НК 169

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 24 января 2020 г.

Счет-фактура – это документ-основание для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ. О том, когда нужно выставлять счет-фактуру на аванс, расскажем в нашей консультации.

Получили аванс? Не забудьте начислить НДС

При определении налоговой базы по НДС выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной формах (п. 2 ст. 153 НК РФ).

При этом моментом определения налоговой базы по общему правилу признается наиболее ранняя из следующих дат (п. 1 ст. 167 НК РФ):

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Сказанное означает, что, получив аванс в счет поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, продавец должен исчислить НДС к уплате в бюджет по расчетной ставке 20/120 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Какую налоговую ставку применять, зависит от того, по какой ставке облагается реализация товаров, выполнение работ или оказание услуг, в счет которых был получен аванс.

Срок выставления счета-фактуры на аванс

Когда выписывать счет-фактуру на аванс? Напомним, что при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг счет-фактура выписывается не позднее 5 календарных дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

«Авансовый» счет-фактура должен быть составлен также в течение 5 календарных дней со дня получения аванса (п. 3 ст. 168 НК РФ). При этом если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, выставить счет-фактуру нужно не позднее рабочего дня, следующего за таким днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Когда не выставляется счет-фактура на аванс

Счет-фактура на предоплату не составляется, если аванс получен в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые (абз. 3 п. 17 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137):

  • или имеют длительность производственного цикла изготовления свыше 6 месяцев;
  • или облагаются по налоговой ставке 0%;
  • или не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Кроме того, как следует из разъяснений Минфина, выставлять «авансовый» счет-фактуру также не нужно, если отгрузка произошла в течение 5 календарных дней со дня получения аванса в счет этой отгрузки (Письмо Минфина от 10.11.2016 № 03-07-14/65759).

Таким образом, сроки выставления счетов-фактур на аванс в 2020 году по сравнению с 2019 годом не изменились.

Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Статья 169. Счет-фактура
1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

2. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
3. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:
1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса;
2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.
4. Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
5. В счете-фактуре должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
13) исключен. — Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ;
13) страна происхождения товара;
14) номер таможенной декларации.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
6. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
7. В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
8. Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.

Вопрос: В ходе проведения камеральной проверки налоговым органом было выявлено нарушение п. 6 ст. 169 НК РФ: в счете-фактуре отсутствует подпись главного бухгалтера. Налоговый орган посчитал, что неправомерно применен налоговый вычет, и налогоплательщик решением налогового органа привлечен к ответственности. Налогоплательщик не согласен с вынесенным решением. По его мнению, так как в организации поставщика отсутствует должность главного бухгалтера (функции главного бухгалтера в соответствии с приказом осуществляет руководитель), это является основанием для того, чтобы признать данный счет-фактуру соответствующим требованиям п. 6 ст. 169 НК РФ (в предъявленном счете-фактуре была пометка «не предусмотрен»), а право на налоговый вычет документально подтвержденным. Прав ли в данном случае налогоплательщик?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Как следует из содержания п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями применения вычета по НДС являются:
— наличие счета-фактуры, выставленного продавцом при приобретении товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ);
— товары (работы, услуги) должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, либо для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);
— приобретенные (либо ввезенные на территорию РФ) товары должны быть приняты на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются при реализации товаров (работ, услуг).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 6 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
При этом п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предоставляет право руководителю организации в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Таким образом, должность главного бухгалтера не всегда может быть в организации. Если в штате организации отсутствует должность главного бухгалтера, счет-фактура для выполнения условий его соответствия требованиям ст. 169 НК РФ должен быть подписан лицом, уполномоченным подписывать счет-фактуру за главного бухгалтера.
Согласно позиции Минфина России, отраженной в Письме от 29.11.2004 N 03-04-11/212, в случае отсутствия на счете-фактуре одной из перечисленных в п. 6 ст. 169 НК РФ подписей, в том числе лица, уполномоченного подписывать счета-фактуры за главного бухгалтера, такой счет-фактура признается составленным с нарушением установленного порядка и не может служить основанием для принятия к вычету соответствующих сумм налога на добавленную стоимость.
Однако в судебной практике нет единообразия. Некоторые суды поддерживают позицию налоговых органов. Так, например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13.05.2008 N Ф08-2596/2008 указано, что счет-фактура, не содержащий подписи главного бухгалтера, не может считаться оформленным надлежащим образом и служить основанием для возмещения (см. также Постановления ФАС Дальневосточного округа от 07.12.2005 N Ф03-А59/05-2/4307; ФАС Северо-Кавказского округа от 05.03.2008 N Ф08-495/08-278А, от 28.08.2007 N Ф08-5392/2007-2040А).
Согласно же второй позиции, отраженной в судебной практике, если в счете-фактуре отсутствует подпись главного бухгалтера и при этом имеется пометка «не предусмотрен», то это не будет нарушением п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (Постановление ФАС Поволжского округа от 11.01.2007 по делу N А65-17450/06-СА2-9). В судебном решении рассматривается случай, когда обязанности главного бухгалтера осуществлял руководитель.
Подобная ситуация была рассмотрена в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2004 N А78-3665/04-С2-24/339-Ф02-5246/04-С1, в котором суд указал, что в графе, предусмотренной для подписи главного бухгалтера, правомерно проставлена запись «с правом одной подписи» (см. также Постановления ФАС Поволжского округа от 05.10.2006 по делу N А55-3196/2006, от 01.03.2005 N А65-11609/04-СА1-32).
Согласно третьей позиции, в случае если формальные нарушения требований закона относительно заполнения счетов-фактур не повлекли изменений фактических обстоятельств, связанных с получением обществом продукции и оплатой ее с учетом НДС, принятие к вычету сумм налога правомерно. Отсутствие же подписи главного бухгалтера организации-продавца в счете-фактуре, обусловленное отсутствием в штате организации такой должности, не является основанием для отказа в принятии сумм налога на добавленную стоимость к вычету (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.05.2005 N Ф04-2097/2005(10360-А70-31)).
Данную позицию поддерживают и другие суды, указывая, что в связи с отсутствием в штате работников главного бухгалтера его подписи в счетах-фактурах не требуется (Постановления ФАС Уральского округа от 15.02.2007 N Ф09-820/07-С2, от 26.11.2007 N Ф09-9693/07-С2, от 22.10.2007 N Ф09-8623/07-С2; ФАС Московского округа от 14.11.2007 N КА-А40/11701-07 по делу N А40-22379/06-151-102; ФАС Поволжского округа от 11.10.2007 по делу N А65-21847/2006-СА1-19).
Таким образом, ввиду отсутствия единообразия в судебной практике налогоплательщику при отсутствии должности бухгалтера у поставщика следует учитывать только счета-фактуры с наличием подписи лица, уполномоченного подписывать счета-фактуры за главного бухгалтера. Также у налогоплательщика должны быть документы, подтверждающие правомочия данного лица, и документы, удостоверяющие отсутствие в организации должности бухгалтера (как правило, штатное расписание). Руководствуясь противоположной позицией, налогоплательщик, очевидно, будет вынужден отстаивать свои доводы в суде.
Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
24.11.2008

Налоговый агент – лицо, на которое Налоговым кодексом РФ возложена обязанность по перечислению налогов в бюджет при осуществлении следующих операций:

  • Покупка товаров у иностранной фирмы;
  • Аренда гос- или муниципального имущества;
  • Реализация госимущества;
  • Покупка электронных услуг.

Таким лицом может стать любая организация, в том числе ИП, при реализации вышеперечисленных операций. При этом неважно, платит ли лицо НДС или освобождено от него, и какой применяет налоговый режим.

Учет НДС у такого лица в бухгалтерской программе фирмы 1С 8.3 осуществляется через счета 68.32 и 76.АН «НДС» и «Расчеты по НДС» при выполнении обязанностей налогового агента. Такое лицо обязано формировать счета-фактуры, но порядок их оформления таких будет иметь свою специфику.

Аренда имущества

Подробно остановимся на обязанностях такого лица при аренде имущества. В остальных случаях учет ведется аналогично.

Из главного меню программы в «Покупках-Поступление (акты, накладные)», нажимаем кнопку «+ Поступление».

Рис.1 Аренда имущества

Программа предлагает выбрать вид поступления. Выбираем «Услуги (акт)», программа создает новый документ «Поступление услуг (акт)». Внимательно заполняем реквизиты, обратим особенное внимание на договор с контрагентом.

Рис.2 Договор

Указываем вид договора «С поставщиком», выбираем – в качестве налогового агента с видом агентского договора – «Аренда». Документ поступления, в нашем случае это акт, проводим обычным способом, а счет-фактуру, в отличие от обычной покупки, не создаем (смотрим статус в левом нижнем углу экрана – счет-фактура не требуется).

Рис.3 Поступление услуг

Проводим наш документ и отслеживаем проводки кнопкой ДтКт.

Рис.4 Проводки

В проводках используется вспомогательный счет 76.НА вместо привычного счета взаиморасчетов. Для отражения НДС такого вида используется специальная обработка. Находится она в разделе «Банк и касса», далее «Регистрация счетов-фактур», и выбираем «Счета-фактуры налогового агента».

Рис.5 Счета-фактуры налогового агента

Еще надо добавить, что наш документ попадет в список счетов-фактур налогового агента только в том случае, когда он оплачен, а также проведен документ «Списание с расчетного счета». При соблюдении всех этих условий список счетов-фактур будет выглядеть так:

Рис.6 Список счетов-фактур

Нажатием кнопки «Выполнить» счета-фактуры создаются и регистрируются. Проверяем документ. Обратим внимание, что ставка НДС 20/120, а код вида операции – 06.

Рис.7 Проверяем документ

Проверяем правильность формирования проводок кнопкой ДтКт. Обратим внимание на счета учета – 68.32 и 76.НА.

Рис.8 Обратим внимание на счета учета – 68.32 и 76.НА

Сумма НДС, подлежащая обязательной уплате в бюджет, попадает в отчет Книга продаж. Находим его в разделе «Отчеты», далее «НДС-Книга продаж». Указываем период и нажимаем «Сформировать».

Рис.9 Указываем период и нажимаем «Сформировать»

Декларация по НДС формируется в разделе «Отчеты», затем «1С-Отчетность», далее «Регламентированные отчеты». Выбираем «Создать», в открывшемся списке выбираем «Декларация по НДС».

Рис.10 Декларация по НДС

Указываем нашу организацию и период, выбираем «Заполнить». Декларация готова, осталось ее проверить. Сумма, подлежащая уплате в бюджет, будет отображаться во втором разделе по строке 060.

Рис.11 Проверка декларации

Далее надо оформить платежное поручение на уплату налога. Обращаем внимание на правильность заполнения всех реквизитов.

Рис.12 Оформление ПП на уплату налога

Платежное поручение может стать основанием для «Списания с р/с». Проверяем вид операции – «Уплата налога», а также счет списания – 68.32.

Рис.13 Проверяем вид операции

Проверяем правильность отражения операции в бухгалтерском учете. Используем кнопку ДтКт.

Рис.14 Проверяем правильность отражения операции в бухгалтерском учете

Далее нужно принять НДС к вычету. Для этого создаем документ «Формирование записей книги покупок». Находим документ меню «Операции», подменю «Регламентных операциях НДС» жмем «Создать». В появившемся списке ищем «Формирование записей книги покупок».

Рис.15 Формирование записей книги покупок

Переходим на вкладку «Налоговый агент», и заполняем необходимые данные.

Рис.16 Переходим на вкладку «Налоговый агент»

Проводим документ, затем проверяем правильность проводок, нажимаем кнопку ДтКт. Обращаем также внимание, что в поле «Наименование продавца» будет отображаться сам продавец, а не налоговый агент.

Рис.17 Проверяем проводки

Проводки сформировались. Теперь еще раз проверяем налоговую декларацию по НДС. Сумма налога, подлежащая вычету, будет отражена в разделе 3, по строке 180.

Рис.18 Еще раз проверяем налоговую декларацию по НДС

Прочие виды операций

Обязанности налогового агента в плане оформления документов при осуществлении остальных операций, перечисленных в начале данной статьи, аналогичны обязанностям при аренде. Самое главное правильно указать в договоре с контрагентом его вид. В программе 1С они кратко обозначены как: аренда, реализация имущества, нерезидент, электронные услуги. В скобках рядом с каждым видом указана ссылка на статью Налогового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает обязанность налогового агента.

Рис.19 Прочие виды операций

Также очень важно в документах «Поступление услуг» правильно заполнить счет учета и статью затрат. А при совершении операций по реализации имущества очень внимательно надо вести учет основных средств.

Здесь мы рассмотрели ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель может принять на себя обязанность агента, уплачивающего НДС, подробно описали последовательность оформления документов организацией-налоговым агентом, а также увидели возможности, которые предоставляет программа 1С 8.3 для учета таких операций.

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
    • Глава 21. Налог на добавленную стоимость

1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, исчисленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Корректировочный счет-фактура, составленный при изменении стоимости отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае изменения цены и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров, является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

2. Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Невыполнение не предусмотренных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи требований к корректировочному счету-фактуре, выставленному продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету продавцом суммы налога.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

Положения настоящего пункта применяются также к счетам-фактурам, корректировочным счетам-фактурам, выставляемым налогоплательщиком покупателю, исполняющему обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ)

3. Налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж:

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2014 N 81-ФЗ, от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 238-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ, от 30.05.2016 N 150-ФЗ)

1.1) при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 30.05.2016 N 150-ФЗ)

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ)

3.1. Налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае определения ими налоговой базы как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае, если при определении ими налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

В журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур не подлежат регистрации счета-фактуры, выставленные на сумму дохода в виде вознаграждения при исполнении указанных в настоящем пункте договоров.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

(п. 3.1 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 238-ФЗ)

3.2. Иностранные организации, подлежащие постановке на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, счета-фактуры не составляют, книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, не ведут.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

4. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ.

5. В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

6.1) наименование валюты;

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

6.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

(пп. 6.2 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 56-ФЗ)

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

13) исключен. — Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ;

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

15) код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, указываются в отношении товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 30.05.2016 N 150-ФЗ)

Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

5.1. В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

4.1) наименование валюты;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

(пп. 4.2 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 56-ФЗ)

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

5.2. В корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, должны быть указаны:

1) наименование «корректировочный счет-фактура», порядковый номер и дата составления корректировочного счета-фактуры;

2) порядковый номер и дата составления счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

3) наименования, адреса и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

4) наименование товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания), по которым осуществляются изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема);

5) количество (объем) товаров (работ, услуг) по счету-фактуре (счетам-фактурам) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания) до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

6) наименование валюты;

6.1) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 56-ФЗ)

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога до и после изменения цены (тарифа);

8) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) без налога до и после внесенных изменений;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

12) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

13) разница между показателями счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

Налогоплательщик вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

6. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ)

Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

7. В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

8. Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

9. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(п. 9 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Комментарий к статье.

1. Комментируемая статья служит основанием ограничения принципа свободы договора в силу необходимости защиты основ правопорядка в случаях злоупотребления субъектами гражданского права своей свободой. Предусмотрено, что сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, ничтожна. Цель сделки должна быть заведомо несовместима с основами правопорядка и нравственности, т.е. у стороны (сторон) сделок должен быть соответствующий умысел. Умысел означает понимание противоправности последствий совершаемой сделки и желание их наступления или хотя бы допущение таких противоправных последствий. Наличие умысла должно быть доказано.

В отношении содержания понятий «основы правопорядка» и «нравственность» в Определении КС РФ от 08.06.2004 N 226-О изложена следующая правовая позиция: данные понятия, как и всякие оценочные понятия, наполняются содержанием в зависимости от того, как их трактуют участники гражданского оборота и правоприменительная практика, однако они не являются настолько неопределенными, что не обеспечивают единообразное понимание и применение соответствующих законоположений; комментируемая статья указывает, что квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, т.е. достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит — заведомо и очевидно для участников гражданского оборота — основам правопорядка и нравственности; антисоциальность сделки, дающая суду право применять данную норму ГК РФ, выявляется в ходе судопроизводства с учетом всех фактических обстоятельств, характера допущенных сторонами нарушений и их последствий.

В качестве сделок, совершенных с указанной целью, могут быть квалифицированы сделки, которые не просто не соответствуют требованиям закона или иных правовых актов, а нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои. К названным сделкам могут быть отнесены, в частности, сделки, направленные на производство и отчуждение определенных видов объектов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте (соответствующие виды оружия, боеприпасов, наркотических средств, другой продукции, обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан, и т.п.); сделки, направленные на изготовление, распространение литературы и иной продукции, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду; сделки, направленные на изготовление или сбыт поддельных документов и ценных бумаг.

Аналогичной позиции придерживается и Пленум ВС РФ, давая в п. 85 Постановления от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» понятие сделки, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. При этом он конкретизирует, что нарушение стороной сделки закона или иного правового акта, в частности уклонение от уплаты налога, само по себе не означает, что сделка совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. Для применения ст. 169 ГК РФ необходимо установить, что цель сделки, а также права и обязанности, которые стороны стремились установить при ее совершении, либо желаемое изменение или прекращение существующих прав и обязанностей заведомо противоречили основам правопорядка или нравственности, и хотя бы одна из сторон сделки действовала умышленно.

Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, влечет общие последствия, установленные ст. 167 ГК РФ (двусторонняя реституция). В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.

2. Комментируемая статья предусматривает в качестве возможного (на случай прямого указания в законе) последствия недействительности указанной категории сделок т.н. «недопущение реституции» — взыскание в пользу РФ всего полученного сторонами по сделке, а также иные последствия, установленные законом.

Возможность взыскания в доход государства полученного по сделке вытекает, например, из ст. 51 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в силу которой лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.

К указанным выше последствиям не относятся санкции, установленные за совершение публичных правонарушений.

3. Судебная практика:

— Определение КС РФ от 23.10.2014 N 2460-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы межрегионального общественного фонда содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев «Статус» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169, пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации и частями 1, 2, 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;

— Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016) (см. п. 5);

— Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. п. 17, 73, 85);

— Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах» (см. п. 9);

— Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.01.2016 N Ф03-6080/2015 по делу N А59-2456/2012 (о признании недействительным договора купли-продажи доли в уставном капитале);

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.09.2015 N Ф04-22596/2015 по делу N А46-1565/2014 (о признании недействительными договоров купли-продажи нежилых помещений, записи в ЕГРП о правообладателе недвижимости; обязании передать истцу объект недвижимости).

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Статья 167. Момент определения налоговой базы… (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) 1. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 — 1… 213 2-27-2019 Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю… 1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Ко… 263 2-27-2019 Статья 166. Порядок исчисления налога 1. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 — 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке пр… 242 2-27-2019 Статья 163. Налоговый период (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее — нал… 219 2-27-2019

Оставьте комментарий