Нормативные требования

Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 декабря 2013 г.

Регистрационный N 30855

1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

2. Признать не подлежащими применению следующие постановления Федерального горного и промышленного надзора России:

от 6 ноября 1998 г. N 64 «Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 1998 г., регистрационный N 1656; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 35-36);

от 7 сентября 1999 г. N 65 «Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 1999 г., регистрационный N 1920; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 41);

от 27 октября 2000 г. N 61 «Об утверждении Изменения N 1 к «Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2000 г., регистрационный N 2476; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 50);

от 9 октября 2001 г. N 44 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2002 г., регистрационный N 3214; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 6);

от 21 июня 2002 г. N 34 «Об утверждении «Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2002 г., регистрационный N 3705; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 38);

от 1 августа 2002 г. N 48 «Об утверждении Изменения N 1 к «Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2002 г., регистрационный N 3720; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 39);

раздел VII «Требования к проведению экспертизы промышленной безопасности» Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 г. N 61-А (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2002 г., регистрационный N 3968; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 50);

от 23 октября 2002 г. N 62 «Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2002 г., регистрационный N 4001; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 2);

от 16 января 2003 г. N 1 «Об утверждении «Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов по хранению и переработке зерна» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2003 г., регистрационный N 4394; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 27);

от 4 марта 2003 г. N 5 «Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2003 г., регистрационный N 4345; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 23);

от 5 июня 2003 г. N 63 «Об утверждении «Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 г., регистрационный N 4746; Российская газета (специальный выпуск), 2003, N 120/1);

от 5 июня 2003 г. N 67 «Об утверждении «Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2003 г., регистрационный N 4686; Российская газета (специальный выпуск), 2003, N 120/1);

от 10 июня 2003 г. N 82 «Об утверждении Методических указаний по проведению экспертизы промышленной безопасности очистных механизированных комплексов» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 г., регистрационный N 4803; Российская газета (специальный выпуск), 2003, N 120/1).

3. Признать утратившими силу следующие приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

от 15 ноября 2006 г. N 1005 «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требований к оформлению заключения данной экспертизы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный N 8577; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, N 51);

от 12 декабря 2012 г. N 713 «О внесении изменений в Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2013 г., регистрационный N 26927; Российская газета, 2013, N 39).

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Врио руководителя А. Ферапонтов

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

I. Общие положения

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — Правила) устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее — эксперты).

3. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — объекты экспертизы).

4. Правила не применяются при проведении экспертизы опасного объекта при заключении договора обязательного страхования или в течение срока его действия в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта.

5. Основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

до начала применения на опасном производственном объекте;

по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

7. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

8. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

II. Требования к экспертам

9. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям:

наличие высшего образования;

аттестация в области промышленной безопасности по области аттестации, соответствующей объекту экспертизы;

стаж работы не менее 5 лет в соответствующей области аттестации требований промышленной безопасности;

знание законодательных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, технических документов по вопросам экспертизы, промышленной безопасности опасных производственных объектов, связанных с объектами экспертизы, используемых средствах измерений, испытательного оборудования, методов технического диагностирования технических устройств и обследований зданий и сооружений.

10. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.

Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не может участвовать в проведении экспертизы.

11. Эксперты обязаны:

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;

обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

12. Дополнительные требования к экспертным организациям и экспертам, порядок их аккредитации, проводящих экспертизу технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, устанавливаются в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

III. Проведение экспертизы

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее — заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.

15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 г. N 97 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 г. регистрационный N 23523; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 г., N 21).

16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

17. Для проведения экспертизы приказом руководителя организации проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов.

В случае проведения экспертизы группой экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы.

18. В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.

19. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;

предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

20. Заказчик обязан предоставить по требованию экспертов, осуществляющих экспертизу, доступ к опасным производственным объектам, техническим устройствам, зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

21. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.

Техническое диагностирование, неразрушающий контроль или разрушающий контроль технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

— при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

— при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;

— при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;

— в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

22. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

В случаях, когда заказчик, имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.

23. По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

IV. Оформление заключения экспертизы

24. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

25. Экспертная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.

26. Заключение экспертизы содержит:

1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;

2) вводную часть, включающую:

основание для проведения экспертизы;

сведения об экспертной организации (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения, номер телефона, факса, дата выдачи и номер лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности);

сведения об экспертах (образование, стаж работы по специальности, сведения об аттестации на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами);

3) перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

4) данные о заказчике (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения);

5) цель экспертизы;

6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;

7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, согласно которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;

9) выводы заключения экспертизы;

10) приложения, содержащие перечень использованных при экспертизе нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, технической документации, актов испытаний и обследований, технических отчетов.

27. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);

3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

29. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:

об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;

о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;

о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;

о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

30. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:

оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;

оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;

оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;

оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;

оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

31. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:

1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

32. Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Для обеспечения права работника на безопасные и здоровые условия труда действует Трудовой кодекс РФ, который является основополагающим законодательным документом в области охраны труда.
Заключая трудовой договор с работодателем, работник берет на себя обязательства выполнять определенную трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. Работодатель в свою очередь берет на себя обязательства предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.56 ТК РФ).
Из этого следует, что работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Это обстоятельство является важным, так как нередко происходят несчастные случаи с работниками, выполняющими не свойственную им работу.
Режимы труда и отдыха работника определяются внутренним трудовым распорядком в зависимости от особенностей организации, где работник будет работать. Однако существуют общие принципы регулирования рабочего времени и времени отдыха, которые установлены законодательством.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Кроме того установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:
— для лиц в возрасте от 16 до 18 лет — 35 часов;
— для лиц в возрасте от 15 до 16 лет — 24 часа;
— для отдельных работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда — до 36 часов в неделю.
В тех случаях, когда не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (за месяц, год) не превышала нормального числа рабочих часов.
Если работник заключил трудовой договор с работодателем, у которого установлена сменная работа, он должен знать, что работники смены должны работать в течение установленной продолжительности рабочего времени. Переход из одной смены в другую определяется графиками сменности. Назначение на работу в течение двух смен подряд запрещается.
Работы сверх установленной продолжительности рабочего времени считаются сверхурочными. Сверхурочные работы, как правило, не допускаются, так как чрезмерное утомление человека приводит к заболеваниям и несчастным случаям. В любом случае сверхурочно работы не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Законодательством установлено не только время труда работника, но и время его отдыха – это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Ко времени отдыха относятся ежедневный (междусменный) отдых, нерабочие праздничные дни и отпуска. Кроме указанных, следует остановиться на перерывах в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания, продолжительность которых устанавливается не более двух часов и не менее 30 минут и на еженедельных выходных днях, продолжительность которых должна быть не менее 42 часов.
Кроме ежегодного оплачиваемого отпуска работнику может быть предоставлен
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ, охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Говоря проще, охрана труда направлена на создание безопасных и здоровых (безвредных) условий труда для каждого работающего.
Во время работы на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие разнообразные опасные и вредные производственные факторы. Что же это за факторы и почему одни называются опасными, а другие — вредными ?
Опасные производственные факторы — это факторы, воздействие которых на работника могут привести к его травме. К их числу относятся, например, такие: транспорт; повышенное скольжение (вследствие увлажнения, замасливания или обледенения поверхностей); расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола); электрический ток, замыкание которого может пройти через тело человека; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования, инструмента; ядовитые химические вещества, входящие в состав спецжидкостей и попавшие в организм человека и т. п.
Вредные производственные факторы — это факторы, воздействие которых на работника могут привести к его заболеванию. К вредным производственным факторам, например, относятся такие факторы, как: недостаточная освещенность рабочего места, высокий уровень шума, электромагнитные излучения, загазованность или запыленность воздуха и т. п.
Для оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных или опасных производственных факторов на предприятиях и в организациях должна проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются для:
— обоснования предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда (доплаты, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, молоко и лечебно-профилактическое питание, льготная пенсия);
— решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установление диагноза профзаболевания;
— включения в трудовой договор достоверной информации об условиях труда на конкретном рабочем месте;
— рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации участка, цеха, производственного оборудования, изменения технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровью работника;
— решения споров, разногласий между работником и работодателем в судебном порядке и т.д.
По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда составляется план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, который должен предусматривать мероприятия по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты, оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по охране и оптимальной организации труда.
ОХРАНА ТРУДА МОЛОДЕЖИ
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18-ти лет законодательно закреплены в главе 42 Трудового кодекса РФ.
Применение труда лиц моложе 18-ти лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года №163 запрещается.
В соответствии со ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
В случаях получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и проходят его ежегодно за счет работодателя.
Запрещается привлечение лиц моложе 18-ти лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется таким работникам продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – 5 часов; в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов.
Расторжение трудового договора с работниками моложе 18-ти лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН
В соответствии со ст. 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года N 162 утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.
Величина переносимого груза при чередовании с другой работой не должна превышать 10 кг (до 2-х раз в час), при подъеме и перемещении тяжестей постоянно, эта величина не должна превышать 7 кг. Величина динамической работы в течение часа рабочей смены не должна превышать: с рабочей поверхности – 1750 кг*м, с пола – 875 кг*м. Эти нормы утверждены постановлением Совета Министров-Правительством РФ от 6.02.1993 года №105.
Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, они оплачиваются и засчитываются в общий стаж непрерывной работы.
Женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет через каждые 3 часа предоставляются перерывы на 30 минут для кормления ребенка. Запрещается направление в командировки, привлечение к сверхурочным работам и работам в ночное время, а также увольнение по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, беременных женщин.
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия.
В соответствии с пунктом 13.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных указанными санитарными правилами.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ВЫСОТЕ
Не следует думать, что «высота» — это 5-10 и более метров. В соответствии со строительными нормами и правилами «Безопасность труда в строительстве» (СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002), к работам на высоте относятся работы, выполняемые на высоте 1,3 м и более от поверхности грунта или перекрытия, работы, выполняемые на высоте более 5 метров, относятся к верхолазным. Случайное падение человека даже с высоты 1,3 м приводит, как правило, к серьезным последствиям. Статистика свидетельствует о том, что падения с высоты составляют от 10 до 20% всех несчастных случаев на производстве.
Таким образом, к работе на первый взгляд на такой небольшой высоте (начиная с 1,3 м), необходимо относиться со всей серьезностью.
К работам на высоте допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда.
Не допускается работа на высоте при скорости ветра 15 м/с и более, при гололеде, грозе, тумане, в сумерках и при недостаточной видимости.
Все работающие на высоте должны быть обеспечены предохранительными поясами и защитными касками.
Основными мерами предосторожности при работе на высоте являются различного вида ограждения, предотвращающие падения людей. При работе с незакрепленных приставных лестниц второй рабочий должен подстраховывать работающего на высоте и удерживать лестницу в устойчивом положении.
Во избежание случайного падения инструмента, заготовок и крепежа их необходимо поднимать в таре.
Не допускается нахождения людей под монтируемыми конструкциями до их полной установки и крепления.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТАЮЩИХ МОЛОКОМ
В соответствии со ст.222 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными условиями труда и непосредственно контактирующие с вредными веществами, указанными в специальном Перечне вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, обеспечиваются бесплатно молоком или другими равноценными продуктами (далее – Перечень). Этот Перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 марта 2003 года №126. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 марта 2003 года №13.
Молоко выдается для коррекции пищевого статуса работников, занятых на работах с вредными и особо вредными условиями труда, оно укрепляет защитные функции организма, снижает риск воздействия вредных производственных факторов.
Норма выдачи молока составляет 0,5 литра за смену, независимо от ее продолжительности в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем.
Не допускается замена молока денежной компенсацией, замена его другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, перечень которых согласован с Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРАХ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ЗАНЯТЫХ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ И РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, работники пищевой промышленности, общественного питания, и некоторые другие проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 утвержден перечень вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и определен порядок их проведения.
Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных или опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).
Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно.
Работники, занятые на вредных работах и на работах с вредными или опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры проходят в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.
Материал подготовил В. Малик,
главный технический инспектор труда ФПО

Неофициальная редакция

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ.

Статья № 211. Государственные нормативные требования охраны труда

_ 1. В РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).
_ 2. Система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
_ 3. Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в утвержденном настоящим постановлением Перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:
межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ;
отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития;
правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития.
Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.
Постановлением от 23 мая 2000 г. N 399 Правительство РФ утвердило Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
_ 4. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 6 апреля 2001 г. N 30 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (БМТ. 2001. N 4) принято в развитие постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Одновременно утратило силу постановление Минтруда России от 1 июля 1993 г. N 129 «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда».
Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда даны для оказания помощи федеральным органам исполнительной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также инструкций по охране труда для работников.
Рекомендациями предусмотрено, что правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном органами, их принимающими. Аналогично отраслевые правила по охране труда и отраслевые типовые инструкции по охране труда разрабатываются соответствующими органами исполнительной власти с учетом (а не в соответствии) настоящих Методических рекомендаций. Таким образом, федеральным органам исполнительной власти предоставлена свобода в формировании основных разделов принимаемых документов. Общим для всех является лишь то, чтобы заложенные в них требования охраны труда не противоречили действующему законодательству. Согласование данных документов с Минтрудом России в части требований охраны труда предусмотрено постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда».
_ 5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. предусматривает разграничение компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов.
К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны труда относятся:
определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории РФ;
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ об охране труда;
определение основ государственного управления охраной труда;
разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;
определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;
определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
формирование органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, и определение порядка деятельности указанных органов;
организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;
организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
обеспечение взаимодействия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;
координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
международное сотрудничество в области охраны труда;
другие полномочия органов государственной власти РФ в области охраны труда.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны труда относятся:
реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта РФ;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда;
государственное управление охраной труда на территории субъекта РФ;
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов РФ;
разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;
организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;
организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
обеспечение взаимодействия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда.

Основные требования к организации рабочего места

Рабочее место — первичное и основное звено производства, рациональная его организация имеет важнейшее значение во всем комплексе вопросов научной организации труда. Именно на рабочем месте происходит соединение элементов производственного процесса — средств труда, предметов труда и самого труда. На рабочем месте достигается главная цель труда — качественное, экономичное и своевременное изготовление продукции или выполнение установленного объема работы.

В зависимости от типа производства, особенностей технологического процесса, характера трудовых функций, форм организации труда и других факторов определяется классификация рабочих мест. Так, по уровню механизации рабочие места делятся на автоматизированные, механизированные и рабочие места, где выполняются ручные работы. Механизированные рабочие места в свою очередь подразделяются на частично механизированные (работа у станка, механизма и т.д.) и механизированные, а автоматизированные — на полуавтоматизированные и роботизированные.

По признаку разделения труда рабочие места могут быть индивидуальными и коллективными (бригадными), по специализации — универсальными, специализированными и специальными, по количеству обслуживаемого оборудования — одностаночными и многостаночными, по степени подвижности — стационарными и передвижными. Рабочие места могут находиться в помещении, на открытом воздухе, на высоте, под землей. Работа на них может выполняться сидя, стоя или с чередованием той и другой позы.

Организация рабочего места — это система мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и размещению их в определенном порядке.

Организация обслуживания рабочего места означает его обеспечение средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса. Основная цель организации рабочего места — достижение высококачественного и экономически эффективного выполнения производственного задания в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения передовых методов труда с наименьшими физическими усилиями, создания безопасных и благоприятных условий ведения работ. В зависимости от специфики производства на организацию рабочих мест влияют и другие факторы: соотношение элементов умственной и физической работы, степень ее ответственности. При проектировании рабочих мест должны быть также учтены освещенность, температура, влажность, давление, шум, вибрация, пылевыделение и другие санитарно-гигиенические требования к организации рабочих мест. Необходимыми требованиями являются:

  • o характеристика рабочего места;
  • o общие требования к организации рабочего места;
  • o оснащение рабочего места;
  • o пространственная организация рабочего места и порядок размещения организационной оснастки, инструментов, материалов;
  • o описание организации труда на рабочем месте и рекомендуемые передовые приемы и методы труда;
  • o организация обслуживания рабочего места, способы и средства связи со службами обслуживания и управления;
  • o условия труда на рабочем месте;
  • o требования безопасности и охраны труда;
  • o нормирование труда, применяемые формы и системы оплаты труда;
  • o документация на рабочем месте;
  • o экономическая эффективность от внедрения типового проекта.

Оснащение и планировка рабочих мест

Оснащение и планировка рабочих мест — основа их организации. Элементами оснащения рабочих мест являются основное и вспомогательное оборудование, технологическая и организационная оснастка.

Вспомогательное оборудование состоит из подъемных устройств, различных транспортеров, контрольных приборов, испытательных стендов и других подсобных средств.

Технологическая оснастка включает инструментарий и техническую документацию.

К организационной оснастке относятся:

  • o устройства для размещения и хранения на рабочих местах технологической оснастки, заготовок, сырья, материалов, готовых изделий, отходов;
  • o производственная мебель;
  • o средства сигнализации и связи, местного освещения;
  • o предметы ухода за оборудованием и рабочим местом (щетки, масленки, крючки, т.п.);
  • o оградительные и предохранительные устройства;
  • o детали производственного интерьера.

Расположение средств и предметов труда определяет трудовые движения, их количественные и качественные характеристики, площадь рабочего места. Совершенствование планировки рабочего места должно быть направлено на устранение лишних и нерациональных трудовых движений, максимальное сокращение перемещения рабочего и материальных элементов трудового процесса, а следовательно, на повышение эффективности труда и снижение утомляемости рабочего.

Методологическая основа научно обоснованной планировки рабочего места — ее соответствие эргономическим требованиям. Это достигается за счет рационального формирования рабочих зон и правильного размещения материальных элементов производства в соответствии с антропометрическими и психофизиологическими данными человека на основе обеспечения рабочему необходимого оперативного пространства, позволяющего свободно осуществлять трудовые функции. Рациональная планировка рабочего места должна предусматривать четкий порядок и постоянство в размещении инструментов и приспособлений, документации, деталей как в процессе работы, так и при их хранении и обеспечивать удобную рабочую позу, выполнение трудовых процессов с максимальной экономией движений рабочего, а также полную безопасность труда. Важным требованием является правильное использование отведенной для рабочего места производственной площади. На рабочем месте фиксируются оперативное и вспомогательное рабочие пространства. В оперативном пространстве размещается все необходимое оборудование, во вспомогательном — реже используемые средства и предметы труда. Оперативное пространство может подразделяться на рабочие зоны различной значимости. Рабочая зона — это участок трехмерного пространства, ограниченный пределами досягаемости рук в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Большое значение имеет выбор рабочей позы, вызывающей минимальное утомление работника: «сидя», «стоя» или «сидя — стоя». Выбор осуществляется с учетом физических усилий, необходимых для выполнения работы, ее темпа и характера. Одновременно устанавливается соответствие расстановки оборудования и оснастки нормам требований безопасности и условиям труда.

Важные исходные предпосылки проектирования рациональной планировки рабочего места — его специализация в соответствии с установленной технологией и формами разделения труда; разработанные методы и приемы труда; требования безопасности и охраны труда.

При планировке рабочих мест необходимо соблюдать рациональную ширину транспортных проходов и проездов, а также правильно определять виды подъемно-транспортных средств. Основные продольные и поперечные проезды должны быть сквозными, без тупиков.

требования охраны труда к производственным площадкам;

требования охраны труда к исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам;

требования охраны труда к размещению оборудования;

требования охраны труда к способам хранения и транспортировки исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства;

организацию рабочих мест;

режимы труда и отдыха;

требования к профессиональному отбору и проверке знаний по охране труда;

ответственность за нарушение правил по охране труда.

Отраслевые требования безопасности при организации и выполнении определенного вида работ определяют типовые отраслевые инструкции, которые устанавливают:

общие требования охраны труда;

требования охраны труда перед началом работы;

требования охраны труда перед началом работы;

требования охраны труда в аварийных ситуациях;

требования охраны труда по окончании работы.

В типовых инструкциях содержатся требования по охране труда, общие для работников всех профессий отраслей (подотраслей) экономики. Эти требования должны включаться в соответствующие разделы инструкций по охране труда для работников конкретных профессий и видов работ, разрабатываемых специалистами организаций, и должны использоваться при проведении инструктажей по охране труда. Высокая производственная дисциплина, знание и точное выполнение инструкций обеспечивают безопасность работника, сохранность машин и оборудования, способствуют улучшению условий труда.

Инструкция по охране труда организации — локальный нормативный акт, устанавливающий требования охраны труда при выполнении работ на рабочих местах, где производятся эти работы или выполняются служебные трудовые обязанности.

Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется руководителем подразделения совместно со службой охраны труда, службами главных специалистов (гл. технолога, гл. механика, гл. энергетика, гл. металлурга и др.), службой организации труда и заработной платы.

Перечень разрабатывается на основе утвержденного штатного расписания в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профес­сий рабочих и Квалификационным справочником должностей служащих, утвержденными в установленном порядке Перечень утверждается руководителем организации и рассылается во все структурные подразделения (службы) организации.

Разработка инструкций для работников осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя.

Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений организаций, согласовываются со службой (специалистом) охраны труда.

Служба охраны труда организации должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций для работников, оказывать методическую помощь разработчикам.

Подготовительная работа по разработке инструкций должна включать:

• изучение трудового процесса, выявление возможных опасных и вредных производственных факторов, возникающих при нормальном его протекании и при отклонениях от оптимального режима, а также определение мер и средств защиты от указанных факторов;

• определение соответствия требованиям безопасности применяемых оборудования, приспособлений и инструмента;

• подбор материалов по охране труда, которые могут быть использованы при разработке инструкций;

• изучение конструктивных особенностей и эффективности средств защиты, которые могут быть использованы при выполнении соответствующих работ;

• изучение информационных писем, распоряжений и приказов соответствующего центрального органа федеральной исполнительной власти по ре­зультатам аварий и несчастных случаев на предприятиях отрасли;

• проведение анализа причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессио­нальных заболеваний для данной профессии (вида работ) на предприятии;

• определение безопасных методов и приемов работ, их последовательности, а также технологических и организационных мероприятий, подлежащих включению в инструкцию;

• определение режимов труда и отдыха на основе утвержденных норм.

Требования нормативных актов по охране труда, включаемые в инструкции, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работника.

Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. К разработке временных ин­струкций предъявляются те же требования, что и при разработке постоянных инструкций для работников. Временные инструкции разрабатываются как по профессиям, так и но видам работ в срок до приемки указанных производств в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.

Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с соответствующим выборным профсоюзным органом и службой охраны труда, а в случае необходимости — с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.

Каждой инструкции должно быть присвоено наиме­нование и номер. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.

Наименования типовых инструкций могут быть, например, такими, как «Типовая инструкция по охране труда для сторожа-дворника», «Типовая инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ». Наименования инструкций для работников могут быть, например, такими, как «Инструкция по охране труда для воспитателя», «Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике».

Требования инструкций следует излагать в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа.

Инструкции для работников по профессиям и видам работ должны содержать следующие разделы:

* общие требования охраны труда;

* требования охраны труда перед началом работы;

* требования охраны труда во время работы;

* требования охраны труда в аварийных ситуациях;

* требования охраны труда по окончании работы.

При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях может быть предусмотрен раздел «Введение», отра­жающий соответствие положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке инструкции, дан перечень этих актов, а также перечень актов, потерявших силу.

В разделе «Общие требования охраны труда » рекомендуется отражать:

* указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;

* требования по выполнению режимов труда и отдыха;

* перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы;

* перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами;

* порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;

* правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

В раздел «Требования охраны труда перед началом работы» рекомендуется включать:

* порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;

* порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;

* порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);

* порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

В разделе «Требования охраны труда во время работы» рекомендуется предусматривать:

* способы и приемы безопасного выполнения работ, правила использования технологического оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструмента;

* требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

* указания по безопасному содержанию рабочего места;

* действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

* требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

В разделе «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» рекомендуется излагать:

* перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;

* действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;

* действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.

В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» рекомендуется отражать:

* порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;

* порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности;

* требования соблюдения личной гигиены;

* порядок извещения руководителя о всех недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. Требования упомянутых нормативных актов должны быть учтены разработчиками инструкций для работников. При необходимости требования этих актов следует воспроизводить в инструкциях для работников в изложении.

Оставьте комментарий