Нетрудоспособность

Уважаемые читатели, предвосхищая разъяснения по заявленной теме месяца, следует отметить, что они будут опираться на несколько документов. Знание назначения этих документов поможет вам использовать их в своей работе именно тогда, когда это нужно.
Правила проведения экспертизы временной нетрудоспособности, выдачи листа и справки о временной нетрудоспособности, утвержденные приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 31 марта 2015 года № 183:
В Правилах говорится о том, в каких случаях, кому, какими организациями выдаются справка и Лист временной нетрудоспособности.
В конечном итоге, Правила определяют, как должен выглядеть документ, на основании которого дается пособие по временной нетрудоспособности (далее-Правила).
Правила назначения и выплаты социального пособия по временной нетрудоспособности, утвержденные приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 30 ноября 2015 года № 907 (далее-Правила 1).
Документ повествует о том, в каких случаях и кому начисляется социальное пособие в связи с временной нетрудоспособностью, если работником представлен Лист, отвечающий требованиям вышеуказанного НПА.
Постановление Правительства Республики Казахстан «Об определении размеров социального пособия по временной нетрудоспособности».
Постановление говорит о размерах социального пособия по временной нетрудоспособности (далее- Постановление).
Таким образом, мы с Вами должны различать:

  • кому, в каких случаях дается Лист временной нетрудоспособности;
  • как должен оформляться документ (Лист временной нетрудоспособности), который является основанием для оплаты;
  • как правильно исчислять размеры оплаты временной нетрудоспособности.

Для понимания приведенных разъяснений автора важно понимать назначение упомянутых документов.
В предлагаемой подборке мы представим ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по озвученной теме месяца.

1. В каких случаях следует оформлять Лист временной нетрудоспособности?
Лист о временной нетрудоспособности в соответствии с п. 3 Правил выдается при:

  1. острых или обострении хронических заболеваний;
  2. травмах и отравлениях, связанных с временной потерей трудоспособности;
  3. искусственном прерывании беременности;
  4. уходе за больным ребенком;
  5. беременности и родах;
  6. усыновлении (удочерении) новорожденного ребенка (детей);
  7. долечивании в санаторно-курортных организациях;
  8. карантине;
  9. ортопедическом протезировании.

2. Кому не выдается Лист временной нетрудоспособности?

В соответствии с п. 7 Правил, Лист о временной нетрудоспособности не выдается:
* проходящим медицинское освидетельствование, медицинское обследование или лечение по направлению органов военного управления;
* находящимся под стражей или административным арестом;
* лицам с хроническими заболеваниями вне обострения (ухудшения), проходящим обследование, принимающим различные процедуры и манипуляции в амбулаторно-поликлинических условиях;
* обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности.
В указанных случаях пациенту выдается выписка из медицинской карты амбулаторного (стационарного) больного.

3. Чем отличаются между собой Лист о временной нетрудоспособности и Справка о временной нетрудоспособности?

Ответ на этот вопрос кроется в определениях, которые дают Правила указанным документам:
«Лист о временной нетрудоспособности» — документ, удостоверяющий временную нетрудоспособность лиц, и подтверждающий право на временное освобождение от работы и получение пособия по временной нетрудоспособности.
«Справка о временной нетрудоспособности» — документ, удостоверяющий факт нетрудоспособности, являющийся основанием для освобождения от работы (учебы) без получения пособия.
Из приведенных определений ясно, что оба документа подтверждают законность отсутствия работника на рабочем месте. При этом оплата должна производиться только на основании Листа о временной нетрудоспособности. Справка же права на оплату пособия работнику не дает.

Пример: Если отсутствовавший несколько часов (или полную смену) работник предоставил работодателю Справку о временной нетрудоспособности, то отсутствие будет законным. При этом оплату за этот день работник не получит.

4. В каких случаях выдается Справка о временной нетрудоспособности?

В соответствии с Правилами, Справка о временной нетрудоспособности выдается при:

  1. острых или обострении хронических заболеваний, травмах и отравлениях лицам, обучающимся в организациях образования;
  2. травмах, полученных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также при острой алкогольной или наркотической интоксикации;
  3. лечении хронического алкоголизма, наркомании, не осложненных иными расстройствами и заболеваниями;
  4. уходе за больным ребенком;
  5. прохождении обследования в консультативно-диагностических организациях на период проведения инвазивных методов обследовании;
  6. искусственном прерывании беременности;
  7. беременности и родах лицам, обучающимся в организациях образования;
  8. усыновлении (удочерении) новорожденного ребенка (детей);
  9. долечивании в санаторно-курортных организациях;
  10. карантине;
  11. ортопедическом протезировании;
  12. при наличии признаков нетрудоспособности до конца смены (выдается медицинскими работниками медицинских пунктов предприятий и организаций).

5. Как поступить, если работник, имеющий Лист о временной нетрудоспособности, хочет продолжать работу? Можно ли ему позволить работать?

В соответствии с Правилами:
временная нетрудоспособность — состояние организма человека, обусловленное заболеванием или травмой, при котором нарушение функций сопровождается невозможностью выполнения профессионального труда в течение времени, необходимого для восстановления трудоспособности или установления инвалидности.
Открывая работнику Лист о временной нетрудоспособности, доктор как бы говорит, что работник не может выполнять свои функциональные обязанности в течение определенного времени. Поэтому допускать к работе человека, который нетрудоспособен, — это нарушение законодательства. Несмотря на желание заболевшего работника поработать, допускать такой ситуации нельзя ни в коем случае.

6. Работник очень часто болеет, примерно один раз в месяц. Есть ли какие-то законодательные ограничения по количеству больничных у работника в течение года?

Нет. Таких законодательных норм нет. Количество Листов временной нетрудоспособности, выдаваемое одному работнику в течение года, может быть вызвано только состоянием здоровья сотрудника. Нежелание работодателя признавать и оплачивать все предоставленные работником Листы временной нетрудоспособности не имеет под собой ничего, кроме эмоциональной составляющей.
Большое количество Листов о временной нетрудоспособности не может являться основанием для прекращения трудовых отношений. Единственное основание для расторжения трудового договора, связанное с наличием Листа о временной нетрудоспособности, предусмотренное пп. 20) п. 1 ст. 52 ТК РК, позволяет расторгнуть трудовой договор при неявке работника на работу более двух месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, за исключением случаев нахождения работника в отпуске по беременности и родам, а также если заболевание входит в перечень заболеваний, для которых установлен более длительный срок нетрудоспособности, утверждаемый уполномоченным государственным органом в области здравоохранения.
За работником, утратившим трудоспособность в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

7. У работника два места работы: основное и по совместительству. В связи с этим 2 вопроса.

1. Как в таком случае оформлять больничный?
2. Действуют ли ограничения в 15 МРП сразу на 2 пособия или на каждое отдельно?

В случае если лицо работает у нескольких работодателей, Лист о временной нетрудоспособности выдается по одному месту работы, в другие места работы выдаются копии листа о временной нетрудоспособности, заверенные руководителем медицинской организации и закрепленные печатью медицинской организации.
Ограничение по максимальной сумме пособия в 15 МРП действуют на каждое пособие ОТДЕЛЬНО. Начисление пособия по временной нетрудоспособности на каждом предприятии осуществляется отдельно и суммы не связаны между собой.

8. Работник по собственной вине отстранен от работы. В период отстранения работник заболел, оформил Лист о временной нетрудоспособности. Должны ли мы платить пособие этому работнику?

В соответствии с п. 6 Правил 1, при наступлении временной нетрудоспособности в период, когда работник отстранен от работы, пособие не выплачивается согласно п. 4 ст. 48 ТК РК. Если временная нетрудоспособность продолжается и после допуска к работе, пособие выплачивается со дня допуска работника к работе. Пособие сохраняется за работником в случае его незаконного отстранения работодателем от работы.

Subbotina Anna / .com

Данное пособие по сути является компенсацией работнику заработка, утраченного из-за болезни или по некоторым другим причинам. Узнать, на сколько денег вы можете рассчитывать и что нужно для их получения, вы сможете, прочитав эту страницу.

Кто имеет право на пособие по временной нетрудоспособности

Застрахованное лицо имеет право на пособие по временной нетрудоспособности в случаях:

  • утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы (в том числе аборты и осуществление ЭКО);
  • ухода за больным членом семьи;
  • карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до семи лет, посещающего детский сад, или другого недееспособного члена семьи;
  • осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
  • долечивания в российских санаториях непосредственно после стационарного лечения (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; далее – закон об обязательном социальном страховании).

В каких случаях выплачивается пособие по временной нетрудоспособности

Пособие выплачивается, если нетрудоспособность наступила в период работы, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (ч. 2 ст. 5 закона об обязательном социальном страховании).

С 1 июля 2017 года медицинские организации вправе по выбору пациента и с его письменного согласия выдавать больничный лист в виде электронного документа, подписанного лечащим врачом и медучреждением с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ).

Выплачивается оно по общему правилу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности (ст. 6 закона об обязательном социальном страховании).

Застрахованному лицу, признанному инвалидом (за исключением заболевания туберкулезом), пособие выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.

Если был заключен срочный трудовой договор на срок до шести месяцев, а также если заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более чем за 75 календарных дней.

Больным туберкулезом в двух последних случаях пособие выплачивается до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности).

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости ухода за больным членом семьи выплачивается за определенный законом срок. Подробнее об этом – в таблице 1.

Таблица 1. Срок выплаты пособия по временной нетрудоспособности при уходе за больным членом семьи в зависимости от его возраста и заболевания.

Возраст и заболевание члена семьи

Срок, за который выплачивается пособие

До 7 лет

За весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационаре, но не более чем за 60 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком.

Этот срок увеличивается до 90 дней в году, если ребенок страдает заболеванием, включенным в специальный перечень (приказ Минздравсоцразвития России от 20 февраля 2008 г. № 84н). К таким болезням относятся многие виды рака, инсулинзависимый диабет, артрит, шизофрения, аутизм, эпилепсия, астма и т. д. В перечень включены также травмы (например, внутричерепные травмы и травмы внутренних органов), ожоги, обморожения и т. д.

От 7 до 15 лет

За период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного или стационарного лечения (если родитель ложится в больницу вместе с ребенком).

При этом максимальный срок не должен превышать 45 календарных дней в году

Ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет

За весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении. Но не более чем за 120 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком

До 18 лет, если ребенок ВИЧ-инфицирован либо страдает от поствакцинального осложнения либо раком (включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей)

За весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении без максимального ограничения срока

В остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении

Не более чем за семь календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи

Есть еще два случая выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Первый касается ситуаций, когда вводился карантин. На пособие могут рассчитывать те, кто контактировал с инфекционным больным или сам является носителем бактерий – на весь период отстранения от работы в связи с карантином. А если под карантин попали дети до семи лет, посещающие детский сад, или недееспособные члены семьи, пособие будут выплачивать их законным представителям на протяжении всего периода карантина.

Второй случай – это протезирование по медицинским показаниям в условиях стационара. Пособие должны выплачивать за весь период освобождения от работы по этой причине, включая время проезда к месту протезирования и обратно.

Когда нужно обратиться за пособием по временной нетрудоспособности

Обратиться за выплатой следует не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности) либо окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания (ч. 1 ст. 12 закона об обязательном социальном страховании).

Если есть уважительные причины, то срок может быть продлен. Решение о продлении должен принять территориальный орган ФСС России. Перечень уважительных причин содержит следующие:

  • чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.);
  • длительная временная нетрудоспособность вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев;
  • переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;
  • вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;
  • повреждение здоровья или смерть близкого родственника;
  • иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд (Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 74).

Размер пособия

Размер пособия исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествовавших году наступления нетрудоспособности (ч. 1 ст. 14 закона об обязательном социальном страховании). То есть если работник болел в 2020 году (неважно, в январе или ноябре), средний заработок должен считаться за 2019 и 2018 годы.

За 2020 год можно учесть заработок в размере, не превышающем 912 тыс. руб. (даже если он фактически больше), а за 2019 и 2018 годы – в размере, не превышающем 865 тыс. руб. и 815 тыс. руб. соответственно (постановление Правительства РФ от 6 ноября 2019 г. № 1407, постановление Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1426, постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378).

Обратите внимание, что пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые за периоды нетрудоспособности, приходящиеся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года, исчисляются с особенностями в части определения их минимального размера.

При этом в расчет среднего заработка будут включены только те суммы, на которые начислялись страховые взносы. К примеру, отпускные облагаются взносами, а вот на выплаты по гражданско-правовым договорам взносы в ФСС России не начисляются (п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
По общему правилу пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

  • застрахованному лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, – 100% среднего заработка;
  • застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, – 80% среднего заработка;
  • застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, – 60% среднего заработка (ч. 1 ст. 7 закона об обязательном социальном страховании).

Страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В страховой стаж входит помимо этого время военной службы, службы в полиции, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также в Росгвардии (ч. 1-2 ст. 16 закона об обязательном социальном страховании).

ПРИМЕР

Рассчитаем размер пособия по временной нетрудоспособности для работника, который трудится в компании с 2013 года по настоящее время. Его общий трудовой стаж составляет на момент назначения пособия семь лет и два месяца. Зарплата работника за 2019 год составила 850 тыс. руб., за 2018 год – 850 тыс. руб.

Предположим, работник болел с 15 по 21 января 2020 года включительно (семь календарных дней), что подтверждается больничным.

Для начала сравним годовую зарплату работника с максимальными значениями. Вознаграждение за труд в 2018 году превышает установленную на этот год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России (815 000 руб.), поэтому при расчете учитывается только 815 000 руб. Заработок за 2019 год вписывается в установленное на этот год ограничение (865 000 руб.).

Таким образом, заработок за два года составит:
815 000 руб. + 850 000 руб. = 1 665 000 руб.
Теперь эту сумму нужно разделить на 730, чтобы определить средний дневной заработок:
1 665 000 руб. : 730 = 2280,82 руб.
Размер пособия по временной нетрудоспособности будет равен:
2280,82 x 7 x 80% = 12 772,59 руб.

Есть случаи, когда пособие рассчитывается исходя из МРОТ, их два: если работник за расчетный период вообще не получал заработок или если его заработок оказался ниже МРОТ в пересчете на дни. В этом случае для определения суммы пособия будет использоваться МРОТ на день наступления страхового случая, то есть на день заболевания (ч. 1.1 ст. 14 закона об обязательном социальном страховании).

Средний дневной заработок определяется по формуле: МРОТ х 24/730 (12 130 х 24/730 = 398,79 руб.). Затем по аналогии с расчетом из примера выше нужно определить сумму пособия в зависимости от времени, на которое был выдан больничный, и стажа.

Кто выплачивает пособие по временной нетрудоспособности

Пособие по общему правилу выплачивается работодателем по месту работы.
Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей и в течение последних двух календарных лет трудилось у них же, пособия назначаются и выплачиваются ему по каждому месту работы.
Если работник трудится в нескольких компаниях, а в течение последних двух лет работал тоже в нескольких организациях, но уже других – пособие будет выплачено по одному из последних мест работы по выбору работника. В этом случае ему надо будет принести справки от остальных работодателей о размере зарплаты у них и о том, что они пособие не назначали.
Если же гражданин работает у нескольких работодателей, а в течение прошлых двух календарных лет работал как у них, так и других – пособие будет выплачено либо по всем местам работы либо по одному по выбору работника (ч. 2-2.2, ч. 5.1 ст. 13 закона об обязательном социальном страховании). В последнем случае также понадобятся справки от работодателей.
Лицам, утратившим трудоспособность в течение 30 дней после увольнения, пособие выплачивает либо работодатель по последнему месту работы, либо территориальный орган ФСС России. К слову, в Фонд могут обратиться и иные застрахованные лица, к ним относятся самозанятые (адвокаты, ИП, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, частные нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой), а также члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера. Но претендовать на выплату все эти лица могут только в том случае, если добровольно уплачивали взносы в ФСС России – обязанности производить отчисления у них нет (ч. 3 ст. 2 закона об обязательном социальном страховании).
Кроме того, обратиться в ФСС России за назначением и выплатой пособия могут обычные работники, если:

  • работодатель прекратил свою деятельность;
  • на его счетах недостаточно денег для выплаты пособия;
  • невозможно установить местонахождения работодателя и его имущества при наличии вступившего в силу решения суда, которое подтверждает факт невыплаты пособия;
  • в отношении работодателя проводятся процедуры банкротства (ч. 4 ст. 13 закона об обязательном социальном страховании).

Данное пособие назначается и выплачивается только на основании листка нетрудоспособности (больничного листа) (ч. 5 ст. 13 закона об обязательном социальном страховании).

Последняя актуализация: 2 июня 2020 г.

трудовое право

удк 349.3 Е.В. Нижечек,

ББк 67.405.212.12 Иркутский институт (филиал) ВГУЮ

(РПА Минюста России) Иркутск, Российская Федерация ORCID 0000-0002-0436-2215 ResearcherЮ J-7211-2016

к вопросу о понятии «нетрудоспособность» в праве

социального обеспечения

информация

о СТАТЬЕ

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу отдельных норм права социального обеспечения, устанавливающих право на виды социального обеспечения и защиты в связи с нетрудоспособностью лица. Проводится сравнительный анализ с понятием нуждаемость, рассматриваются отдельные проблемы, связанные с признанием лица таковым. Высказывается предложение о необходимости конкретизации понятия нетрудоспособность и закрепления понятия в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении.

КлюЧЕВыЕ СлОВА Нетрудоспособность; нуждаемость; социальное обеспечение;

социально незащищенные граждане; страховые случаи; пенсии; пособия.

БИБлИОгРАфИЧЕСКОЕ Нижечек Е.В. К вопросу о понятии «нетрудоспособность» в ОПИСАНИЕ праве социального обеспечения // Пролог: журнал о праве /

Prologue: Law Journal. — 2017. — № 1.

E.V. Nizhechek,

to the issue of the concept «disability» in the social

security law

PUBLICATION DATA Prologue: Law Journal. -2017.-№ 1.

ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2017.1.7. Submission date: 24.02.2017.

abstract The article is devoted to the analysis of some certain rules of the

пролог

Disability; means-testing; social security; social unprotected citizens; insured accidents; pension; benefits.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Nizhechek E.V. To the issue of the concept «disability» in the social security law // Prologue: Law Journal. — 2017. — № 1.

Понятие «нетрудоспособность» достаточно редко является предметом научных исследований, хотя вопрос о том, как оно трактуется в теории права социального обеспечения является в настоящее время актуальным. Система социального обеспечения в России предусматривает, что ни один нетрудоспособный член общества не может быть оставлен без помощи государства, т.е. без средств к существованию. В любом обществе существуют лица, обладающие ограниченными возможностями для реализации своих конституционных прав и свобод. Ими являются и нетрудоспособные лица, в том числе инвалиды, при причинении вреда здоровью, препятствующему продолжению им трудовой деятельности. В связи с нетрудоспособностью и наступлением неблагоприятных последствий для жизни лица законодательством на основании Конституции РФ предусмотрены различные виды социального обеспечения. Так, в ст. 39 Конституции РФ закреплены гарантии и разные основания наступления права на социальное обеспечение: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, наличие малолетних детей, иные случаи, установленные законом. Большая часть причин нетрудоспособности влечет за собой необходимость получения не только медицинской помощи, но и материальной, в связи с утратой заработка. «Случаи», указанные в Конституции РФ, связанные с жизнью и (или здоровьем) человека в законодательстве именуются «социальными рисками», позволяющими в дальнейшем вести речь о страховых случаях .

Вопрос о нетрудоспособности и ее значении в праве социального обеспечения будет раскрыт в порядке постановки проблемы с целью более точного применения понятия во всех отраслях права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Легальное определение понятия «нетрудоспособность» в законодательстве отсут-

ствует. В науке права социального обеспечения оно также не выработано. Это и создает трудности для правоприменителей. Подход законодателя при признании лица нетрудоспособным и правовые последствия при предоставлении материальных и нематериальных видов обеспечения различен.

Разный подход законодателя к понятию «нетрудоспособность», кругу лиц, признаваемых таковыми, закрепления в федеральных законах и подзаконных актах предопределяет возникновение проблем на практике при установлении права на тот или иной вид обеспечения по всем законам о социальном обеспечении. Даже пенсионное законодательство, довольно разрозненное и сложное, неоднозначно подходит к определению лиц, являющихся нетрудоспособными и имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, пенсию по инвалидности или при определении уровня обеспечения. Так, в пп. 8 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (далее — Закон № 166-ФЗ)при определении граждан, имеющих право на пенсию, указываются именно нетрудоспособные. Из п. 6 ст. 5 этого же закона вытекает, что эти граждане имеют право на социальную пенсию1. Исходя из смысла этого закона, социальную пенсию имеют право получать лица, не имеющие трудового, и, прежде всего, в настоящее время, страхового стажа и заработка. Означает ли это, что законодатель суживает данное понятие, указывая на возможность получения только социальных пенсий нетрудоспособными лицами, хотя эти же виды пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) имеют право получать при наступлении определенных условий (стаж, возраст) те, кто ранее трудился и по другим фе-

1 СЗ РФ. — 2001. — № 51, ст. 4В31.

пролог

деральным законам. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (далее — Закон № 125-ФЗ) устанавливает правовые последствия в виде страховых выплат в связи признанием лица нетрудоспособным по состоянию здоровья2.

В государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 гг. также определены разные виды поддержки гражданам, в том числе имеющим статус нетрудоспособного лица. Нетрудоспособность в ней определяется, как правило, в широком смысле этого слова, иногда независимо от фактического состояния здоровья лица.

Кроме того, и иное законодательство определяет разные правовые последствия в связи с установлением факта нетрудоспособности и признания лица таковым. Так, одни последствия предусмотрены для работников при применении норм трудового законодательства (ст. ст. 179, 183 ТК РФ), другие — при применении норм жилищного законодательства (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ), иные последствия предусмотрены семейным законодательством (ч. 1 ст. 85 СК РФ). Анализ норм действующих законов, регулирующих отношения по социальному обеспечению, позволяет сделать вывод о том, что понятие «нетрудоспособность» неоднозначное, оно трансформируется в зависимости от того, норма какого закона применяется и устанавливает право на тот или иной вид социального обеспечения, в каком контексте оно употребляется.

Как правило, нетрудоспособность рассматривается как определенное состояние человеческого организма (болезнь, бытовая травма, трудовое увечье). Причины признания лица нетрудоспособным и определение правовых последствий для него важны как с точки зрения применения норм социального обеспечения о предоставлении ему выплат (пособий, пенсии по инвалидности), так и норм трудового законодательства — признания причины отсутствия на работе уважительной, материальной ответственности работодателя при получении травмы на работе. Отдельные нормы устанавливают право на разные виды социального обеспечения и в том случае, когда лицо фактически здоровое, не имеющее ограничений к выполнению той или иной работы по состоянию здоровья, на основании закона признается нетрудоспособным. Это позволяет в праве соци-

2 СЗ РФ. — 1998. — № 31, ст. 3803.

ального обеспечения вести речь о признании его нетрудоспособным не только при определенном состоянии человеческого организма, препятствующим применению им своей рабочей силы, но и невозможности участия в трудовой деятельности в той или иной форме по тем или иным причинам общественного (социального) характера. Эти причины связаны с необходимостью ухода за малолетними детьми, в том числе за детьми до полутора лет, детьми до 14 лет, больными членами семьи, инвалидами первой группы или лицами, достигшими 80-летнего возраста и т.д. Кроме этого, признается лицо нетрудоспособным и в связи с не достижением возраста, позволяющего признать его субъектом трудового права или достижением им пенсионного возраста и т.д.

В связи с этим, можно отметить, что учеными выделяется «широкий» и «узкий» подходы к определению понятия «нетрудоспособность». В узком смысле «нетрудоспособность» можно разделить на полную или частичную, временную или постоянную. Признаки, критерии «нетрудоспособности» в узком смысле, т.е. по состоянию здоровья, можно ввести в легальное определение понятия. Подход к оценке здоровья и определения этого понятия различны. Так, Т.И. Акулина, С.М. Ковалевский указывают на известное определение здоровья, закрепленное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». В научной литературе рассматривается «статус здоровья» и дается ему характеристика как интегрального понятия, обозначающего нечто большее, чем просто наличие или отсутствие каких-либо заболеваний. Далее отмечается, что в России в качестве русского перевода понятия «health status» обычно используется не буквальный его перевод — «статус здоровья», а перевод «состояние здоровья» .

В широком смысле — фактически трудоспособное лицо, признается «нетрудоспособным» в силу конкретного закона, регулирующего обеспечение или пособием, компенсацией, или пенсией по случаю потери кормильца и т.д. Данное лицо включается в перечень «нетрудоспособных» в связи с тем, что оно по причинам общественного (социального) характера, названных выше, не занимается трудовой деятельностью, не имеет заработок, доход или признается таковым в зависимости от вида пенсии и статуса по достижению определенного возраста, указанного в законе.

Пролог

Законодательство об обеспечении пенсиями, пособиями (по временной нетрудоспособности), компенсациями устанавливает различные правовые последствия признания лица нетрудоспособным также в зависимости от того в узком или широком смысле употребляется это понятие. Самое широкое понятие «нетрудоспособности» в пенсионном законодательстве раскрывается в нормах, устанавливающих право на пенсию по случаю потери кормильца. Так, анализ п. 2 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ, п. 3 ст. 8 Закона № 166-ФЗ3, других норм законов, регулирующих пенсионное обеспечение, позволил сделать вывод о том, что в круг лиц, имеющих право на данный вид пенсии, включаются трудоспособные, но не работающие лица, в связи с их уходом за детьми, сестрами, братьями, внуками до 14 лет при условии отсутствия у этих детей родителей. Указание на то, что они признаются нетрудоспособными дано в качестве лишь перечисления лиц, но четкой формулировки определения, например, в статьях о понятиях, применяемых в целях настоящих законов, нет.

Так, Я.М. Фогель аргументировано обосновывает свой вывод о понятии и роли нетрудоспособности, указывая на иной характер социальных отношений, возникающих в связи с нею. Он отмечает, что термин «нетрудоспособность» выражает определенную сторону общественных отношений, связанную со свойствами личности, человека и его возможностями участия в трудовой деятельности и ограничений (снижения трудоспособности) этой возможности по разным причинам и продолжительности. Именно поэтому Я.М. Фогель видит необходимость исследования отношений в связи с нетрудоспособностью в «трех измерениях» — в качестве медико-биологического, социального и правового явлений, причем первый является не единственным .

Кроме того, А.Е. Козлов отмечает, что под случаями нетрудоспособности не следует понимать лишь те события, наступление которых не зависит от воли человека (детство, инвалидность от общего заболевания, болезнь). Социальное обеспечение может предоставляться и в результате зависящего от воли человека события, которое вызывает временную утрату трудоспособности, в результате будет сокращение его средств для существования (беременность, роды, материнство). Большая часть случаев нетрудоспособности не за-

3 СЗ РФ. — 2001. — № 51, ст. 4831.

висит от воли человека. Один из них — следствие физиологического развития человека (рождение, детство, болезнь, инвалидность от общего заболевания, старость и т.п.), другие — результат общественных явлений (вызвавшее инвалидность ранение), третьи — связаны с профессиональной деятельностью человека (профессиональное заболевание). Иногда социальное обеспечение вызвано условиями жизни многодетных семей или семей военнослужащих срочной службы .

Иную позицию при определении роли социального обеспечения в удовлетворении жизненных потребностей только нетрудоспособных лиц занимает З.Д. Виноградова. Как бы широко ни трактовать это понятие, уязвимость концепции очевидна, полагает она. Обеспечение различными пособиями, в том числе в связи с рождением и наличием детей, позволяет признать, что теряется присущая ей смысловая определенность, заключающаяся в обозначении состояния неспособности к труду по причинам медико-биологического характера, если рассматривать это как нетрудоспособность . Думается, нельзя полностью поддержать эту позицию в связи с определением «нетрудоспособности» только в узком смысле слова.

Проблема определения понятия «нетрудоспособности» связана с тем, что в разных федеральных законах о социальном обеспечении и социальном страховании причины нетрудоспособности раскрываются относительно к страховому случаю. Так, в Законе № 125-ФЗ страховой случай сформулирован как факт повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания4; п. 1.1 ст. 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ включает еще беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до полутора лет и случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального стра-хования5; ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ признает достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потери кормильца6. Некоторые причины нетрудоспособности названы только в специальных законах об обеспечении конкретным видом пособия, например, в ст. 5 Федерального закона

4 ССЗ РФ. — 1998. — № 31, ст. 3803.

5 СЗ РФ. — 1999. — № 7, ст. 767.

6 СЗ РФ. — 2002. — № 26, ст. 2521.

пролог

• prolaw • prolaw • prolaw • prolaw • prolaw • prolaw • prolaw • prolaw •

«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ7.

Согласимся с Л.А. Галаевой, отмечающей целесообразность сокращения перечня страховых случаев за счет соединения нескольких, под более общей формулировкой «временная нетрудоспособность», и предлагающей в общем законе страховой случай именовать как наступление нетрудоспособности (временной или стойкой) с расшифровкой в специальных законах относительно отдельных видов страхования . В легальное определение понятия «нетрудоспособность» можно ввести и отсутствие полного физического, душевного здоровья, и отсутствие социального благополучия, ограничение жизнедеятельности, достижение возраста, невозможность обеспечения себя заработком, доходом по различным социальным причинам, указанным в законодательстве о пенсионном обеспечении и пособиях. Таким образом, удастся подчеркнуть и узкий и широкий смысл «нетрудоспособности» в социальном обеспечении, с которой законодатель связывает правовые последствия, регулируя, кроме этого, и трудовые, семейные, жилищные отношения с уточнением в соответствующих кодексах.

Нельзя не отметить еще одну проблему, возникающую при исследовании оснований для социального обеспечения. В последние десятилетия в юридической литературе высказываются иные мнения о понятии «нетрудоспособность», дается ей иная оценка и сопоставляется с таким понятием как «нуждаемость». Более того, нуждаемость исследуется как предпосылка предоставления социального обеспечения.

По мнению В.С. Аракчеева, нетрудоспособность следует рассматривать как одну из определяющих причин и одновременно в качестве составного элемента более емкого понятия — «нуждаемость» человека. Нуждаемость, отмечает автор, это такое, прежде всего материальное, положение человека, которое ставит под угрозу его физиологическое и социальное существование, и которое он самостоятельно без посторонней поддержки преодолеть самостоятельно не в состоянии . Безусловно, согласимся с В.С. Аракчеевым, что нуждаемость вызывается разными причинами, в том числе нетрудоспособностью по состоянию здоровья. Не исключаем и причину, связанную с нежеланием работать. Причинами нуждаемости могут выступать и малообес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 СЗ РФ. — 2006. — № 6, ст. 637.

печенность лиц, в связи с невысокой заработной платой. Как отмечалось выше, от причины нетрудоспособности, зависит предоставляемый вид социального обеспечения и (или) условия назначения. В.С. Аракчеев оценивает понятия «нетрудоспособность» и «нуждаемость» в свете исследования вопросов о пенсионном обеспечении. Думается, нельзя однозначно с этим согласиться при рассмотрении вопросов о предоставлении иных видов обеспечения, например, пособий.

Предлагает принимать нуждаемость в качестве основного критерия (самостоятельного основания) для предоставления видов социального обеспечения Л.А. Гречук, называя нуждаемость определяющей характеристикой для субъектов-получателей в праве социального обеспечения, а нетрудоспособность — лишь одну из ее причин . Поддерживая мнение В.С. Аракчеева, Е.К. Бутенко отмечает нуждаемость общим (универсальным) основанием для социально-обеспечительных оснований получения гражданами тех или иных видов социального обеспечения . Вряд ли можно согласиться с мнением этих ученых.

Так, М.В. Асачева упоминает нуждаемость в связи с определением понятия «незащищенные категории граждан», сравнивает с понятием «малоимущие граждане» и соглашается, что слои населения, нуждающиеся в защите государства, существуют всегда. Анализируя определение, примененное в законодательстве, обращает внимание на то, что только ЖК РФ указывает на главный признак: «… граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу, нуждающихся в специальной социальной защите». Кроме того, М.В. Асачева отмечает, что необходимо связывать последствия с легальным определением понятия «граждане, имеющие право на социальную защиту». Именно в данной трактовке, подчеркивает автор, первичен закон, а не субъективные или дискуссионные научные оценки. Гражданин не может объективно определять свое состояние как нуждаемость . Совершенно верно то, что любое лицо может считать себя нуждающимся в помощи, особенно, если оно не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни в силу различных социальных причин, но нельзя всегда однозначно вести речь о его нетрудоспособности. Претендовать на какой-либо вид социального обеспечения он может только в случае признания его нетрудоспособным по состоянию здоровья, возрасту и в связи с иными социальными причинами, признаваемыми законом.

пролог

Исследуя вопрос о предназначении социальных прав, Г.А. Трофимова не раскрывает понятие «нуждаемость», а отмечает необходимость четкого формулирования критериев, по которым должна предоставляться социальная помощь. Автором не конкретизируются виды помощи, и не указывается, относятся ли они к видам социального обеспечения. Г.А. Трофимова разделяет критерии на две группы: первую — объективного характера — малолетство, вторую — признаваемой обществом невозможности самостоятельного обеспечения себя всем необходимым — несовершеннолетие. Такие обстоятельства как старость, болезнь, врожденный или приобретенный физический недостаток автором не включены во вторую группу, поскольку они включены в отдельную группу причин, как и обстоятельства, связанные с отсутствием финансовых средств для самообеспечения и невозможностью их приобретения правомерным образом при наличии трудоспособности; отсутствием жилья (за исключением тех категорий, у кого достаточно средств или имущественных прав на его приобретение или использование); существенными потерями как материальными, так и психологическими, вследствие чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Вместо с тем, Г.А. Трофимова расширяет причины предоставления помощи или же признание их основанием для осуществления социальных прав . Можно согласиться, что все это признается подтверждением нуждаемости лица в помощи, но не является критериями нетрудоспособности для предоставления всех материальных видов обеспечения с точки зрения прав, закрепленных в федеральных законах об обеспечении пенсиями и пособиями. Думается, нельзя согласиться с предложением Г.А. Трофимовой, считать основанием для предоставления вида обеспечения «… отсутствие образования, работы по имеющейся, но еще не вышедшей из употребления специальности; жилья в месте получения работы».

Несколько иной подход к предоставлению видов социального обеспечения у А.Н. Ахмедшиной. По ее мнению, «. суть социального обеспечения — это компенсация дохода, недополученного по уважительным причинам» . Думается, нельзя ее позицию признать удачной и с этим согласиться, т.к. предоставления видов социального обеспечения возможно и в отношении тех лиц из числа нетрудоспособных членов общества, которые еще не начинали трудовую деятельность, не имели заработка или иного дохода, а значит, нет оснований для компенсации. Россия,

являясь социальным государством, устанавливает гарантии социальной защиты и в связи с неучастием в труде, а значит, при подтверждении факта нетрудоспособности, лицо имеет право на определенный вид обеспечения.

Таким образом, несмотря на разную трактовку причин для обеспечения разнообразными видами благ (пенсиями, пособиями и т.д.) в законодательстве о социальном обеспечении и неоднозначную оценку их в науке, можно сделать вывод о том, что правовым основанием является именно нетрудоспособность, а не нуждаемость и не признание лица социально незащищенным.

В заключение хотелось бы отметить, что назрела необходимость в формировании единого понятийного аппарата в социальном обеспечении и закреплении легального определения понятия «нетрудоспособность», критериев и оснований признания лица таковым в нормах об обеспечении пенсиями, пособиями, компенсациями с указанием (рекомендацией) на возможность применения данного в других отраслях. Определение понятия дать с учетом того, что случай нетрудоспособности одно из социально-правовых оснований, вызывающих потребность в социальном обеспечении лишь тогда, когда это лицо имеет право на социальное обеспечение по закону. В этом случае, его право на основании Конституции РФ сохраняется и защищается государством.

В легальное определение понятия «нетрудоспособность» необходимо ввести не только отсутствие полного физического, душевного здоровья, но и отсутствие социального благополучия, ограничение жизнедеятельности, достижение возраста, невозможность обеспечения себя заработком, доходом по различным социальным причинам, указанным в законодательстве об обеспечении пенсиями, пособиями, компенсациями. Таким образом, удастся в определение ввести признаки и черты понятия и подчеркнуть узкий и широкий смысл нетрудоспособности в социальном обеспечении, с которой законодатель связывает правовые последствия.

Разнообразие понятий, используемых в настоящее время в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении без конкретизации, создает проблему в правоприменительной практике. В связи с этим, думается, есть необходимость закрепления понятия «нуждаемость» и лиц, нуждающихся в поддержке, как и определения критерия лиц, являющихся социально незащищенной категорией граждан, с уточнением «только для отдельных видов дополнительной социальной помощи», предоставляемых не в виде пенсий, пособий и иных видов социаль-

Пролог

ного обеспечения во избежание подмены понятий. Эти понятия должны быть отграничены от понятия «нетрудоспособность».

Установление выше указанных понятий возможно в отдельном нормативно-правовом акте по аналогии, например, с правилами признания лица инвалидом, в которых раскрывается понятие «инвалидность» и порядок ее

установления с определением групп. Кроме определения понятия, следует указать общие черты и признаки, в узком и широком смыслах слова не только для социального обеспечения, но и для других отраслей права. Закрепление легального определения понятия «нетрудоспособность» позволит придать ему правовой смысл и значение.

список использованной литературы

2. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. — СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003. — 351 с.

3. Асачева М.В. О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан» // Социальное и пенсионное право. — 2014. — № 4. — С. 31-34.

5. Бутенко Е.И. Понятие и признаки нуждаемости в праве социального обеспечения России // Российский юридический журнал. — 2010. — № 1. — 195-202.

7. Галаева Л.А. К вопросу о видах страховых случаев в обязательном социальном страховании // Социальное и пенсионное право. — 2012. — № 3. — С. 4-7.

9. Козлов А.Е. Социальное обеспечение в СССР. — М.: Наука. — 1981. — 184 с.

11. Фогель Я.М. Некоторые вопросы теории права социального обеспечения. Проблемы трудового права и права социального обеспечения. — М., 1975. — С. 197-203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Arakcheev V.S. Russian Pension Law . Moscow, 2003. 351 p. (In Russian).

10. Kozlov A.E. Social security in the USSR . Moscow, 1981. Pp. 184 p. (In Russian).

пролог

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Нижечек Елена Владимировна (Иркутск) — старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Иркутского института (филиала) «Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)», (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4, e-mail: nijechek@mail.ru).

Порядок действий при увольнении

Когда сотрудник тяжело заболел либо получил увечья, его дальнейший труд на предприятии оказывается под вопросом. Ведь работодатель всегда требует качественного и оперативного выполнения поручений, что не всегда под силу нездоровому человеку. Зачастую и сам работник понимает, что трудиться полноценно больше не в состоянии, и оформляет инвалидность.

Однако даже к добровольному увольнению инвалида нужно подходить очень внимательно и соблюдать порядок действий, указанный в ст. 83 ТК РФ. Необходимо направить его в центр профпатологии, где решение будет принимать медицинская комиссия. В частности, эта комиссия должна определить степень инвалидизации сотрудника, присвоить ему соответствующую группу и вынести заключение о нетрудоспособности в письменном виде. После этого стороны решают, как им поступить дальше.

Скачать

ВАЖНО! Ни в коем случае нельзя увольнять сотрудника без медицинского освидетельствования. Иначе работодателю грозит административное наказание в форме штрафа, а работника могут восстановить в должности (если он выразит желание).

Когда пособие выплачивается

Работодатель должен предложить подчиненному перевестись на другую должность с более щадящими условиями. Этот перевод может быть временным, пока у пострадавшего не наладится самочувствие. Если работник отказался перевестись или у нанимателя отсутствует место:

  • срок перевода укладывается в четыре месяца — руководство отстраняет сотрудника от деятельности и сохраняет за ним место (без выплачивания зарплаты); по прошествии четырех месяцев гражданин вновь проходит комиссию, если все в порядке — он может вернуться в организацию на свое рабочее место;
  • срок перевода превышает четыре месяца — трудовой договор разрывается, в качестве компенсации потери источника заработка выплачивается пособие при увольнении по инвалидности, равное двухнедельному среднему заработку.

Когда пособие не положено

Если работник уходит сам, по своей инициативе, то выходное пособие при увольнении по медицинским показаниям не предусмотрено. Иными словами, если работник пишет заявление об уходе по собственному желанию, компенсация по закону ему не положена, но может быть предусмотрена ЛНА организации.

Увольнение инвалида 1 группы

Некоторые граждане с самой серьезной степенью инвалидизации продолжают трудиться в смягченных условиях. Если в соответствии с заключением медицинской комиссии человек не может работать вообще, решается вопрос с увольнением. Пособие при увольнении по инвалидности 1 группы выплачивается по тем же правилам, что и работникам с другими группами инвалидности.

Что нужно для оформления выплаты

Обязательно предоставляются документальные доказательства нетрудоспособности:

  • справка об инвалидности с врачебным заключением о степени инвалидизации;
  • справка из больницы об ограничении по здоровью и невозможности исполнения некоторых трудовых функций.

Особенности

Если увольняемому предлагают перевестись на другую должность, он должен выразить согласие или отказаться. В случае добровольного ухода работнику следует написать заявление об увольнении с формулировкой «по состоянию здоровья». Но при таком решении выходное пособие гражданину выплачено не будет.

Договор между работодателем и сотрудником расторгают на основе приказа. В нем указывается сумма выходного пособия. К приказу прикладывают заявление увольняемого, вышеперечисленные медицинские документы и знакомят с ним работника под подпись.

Как происходит расчет выходного пособия при увольнении по инвалидности

Выходное пособие инвалиду 1 группы при увольнении, а также другим группам инвалидности представляет собой среднюю зарплату за две недели. Можно начислять дополнительные суммы, если они прописаны в трудовом договоре.

Сначала рассчитываем средний заработок в день. Берем всю сумму, полученную за последний год (12 месяцев), сюда не входят:

  • командировочные;
  • компенсация больничных;
  • премиальные;
  • отпускные.

Подсчитываем количество отработанных дней.

Делим сумму за год на количество дней. Получаем средний доход в день.

Пособие = средний доход × количество рабочих дней в две недели после увольнения. При пятидневной рабочей неделе это, как правило, десять дней.

Пример расчета пособия

Рассчитываем доход за период: с 18.01.2018 по 18.01.2019. Его сумма: 360 000 рублей.

Сотрудником отработано: 200 дней.

Средняя зарплата за день: 360 000 рублей разделить на 200 дней = 1800 рублей.

Пособие: 1800 рублей умножить на десять дней = 18 000 рублей.

Налоги и другие отчисления в 2020 году

Пособие не облагается налогами кроме некоторых случаев: если оно в три раза больше среднемесячной зарплаты увольняемого — в этом случае идет налог с превышенной суммы. Для тружеников Крайнего Севера превышение должно достигать шестикратного размера. Страховые взносы также не уплачиваются, но есть исключения:

  • при наличии письменного пожелания сотрудника;
  • при превышении установленной законом суммы.

Алименты с выходного пособия при увольнении взыскиваются несмотря ни на что.

Оставьте комментарий