Незаконное искусственное прерывание беременности

1. Проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

3. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

См. все связанные документы >>>

1. Потерпевшей является женщина, находившаяся в состоянии беременности. В соответствии со ст. 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Следовательно, она вправе и прервать беременность. Искусственное прерывание беременности проводится в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. По общему правилу, аборт производится при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям (смерть мужа, беременность в результате изнасилования и т.д.) — 22 недели, а при наличии медицинских показаний (например, при заболевании ВИЧ-инфекцией, при активной форме туберкулеза) с согласия женщины — независимо от срока беременности.

2. Объективная сторона преступления заключается в производстве аборта ненадлежащим лицом. Под абортом понимается искусственное прерывание беременности, которое может быть законным (правомерным) и незаконным (криминальным). Незаконный аборт — это: искусственное прерывание беременности вне специального учреждения лицами, не имеющими надлежащей медицинской подготовки; при выходе за указанные выше сроки беременности; без согласия беременной.

3. Согласно комментируемой статье преступными признаются не все виды незаконного аборта, а только один из них — производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. Иные виды не могут влечь ответственности по рассматриваемой статье.

Производство указанного вида незаконного аборта предполагает согласие женщины. Если такого согласия не было, содеянное квалифицируется не по ст. 123 УК, а исходя из последствий по ст. 111 или ст. 105 УК.

4. Способы незаконного аборта на квалификацию не влияют.

5. Состав преступления формальный, аборт считается оконченным с момента удаления плода из чрева матери. До этого момента можно говорить лишь о покушении на производство незаконного аборта. Если процесс производства аборта привел к появлению на свет живого ребенка, которого тут же лишают жизни, содеянное как представляющее реальную совокупность преступлений подлежит квалификации не только по ст. 123 УК, но и по статье об убийстве. Если криминальный аборт протекал с осложнениями и вызвал реальную угрозу причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей, а виновный вследствие растерянности, испуга или по иным причинам не принял необходимых мер (например, не вызвал врача), оставляя в опасном состоянии потерпевшую, то налицо совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 123 и 125 УК.

6. Субъект преступления — лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля, что создает большую вероятность неблагоприятного исхода, причинения вреда женщине.

Исходя из этого, не являются субъектами преступления гинекологи и хирурги-гинекологи. Все остальные лица (в том числе имеющие высшее образование), средний медицинский персонал (даже те из них, которые имеют образование соответствующего профиля, например, акушерка) могут признаваться субъектом уголовно наказуемого аборта.

Место производства незаконного аборта — специальное медицинское учреждение или иное — для ответственности значения не имеет.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

8. В части 3 ст. 123 УК установлена повышенная ответственность, если незаконный аборт повлек по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью. Преступление характеризуется двумя формами вины (ст. 27 УК). Необходима причинно-следственная связь между незаконно произведенным абортом и наступившим вредом.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Мальцева Н.Н. 1 Морозова Е.А. 1 Левченко В.Е. 1 Новиков О.О. 1 Крикун Е.Н. 1 1 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)» Ст. 123 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное проведение искусственного прерывания беременности (далее ИПБ). Формулировка данной статьи представляется несовершенной и требует конкретики. Процесс применения данной нормы затруднен, что обусловлено высокой степенью латентности данного преступления. Проведенное исследование выявило, что требования, установленные российским законодательством для правомерного проведения ИПБ, должным образом не детализированы в УК РФ. Данное обстоятельство оставляет за пределами уголовно-правового регулирования подавляющую часть распространенных на практике разновидностей незаконного проведения такого рода операций. Авторами предложен законодательный подход к разрешению обозначенной проблемы. Внесение предложенных изменений в действующее законодательство, с одной стороны, позволит усилить ответственность медицинских работников за незаконное проведение искусственного прерывания беременности, а с другой – будет способствовать ограничению практики незаконных абортов. 159 KB искусственное прерывание беременности криминальный аборт ст. 123 ук рф. 1. Ашин А.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.И. Чучаева. – испр., доп., перераб. – М. : КОНТРАКТ, 2013. – 781 с. 2. Биомедицинское право в России и за рубежом : монография / Г.Б. Романовский, Н.Н. Тарусина, А.А. Мохов и др. – М. : Проспект, 2015. – 368 с. 3. Волкова Т.Н. Правовая защита права на жизнь новорожденного // Законность. — 2004. — № 4. — С. 7-8. 4. Квалификационные требования для врача-акушера-гинеколога. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» // Российская газета. – 2010. — 27 сентября. 5. Лозанович Л.А. Незаконное производство аборта: уголовно-правовой и криминологический аспекты : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2004. – 178 с. 6. Михайличенко С.И. Предупреждение незаконного производства аборта: уголовно-правовой и криминологический аспекты : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2014. – 185 с. 7. О социальном показании для искусственного прерывания беременности : Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 № 98 // Российская газета. – 2012. — 15 февраля. 8. Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности : Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 № 736 (ред. от 27.12.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2003. — № 9. — 3 марта. 9. Тасаков С., Шумилов А. Искусственное прерывание беременности (аборт). Уголовно-правовые аспекты // Уголовное право. – 2004. – № 2. – С. 65-69. 10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Российская газета. – 2011. — 23 ноября; 2015. — 31 декабря.

Уголовное законодательство стран мирового сообщества включает в себя нормы, касающиеся криминального аборта, при этом законодательный подход к регулированию указанной области зависит от политического курса, культурных традиций, особенностей менталитета и иных религиозных, демографических, социальных или национальных факторов. Российская Федерация относится к числу стран с либеральным законодательством в отношении права женщины на репродуктивный выбор, и в частности – искусственное прерывание беременности (далее – ИПБ). У государства существуют свои демографические потребности, но до настоящего времени нет определенной, четко выработанной и целенаправленной политики, личность же обладает правом самостоятельно выбирать – участвовать ей в репродуктивных процессах или нет. По исследованиям к.ю.н. Л.А. Лозанович, еще в 2004 г. в стране на 2 родившихся детей приходилось 5 абортов , к 2013 г. данный показатель сократился в несколько раз и составил 0,5. Необходимо отметить, что свобода женщины в выборе модели репродуктивного поведения отнюдь не абсолютна. В соответствии со ст. 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» искусственное прерывание беременности на территории РФ по желанию женщины регламентировано и проводится только при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – до 22 недель, по медицинским показаниям – не зависимо от срока беременности .

Проблема искусственного прерывания беременности – одна из наиболее древних проблем, исследуемых в рамках медицины, философии, теологии и юриспруденции.

В современных условиях, несмотря на наличие определенных позитивных тенденций в сфере искусственного прерывания беременности, а именно сокращение их числа, ситуация все же вызывает обеспокоенность. Так, согласно официальным данным Росстата в период с 2009 по 2014 г. в России было зарегистрировано 6 609 381 абортов. Однако необходимо не упускать из виду тот факт, что в официальную статистику не входит самостоятельное медикаментозное прерывание беременности, а также аборты, проведенные в частных клиниках. В этой связи следует согласиться со специалистами: статистические показатели абортов в нашей стране с достаточной степенью уверенности в два раза выше официальных показателей. Усугубляет положение тот факт, что ежегодно более 30 тысяч российских женщин пополняют «армию бесплодных» в результате операции по абортированию. По неофициальным оценкам, количество криминальных абортов колеблется в пределах 10-15% от всех регистрируемых. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, число лиц, осужденных по ст. 123 УК РФ, в указанный период составило всего 28 человек. Отсюда следует, что криминальные аборты, т.е. такие, которые образуют состав преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ, составляют лишь малую часть от общего количества прерываний беременности.

Подобные невысокие статистические данные Судебного департамента при Верховном суде РФ вовсе не свидетельствуют о благоприятной ситуации в рассматриваемой сфере, а напротив, позволяют предположить латентность преступлений в области незаконного прерывания беременности, а также указывают на определенные проблемы применения названной уголовно-правовой нормы. О невыявлении рассматриваемого преступления высказываются и современные ученые-правоведы, например Л.А. Лозанович, С.И. Михайличенко уверены, что причина тому – несовершенство ст. 123 УК РФ в юридико-техническом аспекте . При этом С.И. Михайличенко обращает внимание на необходимость обеспечения единообразия правоприменения норм о преступлениях против жизни и здоровья, в частности разграничить «смежные» между собой преступления, предусмотренные ст. 123 УК РФ (Незаконное проведение искусственного прерывания беременности) и ст. 106 УК РФ (Убийство матерью новорожденного ребенка), исходя из определения конституционного начала человеческой жизни.

Помимо прочего, тема, затрагивающая уголовно-правовую охрану репродуктивной сферы жизнедеятельности человека в Российской Федерации, малоизучена и представляет научный интерес с точки зрения отечественного уголовного права. Возникает также необходимость тщательного правового анализа медицинских ведомственных нормативно-правовых актов по данной проблематике, а также изучения права женщины на репродуктивный выбор.

В Государственной думе Федерального собрания РФ тема, посвященная вопросам искусственного прерывания беременности, также является немаловажной и нередко становится предметом обсуждения на заседаниях парламентариев. Так, в период с 2010 по 2014 г. в Государственной думе РФ активно обсуждался законопроект, внесенный депутатами Е.Б. Мизулиной, О.Н. Епифановой, Е.И. Бычковой, В.В. Кулиевой, Я.Е. Ниловым, Д.В. Саблиным, С.А. Поповым, А.В. Чепой. Законотворческая инициатива перечисленных депутатов была направлена на усиление уголовной ответственности за незаконное проведение аборта, а также установление административной ответственности за искусственное прерывание беременности и нарушения права врача на отказ от проведения искусственного прерывания беременности. Однако следует констатировать, что все выше перечисленные законодательные инициативы не нашли поддержки в официальных отзывах ни Правительства РФ, ни Верховного суда РФ, а также получили критические замечания в соответствующих Комитетах ГД ФС РФ и впоследствии были отклонены.

Ввиду специфичности состава, предусмотренного ст. 123 УК РФ, и неоднозначности его понимания учеными-правоведами особый интерес обусловливают отдельные элементы незаконного проведения искусственного прерывания беременности. В частности, остановим свое внимание на анализе объективной стороны и субъекта состава преступления, ограниченного рамками ст. 123 УК РФ.

Объективная сторона состоит в активных действиях по незаконному проведению искусственного прерывания беременности. Для выявления критериев незаконности проведения ИПБ следует исходить из анализа правовых актов, регламентирующих правомерность (законность) подобных операций. Среди таких актов на современном этапе, в первую очередь, следует назвать Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. «О социальном показании для искусственного прерывания беременности» , Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 № 736 (ред. от 27.12.2011) «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности» и другие правовые акты.

Проанализировав обозначенную выше правовую базу, можно выделить следующие условия правомерности искусственного прерывания беременности:

1) ограниченные сроки. Проведение аборта при сроке беременности до 12 недель осуществляется по добровольному желанию женщины, т.е. в этот период женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. При сроке беременности до 22 недель государство позволяет сделать аборт по социальным показаниям. В связи с принятием и вступлением в силу в 2012 г. нового Постановления Правительства, отмеченного нами выше, круг социальных показаний был сужен до одного – беременность, наступившая в результате изнасилования. И наконец, независимо от срока беременности производство аборта возможно при наличии медицинских показаний, которые были установлены в 2007 г. Министерством здравоохранения и социального развития. К числу таких показаний, например, отнесено наличие у будущей матери активных форм туберкулеза либо новообразований (в том числе ранее удаленных злокачественных опухолей), не исключаются и заболевания органов чувств, нервной и других систем, течение которых в период беременности ухудшается;

2) проведение искусственного прерывания беременности только в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)»;

3) наличие у лица, осуществляющего искусственное прерывание беременности, высшего медицинского образования соответствующего профиля (врач-акушер-гинеколог);

4) наличие информированного добровольного согласия женщины на проведение операции по искусственному прерыванию беременности.

В итоге незаконным признается проведение искусственного прерывания беременности, осуществленное в условиях, противоречащих перечисленным.

Исходя из анализа диспозиции ч. 1 ст. 123 УК РФ, субъектом рассматриваемого преступного деяния может выступать только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля (т.е. специальный субъект). Для таких лиц уголовная ответственность за незаконное проведение искусственного прерывания беременности наступает независимо от иных обстоятельств (согласие беременной, место совершения преступления и т.п.).

Субъектами незаконного проведения искусственного прерывания беременности могут быть: а) лица, имеющие высшее медицинское образование, но не соответствующего профиля (например, терапевт); б) лица, имеющие среднее медицинское образование (студенты старших курсов медицинских вузов); в) акушеры и медсестры; г) иные лица, не имеющие специальной медицинской подготовки.

Уголовный кодекс признает аборт незаконным только в случае, если он проведен лицом, не имеющим соответствующего медицинского образования. Как верно высказывается А.А. Ашин, «толкование ч. 1 ст. 123 УК приводит к выводу, что закон связывает основание уголовной ответственности не со способом проведения этой операции, а со специальностью виновного» . Соответственно, проведение аборта лицом, имеющем надлежащую подготовку (врач-акушер-гинеколог), с нарушением специализированных актов, регламентирующих порядок проведения таких операций (например, при сроке беременности свыше 12 недель, при наличии медицинских противопоказаний к проведению операции, вне медицинского учреждения), является не преступлением, а дисциплинарным проступком.

Таким образом, с принятием в 1996 году УК РФ незаконное производство ИПБ лицом, имеющим образование соответствующего профиля, было фактически декриминализовано. Следовательно, не может субъектом рассматриваемого преступления быть лицо, имеющее высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», успешно освоившее послевузовское профессиональное образование (интернатура или ординатура) и сдавшее экзамен о присвоении ему квалификации специалиста «врач акушер-гинеколог» . Парадоксально, но факт: наличие квалификации у виновного, совершившего искусственное прерывание беременности при нарушении всевозможных других правовых актов, регламентирующих правила и порядок проведения такой операции, исключает уголовную ответственность по ст. 123 УК РФ.

Л.А. Лозанович, анализируя подход законодателя к решению данной проблемы, пришла к выводу: «Большое количество регламентирующих прерывание беременности на разных сроках нормативных актов, обязательных для врачей-специалистов, так и осталось мертвыми нормами… по логике законодателя, если действия, ставящие в опасность жизнь или здоровье беременной женщины, исходят от врача, то это не является преступлением» . С. Тасаков и А. Шумилов также высказываются о том, что дипломированные врачи (акушеры-гинекологи) в случае пренебрежения элементарными правилами проведения операции аборта уголовную ответственность не несут . Аналогичную позицию в своих работах развивает и профессор Т.Н. Волкова, по мнению которой в большинстве случаев проведения искусственного прерывания беременности, de facto – криминального (незаконного), врачом-специалистом с грубейшими нарушениями медицинских требований виновные лица наказываются лишь в дисциплинарном порядке. «Между тем при данных посягательствах подвергаются опасности наиболее ценные блага – жизнь и здоровье матери и ребенка (в тех случаях, когда аборты производятся на поздних сроках беременности)… налицо явно необоснованное ограничение объема защиты указанных прав», – утверждает Т.Н. Волкова .

Изложенное позволяет сделать вывод, что правомерность (законность) искусственного прерывания беременности врачом-акушером-гинекологом презюмируется. В силу того что дипломированный врач не входит в круг возможных субъектов преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ, при желании он безнаказанно (с точки зрения уголовного законодательства) может проводить искусственное прерывание беременности на любых сроках, либо вне специализированных медицинских организаций, либо в таких организациях, но без должного оформления проведенной операции. Заострив внимание на данной проблеме, мы стремимся показать, что в рассматриваемой правовой норме (т.е. ст. 123 УК РФ) наличествует пробел, который в сфере правоприменения влечет незаинтересованность правоохранительных органов случаями неправомерного проведения операции аборта врачами-специалистами, что способствует процветанию подобного вида криминального бизнеса, а также высокой латентности таких преступлений .

В связи с этим законопроектом предлагается внести следующие изменения:

1) статью 56 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» дополнить абзацем, устанавливающим дополнительные условия неправомерности проведения искусственного прерывания беременности, в числе которых: проведение операции вне медицинского учреждения, получившего лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)»; отсутствие у лица высшего медицинского образования соответствующего профиля (врач-акушер-гинеколог);

2) в статью 123 УК РФ «Незаконное проведение искусственного прерывания беременности», устанавливающие ответственность за незаконное проведение искусственного прерывания беременности лицом, имеющим высшее медицинское образование соответствующего профиля, при наличии следующих условий: при сроке беременности свыше 12 недель при отсутствии социальных показаний и (или) при отсутствии медицинских показаний; вне медицинских учреждений, имеющих лицензию на данный вид деятельности. Кроме того, в качестве квалифицирующих признаков незаконного проведения искусственного прерывания беременности выделить: отсутствие у лица высшего медицинского образования соответствующего профиля; отсутствие согласия беременной женщины на проведение операции по искусственному прерыванию беременности.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят не только усилить ответственность за незаконное проведение искусственного прерывания беременности, но и будут способствовать ограничению практики незаконного проведения искусственного прерывания беременности, более эффективной реализации задач, связанных с охраной материнства и детства.

Проанализированные положения Уголовного кодекса РФ, Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», актов Министерства здравоохранения РФ, а также юридической литературы свидетельствуют о несогласованности отдельных положений российского законодательства в части уголовной ответственности за незаконное проведение искусственного прерывания беременности. На наш взгляд, уголовная ответственность за рассматриваемое преступление de jure должна наступать и при нарушении отдельных условий, регламентирующих правомерность проведения искусственного прерывания беременности (в частности: срок беременности, согласие беременной женщины и др.). Однако российское уголовное законодательство сегодня еще не учитывает должным образом положения специализированных нормативных актов в этой области, что создает реальную угрозу и нередко влечет неблагоприятные последствия как в области охраны репродуктивного здоровья населения, так и защиты его прав в целом.

Библиографическая ссылка

Мальцева Н.Н., Морозова Е.А., Левченко В.Е., Новиков О.О., Крикун Е.Н. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ОПЕРАЦИИ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ПРЕРЫВАНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ: ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25424 (дата обращения: 27.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Искусственное прерывание беременности (аборт) может проводиться лишь в соответствии со специальными правилами, допускающими производство этой операции по желанию женщины, только в медицинском учреждении,

1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 г. «Об отмене запрещения абортов» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1955. № 22. Ст. 425.

2 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. от 18 октября 2007 №230-Ф3) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 167.

3 Энциклопедический словарь медицинских терминов (в трех томах) / под ред. Б.В. Петровского. Советская энциклопедия, 1982.

4 Гентер Г.Г. Учебник акушерства. М.: Медицинская литература, 1976. С. 433.

получившем лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку, и при отсутствии противопоказаний.

Статья 36 Основ является бланкетной, поскольку специальные условия проведения искусственного прерывания беременности регулируются актами Правительства РФ и ведомственными актами Минздрава РФ. Указанные правила производства аборта определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности», Приказе Министерства здравоохранения РФ от 14 октября 2003 г. № 484 «Об утверждении Инструкции о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности» и в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. № 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности».

Проведение искусственного прерывания беременности по законодательству РФ возможно:

• по желанию женщины — при сроке беременности до 12 недель;

• по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• при наличии медицинских показаний и согласия женщины — независимо от срока беременности.

Статья 32 Основ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства предусматривает информированное добровольное согласие гражданина. Среди всех медицинских оперативных вмешательств в гинекологии проблематичным является документальное оформление информированного согласия на хирургический аборт по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель. Во-первых, потому что не осложненная патологией беременность не является основанием для медицинского хирургического вмешательства, во-вторых, женщина идет на это вмешательство заранее желая его, что, безусловно, предполагает согласие. В то же время не вызывает сомнения, что подобное согласие представляет собой очевидный и типичный пример неинформированного согласия. Женщины, как правило, не имеют представления о характере операции, о полном диапазоне ее последствий 1.

Инструкция о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности, утвержденная Приказом Минздрава России от 14 октября 2003 г. № 484, предусматривает, что объем квалифицированной медици-

некой помощи при искусственном прерывании беременности должен включать эффективное консультирование и информирование, психологическую помощь и поддержку, применение современных технологий (прерывание беременности в ранние сроки, медикаментозные методы, адекватное обезболивание), контрацепцию и реабилитацию после аборта.

Отсутствие противопоказаний является необходимым условием для проведения хирургического аборта. Наличие противопоказаний предполагает потенциальную угрозу жизни и здоровью женщины и иные негативные последствия. Врач при подготовке к проведению аборта в каждом случае обязан уведомлять женщину о негативных последствиях прерывания беременности, осложнениях, могущих возникнуть в ходе операции или после нее, а при наличии медицинских противопоказаний вовсе отказать в искусственном прерывании беременности.

Медицинскими противопоказаниями к операции искусственного прерывания беременности являются:

а) острые и подострые воспалительные заболевания женских половых органов;

б) острые воспалительные процессы любой локализации;

в) острые инфекционные заболевания.

При наличии других противопоказаний (заболевания, состояния, при которых прерывание беременности угрожает жизни или наносит серьезный ущерб здоровью) вопрос решается индивидуально в каждом конкретном случае. Прерывание беременности возможно после излечения указанных заболеваний.

Вопрос об искусственном прерывании беременности в поздние сроки по социальным показаниям решается в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, комиссией в составе руководителя учреждения, врача акушера-гинеколога, юриста, специалиста по социальной работе (при его наличии). Комиссия рассматривает письменное заявление женщины, заключение врача акушера-гинеколога о сроке беременности, документы, подтверждающие наличие социальных показаний для искусственного прерывания беременности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 485. Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности включает наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав; беременность в результате изнасилования; пребывание женщины в местах лишения свободы; наличие инвалидности 1—11 группы у мужа или смерть мужа во время беременности.

При наличии социальных показаний для искусственного прерывания беременности в поздние сроки женщине выдается заключение с полным

клиническим диагнозом, заверенное подписями членов комиссии и печатью учреждения.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности приводится в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. № 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности». Здесь речь идет о наличии у женщины некоторых инфекционных и паразитарных заболеваниях (главным образом, туберкулезе), злокачественных новообразованиях, болезнях эндокринной системы, болезнях крови, психических расстройствах, болезнях органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и проч.

В таких случаях вопрос о прерывании беременности при желании женщины решается консилиумом врачей индивидуально.

К числу основных требований к приведению аборта относится и то, что он проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку.

Для получения направления на операцию искусственного прерывания беременности женщина обращается к врачу акушеру-гинекологу женской консультации, поликлиники (амбулатории), врачу общей практики (семейному врачу), в сельской местности — к врачу акушеру-гинекологу районной больницы или врачу участковой больницы.

При отсутствии медицинских противопоказаний к операции прерывания беременности женщине выдается направление в лечебно-профилактическое учреждение с указанием срока беременности, результатов обследования, заключением комиссии о прерывании беременности по конкретным медицинским показаниям (диагноз) и социальным показаниям.

Разрешается проводить искусственное прерывание беременности в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

• в ранние сроки беременности при задержке менструации не более 20 дней;

• при сроке беременности до 12 недель — в условиях дневных стационаров, организованных на базе клиник медицинских научно-исследовательских и образовательных учреждений, многопрофильных городских, областных больниц и других лечебно-профилактических учреждений, имеющих условия для оказания квалифицированной медицинской помощи, в т.ч. экстренной хирургической, реанимационной и интенсивной.

При прерывании беременности в ранние сроки в женской консультации за ней следует закрепить гинекологический стационар для госпитализации женщин с осложнениями, которые могут возникнуть во время и пос-

Уголовно-правовое понятие торговли людьми и

Карабашев М.А.

ле аборта, и обеспечить своевременную доставку больной в стационар санитарным транспортом.

Искусственное прерывание беременности до 12 недель у женщин с отягощенным акушерским анамнезом (рубец на матке, внематочная беременность), миомой матки, хроническими воспалительными процессами с частыми обострениями, аномалиями развития половых органов и другой гинекологической патологией, при наличии экстрагенитальных заболеваний, аллергических заболеваний (состояний) производится только в условиях стационара.

Искусственное прерывание беременности во II триместре необходимо производить в стационаре, имеющем условия для оказания квалифицированной медицинской помощи, в т.ч. экстренной хирургической, реанимационной и интенсивной.

Проведение операции искусственного прерывания беременности должно осуществляться с обязательным адекватным обезболиванием.

Длительность пребывания в стационаре после операции искусственного прерывания беременности определяется лечащим врачом индивидуально в зависимости от состояния здоровья женщины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После прерывания беременности в ранние сроки и в сроке до 12 недель, произведенного в условиях дневного стационара амбулаторно-полик-линического учреждения без осложнений, женщина должна находиться под наблюдением медицинского персонала не менее 4 часов.

В связи с операцией искусственного прерывания беременности работающим женщинам выдается листок нетрудоспособности в установленном порядке, но не менее чем на 3 дня.

Проведение аборта с нарушением вышеуказанных требований квалифицируется как нарушение правил проведения аборта и влечет установленную законодательством РФ ответственность, в частности незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Оставьте комментарий