Нормативное регулирование аудита

Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях.

Об особенностях составления аудиторских заключений при проведении аудита в условиях эпидемии коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6–9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10–12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13–14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельности описано в ст. 15–22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

Несколько слов о МСА

Правительство РФ постановлением от 11.06.2015 № 576 ввело положение «О признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации». Согласно ему ряд документов, регулирующих деятельность аудиторов, заменено международными стандартами аудита (МСА). ФПСАД прекратили свое действие с 01.01.2018. Минфин РФ утвердил 48 Международных стандартов аудита, которые вступили в силу с 01.01.2017. Эти акты регулируют деятельность аудиторов в несколько иной плоскости, нежели действовавшие прежде документы. Много внимания уделяется вопросам взаимодействия участников процесса, правилам оценки документов. Подробнее о международных стандартах можно узнать, прочитав нашу статью Международные стандарты аудиторской деятельности.

***

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В этом разделе вы найдете решенные задачи по аудиту. Другие примеры в разделе: Готовые контрольные по аудиту.

Спасибо за ваши закладки и рекомендации

Примеры решений задач по аудиту

Задача 1. Найти уровень существенности. Исходные данные:
Бухгалтерский баланс НАО «Альянс» на 01 января 201х г., тыс. руб.
Отчет о финансовых результатах НАО «Альянс» за период с 01 января 201х г. по 01 января 201х г., тыс. руб.
(таблицы в файле решения)

Задача 2. Укажите, к какой основной процедуре сбора аудиторских доказательств относятся следующие аудиторские процедуры:
1) проверка правильности расчетов с учредителями;
2) проверка документов на полноту и качество заполнения;
3) опрос работников склада;
4) проверка достаточности аналитического учета по сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
5) проверка правильности стоимостной оценки материалов;
6) наблюдение за процессом оприходования товара на склад.
Сделайте необходимые пояснения.

Задача 3. Надежность аудиторских доказательств зависит от источника и формы их представления. Набор имеющихся в распоряжении аудиторов доказательств представлен в таблице:
Проставьте по 5-балльной шкале приоритеты в приведенном наборе аудиторских доказательств, призванных подтвердить факт, что производственное помещение является собственностью аудируемого лица. Оценка в 1 балл — самый высший приоритет (самое надежное доказательство), оценка в 5 баллов — низший приоритет (наименее надежное доказательство).

Задача 4. Аудиторы в ходе планирования аудиторской проверки установили значение общего уровня существенности в сумме 500 тыс. руб.
Определите частные уровни существенности выделенных для аудиторской проверки статей бухгалтерского баланса (составляющих свыше 1% от итога баланса), представленного аудиторской организации для проверки и подтверждения достоверности.

Задача 5. По результатам проверки финансовой отчетности организации за прошедший год аудитор не получил причитающееся ему аудиторское вознаграждение, на основании заключенного договора. Руководитель проверяемого экономического субъекта обещал выплатить данное вознаграждение в двойном размере после проверки аудитором финансовой отчетности за отчетный год и выдачи им по результатам проверки безоговорочно положительного заключения.
Как должен поступить аудитор в данной ситуации, чтобы не нарушить основные положения принципа независимости, определенные в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности»? Имеет ли право аудитор в данной ситуации не возвращать аудируемому лицу первичную документацию и регистры учета, а также аудиторское заключение, аргументируя свои действия задержкой выплаты вознаграждения?

Задача 6. ОАО «Колос» отказалось предоставлять документы для аудиторской проверки, мотивируя этот тем, что сумма активов баланса и сумма выручки на конец предшествующего года не превышают установленную величину.
Назовите нормативные акты, регламентирующие данную ситуацию. Назовите критерии проведения обязательного аудита.

Задача 7. Фирма «Север+» подала в суд на аудиторскую фирму и доказала факт утечки информации, представляющей коммерческую тайну, во время проведения аудита по инициативе руководства организации.
Определите нарушенную этическую норму и взыскание.

Еще примеры работ: Готовые контрольные по аудиту.

Качественно выполним задания по аудиту

Лекция 2 Нормативно-правовое регулирование аудита в Республики Казахстан.

План лекции:

1. Аудиторская деятельность и ее нормативно-правовое регулирование в РК;

2. Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность аудита в РК (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Закон об аудиторской деятельности);

3. Функции государственных органов и общественных организаций, регулирующих аудиторскую деятельность;

4. Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности.

Содержание лекции:

Аудиторская деятельность и ее нормативно-правовое регулирование

Правовые и этические механизмы регулирования взаимоотношений, связанных с осуществлением аудиторской деятельности, могут разрабатываться как государственными, так и профессиональными независимыми органами финансового контроля. В нашей стране создана государственная система нормативно-правового регулирования аудита. Основными элементами законодательной базы организации независимого финансового контроля являются:

— Конституция РК;

— Гражданский кодекс РК;

— Уголовный кодекс РК;

— Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;

— Кодекс РК «Об административных правонарушениях»;

— Бюджетный кодекс РК;

— Закон РК «Об аудиторской деятельности»;

— Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

— Законы РК «Об акционерных обществах», «О банкротстве», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О национальном банке РК».

В вышеназванных законодательных документах определены важнейшие нормы и положения, имеющие непосредственное отношение к аудиторской деятельности. Необходимо учитывать, что действующие нормативно0правовые акты систематически дополняются, изменяются и перерабатываются.

Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность аудита в РК (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Закон об аудиторской деятельности)

В Казахстане система нормативного регулирования аудиторской деятельности практически разработана. Был принят первый закон «Об аудиторской деятельности в РК» от 18 октября 1993 года. Через пять лет, 20 ноября 1998 года был принят второй Закон «Об аудиторской деятельности», и в него вносились изменения и дополнения от 18.12.2000 года, от 15.01.01 года, от 02.-3.2001 года, от 16.05.2003 года, от 11.06.2003 года.

Закон «Об аудиторской деятельности относится к документам первого уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РК.

Закон РК «Об аудиторской деятельности» регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в РК.

К документам второго уровня относятся Международные стандарты аудита (МАС) в РК. На пятой Республиканской конференции Палаты аудиторов РК, состоявшейся в марте 2000 года, было принято решение о переходе в РК на международные стандарты и принятии их в качестве национальных.

Международные стандарты аудита (МСА) выпускает Международная федерация бухгалтеров (МФБ), штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, США. В настоящее время в федерацию входят 129 национальных бухгалтерских организаций из 92 стран. В 2000 году членом федерации стал Казахстан.

В настоящее время система Международных стандартов аудита состоит из 36 стандартов, разбитых по 9 группам и 10 положений, входящих в 10 группу. Таким образом, на 01.01.04.существует 46 стандартов аудита.

Третий уровень – внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими фирмами на базе практики аудита. Документы этого уровня детализируют документы более высоких уровней.

Функции государственных органов и общественных организаций, регулирующих аудиторскую деятельность

В процессе регулирования аудиторской деятельности в Казахстане принимают непосредственное участие следующие государственные органы и организации:

1) Департамент методологии бухгалтерского учёта и аудита Министерства финансов РК;

2) Национальный банк РК;

3) Палата аудиторов РК;

4) Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов.

Департамент методологии бухгалтерского учёта и аудита Министерства финансов РК – является основным уполномоченным государственным органом, определённым Правительством РК. Департамент осуществляет контроль над деятельностью аудиторов и аудиторских организаций путём лицензирования аудиторской деятельности, т.е. выдачи, приостановления, отзыва лицензии.

Национальный банк РК — основной функцией является выдача лицензии на проведение аудита банковской и страховой деятельности.

Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

Палата аудиторов РК – является некоммерческой профессиональной организацией, осуществляющей регулирование деятельности аудиторов и аудиторских организаций в рамках своих полномочий. Палата аудиторов объединяет на добровольной основе аудиторов, аудиторские организации и финансируется за счёт членских взносов и иных источников, не запрещённых законодательством РК.

В республике действуют территориальные и Республиканская палата аудиторов.

Основными функциями территориальных палат аудиторов являются:

— содействие развития аудита, повышению его эффективности, организации и координации деятельности аудиторов и аудиторских организаций;

— обеспечения соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями требований стандартов аудита;

— рассмотрение споров аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых организаций, связанные с осуществлением аудиторской деятельности;

— в случаях выявления фактов уклонения аудиторов и аудиторских организаций от заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности и нарушения иных требований законодательства РК об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций информируют уполномоченный государственный орган;

— обеспечение аудиторов и аудиторских организаций законодательными актами РК и методическими документами, связанными с осуществлением аудиторской деятельности;

— анализ, обобщение и распространение опыта работы аудиторов и аудиторских организаций;

— представление интересов аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях;

— осуществление иной деятельности, не противоречащей законодательству и международным договорам.

Республиканская палата аудиторов выполняет все перечисленные функции территориальных палат, а также дополнительно занимается:

— осуществление координации деятельности территориальных палат аудиторов;

— разработкой на основе международной практики стандартов аудита;

— организацией обучения и подготовки к аттестации кандидатов в аудиторы, профессиональной учёбы, повышения квалификации аудиторов и других специалистов;

— обращением в Департамент Минфина РК, Национальный банк РК с предложением об отзыве или приостановлении действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности внесение предложения об аннулировании квалификационного свидетельства аудитора с указанием конкретных причин.

Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов образуется в организационно-правовой форме учреждения (некоммерческая организация) на республиканской конференции палат аудиторов. В состав Квалификационной комиссии по аттестации аудиторов входят:

— не более 2/3 от общей численности – представители от каждой палаты аудиторов;

— не менее 1/3 от общей численности – представители государственных органов, определяемых Правительством РК;

Основными функциями Квалификационной комиссии являются:

— определение квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных требований;

— принятие решения о присвоении квалификации «аудитор» путём выдачи свидетельства о присвоении квалификации «аудитор» и личной печати аудитора;

— принятие решения об аннулировании квалификационного свидетельства и информирование об этом решении Департамента и Национального банка РК.

4.4.3. Письменная информация аудитора руководству предприятия по результатам проведения аудита

По результатам аудиторской проверки аудитор обязан подготовить руководству проверяемого предприятия отчет. Данный документ играет большую роль, так как именно на основании этого документа руководство предприятия оценивает работу аудитора (группы аудиторов). Все вопросы, касающиеся порядка составления и предоставления отчета руководству предприятия, регулируются стандартом аудиторской деятельности «Сообщение информации полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника».
При проведении обязательного аудита аудиторские фирмы обязаны подготовить и предоставить письменную информацию (отчет) аудитора руководству (собственникам) проверяемого предприятия. Помимо основного отчета аудиторы могут предоставлять промежуточный отчет, если это предусмотрено в договоре на проведение аудита.
Если аудитор проводит инициативный аудит, то отчет о результатах аудита составляется в следующих случаях:
а) если договором на осуществление инициативного аудита предусматривается подготовка по итогам аудита заключения аудитора;
б) если договором на осуществление инициативного аудита не предусматривается подготовка аудиторского заключения, но предполагается подготовка письменной информации аудитора.
Данные, содержащиеся в отчете аудитора, приводятся с целью доведения до руководства проверяемого предприятия сведений о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности. А также в письменной информации руководству предприятия содержаться конструктивные предложения по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Письменная информация аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках. Она содержит лишь тем из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.
Отчет адресуется руководителям и собственникам предприятия. Он должен быть подписан аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит. Если аудиторскую проверку проводила группа в составе значительного количества сотрудников аудиторской фирмы, то письменная информация подписывается руководителем всей группы сотрудников и руководителями отдельных подгрупп (бригад, звеньев и тому подобное) в составе общей группы.
Отчет должен иметь сквозную нумерацию страниц. Его первая страница оформляется на бланке с угловым штампом аудиторской фирмы. Форма отчета разрабатывается каждой аудиторской фирмой самостоятельно, с учетом требований стандарта.
Согласно стандарта, в отчете должны содержаться следующие сведения:
1. Реквизиты аудиторской организации, а именно:
а) официальное наименование и юридический (почтовый) адрес аудиторской фирмы или фамилия, инициалы и адрес аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно;
б) номер и дата регистрационного свидетельства;
в) номер и дата выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
г) перечень и специализация всех аудиторов и иных специалистов, принимавших участие в аудите, их фамилии, инициалы, номера и даты выдачи квалификационных аттестатов в случае их наличия, указание обязанностей в ходе проведения аудита.
2. Реквизиты проверяемого предприятия, а именно:
а) официальное наименование и юридический (почтовый) адрес юридического лица или фамилия, инициалы и адрес физического лица индивидуального предпринимателя;
б) номер и дата регистрационного свидетельства;
в) перечень должностных лиц (фамилии, инициалы, должность), ответственных за составление бухгалтерской отчетности юридического лица.
3. Указание на период времени, к которому относится документация предприятия, проверенная в ходе аудита и дата подписания письменной информации аудитора.
4. Выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность.
5. Результаты проверки организации и ведения бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния системы внутреннего контроля предприятия.
Помимо обязательных сведений отчет руководству проверяемого предприятия может содержать следующую информацию:
1. Особенности выполнения аудиторской проверки, предусмотренные договором между аудиторской фирмой и предприятием, а также особенности выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки.
2. Данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учет, о структуре бухгалтерии и об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета.
3. Перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, которые подлежали проверке.
4. Сведения о методике аудиторской проверки; подтверждение того, что аудиторская организация следовала в работе стандартам аудиторской деятельности; указание на то, какие разделы бухгалтерской документации были проверены сплошным способом, а какие — выборочным порядком, и на основе каких принципов производилась аудиторская выборка.
5. Перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендаций как таковых.
6. Оценку количественного расхождения отчетных и налоговых показателей по данным предприятия, и прогнозируемых по результатам проверки аудиторской организацией.
7. В случае проверки крупных предприятий со сложной организационной структурой — сведения об осуществлении проверок филиалов, подразделений и дочерних фирм; изложение общих результатов таких проверок и анализ влияния этих частных результатов на итоги аудиторской проверки всего предприятия в целом.
8. При последующих аудиторских проверках — оценку и анализ выполнения или исправления предприятием, подлежащим аудиту, замечаний, имевшихся в предшествующих документах, содержащих письменную информацию аудитора.
9. В случае отклонения от требований стандартов аудиторской деятельности (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг) — факты и причины таких отклонений.
В письменной информации аудитора в обязательном порядке должно быть указано, какие из сделанных замечаний являются существенными, а какие — нет, влияют или не влияют (или могут влиять) перечисленные замечания и недостатки на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. В случае подготовки аудиторской организацией условно-положительного заключения, отрицательного заключения или отказа от выражения мнения в письменной информации аудитора должна содержаться развернутая аргументация причин, приведших к такому мнению аудитора.
Отчет готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и собственнику предприятия, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки.
Письменная информация аудитора составляется в двух экземплярах и передается только следующим лицам:
а) лицу, подписавшему договор на оказание аудиторских услуг;
б) лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре на оказание аудиторских услуг;
в) любому другому лицу — в случае письменного указания на то в адрес аудиторской фирмы, подписанного лицом, подписавшим договор на оказание аудиторских услуг.
Отчет является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками, аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.
Предприятие вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшей по вине или с ведома работников предприятия.

Оставьте комментарий