, в итоге дети, которые не обращаются в суд, могут ждать очереди бесконечно. В 12 субъектах России жилье предоставляется только на основании судебных решений, но далеко не все дети-сироты об этом знают.
Жилищные сертификаты — спасение?
Анализируя успешные практики, Счетная палата приводит в пример Приморский край. В этом регионе сироты, достигшие 25 лет, могут получить жилищный сертификат. Сертификат позволяет приобрести жилье на территории края исходя из нормы 36 квадратных метров на человека.
Оплата производится по реквизитам продавца при условии, что площадь квартиры не менее 18 квадратных метров. При этом верхний предел площади жилья не ограничен. А значит, человек может использовать собственные средства, чтобы приобрести большее по площади жилье.
По данным Счетной палаты, с начала 2019 года дети-сироты старше 25 лет подали 460 заявок на получение сертификата, из них 294 заявки одобрены. Сертификаты выданы 132 гражданам, а 104 человека уже приобрели жилье в собственность.
По мнению Счетной палаты, практику «жилищных сертификатов» стоит распространить на все регионы и предоставлять их всем детям-сиротам старше 23 лет, которые стоят в очереди на жилье, с их согласия. После 23 лет у многих появляются семьи, дети, и в такой ситуации материальная помощь может стать хорошей альтернативой однокомнатной квартире площадью 33 квадратных метра, которая положена по закону. Добавив сертификат к другим мерам поддержки — материнскому капиталу, льготной ипотеке, уже взрослые дети-сироты со своими семьями могли бы выбрать наиболее подходящее жилье.
И все же в использовании жилищных сертификатов есть много скрытых угроз. Алексей Головань не поддерживает инициативу Счетной палаты: «В том же Приморском крае, где сейчас практикуют выдачу сертификатов, государство никак не следит за судьбой тех, кто эти сертификаты получил. Живут люди в купленных квартирах или оказались в руках мошенников, никому не интересно. Договор специализированного найма, который действует сейчас, вынуждает органы местного самоуправления осуществлять сопровождение ребят».
Сейчас сироты получают жилье по договору специализированного найма. В течение пяти лет его нельзя приватизировать, а значит, нельзя продать. Это защищает их от мошенников, позволяет адаптироваться к самостоятельной жизни, уверен Головань. Если в течение пяти лет квартира содержится в хорошем состоянии, человеку позволяют ее приватизировать. Если к состоянию жилья есть вопросы, срок аренды продлевается еще на три года.
«Это сигнал для регионов: до 25 лет стоит потянуть, а потом можно выдать сертификаты и сэкономить»
«Возвращение к жилищным сертификатам выводит детей из зоны защиты. Конечно, порог в 25 лет и идея объединения жилищного сертификата с материнским капиталом имеют смысл. Но по опыту, как только главная граница стирается, детали начинают переписывать как угодно. Нет гарантий, что через несколько лет закон не решат пересмотреть, чтобы получать жилищный сертификат сироты могли и в 18 лет. Кроме того, возникает вопрос: если у региона есть возможность выдать жилищный сертификат, что мешает выдавать жилье в натуре? Ответ очевиден: выдаваемые сертификаты по стоимости будут ниже фактических цен на жилье!»
Существует и третья проблема, продолжает правозащитник. «Если государство законодательно вводит жилищные сертификаты для детей-сирот старше 25 лет, оно в федеральном законе прописывает свою неспособность предоставить жилье всем детям-сиротам, у которых есть такое право. В то же время это сигнал для регионов: до 25 лет стоит потянуть, а потом можно выдать сертификаты и сэкономить”, —опасается он.
Как будет развиваться ситуация?
Детей-сирот старше 23 лет не бесконечное количество, многие из них уже встали в очередь на получение жилья, считает Алексей Головань. В ближайшие год-два приток достигнет своего максимума и пойдет на спад. Государство будет иметь дело только с текущими сиротам, новые «взрослые» появляться не будут. Если руководители регионов, представители министерств и департаментов будут контролировать решение жилищной проблемы детей-сирот, ничто не помешает им разобраться с большим количеством должников и выйти на плановое обеспечение жильем, когда человек, оставшийся без попечения родителей, получает квартиру в год своего восемнадцатилетия.