О перераспределении земельных участков

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 октября 2017 года N Д23и-5855
О перераспределении земельных участков

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) по вопросу образования одного земельного участка путем перераспределения земель, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, и в части своей компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Кадастровые инженеры являются профессиональными участниками кадастровых отношений, получившими такой статус в результате сдачи квалификационного экзамена, и должны обладать достаточными знаниями для выполнения кадастровых работ даже при изменении положений законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ, функцией саморегулируемой организации кадастровых инженеров является в том числе организация информационного и методического обеспечения своих членов. Согласно части 3 статьи 30 Закона N 221-ФЗ основанием для включения сведений об ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров является наличие предусмотренных Законом N 221-ФЗ органов управления, в том числе методического органа.
В этой связи рекомендуем до подготовки письменного обращения в Минэкономразвития России по вопросам организации кадастровой деятельности, в том числе разъяснения положений нормативных актов, подлежащих применению при кадастровых работах, обращаться, прежде всего, в методический орган соответствующей саморегулируемой организации.
Вместе с тем Департамент недвижимости полагает возможным отметить следующее.
Порядок образования земельных участков путем перераспределения регулируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
То есть при перераспределении может быть образован один земельный участок в случае перераспределения земель и одного земельного участка.
Необходимо отметить, что положения пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации распространяются как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена.
При этом с учетом положений статьи 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации образование одного земельного участка путем преобразования нескольких земельных участков допускается только при объединении земельных участков.
Таким образом, Департамент недвижимости отмечает, что в силу статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается перераспределение земель и нескольких земельных участков (вне зависимости от формы их собственности).

Директор
Департамента недвижимости
А.И.Бутовецкий

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Перераспределение (то есть увеличение площади) земельных участков находящихся в частной собственности с землями неразграниченной (муниципальной) собственности регламентировано Главой V.4 Земельного кодекса РФ
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земельных участков осуществляется за плату, установлен Постановлением Правительства Московской области от 20.05.2015 г. № 364/19 и составляет 50 % кадастровой стоимости земельного участка подлежащего передачи в частную собственность.
Проект о перераспределении может быть согласован при наличии всех следующих условий:
Вид разрешенного земельного участка/участков соответствует:
«для индивидуального жилищного строительства»;
«для ведения личного подсобного хозяйства»;
«ведение дачного хозяйства»;
«ведение садоводства»;
«ведение огородничества»
Образуемый участок не превышает установленный максимальный размер, установленный для конкретного вида разрешенного использования:
Для ИЖС, ЛПХ, ведение дачного хозяйства -2500 кв.м;
Ведение садоводства -1500 кв.м.;
Ведение огородничества 1000 кв.м..
Участок не ограничен в обороте;
Не заходит на земли общего пользования;
Границы земельного участка, находящегося в частной собственности должны быть установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (проведено межевание);
В том случае если земельный участок, находящийся в частной собственности находится в залоге (ипотеке) должно быть представлено согласие залогодержателя (банка);
Для иных видов, в том числе коммерческого использования, обязательным условием является наличие утвержденного «Проекта межевания территории».

Ответ

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России рассмотрело обращение относительно порядка перераспределения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и направляет свою позицию по указанному вопросу для учета в работе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса. Согласно пункту 3 указанной статьи перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков — физическими или юридическими лицами по общему правилу не допускается.

В исключительных случаях перераспределение может быть осуществлено на основании соглашений между собственниками земельных участков и уполномоченными исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Вместе с тем из имеющейся информации следует, что перераспределение земельных участков осуществляется исключительно в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, запрет на перераспределение земельных участков, предусмотренный статьей 11.7 Земельного кодекса, на данный случай не распространяется.

Что же касается порядка оформления перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то в силу прямого указания статьи 11.3 Земельного кодекса решение об образовании земельного участка в данном случае не принимается. При этом соглашение о перераспределении земельных участков не может быть заключено в связи с отсутствием второй стороны.

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) предусмотрен особый порядок регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков. Согласно пункту 1 статьи 22.2 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.,

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков.,

3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

С заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости согласно частям 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица, а также их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Таким образом, перераспределение земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с действующим законодательством возможно. Кроме того, отмечаем, что подпункт 3 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса, введенной Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прямо предусматривает возможность перераспределения между собой земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.

Указанные положения вступают в силу с 1 марта 2015 года.

П.Э.КОРОЛЕВ

Приложение N 1
к Административному регламенту
предоставления муниципальной услуги
«Перераспределение земель и (или) земельных
участков, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, и земельных
участков, находящихся в частной собственности»

В администрацию МР «Жуковский район» ЗАЯВЛЕНИЕ о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности Заявитель: ______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Реквизиты документа, удостоверяющего личность: __________________________ _________________________________________________________________________ Место жительства: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ Телефон: ________________________________________________________________ Кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить: ____________ _________________________________________________________________________ Реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом: _________________________________________ _________________________________________________________________________ Почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем: __ _________________________________________________________________________ К настоящему заявлению прилагаются: 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРП; 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; 3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о перераспределении земельного участка обращается представитель заявителя; 4) _________________________________________________________________________

Оставьте комментарий