Нормирование по 44 ФЗ

Энциклопедия решений. Нормирование закупок по Закону N 44-ФЗ

Нормирование закупок по Закону N 44-ФЗ

Под нормированием в сфере закупок (далее — нормирование закупок) в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ понимается установление:

— требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг), то есть определение того, какие товары (работы, услуги) могут закупаться, и (или)

— нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ), то есть определение того, сколько средств заказчики могут потратить на закупку для обеспечения их нужд.

Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам для целей нормирования в сфере закупок понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Закон не устанавливает критериев определения случаев, когда могут или должны устанавливаться требования к товарам (работам, услугам), а когда — нормативные затраты. Соответственно, это относится на усмотрение государственных органов, уполномоченных на установление требований по нормированию закупок.

Общие правила нормирования закупок в соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ устанавливает Правительство РФ. К таким общим правилам согласно этой норме относятся, в том числе:

1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения. В настоящее время такие общие требования утверждены постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476;

2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). В настоящее время утверждены:

Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (утверждены постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926);

Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047).

Правила нормирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (далее — правила нормирования) на основании ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ устанавливают в соответствии с вышеназванными общими правилами нормирования само Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации, в том числе:

— требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). На федеральном уровне в настоящее время постановлением Правительства РФ от 19.05.2015 N 479 утверждены Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

— правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). На федеральном уровне в настоящее время утверждены:

Правила определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (утверждены постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927);

Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (утверждены постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084).

Наконец, на основании вышеназванных правил нормирования согласно ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений. Разъяснения некоторых вопросов, связанных с разработкой вышеназванных требований и нормативных затрат, дается в письмах Минфина России от 10.12.2014 N 02-02-08/63692, от 26.01.2015 N 02-02-06/2212, от 25.02.2015 N 02-02-06/9388.

В настоящее время различными органами принят целый ряд нормативных правовых актов, устанавливающих вышеназванные нормативные затраты.

Правила нормирования, утвержденные в соответствии с ними требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты подлежат размещению в единой информационной системе (ч. 6 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

В случае, если в рамках нормирования закупок установлены предельные цены товаров, работ, услуг, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которого является приобретение таких товаров, работ, услуг, определяется с применением в обязательном порядке нормативного метода (ч.ч. 1, 6, 7 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), который рассмотрен в отдельном материале.

Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)

Распоряжение Комитета государственному заказу Санкт-Петербурга от 03.04.2019 № 54-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета государственному заказу Санкт-Петербурга от 31.05.2018 № 100-р «Об утверждении значений потребительских свойств (в том числе характеристик качества) и иных характеристик (в том числе предельных цен) отдельных видом товаров, работ услуг»

Распоряжение Комитета государственному заказу Санкт-Петербурга от 26.11.2018 № 222-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета государственному заказу Санкт-Петербурга от 31.05.2018 № 100-р «Об утверждении значений потребительских свойств (в том числе характеристик качества) и иных характеристик (в том числе предельных цен) отдельных видом товаров, работ услуг»

Распоряжение Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 31.05.2018 № 100-р «Об утверждении значений потребительских свойств (в том числе характеристик качества) и иных характеристик (в том числе предельных цен) отдельных видом товаров, работ услуг»

Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)

Письмо Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 16.05.2018 № 01-04-1123/18-0-1

Общие правила нормирования в сфере закупок

Порядок установлен на федеральном уровне. Это регламент, на основании которого заказчики утверждают требования к количеству и максимальной цене товаров, их свойствам. Их прописывают, чтобы не допустить избыточных трат.

Правила действуют для госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных учреждений, бюджетных учреждений. Процедура нормирования состоит из нескольких этапов. На первой формируют общие правила на федеральном уровне. Далее разрабатывают обязательные перечни ТРУ. Последний этап — установление требований к ТРУ.

О разработке и принятии НПА о нормировании говорится в постановлении Правительства РФ от 18.05.2015 № 476. Иначе говоря, на федеральном уровне диктуют общие правила, а на местах на их основе устанавливают свои. Какие нормативные акты применять при нормировании, смотрите в справочной таблице

Нормативные затраты регулирует постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047. Опираясь на него, регионы и муниципалитеты определяют требования, по которым рассчитывают нормативные затраты соответственно для нужд региона и муниципалитета.

По данным Минфина, только 50% разработанных на местах актов о нормировании соответствует закону. Среди самых популярных нарушений — внесение в документ формул без конкретных нормативов цены, классификация нормативных затрат по правилам, не отвечающим федеральным, указание нормативных затрат на расходы, которые не связаны с закупками.

Новые правила нормирования по 44-ФЗ: что учесть в 2019 году
Исправьте ваши акты по нормированию, они устарели. На примере Россельхознадзора расскажем, какую новую комиссию придется создать, как узаконить ее работу. А в таблице смотрите разницу между новыми и старыми правилами работы.
Из статьи вы узнаете:
☆ Что поменялось в правилах нормирования. Сравнительная таблица;
☆ Зачем нужна новая комиссия и кого в нее включить;
☆ Как узаконить работу комиссии по рассмотрению предложений;
☆ Шаблоны докуметов для комиссии заказчика.

Смотреть новые правила

Цель нормирования в сфере закупок по 44-ФЗ

Можно выделить две главные цели. Во-первых, так власти следят за тем, чтобы заказчики не закупали предметы роскоши и ТРУ с избыточными характеристиками. Во-вторых, регулирование предельных цен ТРУ.

Практика

Если заказчик приобретает ТРУ за собственные деньги, правила нормирования на такую закупку не распространяются. Это подтверждает решение Краснодарского УФАС России по делу № ВП-57/2017 от 26.09.2017. Прокуратура края обратилась в УФАС с просьбой проверить обоснованность закупки дорогих автомобилей. Местный заказчик закупил 2 автомобиля стоимостью 1 998 000,00 руб. каждый.

Представители заказчика пояснили, что финансирование данных закупок осуществлялось за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности в соответствии с Уставом. Акты, предусмотренные ст.19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), при размещении указанных закупок отсутствовали.

В антимонопольном ведомстве отметили, что согласно извещениям и документации источником финансирования закупок являются собственные средства. Нормативные акты, регламентирующие требования к закупаемым государственными унитарными предприятиями товарам, в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ отсутствуют. В итоге доводы прокуратуры признали необоснованными.

Следующий пример из административной практики показывает, как использовать в закупках требования нормирования. Рассмотрим решение Амурского УФАС России по делу № ЖМ-28/2016 от 27.05.2016. Заказчик закупал автомобиль. Предельные характеристики автомобилей установлены постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926. Также было принято местное постановление администрации города Шимановска от 25.12.2015 № 2185.

В НПА говорилось, что легковые машины, приобретаемые для категории «руководители» по мощности не могут превышать более 200 лошадиных сил и по цене не более 2 млн руб., а для категории «специалисты и обеспечивающие специалисты» по мощности не могут превышать более 150 лошадиных сил и по цене не более 1,5 млн руб.

Однако в аукционной документации заказчик установил следующие характеристики автомобиля:

  • тип двигателя — бензиновый;
  • объем двигателя, куб. см — от 2360 до 3000 куб. см;
  • максимальная мощность, л.с. — не менее 200 и не более 230 л.с.;
  • компоновка двигателя (количество цилиндров, расположение цилиндров) — не более 6-цилиндров, V-образное расположение цилиндров;
  • максимальная цена автомобиля — 2 млн руб.

Причем в документации не было сведений о том, для какой категории муниципальных служащих приобретается транспортное средство. Как видно, превышен показатель по характеристике мощности. УФАС выдало заказчику предписание. Вероятно, заказчик неверно истолковал правила нормирования, ведь они содержат не примерные, а именно максимальные характеристики товаров, выходить за пределы которых запрещено.

>Разбираемся с нормированием в сфере госзакупок

В чем заключаются правила нормирования

Это требования к закупаемой продукции, а также к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (ч. 1 ст. 19 44-ФЗ). Такими требованиями могут являться качественные, количественные, потребительские свойства, а также предельная цена на товары, работы или услуги (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ). Главный критерий, который должен соблюдаться при разработке таких правил — вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Это способствует:

  • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования закупок и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
  • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего госзакупщики не могут заказать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.

Регламент устанавливают нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от 18.05.2015 № 476.
  2. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.
  3. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015.

Размещать правила нормирования могут структуры:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • территориальные подразделения;
  • органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
  • бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.

В чем заключается суть нормирования

В рамках нормирования устанавливаются:

  • требования к закупаемым товарам, работам, услугам, к их количеству, свойствам, предельной цене. Заказчики при планировании и описании предмета закупки должны соблюдать указанные требования;
  • нормативные затраты на обеспечение функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.

Основная цель нормирования — ограничить лишние затраты заказчиков в ходе закупок товаров, работ, услуг, в том числе не допустить закупку таких излишеств, как предметы роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Прямого запрета на закупку предметов роскоши, как и определения понятия предметов роскоши в Законе N 44-ФЗ нет. Предлагаем считать таковыми дорогостоящие товары, обладающие избыточными потребительскими свойствами, которые не нужны для обеспечения государственных нужд в каждом конкретном случае. Через механизм нормирования органы власти с учетом отраслевой и территориальной специфики устанавливают те критерии, по которым подведомственные заказчики определяют, являются ли характеристики закупаемых ими товаров, работ, услуг избыточными и можно ли их приобретать.

Как организована система нормирования

Систему нормирования можно условно представить следующим образом:

Первый уровень. Правительством РФ разработаны общие правила того, как нормировать закупки, обязательные для применения всеми субъектами нормирования. Эти правила утверждены в трех документах:

  • Общий порядок издания документов в сфере нормирования (Постановление от 18.05.2015 N 476);
  • Общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (Постановление от 02.09.2015 N 926);
  • Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение госорганов (Постановление от 13.10.2014 N 1047).

С учетом этих документов формируются все правила в системе нормирования (ч. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Второй уровень предусматривает правила разработки правовых актов о нормировании, правила формирования требований к продукции в виде ведомственных перечней и правила определения нормативных затрат. Данные правила предназначены для органов власти каждого уровня — федеральных, субъектовых и муниципальных. Их разрабатывают соответственно для своих органов власти Правительство РФ, правительства субъектов и местные администрации с учетом актов первого уровня (ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Третий уровень — отраслевой, именно на этом уровне устанавливаются нормы и требования к товарам, нормативные затраты, которые заказчики должны соблюдать при закупках. Их утверждают для своих подведомственных заказчиков государственные, муниципальные органы и ГРБС из числа учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, перечисленные в ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, с учетом актов принятых на первых двух уровнях нормирования.

Какие установлены правила нормирования в сфере закупок

Правила того, как нормировать закупки, установлены Правительством РФ, правительствами субъектов и местными администрациями для применения органами власти своего уровня. Все эти правила установлены с учетом общих требований, установленных Правительством РФ.

Для федеральных органов и некоторых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ч. 4.1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, действуют следующие основные правила нормирования:

  • требования к товарам, в том числе предельные цены, утверждаются в виде ведомственных перечней по утвержденной форме. При формировании этих перечней необходимо ориентироваться на утвержденный Правительством Обязательный перечень. Можно утвердить характеристики, отличные от Обязательного перечня, но тогда в ведомственный перечень необходимо включить обоснование таких характеристик (п. 6 Правил определения требований N 927);
  • нормативные затраты определяются по утвержденной Методике. Данная Методика содержит формулы расчета по различным видам затрат, например на услуги связи, содержание имущества, транспортные услуги. По тем видам затрат, которые отсутствуют в Методике, органы устанавливают правила расчета самостоятельно (п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1084);
  • проекты актов, утверждающих требования, и нормативы затрат размещаются в ЕИС для обсуждения общественниками. Срок такого обсуждения не может быть меньше пять рабочих дней со дня размещения (п. п. 5, 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 479);
  • утвержденные нормативные затраты и ведомственные перечни размещаются в ЕИС в течение семи рабочих дней. Неразмещение может повлечь наложение штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, п. 16 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 479, ч. 6 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

На уровне субъекта правила нормирования определяются правительством субъекта, например в Московской области правила установлены Постановлением Правительства МО от 29.12.2015 N 1411/49.

Для муниципальных заказчиков такие правила утверждают местные администрации (см., например, Постановление администрации городского округа Электросталь МО от 08.09.2017 N 632/9).

Как заказчикам использовать документы нормирования

Чтобы найти документы нормирования, которые для вас утверждены, обратитесь в своему ГРБС (учредителю) или воспользуйтесь поиском в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru в меню «Правила нормирования в сфере закупок» раздела «Планирование». Там вы найдете утвержденные ведомственные перечни и нормативные затраты.

На этапе планирования и при описании объекта закупки учитывайте характеристики и предельные цены товара, работы, услуги, установленные ведомственными перечнями и нормами затрат. Указывайте реквизиты документа нормирования в плане закупки, для этого предусмотрена отдельная графа.

За несоблюдение требований, установленных в документах нормирования, предусмотрен административный штраф в размере до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение Министерства энергетики Российской Федерации о применении положений Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 N 927 (далее — Правила N 927), в части утверждения ведомственного перечня, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 927 федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации утверждают определенные в соответствии с указанными Правилами требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг, включающие перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее — ведомственный перечень).
Ведомственный перечень составляется по форме согласно приложению N 1 к Правилам N 927 на основании обязательного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), предусмотренного приложением N 2 к Правилам N 927 (далее — обязательный перечень).
В отношении отдельных видов товаров, работ, услуг, включенных в обязательный перечень, в ведомственном перечне определяются их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены указанных товаров, работ, услуг), если указанные свойства и характеристики не определены в обязательном перечне.
Федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в ведомственном перечне определяют значения характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), включенных в обязательный перечень, в случае, если в обязательном перечне не определены значения таких характеристик (свойств) (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).
Учитывая вышеизложенное, ведомственный перечень составляется по форме, согласно приложению N 1 к Правилам N 927 и должен включать в себя перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, предусмотренных обязательным перечнем.
Таким образом, утверждение ведомственного и обязательного перечня отдельными приложениями не предусмотрено действующим законодательством в сфере контрактной системы.

Оставьте комментарий