Необработанные алмазы НДС

Минфин России рассмотрел обращение с предложениями об установлении нулевой ставки налога на добавленную стоимость на операции по реализации необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности, а также освобождении от налога на добавленную стоимость ввоза на территорию Евразийского экономического союза из третьих стран ограненных вставок из драгоценных, полудрагоценных камней и жемчуга, не имеющих аналогов, и отмены ввозной таможенной пошлины в отношении данных ограненных вставок, и сообщает.

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации:

драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам;

драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт;

драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 10 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности.

Необходимо отметить, что согласно действующему порядку применения налога на добавленную стоимость суммы этого налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, к вычету (возмещению) не принимаются.

Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, в том числе вышеназванные операции, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

В случае установления нулевой ставки налога на добавленную стоимость на операции по реализации необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности налогоплательщики, осуществляющие данные операции, не только будут освобождаться от уплаты налога на добавленную стоимость, но и получат право на возмещение этого налога, предъявленного поставщиками материальных ресурсов производственного назначения, в том числе основных средств. В связи с этим принятие положительного решения по данному вопросу по существу будет являться субсидированием налогоплательщиков, осуществляющих указанные операции.

Кроме того, принятие предложения об установлении нулевой ставки налога на добавленную стоимость на операции по реализации необработанных алмазов на внутреннем рынке создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов налогоплательщиками, применяющими освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость при реализации драгоценных камней, установленные вышеназванным подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса, что приведет к уменьшению доходов федерального бюджета.

К потерям доходов федерального бюджета приведет также принятие предложения об освобождении от налога на добавленную стоимость ввоза на территорию Евразийского экономического союза из третьих стран ограненных вставок из драгоценных, полудрагоценных: камней и жемчуга, не имеющих аналогов.

В то же время принятие решений, приводящих к сокращению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в условиях дефицита федерального бюджета ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере.

Учитывая изложенное, указанные предложения не поддерживаются.

Что касается отмены ввозной таможенной пошлины на ограненные вставки из драгоценных, полудрагоценных камней и жемчуга, не имеющие аналогов, ввозимые на территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, то в соответствии с действующим порядком рассмотрение вопросов, касающихся изменения ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, осуществляется Евразийской экономической комиссией. Выработка позиции Российской Федерации по данному вопросу для рассмотрения на заседании Евразийской экономической комиссии осуществляется подкомиссией по тaмoжeннo-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции на основании информационно-аналитических материалов, обосновывающих предлагаемые изменения ставок ввозных таможенных пошлин, с учетом всех экономических и финансовых последствий как для экономики Российской Федерации в целом, так и для федерального бюджета, в частности.

Таким образом, заинтересованным организациям необходимо обратиться в вышеуказанную подкомиссию с представлением всех необходимых материалов.

И.В. Трунин

Досье на проект

В соответствии с пунктом 15 Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 39, ст. 4923; 2011, N 19, ст. 2723; 2012, N 53, ст.7865; 2014, N 36, ст. 4826, 2016, N 30, ст. 4905), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок отбора и реализации представительных партий необработанных природных алмазов.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 декабря 2007 г. N 141н «Об утверждении Порядка отбора и реализации контрольных партий природных алмазов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 января 2008 г., регистрационный N 11064; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 8);

пункт 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 152н «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 февраля 2011 г., регистрационный N 19772; Российская газета, 2011, 16 февраля).

Министр А.Г. Силуанов

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 2016 г. №

Порядокотбора и реализации представительных партий необработанных природных алмазов

1. Порядок отбора и реализации представительных партий необработанных природных алмазов (далее — Порядок) разработан в соответствии с пунктом 15 Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 39, ст. 4923; 2011, № 19, ст. 2723; 2012, № 53, ст. 7865; 2014, № 36, ст. 4826; 2016, № 30, ст. 4905), для проведения мониторинга цен мирового рынка на необработанные природные алмазы (далее — алмазы) в целях своевременного внесения изменений в прейскуранты цен на алмазы и устанавливает правила отбора и реализации представительных партий алмазов.

2. Представительные партии отбираются имеющими возможность осуществлять самостоятельно сортировку, первичную классификацию и первичную оценку добытых необработанных драгоценных камней*(1) субъектами добычи природных алмазов (далее — субъекты добычи) или организациями, действующими на основании договора с субъектом добычи, из алмазов, добытых на территории Российской Федерации (за исключением алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более), прошедших сортировку, первичную классификацию и первичную оценку в соответствии с установленными правилами1, в течение текущего квартала (далее — алмазы текущей добычи).

3. При осуществлении отбора представительных партий соблюдаются следующие требования:

— представительная партия должна отражать ассортимент алмазов текущей добычи;

— соответствие наименования и ассортиментного состава представительных партий, скомплектованных из алмазов текущей добычи, нормативно-техническим документам, применяемым субъектами добычи;

соответствие классификационных признаков алмазов, входящих в представительную партию, данным, указанным в сопроводительных документах (спецификациях необработанных природных алмазов представительной партии)*(2).

Представительные партии, в отношении которых были выявлены нарушения требований их отбора, установленных настоящим пунктом Порядка, подлежат корректировке или расформированию (в случае невозможности корректировки) субъектом добычи с последующим осуществлением отбора субъектом добычи новой представительной партии.

4. Представительная партия должна отражать ассортимент алмазов текущей добычи в номенклатуре готовой продукции субъектов добычи и состоять из неделимых боксов, представляющих собой совокупность алмазов текущей добычи, скомплектованных в соответствии с номенклатурой и ассортиментным составом, установленными нормативно-техническими документами субъектов добычи (далее — боксы) всех наименований, скомплектованных из объема алмазов текущей добычи или состоять из позиций алмазов, отобранных от алмазов текущей добычи в долевом соотношении, отражающие ассортимент алмазов текущей добычи (далее — позиции алмазов).

5. Размер отбора квартальной представительной партии, сформированной из боксов, рассчитывается по формуле:

где:

— масса одного одноименного бокса, отобранного в представительную партию по субъекту добычи за квартал;

— масса всех неделимых боксов (не менее двух одноименных), сформированных из алмазов текущей добычи по субъекту добычи за квартал.

Минимальный процент отбора представительной партии от алмазов текущей добычи, сформированной из боксов, по субъектам добычи должен составлять:

Субъекты добычи Процент отбора в представительную партию алмазов по массе
АК «АЛРОСА» (ПАО) не менее 1,0 %
ОАО «Алмазы Анабара» не менее 3,5 %
ОАО «АЛРОСА-Нюрба» не менее 3,5 %
ОАО «Нижне-Ленское» не менее 3,5 %
ОАО «Севералмаз» не менее 4,5 %

В случае невозможности комплектации из алмазов текущей добычи более одного одноименного бокса, данный бокс не реализуется субъектом добычи до комплектации второго бокса, один из которых направляется в представительную партию.

6. Размер отбора квартальной представительной партии, сформированной из позиций алмазов, должен составлять по массе не менее 5 процентов от алмазов текущей добычи.

Для субъектов добычи алмазов, объемы добычи которых составляют менее 2 млн. карат в год, масса представительной партии, сформированной из массива алмазов текущей добычи, определяется исходя из следующих норм отбора:

Масса алмазов текущей добычи (карат) Процент отбора в представительную партию алмазов по массе
600 000 и более не менее 5 %
от 300 000 до 600 000 не менее 10 %
от 200 000 до 300 000 не менее 15 %
менее 200 000 не менее 20 %

7. Для проведения мониторинга цен мирового рынка на алмазы субъектом добычи или организацией, действующей на основании договора с субъектом добычи, осуществляется сбор конкурентных предложений о стоимости представительных партий (далее — сбор предложений) в разрезе боксов или позиций алмазов, входящих в представительную партию.

8. Для принятия решения о месте и сроках проведения экспонирования (показов) представительных партий, сбора предложений и их рассмотрения в целях принятия решения о реализации представительных партий или об отказе в их реализации субъектом добычи создается комиссия (далее — Комиссия) с обязательным включением в ее состав представителей федерального государственного унитарного предприятия «Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт» (далее — ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт»).

Количественный состав Комиссии — 7 человек, из которых 2 человека представители ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт».

9. Подавать конкурентные предложения о стоимости боксов или позиций алмазов, входящих в представительную партию, (далее — конкурентное предложение) в рамках сбора предложений имеют право юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на специальном учете юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями *(3), или состоящие на специальном учете (имеющие лицензии на вид деятельности), выданные в соответствии законодательством государства — члена Евразийского экономического союза, резидентами которого они являются, а также иностранные лица, являющиеся участниками рынка драгоценных камней (далее — участники).

Участники должны отвечать следующим требованиям:

а) страной регистрации (создания) участника должна быть страна — участница Кимберлийского процесса;

б) деятельность участника на день подачи конкурентного предложения не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном статьей 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1);

в) участники не должны находиться в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства на день подачи конкурентного предложения.

Комиссия осуществляет отбор участников, соответствующих требованиям, указанным в настоящем пункте.

10. Участие в подаче конкурентных предложений аффилированных с собственником представительной партии лиц, работников субъекта добычи или организации, действующей на основании договора с субъектом добычи, а также представителей ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт» не допускается.

11. Сбор конкурентных предложений считается состоявшимся, если в нем приняли участие не менее 25 участников для мониторинга цен мирового рынка на алмазы размерно-весовых групп +1,8 карата, 4-6 грейнера, 3 грейнера — -4+3 и не менее 10 участников — на алмазы ситовых классов от -3 до -0,5 и на позиции Boart и Drilling всех размерностей.

Количество участников, не принимавших участие в предыдущих подачах конкурентных предложений или вообще не принимавших участие в подаче конкурентных предложений, должно составлять не менее 10 процентов от общего количества участников предстоящего сбора предложений.

12. Экспонирование (показы) представительных партий в рамках сбора предложений по решению Комиссии может осуществляться как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

13. Участники направляют свои конкурентные предложения субъекту добычи для рассмотрения их Комиссией. Конкурентные предложения направляются в письменной форме в запечатанных конвертах или в электронной форме в сроки, установленные Комиссией.

Подведение итогов сбора конкурентных предложений осуществляется на следующий день после истечения срока их принятия.

14. В случае если на соответствующий бокс или позицию алмазов не поступило конкурентных предложений или поступило менее трех конкурентных предложений, в отношении таких боксов или позиций алмазов проводится повторный сбор предложений по истечении пяти рабочих дней после подведения итогов сбора конкурентных предложений.

15. По результатам рассмотрения конкурентных предложений Комиссия принимает решение:

а) об отказе от заключения договора купли-продажи бокса (совокупности боксов) или позиции алмазов (совокупности позиций алмазов) в случае, если конкурентное предложение меньше цены, определенной Комиссией на день, предшествующий дню рассмотрения поданных конкурентных предложений, экспертным путем на базе прейскурантов цен, утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации, с учетом конъюнктурных колебаний цен мирового рынка.

б) о заключении договора купли-продажи бокса (совокупности боксов) или позиции алмазов (совокупности позиций алмазов) с участником, предложившим наибольшую цену по отношению к цене, определенной Комиссией.

16. В случае, указанном в подпункте «б» пункта 15 Порядка:

реализация представительных партий в виде боксов, закупленных участниками в Российской Федерации или за рубежом, осуществляется субъектом добычи — собственником представительной партии, или организацией, действующей на основании договора с субъектом добычи;

реализация представительных партий в виде позиций алмазов, закупленных участниками в Российской Федерации или за ее пределами, осуществляется ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт» в соответствии с договором, заключаемым с субъектом добычи или организацией, действующей на основании договора с субъектом добычи.

17. Комиссия ежеквартально направляет федеральному казенному учреждению «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее — Гохран России) сводную информацию о всех конкурентных предложениях, поступивших от всех участников в рамках сбора предложений, результатах реализации представительных партий, а также о принятых Комиссией решениях о заключении или об отказе от заключения с участниками договоров купли-продажи боксов или позиций алмазов.

Гохран России ежеквартально представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении Порядка отбора и реализации представительных партий алмазов и полученных результатах мониторинга мирового рынка цен алмазов для аналитической работы, принятия необходимых мер по обеспечению эффективности экспорта алмазов и учета при разработке прейскурантов на алмазы.

18. Контроль за отбором и реализацией представительных партий осуществляет Гохран России. 2

*(1) Правила сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2015 г. № 1137 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 44, ст. 6131).

*(2) Положение о режиме постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1356 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 51 (часть III), ст. 7341).

*(3) Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями , утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1052 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 41 (часть III), ст. 5663).

Оставьте комментарий