Нестационарных торговых объектов

Содержание

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении 09-21/57-14

«10» ноября 2014 года г. Москва

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области А.А. Азаренко, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 09-21/57-14, исполнявшего обязанности Руководителя Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области <…………………….> (паспорт серия: <…………………….>; дата и место рождения: <…………………….> ИНН: <…………………….>; место жительства: <…………………….>; адрес исполнения служебных обязанностей: 143300, Московская область, Наро-Фоминский район, г. Наро-Фоминск, Калинина, д. 8А),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Московского областного УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <…………………….> о нарушении Администрацией городского поселения Наро-Фоминск Наро‑Фоминского муниципального района Московской области (далее также – Администрация) антимонопольного законодательства, а именно пунктов 2 и 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Из представленных документов, материалов и сведений установлено следующее.

Администрацией принято постановление от 19.09.2013 № 575 «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро-Фоминск» (далее – Порядок).

Утвержденный Порядок разработан в целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», устанавливает процедуру разработки и утверждения Администрацией схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро‑Фоминск и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро‑Фоминск.

В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, утвержденный Порядок не содержит исключений, предусмотренных частью 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и, в равной мере, распространяется на нестационарные торговые объекты, перечисленные в части 7 статьи 10 указанного закона.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении Администрации дела № 09-22/40-14 по признакам нарушения пунктов 2 и 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения ответчика по делу, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

Администрация городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области является исполнительно-распорядительным органом городского поселения и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения городского поселения, за исключением вопросов, отнесённых к исключительной компетенции Совета депутатов городского поселения, а также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Московской области.

<…………………….> (далее также – Заявитель) является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по розничной торговле продуктами питания (горячая выпечка) с использованием нестационарного торгового объекта на территории городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области.

Торговую деятельность с использованием нестационарного торгового объекта Заявитель осуществляет на части земельного участка площадью 8 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Полурябова, д. 22, около Торгового Центра «Феникс».

Указанную часть земельного участка Заявитель использует на основании договора предоставления земельного участка для размещения торгового «тонара» от 01.10.2013 № 15/2013 (далее – Договор), заключенного Заявителем с индивидуальным предпринимателем <…………………….>, который распоряжается земельным участком на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 28.02.2006 (объект права: земельный участок под объект недвижимости (магазин); категория земель: земли поселений).

Согласно пункту 2 Договора, часть земельного участка сдается под размещение торгового «тонара» и розничную торговлю горячей выпечкой и напитками.

Таким образом, индивидуальный предприниматель <…………………….> самостоятельно определил порядок размещения и использования нестационарного торгового объекта Заявителя на земельном участке, находящемся в частной собственности, в соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

30 октября 2013 инспектором УМВД России по Наро-фоминскому району Московской области проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Заявитель осуществил размещение нестационарного торгового объекта с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Московской области. По результатам проверки составлен протокол от 31.10.2013 серии АА № 1499232 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6 Закона Московской области от 16.05.2013 № 39/2013-03 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области».

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи 307 судебного участка судьей 137 судебного участка Наро-Фоминского судебного района Московской области по делу об административном правонарушении от 02.12.2013 индивидуальному предпринимателю <…………………….> за размещенные нестационарного торгового объекта, не включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.

Согласно указанному Постановлению, опрошенная в судебном заседании по делу об административном правонарушении в качестве свидетеля представитель Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области <…………………….>, действующая на основании доверенности, пояснила суду, что постановлениями Администрации городского поселения Наро‑Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро-Фоминск. Заявитель, в нарушение постановления Администрации, осуществил размещение нестационарного торгового объекта по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Полурябова, д. 22, около торгового центра «Феникс».

Таким образом, представитель Администрации подтвердил, что утверждаемые в соответствии с действующим Порядком схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро‑Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области распространяются также на нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, находящихся в частной собственности, что противоречит части 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

При этом, Порядок в судебных актах по делу о привлечении <…………………….> к административной ответственности не оценивался на предмет соответствия Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статьей 8 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно статье 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Закрепленные указанными нормами запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и с учетом положений пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», Администрация должна указать конкретную норму федерального закона, разрешившую ей принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией не приведены в обоснование своей позиции нормы права, позволяющие Администрации утверждать Порядок без включения в него исключений, предусмотренных частью 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, действия Администрации по утверждению Порядка, распространяющегося на нестационарные торговые объекты, находящиеся на частной территории, направлены на вмешательство в свободную экономическую деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, привели к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов, отличающихся от аналогичных правил, установленных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и могут привести к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке.

Учитывая изложенное, применение Порядка ведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, находящихся на частной территории, в том числе в результате последующего утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, а также к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией не представлены документы, подтверждающие отмену постановления от 19.09.2013 № 575 «О порядке разработки и утверждении схемы нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро-Фоминск».

На основании изложенного, решением Комиссии Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 09-22/40-14 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области установлен факт нарушения статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия постановления от 19.09.2013 № 575 «О порядке разработки и утверждении схемы нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро-Фоминск», которое привело к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, и может привести к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке.

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Постановление от 19.09.2013 № 575 «О порядке разработки и утверждении схемы нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро-Фоминск» подписано И.о. руководителя городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области <…………………….>.

Таким образом, нарушение Администрацией Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области установлен факт нарушения статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» произошло по вине <…………………….>, исполнявшего обязанности руководителя городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области.

Вина <…………………….> также подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении.

Таким образом, в действиях <…………………….>, исполнявшего обязанности руководителя Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области 19.09.2013, установлен факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Местом совершения административного правонарушения является место подписания постановления от 19.09.2013 № 575 «О порядке разработки и утверждении схемы нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро-Фоминск», т.е. городское поселение Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области.

Время совершения административного правонарушения – 19.09.2013.

<…………………….> ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение.

Вместе с тем, в адрес Московского областного УФАС России поступили сведения об исполнении предписания по делу № 09-22/40-14 о нарушении антимонопольного законодательства (вх. от 13.10.14 № 13359), что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.

<…………………….>, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, на рассмотрение дела не явился.

В соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Срок давности привлечения к административно ответственности, предусмотренный частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

На основании изложенного, учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 23.48, 29.1, 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать <…………………….>, исполнявшего обязанности руководителя Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей, что является минимальным размером штрафа, налагаемого в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:

Получатель:

Банк получателя:

Назначение платежа:

ID начисления:

ИНН 7703671069 КПП 773401001

УФК по Московской области (для Московского

областного УФАС России)

Отделение 1 Москва

г. Москва 705

р/с 40101810600000010102

БИК 044583001

ОКТМО 46000000

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

Административный штраф, зачисляемый за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации

Ъ30cf5eAS11070083047

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Новый порядок размещения нестационарных торговых объектов: НЕ ПРОТИВ предпринимателей, а ДЛЯ них

Подробности

В ноябре 2017 года был принят нормативный акт о размещении нестационарных торговых объектов. Документ дважды проходил процедуру общественного обсуждения в рамках ОРВ, было внесено порядка 100 предложений, в результате проведена серьезная работа специалистами СТПП, при утверждении были учтены многие пожелания бизнеса.
Тем не менее, встреча владельцев НТО с Администрацией и депутатами Думы города Сургута показала, что вопросов и недопонимания остается еще достаточно. И чаще всего это связано с тем, что предприниматели недостаточно изучили (или вовсе не изучили) нормативный акт и необходимые требования, предъявляемые им законом к размещению НТО. Поэтому целью встречи стал сбор предложений от предпринимателей, чтобы внести изменения в действующий порядок.

Во встрече приняли участие все департаменты, имеющие отношение к работе по размещению нестационарных торговых объектов. Заместитель Главы города Сургута Анна Шерстнева, которая курирует данный вопрос со стороны Администрации, напомнила историю вопроса: в 2015 году земельное законодательство вывело НТО из арендных отношений, у некоторых предпринимателей закончились договоры на аренду земли. Вместо договора аренды у предпринимателя теперь есть возможность заключить договор именно на размещение объекта сроком на 5 лет.

Установлена плата за размещение, которая была снижена в процессе обсуждения (в том числе усилиями Палаты) и составляет 12 тысяч рублей в год. Предусмотрен порядок проведения аукциона для размещения на свободных участках, а также возможность заключения договора без проведения аукциона (учитывая ряд требований). Переходный период назначен сроком 6 месяцев.

Заплатите налоги и размещайтесь
На сегодняшний день в Администрацию поступило всего 26 обращений для заключения договора на размещение, при этом в схеме размещения НТО заявлено 440 участков. Ряду предпринимателей было отказано в размещении по причине наличия задолженностей по налогам. Как выяснилось, зачастую эти задолженности возникли по субъективным причинам – в том числе из-за технических сбоев программ ИФНС. Было принято компромиссное решение: дать возможность повторной подачи заявления на размещение НТО после погашения задолженности. Это предложение будет включено в пакет изменений к действующему Порядку.

О площади НТО
Участниками встречи были заданы вопросы по необходимому комплектованию остановочных павильонов, требованиям к параметрам, площади и оснащению НТО по новым правилам. На сегодня максимальная площадь установлена в размере 80 кв метров. Тем не менее, рассматривается возможность пересмотреть размер площади в сторону увеличения объектов НТО. При рассмотрении ситуации предпринимателей, чьи объекты находятся в нежилой зоне ( в частности, ул.Профсоюзов), было предложено допустить увеличение площади таких НТО.

О специализации НТО
Разработчики проекта напомнили, насколько важно, чтобы нестационарный торговый объект соответствовал своей специализации (осуществлял торговлю). По федеральному законодательству в схему размещения могут включаться только нестационарные торговые объекты. А это значит бытовые услуги, общепит туда не попадают. Речь также не идет о парикмахерских, двухэтажных объектах и так далее. Однако, СТПП удалось включить в схему НТО такие объекты как ремонт обуви, поскольку они осуществляют торговлю сопутствующими материалами (молнии, пласткожа, обувные картоны и т.д.) и смогут продолжат вести свою бизнес.

О размещении НТО
Размещение возле проезжей части любых объектов, кроме мест для ожидания пассажирами транспорта (остановочных павильонов) запрещено. В этой связи поднимался вопрос по размещению киосков с периодической печатью – будут рассмотрены иные участки для размещения. Также было замечено, что существует запрет на размещение любого торгового объекта на придомовой территории в формате НТО, это на сегодняшний день прописано в правилах благоустройства.

Владимир Болотов, председатель Совета Сургутской ТПП, заметил, что он как депутат Думы четырежды вносил предложение о возможности размещения специализированных киосков (цветы, ремонт обуви, овощи-фрукты, пресса) на придомовой территории. Однако не все депутаты Думы города поддержали изменения в Правила благоустройства, в результате проекты не прошли.

Администрацией города Сургута всем участникам встречи будет разослана информация о нововведениях порядка размещения НТО в городе Сургуте. Замглавы Администрации Анна Шерстнева предложила предпринимателям определить день для получения консультация по индивидуальным вопросам – каждый вторник владельцев НТО ждут в 415 кабинете Администрации города (ул.Энгельса, 8).

2. Виды нестационарных торговых объектов:

павильон — нестационарный торговый объект со стабильным местом размещения, имеющий торговый зал, одно или несколько помещений для хранения товарного запаса, и рассчитанный на одно или несколько рабочих мест;

киоск — нестационарный торговый объект со стабильным местом размещения, представляющий собой временное сооружение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанный на одно рабочее место, на площади которого хранится товарный запас;

палатка — передвижной нестационарный торговый объект, представляющий собой временную, легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товарного запаса, рассчитанную на одно или несколько рабочих мест, на площади которых хранится товарный запас на один день торговли;

лоток — передвижной нестационарный торговый объект, представляющий собой временную конструкцию, предназначенную для выкладки и демонстрации товаров, оснащенную, при необходимости, оборудованием для обеспечения сохранности товаров и подготовки их к продаже;

тележка — передвижной нестационарный торговый объект, оснащенный колесным механизмом для перемещения товаров и используемый для продажи штучных товаров;

автомагазин, автолавка, автофургон, автоприцеп (автоприцепы промышленного производства — тонары) — передвижной нестационарный торговый объект, представляющий собой автотранспортное средство (автомобили, автоприцепы, полуприцепы), используемое для целей осуществления торговой деятельности;

автоцистерна — передвижной нестационарный торговый объект, представляющий собой изотермическую емкость, установленную на базе автотранспортного средства и предназначенную для продажи жидких продовольственных товаров в розлив;

сезонная (летняя) площадка (кафе) — нестационарный торговый объект, размещаемый (обустраиваемый) на участке территории, непосредственно примыкающей к стационарному торговому объекту (объекту общественного питания), или отдельно стоящий, используемый для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и прохладительных напитках;

открытая площадка для сезонной торговли — специально оборудованное для торговли место, расположенное на земельном участке (елочные базары, торговля бахчевыми культурами, саженцами и другое);

торговый (вендинговый) автомат — автоматическое устройство, предназначенное для продажи штучных товаров без участия продавца;

остановочно-торговый модуль (далее — ОТМ) — теплый павильон ожидания городского наземного пассажирского транспорта, конструктивно объединенный с навесом со стабильным местом размещения, площадью не менее 24 и не более 36 ;

платежные терминалы — технические устройства, предназначенные для оказания услуг.

I. Перечень документов, необходимых для предоставления услуги, подлежащих представлению заявителем.

1. Для заключения договора на размещение НТО заявитель направляет или представляет в Управление, МБУ «МФЦ Кстовского района»:

1.1. Заявление, подписанное руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем по установленной форме с указанием:

для юридического лица:

— наименования и организационно-правовой формы заявителя, места его нахождения;

для индивидуального предпринимателя:

— фамилии, имени, отчества, места жительства;
— типа объекта;
— специализации и режима работы объекта;
— адреса размещения объекта;
— срока, на который размещается НТО;
— размера площади места размещения;
— индивидуального номера налогоплательщика;
— основного государственного регистрационного номера юридического лица (или индивидуального предпринимателя).

1.2. Доверенность на представление интересов заявителя (в случае подачи заявления представителем заявителя).

1.3. Копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Для вновь зарегистрированных с 01 января 2017 года хозяйствующих субъектов предоставляется лист записи Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

1.4. Архитектурное решение (внешний вид) нестационарного торгового объекта в виде фотомонтажа в месте размещения с указанием применяемых материалов и размеров, в цветном исполнении, согласованное с управлением архитектуры и градостроительства администрации Кстовского муниципального района.

1.5. Хозяйствующий субъект, надлежащим образом исполняющий свои обязанности по действующему договору на размещение НТО (для объектов размещающихся круглогодично) при условии отсутствия задолженности по оплате представляет заявление в соответствии с пунктом 1.1, а также документы, указанные в пунктах 1.2-1.3.

1.6. Сельхозпроизводители и члены крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ), где основным ассортиментом является сельскохозяйственная продукция и продукция КФХ, дополнительно к документам, указанным в подпунктах 1.1-1.4 пункта 1, представляют документы, подтверждающие наличие у заявителя на территории Нижегородской области фермерского либо сельскохозяйственного предприятия.

1.7. Хозяйствующий субъект, планирующий установку на территории, непосредственно прилегающей к стационарному предприятию общественного питания, находящемуся в собственности или в аренде, летнего кафе для предоставления услуг общественного питания дополнительно к документам, указанным в в подпунктах 1.1-1.4 пункта 1 представляет копию документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание владения, пользования на объект недвижимости, в котором организовано стационарное предприятие общественного питания, расположенное на территории, непосредственно прилегающей к планируемой для установки легко возводимой сборно-разборной конструкции (летнего кафе).
Заявление о размещении летнего кафе должно быть подано не позднее первого марта года, в котором заявитель планирует размещение летнего кафе.

1.8. Хозяйствующий субъект, приобретший НТО у лица, имеющего действующее разрешение (договор) на размещение НТО, на оставшийся срок действия данного разрешения (договора) дополнительно к документам, указанным в подпунктах 1.1-1.3 пункта 1, предоставляет:
— договор на размещение НТО;
— документы, подтверждающие право на торговый объект.

1.9. Согласие на обработку персональных данных по установленной форме.

Заявитель вправе представить другие документы, подтверждающие его преимущественное право (без проведения аукциона) на заключение договора на размещение НТО.

2. При положительном решении Комиссии заявитель в течение одного месяца после вынесения заключения представляет дополнительно копии (с предъявлением подлинников) следующих документов для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона:

Для палатки, тележки, лотка, корзины (в том числе функционирующих на специализированных новогодних и школьно-письменных базарах), изотермической емкости, цистерны, павильонов, киосков и иных временных торговых объектов:

а) договор на вывоз твердых бытовых отходов (далее — ТБО), при необходимости — договор на вывоз снега;
б) договор на уборку территории (в случае отсутствия возможности заключения договора — гарантийное письмо заявителя об уборке территории самостоятельно).

Для размещения автомагазина, автолавки, автофургона (автоприцепа, полуприцепа), автокафе, тонара:

а) паспорт транспортного средства;
б) договор на вывоз ТБО, при необходимости — договор на вывоз снега;
в) договор на уборку территории (в случае отсутствия возможности заключения договора — гарантийное письмо заявителя об уборке территории самостоятельно).

3. Заключение договора на размещение НТО для торговли бахчевыми культурами, квасом, мороженым (сезонная торговля) проводится исключительно по итогам открытого аукциона в соответствии с графиком проведения аукционов, утверждаемым администрацией Кстовского муниципального района.

По итогам аукциона с победителем заключается договор на размещение НТО на территории Кстовского муниципального района, на место, включенное в схему размещения.

II. Перечень документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций и которые заявитель вправе представлять самостоятельно:

1. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или лист записи Единого государственного реестра юридических лиц (для вновь зарегистрированных хозяйствующих субъектов с 01 января 2017 года).

2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для вновь зарегистрированных хозяйствующих субъектов с 01 января 2017 года).

В случае непредставления заявителем самостоятельно, могут быть запрошены по каналам межведомственного информационного взаимодействия в Федеральной налоговой службе или получены с официального сайта ФНС России посредством сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» в виде выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

Как оформить торговую точку

Из этой статьи вы узнаете: какие разрешительные документы необходимо иметь сельхозпредприятию для осуществления выездной торговли.

Ответы на вопросы

Что такое выездная торговля?

Выездная и выносная торговля относится к розничной торговле через мелкооптовую сеть и является одной из форм внемагазинной продажи товаров, во время которой помещения не имеют торгового зала для потребителей.

Требования к организации мелкорозничной торговой сети, ее помещений и оборудования установлены Правилами, утвержденными приказом Министерства внешних экономических связей и торговли от 08.07.96 г. № 369 (далее – Правила № 369). Так, продажа товаров осуществляется через:

  • пункты некапитальной застройки – киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;
  • средства передвижной сети – автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Выездная (выносная) торговля может осуществляться на рынках, ярмарках или в других разрешенных для этого местах.

Нужно ли какое-либо разрешение для размещения пункта торговли?

Да. Пункты мелкорозничной торговли размещаются на основании письменного разрешения органа местного самоуправления. Выдаются такие разрешения согласно требованиям:

  • Земельного кодекса;
  • законодательства о благоустройстве населенных пунктов, планировании и застройке территории, санитарном и эпидемическом благополучии населения, пожарной охране, государственной автоинспекции и архитектуре (п. 16 Правил № 369).

Кроме того, согласно п. 30 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденного постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833 (далее – Порядок № 833), выездная и выносная торговля продовольственными товарами, готовыми к употреблению, а также быстропортящимися осуществляется в отведенных для этого местах с размещением передвижных малых архитектурных форм (далее – МАФ) при наличии разрешения.

Порядок размещения МАФов регулируется разд. V Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны, утвержденных постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198 (далее – Правила № 198). Этим документом запрещено размещать МАФы (п. 35):

  • возле фасадов административных и культовых зданий, непосредственно возле памятников, фонтанов, клумб, смотровых и панорамных площадок, скульптурных и других элементов обрамления домов и декоративного благоустройства территории;
  • ближе чем за 20 м до перекрестков улиц;
  • в охранных зонах инженерных коммуникаций;
  • на остановке общественного транспорта на расстоянии ближе чем 20 м в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, который ее обозначает (кроме МАФов, сблокированных с киосками для продажи проездных билетов);
  • на искусственных сооружениях (кроме случаев, когда размещение этих сооружений предусмотрено проектом строительства или реконструкции, согласованным и утвержденным в установленном порядке);
  • ближе чем за 100 м до железнодорожных переездов.

Итак, независимо от того, является объект выездной (выносной) торговли МАФом, временным сооружением или просто автофургоном, на его размещение требуется разрешение органа местного самоуправления.

Установлено ли ограничение на реализацию продукции при выездной торговле?

При выездной торговле запрещено реализовывать:

  • продовольственные товары, если при их продаже отсутствуют условия для соблюдения санитарных норм и правил, температурных режимов, условий хранения и продажи;
  • нефасованные и неупакованные продтовары из разносок, лотков, столиков, корзин и неспециализированного транспорта, кроме картофеля, овощей, фруктов, плодов, ягод, бахчевых культур в период сезонной продажи, а также мороженого и цветов;
  • алкогольные напитки (кроме автомагазинов системы потребительской кооперации, которые осуществляют выездную торговлю в сельской местности);
  • табачные изделия через средства передвижной сети (за исключением автомагазинов, автокафе, авторазвозок, лавок-автоприцепов системы потребительской кооперации, которые осуществляют продажу в сельской местности);
  • табачные изделия без марок акцизного налога;
  • технически сложные и крупногабаритные товары;
  • ткани, обувь (кроме домашней и рабочей), швейные изделия (кроме рабочей одежды и головных уборов для летнего сезона) и изделия верхнего трикотажа, которые требуют примерки;
  • драгоценные металлы, ценные камни и изделия из них;
  • огнеопасные товары бытовой химии, пиротехнические игрушки, горюче-смазочные материалы (кроме тех, которые реализуются через авторазвозки системы потребительской кооперации).

Какие документы необходимо представить для получения разрешения?

Отметим, что законодательство, касающееся выдачи таких разрешений, очень непрозрачно. Полного перечня документов, которые подаются в орган местного самоуправления для получения разрешения на размещение объектов выездной (выносной) торговли, в отдельном законодательном акте нет. Такие перечни устанавливаются решениями органов местного самоуправления, поэтому могут отличаться в зависимости от региона.

Обратите внимание: для осуществления выездной (выносной) торговли промышленными и продуктовыми товарами лицензия не нужна, кроме торговли товарами, подлежащими лицензированию, в частности алкогольными напитками и табачными изделиями.

Существуют ли требования к торговому месту?

Торговое место в зависимости от избранного места и способа торговли должно соответствовать ряду требований, например:

  • следует получить разрешение на размещение передвижных МАФов (п. 30 Порядка № 833, п. 26 Правил № 198) и паспорт привязки временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности;
  • на транспортном средстве (автокафейне, прицепе, цистерне) краской следует написать наименование и адрес предпринимателя, например: ФЛП Иванчук И. И., г. Киев, просп. М. Бажана, д. 1, кв. 385. Если передвижных точек несколько, надо указать номер точки и телефон для связи (абзац первый п. 21 Правил № 369);
  • следует получить санитарный паспорт на авто, которое используется для перевозки продтоваров и продсырья (абзац второй п. 21 Правил № 369);
  • надо обязательно установить табличку, на которой на украинском языке написать Ф. И. О. продавца и сведения о субъекте предпринимательской деятельности: Ф. И. О., регистрационный номер в Едином реестре юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных объединений, наименование органа, осуществившего госрегистрацию (абзац третий п. 21 Правил № 369);
  • на видном месте необходимо оборудовать уголок покупателя. Там должна быть информация о продавце (наименование и адрес); номер телефона органа защиты прав потребителей, книга отзывов и предложений, порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров (п. 10 Правил № 369). В случае необходимости – ветеринарные документы и правила продажи отдельных видов товаров. Все эти документы надо предъявлять покупателю по его требованию;
  • образцы товаров на витрине должны быть оформлены ценниками с информацией о товаре (наименование, сорт и т. п.) и подписью ответственного лица;
  • место торговли должно соответствовать санитарным нормам и быть чистым. Необходимо иметь все документы, подтверждающие приобретение товара, который продается, сертификаты соответствия, гигиеничные заключения и т. п. Сопроводительные документы, подтверждающие качество и безопасность каждой партии продтоваров, готовых к употреблению и быстропортящихся. В них должны быть указаны наименование товара и производителя, его адрес, дата производства и срок годности;
  • необходимо иметь санитарные правила, зарегистрированный санитарный журнал, медицинские книжки работников, перечень реализованных товаров (п. 10 Правил № 185).

Каким должно быть оборудование в месте торговли?

Место торговли должно быть оборудовано необходимыми приборами и техникой. В частности, на весах, которые используются при продаже товаров, должно быть четкое государственное поверочное клеймо, а сам прибор должен быть в исправном состоянии.

Также следует иметь весь необходимый для торговли инвентарь и оборудование, например холодильник для товаров, которые быстро портятся.

В случае торговли напитками на разлив, продтоварами или фастфудом точка продажи должна быть подключена к водопроводу и канализации, при этом обязательно надо оборудовать место для мытья рук. Снова ж таки, следует иметь необходимый для торговли инвентарь – ножи, обрабатывающие доски и т. п., комплект средств для мытья и дезинфекции, разрешенных Минздравом, бачки с крышками для сбора отходов. Прилавки должны быть защищены водонепроницаемыми материалами.

Кроме того, запрещено использовать одноразовую посуду, если нет емкости для ее сбора и дальнейшей утилизации. Также нельзя использовать эту посуда повторно (п. 27 Правил № 369).

Какие сопроводительные документы на продукцию должен иметь работник в пункте выездной торговли?

Работники пунктов мелкорозничной торговой сети должны иметь на товары, полученные для продажи, если это предусмотрено законодательством:

  • товарно-транспортные накладные, приходно-расходные накладные, приемочные акты, заборные листы и т. п. с указанием названия, сорта, количества, цены и общей стоимости товара;
  • документы, согласно которым поступили товары, подлежащие обязательной сертификации, с обозначением регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на определенный товар;
  • копии гигиеничных заключений, удостоверенных печатью субъекта хозяйствования, от которого получены эти товары, относительно товаров, которые не подлежат обязательной сертификации согласно перечню, утвержденному Минздравом;
  • документы, удостоверяющие соответствие качества товаров требованиям нормативных документов (для импортных товаров – копии сертификатов, изложенные на языке страны-экспортера и украинском или на русском языке и удостоверенные печатью субъекта хозяйствования, от которого получены эти товары).

Субъект хозяйствования, в подчинении которого есть пункты мелкорозничной торговой сети, обязан иметь указанные выше документы на все товары, которые реализуются в этих пунктах (п. 28 Правил № 369).

Существуют ли санитарные требования к работникам, занятым на выездной торговле, и как осуществляется контроль за их соблюдением?

Да, санитарные требования установлены к продавцам. Вообще торговать может предприниматель лично или его наемный работник, но в любом случае следует соблюдать ряд требований, в частности:

  • продавец должен быть в головном уборе, в форменной или санитарной одежде;
  • на рабочем месте запрещается курить;
  • следует соблюдать правила личной гигиены, поддерживать место торговли и территорию вокруг него в надлежащем санитарном состоянии.

Кроме того, продавец обязан иметь при себе:

  • медицинскую книжку – без медобследования работник не допускается к работе;
  • паспорт для удостоверения личности.

Если будет торговать наемный работник, надо заранее провести с ним инструктаж по вопросам охраны труда и пожарной безопасности, санитарного минимума, разъяснить необходимость соблюдать требования к продаже товаров и обслуживанию покупателей.

Какова ответственность за нарушение требований к выездной торговле (например, отсутствие разрешительных документов и т. п.) и какой орган привлекает к ответственности?

За осуществление выездной или выносной торговли без разрешения органа местного самоуправления предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 17 000 до 34 000 грн. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных вследствие совершения этого правонарушения, или без таковой (ст. 164 КУоАП). А при повторном нарушении в течение года или если доход получен в больших размерах (17 000 грн. и более) применяется штраф в размере от 34 000 до 85 000 грн. с конфискацией про­дукции.

Кроме того, при осуществлении выездной (выносной) торговли, как и при обычной торговле в помещении, установлена ответственность за нарушения:

  • прав потребителей – ст. 23 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей»;
  • санитарного законодательства, качества стандартов продукции – ст. 42, 46 Закона от 24.02.94 г. № 400-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и ст. 42, 164, 188 КЗоТ;
  • правил торговли – ст. 155, 156 КЗоТ.

Также в случае нарушений субъектом хозяйствования правил благоустройства, санитарных и противопожарных норм, правил торговли орган местного самоуправления может отменить разрешение на размещение объектов торговли. О таких нарушениях уведомляют органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы, Госпожарнадзора, другие правоохранительные и контролирующие органы.

Выводы

  1. Пункты мелкорозничной торговли размещаются на основании письменного разрешения органа местного самоуправления. Полный перечень документов, необходимых для получения такого разрешения, в отдельном законодательном акте не содержится. Перечни устанавливаются решениями органов местного самоуправления, поэтому могут отличаться в зависимости от региона.
  2. Субъект хозяйствования, в подчинении которого есть пункты мелкорозничной торговой сети, обязан иметь на все товары, которые реализуются в этих пунктах, установленные законодательством документы.
  3. Торговать в месте выездной торговли может лично предприниматель или его наемный работник. В таком случае продавец обязан иметь при себе медицинскую книжку, ведь без медобследования работник не допускается к работе, и паспорт для удостоверения личности. Если будет торговать наемный работник, с ним надо заранее провести инструктаж по вопросам охраны труда и пожарной безопасности, санитарного минимума, и разъяснить ему необходимость соблюдать требования к продаже товаров и обслуживанию покупателей.

Оставьте комментарий