Содержание
- Основные принципы технического регулирования
- Краткое содержание и структура закона
- Какие отношения и что регулирует закон о тех. регулировании, цели закона, сфера применения
- Объекты ФЗ о техническом регулировании
- Виды технического регулирования
- Правовые основы стандартизации
- На что не распространяется действие федерального закона о техническом регулировании
- Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию
- Изменения в ФЗ 184
- Скачать ФЗ 184 в последней редакции
Строительные нормы являются основой нормативной базы строительного проектирования, ими устанавливаются обязательные правила и положения для всей территории Российской Федерации и регионов с определенными климатическими, инженерно-геологическими и другими условиями, которые должны выполняться в процессе проектирования и создания строительной продукции.
Правовой базой стандартизации и нормирования в проектировании и строительстве является законодательство Российской Федерации.
Совершенствование нормативно-методической базы в строительстве приобретает особую актуальность в связи с формированием реальных рыночных механизмов в управлении инвестиционным процессом.
Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством для применения на всех этапах создания и эксплуатации стро1пельной продукции в целях защиты прав и интересов потребителей, общества и государства.
В систему нормативных документов в строительстве входят:
Технические регламенты — Федеральные документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, обязательные для органов управления и надзора, организаций и объединений, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в проектировании и строительстве;
Строительные нормы и правила (СНиП) — Федеральный нормативный документ в области строительства. Строительные нормы и правила содержат основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции, общие требования к инженерным изысканиям, строительным конструкциям, системам инженерного оборудования, а также к надежности зданий и сооружений и их систем.
Строительные нормы и правила (СНиП) РФ устанавливают общие требования, которыми надлежит руководствоваться в процессе проектирования и создания готовой строительной продукции. СНиПы содержат основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции;
Территориальные строительные нормы (ТСН) — обязательные для данной территории строительные нормы и правила, принятые органом власти субъекта РФ;
Своды правил (СП) — нормативные документы, регламентирующие правила и процедуры осуществления различных видов строительной деятельности;
Государственные стандарты — документы, разработанные в целях добровольного установления унифицированных требований к продукции.
Объектами стандартизации и нормирования в системе нормативных документов являются: организационно-:методические и общие правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции; объекты градостроительной деятельности и строительная продукция (здания и сооружения), промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия 11 материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии; экономические нормы, необходимые для определения эффективности инвестиций проектно-строительного процесса, стоимости материальных и трудовых ресурсов.
Особое значение для проектирования имеют стандарты, связанные с созданием проектной документации, в первую очередь — чертежей и спецификаций. Эти стандарты разработаны на основе: Системы проектной документации в строительстве (СПДС) и Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Положения нормативных документов могут быть обязательными (с минимально необходимыми требованиями) и рекомендуемыми, с учетом: опыта использования лучших отечественных и мировых достижений.
К рекомендуемым относятся нормы, права и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
Положения нормативных документов обязательны для органов управления и надзора, организаций и объединений, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в проектировании и строительстве.
В разработанных ТСН, в основном, затрагиваются правовые вопросы, по которым в соответствии с Конституцией РФ можно осуществлять правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
При организации проектирования объектов жилищно-гражданского назначения следует пользоваться рядом утвержденных нормативных документов.
Прежде всего, в области законодательства — это федеральные законы «Об архитектурной деятельности в Российской Федерацию,, Градостроительный кодекс РФ, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений,,.
Законом «О защ1пе прав потребителей» Саш-парные правила и нормы (СанПиНы) определены как обязательные для выполнения при проектировании и строительстве.
Действующим законодательством разработка и принятие нормативных документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного п техногенного характера отнесены к компетенции МЧС России.
Законом «О гражданской обороне)) предусмотрено принятие МЧС России нормативных актов в области гражданской обороны и контроль за их выполнением (ст. 7), а согласно Закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера единая государственная система предупреждения и m1квидации чрезвычайных ситуаций осуществляет государственный надзор и контроль в области защиты населения. Поэтому при проектировании и строительстве следует руководствоваться нормами указанного СП.
С целью дальнейшего совершенствования порядка подготовки и выпуска распорядительных документов по предоставлению земельных участков для строительства, реконструкции, реставрации, расширения объектов в условиях г. Москвы к началу 2002 r. Москомархитектурой были разработаны «Рекомендации по порядку формирования предпроектной документации при оформлении отводов земельных участков». Они подготовлены с учетом выпущенных во второй половине 90-х п. директивных документов по вопросам реализации земельного законодательства РФ при оформлении разрешительной документации для строительства объектов в городе.
«Рекомендацию) разработаны в двух частях. Первая часть включает «Рекомендации по подготовке и оформлению предпроектной документации на стадии предоставления земельных участков или разрешения на строительство в условиях Москвы)), вторая — «Порядок предоставления земельных участков для заказчиков (инвесторов) всех форм собственности в условиях Москвы и ЛПЗП».
Применительно к условиям Москвы Москомархитектурой были выпущены «Нормы продолжительности разработки предпроектной градостроительной и исходно-разрешительной документации для Москвы и ЛПЗП»; «Рекомендации по заключению договоров на выполнение проектно-сметной документации для объектов строительства в Москве и ЛПЗП>); «Нормы продолжительности проектирования объектов строительства в г. Москве и ЛПЗП). Последние предназначены для определения продолжительности проектирования объектов жилищно-гражданского строительства.
Методология формирования практического применения норм продолжительности проектирования базируется на принципах увязки интересов проектных организаций и заказчика в современных условиях со всеми присущими рынку процессами и явлениями (инфляция и т. п.).
Формирование норм и нормативов продолжительности проектирования основывается на следующих принципах:
— системный, комплексный подход;
— построение технологических сетевых моделей на основе использования экономико-математических методов с применением современной вычислительной техю1ки;
— использование нормативно-параметрического метода для усредненных «эталонных)> объектов;
— создание единой нормативной базы, которая должна обеспечить объективную оценку наиболее существенных свойств объектов проектирования через их критериальные физические параметры (га, кв. м общей площади, п. м, кr. и т. д.) с учетом качественных характеристик, позволяющих сравнивать (сопоставлять) каждый конкретный объект с эталонным образцом;
— установление пропорциональной зависимости норм продолжительности разработки проектной документации от её стоимости и трудоемкости;
— четкое разграничение проектных работ в зависимости от их назначения по стадиям проектирования.
В 2007 г. Московские городские строительные нормы (МГСН) пополнили «Региональные нормы продолжительности строительства зданий и сооружений в городе Москве». Учитывая влияние современных факторов на продолжительность строительства, они охватывают жилые здания, объекты коммунального хозяйства, объекты транспортного и промышленного строительства, а также инженерные сети.
Разработка и введение в действие нормативных документов и стандартов проходит в несколько этапов, с учетом целого ряда факторов. Нормативные документы сам11 по себе и в совокупности с особенностями их внедрения и освоения обладают большой инерционностью и не могут быть созданы и введены в действие мгновенно. Кроме того, при отработке и совершенствовании данной системы существенное значение будет иметь определение степени обязательности принимаемых нормап1вных документов. Исходя из анализа зарубежного опыта, видно, что строительные нормы, правила и строительные стандарты в большинстве развитых стран не являются обязательными документами, за исключением правил и стандартов общеобязательного характера, регламентирующих жизненно важные для общества вопросы (безопасность продукции и производства работ, охрана природы, пожарная безопасность).
В настоящее время формируется единая система строительных норм, правил и стандартов России. Эта система основана на общих методических и организационных принципах, отвечающих методам работы международных (ИСО, СЭН) и национальных организаций по стандартизации в технически развитых странах.
В 2002 г. был принят федеральный закон «О техническом регулировании». В соответствие с этим законом должны быть разработаны технические регламенты, т. е. — требования к зданиям, сооружениям и процессам. Технический регламент должен содержать перечень и/или описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Он должен содержать правила и формы оценки соответствия, в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и/или требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей РФ, технических и/или технологических особенностей ИJП1 по иным основаниям, либо если РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия конкретных международных стандартов или отдельных их положений.
Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
Стандарт — это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
ГОСТ — это аббревиатура от словосочетания (<государственный стандарт>. Соответствующие ГОСТы разрабатываются разными организациями, специализирующимися на определенных областях деятельности. Разработанные ГОСТы регистрирует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
ОСТ — отраслевой стандарт, разрабатываемый на продукцию отраслевого значения.
Семейство международных стандартов ISO 9000 ведет свою историю с 1987 г., когда Международная организация по стандартизации (lnternational Organization for Standardization, или ISO) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем менеджмента качества: ISO 9000/87. За основу при разработке стандартов ISO 9000 были приняты стандарты, использовавшиеся министерством обороны США для оценки систем обеспечения качества поставщиков оборонной продукции. Методологической базой стандартов стал подход «Управление комплексным качеством>> (Total Quality Management).
Философия ISO 9000 основывается на экономически эффективном применении «правила доверия», позволяющего рационально использовать ресурсы не только отдельного предприятия, но и экономики в целом. Сертификация показывает другим субъектам рынка (компаниям, клиентам, государственным органам), что система менеджмента качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует.
Стандарты ISO 9000 признаны во многих странах. Существуют переведенные на национальные языки и адаптированные версии стандартов, например, в России — ГОСТ ИСО 9000.
Сертификация на соответствие стандарту серии И СО 9000 означает только то, что процесс производства поставщика способен выпускать продукт с тем качеством, которое поставщик предварительно обещает потребителю.
Правительством РФ до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия таких национальных стандартов применительно к отдельным требованиям или объектам технического регламента правительство до дня вступления в силу технического регламента утверждает правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Такие правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения соответствующих целей.
Правительство утверждает программу разработки технических регламентов (с указанием формы их принятия), реализация которой полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета и которая должна ежегодно уточняться и пубm1коваться. Технические регламенты также могут быть разработаны вне утвержденной программы.
Технический регламент принимается федеральным законом или постановлением правительства РФ в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов и постановлений правительства РФ, с учетом положений закона «О техническом регулировании).
Проект постановления о техни4еском регламенте рассматривается на заседании правительства с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.
До дня вступления в силу соответствующих технических. регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия, осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу закона «О техШ1ческом регулированию).
Правительство до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждает и ежегодно уточняет единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в конкретной сфере деятельности в пределах своих полномочий в установленном порядке вправе вносить изменения в нормативные правовые акты РФ, применяемые до дня вступления в силу технических регламентов. Федеральные органы исполнительной власти в конкретной сфере деятельности в пределах своих полномочий в установленном порядке вправе вносить изменения в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу технических регламентов.
Государство взяло на себя ответственность только за обязательные требования безопасности и технические регламенты, которые пока не созданы, а также частично — за создание национальных стандартов, которые станут доказательной базой этих регламентов.
А вот показатели качества потребительских свойств строительной продукции, не касающиеся безопасности, должны определять бизнес-сообщество, организуя разработку, финансирование, принятие этих документов и воплощение в жизнь.
В настоящее время в строительстве и проектировании применяются следующие основные типы документов:
ГК — Гражданский кодекс Российской Федерации;
госты, гост Р исо 9000-2001, гост Р исо 9001-2001;
ГСН — Государственные сметные нормы;
ГСНр — Государственные сметные нормы на ремонтно-строительные работы;
ГЭСН — Государственные элементные сметные нормы на строительные работы;
ГЭСНм — Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования;
ГЭСНn — Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы;
ГЭСНр — Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы;
ВСН — Ведомственные строительные нормы;
ЕНИР — Единые нормы и расценки;
ЕРр — Единичные расценки на ремонтно-строительные работы; ЕСКД — Единая система конструкторской документации;
МДК — Методическая документация в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
МДС — Методические документы в строительстве;
НПРМ — Нормативные показатели расхода материалов;
НТП — Нормы технологического проектирования;
ОСН — Отраслевые строительные нормы;
ОНТП — Отраслевые нормы технологического проектирования;
РДС — Руководящие документы в строительстве;
РСН — Республиканские строительные нормы;
СН — Строительные нормы;
СНиП — Строительные нормы и правила;
СП — Свод правил;
СПДС — Система проектной документации для строительства.
Объектами технического регулирования, представленными в технических регламентах, являются:
- 1. Продукция».
- 2. Процессы жизненного цикла продукции, непосредственно связанные с обеспечением безопасности продукции.
К объектам, частично или полностью исключенным из сферы применения норм ФЗ о техническом регулировании, относятся: а) государственные образовательные стандарты; 6) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету; в) правила (стандарты) аудиторской деятельности; г) сеть связи РФ; радиочастотный спектр; д) сфера обороны и средства защиты сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно последним изменениям ФЗ о техническом регулировании, закон не регулирует отношения, связанные: а) с применением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических мер по предотвращению массовых инфекционных заболеваний, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением разработки, принятии и исполнении обязательных требовании к продукции, в том числе медицинской технике, пищевой продукции), б) с использованием мер по охране окружающей среды; в) с обращением лекарственных средств; г) с установлением требований промышленной безопасности; д) с установлением требований по ядерной безопасности, а также радиационной безопасности (за исключением требований к продукции); е) с установлением требований к продукции и процессам в области космической деятельности.
Субъектами технического регулирования являются органы власти (Правительство и министерства РФ).
В соответствии с проведенной в 2004 г. административной реформой к субъектам, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями на федеральном уровне, относятся Президент и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (далее — ФОН В). Определена трехзвенная структура ФОИВ:
- • федеральные министерства;
- • федеральные службы;
- • федеральные агентства.
Все ФОИВ находятся в подчинении вышестоящих органов.
В этой трехзвенной (трехуровневой) системе у каждого звена свои задачи:
- • министерство — выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование;
- • служба — осуществление надзора и контроля;
- • агентство — оказание государственных услуг, управление государственным имуществом (в том числе научно-исследовательскими институтами), осуществление правоприменительных функций в установленной сфере деятельности.
Такая структура призвана исключить возможность абсолютной монополии того или иного ФОИВ в возглавляемой им сфере деятельности, предупредить случаи возникновения конфликта интересов в процессе деятельности в указанной сфере.
Основными субъектами деятельности в сфере технического регулирования являются:
Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России);
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Агентство Госстандарт подчинено Минпромторгу России. Эти два ФОИВ отличаются по выполняемым функциям.
Минпромторг России выполняет функции федерального органа по техническому регулированию.
В министерстве функционирует структурное подразделение — Департамент государственной политики в области технического регулирования и метрологии.
Минпромторг России утверждает административные регламенты исполнения Госстандартом государственных услуг (функций) — ведение федерального информационного фонда технических регламентов, перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и пр.
Госстандарт является национальным органом по стандартизации и практически (неформально — по закону) национальным органом по метрологии. В отличие от Минпромторга России Росстандарт имеет не только центральный аппарат, но и территориальные органы в субъектах Российской Федерации.
Агентство выполняет следующие функции: разрешительные (выдача лицензий); по управлению имуществом (в его ведении имеются научно-исследовательские институты, а также государственные метрологические службы); по оказанию услуг (метрологических); по надзору (надзор за соблюдением требований технических регламентов, национальных стандартов, правил метрологии).
Являясь национальным органом по стандартизации, Росстандарт выполняет ряд задач, в том числе утверждает национальные стандарты; организует публикацию и распространение национальных стандартов; представляет Российскую Федерацию в международных организациях по стандартизации.
Основные принципы технического регулирования
Декларируемые в ст. 3 ФЗ о техническом регулировании принципы должны учитываться при организации работ по техническому регулированию, разработке регламентирующих документов и практической деятельности.
Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач: а) регулирование внутреннего рынка: б) создание благоприятных условий для развития внешней торговли.
1. Соответствие системы технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического развития
Требования, закладываемые в ТР и стандарты, должны: а) разрабатываться, с одной стороны, с учетом возможности их технической реализации и последствий их введения для национальной экономики, бизнеса и потребителей; б) с другой стороны, с учетом мирового уровня научно-технического развития, иначе документы в сфере технического регулирования превращаются в инструмент стагнации экономики и снижения конкурентоспособности отечественной продукции.
2. Применение единых- правил установления требований к продукции и процессам ЖДЯ, а также к выполнению работ или оказанию услуг
Принцип касается прежде всего установления требований к безопасности продукции и означает, что: а) требования формулируются единообразно независимо от вида статуса продукции и процессов, формы собственности и юридического разработчика регламента и предпринимателя; б) единство н обязательность для исполнения на всей территории страны требований ТР, принятых Российской Федерацией;
- в) устанавливаются единым субъектом — государством — с помощью единого носителя обязательных требований — технического регламента.
- 3. Формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения продукции
Разработчикам ТР и производителям необходимо доказывать, что риски, относящиеся к конкретной продукции, устранимы или минимизированы.
4. Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР
Принцип направлен на исключение влияния частного капитала на деятельность, являющуюся по закону деятельностью государственного органа.
5. Установление в ТР эксплуатационных характеристик продукции
Различия одноименной продукции, произведенной по разной технологии в разных странах, не станет причиной барьера в торговле, если в ТР устанавливать не конструкционно-технологические, а эксплуатационные требования.
6. Предупреждение дискриминации
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. ТР, применяемые для допуска в страну импортируемой продукции, должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для собственной продукции на свой рынок. Этот же принцип распространяется на процедуры оценки соответствия. Принцип исключает политику «двух стандартов».
7. Обеспечение условий для взаимного признания в Российской Федерации иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации результатов подтверждения соответствия.
Разобранные принципы 1—5 используются для регулирования на внутреннем рынке, принципы 6, 7 — на внешнем рынке.
В ФЗ о техническом регулировании декларирован целый ряд других принципов технического регулирования. Поскольку они относятся к сфере оценки соответствия, то будут разобраны в гл. 4.
Федеральный Закон о техническом регулировании является важнейшим документом в сфере производства, реализации или переработки продукции.
Разберемся более подробно с отдельными положениями данного федерального закона.
Краткое содержание и структура закона
Федеральный закон о техническом регулировании вступил в силу в 2002 году. Он устанавливает основные отношения, связанные с установлением технических регламентов на продукцию и техрегулировании при оценке соответствия.
Этот нормативный правовой документ имеет следующую структуру:
- Преамбула.
- Главы.
- Статьи.
В последней главе установлены заключительные и переходные положения, а также порядок вступления федерального закона в юридическую силу.
Какие отношения и что регулирует закон о тех. регулировании, цели закона, сфера применения
Данный нормативный правовой акт регулирует следующие аспекты сферы жизни общества:
- Разработка, и производство специальных требований к продукции и другим объектам гражданского оборота, например, зданий, сооружений и др., порядок осуществления реконструкционной и утилизационной деятельности.
- Порядок утверждения соответствия продукции установленным на законодательном уровне требованиям.
- Оценка соответствия и др.
Таковы основные положения.
Стоит отметить, что этот нормативный правовой акт не затрагивает правоотношения по поводу санитарно-эпидемиологического контроля и иных смежных с этим правоотношений.
Объекты ФЗ о техническом регулировании
Положения законодательства распространяется и на определение объектов технического регулирования. Можно выделить следующие их виды:
- продукция;
- оказание услуг;
- результаты производства и его процессы;
- процессы реализации и утилизации;
- процесс хранения;
- процесс перевозки и др.
Каждый из этих видов объектов имеет свои особенности технического регулирования, который раскрываются и разъясняются не только в вышеуказанном федеральном законе, но и в других нормативных правовых актах Российской Федерации (например, ФЗ об обороте спиртосодержащей продукции и др.).
Виды технического регулирования
Все виды тех. регулирования в соответствие с последней актуализированной информацией делятся на две большие группы:
- Общие.
- Специальные.
В первую группу входит такая сфера правоотношений, которая возникает по поводу эксплуатации зданий, биологической безопасности, пожарной безопасности и др. Это такие важнейшие аспекты, которые обязаны соблюдать все субъекты в Российской Федерации. Изменениям или дополнениям они не подлежат, за исключением внесения изменений в само федеральное законодательство.
Специальные — это такие виды технического регулирования, которые не регулируются общими положениями. Они принимаются в отношении отдельных видов продукции путем издания нормативных правовых актов. Как правило, у такой продукции более повышенный риск нанесения вреда жизни и здоровью населения, а также экологии.
Правовые основы стандартизации
Государственная дума и органы исполнительной власти принимают массу законов, которые регулируют правоотношения по стандартизации. Сюда можно отнести следующий нормативные правовые акты:
- ФЗ «О техническом регулировании».
- ФЗ «О стандартизации».
- ФЗ «О сертификации продукции» и услуг и др.
Каждый из вышеперечисленных документов закрепляет отдельную сферу правоотношений в области стандартизации, конкретизирует и обобщает некоторые аспекты.
На что не распространяется действие федерального закона о техническом регулировании
Положения этого нормативного правового акта не распространяются на социальные и экономические положения, положения в сфере санитарного контроля и др.
Не регулируются нормативным правовым актом также и профессиональные стандарты, стандарты лечебных и профилактических учреждений, стандарты в области охраны труда и др. Все эти аспекты закреплены частями третьей и четвертой статьи первой ФЗ о техрегулировании.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию
Главенствующим федеральным органом исполнительной власти в данной сфере правоотношений – это росстандарт.
Образован данный орган был в 2004 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Руководство осуществляется Абрамовым Алексеем Владимировичем.
На сегодняшний день действуют семь территориальных органов управления Росстандарта. Управления Росстандарта включают в себя финансово-экономическое управление, информационное управление, аналитическое управление, управление административной работой, контрольное ревизионное управление и др.
Услуги, оказываемые Росстандартом, являются платными. В некоторых случаях за совершение тех или иных действий необходимо уплатить государственную пошлину. Ее размер варьируется в зависимости от запрашиваемого действия и находится в пределах от 100 до 1600 рублей.
Статья 2 ФЗ 184
Данная статья закрепляет основные понятия, используемые в этом нормативном документе. Например, надзор за соблюдением регламентов, содержание стандартизации и др.
Правильная правовая трактовка и характеристика этих основ, например, при строительстве, поможет привести весь процесс производства в законное русло и избежать возможных правовых споров в будущем.
Статья 28 ФЗ 184
Эта статья регламентирует права и обязанности заявителя. Он вправе осуществлять действия в соответствие с требованиями закона, использовать техническую документацию, обращаться в государственный орган с жалобами, принимать на себя обязательства и определять иные существенные аспекты.
Заявитель также обязан обеспечивать соответствие продукции установленным законом требованиям, уплачивать государственную пошлину, предоставлять достоверные документы и др.
Статья 46
Эта статья закрепляет переходные положения возникающие и действующие в сфере технического надзора и в иных сферах, в целях регулирования которых был принят федеральный закон.
Установлено, что для того чтобы соответствовать ФЗ и получить юридическую силу, любой нормативный документ, принимаемый в данной сфере, должен быть опубликован в единой информационной системе, например, в Российской газете.
Статья 49
Изменения в ФЗ 184
Основные изменения в данном ФЗ коснулись того, чтобы установить и предусмотреть обязательные особенности технического регулирования в сфере градостроительной застройки.
Указывается, что действовать, осуществлять и выполнять застройку необходимо в соответствие с техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений.
Скачать ФЗ 184 в последней редакции
Скачать закон о техническом регулировании с изменениями и дополнениями в последней редакции 2018 года можно здесь. ⇐
Таким образом, применение и общее назначение этого нормативного правового акта вызвано необходимостью регулирования деятельности в различных сферах жизни общества и приведение ее в соответствие с государственными нормативами и правилами.
Регламенты по отдельным вопросам можно посмотреть в информационной системе Консультант. После принятия закона к нему оформлялись различные приложения, определяющие статус того или иного варианта продукции или результата оказания услуги.
Техническое регулирование
Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
· применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
· соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
· независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
· единой системы и правил аккредитации;
· единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
· единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
· недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
· недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;
· недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
· недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
· недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Объектом технического регулирования в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) на всех этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»(Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521)
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»(Приказ Росстандарта от 30.03.2015 № 365)
Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб)
Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».
К основным принципам технического регулирования относятся:
- применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
- единой системы и правил аккредитации;
- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты принимаются в целях:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Федеральным законом О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб) также определены права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений. В целях реализации положений данного Закона были разработаны постановления Правительства Российской Федерации.
Федеральным законом О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб) также определены права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений. В целях реализации положений данного Закона были разработаны постановления Правительства Российской Федерации.