О государственных служащих

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О системе государственной службы Российской Федерации Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4437; Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3123; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 419-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 31; Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7337; Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2326; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388; Федерального закона от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3091) Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная служба Российской Федерации 1. Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы); субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации). 2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется. Статья 2. Система государственной службы 1. Система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. (Пункт 1 в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388) 2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. 3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388). 4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации. Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы 1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы); законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. 2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности. Статья 4. Федеральная государственная служба Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Статья 5. Государственная гражданская служба 1. Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. 2. Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. 3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации. Статья 6. Военная служба Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (в ред. Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3123). Статья 7. (Утратила силу на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388) Статья 8. Должности государственной службы 1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. 2. Должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности федеральной государственной службы иных видов (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388). 3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. 4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. (Абзац второй утратил силу на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388) (Абзац третий утратил силу на основании Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 419-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 31) 5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 6. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде. Статья 9. Реестры должностей государственной службы 1. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют: перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни типовых должностей федеральной государственной службы (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388). 2. Перечни, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются Президентом Российской Федерации. 3. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. 4. (Пункт 4 утратил силу на основании Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 419-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 31) Статья 10. Государственные служащие 1. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. 2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. 3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации. 4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Статья 11. Формирование кадрового состава государственной службы 1. Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается: созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов; развитием профессиональных качеств государственных служащих; оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена; созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих; использованием современных кадровых технологий; применением образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477); ротацией государственных служащих (абзац введен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7337). 2. Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы. 3. Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 4. Дополнительное профессиональное образование государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477). 5. Федеральными законами о видах государственной службы могут быть установлены особенности ротации государственных служащих, учитывающие специфику прохождения государственной службы соответствующего вида (пункт 5 введен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7337). Статья 12. Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение 1. На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. 2. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы. 3. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и на определенный срок государственной службы после его окончания (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477). 4. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида. 5. Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 6. Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. Статья 13. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания 1. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины. 2. Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются: последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом

На вопрос отвечает: Заместитель руководителя Администрации Губернатора края — начальник управления кадров и государственной службы Губернатора края Леонид Викторович Кирсанов

Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

В стаж (общую продолжительность) государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу включаются периоды работы (службы) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 1532).
В соответствии с пп. «г» п. 18 перечня периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1532, периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г., в том числе в министерствах и ведомствах СССР….и их органах управления на территории СССР, включаются (засчитываются) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии с Общим положением о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденным приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 8 января 1971 года № 6, данные предприятия являлись первичным органом управления гослесфондом в границах территории предприятия.

В качестве одной из основных задач лесхозов, лесокомбинатов и леспромхозов являлась организация и регулирование всех видов пользования лесом, охрана лесов и осуществление государственного надзора за рациональным использованием лесных ресурсов, т.е. лесхозами, лесокомбинатами и леспромхозами выполнялись отдельные функции государственного управления. Данный приказ утратил силу 10.09.1993 в связи с изданием приказа Рослесхоза «Об утверждении Общего положения о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства» (№ 238).

По мнению управления кадров и государственной службы Губернатора Красноярского края период работы в должности рабочего по распиловке дров лесхоза не может быть включен в стаж государственной гражданской службы, поскольку распиловка дров не относится к полномочиям, способствующим осуществлению функции государственного управления.

В соответствии с Общим положением о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства, утвержденным приказом Рослесхоза от 10.09.1993 № 238, лесхозы являлись местными подразделениями системы специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации. Лесхозы обеспечивали выполнение лесохозяйственных мероприятий по лесопользованию, воспроизводству, охране и защите лесов, защитному лесоразведению. Указания лесхозов в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов были обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, в том числе иностранными, независимо от их формы собственности, и физическими лицами (пункты 1.6, 1.7 Общего положения о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства).

Непосредственное руководство лесхозом осуществлял директор, являющийся по должности одновременно старшим государственным инспектором по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в зоне действия лесхоза.

Данный приказ утратил силу 13.11.1998 в связи с вступлением в силу приказа Федеральной службы лесного хозяйства России «Об утверждении Положения (общего) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России» (№ 188).

Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.1998 № 188 было утверждено Положение (общее) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России (далее — Положение). Пунктом 1 Положения было предусмотрено, что лесхоз, лесхоз-техникум, опытный и другие специализированные лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства России (далее – лесхоз) являлись территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством (Федеральной службы лесного хозяйства России).

Таким образом, лесхозы, федеральные бюджетные учреждения лесного хозяйства являлись территориальными органами Федеральной службы лесного хозяйства России.

Однако 03.09.1997 Указом Президента Российской Федерации № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 981) были утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы. Перечнем государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти (приложение № 9 к Указу Президента Российской Федерации № 981), в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации предусмотрены должности в территориальном органе.

На основании вышеизложенного и в соответствии с нормами действующего законодательства в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения должностей в лесхозе с 21.07.1992 по 08.09.1997 (до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации № 981) и с 11.05.2004 по 10.09.2004 в федеральном бюджетном учреждении.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017—2021 годах, в Концепции административной реформы и «Дорожной карте» по реализации её положений предусмотрены меры по реформированию системы государственного управления и, в частности, системы государственной службы, коренному совершенствованию её организационно-правовой основы.

К сожалению, представленный в мае на общественное обсуждение законопроект «О государственной гражданской службе» концептуально неоднороден, имеет внутренние противоречия и спорные, непоследовательные положения. Очевидно, что он механически слеплен из фрагментов разных зарубежных образцов без учёта существенных системных различий между карьерной и должностной моделями государственной службы. Это две базовые модели государственной службы, существующие в мировой практике, сочетать которые берутся сегодня многие реформаторы, но редко достигают в этом успеха. Гораздо чаще получается банальная химера, которую мы наблюдаем и в данном случае.

К наиболее явным недостаткам законопроекта относятся следующие:

  1. Слишком узкий предмет. Сводя предмет регулирования к гражданской службе по российскому варианту, разработчики не учли, что в Узбекистане, в отличие от Российской Федерации, нет фундаментального закона о системе государственной службы. А без такого закона многие базовые вопросы системы государственной службы повисают в воздухе;
  2. Законопроект не обеспечивает единую систему карьеры государственных служащих эффективным организационно-правовым механизмом в масштабах государства. Оставляя ключевые вопросы кадровой политики в руках ведомственного руководства, он обессмысливает саму идею карьерной государственной службы. Как же тогда могут быть решены задачи административной реформы, связанные с государственной службой?
  3. По этой причине законопроект не может выполнить провозглашённые в статье 1 задачи. Подход разработчиков, напротив, консервирует все системные пороки отечественной государственной службы, обусловленные действующей должностной моделью: ведомственная разобщённость, засилие неформальных патрон-клиентских отношений, отсутствие гарантий отбора и продвижения на основе достоинств и заслуг, отсутствие правовой стабильности и определённости на государственной службе, высокая коррупциогенность;
  4. Законопроект не предлагает механизма перевода государственной службы на карьерные начала. Вместо этого он фактически консервирует должностную модель государственной службы, привязывая квалификационный ранг к занимаемой должности. Таким образом, исключается сама возможность кардинального обновления кадров на основе современных компетенций, особенно управленческих кадров среднего звена. На этом фоне странно и нелепо выглядят нормы о службе в Национальном кадровом резерве, которые разработчики попросту «выдернули» из контекста карьерной модели, да и сама система карьеры в целом. Очевидно, разработчики вообще не понимают разницы между карьерной и должностной моделями;
  5. Экономическая неэффективность. Предлагая сплошной охват действующих кадров государственной службы квалификационными рангами и предусматривая щедрые доплаты за них без механизма тщательной селекции кадров (отбора и отсева) на основе современной матрицы компетенций, поэтапной замены действующих кадров новыми профессиональными карьерными государственными служащими, разработчики фактически ведут реформу к пустому распылению государственных средств. Даже самый простой анализ выгод и издержек покажет крайнюю нерациональность предлагаемых разработчиками институциональных решений.

Перечисленные недостатки — лишь самые заметные и явные. Подробный анализ мог бы выявить больше ошибок и недочётов в представленном законопроекте.

Ещё в 2018—2019 годах рабочей межведомственной группой Министерства юстиции совместно со специалистами Министерства занятости и трудовых отношений и Академии государственного управления при президенте был подготовлен качественный проект закона «О государственной службе», который был одобрен экспертным сообществом, в том числе и международными экспертами (в частности, из ПРООН, Великобритании, Германии, Франции, Сингапура, Южной Кореи, России, Китая, Казахстана и других международных, ведущих западных экспертных центров, а также, на международных и национальных научно-практических конференциях и семинарах), успешно прошел широкое общественное обсуждение и даже межведомственное согласование. В сравнении с проектом Минюста 2018−2019 годов, в котором была предложена оригинальная концепция поэтапного перехода государственной службы на карьерные рельсы, обсуждаемый законопроект о гражданской службе выглядит проблемным.

Полагаем, что в свете задач административной реформы наилучшим решением будет коренным образом переработать обсуждаемый проект закона «О государственной гражданской службе» с учётом последних изменений в системе государственного управления, в сфере государственной службы, исходя из положений указа президента «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» от 3 октября 2019 года №УП-5843, запустившего системную реформу государственной службы, которая давно назрела и к которой мы долго готовились.

Безусловно, указ определил концептуальное русло реформы, заложил организационно-правовые основы будущей системы государственной службы. В основных чертах намечены контуры новой системы, которую теперь предстоит прорисовать в деталях и воплотить в жизнь. Обратим внимание на следующие существенные черты новой системы государственной службы, которую предстоит создать:

  • Новая система предполагает коренное структурное деление государственной службы на государственную гражданскую службу и специальные службы (военная служба и служба в правоохранительных органах). При этом единое законодательное регулирование должно охватить пока только государственную гражданскую службу. Соответственно, новый институт государственной службы будет формироваться в рамках гражданской службы.
  • Новая система должна быть основана на принципе меритократии, т. е. отбора и продвижения по службе на основе достоинств и заслуг.
  • Указ прямо предусматривает внедрение «карьерной модели» государственной гражданской службы.
  • Создана новая сфера государственного управления — управление делами государственной службы, для чего образовано новое государственное ведомство — Агентство по развитию государственной службы при президенте (АРГОС) и создана исполнительная вертикаль государственной кадровой политики.
  • Учреждается новый институт — Национальный кадровый резерв.
  • Поставлены задачи внедрения инновационных методов управления персоналом и развития человеческих ресурсов государственной службы, в том числе методик оценки эффективности деятельности государственных служащих на основе ключевых индикаторов (KPI).

Отмечая в целом прогрессивный характер указанных инноваций, важно заострить внимание на следующих существенных вопросах:

  • концептуальной целостности реформы, исключающей внутренние противоречия или пробелы в новой системе, которую предстоит выстроить;
  • системных проблемах и рисках, которые могут возникнуть в ходе реформы и которые следует продумать заранее;
  • вызовах переходного периода, которые сопряжены с внедрением новой модели и других инноваций.

Во-первых, следует поставить вопрос о необходимости единой законодательной базы государственной службы, не ограниченной рамками гражданской службы. Ведь система, принципы и основные институты государственной службы должны быть едиными, независимо от отраслевой специфики. Например, принципы равного доступа и меритократии должны быть обеспечены во всех видах государственной службы. Административные процедуры государственной службы и судебная защита прав государственных служащих должны быть по возможности унифицированы. И раз уж на повестке дня принятие основополагающего закона, почему бы не включить в его предмет всю государственную службу? Заметим, что в РФ, где принят закон «О государственной гражданской службе РФ», есть ещё закон «О системе государственной службы РФ», который посвящён системным вопросам данного института. Полагаем, что в нашей стране все эти вопросы могут быть решены в одном законе «О государственной службе».

Во-вторых, карьерная модель, внедрение которой предусмотрено указом президента, принципиально отличается от действующей в Узбекистане должностной модели. В частности, она предполагает наличие самостоятельного правового статуса государственного служащего, не связанного напрямую с занимаемой им государственной должностью. Т. е. в карьерной модели статус государственного служащего первичен, а его должностной статус вторичен. Следовательно, государственная служба не сводима к деятельности на определённой должности, но понимается гораздо шире и может осуществляться, например, и в резерве.

Квалификационные ранги определяются компетенциями, а не занимаемой должностью. Т. е. они присваиваются не в соответствии с занимаемой должностью, а, наоборот, являются условием для занятия должности определённой категории. Таким образом, в системе карьеры важно овладевать определёнными компетенциями.

В должностной модели всё наоборот. Занятие должности является отправной точкой для квалификационного ранжирования государственных служащих. Значит, главное — занять должность, а не освоить определенные компетенции. С учётом задач административной реформы нам необходима карьерная государственная служба, но её важно правильно интегрировать в действующую должностную модель, чтобы не допустить подмены или профанации карьерной государственной службы. Надо сказать, что и в РФ, и в Казахстане предпринимались попытки внедрить элементы карьерной модели, но из-за исторической зашоренности в должностной модели и недопонимания принципиальных различий этих систем полноценную карьерную государственную службу этим странам создать пока не удаётся.

В-третьих, исходя из выбранной концептуальной модели, выстраивается механизм поступления на государственную службу. Если мы строим карьерную государственную службу, то приём кандидатов должен осуществляться централизованно, причём не на должность в каком-то государственном органе, а на государственную службу как таковую — например, в Национальный кадровый резерв. Т. е. уже с момента зачисления в резерв гражданин получает статус карьерного государственного служащего, а не с момента назначения на должность, как принято в должностной модели. Соответственно, государственная служба не прекращается при увольнении с должности, но продолжается в резерве до момента очередного назначения на должность либо исключения из резерва. Такова логика карьерной службы. Она служит целенаправленному взращиванию кадров — в отличие от должностной модели, которая ограничивается их подбором и расстановкой.

Если же мы не предусмотрим в законе прохождения государственной службы в резерве, то никакой карьерной системы у нас не получится. Относительно механизма поступления на государственную службу, заметим, что справедливость отбора кадров обеспечивается не только и не столько открытым конкурсом, сколько грамотно выстроенным квалификационным экзаменом и надлежащей административной процедурой.

В-четвёртых, система карьеры не сводится к движению вверх по должностям. Повышение в должности лишь следствие профессионального роста. Карьера подразумевает, прежде всего, поступательный рост компетенций, которыми овладевает государственный служащий как во время действительной государственной службы на должности, так и во время прохождения переподготовки в кадровом резерве. Если же главным в карьере считать движение по должностной лестнице, то нам не удастся уйти от недостатков действующей системы, в которой компетентность в продвижении по службе, увы, не главное.

В-пятых, как свидетельствует передовой опыт зарубежных стран, политический класс государственной службы должен быть институционально обособлен от административного класса, или класса чиновников. Это требует продуманного дифференцированного организационно-правового механизма государственной службы.

В то время как политические назначенцы подбираются исходя из политических предпочтений и лояльности, чиновники должны быть политически нейтральными и работать стабильно при любом политическом курсе, для чего им предоставляются надежные гарантии социальной и правовой защищённости. При этом важно обеспечить слаженное взаимодействие политического и административного персонала в практике государственного управления.

В связи с этим необходимо чётко разделять статус гражданских и политических служащих. К сожалению, отдельные суждения о различии статуса гражданских и политических служащих, высказываемые при обсуждении проекта закона, являются ошибочными и не выдерживают критики. Категории госслужащих могут быть выделены по различным основаниям. Гражданскую службу можно отличать от правоохранительной, военной и дипломатической службы. В то же время все государственные служащие могут быть разделены на классы политических служащих и профессиональных чиновников, что имеет под собой научную основу и соответствует общепринятой в мире классификации. Но различать гражданских и политических служащих — это очевидная логическая ошибка: это всё равно, что различать, к примеру, научную и иностранную литературу.

Утверждения о том, что судьи и депутаты в мировой практике относятся к политическим, а не гражданским служащим, являются, на наш взгляд, ошибочными. Как свидетельствует мировой опыт развития института государственной службы, судьи и депутаты вообще не должны рассматриваться как государственные служащие, поскольку их правовой статус имеет существенные особенности конституционно-правового характера, и потому их подведение под режим института государственной службы не имеет смысла.

Тем более нельзя называть судей политическими служащими, потому что это ставит под сомнение саму возможность беспристрастного осуществления правосудия: как может беспристрастно вершить правосудие политический назначенец? Политическая нейтральность всегда была неотъемлемой чертой судебной системы.

Указанное ошибочное мнение могло быть навеяно российским опытом, поскольку в российском законодательстве вопрос статуса судей решён неоднозначно, но даже в российском научном дискурсе по вопросу статуса судей никто не додумался назвать судей политическими служащими.

Что касается депутатов, их деятельность носит представительный характер. В отличие от государственных служащих отбор в депутаты производится не по профессиональному критерию, а по предпочтениям, по выбору избирателей, что принципиально отличает их от государственных служащих.

В-шестых, критически важно искоренить неформальный ведомственный патронат на государственной службе, для чего вводится централизованное управление кадрами государственной службы. Однако при этом нельзя допустить потери управляемости на уровне ведомств. Чрезмерная централизация управления кадрами без надлежащей перестройки управленческих институтов и механизмов может вызвать паралич ведомственных систем управления! Значит, такую реформу следует тщательно проектировать, учитывая все системные взаимосвязи.

В этой связи следует напомнить о важности регламентации процедур государственной службы, в том числе и административных процедур, а также рассмотреть возможность внедрения в ведомственные системы новых структурных элементов, таких как, например, должность государственного секретаря (или генерального директора), которая по сути играет роль передаточного звена от политического главы ведомства — министра — и его команды к административному персоналу ведомства. В условиях кардинальной централизации управления кадрами государственной службы без этого звена трудно обеспечить хорошую управляемость на уровне ведомств.

В-седьмых, переподготовка кадров государственной службы должна осуществляться на основе матрицы компетенций, которая должна быть разработана в соответствии с современными требованиями качественного государственного управления. И здесь краткосрочных курсов повышения квалификации явно недостаточно. Необходима целенаправленная систематическая работа Национального кадрового резерва в этом направлении. Важно понимать, что в карьерной системе кадровый резерв — это основной механизм кадровой политики, а вовсе не список кандидатов на должности, как принято понимать в должностной системе.

Наконец, необходимо задуматься о механизме перехода государственной службы на «новые рельсы». Каким образом в переходный период будет обеспечено сосуществование карьерной и должностной моделей? Ведь такое сосуществование может продлиться достаточно долго (по разным оценкам, 10−15 лет). Как избежать при этом контрпродуктивной конкуренции между карьерными и должностными государственными служащими? И в то же время, как не допустить стихийного проникновения «отживших» кадров и пороков действующей системы в новую систему карьеры, что грозит обессмыслить всю реформу?

Таковы, на наш взгляд, вопросы, которые требуют проработки во исполнение указа президента «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан». От этого будет зависеть успех реформы системы государственной службы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Доктор юридических наук, профессор Университета мировой экономики и дипломатии Иса Хамедов является руководителем Центра международно-правовых исследований и сравнительного публичного права УМЭД.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории и пять групп.

К категориям должностей относятся следующие:

— Руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

— Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

— Специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

— Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие должности; главные должности; ведущие должности; старшие должности; младшие должности.

Ниже приведено соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы.

Руководители

Помощники (советники)

Специалисты

Обеспечивающие специалисты

Высшая

группа

Главная

группа

Ведущая группа

Старшая группа

Младшая группа

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

К числу квалификационных требований относятся: требования к уровню профессионального образования, требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — требования к специальности, направлению подготовки.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей гражданской службы:

1) для замещения должностей гражданской службы высшей группы требуется не менее четырех лет стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

2) для замещения должностей гражданской службы главной группы требуется не менее двух лет стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

3) для замещения должностей гражданской службы ведущей, старшей и младшей групп требований к стажу не предъявляются.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей гражданской службы — не менее одного года стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом.

Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Ленинградской области, и о внесении изменений в областной закон «О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области»

(с изменениями на 20 июля 2020 года)

(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
21 декабря 2016 года)

Статья 1. Предмет регулирования и правовая основа настоящего областного закона

1. Настоящий областной закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 166-ФЗ), от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон N 400-ФЗ), от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее также — Федеральный закон N 143-ФЗ) и областным законом от 25 февраля 2005 года N 11-оз «О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области» определяет условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Ленинградской области.

2. Настоящий областной закон не регулирует вопросы предоставления права на пенсию за выслугу лет:
лицам, замещавшим до 1 марта 2005 года государственные должности государственной службы Ленинградской области (в соответствии с областным законом от 10 февраля 1997 года N 5-оз «О государственной службе Ленинградской области»);
лицам, на которых распространяется действие части 3 статьи 7 Федерального закона N 143-ФЗ.

3. Пенсионное обеспечение лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с областным законом от 5 июля 2010 года N 34-оз «О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области» (далее также — областной закон N 34-оз).

Статья 2. Основные понятия, используемые в целях настоящего областного закона

В целях настоящего областного закона используются следующие основные понятия:
государственные органы Ленинградской области — органы государственной власти Ленинградской области, иные государственные органы Ленинградской области, предусмотренные Уставом Ленинградской области;
гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Ленинградской области по обеспечению исполнения полномочий Ленинградской области, государственных органов Ленинградской области и лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области;
должности гражданской службы — должности государственной гражданской службы Ленинградской области, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Ленинградской области, утвержденным областным законом от 25 февраля 2005 года N 12-оз «О Перечне государственных должностей Ленинградской области, денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, Реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области и денежном содержании государственных гражданских служащих Ленинградской области»;
государственные должности — государственные должности Ленинградской области, предусмотренные Перечнем государственных должностей Ленинградской области, утвержденным областным законом от 25 февраля 2005 года N 12-оз «О Перечне государственных должностей Ленинградской области, денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, Реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области и денежном содержании государственных гражданских служащих Ленинградской области»;
пенсия за выслугу лет — ежемесячная денежная выплата, условия предоставления права на которую определены настоящим областным законом, лицам, замещавшим должности гражданской службы, в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением гражданской службы;
страховая пенсия — пенсия по старости (инвалидности), назначенная в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ, либо пенсия, досрочно назначенная в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»;
среднемесячный заработок — состав денежного содержания, который учитывается для исчисления размера пенсии за выслугу лет лица, обратившегося за установлением этой пенсии, выраженный в денежных единицах Российской Федерации.

Статья 3. Условия назначения пенсии за выслугу лет

1. Лица, замещавшие должности гражданской службы, имеют право на пенсию за выслугу лет при одновременном соблюдении следующих условий:

1) наличие стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону N 166-ФЗ,
в том числе наличие стажа гражданской службы в государственных органах Ленинградской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области не менее 10 лет, из которых стаж гражданской службы в государственных органах Ленинградской области должен составлять не менее 5 лет, непосредственно на день увольнения с гражданской службы;

2) замещение должностей гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с гражданской службы.

2. Пенсия за выслугу лет назначается к страховой пенсии.

3. Пенсия за выслугу лет не назначается:

1) лицам, уволенным с гражданской службы по основаниям, связанным с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) ненадлежащим исполнением (неисполнением) должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы;

2) лицам, имеющим право на ее назначение в соответствии с настоящим областным законом:
если им назначена иная пенсия за выслугу лет или доплата к пенсии либо назначено ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Ленинградской области, иного субъекта Российской Федерации или в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, либо им установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иного (за исключением Ленинградской области) субъекта Российской Федерации;
в случае замещения государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, а также должности государственной гражданской службы Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет (доплаты к пенсии) в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих (лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации).

Статья 4. Порядок назначения пенсии за выслугу лет

1. Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет устанавливается постановлением Губернатора Ленинградской области.

2. Пенсия за выслугу лет назначается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня назначения страховой пенсии и увольнения с гражданской службы.

3. Пенсия за выслугу лет назначается на основании распоряжения Губернатора Ленинградской области.

Статья 5. Размер пенсии за выслугу лет

1. Пенсия за выслугу лет назначается в размере 5 процентов среднемесячного заработка.

В случае если стаж государственной гражданской службы, указанный в пункте 1 части 1 статьи 3 настоящего областного закона, включает стаж гражданской службы в государственных органах Ленинградской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области 10 лет, из которых стаж гражданской службы в государственных органах Ленинградской области составляет не менее 5 лет, непосредственно на день увольнения с гражданской службы, пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка.

За каждый полный год стажа гражданской службы в государственных органах Ленинградской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области сверх установленного абзацем вторым настоящей части размер пенсии увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка, но не свыше 75 процентов среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет.
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 июля 2020 года Законом Ленинградской области от 20 июля 2020 года N 83-оз.

2. Пенсия за выслугу лет исчисляется по выбору лица, обратившегося за назначением такой пенсии, исходя из его среднемесячного заработка за 12 полных месяцев, предшествующих дню увольнения с гражданской службы либо дню достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, определенного частью 1 статьи 8 или статьями 30-32 Федерального закона N 400-ФЗ (при наличии стажа гражданской службы в государственных органах Ленинградской области, предусмотренного абзацем вторым пункта 1 части 1 статьи 3 настоящего областного закона), с учетом коэффициента увеличения (индексации) размера месячного оклада денежного содержания по должностям гражданской службы в соответствии с областным законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий финансовый год и на плановый период на день обращения за назначением пенсии за выслугу лет.

3. В состав денежного содержания, учитываемого для определения среднемесячного заработка при назначении, индексации и изменении размера пенсии за выслугу лет лицам, уволенным с должностей гражданской службы, включаются:

1) должностной оклад;

2) оклад за классный чин;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

5) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

4. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 0,9 денежного содержания, состав которого установлен частью 3 настоящей статьи.

5. Размер назначенной в соответствии с настоящим областным законом пенсии за выслугу лет увеличивается (индексируется) при увеличении (индексации) размера месячного оклада денежного содержания по должностям гражданской службы в соответствии с законодательством Ленинградской области.

6. Перерасчет размера назначенной пенсии за выслугу лет в результате индексации производит орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий выплату пенсии за выслугу лет в порядке, устанавливаемом постановлением Губернатора Ленинградской области.

Статья 6. Приостановление, возобновление и прекращение выплаты пенсии за выслугу лет

1. Выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается в случае:

1) замещения государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет (доплаты к пенсии) в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих (лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации), — на весь период замещения указанных должностей, а также работы в указанных органах на соответствующих должностях, начиная со дня, в котором наступили указанные обстоятельства;

2) окончания срока, на который установлена страховая пенсия, — со дня, в котором окончился указанный срок.

2. В случае прекращения обстоятельств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, приостановленная выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня подачи заявления гражданина о ее возобновлении в ранее установленном размере с учетом индексаций.
В случае замещения государственных должностей Ленинградской области, должностей гражданской службы Ленинградской области, муниципальных должностей в органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области и должностей муниципальной службы в Ленинградской области приостановленная выплата пенсии за выслугу лет по заявлению гражданина возобновляется в порядке, установленном для ее назначения в соответствии с настоящим областным законом (с учетом дополнительного стажа гражданской службы).

3. Выплата пенсии за выслугу лет прекращается:

1) в случае назначения пенсии за выслугу лет или доплаты к пенсии либо назначения ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Ленинградской области, иного субъекта Российской Федерации или в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, либо установления дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иного (за исключением Ленинградской области) субъекта Российской Федерации — со дня, в котором наступили указанные обстоятельства;

2) в случае смерти лица, получавшего пенсию за выслугу лет, а также в случае объявления его в установленном порядке умершим или признания безвестно отсутствующим — с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть получателя либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или решение суда о признании его безвестно отсутствующим.
В случае смерти лица, получавшего пенсию за выслугу лет, а также в случае объявления его в установленном порядке умершим или признания безвестно отсутствующим выплата пенсии за выслугу лет прекращается на основании решения органа исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющего выплату пенсии за выслугу лет.

4. Получатель пенсии за выслугу лет обязан в течение пяти рабочих дней после возникновения обстоятельств, предусмотренных частью 1 и пунктом 1 части 3 настоящей статьи, сообщить об этом органу исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющему выплату пенсии за выслугу лет.

5. Выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается, возобновляется и прекращается на основании распоряжения Губернатора Ленинградской области, за исключением случаев прекращения выплаты, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи.

Статья 7. Стаж гражданской службы

1. В стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются (засчитываются) периоды государственной (муниципальной) службы (работы) и иные периоды в порядке, установленном областным законом от 8 июня 2010 года N 26-оз «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Ленинградской области и муниципальной службы в Ленинградской области».

2. Стаж гражданской службы в государственных органах Ленинградской области исчисляется с даты вступления в силу областного закона от 27 октября 1994 года N 6-оз «Устав Ленинградской области» — 12 января 1995 года, в органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области исчисляется с даты введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации — 1 января 1995 года.

3. Периоды службы (работы), учитываемые при исчислении стажа гражданской службы, дающие право на пенсию за выслугу лет, суммируются.

Статья 8. Финансирование

1. Средства, необходимые для выплаты пенсии за выслугу лет с учетом индексации, предусматриваются в областном законе об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.

2. Перерасчет (индексацию) производит орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий выплату пенсии за выслугу лет.

3. Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсии за выслугу лет производится в порядке, установленном финансовым органом, обеспечивающим формирование и реализацию единой государственной финансовой, налоговой и бюджетной политики в Ленинградской области, составление проекта областного бюджета Ленинградской области и организацию исполнения областного бюджета Ленинградской области.

Внести в областной закон от 5 июля 2010 года N 34-оз «О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области» (с последующими изменениями) следующие изменения:

1) пункт 3 части 1 статьи 4 после слов «обусловлено выходом на пенсию» дополнить словами «либо при условии достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, определенного частью 1 статьи 8 или статьями 30-32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и наличии стажа государственной (гражданской) службы, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 2 настоящего областного закона, непосредственно на день увольнения с государственной (гражданской) службы»;

2) пункт 1 статьи 15 после слов «О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области»,» дополнить словами «на которых распространяется действие части 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан»,».

Статья 10. Вступление в силу настоящего областного закона

Настоящий областной закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко

Санкт-Петербург
29 декабря 2016 года
N 106-оз
Официальный
электронный текст
ИПС «Кодекс»

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Оставьте комментарий