Незаконное возмещение НДС

Проблемы расследования преступлений, связанных с незаконным возвратом НДС

Налог на добавленную стоимость (далее по тексту — НДС) претендует на свою некоторую уникальность, как в экономическом смысле, так и в истории развития этого налога.

В 1954 году французский экономист Морис Лоре предложил заменить налог с оборота на налог на добавленную стоимость. В 2014 году НДС исполняется 60 лет. Применение НДС является одним из обязательных условий для вступления в Европейский Союз. НДС применяется в 135 странах мира, то есть достаточно популярен среди развивающихся стран и стран с низким уровнем экономического развития. НДС применяется и у нас.

Этот налог по-прежнему остается одним из самых запутанных и сложных налогов в налоговой системе России. Об этом свидетельствует обширная судебная практика по налоговым спорам, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Незаконные схемы возмещения НДС наносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования НДС и пробелы в законодательстве позволяют недобросовестным предпринимателям осуществлять операции по его незаконному возмещению.

По неофициальным подсчетам в течение года путем различных схем из бюджета при помощи фирм-однодневок выводится до 700 млрд. руб. Отсутствие точных оценок наносимого ущерба при помощи таких схем является одним из недостатков данного налога.

Преступления, связанные с незаконным возвратом НДС не обладают сильными отличиями от иных налоговых преступлений. Одним из наиболее характерных признаков данных преступлений является использование в схемах по незаконному возврату НДС «фирм-однодневок».

«Фирмы-однодневки» — это юридические лица, которые создаются исключительно для осуществления фиктивных финансовых операций, при этом не планируется составлять отчетность и платить налоги. Никакой реальной предпринимательской деятельностью такие компании не занимаются.

Схем возмещения НДС множество, какие-то из них могут показаться на первый взгляд законными. Некоторые предприниматели, добросовестно заблуждаясь и не разобравшись в деталях, начинают их применять на практике. В действительности же оказывается, что данные способы «оптимизации» не являются законными.

Некоторые схемы налоговым органам известны давно, поэтому, если у организаторов незаконной схемы нет покровителя, который ее пролоббирует шансов получить возмещение таким способом, просто нет. К устаревшим схемам можно отнести механизм возврата НДС в отсутствие выручки.

Фирма покупает какой-либо товар для реализации на сумму 14 миллионов рублей, но не успевает его продать, а декларацию по НДС необходимо. Фирма заявляет возмещение 2,52 миллионов рублей с приобретенной продукции.

Способы борьбы с таким мошенничеством основаны на осмотре складов, в которых в лучшем случае лежат дрова. В настоящее время при отсутствии выручки НДС не возмещается, пока налоговики не проверят помещения для хранения товаров и не убедятся в реальности существования товара.

Признаки, указывающие на использование хозяйствующим субъектом в своей предпринимательской деятельности «фирмы-однодневки» были сформулированы в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3–06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»:

— отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

— отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

— отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

— отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

— отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента и т. п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т. д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России — www.nalog.ru).

Одновременно стоит отметить, что установленные критерии не являются исчерпывающими.

На практике случается, что даже добросовестный контрагент может не иметь рекомендаций от партнеров или наружной рекламы (например, ввиду финансовых обстоятельств, уровня развития компании, текущих приоритетов). Кроме того, заключая договоры, добросовестные контрагенты могут устанавливать контакты через своих уполномоченных представителей, работников, имеющих соответствующие полномочия. Отсутствие сайта также не всегда свидетельствует о том, что контрагент не сможет выполнить обязательства по договору.

Сведения об операциях по банковскому счету юридического лица являются не менее важными. Истребованные выписки из банковского счета «фирмы-однодневки» наглядным образом позволят установить несоответствие структуры баланса характеру и количеству проводимых операций по банковскому счету.

Как правило, первым делом обнаруживается громаднейший перекос. Так, в отсутствие активов (кроме 10 тыс. рублей уставного капитала) и у фирма проводит многомиллионные транзакции по счету.

То есть, компания, не имеющая в своих активах ни запасов, ни готовой продукции с нулевым балансом, по банковским выпискам окажется крупной торговой компанией, торгующей различными товарами, от гвоздей до космически ракет.

Вторым признаком фиктивности компании может быть, превышающее разумные пределы количество торговых операций, это согласуется с истинной целью «фирм-однодневок» поскольку в основном они используются для транзита, вывода, легализации и обналичивания денежных средств по заказу «клиентов».

В-третьих, для подобного рода операций фирмы используются достаточно мелкие банки, основная функция которых — обслуживание таких компаний.

Сегодня статистика уголовных дел по налоговым преступлениям обнаруживает некоторые сложности в их раскрытии и расследовании.

Во время президентства Д. А. Медведева с 7 декабря 2011 г. Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ был изменен порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям: поводом для возбуждения дела служат только материалы налоговых органов, направленные для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Существуют два диаметрально противоположных мнения, так сказать, противоборствующих сторон относительно причин снижения числа налоговых преступлений.

Бизнес-сообщество настаивает, что либерализация уголовно-процессуального законодательства относительно порядка возбуждения уголовных дел лишила следственные органы инструмента давления на бизнес.

Ввиду необходимости получения заключения от налоговых органов, снизилось количество необоснованно возбуждаемых ранее уголовных дел в отношении предпринимателей.

Следственный комитет РФ полагает же, что снижение количества уголовных дел скорее связано с качеством работы налоговых органов в вопросе своевременного выявления и направления материалов по налоговым правонарушениям в следственные органы.

По данным ГИАЦ МВД России, начиная с 2010 года, наблюдалось стабильное, на уровне 30–40 %, ежегодное сокращение количества противоправных деяний в сфере налогообложения.

За 9 месяцев 2012 г. выявлено 5 301 налоговое преступление (- 31 % к 2011 г.), из них расследовано 4 433 уголовных дела: 2 589 — СК России и 1 819 — органами внутренних дел (в период полицейской подследственности налоговых преступлений).

По ст. 173 УК РФ «Лжепредпринимательство» осуждено:

— в 2009 г. — 55 человек (из них 11 — к реальному лишению свободы);

— в 2010 г. — 9 человек (из них ни одного — к реальному лишению свободы).

В декабре 2011 г. — октябре 2012 г. зарегистрировано (ведется предварительное следствие):

— по ст. 173.1 УК РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» — 50 преступлений;

— по ст. 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» — 3 преступления .

Если быть объективным, то все-таки стоит признать, что изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ негативно повлияли на эффективность противодействия налоговым преступлениям, в том числе на практику их выявления и расследования, что подтверждается статистикой.

Не более 8 % уголовных дел возбуждаются по результатам проверок налоговых органов . Наибольшее число сообщений о преступлениях поступало из правоохранительных органов. В 1-м полугодии 2011 г. их удельный вес составил 65 % (1-е полугодие 2010 г. — 60,5 %), в 2010 г. — 57 %. Удельный вес таких сообщений, поступивших из контролирующих органов в 2009 г., составил 39 %, в 2010 г. — 37 %, в 1-м полугодии 2010 г. — 34 %, в 1-м полугодии 2011 г. — 31 %.

Относительно невысокая выявляемость преступлений налоговыми органами обусловлена тем, что функция противодействия налоговым преступлениям для них является второстепенной. Основная их задача — контроль (проверка) правильности исчисления налогоплательщиками сумм налогов исходя из представленных ими документов бухгалтерской и налоговой отчетности, в доначислении выявленных недоимок по ним и привлечении виновных к налоговой ответственности. Для реализации этих задач налоговый орган наделен полномочиями по проведению мероприятий налогового контроля, которые не являются оперативно-розыскными мероприятиями .

В рамках ОРД есть возможность негласно прослушивать телефонные и иные переговоры лиц, заподозренных в причастности к преступлению. Во многих случаях именно по результатам этого оперативно-розыскного мероприятия удавалось доказать умысел лица, совершившего преступление, предварительный сговор отдельных участников преступного уклонения от уплаты налогов или причастность конкретных лиц к деятельности той или иной фиктивной организации (так называемой фирме-однодневке либо компании-прокладке), используемой в преступной схеме. Применялись также такие средства, как легендированное оперативное внедрение в компанию под видом наемного работника, посредством чего удавалось произвести оперативное документирование таких фактов, как выплата наличными денежными средствами части заработной платы, сокрытой от налогообложения, источник происхождения и направление движения не отраженных в бухгалтерском учете материальных ценностей и денежных средств, а также ведение так называемой двойной бухгалтерии. Практиковались также оперативно-тактические комбинации, основанные на легендированном внедрении в преступные налоговые организации.

С принятием федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ ОВД фактически отстранены от выявления налоговых преступлений. Конечно, за ними сохранена функция по раскрытию этих преступлений, однако результативность такой деятельности без функции по выявлению налоговых преступлений, которая и определяет в конечном счете статистические показатели деятельности ОВД, вызывает сомнение. Это негативно отражается и на эффективности оперативного сопровождения предварительного расследования по уголовным делам о налоговых преступлениях .

Следственный комитет РФ обратил внимание Президента РФ на снижение количества возбуждаемых уголовных дела по налоговым преступлениям и выступил с законодательной инициативой о фактической отмене поправок внесённых федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ.

К жалобам СКР прислушался президент Владимир Путин — в октябре он внес в Госдуму проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, возвращающий следователям право самостоятельно возбуждать дела. Документ уже принят в первом чтении.

Литература:

1. Бастрыкин А. Перспективы создания в России финансовой полиции и пути совершенствования деятельности по противодействию финансовой преступности // URL: http://www.sledcom.ru/ blog/ detail.php?ID=85628 (дата обращения: 30.08.2014);

2. Завязочкинова М. Интервью. Новый механизм выявления налоговых преступлений продуманно сложен // Налоговед. № 12 2012. URL: http://nalogoved.ru/art/1514 (дата обращения: 30.08.2014);

3. Парфенова М. В., Великая Е. В. Сложности выявления и расследования преступлений в сфере налогообложения // Законность. 2013. № 3. С. 42–46;

4. Смирнов Г. К. Налоговые преступления: пределы либерализации // ЭЖ-Юрист. 2011. № 46.

Разберемся, что такое возмещение НДС и как осуществить возврат налога на добавленную стоимость юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим общую систему налогообложения.
По итогам каждого отчетного периода (квартала) ИП и организации на ОСНО обязаны сдавать декларации по НДС. В декларации налогоплательщик указывает:

  • сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, если сумма налога от реализации оказалась выше «входного» НДС.

ООО «Сталь» реализовало товаров на сумму 1 650 000 руб. (в том числе НДС 251 695 руб.), и закупила материалов на 550 000 руб. (в том числе НДС 83 898 руб.). НДС к уплате в бюджет составит 167 797 руб. (251 695 – 83 898).

  • сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета, если сумма «входного» НДС оказалась выше НДС от реализации.

ООО «Сталь» реализовало товаров на сумму 820 000 руб. (в том числе НДС 125 085 руб.), а товаров закупила на сумму 1 450 000 руб. (в том числе НДС 221 186 руб.) Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составит 96 101 руб.

Примечание: важно не путать понятия «налоговый вычет по НДС» и «НДС к возмещению», это два абсолютно разных понятия. Налоговым вычетом называют налог, уплаченный при приобретении товаров, а НДС к возмещению – разницу между НДС от реализации и «входным НДС», подлежащую возврату из бюджета.

Учитывая изложенное, право на возмещение (возврат) из бюджета налога на добавленную стоимость возникает в случае, когда «входной» НДС превышает НДС от реализации. Такая ситуация может возникнуть также если налогоплательщик использует разные ставки налога при реализации и приобретении товаров (работ и услуг). Например, реализует товар по ставке 0% или 10%, а приобретает по основной – 18%.

Обычный (общий) порядок возмещения НДС из бюджета

Используется основным большинством плательщиков НДС. Возврат налога производится по окончании камеральной налоговой проверки.

Возмещение НДС в общем порядке состоит из следующих шагов:

  • Сбор документов, подтверждающих обоснованность возмещения налога из бюджета

Данный этап включает в себя подготовку первичных документов, подтверждающих правомерность заявления НДС к вычету и, как следствие, возмещение его из бюджета.

  • Заполнение налоговой декларации по НДС

Декларация по налогу на добавленную стоимость, независимо от того заявлен в ней налог на возмещение или на уплату, должна быть сдана в налоговый орган только в электронной форме. Данное правило действует для всех налогоплательщиков с 2015 года. Отчетность представляется в формате электронного документа через операторов телекоммуникационной связи. Сдача декларации на бумаге при обязанности ее представления в электронной форме будет приравнено налоговым органом к непредставлению отчетности вовсе.

В 2018 году декларация по НДС сдается по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (в редакции от 20.12.2016).

налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС).

  • Сдача документов в налоговый орган

После того как документы будут собраны и заполнена декларация их необходимо направить в налоговый орган по месту учета.

  • Камеральная налоговая проверка

После получения от налогоплательщика налоговой декларации и приложенных к ней документов налоговый орган начинает камеральную проверку (далее КНП), в ходе которой проверяется обоснованность заявленных в декларации налоговых вычетов и сумм налога к возмещению из бюджета. Данная проверка проводится в налоговом органе, без выезда к налогоплательщику (в отличие от выездной, которая проводится на территории проверяемого ИП или организации). Срок КНП – 3 месяца с даты сдачи декларации в налоговый орган.

Обратите внимание, что с 2015 года налоговый орган имеет право на осмотр территории налогоплательщика, а также предметов и документов, если в декларации по НДС налог заявлен к возмещению.

  • Вынесение решения о возмещении налога

По окончании КНП налоговым органом в течение 7 дней выносится решение о возмещении налога (полностью или частично) если налоговым органом не выявлено никаких нарушений.

В случае выявления нарушений ИФНС составляется акт камеральной налоговой проверки, в котором излагаются основания отказа в возмещении НДС. На акт налогоплательщик вправе представить свои возражения, которые в последствии рассматриваются налоговым органом и по результатам проверки выносится решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении, которое также в дальнейшем может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

  • Уведомление налогоплательщика о принятом решении

В случае принятия положительного решения о возмещении НДС из бюджета налоговый орган в течении 5 дней сообщает об этом налогоплательщику, направив соответствующее решение.

  • Перечисление средств

Возврат средств ИП или организации производится в течение 5 дней с даты вынесения решения о возмещении, из которых 1 день отводится на направление поручения налоговой в Федеральное казначейство и 5 дней на перечисление средств самим казначейством (с даты получения поручения).

Примечание: перечисление средств в течение 12 дней (7 дней с окончания проверки на вынесения решения о возмещении и 5 дней на перечисление средств казначейством) возможно только, если вместе с декларацией было представлено заявление на возврат или зачет НДС. Если оно представлено не было, то срок перечисления средств налогоплательщику составляет месяц с даты получения налоговым органом такого заявления.

Обратите внимание, что в случае задержки перечисления средств налоговой на сумму налога, подлежащую возврату, начисляются проценты, равные ставке рефинансирования, действовавшей в период задержки. Проценты начисляются на каждый день просрочки.

Заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС

Заявительный порядок возврата НДС могут использовать только некоторые категории налогоплательщиков, отвечающие определенным условиям. В рамках заявительного порядка возврат налога производится до окончания камеральной налоговой проверки.

Возместить НДС в ускоренном порядке могут:

  • Организации, уплатившие за 3 последних года налогов на сумму более 7 млрд. руб.;
  • Учитывается только НДС, акцизы, налог на прибыль и на добычу полезных ископаемых. Иные платежи в расчет не берутся. Данное условие применяется только, если с момента регистрации организации прошло не менее 3-х лет.

  • Организации и ИП, представившие вместе с декларацией банковскую гарантию;
  • Что из себя представляет банковская гарантия, кем она выдается и каким требованиями должна отвечать мы рассмотрим далее в статье.

  • Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами территорий опережающего социально-экономического развития;
  • При условии предоставления вместе с декларацией копии договора поручительства управляющей компании, определенной Правительством РФ в соответствии с законом “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”.

  • Организации и ИП, являющиеся резидентами свободного порта Владивосток;
  • При условии предоставления вместе с налоговой декларацией договора поручительства управляющей компании, определенной законом “О свободном порте Владивосток”.

  • Организации и ИП, чья обязанность по уплате НДС обеспечена договором поручительства.
  • Право налогоплательщиков на ускоренный порядок возврата НДС при наличии поручительства появилось у ИП и организаций сравнительно недавно – с января 2017 года.

Что такое банковская гарантия

Банковская гарантия – это документ, в котором банк поручается за налогоплательщика перед налоговыми органами и обещает вернуть в бюджет сумму НДС, если по итогам проверки налог, заявленный к возмещению, не был подтвержден.

Обратите внимание, что не каждый банк имеет право выдавать гарантию. Для этого он должен отвечать условиям, установленным п.3 ст. 74.1 НК РФ и быть включенным в список, утверждаемый Минфином РФ.

На настоящий момент в данном списке числится 262 кредитные организации, имеющие право выдавать банковскую гарантию.

Сама банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

  • Быть безотзывной и непередаваемой;
  • Иметь срок действия – не менее 8 месяцев с даты представления декларации в ИФНС;
  • Размер средств, на которые выдана гарантия, должен полностью покрывать сумму НДС, заявленную к возмещению.

Особенности возмещения НДС в заявительном порядке

Возврат налога на добавленную стоимость в ускоренном порядке состоит из следующих шагов:

  • Заполнение налоговой декларации по НДС;
  • Получение банковской гарантии на сумму, указанную в декларации;
  • Сдача декларации и банковской гарантии в налоговый орган;
  • Подготовка и направление в ИФНС заявления на применение заявительного порядка (если оно не было приложено к декларации и банковской гарантии);
  • Вынесение решения о возмещении НДС в течение 5 дней с даты получения налоговым органом заявления;
  • Направление решения в адрес налогоплательщика – не позднее 5 дней с даты его вынесения;
  • Перечисление средств на расчетный счет в течение 6 дней с даты вынесения решения.

Разврат НДС: Бухгалтерия налоговых мошенников

Операции по возмещению налога на добавленную стоимость превратились в многомиллиардный криминальный бизнес.

В конце февраля федеральные СМИ сообщили об очередном громком достижении правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией. В Туве по факту покушения на получение крупной взятки были задержаны трое высокопоставленных сотрудников Федеральной налоговой службы. За нескромное вознаграждение в 6 млн рублей чиновники обещали посодействовать коммерческой организации в возвращении налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме более 350 млн рублей. Впрочем, несмотря на столь внушительные цифры, и у предпринимателей, и в правоохранительном сообществе это известие не вызвало большого удивления. Незаконное возмещение налога на добавленную стоимость уже давно превратилось в высокодоходный криминальный бизнес для мошенников и их подельников в государственных структурах, а общий навар преступных группировок исчисляется сотнями миллиардов рублей. Корреспондент «Нашей Версии» попробовал разобраться в бухгалтерии налоговых мошенников.

Махинации вокруг НДС начались сразу после его появления в 1992 году. Одним из самых распространённых способов незаконного изъятия денег из казны стали фиктивные экспортные операции. По действующему законодательству организациям-экспортёрам возмещается НДС, уплаченный ими своим поставщикам внутри страны. Допустим, вы покупаете у приятеля матрёшку за 100 рублей. 18% этой цены составляет НДС. Затем вы перепродаёте матрёшку, скажем, в Финляндию. После того как сделка совершена, вы можете смело идти в налоговую и требовать возмещения тех самых 18 рублей НДС. А ведь такие матрёшки часто существуют исключительно на бумаге. Конечно же, в реальности мошенники пользуются куда более изощрёнными схемами, да и без поддержки коррумпированных сотрудников налоговых органов подобные авантюры провернуть практически невозможно. Поэтому правоохранительным органам схватить за руку налоговых махинаторов удаётся нечасто, а если дела и возбуждаются, то, как правило, в отношении рядовых исполнителей, чьи подписи стоят под фиктивными накладными и учредительными документами фирм-однодневок.

Хотя бывают и исключения. Сегодня в Мосгорсуде рассматривается беспрецедентное уголовное дело в отношении участников преступной группировки, которые за два года кипучей деятельности выкачали из казны по подложным документам более 230 млн рублей. В нашем распоряжении оказались эксклюзивные подробности этой истории.
В кабинете следователя Главного следственного управления при ГУВД по г. Москве майора юстиции Александра Брянцева лабиринты из коробок с документами: в деле по хищениям НДС 350 томов, а на сбор всех доказательств у следствия ушло два года.
«В схемах мошенничества участвовало 40 фирм-однодневок, – рассказывает Александр Брянцев, – и по каждой приобщали первичную документацию, отчётность, товарные накладные и так далее. Обвинение участникам группы предъявлено по 30 эпизодам».
Организатор бизнеса по незаконному возмещению НДС уроженец Северной Осетии гражданин Т. Стояков (фамилия изменена) попал в поле зрения правоохранительных органов ещё в середине 2006 года. Тревожный звонок поступил из налоговых органов, которые выяснили, что в 2005 году Стояков участвовал в сомнительной схеме с возмещением НДС. Такие схемы профессионалы называют «каруселями». Стоякову тогда принадлежала вполне легальная фирма ООО «Вояж», которая занималась торговлей алкогольной продукцией. На базе этой фирмы мошенник организовал липовые поставки картонных коробок, а оплата между участниками фиктивной сделки осуществлялась при помощи векселей, которые де-факто были пустыми бумажками. Но схема сработала, и в итоге Стоякову и Ко удалось облапошить государство на 15,6 млн рублей. Мошенник вошёл во вкус, и криминальный конвейер по хищению НДС вскоре заработал на полную катушку.
«В 2006 году Стояков сколачивает устойчивую преступную группу, специализирующуюся исключительно на хищениях НДС. Свою деятельность они перемещают из Москвы в Балашиху, – объясняет Александр Брянцев. – Как установлено, в группу входило восемь активных участников, роли между которыми чётко распределялись. Одни специализировались на подделке документов, другие – на ведении липовой бухгалтерии и обналичке, третьи разрабатывали схемы мошенничества».
В Балашихе жулики занимались в основном махинациями с льготным налогом на добавленную стоимость. В России ряд товаров облагается 10-процентным НДС, тогда как в цену остальных закладывается 18-процентный налог. По закону производитель льготных товаров имеет право на возмещение этих лишних 8%, поскольку при покупке сырья и оборудования он платит обычный налог. Необходимо лишь предоставить документы, подтверждающие факт закупок сырья, реализации и движения товара.
К делу участники налоговой шайки относились творчески. Например, зарегистрированная ими фирма-пустышка ООО «Балком» якобы производила кисломолочный напиток «Альпийский тан». Естественно, на деле никакого производства не было, хотя, судя по документам, преступники хорошо разбирались в технологии изготовления этого продукта. Так, например, они предоставляли в налоговые органы фиктивные договоры, транспортные накладные и платёжные поручения, подтверждающие поставки такого экзотического сырья, как «баккоконцентрат термофильных молочнокислых стрептококов» или «вытяжка из горных трав». Сложная игра стоила свеч: только с помощью «Альпийского тана» мошенники умыкнули из казны более 5 млн рублей. Помимо «Альпийского тана» лжепромышленники якобы разливали по бутылкам фруктовые напитки, льняное масло, изготавливали полиграфическую продукцию и так далее. Каждая операция приносила от 1,5 до 20 млн рублей, а в общей сложности только в 2006–2007 годах злодеи похитили из казны более 215 миллионов. Правда, жулики не подозревали, что их телефоны уже давно стоят на «прослушке». Как только у оперативников появились весомые доказательства их преступной деятельности, их задержали, но, кажется, оперативники проснулись слишком поздно.
Главный же вопрос возникает к налоговикам: куда всё это время смотрели сотрудники балашихинского УФНС, ведь подвох можно было выявить даже при поверхностной проверке деятельности фирм-однодневок?
«Я уверен, что у них были сообщники в налоговой службе, – говорит следователь Александр Брянцев. – Добросовестные предприниматели месяцами бьются в судах с налоговыми органами за возврат НДС, а здесь деньги перечислялись на счета однодневок по первому требованию. Всё это наталкивает на определённые выводы. Кстати, установлено, что один из участников группы ранее являлся сотрудником УФНС Балашихи, и именно он, как выяснилось, отвечал в группе за взаимодействие с чиновниками. Сейчас данный гражданин в бегах, и допросить его пока не удалось».
Молчит и главный герой этой налоговой драмы – гражданин Стояков. Не исключено, что он чем-то или кем-то серьёзно напуган. Хотя в его положении отказ от сотрудничества со следствием вряд ли назовёшь разумным шагом – Стояков обвиняется в организации преступной группы, мошенничестве, лжепредпринимательстве и легализации преступных доходов. В совокупности эти обвинения тянут более чем на 20 лет колонии…
Впрочем, для балашихинских налоговиков, которые, мягко говоря, прозевали хищение 215 млн из казны, дело не прошло бесследно. В августе 2009 года в отношении сотрудника УФНС по г. Балашихе, который проверял подлинность предоставленных жуликами документов, возбуждено уголовное дело по статье «халатность».
– Может, стоит ужесточить процедуру возмещения НДС, чтобы у преступников и их подельников-чиновников вообще не осталось никаких лазеек? – спрашиваем следователя Александра Брянцева.
– У государства есть все инструменты для эффективного контроля за законностью таких операций, – отвечает Александр Брянцев. – И если бы контролирующие структуры – а это не только налоговая служба – добросовестно относились к исполнению своих обязанностей, то такой криминальный бизнес быстро бы сошёл на нет. Пока же мы наблюдаем обратный процесс.
По данным, предоставленным нам департаментом экономической безопасности МВД РФ, в 2009 году в России сотрудники ведомства выявили около 21 тыс. налоговых преступлений. Отдельной статистики по махинациям с возмещением налога на добавленную стоимость МВД не ведёт, но, по независимым оценкам, ежегодно махинаторы похищают из казны 10–30 млрд рублей. На вооружении преступников более десятка проверенных временем схем мошенничества, с которыми регулярно доводится сталкиваться оперативникам ДЭБ.
Так, в середине 2009 года в Москве было возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью по факту хищения НДС в размере 69 млн рублей путём завышения расходов по поставке продукции. Чуть позже возбудили дело против руководителей столичной организации, которые путём необоснованного завышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль уклонились от уплаты в бюджет Российской Федерации указанных налогов на сумму свыше 30 млн рублей.
Махинации вскрывают и в регионах: в Забайкальском крае возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество» в отношении руководителя ООО по факту неуплаты налога на добавленную стоимость в размере 79 млн рублей и неправомерному возмещению НДС в размере 118 млн рублей.
«Дела возбуждаются не только в отношении коммерсантов, но и в отношении сотрудников налоговых органов, которые участвуют в махинациях с НДС, – рассказывает «Нашей Версии» представитель ДЭБ МВД Альберт Истомин. – В частности, в 2009 году возбудили уголовное дело по статье «о злоупотреблении должностными полномочиями» по факту незаконного возмещения НДС, повлёкшего хищение должностными лицами ИФНС России № 30 по г. Москве денежных средств из федерального бюджета в размере 60,3 млн рублей. Ещё одно уголовное дело по статье «превышение должностных полномочий» заведено против государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок ИФНС России № 43 по г. Москве, который способствовал принятию указанным подразделением налогового органа решения о возмещении ООО, имеющему признаки фирмы-однодневки, НДС в размере 14,7 млн рублей».
От кипучей деятельности махинаторов страдает не только казна, но и добросовестные предприниматели. Из-за роста числа подобных преступлений налоговая чуть ли не в каждом предпринимателе видит потенциального мошенника, поэтому возмещать НДС приходится в судебном порядке.
«Сегодня около 80% всех сумм по возврату НДС предприниматели вынуждены возмещать через суд. И выигрывают они по итогам 2009 года 70–80% дел, – рассказывает «Нашей Версии» руководитель отдела налогового права консалтинговой группы «Интелис» Антон Сляднев. – Проверки и суды затягиваются на несколько месяцев, и фактически получается, что бизнес кредитует государство. Одна из главных причин, по которой налоговые органы отказываются возмещать НДС, – боязнь того, что налогоплательщик окажется недобросовестным. ФНС просто снимает с себя ответственность и перекладывает её на суды».
По мнению многих экспертов, практика, когда добросовестный бизнес за возмещением НДС отправляют в суд, обусловлена не только перестраховкой налоговиков. Очевидно, что здесь существует и коррупционный подтекст. Фактически налоговые чиновники под любым надуманным предлогом могут отсрочить выплаты. А могут их и ускорить без всяких там судебных разбирательств, как это, например, делалось в Балашихе с компенсацией за фиктивные поставки «баккоконцентрата термофильных молочнокислых стрептококов». Необходимо лишь чиновников должным образом простимулировать.
Вообще, ситуация вокруг возмещения НДС сегодня выглядит патовой. С одной стороны, бизнес настаивает на том, что процедуру необходимо упростить, так как действующий порядок отнимает слишком много сил и ресурсов. С другой – очевидно, что даже в нынешнем жёстком законодательстве есть масса дырок, которыми умело пользуются мошенники. Что же делать?
Государство всё-таки решило процедуру упрощать. С января 2010 года в Российской Федерации введён уведомительный порядок возмещения НДС, что вроде бы должно облегчить жизнь бизнесу. Правда, чтобы возместить таким образом НДС, предприятия должны либо быть очень богатыми (совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ за последние три года должна составлять не менее 10 млрд рублей), либо к налоговой декларации компания обязана предоставить действующую банковскую гарантию на эту же сумму. Если после возмещения НДС вскроется обман, то банк возместит выплаты из бюджета.
«Новая процедура действует уже три месяца, но до сих пор налоговые органы не подготовили список банков, которые могут предоставлять такие гарантии, – уточняет Антон Сляднев. – Кроме того, банкам нужно предоставлять гарантию по установленной форме, а форма эта по-прежнему не установлена».
Плюсы нового порядка возмещения НДС очевидны. Во-первых, никакой серьёзный банк не предоставит многомиллиардные гарантии конторам «рога и копыта». Во-вторых, бюджет, если что, всегда сможет компенсировать свои потери. И, наконец, российские налоговые чиновники – одни из самых коррумпированных налоговых чиновников в мире – фактически будут отстранены от принятия решений на возмещение НДС. Правда, в то, что принятая система эффективно заработает, верят не все. И как видно, для этого есть вполне весомые основания.

  • Справка

В России налог на добавленную стоимость (НДС) действует с 1992 года. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года установлена в размере 18%. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10%; для экспортируемых товаров – ставка 0%. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в частности лицензированные образовательные услуги. Самые высокие ставки НДС – 25% – действуют в Норвегии и Дании. В ряде развитых стран, например в США, НДС отсутствует, вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 до 11%. В последнее время высказываются предложения полностью отменить НДС в России или ещё существеннее сократить его. Впрочем, по мнению экспертов, в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт этого налога формируется около четверти федерального бюджета России.

Оставьте комментарий