Не пригоден к эксплуатации

Оборудование устаревает, изнашивается, выходит из строя. Иногда целесообразно списать его, а не проводить ремонт, который зачастую оказывается дорогостоящим. Порядок списания основных средств в бухучете регламентирован Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н. Решение о невозможности дальнейшего использования основного средства и его списании принимает комиссия, созданная в соответствии с приказом руководителя. Члены комиссии устанавливают причину списания: физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии и т. д. Если имущество пришло в негодность до окончания срока полезного использования (преждевременно), определяются лица, виновные в этом. Кроме того, члены комиссии выясняют, можно ли использовать в дальнейшем отдельные узлы, детали, материалы выбывающего объекта, осуществляют контроль за изъятием цветных и драгоценных металлов, определяют их вес.

Если комиссия пришла к выводу, что основное средство необходимо вывести из эксплуатации и ликвидировать, то после завершения работ по ликвидации объекта оформляется акт о списании, который утверждается руководителем организации. В нем отражаются год создания объекта, дата поступления в организацию, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость (для переоцененных объектов — восстановительная), сумма начисленной амортизации, причины списания и возможность использования как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей.

Унифицированные формы актов о списании основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Для списания пришедшего в негодность автотранспорта применяется акт по форме № ОС-4а, для иного объекта основного средства — по форме № ОС-4, а для группы основных средств, не являющихся автотранспортом, — по форме № ОС-4б.

Каждый документ составляется в двух экземплярах. Один передается в бухгалтерию, другой остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств. Он является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания основного средства. Эти материальные ценности принимаются к учету на основании приходного ордера по форме № М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.

При ликвидации объекта недвижимости составляются акты по формам № КС-9 и КС-10, утвержденным постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100.

налог на прибыль

В налоговом учете расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств включаются в состав внереализационных (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). К таким расходам относятся суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, затраты на демонтаж, разборку и вывоз разобранного имущества. Как и в бухучете, списание основного средства оформляется приказом руководителя организации и актом о списании (ликвидации) основных средств (формы № ОС-4, ОС-4а и ОС-4б), подписанным членами ликвидационной комиссии.

Важный момент: акт о списании (частичном списании) объекта основных средств с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации (частичной ликвидации) объекта основных средств.

Процесс ликвидации бывает достаточно длительным. Возможна ситуация, когда основное средство выведено из эксплуатации (начата ликвидация) в одном налоговом периоде, а закончена ликвидация — в другом. Затраты на ликвидацию учитываются в составе внереализационных расходов на дату ликвидации (при оформлении акта № ОС-4, ОС-4а или ОС-4б). Это следует из пункта 1 статьи 272 НК РФ, согласно которому расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся.

ПРИМЕР 1 В ООО «Вектор» вышел из строя станок. На основании приказа руководителя от 29 декабря 2008 года была создана комиссия, которая после обследования оборудования сделала вывод, что оно не пригодно к эксплуатации в результате физического износа и подлежит списанию. Первоначальная стоимость объекта по данным налогового учета — 100 000 руб., сумма начисленной амортизации — 80 000 руб. Объект выведен из эксплуатации в декабре 2008 года (начало ликвидации).

Ликвидация оборудования завершена в январе 2009 года, что подтверждено актом по форме № ОС-4.

Остаточная стоимость ликвидируемого имущества (сумма недоначисленной амортизации) — 20 000 руб. (100 000 руб. – 80 000 руб.) включается в состав внереализационных расходов в январе 2009 года в полной сумме.

Допустим, предстоят сложные работы по ликвидации зданий или сооружений, например демонтаж. Тогда целесообразно воспользоваться услугами сторонних организаций, имеющих в штате квалифицированных специалистов. Стоимость таких работ нужно учитывать в составе внереализационных расходов на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Датой осуществления внереализационных расходов на оплату работ, выполненных сторонними организациями, признается дата расчетов согласно заключенным договорам, дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Иначе говоря, датой учета затрат может быть дата подписания акта выполненных работ.

ПРИМЕР 2 В ЗАО «Катет» принято решение ликвидировать ветхое здание (склад). Для этого была привлечена сторонняя организация. Общая стоимость работ составила 300 000 руб. (без НДС). В соответствии с договором работы проводятся в два этапа. Первый этап окончен 30 июня, стороны подписали акт. Стоимость работ — 100 000 руб. (без НДС). Второй этап (окончание работ по ликвидации) завершен 31 августа 2008 года.

ЗАО «Катет» имеет право отразить в налоговой базе расходы по первому этапу в 1-м полугодии 2008 года. Остальную сумму (200 000 руб.) организация признает для целей налогообложения 31 августа после подписания акта сдачи-приемки по второму этапу. Тогда же будет включена в состав внереализационных расходов и величина остаточной стоимости объекта недвижимости.

Если работы по ликвидации проводят сотрудники организации, начисленная им заработная плата отражается в расходах на оплату труда в общем порядке, то есть исходя из сумм выплат, начисленных в соответствии со статьей 255 НК РФ.

Частичная ликвидация

Зачастую ликвидируется не все основное средство, а его часть. В первую очередь это касается недвижимого имущества, когда сносят не подлежащую восстановлению часть строения. Необходимо учитывать, что при частичной ликвидации объектов основных средств изменяется их первоначальная стоимость. Такое требование содержится в пункте 2 статьи 257 НК РФ. Следует также скорректировать сумму начисленной амортизации на момент таких работ. Сумма недоначисленной амортизации на стоимость той части основного средства, которая ликвидируется, признается в составе внереализационных расходов на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса в периоде окончания работ по демонтажу. Остаточная стоимость ликвидируемой части здания может быть определена, например, пропорционально ликвидируемой площади объекта.

ПРИМЕР 3 В собственности ЗАО «Параллель» находится склад общей площадью 100 кв. м. В нем два помещения площадью 90 кв. м и 10 кв. м. Поскольку эксплуатация меньшего помещения невозможна без дорогостоящего ремонта, организация решила, что выгоднее его ликвидировать. Первоначальная стоимость склада — 1 000 000 руб., сумма начисленной амортизации на момент начала ликвидации — 400 000 руб.

Часть первоначальной стоимости, относящейся к демонтируемому помещению, — 100 000 руб. (1 000 000 руб. : 100 кв. м#10 кв. м), а сумма начисленной амортизации — 40 000 руб. (400 000 руб. : 100 кв. м# #10 кв. м).

Таким образом, остаточная стоимость ликвидируемой части склада составляет 60 000 руб. (100 000 руб. – 40 000 руб.), что соответствует оценке независимого эксперта. Эту сумму организация учтет в составе внереализационных расходов в месяце окончания работ по ликвидации.

СПРАВКА

Ликвидация основного средства при упрощенной системе

Организация, применяющая «упрощенку» с объектом налогообложения доходы минус расходы, учитывает расходы на приобретение основных средств в порядке, предусмотренном в пунктах 3 и 4 статьи 346.16 НК РФ.

На момент списания объекта в связи с невозможностью дальнейшего использования его стоимость может быть включена в налоговую базу не полностью. Однако несписанная сумма при выбытии основного средства не учитывается для целей налогообложения, так как не предусмотрена в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.

В пункте 3 статьи 346.16 НК РФ предусмотрена необходимость пересчета налоговой базы. Однако данная норма на выбытие основного средства в связи с его физическим и моральным износом не распространяется. Налоговая база пересчитывается только при реализации объекта до истечения определенного срока.

Если в результате демонтажа остались детали, запчасти, материалы, у организации-«упрощенца» возникает доход в размере стоимости этих материальных ценностей, исчисленной исходя из рыночных цен (п. 4 ст. 346.18 НК РФ).

После частичной ликвидации основного средства его первоначальная стоимость уменьшится, а значит, изменится и величина ежемесячных амортизационных отчислений.

Оприходуем запчасти

После демонтажа основного средства остаются материалы и запчасти, которые организация принимает к учету. Для целей налогообложения прибыли стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке ликвидируемого объекта основных средств, выведенного из эксплуатации, включается в состав внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). Оценка таких доходов проводится исходя из рыночных цен с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса (п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ). Сказанное не распространяется на случаи, когда основные средства уничтожаются в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 приложения по проверке к Конвенции (подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Обратите внимание: налогоплательщик отражает доход независимо от того, будут в дальнейшем оприходованные после ликвидации материалы использованы в хозяйственной деятельности или нет (в случае когда запчасти подлежат уничтожению из-за непригодности к использованию). Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 19.05.2008 № 03-03-06/2/58.

При выбытии (списании в производство, реализации) материально-производственных запасов, полученных в результате демонтажа основного средства, их стоимость определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с дохода, предусмотренного в пункте 13 статьи 250 НК РФ. Основание — пункт 2 статьи 254 НК РФ.

ПРИМЕР 4 В июле 2008 года ООО «Сфера» демонтировало выведенное из эксплуатации основное средство, в результате чего остались детали, которые были оприходованы. Их рыночная стоимость — 100 000 руб. (без НДС). В августе часть данных материально-производственных запасов стоимостью 30 000 руб. была реализована за 50 000 руб. (без НДС), а остальные детали уничтожены как непригодные к дальнейшему использованию.

В налоговом учете ООО «Сфера» на дату оприходования деталей, полученных при ликвидации основного средства, обязано включить во внереализационные доходы 100 000 руб.

В августе ООО «Сфера» отражает доход от реализации деталей — 50 000 руб. Одновременно организация включает в состав материальных расходов 7200 руб. (30 000 руб.#24%).

При списании деталей (на сумму 70 000 руб.), непригодных к дальнейшему использованию, организация для целей налогообложения прибыли не сможет учесть их стоимость в расходах, поскольку у нее не было затрат на их приобретение.

Таким образом, в налоговой базе учитываются доходы — 150 000 руб. (100 000 руб. + 50 000 руб.) и расходы — 7200 руб.

В результате рассмотренных операций исчисляется налог на прибыль в размере 34 272 руб. .

Ликвидируем объект незавершенного строительства

Расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства учитываются в налоговой базе на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Имеются в виду затраты на демонтаж, разборку и вывоз мусора. Стоимость самого недостроенного объекта включить в состав расходов налогоплательщик не может. Такие расходы в названном подпункте не предусмотрены. Однако, если организация сможет доказать, что данные затраты соответствуют обязательным требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ (экономически обоснованны и документально подтверждены), она вправе признать их при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Правда, сделать это будет достаточно трудно.

Что касается материалов, полученных при ликвидации объекта незавершенного строительства, их стоимость учитывается во внереализационных доходах в качестве дохода в натуральной форме на основании пункта 13 статьи 250 НК РФ. Причем стоимость оценивается исходя из рыночных цен.

При дальнейшем использовании в производстве, реализации или уничтожении стоимость МПЗ не учитывается для целей налогообложения, поскольку нормами главы 25 НК РФ это не предусмотрено.

ПРИМЕР 5

Воспользуемся условием примера 4. Предположим, что ликвидируется объект незавершенного строительства. Для упрощения примера иные расходы, связанные с ликвидацией, рассматривать не будем.

В июле 2008 года организация при оприходовании запчастей, оставшихся после демонтажа, учла их стоимость в доходах. Она соответствует рыночной.

После завершения работ по ликвидации стоимость недостроенного здания не включается в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, так как не отвечает требованиям статьи 252 НК РФ.

В августе ООО «Сфера» отразило доходы от реализации части запчастей, то есть 50 000 руб. (без НДС). Их стоимость в налоговой базе не учитывается (ни полностью, ни частично). Стоимость уничтоженных деталей также не признается в целях налогообложения.

Налог на добавленную стоимость

При ликвидации объекта основных средств следует обратить внимание на несколько важных моментов, связанных с исчислением налога на добавленную стоимость.

Налог по ликвидируемому объекту, ранее принятый к вычету

Вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для операций, признаваемых объектами обложения этим налогом. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса.

Понятно, что основное средство, выведенное из эксплуатации в результате износа и ликвидированное, перестает участвовать в налогооблагаемых операциях. Выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, объектом обложения НДС не является (ст. 146 НК РФ). Нужно ли восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычету?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Налог на имущество и транспортный налог

Иногда работы по ликвидации занимают продолжительное время, особенно если речь идет о сносе объектов недвижимости. С какого момента стоимость основного средства перестает включаться в налоговую базу при расчете налога на имущество организаций?

В пункте 1 статьи 374 НК РФ сказано, что объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов остаточная стоимость основного средства списывается в прочие расходы по окончании процедуры выбытия. Следовательно, основное средство перестает быть объектом налогообложения после окончания работ по ликвидации. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 03.04.2007 № 03-05-06-01/24.

При списании автотранспорта его необходимо снять с учета в ГИБДД. Дата снятия указывается в форме № ОС-4а.

Напомним, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). В случае ликвидации автомобиля транспортный налог исчисляется за те месяцы, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию, включая месяц снятия с учета (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ суммы налога подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для операций, признаваемых объектом налогообложения.

Значит, суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету при ликвидации основного средства, необходимо восстановить. Причем в том налоговом периоде, в котором названное имущество списывается с учета. Восстановлению подлежит налог в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости имущества без учета переоценки. Такой вывод сделан, в частности, в письме Минфина России от 01.11.2007 № 03-07-15/175 (доведено до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 20.11.2007 № ШТ-6-03/899@).

ПРИМЕР 6 ЗАО «Азимут» решило ликвидировать основное средство в связи с физическим износом и невозможностью дальнейшего использования. Объект был выведен из эксплуатации в августе 2008 года. Его первоначальная стоимость без НДС — 100 000 руб., остаточная стоимость — 30 000 руб.

При принятии на учет данного основного средства организация правомерно приняла к вычету предъявленный поставщиком налог на добавленную стоимость в размере 18 000 руб.

Так как выбытие имущества не связано с реализацией и не подлежит обложению НДС, ЗАО «Азимут» в августе 2008 года должно восстановить и уплатить в бюджет часть ранее принятого к вычету налога, рассчитанную пропорционально остаточной стоимости объекта, — 5400 руб. (18 000 руб.#30 000 руб. : : 100 000 руб.).

Налог, предъявленный сторонней организацией, осуществляющей демонтаж

Сторонняя организация, выполняющая работы по ликвидации, предъявляет налогоплательщику НДС со стоимости таких работ (исключение составляют случаи, когда подрядчик не является плательщиком данного налога). Можно ли принять такой НДС к вычету?

Как уже отмечалось, при ликвидации основного средства объекта налогообложения не возникает, то есть работы по демонтажу не связаны с операциями, облагаемыми налогом на добавленную стоимость.

Следовательно, суммы «входного» НДС по таким работам не могут быть предъявлены к возмещению. Суммы налога не учитываются и в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

Реализация металлолома

Нередко при демонтаже основного средства остаются черные и цветные металлы, которые организация впоследствии реализует в качестве лома.

До 1 января 2008 года реализация лома и отходов черных и цветных металлов не облагалась налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Налогоплательщик имел право отказаться от освобождения таких операций от налогообложения в установленном порядке (п. 5 ст. 149 НК РФ).

С этого года названный подпункт утратил силу (поправки внесены Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ). Одновременно с этим в пункт 2 статьи 149 НК РФ введен подпункт 25. Исходя из данной нормы, от налогообложения освобождаются операции по реализации лома и отходов только цветных металлов. Это означает, что с 2008 года при продаже черного лома налог на добавленную стоимость исчисляется.

Важный момент: организация не может отказаться от льготы, предусмотренной в подпункте 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Напомним, что при осуществлении операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, налогоплательщик обязан вести раздельный учет (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы, связанные со списанием основных средств, включаются в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

При выбытии основного средства его стоимость списывается с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Для этого к счету 01 «Основные средства» организация может открыть субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации. После ликвидации остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

ПРИМЕР 7 В июле 2008 года ЗАО «Вертикаль» решило вывести из эксплуатации станок в связи с его физическим износом. Первоначальная стоимость объекта — 100 000 руб., сумма накопленной амортизации на момент ликвидации — 80 000 руб. (Данные бухгалтерского и налогового учета совпадают.) Демонтаж проводила сторонняя организация. Работы по демонтажу были завершены в августе 2008 года, их стоимость составила 11 800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.).

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

в июле 2008 года

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

— 100 000 руб. — учтена первоначальная стоимость выбывающего основного средства;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— 80 000 руб. — отражена сумма начисленной амортизации;

в августе 2008 года

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— 20 000 руб. (100 000 руб. – 80 000 руб.) — списана в состав прочих расходов остаточная стоимость основного средства;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 60

— 10 000 руб. — учтена стоимость работ по ликвидации;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 1800 руб. — отражен предъявленный подрядчиком НДС;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19

— 1800 руб. — учтена сумма НДС.

Так как «входной» НДС не учитывается для целей налогообложения, возникает постоянная разница, на основании которой начисляется постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02). Операция отражается так:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— 432 руб. (1800 руб.#24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

Стоимость материальных ценностей, остающихся после ликвидации актива, признается прочими доходами организации (п. 9 ПБУ 9/99). Они приходуются на счет 10 «Материалы» по текущей рыночной стоимости (п. 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

ПРИМЕР 8

Воспользуемся условием примера 7. Допустим, в ходе ликвидации получены и оприходованы материалы, рыночная стоимость которых 25 000 руб. Материалы впоследствии были реализованы за 35 400 руб. (с учетом начисленного НДС).

В бухучете ЗАО «Вертикаль» данные операции отражаются таким образом:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1

— 25 000 руб. — оприходованы материалы;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1

— 35 400 руб. — учтена выручка от продажи материалов;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 5400 руб. (35 400 руб. : 118%#18%) — начислен НДС;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10

— 25 000 руб. — списана стоимость материалов.

В налоговом учете в составе расходов признается только часть стоимости материалов, полученных в результате ликвидации основного средства, а именно 6000 руб. (25 000 руб.#24%). Поэтому возникает постоянное налоговое обязательство:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— 4560 руб. — отражено постоянное налоговое обязательство.

Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

>Как списать основные средства бюджетного учреждения

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Вид ОС

Право распоряжения

Недвижимое

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Движимое

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Прочее движимое

ВАЖНО! Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

ВАЖНО! Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

>Образец формы

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

Категория малоценных активов делится на две группы:

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 102 00 000 бухгалтерского учета.

ВАЖНО! Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Самортизация основных средств

257 Налогового кодекса РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения и по иным аналогичным основаниям. Пересмотреть первоначальную стоимость можно также в случае частичной ликвидации соответствующих объектов.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Под реконструкцией основных средств в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ понимается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей. При этом реконструкция основных средств должна осуществляться по проекту и в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
На дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества организация самостоятельно определяет срок полезного использования в соответствии с положениями ст. 258 Налогового кодекса РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Срок полезного использования объекта основных средств может быть увеличен после даты ввода его в эксплуатацию в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. Реконструкция, модернизация или техническое перевооружение объекта основных средств не всегда приводят к увеличению срока его полезного использования. В таком случае при исчислении амортизации учитывается оставшийся срок полезного использования.

Если ОС полностью самортизировано

Порядок амортизации самортизированного основного средства в налоговом законодательстве отсутствует. В комментируемом Письме от 23.09.2011 N 03-03-06/2/146 разъясняется, что при проведении модернизации полностью самортизированного основного средства стоимость проведенной модернизации увеличивает первоначальную стоимость такого имущества.
При этом стоимость произведенной модернизации подлежит амортизации по нормам, которые были определены первоначально при введении этого основного средства в эксплуатацию. Такое мнение неоднократно высказывалось финансовым министерством ранее в Письмах Минфина России от 27.12.2010 N 03-03-06/1/813, от 10.09.2009 N 03-03-06/2/167. Судебные инстанции по данному вопросу высказывают аналогичную точку зрения (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2011 по делу N А29-6272/2007).

Пример. Организация силами подрядной фирмы проводит модернизацию полностью самортизированного объекта ОС (производственного оборудования).
В бухгалтерском и налоговом учете применяется линейный способ (метод) начисления амортизации. При вводе в эксплуатацию срок полезного использования ОС был установлен равным пяти годам (в соответствии с Классификацией основных средств). Стоимость модернизации составила 118 000 руб. (в т.ч. НДС 18 000 руб.).

Бухгалтерский учет

В данном случае полностью самортизированный объект ОС продолжает использоваться в производстве и, следовательно, числится в бухгалтерском учете в составе ОС (абз. 2 п. 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Впоследствии срок полезного использования объекта ОС может пересматриваться в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной модернизации (п. 20 ПБУ 6/01).
Затраты на восстановление объекта ОС отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию объекта ОС после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта ОС (п. 27 ПБУ 6/01).
По мере проведения подрядчиком модернизации ОС и на основании принятых организацией актов приемки-сдачи выполненных работ суммы затрат на модернизацию ОС (без учета НДС) отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Суммы НДС, предъявленные организации, отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
По окончании модернизации оформляется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3). Указанный акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй — передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
В результате модернизации первоначальная стоимость ОС увеличивается, что отражается записью по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 (абз. 2 п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
С месяца, следующего за месяцем завершения модернизации ОС, начисление амортизации осуществляется исходя из увеличенной первоначальной стоимости за вычетом суммы начисленной ранее амортизации и нового срока полезного использования (п. п. 20, 21 ПБУ 6/01, п. 60 Методических указаний).
Амортизация производственных ОС признается расходом по обычным видам деятельности и отражается по дебету счета учета затрат (в данном случае — счета 20 «Основное производство») и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов).
Поскольку в рассматриваемой ситуации модернизируется объект ОС полностью самортизированный, то остаточная стоимость данного объекта ОС равна нулю.
Как в налоговом, так и в бухгалтерском учете ежемесячная сумма амортизационных отчислений после модернизации ОС составит 2000 руб. ((141 600 руб. — 21 600 руб.) / (5 лет x 12 мес.)) (абз. 2, 5 п. 19 ПБУ 6/01).

Бухгалтерская
проводка

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
руб.

В месяце завершения работ по модернизации ОС

Дебет 08 Кредит 60

Отражены затраты на модернизацию ОС

141 600

Дебет 19 Кредит 60

Отражен НДС, предъявленный подрядчиком

21 600

Дебет 68 Кредит 19

НДС, предъявленный подрядчиком, принят к
вычету

21 600

Дебет 01 Кредит 08

Увеличена первоначальная стоимость
модернизированного объекта ОС

120 000

Ежемесячно с месяца, следующего за завершением модернизации ОС

Дебет 20 Кредит 02

Начислена амортизация по объекту ОС

2 000

Бухгалтерский учет разделения

В рассматриваемой в Письме Минфина России от 06.10.2011 N 03-03-06/1/632 ситуации организация по сути проводит разделение помещения на два отдельных объекта ОС. После проведения государственной регистрации права на вновь образованные помещения исходный объект ОС фактически выбывает и возникают два новых объекта ОС. Перечень случаев, при которых имеет место выбытие объектов ОС, является открытым (абз. 2 п. 29 ПБУ 6/01). Стоимость объекта ОС, который выбывает, подлежит списанию с бухгалтерского учета согласно абз. 1 п. 29 ПБУ 6/01.
Площадь здания в данном случае остается неизменной, а списываемый с учета объект ОС формирует новые объекты основных средств.
Балансовая стоимость списываемого с учета здания формирует первоначальные стоимости вновь образованных объектов ОС пропорционально доле площади вновь зарегистрированных зданий.
Формирование первоначальной стоимости каждого из новых объектов ОС может отражаться записью по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 01 на соответствующую сумму.
Новым объектам ОС присваиваются новые инвентарные номера и в отношении их открываются Инвентарные карточки по форме N ОС-6 (п. п. 11, 12 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). Одновременно закрывается прежняя инвентарная карточка здания.

Госпошлина при разделении

Заметим, что при разделении единого объекта недвижимости (здания) прекращается право собственности организации на прежний объект и возникает право собственности на два новых отдельных объекта.
За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с организаций взимается госпошлина в размере 15 000 руб. (ст. 11 Федерального закона N 122-ФЗ, пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Данные изменения подлежат государственной регистрации и внесению в ЕГРП. В случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы ЕГРП и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами (п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. п. 1, 9 ст. 12 Федерального закона N 122-ФЗ).
Вместе с заявлением и другими представленными для государственной регистрации прав документами представляется документ об уплате госпошлины (п. 4 ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ).
В данном случае право собственности на здание не переходит к другим лицам, но происходит прекращение права собственности на него в целом. По мнению Минфина России, в случае разделения, слияния или выделения зарегистрированного объекта недвижимого имущества госпошлина за прекращение права собственности на здание не уплачивается. Такие разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 24.05.2007 N 03-05-06-03/26, от 09.11.2007 N 03-05-06-03/87, от 16.01.2008 N 03-05-04-03/01. Объясняется это тем, что такая регистрация непосредственно связана с государственной регистрацией прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества, за которую уплачивается госпошлина в установленных размерах.
В приведенных Письмах финансового министерства указывается, что подобный порядок уплаты государственной пошлины при разделении, слиянии или выделении зарегистрированного объекта недвижимого имущества применяется независимо от того, предусматривается переход права на вновь созданные объекты (объект) недвижимого имущества к новому правообладателю или нет.

Если основные средства полностью самортизированы

В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 94.

Однако если основные средства полностью самортизированы, то их остаточная стоимость равна нулю. Следовательно, расходы в виде остаточной стоимости имущества и убыток, подлежащий списанию в дебет счета 94, у организации отсутствуют.

Согласно Инструкции к Плану счетов разница между взыскиваемой с виновных лиц суммой за недостающие материальные и иные ценности и фактической стоимостью недостающего имущества, числящейся в бухгалтерском учете организации, отражается на счете 98-4. Указанный порядок предполагает включение данной суммы в прочие доходы по мере погашения виновным лицом задолженности по возмещению материального ущерба.

Соответственно, если будет принято решение взыскать с материально ответственного лица рыночную стоимость утраченных ламп, то на дату приказа (распоряжения) руководителя организации (при условии согласия работника) в учете могут быть выполнены следующие записи:

— Д-т 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» — отражена задолженность виновного работника по возмещению рыночной стоимости основного средства;

— Д-т 50 (51) К-т 73-2 – отражено получение денежных средств от работника;

— Д-т 98-4 К-т 91-1 – признан прочий доход.

Отметим, что признание прочего дохода по мере фактического получения денежных средств от виновного лица противоречит пункту 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, в соответствии с которым доход в виде возмещения причиненных организации убытков признается в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником.

Исходя из приведенной нормы прочий доход следует признавать в учете единовременно — при получении письменного согласия работника на возмещение ущерба:

— Д-т 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т 91-1 – отражен прочий доход в размере рыночной стоимости ламп, признанной работником;

— Д-т 50 (51) К-т 73-2 — отражено получение денежных средств от работника.

Выбор конкретного варианта (с использованием счета 98-4 либо без использования указанного счета) осуществляется организацией самостоятельно.

Хотите быть в курсе актуальных изменений — подпишитесь на рассылку

>Как сейчас начать начислять амортизацию на ОС которое было принято несколько лет назад?

Заказать услугу

Списание недоамортизированного основного средства

Оставшиеся после разборки объекта ОС материалы, непригодные для дальнейшего использования, реализуются перерабатывающей организации или организации, занимающейся сбором вторичного сырья, либо вывозятся на свалку.
При списании полностью самортизированного основного средства необходимо сделать проводки:
Дт 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кт 01 – отражена первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства;
Дт 02 Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» – отражена сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта.

Обоснование:
Если компьютеры морально и физически изношены настолько, что не подлежат восстановлению, или если их дальнейшее использование экономически нецелесообразно, организация может принять решение о ликвидации основного средства (п.

29 ПБУ «Учет основных средств» 6/01).
Для оформления документации при выбытии такого объекта в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Также в оценке пригодности имущества могут участвовать иные специалисты предприятия, способные оценить его состояние и характеристики (п. 77, 78 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).
Комиссия должна:

  • осмотреть объекты ОС,
  • проверить документы, свидетельствующие о постановке таких средств на учет и начисленной по ним амортизации;
  • установить наличие морального или физического износа объекта ОС, его причины;
  • установить возможность использования отдельных узлов, деталей и прочих комплектующих выбывающего объекта ОС и оценку исходя из текущей рыночной стоимости;
  • контролировать процесс изъятия драгоценных металлов, определения количества и веса и сдачи на соответствующий склад.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом о списании объекта основных средств по унифицированной форме ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)» (Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7).
Акт, составленный в двух экземплярах, заверяется подписями членов комиссии и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств, и является основанием для сдачи на склад или реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. Второй экземпляр передается в бухгалтерию, где на его основании ставится отметка о выбытии объекта ОС в инвентарной карточке.
При списании полностью самортизированного основного средства необходимо сделать проводки:
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 – отражена первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – отражена сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта.
В процессе ликвидации (демонтажа) основного средства могут быть получены отдельные материалы, узлы, агрегаты, годные к использованию. Такое имущество необходимо оприходовать (п. 57 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). При поступлении материалов, полученных при разборке основных средств, заполняется накладная по форме № М-11 (при ликвидации основных средств, за исключением зданий и сооружений) (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).
Такие ТМЦ приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. В налоговом учете организация должна включить рыночную стоимость полученных материалов во внереализационные доходы с учетом положений п. 5 ст. 274 НК РФ (см. также Письма Минфина России от 19.04.2010 N 03-03-06/1/277, от 06.04.2010 N 03-03-06/1/234, от 26.03.2010 N 03-03-06/1/199, от 21.10.2009 N 03-03-05/188, ФНС России от 23.11.2009 N 3-2-13/227@). Такой доход нужно признать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором вы выявили МПЗ (пп. 1, 8 п. 4 ст. 271 и п. 2 ст. 273 НК РФ). Указанные материалы принимаются к учету по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».
Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. В эту стоимость включаются суммы, уплаченные за приведение ТМЦ в состояние, пригодное для вторичного использования. Налоговым кодексом не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах. По мнению Минфина, изложенному в ряде Писем (например, от 31.12.2009 N 03-02-08/95, от 01.08.2008 N 03-02-07/1-333), при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования.
Оставшиеся после разборки объекта ОС материалы, непригодные для дальнейшего использования, реализуются перерабатывающей организации или организации, занимающейся сбором вторичного сырья, либо вывозятся на свалку.
Стоит помнить, что на предприятия возложена обязанность сбора отходов драгоценных металлов от всех источников их образования. К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы: палладий, иридий, родий, рутений и осмий (ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»). В компьютерах содержится некоторая часть драгоценных металлов. Информацию о наличии и количестве драгоценных металлов надо искать в техпаспортах, инструкциях по эксплуатации и т.п.
В соответствии с п. 6.3 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н:
если техническая документация на оборудование отсутствует либо в ней нет необходимых данных о наличии и массе драгоценных металлов, то компания может поступить одним из двух способов:

  • запросить интересующие сведения у изготовителя прибора или его разработчика;
  • положиться на мнение специальной комиссии, которая на основе аналогичных моделей и собственных расчетов определит, какие драгоценные металлы содержатся в данном оборудовании и в каком количестве.

Информация о драгоценных металлах отражается в форме ОС-1, а также в инвентарной карточке учета объекта основных средств ОС-6 и в акте на списание ОС (ОС-4).
Контроль за использованием, хранением и учетом драгоценных металлов осуществляет Российская государственная пробирная палата при Минфине России и ее региональные филиалы — государственные инспекции пробирного надзора (п. 2 ст. 13 Закона № 41-ФЗ). Однако вероятность того, что в организацию, купившую оборудование, содержащее незначительное количество драгоценных металлов, придут с проверкой невелика. Однако это не освобождает от обязанности соблюдать правила обращения и использования драгоценных металлов, вести их учет в порядке, установленном Законом N 41-ФЗ.

Консультационно-правовой отдел Группы компаний «Ю-Софт»

Порядок списания с учета объектов основных средств, не пригодных к дальнейшему использованию

Компания ГАРАНТ

При проведении инвентаризации были выявлены основные средства (бетономешалки), не пригодные к дальнейшему использованию. Каков порядок списания с учета объектов основных средств, не пригодных к дальнейшему использованию? Можно ли осуществить списание таких основных средств только на основании данных инвентаризации, или следует издать соответствующий приказ об их ликвидации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для списания с учета объектов основных средств, непригодных к дальнейшему использованию, приказом руководителя должна быть создана специальная комиссия. Осуществить списание таких основных средств только на основании данных инвентаризации нельзя. Издания специального приказа о ликвидации сломанных основных средств не требуется, достаточно составленного комиссией и утвержденного руководителем акта о списании.

Обоснование вывода:

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) установлено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. При этом случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (часть 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (часть 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определен в соответствующих Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания по инвентаризации).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель организации. В комиссию могут входить: представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.) (п.п. 2.2-2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Определение целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств (ОС), возможности и эффективности его восстановления, а также оформление документации при выбытии ОС в задачи инвентаризационной комиссии не входят. Более того, лица, входящие в состав инвентаризационной комиссии, могут не иметь достаточной компетенции для выполнения данных задач. Например, определить возможность восстановления бетономешалки может специалист, имеющий соответствующее техническое образование и навыки работы с данным видом оборудования, в состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии такой сотрудник может и не входить. Но даже и в том случае, если специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, входят в состав инвентаризационной комиссии, в рамках проведения инвентаризации на них возложены иные задачи:

1. До проведения инвентаризации проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на ОС, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление;

2. В ходе проведения инвентаризации: произвести осмотр объектов и занести в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели (п.п. 3.1-3.2 Методических указаний по инвентаризации).

Согласно п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества;

— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

— проверка полноты отражения в учете обязательств.

Таким образом, инвентаризация проводится именно в целях сличения фактических данных об активах, имеющихся в организации, с данными бухгалтерского учета по этим активам, а не в целях определения возможности либо невозможности использования непригодных к эксплуатации ОС (иного имущества).

В случае, если в ходе проведения инвентаризации обнаружены ОС, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия обязана лишь составить отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации).

Иначе говоря, инвентаризационная комиссия может лишь найти не пригодные к использованию ОС и зафиксировать этот факт в специальной описи. А дальнейшая судьба данных объектов будет решаться иными людьми. При этом основанием для дальнейших мероприятий (списание с баланса, ремонт и т.д.) будут являться сличительные ведомости, описи составленные инвентаризационной комиссией.

Так, п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» установлено, что в случае выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации имеет место выбытие ОС.

Порядок списания ОС в бухгалтерском учете регламентирован п.п. 75-80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания по ОС).

В частности, п. 77 Методических указания по ОС определено, что для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования ОС, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

В компетенцию комиссии входит:

— осмотр ОС, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования ОС, возможности и эффективности его восстановления;

— установление причин списания ОС (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и другое);

— выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие ОС, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

— возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего ОС и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе ОС цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых ОС цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

— составление акта на списание ОС.

Как видим, задачи и функции инвентаризационной комиссии и комиссии, созданной для списания ОС, совершенно различные. В связи с этим и с учетом всего вышесказанного списать с учета ОС, не пригодные к дальнейшему использованию, только на основании данных инвентаризации нельзя.

Что касается приказа о ликвидации сломанных объектов, то отдельно издавать подобный приказ руководителю не нужно. Так, п. 78 Методических указаний по ОС установлено, что принятое комиссией решение о списании ОС оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих ОС (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание ОС утверждается руководителем организации.

Именно утвержденный руководителем акт о списании и будет являться документом, служащим основанием для списания объектов с бухгалтерского учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Оставьте комментарий