Обеспечение пожарной безопасности в образовательных организациях

Обеспечение пожарной безопасности в кабинетах школы (лицея, колледжа и др. учебных заведений) – это непреложное правило. Как весь персонал, так и учащиеся должны соблюдать «Правила противопожарного режима в РФ».

Правила противопожарного режима в РФ:

  • в учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках (п.102);
  • запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в учебных классах и кабинетах (п.103);
  • руководитель образовательной организации организует проведение с учащимися и студентами занятия (беседы) по изучению соответствующих требований пожарной безопасности (п.104);

Кабинет информатики

Преподаватели, персонал, занятый хозяйственными работами, допускаются к работе в школе только после прохождения инструктажа по пожарной безопасности, а руководящий состав среднего учебного учреждения – после обучения пожарно-техническому минимуму (ПТМ).

Учащиеся получают необходимые знания о соблюдении противопожарных требований на уроках ОБЖ, а также в ходе дополнительных инструктажей в кабинетах химии, физики, технологии, так как это пожароопасные помещения.

Для того чтобы их обеспечить в любом кабинете, как и во всех остальных помещениях учреждения, приказом директора должны быть назначены ответственные за пожарную безопасность. Это прежде всего члены педагогического коллектива, в частности в кабинетах химии, физики, информатики, производственных мастерских, называемых кабинетами технологии, учителя, преподающие эти учебные дисциплины.

Требования пожарной безопасности в кабинетах, конечно, несколько отличаются в связи с их разным назначением, и пожарной нагрузкой, зависящей от этого. Поэтому стоит рассмотреть требования норм к ним.

В кабинете информатики

Пожарная опасность такого учебного помещения прежде всего характеризуется наличием:

  • большого количества оргтехники – прежде всего персональных компьютеров, суммарно потребляющих немалую электрическую мощность, что всегда представляет опасность, как электрическую, с точки зрения возможного выхода из строя, так и пожарную в результате воспламенения оборудования, аппаратуры;
  • электрических розеток, сетевых фильтров, переходников, проводов/кабелей, без которых невозможно подключить компьютерную технику к сети электроснабжения.

В результате такой комплекс оборудования неизбежно потенциально опасен плохими электрическими контактами, механическими повреждениями изоляции, переходными сопротивлениями, искрением в местах соединений, что может привести к пожару.

Правила пожарной, электробезопасности по этим проблемам требуют следующих решений:

  • использовать только сертифицированную, исправную аппаратуру автоматической защиты электрических сетей;
  • проводить ее регулярную проверку;
  • сократить до необходимого минимума количество проводов, кабелей, сетевых фильтров для подключения компьютеров, другой оргтехники, используемой в кабинете информатики;
  • исключить механическое повреждение электропроводной продукции как путем ее защиты, прокладки в кабель-каналах, так и инструктажем с учащимися по мерам пожарной, электрической безопасности, с этой уже давно привычной, но по-прежнему опасной техникой; ведь пожары, связанные с ней еще не редкость.

Инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете информатики должна содержать все эти вопросы. Кабинет должен быть оборудован порошковыми или углекислотными огнетушителями, которыми можно безопасно ликвидировать возгорание компьютерной техники, предварительно отключив ее от сети электроснабжения.

В кабинете химии и физики

Кабинет химии

Такие помещения в средних образовательных учреждениях считаются наравне с производственными столярными, механическими мастерскими наиболее опасными. Но если последние, как правило, размещают в отдельных зданиях, не связанных непосредственно со школой; то химию и физику преподают в ней, что повышает требования к таким учебным кабинетам.

Причины этого очевидны:

  1. Наличие горючих жидкостей и легковоспламеняющихся веществ, что уже достаточно, чтобы всерьез относиться к таким помещениям, как имеющим категорию по взрывопожарной опасности.
  2. Если добавить к такой основе для возможных причин пожара наличие лабораторных спиртовок, электрических нагревательных плиток/печей, газовых горелок, то картина становится вовсе, на первый взгляд, неприглядной.

Конечно, на самом деле, не все так страшно, ведь кабинеты химии и физики существуют в средней школе десятилетиями; а чрезвычайные происшествия в них далеко не всегда связаны с пожарами; особенно если вспомнить еще и о наличии в них сильных кислот, щелочей, возможности получения электрических травм.

С точки зрения пожарной безопасности, для того чтобы минимизировать возможность возгораний, а также создать условия для оперативной, безопасной эвакуации из кабинетов химии, физики выполняются следующие обязательные условия:

  1. Лабораторные столы, тумбы, шкафы и другое вспомогательное оборудование размещают, используют с таким расчетом, чтобы между ними всегда были свободными проходы для эвакуации.
  2. Количество ЛВЖ, ГЖ, а также сильных окислителей/восстановителей, активных металлов, способных самовоспламеняться, бурно реагировать при взаимодействии с водой, О2 или друг с другом, в помещениях учебных кабинетов весьма ограничено.
  3. Они хранятся раздельно, в специальной химической посуде, внутри помещения склада реактивов/лаборантской. На каждой бутыли, емкости или контейнере должны иметься наклейка/этикетка со знаком опасности.
  4. Для проведения опытов учащимся выдаются их по заранее составленному списку в минимально необходимых количествах.
  5. При обращении с эфирами, спиртами, другими опасными материалами или оборудованием для физических опытов учителя, лаборанты обязательно дополнительно проводят инструктаж учащихся о порядке обращения, работы с ними.
  6. Перед началом занятий с опасными в пожарном отношении веществами преподаватели/лаборанты должны проверить наличие средств тушения пожаров, включить системы вытяжной лабораторной вентиляции.
  7. Запрещено разрешать учащимся самостоятельно заправлять нагревательные приборы с использованием ГЖ, а также пользоваться в отсутствии преподавателя любыми нагревательными приборами, другим лабораторным оборудованием.

Для тушения возможных пожаров розливов горючих, легковоспламеняющихся материалов, ошибке при опытах с активными, щелочными металлами, возгорании лабораторного оборудования кабинеты химии, физики укомплектовываются как воздушно-пенными, хладоновыми, воздушно-эмульсионными огнетушителями, так и противопожарным полотном (кошмой), пожарным ящиком для песка; переносными средствами пожаротушения с использованием углекислоты, огнетушащих порошков.

В целях безопасности также строго запрещена уборка лабораторной мебели, оборудования, полов в кабинетах химии, физики с использованием любых горючих материалов, для этих целей должны применяться только безопасные вещества на водной основе.

Лабораторные кабинеты:

  • руководитель организации по окончании рабочего дня организует сбор в специальную закрытую тару и удаление из лаборатории для дальнейшей утилизации отработанных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Запрещается сливать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в канализацию (п.100);
  • запрещается проводить работы на опытных (экспериментальных) установках, связанных с применением пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке руководителем организации (п.96);
  • руководитель (ответственный исполнитель) экспериментальных исследований обязан принять необходимые меры пожарной безопасности при их проведении, предусмотренные инструкцией (п.97);
  • в помещениях, предназначенных для проведения опытов (экспериментов) с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, допускается их хранение в количествах, не превышающих сменную потребность, в соответствии с нормами потребления для конкретных установок. Доставка указанных жидкостей в помещения производится в закрытой таре (п.98);
  • запрещается проводить работы в вытяжном шкафу, если в нем находятся вещества, материалы и оборудование, не относящиеся к выполняемым операциям, а также при его неисправности и отключенной системе вентиляции. Бортики, предотвращающие стекание жидкостей со столов, должны быть исправными (п.99).

В кабинете технологии

Кабинет технологии

Столярные, механические, швейные школьные мастерские – это раньше объединено называли учебными кабинетами труда, теперь технологии. С точки зрения вопросов обеспечения ПБ, требования остались неименными, ведь опасность пожарной нагрузки в них, т.е. суммарного количества сгораемых по-прежнему велико; и при беспечном отношении может легко и быстро привести к их возгоранию.

Поэтому только строгое соблюдение противопожарного режима в них является определенной гарантией, что этого не случится, для чего предпринимаются следующие шаги:

  1. Разрабатывается инструкция по пожарной безопасности в кабинете, с которой знакомятся все ученики, получая сведения о технических характеристиках и опасности технологического, электрического оборудования, установленного в школьных производственных мастерских; материалов.
  2. Так как древесные опилки, стружка, промасленная ветошь, обрывки ниток, куски тканей являются легкой питательной средой для возникновения очага возгорания, то такие отходы и другой производственный мусор убирают ежедневно после занятий.
  3. Чтобы не увеличивать запас сгораемых материалов – досок, фанеры, других материалов из древесины в помещениях школьных производственных мастерских их количество не должно превышать требуемого для проведения ежедневных занятий, а запас храниться на складе.
  4. В целях обеспечения безопасности запрещено окрашивать полученные на уроке технологии готовые изделия нитрокрасками, проводить сушку древесины, заготовок из нее в печах.
  5. Запрещается снимать штатные защитные плафоны с электрических светильников, использовать самодельные рассеиватели, прежде всего из горючих материалов, так это проверенный путь к причине возникновения пожара.

И, конечно, в порядке должно быть все технологическое оборудование, системы местных отсосов от него для удаления летучих горючих отходов, имеющиеся установки тушения пожаров, сигнализации; а все помещения укомплектованы пожарным инвентарем, инструментом, что позволит предупредить, вовремя обнаружить, ликвидировать очаг возгорания.

Говоря о пожарной безопасности в учебных кабинетах, не следует забывать и о важной составляющей безопасности учащихся, преподавателей – создании условий для грамотной эвакуации не только из них; но и, в конечном итоге из здания школы, что является основной задачей. Для этого должны быть выполнены, проведены следующие противопожарные мероприятия:

  • Разработаны и вывешены на всех этажах школы, в том числе возле пожароопасных помещений, планы эвакуации при пожаре, отвечающие реальной планировке здания, с указанием всех эвакуационных путей, выходов; средств пожаротушения.
  • Должны регулярно – не меньше двух раз в году проводиться практические тренировки по эвакуации всех находящихся в здании школы, для отработки навыков действий при пожаре; появления уверенности в грамотности своих поступков как у преподавателей, так и у учащихся, что немаловажно для поведения в условиях чрезвычайной ситуации.
  • При этом преподаватели должны подготовить учащихся к эвакуации, прекратив занятия; объявить порядок, направления движения; открыть двери учебных кабинетов, дверей коридоров, ведущих на лестничные клетки; сотрудники охраны, дежурный персонал – распахнуть двери основных эвакуационных выходов из здания.
  • Вывести учащихся, пересчитать их, доложив полученные данные директору/завучу школы, начальнику прибывшего пожарного подразделения.

Для того чтобы эвакуация прошла быстро и успешно требуются не только организационные усилия со стороны педагогического коллектива, прежде всего ответственных за ПБ учебных кабинетов, других помещений, предназначенных для проведения процесса образования; но техническая обеспеченность здания средней школы системами, установками, оборудованием автоматической противопожарной защиты:

  • Автоматической пожарной сигнализацией, совмещенной с системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), предназначенной для звукового/речевого оповещения в зависимости от размеров здания учебного учреждения, количества учащихся, управления эвакуационными потоками людей.
  • Дверями, оборудованными противопожарной фурнитурой – ручками-защелками, нажимными планками «антипаника», что позволяют открывать двери изнутри помещений, здания без помощи ключей.

Современные школы большой площади, этажности также оборудуют системами противодымной защиты, стационарными системами пожаротушения, но в любом здании, построенном в прошлом веке или недавно, все системы противопожарной защиты должны быть в исправном состоянии; для чего необходимо заключать договоры со специализированными предприятиями, оказывающими такие услуги.

Необходимы инструкции о мерах пожарной безопасности и их образцы, тогда переходите к следующему материалу:

Инструкция о мерах ПБ: требования, образцы, кем разрабатывается и утверждается

Одной из основных задач образовательных уч­реждений является обеспечение безопасных ус­ловий ведения учебного процесса.

Защитные мероприятия

Безопасность в учреждениях системы образо­вания зависит от многих факторов, в том числе и от степени износа основных фондов, и от слож­ных процессов внутри самой системы образова­ния.

Особую опасность для обучающихся и пер­сонала образовательных учреждений представ­ляют чрезвычайные ситуации с быстроразвивающимися поражающими факторами, например пожары, аварии на химически опасных объек­тах, взрывы. Эта особенность определяет дефи­цит времени на выполнение защитных мероп­риятий, которые могут подразделяться на два вида: заблаговременные и оперативные.

Заблаговременно в образовательных учреж­дениях создается:

  • нормативно-правовая база, т.е. положения, приказы, инструкции, возлагающие на должнос­тных лиц обязанности по обеспечению безопас­ности людей;
  • оснащение системами оповещения техни­ческими системами обнаружения опасности, а также средствами безопасности;
  • анализ возможных опасностей и обосно­вание принципов и способов защиты;
  • оценка критического времени экстренной эвакуации;
  • организация обучения учащихся, препода­вателей и персонала способам защиты и прове­дение учений и тренировок в соответствии с тре­бованиями безопасности.

Оперативные мероприятия

Из оперативных мероприятий основным яв­ляется экстренная эвакуация. При этом следует иметь в виду, что особенностью образовательных учреждений является максимальная концентрация людей на сравнительно малых площадях. Кроме того, возрастные особенности обучающихся оп­ределяют дополнительную сложность при обес­печении их безопасности.

Система пожарной безопасности

Как показывают события последних лет, в об­разовательных учреждениях наиболее вероятной угрозой с тяжкими последствиями является по­жар.

Существует целая система обеспечения пожар­ной безопасности применительно к образователь­ному учреждению, изложенная в Государствен­ном стандарте «Пожарная безопасность» (ГОСТ 12.1.004-91), Федеральном законе «О пожарной безопасности» (№ 69- ФЗ), а также в «Правилах пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03). В этих документах определены структура систе­мы пожарной безопасности, требования к ней, обязанности всех уровней власти, должностных лиц и граждан.

В структуру системы пожарной безопасности должны входить подсистема предотвращения пожара и подсистема противопожарной защи­ты, направленные на:

  • профилактику пожаров;
  • обеспечение пожарной безопасности людей;
  • обеспечение пожарной безопасности мате­риальных ценностей.

Ответственность за состояние пожарной безо­пасности возлагается на руководителя учрежде­ния образования, который должен издать ряд при­казов:

  • «Правила пожарной безопасности в …»;
  • «Об организации пожарной безопасности в …..», где следует максимально предусмотреть ответственность должностных лиц и решение та­ких вопросов, как организация оповещения, бес­препятственной эвакуации, определение состоя­ния средств первичного пожаротушения, техни­ческих систем безопасности, аварийного освещения, порядок действий в случае пожара и т.д.
  • «Об организации проведения пожароопас­ных работ …»;
  • «О проведении практических тренировок по пожарной безопасности…»;
  • «Об организации мест для курения …».

Подобные приказы доводятся до исполните­лей, как правило, под роспись и организуется жесткий контроль их исполнения.

Инструктажи по пожарной безопасности обя­зательны и должны быть правильно оформлены.

Особое значение для образовательного учреж­дения имеет установление эффективного проти­вопожарного режима, т.е. правил поведения лю­дей, порядок организации учебного процесса и содержания классов (помещений).

Экстренная эвакуация

Экстренная эвакуация является основным спо­собом безопасности людей на пожаре, планиру­ется заблаговременно, предполагает целый ком­плекс организационных и технических мер.

Эвакуация — вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздей­ствия на них опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход — выход, ведущий в бе­зопасную при пожаре зону.

Путь эвакуации — при эвакуации путь, безо­пасный для людей, ведущий к эвакуационному выходу.

Согласно СНиП 21-01-97 «Пожарная безопас­ность зданий и сооружений»:

«При эксплуатации зданий всегда следует учи­тывать требования к расположению эвакуацион­ных путей и сохранению эвакуационной способ­ности:

  • с каждого этажа и из помещения следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов;
  • при устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из лестничных клеток кроме выхода в вес­тибюль должна иметь выход непосредственно на­ружу;
  • ширина путей эвакуации должна быть не менее 1 м, дверей — не менее 0,8 м, высота прохо­да — не менее 2 м;
  • двери на путях эвакуации должны откры­ваться по направлению выхода из здания;
  • наружные эвакуационные двери зданий не должны иметь запоров, которые не могут быть открыты изнутри без ключа;
  • двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов должны иметь приспособления для самозакрывания и не долж­ны иметь запоров, препятствующих их свободно­му открыванию изнутри без ключа.

Более подробно требования к путям эвакуации изложены в строительных нормах и правилах (СНиП 2.01.02-85) «Противопожарные нормы».

Данные документы помогут администрации учреждений образования правильно оценить со­стояние пожарной безопасности и принять соот­ветствующие меры.

Расчет времени эвакуации

При проведении экстренной эвакуации людей существует интегральная характеристика их безопасности — это время эвакуации (tэв). Оно не должно быть больше времени блокирования пу­тей эвакуации опасными факторами пожара (tбл). Для большинства зданий, сооружений и помеще­ний учреждений образования это время рассчиты­вается с помощью соответствующих методик и может составлять от 4 до 10 мин.

Расчет времени эвакуации может быть пред­ставлен как:

tэв = tоб + tоп + tсб + tдв ,

где:

tэв — время эвакуации людей из опасной зоны;

tоб — время обнаружения признаков пожара;

tоп — время оповещения людей о пожаре и не­обходимости экстренной эвакуации;

tсб — время сбора и подготовки к эвакуации;

tдв — время движения людей до безопасной зоны.

Время tоб определяется комплексом заблагов­ременных организационно-технических меропри­ятий: наличие дежурных сил и средств, систем сигнализации, алгоритмов принятия решения о факте пожара и т.д.

Время tоп определяется продолжительностью периода между обнаружением и сообщением о пожаре и зависит от быстроты принятия реше­ния эвакуировать людей, готовности и надежнос­ти системы оповещения, других факторов.

Время tc6 зависит в значительной степени от типа системы оповещения о пожаре. Например, если сообщение об опасности передается по свя­зи голосом, то примерно через минуту люди на­чинают эвакуироваться. Если сообщения о пожа­ре передаются звонками, тонированными сигна­лами и т.д., время сбора и подготовки к эвакуации может составлять более 4 мин.

Время tc6 может включать в себя:

  1. Проверку и определение источника надеж­ности или значимости сообщения о пожаре.
  2. Выключение оборудования, сбор докумен­тов, материалов, одевание.
  3. Поиск путей эвакуации.
  4. Неверные действия, связанные с некор­ректной или вводящей в заблуждение информа­цией.

Время tc6 может быть сокращено благодаря изу­чению сотрудниками инструкций по действиям в условиях пожара, демаркации путей эвакуации, проведению тренировок и учений.

Таким образом, время перед началом эвакуа­ции определяется целым рядом технических и организационных решений по обеспечению бе­зопасности на пожаре.

Применение индивидуальных средств защиты

Важным моментом, особенно характерным для деятельности учреждений образования, является определение максимально допустимого количе­ства людей в помещениях различного назначения. Количество людей не должно превышать установ­ленного нормами проектирования.

Если же нормы безопасности при строитель­стве на какое-либо здание не учитывались, то до­пустимое количество людей определяется расче­том из условия — не менее 0,75 м2 на человека при обеспечении возможности безопасной эвакуации при пожаре.

Чтобы эффективно защитить людей от пожаров в системе образования, необходимо внедрять новые средства и способы обеспечения пожарной безопас­ности. Решить эту проблему можно с помощью применения индивидуальных средств защиты и спасения.

Анализ совокупности факторов, обусловлива­ющих целесообразность применения индивиду­альных средств защиты и спасения, показывает, что необходимо принимать во внимание:

  • недостаточную мобильность людей;
  • плохую ориентацию из-за задымления;
  • большую протяженность и сложность пла­нировки путей эвакуации;
  • недостаточную защищенность путей эваку­ации от опасных факторов пожара;
  • задержки в проведении спасательных работ;
  • возможность совершения поджога, когда будут заблокированы пути эвакуации.

От действия продуктов горения во время по­жара гибнут до 80% людей. Одним из видов средств индивидуальной защиты, предлагаемых отечественной промышленностью, являются са­моспасатели. Данное изделие представляет собой средство защиты органов дыхания и зрения че­ловека от опасных факторов пожара в течение оп­ределенного времени.

Следует иметь в виду, что любой самоспаса­тель должен иметь государственный сертификат пожарной безопасности, тогда его применение за­конно. Часто предлагаются средства, не имеющие подобного сертификата.

Индивидуальные средства защиты и спасе­ния могут использоваться:

  • обслуживающим персоналом для оказания помощи в эвакуации основного числа людей;
  • эвакуирующимися самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала;
  • людьми до начала их спасения при невоз­можности их эвакуации;
  • людьми с помощью пожарных подразделений.

Учитывая данные рекомендации, можно опре­делить конкретные места размещения индивиду­альных средств защиты и спасения в зданиях, по­мещениях обслуживающего персонала, безопас­ных зонах, в преподавательских и т. д.

При этом применение средств индивидуальной защиты может предусматриваться как на стадии проектирования, так и при разработке компенси­рующих мероприятий существующих зданий.

Действия должностных лиц во время пожара

На практике очень часто при возникновении пожара должностные лица учреждений образова­ния допускают неточные и некорректные действия. Правила пожарной безопасности однозначно определяют содержание и приоритет действий руководителей, лиц, ответственных за пожар­ную безопасность, дежурных служб и т.д.:

  • прибыть к месту пожара и сообщить о его возникновении в пожарную охрану;
  • в случае угрозы жизни людей организовать их спасение;
  • проверить и включить системы противопо­жарной защиты (оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д.);
  • при необходимости отключить электро­энергию и другие системы (вентиляции, лифты), т.е. воспрепятствовать дальнейшему развитию пожара;
  • прекратить все виды деятельности в здании;
  • эвакуировать всех учащихся и персонал;
  • организовать (осуществить) общее руковод­ство по тушению пожара до прибытия подразде­лений пожарной охраны, обеспечив при этом со­блюдение мер безопасности;
  • встретить подразделения пожарной охраны и показать им кратчайший путь до очага пожара, местонахождение пожарных гидрантов, водо­емов; планировку здания, пути эвакуации и т.д.

Решение многих из перечисленных выше про­блем представляет собой систему противопожар­ной профилактики, т.е. комплекса организацион­ных и технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безо­пасности людей и создание условий для успеш­ного тушения пожара.

Обозначенные задачи пожарной профилактики, формализованные в общем виде, и составляют ос­нову пожарной безопасности образовательного уч­реждения. Их исполнение — прямая обязанность дол­жностных лиц, а также персонала и обучающихся.

По данным МЧС за 2017 г. в республике зарегистрировано 5307 пожаров. По сравнению с 2016 г. их число уменьшилось на 6,6 % (в 2016 г. — 5680).

От пожаров в 2017 г. погибло 490 человек (за 2016 г. — 538), в т.ч. 4 детей, уничтожено 819 строений, 324 единицы техники, 59 тонн зерна, 1402 тонны грубых кормов, 91 голова скота, 4086 птиц.

Из 490 погибших — 338 (69,0 %) погибло в пожарах, источником зажигания которых явилась непотушенная сигарета, 310 погибших (63,3 %) находились в состоянии алкогольного опьянения.

Информация по количеству пожаров в местах их возникновения за 2014–2017 гг. представлена в таблице 1 ниже.

Снизилось количество пожаров по причинам: «Неосторожное обращение с огнем», «Поджог», «Проявление сил природы», «Нарушение противопожарных требований при проведении огневых работ», «Нарушение правил эксплуатации газовых устройств и агрегатов», «Шалость детей с огнем». Увеличилось количество пожаров по причинам: «Нарушение правил устройства и эксплуатации печей», «Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования» (см. таблицу 2).

Органами МЧС в 2017 г. проведено 618 плановых проверок объектов, указанных в таблице 2, 57 внеплановых проверок и 3983 мониторингов, по результатам которых обеспечено информирование местных исполнительных и распорядительных органов (направлено 875 информаций) и органов прокуратуры различного уровня для принятия соответствующих мер реагирования.

Справочно: по информации МЧС, благодаря работе автономных пожарных извещателей, которые в 2017 г. отреагировали на пожар 119 раз, было спасено 117 человек, в т.ч. 30 детей (всего с 2002 г. — 2152 человека).

Обязанности руководителей и должностных лиц в области пожарной безопасности

Правовая основа и принципы организации системы пожарной безопасности определены Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон). В ст. 17 Закона изложены обязанности руководителей и должностных лиц организаций. Перечислим некоторые из них:

  • обеспечение пожарной безопасности и противопожарного режима;
  • обеспечение своевременного выполнения противопожарных мероприятий по предписаниям, рекомендациям, требованиям и заключениям органов государственного пожарного надзора;
  • создание внештатных пожарных формирований и организация их работы;
  • содержание в исправном состоянии пожарной техники, оборудования и инвентаря, недопущение их использования не по прямому назначению;
  • организация обучения работников правилам пожарной безопасности и обеспечение их участия в предупреждении и тушении пожаров, недопуск к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;
  • обеспечение разработки плана действий работников на случай возникновения пожара и проведение практических тренировок по его отработке и др.

Ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности

Основным документом, устанавливающим требования пожарной безопасности на объектах, являются Правила пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014 (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Правила). Наряду с Правилами следует также руководствоваться требованиями иных нормативных правовых актов и ТНПА в области пожарной безопасности.

Предусмотрена следующая ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности:

1. Нарушение законодательства о пожарной безопасности, в т.ч. обязательных для соблюдения требований ТНПА системы противопожарного нормирования и стандартизации, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо — предупреждение или наложение штрафа в размере до 200 базовых величин (ч. 1 ст. 23.56 КоАП).

Директору на заметку
Кроме административной ответственности, нарушение правил пожарной безопасности может повлечь уголовную ответственность по ст. 304 УК («Нарушение правил пожарной безопасности») или по ст. 219 УК («Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности»).

2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин (ч. 2 ст. 23.56 КоАП).

Содержание территории учреждения

Не допускается перекрывать и загромождать проезды и подъезды (к зданиям, водоисточникам и т.д.) для пожарной аварийно-спасательной техники. О закрытии (ремонте) отдельных участков дорог или проездов, препятствующих проезду пожарной аварийно-спасательной техники, необходимо не менее чем за сутки уведомить пожарные аварийно-спасательные подразделения (письменно или по телефону 101 или 112), об аварийных ситуациях следует сообщать немедленно.

Территория учреждения должна быть очищена от сухой травы и листьев, сгораемого мусора и отходов, обладающих взрыво- и пожароопасными свойствами (далее — отходы). Сушить и скирдовать скошенную траву на территории не допускается, за исключением специально отведенных для этих целей мест. Не допускается выжигание растительности, стерни.

Для сбора отходов потребления и мусора на территории должны быть установлены контейнеры с закрывающимися крышками. Контейнеры для отходов потребления должны быть выполнены из негорючих материалов.

Справочно: контейнеры для отходов потребления и производственных отходов необходимо устанавливать на контейнерных площадках на расстоянии не менее 10 м от зданий I–VI степеней огнестойкости и 15 м от зданий VII и VIII степеней огнестойкости, открытых стоянок автотранспорта.

Содержание зданий (сооружений) и помещений

На чердаках, в подвальных, цокольных, технических этажах и подпольях зданий, коридорах не допускается применять и хранить взрывчатые вещества, ЛВЖ и ГЖ, баллоны с горючим газом и другие взрывопожароопасные вещества и материалы. Чердачные помещения должны содержаться в чистоте.

В помещениях, связанных с пребыванием детей, все виды напольных покрытий должны жестко крепиться к полу.

Запрещается:

  • размещение детей в мансардных помещениях;
  • проведение огневых работ при наличии в помещениях детей;
  • применение для освещения свечей, керосиновых ламп и иных приспособлений с использованием открытого огня;
  • снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;
  • оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы (за исключением холодильника), пользоваться этими приборами без несгораемых подставок;
  • использовать электрокипятильники, электрочайники для приготовления пищи в спальнях, игровых комнатах и других помещениях, занятых детьми (за исключением специально оборудованных помещений);
  • устраивать в чердачных помещениях склады, архивы, хранить какие-либо материалы;
  • отогревать замерзшие отопительные водопроводные и канализационные трубы открытым огнем.

Директор обязан обеспечить ежедневное информирование подразделений МЧС о количестве детей и обслуживающего персонала, находящихся в заведении в ночное время. Размещение детей в зданиях следует осуществлять с таким расчетом, чтобы младшие дети располагались на нижних этажах.

Все участники учебно-воспитательного процесса старше 14 лет обязаны знать пожарную опасность применяемых химических реактивов и веществ, способы их тушения и соблюдать требования пожарной безопасности во время работы с ними, а также знать место нахождения средств пожаротушения, индивидуальной защиты органов дыхания и уметь ими пользоваться в случае возникновения пожара.

Количество парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать предельную нормативную наполняемость классных групп в соответствии с действующими ТНПА.

Обратите внимание
Лестницы и площадки, используемые для подъема пожарными подразделениями на крышу и чердаки, а также ограждения крыш должны подвергаться периодическим испытаниям на прочность.

В целях быстрого открывания дверей и люков выходов на кровлю, дверей в технические помещения в зданиях и сооружениях должно быть предусмотрено наличие комплекта ключей с номерными бирками. Ключи должны находиться в установленных местах, доступных для получения в любое время суток. На внутренней стороне дверей (люков) выходов на кровлю и наружной стороне дверей технических помещений должны быть вывешены таблички с указанием назначения помещения и места хранения ключей.

Проведение массовых мероприятий

Во время проведения массовых мероприятий с детьми должны неотлучно находиться дежурные преподаватели. Указанные лица должны знать меры пожарной безопасности и действия в случае возникновения пожара.

В зданиях VI–VIII степеней огнестойкости проведение массовых мероприятий разрешается только на первом этаже.

Помещение, в котором планируется проведение массовых мероприятий, должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

В местах проведения массовых мероприятий запрещается:

  • применять для оформления помещений, изготовления декораций и сценического оборудования горючие синтетические материалы, искусственные ткани и волокна;
  • хранить ЛВЖ и ГЖ;
  • устраивать фальшивые двери и филенки, имеющие сходство с дверями;
  • устанавливать зеркала в полный рост человека;
  • применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи;
  • проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожаро- и пожаровзрывоопасные работы;
  • уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;
  • полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений.

Обеспечение безопасной эвакуации

На объектах должны быть разработаны планы эвакуации людей при пожаре для всех этажей зданий (сооружений) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек.

Не реже одного раза в год необходимо организовывать проведение тренировочных занятий для персонала по эвакуации людей из зданий в соответствии с планами эвакуации и инструкцией, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей, а для объектов с круглосуточным пребыванием детей, инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, людей с нарушениями зрения и дефектами слуха, лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных и иных лиц с особенностями психофизиологического развития — не реже двух раз в год.

По результатам тренировочных занятий должен быть составлен акт.

Это важно
Двери эвакуационных выходов на лестничные клетки из коридоров, двери тамбур-шлюзов, вестибюлей, холлов, лифтовых холлов, помещений с массовым пребыванием людей, а также наружные эвакуационные двери не допускается закрывать на замки и запоры, которые не могут быть открыты изнутри без ключа.

В помещениях с массовым пребыванием людей не допускается устанавливать глухие решетки на окнах, а также заделывать оконные проемы и загромождать подступы к ним. При наличии в помещениях постоянных рабочих мест от 5 до 50 включительно глухие решетки могут предусматриваться не более чем на 50 % окон.

Запрещается фиксировать противопожарные и дымонепроницаемые двери, двери лестничных клеток в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически закрывающие двери при пожаре), а также снимать их.

Для обеспечения безопасной эвакуации не допускается:

  • загромождать проходы, выходы, двери на путях эвакуации, эвакуационные выходы на кровлю, устанавливать выставочные стенды, торговые лотки, мебель, цветы, растения и другое имущество, уменьшающее минимальную эвакуационную ширину и высоту; изменять направление открывания дверей на препятствующее выходу из зданий и помещений; устраивать на путях эвакуации имитацию дверей, устанавливать турникеты и другое имущество, препятствующее безопасной эвакуации;
  • складировать под маршами эвакуационных лестничных клеток горючие материалы и устраивать различные помещения, за исключением узлов управления центрального отопления, водомерных узлов.

Первое, что надо сделать при возникновении пожара, — это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью.

Директору на заметку
После того как все работники и обучающиеся эвакуированы из здания, следует провести перекличку среди учеников каждого класса, среди учителей и других работников учреждения, чтобы убедиться, что никто не остался в здании.

Первичные средства пожаротушения

Руководителем объекта должно быть определено лицо (лица), ответственное (ответственные) за наличие необходимого количества первичных средств пожаротушения и их исправность.

Огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации.

Ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителей и подходов к ним, а также проведение внешнего осмотра огнетушителей.

Ежегодная проверка огнетушителей включает в себя внешний осмотр огнетушителей, осмотр места их установки и подходов к ним. В процессе ежегодной проверки контролируют величину утечки вытесняющего газа из газового баллона или огнетушащее вещество (далее — ОТВ) из газовых огнетушителей. Полное или выборочное вскрытие огнетушителей, оценку состояния фильтров, проверку параметров ОТВ производят организации, имеющие соответствующую лицензию МЧС, и, если они не соответствуют требованиям соответствующих ТНПА, производят перезарядку огнетушителей.

Причины пожаров в УО

Анализ пожаров в учреждениях образования позволяет выявить наиболее вероятные и закономерные причины пожаров:

  • отсутствие системы пожаротушения;
  • незнание персоналом правил поведения при пожаре;
  • детская шалость (спички, петарды, бенгальские огни);
  • поджог;
  • курение;
  • короткое замыкание и перегрузки в электросетях, старая проводка, большое число электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников, оставление включенных электроприборов без присмотра.

Памятка для работников

Необходимо помнить, что в помещениях учреждения огонь распространяется со скоростью 1–1,5 метра в мин, в коридорах — 4–5 метра в мин. При горении мебели и бумаги в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5–10 мин становится смертельным. Вот почему в случае пожара нужно действовать быстро, решительно и грамотно в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

Порядок действий при пожаре:

1. Сообщите в пожарную охрану по телефону «101» или «112».

2. Не поддавайтесь панике сами и постарайтесь успокоить учащихся.

3. Эвакуацию учащихся проводите в первую очередь из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей.

4. Уточните обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможен ли вывод и эвакуация учащихся.

5. Если выход из класса безопасен, постройте учащихся для эвакуации. Если имеется опасность, то наденьте на детей марлевые повязки (или используйте иной подручный материал), желательно смоченные водой, для защиты органов дыхания. Возьмите классный журнал для последующей переклички учащихся.

6. Выводите детей из здания по наиболее безопасному и кратчайшему пути. При эвакуации дети по возможности держат друг друга за руки, взрослые должны находиться и в начале, и в конце колонны. Могут помогать старшеклассники.

7. По окончании эвакуации в заранее определенном безопасном месте сбора проведите перекличку всех учащихся по журналу. Педагог должен неотлучно находиться рядом с выведенными из здания учащимися.

8. Если коридор задымлен и выход из помещения небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания. Если на окнах металлические решетки, их необходимо тут же открыть. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы спасатели немедленно приступили к эвакуации через окна. Педагог в таком случае покидает класс последним.

Категорически запрещено возвращаться в класс, даже если там забыты какие-либо вещи.

Если Вы нашли в горящем помещении ребенка, который не может сам передвигаться, накиньте на него влажную простыню или одеяло, закройте нос и рот влажной тканью и выведите в безопасное место.

Если на ребенке загорелась одежда, необходимо набросить на него мокрое покрывало, одеяло, плотную ткань и плотно прижать к телу, чтобы прекратить доступ воздуха и остановить горение.

Это важно
Не пытайтесь тушить одежду с помощью огнетушителя, это может привести к химическому ожогу.

Поиски учащихся в горящей зоне следует прекращать лишь в том случае, когда проверены все помещения и точно установлено, что в них никого нет.

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Татарников М.А. Центр изучения проблем здравоохранения и образования

В статье рассмотрены организационные вопросы обеспечения пожарной безопасности в образовательной организации (школе).

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности (ПБ) в образовательных организациях четко регламентирована действующими в этой области законодательными и нормативно-правовыми актами. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждая организация должна иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью ее создания являются предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Руководитель образовательной организации обязан:

— соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

— разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

— проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

— включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

— содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

— оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

— предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров необходимые силы и средства;

— обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты образовательной организации;

— предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, в том числе о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

— незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

— содействовать деятельности добровольных пожарных.

Для решения этих задач в образовательной организации вводится ставка специалиста по пожарной безопасности или назначается ответственное лицо за пожарную безопасность. Им может быть сам руководитель образовательной организации (в небольших организациях), один из его заместителей, руководитель службы охраны труда, АХЧ, специалист по охране труда и т.д. Также руководитель в обязательном порядке назначает ответственных лиц за пожарную безопасность в структурных подразделениях организации.

Передача полномочий и установление ответственности за выполнение порученных служебных обязанностей в области пожарной безопасности должны быть зафиксированы в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, положениях, должностных инструкциях) и соответствовать действующим нормативно-правовым актам. Следует помнить, что ответственность за ПБ не может быть делегирована. Делегируются только права и обязанности. При любом распределении полномочий персональную ответственность за пожарную безопасность в образовательной организации несет ее руководитель.

В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию (ПТК). Вопросы пожарной безопасности также рассматриваются на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, создающихся в крупных образовательных организациях и органах управления образованием.

Определившись с ответственным лицом за пожарную безопасность, разрабатывают и утверждают его функциональные обязанности, права и ответственность. Удобнее это делать в виде должностной инструкции. Должностные обязанности по обеспечению пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с основными направлениями деятельности в этой области на основе действующих нормативно-правовых актов по ПБ.

После назначения ответственных лиц за ПБ осуществляется распределение обязанностей, полномочий и ответственности в области ПБ среди остального руководящего состава и других специалистов образовательной организации, что фиксируется в соответствующих локальных организационно-распорядительных документах, включая должностные инструкции.

Основные направления деятельности по обеспечению ПБ в образовательных организациях

Основными функциями управления ПБ являются планирование, организация и контроль проведения противопожарных мероприятий, которые можно условно разделить на организационные и технические. Конкретные мероприятия планируются исходя из основных направлений деятельности по обеспечению ПБ в организациях (табл. 1.1), финансовых возможностей и приоритетности. Порядок проведения практически каждого мероприятия регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, поэтому на документационное обеспечение управления ПБ следует обращать особое внимание.

Таблица 1.1

Основные направления деятельности по обеспечению ПБ в образовательных организациях

Направление деятельности

Содержание деятельности

Цели и задачи

1. Формирование и обеспечение функционирования системы управления ПБ в организации.

Назначение ответственных лиц за ПБ в организации и ее структурных подразделениях. Распределение обязанностей, полномочий и ответственности в области ПБ среди руководящего состава и других специалистов организации. Документационное обеспечение управления ПБ в организации (формирование комплекта нормативно-правовых и методических документов федерального, регионального и муниципального уровней по ПБ; разработка, утверждение и своевременная актуализация локальных нормативно-правовых актов по ПБ; ведение учетно-отчетной документации). Организация деятельности пожарно-технической комиссии. Формирование и обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны. Формирование и обеспечение деятельности добровольных дружин юных пожарных.

Повышение эффективности управления ПБ на основе: документально закрепленного распределения обязанностей, полномочий и ответственности в области ПБ среди работников организации; повышения их ответственности; улучшения координации деятельности в области ПБ; совершенствования документационного и информационного обеспечения; привлечения инженерно-технических и иных работников для решения технических вопросов обеспечения ПБ через участие в работе пожарно-технической комиссии; участия работников организации в добровольной пожарной охране объекта.

2. Организация контроля соблюдения требований ПБ и установленного противопожарного режима в организации и прилегающей территории.

Контроль соблюдения правил противопожарного режима во всех структурных подразделениях организации.

Своевременное выявление нарушений требований ПБ и принятие незамедлительных мер по их устранению.

3. Обучение работников мерам ПБ и отработка действий при возникновении пожара.

Проведение противопожарных инструктажей и обучение пожарно-техническому минимуму. Проведение тренировок по эвакуации персонала, учащихся и посетителей образовательной организации и тушению условного пожара.

Повышение уровня противопожарной подготовки работников организации. Подготовка персонала образовательных организаций к действиям в условиях возникновения пожароопасных ситуаций за счет тренировок, максимально приближенных к возможным реальным ситуациям, приобретения устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий, которые могут иметь место при возникновении пожара.

4. Противопожарное оснащение и содержание зданий, сооружений и прилегающей территории.

Установка и техническое обслуживание систем и средств противопожарной защиты (систем пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ), включая первичные средства тушения пожаров. Устройство и содержание в должном порядке эвакуационных путей в соответствии с требованиями ПБ. Содержание сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения (пожарные краны, пожарные гидранты). Содержание в исправном состоянии электропроводки и электроустановок. При необходимости обработка деревянных конструкций огнезащитными составами и т.д.

Профилактика пожаров. Ликвидация пожаров на ранней стадии. Обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система управления пожарной безопасностью в образовательной организации

Начало деятельности по обеспечению ПБ в любой организации начинается с формирования системы управления.

В образовательном учреждении система управления ПБ представлена:

— руководителем организации, осуществляющим непосредственное руководство системой ПБ в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несущим персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Руководитель организации назначает ответственных лиц за ПБ, издает приказы по обеспечению ПБ, утверждает должностные инструкции ответственных за ПБ, обеспечивает финансирование мероприятий по ПБ, установку и обслуживание систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, обучение работников и проведений тренировок и т.д.;

— ответственным лицом за пожарную безопасность в организации (им может быть штатный специалист по пожарной безопасности или иное должностное лицо, в обязанности которого входит обеспечение ПБ в организации);

— ответственными лицами за ПБ в структурных подразделениях организации;

— пожарно-технической комиссией (в ее состав включаются инженерно-технические работники, ответственные за эксплуатацию и обслуживание электроустановок, систем водоснабжения, связи, автоматической противопожарной защиты и т.п., ответственные лица за пожарную безопасность в структурных подразделениях организации, руководитель добровольной пожарной охраны, специалисты по пожарной безопасности, представители профсоюзов).

Координацией всей работой по обеспечению ПБ в образовательной организации занимается ее руководитель и в пределах своей компетенции назначенное им ответственное лицо за ПБ.

Основными функциональными обязанностями ответственного лица за ПБ в организации являются:

— планирование, организация и контроль деятельности по обеспечению ПБ в организации;

— контроль соблюдения требований нормативно-правовых актов в области ПБ и установленного противопожарного режима в организации (при выявлении нарушений противопожарных требований незамедлительно ставит в известность руководство организации, предлагает и в максимально короткие сроки осуществляет меры по устранению выявленных недостатков и нарушений в области ПБ);

— оценка пожарных рисков в организации;

— разработка проектов локальных нормативно-правовых актов по ПБ, включая инструкции по ПБ, и представление их руководителю организации для утверждения;

— организация делопроизводства в области ПБ;

— осуществление взаимодействия с органами пожарного надзора;

— принятие безотлагательных мер по устранению нарушений требований ПБ, выявленных в ходе проверок представителями государственного пожарного надзора;

— разработка и представление в территориальный орган пожарного надзора декларации ПБ;

— оказание методической помощи структурным подразделениям организации в области ПБ;

— контроль соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания систем пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией;

— контроль наличия, правильного размещения и проведения технического обслуживания огнетушителей в соответствии с требованиями ПБ;

— определение потребности организации в первичных средствах пожаротушения и организация их учета:

— контроль соблюдения требований к путям эвакуации;

— контроль соблюдения правил содержания сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения (пожарные краны, пожарные гидранты);

— контроль соблюдения правил размещения знаков ПБ;

— организация и контроль обучения руководителей, специалистов и иных работников организации мерам ПБ (противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум);

— проведение вводного противопожарного инструктажа со всеми вновь принимаемыми на постоянную и временную работу;

— проведение тренировок по эвакуации персонала, учащихся, посетителей и тушению условного пожара;

— участие в организации и подготовке добровольных пожарных дружин;

— участие в работе пожарно-технической комиссии;

— проведение не реже одного раза в месяц выборочных проверок противопожарного состояния в структурных подразделениях организации;

— участие в расследовании причин происшедших пожаров;

— изучение и распространение передового опыта пожарно-профилактической работы;

— проведение разъяснительной и воспитательной работы с сотрудниками организации по вопросам ПБ;

— разработка и внесение руководству организации предложений по улучшению состояния ПБ;

— участие в рассмотрении проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учебных, лабораторных, производственных, складских и других помещений и зданий с целью определения ее соответствия требованиям ПБ;

— подготовка и представление в установленные сроки отчеты и иные запрашиваемые документы по ПБ.

Примечание: приложения не приводятся.

Опубликовано в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 11/2016.

Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Решение о введении в штатное расписание ставки специалиста по пожарной безопасности принимается руководителем организации самостоятельно в зависимости от размеров и специфики деятельности организации. Профессиональный стандарт «Специалист по противопожарной профилактике» утвержден приказом Минтруда России от 28.10.2014 N 814н. Другие возможные наименования должности: специалист по противопожарной профилактике; инженер по пожарной безопасности; инженер по противопожарной безопасности; специалист по противопожарной безопасности. Специалист по пожарной безопасности является ответственным лицом за пожарную безопасность в организации по должности.

ПТК создается в соответствии с п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390. Примерное положение о пожарно-технической комиссии образовательной организации представлено в приложении № 1.

Примерная должностная инструкция специалиста по пожарной безопасности представлена в Приложении № 2. Если ответственным за пожарную безопасность в организации является другое должностное лицо, то функциональные обязанности по обеспечению пожарной безопасности, соответствующие права и ответственность вписываются в его должностную инструкцию по основной должности.

Функциональные обязанности, трудовые действия, необходимые умения и знания специалиста по противопожарной профилактике представлены в приложении № 3.

Приоритетными являются мероприятия, направленные на устранение реальной опасности пожара, который может привести к человеческим жертвам, травмам и отравлениям персонала, учащихся и посетителей образовательных организаций, большому материальному ущербу. Также в первую очередь выполняются предписания представителей пожарного надзора. Отсутствие финансовых возможностей не является основанием или оправданием невыполнения обязательных требований ПБ.

Данный раздел пожарная безопасность в школе посвящен требованиям и правилам пожарной безопасности для школьников в школе, для учителей, работников, соответствующему пожаробезопасному содержанию школьных помещений.
Очень важно научить пожарной безопасности для учащихся детей начальной школы, средней и старшей школы, правилам поведения при пожаре, что позволит сберечь их здоровье и жизнь.

В этом разделе можно бесплатно скачать инструкции по пожарной безопасности в школе (новые, 2018 год) и для отдельных кабинетов, инструктажи по пожарной безопасности в школе новые, требования противопожарной защиты и безопасности.

Цель приведенной ниже информации, инструкций и требований — не допустить пожароопасную ситуацию, предотвратить возникновение пожара в общеобразовательной школе, школьных кабинетах, дома, на улице.

Инструкции по пожарной безопасности в школе

Общие инструкции по пожарной безопасности для школы и администрации учреждения.
В общеобразовательном учреждении директор школы является ответственным лицом за пожарную безопасность и обучение сотрудников пожарно-техническому минимуму. Однако он может назначить приказом лицо, ответственное за пожарную безопасность в школе и противопожарную защиту.

Данное ответственное лицо, прошедшее необходимое обучение, может согласно инструкциям по пожарной безопасности в школе и программы обучения организовывать и проводить обучение, причем, также и с привлечением других лиц.


скачать: документы по Пожарной безопасности в Школе
38 документов с учетом приказов на 15 апреля 2020 г

  1. Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе
  2. Инструкция о мерах пожарной безопасности на складе продуктов в школе
  3. Инструкция о мерах пожарной безопасности на пищеблоке школы
  4. Инструкция о мерах пожарной безопасности на складе ТМЦ в школе
  5. Инструкция о мерах пожарной безопасности для сотрудников школы
  6. Должностная инструкция по пожарной безопасности директора школы
  7. Должностная инструкция ответственного за пожарную безопасность
  8. Инструкция о порядке содержания, осмотра, приведения помещений школы в пожаробезопасное состояние
  9. Инструкция по правилам противопожарного режима в школе
  10. Инструкция по пожарной безопасности для дежурного администратора школы
  11. Инструкция по пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе
  12. Инструкция по пожарной безопасности при проведении новогодних мероприятий в школе
  13. Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении окрасочных работ
  14. Инструкция по пожарной безопасности при временных огневых работах в школе
  15. Инструкция по пожарной безопасности при проведении ремонтных работ
  16. Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для директора школы


скачать: Инструкции по Охране труда для Школы
261 инструкция с учетом законов на 20 марта 2020 г
Каждое отдельное помещение школы должно контролироваться ответственным за пожарную безопасность, назначенным директором общеобразовательного учреждения. Ответственным за пожарную безопасность назначается индивидуальный комплекс обязанностей, выполняемых как во время рабочего процесса, так и в случае чрезвычайной ситуации.

Инструкции по пожарной безопасности в кабинетах школы

Для всех специализированных учебных кабинетов, складов, пищеблока, спортзала, актового зала, библиотеки в школе должны быть разработаны инструкции по пожарной безопасности, содержащие большое количество разделов. За разработку инструкций о мерах пожарной безопасности в кабинетах и помещениях школы несет ответственность назначенный ответственный за пожарную безопасность, который к разработке инструкций также может привлекать инженера по охране труда и заведующего кабинетом.

  1. Инструкция по пожарной безопасности в учебном кабинете
  2. Инструкция по пожарной безопасности в кабинете информатики
  3. Инструкция по пожарной безопасности в кабинете химии
  4. Инструкция по пожарной безопасности в кабинете физики
  5. Инструкция по пожарной безопасности в кабинете технологии
  6. Инструкция по пожарной безопасности в учебной мастерской
  7. Инструкция по пожарной безопасности в спортивном зале
  8. Инструкция о мерах пожарной безопасности в библиотеке
  9. Инструкция о мерах пожарной безопасности в школьной столовой


скачать: документы по Пожарной безопасности в Школе
38 документов с учетом приказов на 15 апреля 2020 г

Документы по пожарной безопасности в школе

В обязательном порядке в общеобразовательном учреждении должны быть разработаны документы по пожарной безопасности, представляющие собой основные приказы по пожарной безопасности, программы и графики вводного, первичного и повторного противопожарных инструктажей. Должны быть проведены испытания и обследования огнезащитных покрытий, гидрантов, пожарных кранов и пожарной сигнализации, вследствие чего составлены акты.

  1. Акт обследования автоматической пожарной сигнализации в школе
  2. Акт обследования лестниц и стремянок в школе
  3. Акт проверки пожарных гидрантов на водоотдачу в школе
  4. Акт испытаний внутреннего противопожарного водопровода и пожарных кранов в школе
  5. Акт обследования состояния огнезащитных покрытий в школе
  6. Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности в школе
  7. Журнал учета огнетушителей в школе
  8. Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для директора школы
  9. Требования к содержанию гидрантов
  10. Требования к инструкциям по пожарной безопасности в школе
  11. Типы первичных средств пожаротушения для школы
  12. Нормы оснащения помещений школы ручными огнетушителями


скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года

Пожарная безопасность в пришкольном оздоровительном лагере

Инструкции и инструктажи по пожарной безопасности для пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

1. Инструкция о мерах пожарной безопасности в пришкольном лагере

Рекомендуем просмотреть:
Видео-фильмы по пожарной безопасности

Оставьте комментарий