Объединение ФТС и ФНС

Какие вопросы для ведомств являются едиными

В своем докладе глава налоговой службы Мишустин обозначил общую деятельность ведомств в трех направлениях:

  • обмен актуальной информацией, что является очень важным моментом для точечного выявления проблемных налогоплательщиков;
  • взаимодействие в ходе совершения проверок. вы узнаете, каких типов бывают налоговые проверки и как они проводятся;
  • упрощение процедуры подтверждения экспорта.

Важно: в настоящее время таможенная и налоговые службы расширяют обмен информационной базой и увеличивают объем передаваемых данных различного направления.

Такое взаимодействие в первую очередь обеспечивает возможность контролировать правомерность совершаемых налоговых вычетов при проведении на таможне продукции и обозначения ее объемов в декларации.

В свою очередь министр финансов Силуанов обозначил что в выполнении поставленной Президентом РФ в 2015 году задачи перед ведомствами относительно администрирования особо важных вопросов, был сделан акцент на развитии цифровой информации. Как можно теперь обратиться в ФНС России с помощью новой функции на сайте – читайте по ссылке.

Благодаря этому ведомства с успехом на данный момент обмениваются данными, а также посредством наработанных инструментов исполняют обязанность перед государством и налогоплательщиками.

Что говорит Михаил Мишустин о взаимодействии ФТС и ФНС России вы можете посмотреть в этом видео:

Такое систематизирование обеспечило возможность моментально получать важную информацию и быть в курсе дела относительно происходящих правонарушений, что значительно увеличило наполняемость федеральной казны в 2018 году.

Кроме этого, прилагая общие усилия ведомства достигли:

  • оптимизации отчетности для налогоплательщиков. вы узнаете, что такое оптимизация налогов и налоговой нагрузки, а также когда она возможна;
  • сокращения количества отделов контролирующего органа;
  • рациональное распределение административной нагрузки, что снизило ее давление на местах.

Важно: такое построение рабочего процесса увеличило доверие со стороны налогоплательщиков и сократило количество административной отчетности.

Дальнейшим шагом во взаимодействии ведомств станет формирование единой информационной базы относительно контроля передвижения товаров.

Также на заседании была презентована мобильная версия для самозанятых, которые с 2019 года получат специальный налоговый режим в тестовой версии в 4 регионах – Москва и область, Калужская область и Татарстан.

Общие задачи ведомств

Формируя общие рабочий процесс, ведомства решают многие поставленные перед ними задачи и уже достигли в некоторых из них оптимального развития

Обмен информацией относительно рисков

Построение единой информационной системы обеспечивает возможность отслеживать и контролировать правонарушителей в сфере взаимодействия между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономического рынка.

Это обеспечивает возможность:

  • обоим ведомствам совершать проверки только по необходимости, что существенно экономит ресурсы;
  • получать от подобных лиц развернутую информацию относительно деятельности и перемещения ими продукции, а также ее объемов;
  • точечно контролировать правонарушителей благодаря отчетности таможни.

Что говорят по поводу объединения в Министерстве финансов?

Контроль передвижения продукции

Этот момент является основным для обоих ведомств – контроль передвижения каждой единицы продукции обеспечивает возможность контролировать такие важные товары как спиртосодержащие или медикаменты. Для этой цели уже функционируют:

  • Правила ЕГАИС;
  • маркировка меховых и прочих изделий;
  • финальное подписание соглашения евразийского сегмента относительно контроля товаров, поступающих из третьих стран мира.

Все это в целом обеспечит равные конкурентоспособные условия для многих участников рынка, а также обелит наиболее проблемные зоны торгово-экономических отношений.

Подключение к системе Такс фри обеспечивает увеличение товарооборота на достаточно большом уровне даже в тех точках, где его оборот предполагался на небольшом уровне.

На данный момент система работает в 12 регионах, но в ближайшее время планируется ее активное развитие.

Администрирование с учетом всех составляющих

Данный момент наравне с другими также имеет большое значение, так как построение правильной административной системы с равномерным распределением нагрузки на районные органы обеспечит легкость применения новых технологий и свободу уплаты налогов для добросовестных пользователей.

Они смогут в онлайн-режиме решать все свои вопросы, не теряя на это личное время. С этой целью перед ФНС стоит задача в ближайшее время повысить количество пользователей единого лицевого счета в 2 раза с уплатой ими налогов в системе до 50%.

Новшества торговли посредством интернета

С 1 ноября нынешнего года таможенная структура должна запустить новую технологию, согласно которой покупатель будет осуществлять в момент приобретения товара уплату наложенных платежей.

Это даст возможность:

  • пройти покупателем беспроблемное преодоление порога беспошлинного ввоза;
  • сделать ровными конкурентные условия интернет-продаж, которые ежегодно увеличивают количество оборота продукции, ввозимой без уплаты сборов, налогов и таможенных платежей.

Таможня в электронном варианте

На сегодня идет полномасштабное внедрение электронных таможен, которые снизят до предела общение сотрудников с участниками рынка. Даст возможность решать многие вопросы в режиме онлайн, а также обеспечит применение раздельного таможенного контроля и оформления.

Согласно последним новостям слияния двух ведомств пока не предвидится, на сегодня существуют определенные трудности в данном направлении по большей части у ФТС. Кроме этого по мнению многих экспертов данные ведомства не настолько обобщены в своих функциях, чтобы их можно было соединить воедино.

В Москве прошла объединенная коллегия ФНС и ФТС – больше информации содержится в этом видео:

Что объединяет налоговиков и таможенников

Тесное взаимодействие ФТС и ФНС России основано хотя бы на том, что только два ведомства дают более 90% всех налогов, которые поступают в федеральный бюджет. Поэтому от того, как они будут вместе работать, во многом зависит устойчивость всей бюджетной системы в целом.

Ещё в 2015 году Президент России поставил задачи по интеграции основных администраторов бюджета – Налоговой службы и Таможенной службы – и созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. В итоге, обе Службы были переданы в ведение Минфина.

Они начали проводить совместную работу в этом направлении. В первую очередь, усилия были сосредоточены на создании цифровых платформ, внедрении новых технологий, которые позволяли бы более эффективно администрировать и контролировать выполнение своих обязательств перед налогоплательщиками и государством.

На 2018 год задачи по интеграции крупнейших администраторов и повышению эффективности работы выполнены. Об этом говорят:

  • растущие показатели эффективности налогового и таможенного администрирования;
  • рост поступлений платежей во все уровни бюджетной системы.

ПРИМЕРДо интеграции ФНС и ФТС 2015 года поступления самого крупного налога – НДС – росли на 10%. В 2017-2018 годах они увеличились в 1,5 раза, а темпы роста – до 15% в год. Это значительно выше, чем темпы роста экономики.

Это говорит о том, что совместная работа привела к обелению той части экономики, которая раньше не в полном объеме выполняла свои обязательства перед государством.

Также произошло:

  • снижение общей административной нагрузки на хозяйствующие субъекты;
  • сокращение количества контролирующих органов;
  • оптимизирован объём отчетности.

Это во многом результат того, что под контроль Налоговой службы было передано администрирование страховых взносов. В итоге, все налогоплательщики почувствовали сокращение административных отчетностей и барьеров.

Также см. «Органы контроля за уплатой страховых взносов с 2017 года».

Общие задачи ФНС и ФТС

В рамках совместной работы обе Службы в приоритетном порядке решают следующие задачи.

Обмен данными по рискам

Удалось построить систему обмена данными в части выявления рисков между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности. Теперь совместная база данных позволяет и налоговикам, и таможенникам с учетом интеграции системы управления рисками выявлять тех налогоплательщиков:

  • к которым нужно выходить на проверки;
  • у кого нужно запросить дополнительную информацию.

Такой риск-ориентированный подход позволяет, с одной стороны, реже проводить проверки и экономить ресурсы, а с другой – более точечно выявлять нарушителей и повышать эффективность общей работы.

Существенно выросла эффективность контрольных мероприятий по сравнению с 2015 годом – более чем в 2 раза только в результате объединения систем управления рисками и, соответственно, скоординированных проверок налоговых и таможенных органов.

Отслеживание товаров

Ключевым звеном взаимодействия налоговых и таможенных органов должна стать система прослеживаемости товаров. Уже введены ее элементы:

1. Система ЕГАИС (заработала в рамках реализации алкогольной продукции).

2. Система маркировки (меховые изделия и др.).

Известно, что сейчас в рамках ЕАЭС идёт к финалу работа над соглашением, которое должно стать основой евразийского сегмента прослеживаемости товаров, ввезенных из третьих стран. Это тоже один из элементов обеления наиболее проблемных секторов экономики, связанных и с ВЭД, да и с внутренней экономикой. Эта система дает возможность устанавливать равные конкурентные условия для всех участников рынка.

Такс фри

Россия присоединились к так называемой системе Tax Free. Пока она функционирует в 12 регионах.

Её распространение дальше на регионы, на торговые точки дает возможность повышать товарооборот и, соответственно, увеличивать платежи.

Только введение системы Tax Free увеличило товарооборот в тех магазинах, где она была установлена, на 25%. Особенно хорошо она зарекомендовала себя в период проведения Чемпионата мира по футболу.

Также см. «Новое в НДС с 2018 года: закон о tax free».

Грамотное администрирование

Налоговые и таможенные органы совместно работают над улучшением качества администрирования и ликвидацией административных барьеров для добросовестного бизнеса.

Например, перед Федеральной таможенной службой до конца 2018 года стоит задача увеличить количество пользователей технологии единого лицевого счета не менее чем в 2 раза. При этом доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы.

Эксперимент с торговлей в Интернете

С 1 ноября 2018 года ФТС должна запустить эксперимент по новой технологии взимания наложенных платежей в рамках интернет-торговли: покупатели должны уплачивать их в момент совершения покупки.

Такие технологии позволяют:

  • безболезненно для покупателя пройти предусмотренное снижение порога беспошлинного ввоза;
  • выравнить конкурентные условия интернет-торговли (с каждым годом увеличивается партия товаров, которая завозится без уплаты таможенных платежей, сборов, налогов).

Также см. «Что будет с пошлинами за онлайн-покупки в иностранных интернет-магазинах?».

Электронная таможня

В настоящее время реализуется масштабный проект по созданию электронных таможен, разделению мест таможенного оформления и фактического контроля.

Он очень важен с точки зрения снижения прямого контакта таможенников с участником внешнеэкономической деятельности.

Согласно последним новостям, объединение ФТС и ФНС России пока не произошло. Налоговики пока вытягивают таможенников на новый уровень взаимодействия с плательщиками.

Источник: сайт Минфина (выступление Министра финансов Антона Силуанова в совместном заседании коллегий ФНС России и ФТС России).

Налоговую и таможенную службы могут объединить в одно ведомство

Налоговая и таможенная службы могут объединиться, продолжив тренд укрупнения властных структур. На территории России уже есть регион, где функции двух ведомств объединены: до 2015 года особый порядок сбора налогов и таможенных платежей действует в Крыму

В России уже действует финансовый мегарегулятор, две недели назад первый вице-премьер Игорь Шувалов дал понять, что не против создания антимонопольного мегарегулятора, анонсировав объединение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по тарифам. Но в правительстве обсуждается также идея объединения Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС), рассказал РБК высокопоставленный источник в правительстве и подтвердил источник в ФНС. Но мегарегулятором новое ведомство не станет — оно останется правительственной структурой. Предполагается, что объединенную структуру возглавит руководитель ФНС Михаил Мишустин.

По словам источника в правительстве, с Мишустиным и с руководителем ФТС Андреем Бельяниновым уже были проведены встречи по поводу объединения двух служб.

В пресс-службе ФНС отказались от комментариев. Комментарий пресс-службы ФТС получить не удалось. «Мне ничего неизвестно , воспринимаю эту информацию как слух», — сказал РБК замруководителя ФТС Руслан Давыдов.

Федеральный чиновник, присутствовавший на закрытой части коллегии ФАС 12 марта, рассказал о кулуарной беседе нескольких чиновников о возможном объединении ФНС и ФТС. Присутствовавший первый вице-премьер Игорь Шувалов в дискуссии участия не принимал, но разговор внимательно слушал, говорит он.

Глава рабочей группы по разработке «дорожной карты» по совершенствованию таможенного администрирования, вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло не слышал о возможном слиянии двух ведомств. По его словам, предложения «Деловой России» о передаче фискальных функций из ведения ФТС налоговикам (ФТС отвечает за таможенный НДС) в последние годы «довольно резко отвергались таможенной службой».

Единые фискальные ведомства, объединяющие налоговую и таможенную службы, существуют и в других странах, например в Великобритании и Германии, рассказывает старший юрист практики внешней торговли и таможенного права Goltsblat BLP Владислав Сафонов. В Германии таможенная служба является департаментом Министерства финансов. Но есть и обратные примеры. Например, в США таможню курирует отдельное ведомство, которое также охраняет границы (U.S. Customs and Border Protection). Оно подчинено Министерству национальной безопасности.

На Украине налоги, сборы, таможенные платежи и единый социальный взнос до последнего времени администрировало единое ведомство — Министерство доходов и сборов (сейчас его функции распределены на две структуры). Такой способ сбора бюджетных доходов сохраняется в Крыму после его присоединения к России на переходный период до 2015 года. Таким образом, Крым может стать своеобразным полигоном для обкатки идеи объединения ФНС и ФТС.

Объединение ФНС и ФТС эксперты считают логичным, поскольку сейчас ряд их функций дублируется. «Если товар ввозится в Россию, допустим, из Казахстана, таможенный НДС уплачивается через налоговую инспекцию, — приводит пример руководитель юридического департамента АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев. — Но если тот же налогоплательщик ввозит товар из-за пределов Таможенного союза, налог уплачивается через таможенный орган».

Объединять оба ведомства нужно в рамках Минфина, «примерно как это было во времена СССР», считает партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Юрий Федоров. В результате улучшится взаимодействие между двумя основными направлениями наполнения бюджета (ФТС в 2013 году перечислила в бюджет 6,565 трлн руб., ФНС — 11,3 трлн, в том числе 5,4 трлн в федеральный бюджет), а многие отчетные формы, которые сейчас частично дублируют друг друга из-за различий в ведомственных подходах, упростятся, ожидает юрист.

Но у обеих служб есть множество специфичных функций, как их совместить в рамках единого ведомства — самый важный вопрос объединения. Например, ФТС сейчас занимается оперативно-разыскной деятельностью, возбуждением уголовных дел (в основном в связи с декларированием товаров и иностранной валюты), ФНС же правоохранительные функции не свойственны, отмечает Иван Чемичев. Он допускает, что из единой службы они будут переданы силовым структурам.

Владислав Сафонов напоминает, что статус ФНС и ФТС уже менялся. До 2006 года ФТС была подведомственна Министерству экономического развития и торговли, сейчас же находится в непосредственном подчинении у правительства. Налоговое ведомство, напротив, более десяти лет назад утратило свой министерский статус и с тех пор структурно подчинено Минфину.

Правительство обсудит с бизнесом возможность объединения ФНС и ФТС

Двадцатого ноября президент Владимир Путин встречался с руководителем ФНС Михаилом Мишустиным, но, по словам последнего, создание единого фискального органа не обсуждалось. От дополнительных комментариев Мишустин отказался. Представитель ФТС не ответил на запрос «Ведомостей».

Против объединения выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Слить можно все, что угодно, но функции служб какими были, такими и останутся, как и принципиальное различие в организации их работы, говорил в октябре в интервью «Ведомостям» руководитель ФТС Владимир Булавин, некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

У таможни не только фискальная функция, она контролирует права на интеллектуальную собственность, осуществляет правоохранительную деятельность, борется с контрабандой, говорит один из чиновников. Таможенное администрирование в чистом виде – открытие и закрытие таможенных процедур, идентификация товаров, это не фискальные процедуры, и непонятно, как всем этим может заниматься единая служба. Единая система оказалась хорошим компромиссом, сказал другой чиновник, она позволила установить тотальный контроль за уплатой НДС: налоговой службе видны все подозрительные транзакции, доступ к данным позволил лучше контролировать товарные потоки. «Но именно единой базы сейчас нет – у каждой службы отдельная, просто есть доступ друг к другу», – возражает еще один чиновник. Это и не нравится Шувалову. Идея – разбить реформу на два этапа: до марта сделать единую базу, после – обсудить объединение служб и к маю, к формированию нового кабинета, принять решение, поясняет он.

Как улучшается таможня

В этом году Россия поднялась на 40 ступеней до 100-го места в рейтинге Doing Business в сфере международной торговли (оценивается простота и скорость растаможивания). Например, был упрощен порядок уплаты таможенных платежей благодаря их централизованному учету на едином лицевом счете, ускорены процедуры экспорта и импорта в порту Санкт-Петербурга, объясняла ФТС. За год таможенный контроль для российских экспортеров подешевел с $765 до $665, для импортеров – с $1125 до $587,5.

Обе службы в ведении Минфина – этого пока достаточно для координации их работы, считает председатель РСПП Александр Шохин. ФНС сильно продвинулась в автоматизации, но нельзя говорить, что ФТС настолько отстала от налоговой, что бизнесу невозможно взаимодействовать с таможней, считает Шохин. Например, ФТС собирается сократить число мест таможенного оформления с 672 до 16 центров электронного декларирования.

В объединении есть плюсы: у некоторых компаний налоги, как правило, администрируются из офиса в Москве финансовым департаментом, а за связи с таможней отвечает отдел снабжения, который может сидеть в другом городе, говорит сотрудник «дочки» иностранной компании: «При объединении служб легче будет администрировать экспортный НДС». Но у ФТС есть еще и правоохранительные функции – странное получится сращение, переживает он. Рискованное решение, считает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, особенно в ситуации дефицита федерального бюджета: есть специфика в работе ФТС, а при объединении неизбежна потеря части специалистов. Достаточно общей информационной платформы, настаивает он.

У двух служб сейчас разные задачи и функции, методы и способы контроля, согласна руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина, для начала надо сблизить два вида контроля, иначе возникнет организационная путаница. «Я, как бывший чиновник (ранее возглавляла департамент внешнеторговой деятельности Минэкономразвития. – «Ведомости»), переживший несколько административных реформ, могу сказать, что, если реформа не проработана, ничего хорошего из этого кроме потери компетенции не получится», – предупреждает она.

Есть тенденция на централизацию управления – это уже политическая идеология, пример – создание мегарегулятора финансовых рынков на базе ЦБ, отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Именно Шувалов продвигал идею финансового мегарегулятора, напоминает финансист, участвовавший тогда в дискуссии, но не все проблемы решаются слиянием разных структур.

Суть слияния

Основная задача – слияние информационных систем. Это поможет достичь максимального экономического эффекта и повышения уровня собираемости обязательных платежей. Собственно объединение таможни и ФНС подразумевает подгонку правил, связанных со сбором платежей в бюджет под общие стандарты. Это не слияние в единое ведомство как таковое, каждая структура будет отвечать за свое правовое поле.

Когда таможня перейдет под управление Минфина будет возможным к реализации усовершенствование норм закона, регулирование правил внесения платежей.

Подобные действия проводятся также с целью налаживание порядка контроля. Это поможет уменьшить число проверок, а значит, сэкономит время декларантам. Административная нагрузка на предпринимателей снизиться.

Чаще всего участники ВЭД и лица, которые не спешат декларировать товары, делают это не со злым умыслом, а по причине длительной бюрократической процедуры. Это происходит по причине несогласованности действий и процедур в двух органах ФТС и ФНС. Слияние систем налоговой и таможни нивелирует эти различия. Ожидается, что это обеспечит большие суммы поступлений в бюджет.

Необходимые действия

Как понятно в одночасье слияние не произойдет. К тому же многие эксперты говорят о сомнительности данного шага. Но все же этот вопрос в текущем рассмотрении более ясен и скорее всего консолидации быть. Для этого следует совершить ряд действий. Так для таможни Министерство финансов поставило такие задачи:

  1. Сквозной контроль над перемещением товаров со снятием напряжение с декларантов. Основная цель – исключить неуплату необходимых пошлин.
  2. Исключение непосредственного контакта с коммерцией, то есть отсутствие досмотра товара.
  3. Снижение числа судебных разбирательств.
  4. Обнаружение и перекрытие каналов противозаконного вывода капитала за пределы страны.

Практически все шаги на пути к объединению ФТС и ФМС в 2017 году налоговая уже выполнила. Так за последние годы она тотально оцифровалась. Созданы все условия для налогоплательщиков, они понятны потребителю. То есть каждый, кто стремиться отдать часть своего заработка государство согласно закону понимает, сколько и за что ему требуется платить. К тому же информационные системы, что разработаны для ФМС очень сильные. О чем говорят многие эксперты.

Зачем это государству

Объединение налоговой и таможни в 2019 году вполне стоит ожидать. Зачем это государству?

Первое на что опираются это положительная мировая практика. Объединение финансовых потоков и информационных систем под руководством Минфина показывает хорошие результаты.

Второй момент – государство получает абсолютный контроль над перемещением грузов через границу. Появляется возможность отслеживания всей цепочки его перемещения, аж до реализации потребителям. В теории это должно облегчить участие предпринимателей – не нужно будет подтверждать вывоз товара за границу, а значит иметь двойные хлопоты с НДС (возврат, доначисление и т.д.).

Еще один плюс — ускорение и открытость процедур внесения платежей, в частности НДС, его возврата. Правда, на слишком существенное сокращение сроков рассчитывать не приходиться.

Собственно вопрос о консолидации еще витает в воздухе, хотя более настойчиво, чем раньше. Многие эксперты не видят в этом процессе огромной необходимости, так как можно сделать проще: наладить процесс обмена информации между структурами, что так само облегчит процедуру возврата НДС. Также таможня и налоговая, которые так и не объединились в 2017 году могут стать причиной серьезных проблем для плательщиков. Без последствий это произойти просто не может. Минимальный период, который может происходить становление новой системы, даже при тщательной подготовке к процессу – 6 месяцев.

Прогноз на май 2019 года связан с тем, что новое правительство всегда принимает решения, касательно системы органов исполнительной власти.

Вывод

Слияние двух крупных структур в единого «монстра» как называют эксперты новое образование процедура сложная и многоэтапная. Даже при теперешней ситуации увеличение объема сборов не будет превышать 15-20%.

Две службы, одна система

Сейчас не идет речи об объединении ФНС и ФТС «в одних стенах», это вторичный вопрос, пояснил РБК источник в правительстве. В первую очередь говорится об объединении информационных систем таможни и налоговой, и, по сути, это решение в правительстве уже принято. В мае кабмин решит, нужны ли структурные изменения в виде объединения двух служб в одну, и если изменения будут, то в рамках «следующего политического цикла», говорит собеседник РБК.

Шувалов в ходе коллегии также заявил, что в ведение ФНС может быть передан Федеральный реестр прав собственности на недвижимое имущество (ЕГРН), который сейчас находится у Росреестра. «Между титулом юридического лица и титулом собственности очень большая связь. Надо задуматься, почему все не должно быть в одних руках и обслуживаться одной информационной системой», — сказал Шувалов. ФНС ведет реестр физических и юридических лиц, напомнил вице-премьер, и он является основой для уплаты налога на недвижимость. Сейчас Росреестр сообщает налоговой сведения о правах собственности на недвижимость, после чего ФНС начисляет налоги.

В этом году ФНС начала администрировать взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ранее их администрировали соответствующие внебюджетные фонды), а с 1 января 2018 года на базе ФНС начнет работать единый реестр актов гражданского состояния — он заменит разрозненные региональные системы органов загса и переведет весь документооборот в единый электронный вид.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Единый центр

Объединение информационных систем таможни и налоговой начали обсуждать в декабре 2015 года, тогда правительство решило создать на базе ФНС единый центр по администрированию налоговых и неналоговых платежей. В январе 2016 года глава Минфина Антон Силуанов рассказывал, что полная интеграция систем ФТС и ФНС займет два года. Единая система поможет отследить «всю цепочку прохождения товаров — от нахождения на границе до конкретных потребителей» — и позволит «мобилизовать те доходы, которых сегодня мы не видим», говорил Силуанов.

На деле интеграция систем таможни и налоговой уже идет, механизм был запущен еще в 2016 году, и ведомства на постоянной основе обмениваются данными из своих баз — ФНС видит данные о таможенных декларациях, а ФТС может изучить налоговое досье экспортеров, говорит источник РБК в ФТС. «Например, у вас с соседом один ноутбук на двоих, но вы не можете работать на нем одновременно — он либо у вас, либо у соседа. Интегрированная система ФТС и ФНС — это, условно, два ноутбука, два сервера, которые между собой соединены», — объясняет собеседник РБК. Интеграция помогает эффективнее применять риск-ориентированный подход, более точно находить предмет контроля. Следующий этап этой интеграции — налаживание системы прослеживаемости товаров, чтобы товар можно было проследить от этапа ввоза до этапа реализации в рознице, поясняют в ФТС.

Взаимодействие ФТС и ФНС может дать мощный синергетический эффект, считает партнер налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский, интеграция позволит более эффективно бороться с налоговыми схемами, в первую очередь таможенными «каруселями» (схема уклонения от уплаты НДС. — РБК) и серым импортом, считает он.​ «И у тех и у других в принципе единая задача — наполнять казну. Администрирование в ФНС уже налажено, и если поставить грамотного зама, который будет курировать таможенный блок, то проблем не будет», — рассуждает Успенский.

У ФТС дела похуже

Функции таможни и налоговой пересекаются в незначительной степени, считает заведующая лабораторией развития налоговой системы РАНХиГС Наталья Корниенко, и межведомственный обмен работает неэффективно. «Если бы сотрудничество между ведомствами было эффективным, то тогда бы не вставал вопрос о создании единого фискального органа. Каждый бы занимался своим делом как нужно. Таким образом, можно говорить о том, что ФТС испытывает какие-то проблемы, потому что мы слышим предложения объединить ее с налоговой службой, и никак не наоборот», — подчеркивает Корниенко.

О создании единого фискального органа Игорь Шувалов говорит не первый год и возобновление обсуждения этой темы связано с началом нового политического периода, считает доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга ​РАНХиГС Татьяна Сафонова: оба ведомства имеют опыт по сбору доходов, и цель объединения позволит сократить административные затраты в том числе за счет слияния функционала.

ФТС и ФНС являются крупнейшими администраторами доходов бюджета: в 2016 году ФНС собрала в федеральный бюджет 6,92 трлн руб., а ФТС — 4,98 трлн руб., следует из данных Казначейства. В сумме это более 88% всех бюджетных доходов. За десять месяцев 2017 года службы собрали для бюджета 11,16 трлн руб.: ФНС перечислила в казну 7,54 трлн руб. (86,6% от прогнозного показателя), ФТС — 3,62 трлн руб. (80,8% от прогноза).

Оставьте комментарий