Обеспечение участия в аукционе проводки

Содержание

Бюджетным учреждением был перечислен задаток в обеспечение заявки на участие в открытом аукционе по приобретению права на заключение договора водопользования. Операция отражена бухгалтерскими проводками: Дебет 210 05 560 Кредит 201 11 610 (код вида расхода — 853). Аукцион признан несостоявшимся, и с учреждением как с единственным участником был заключен договор водопользования. Сумма задатка Министерством природных ресурсов и экологии РФ учреждению не возвращена, а зачтена как оплата приобретенного на аукционе права на заключение договора.
По какому виду расходов и статье КОСГУ следует отразить приобретение права на заключение договора: 853 (статья 290) или 244 (статья 226)? Какими бухгалтерскими проводками отразить исправительные операции в учете?

10 января 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходы по приобретению права на заключение договора водопользования следует отразить с применением кода видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» в увязке с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ.

Обоснование вывода:
Отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ). В соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов устанавливаются требования к обеспечению заявок и к обеспечению исполнения контракта (ст.ст. 44, 96 Закона N 44-ФЗ). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией (ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Положениями п. 5.1 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), прямо предусмотрено, что с применением элемента видов расходов 853 «Уплата иных платежей» отражаются платежи в целях внесения получателями бюджетных средств денежных средств в качестве обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. При этом бюджетные учреждения в соответствии с положениями ст. 6 БК РФ получателями бюджетных средств не являются. Специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях неоднократно указывали, что, принимая во внимание характер средств, перечисляемых в качестве денежного залога, в том числе в обеспечение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона, в обеспечение исполнения контракта, а также в иных случаях, по своей экономической сущности вышеуказанные выплаты не являются расходами бюджетного учреждения (смотрите, в частности, письма Минфина России от 01.08.2016 N 02-06-10/45133, от 27.04.2015 N 02-07-07/24261).
В соответствии с положениями раздела V Указаний 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе выбытие (поступление) денежных средств в виде денежного залога (возврата денежного залога) в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
Удержание задатка в обеспечение заявки на участие в открытом аукционе в счет оплаты приобретенного на аукционе права на заключение договора относится к операциям по исполнению денежных обязательств, осуществляемых без движения денежных средств, отражаемым в учете в качестве некассовых операций (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 01.03.2017 N 02-06-10/11569).
Согласно ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
Поэтому согласно прямым нормам Указаний N 65н в учете бюджетного учреждения расходы по договору водопользования следует отразить с применением кода видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» в увязке с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации согласно положениям Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражению подлежат следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 210 05 560 Кредит 4 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (аналитический код выбытий 610, код 610 КОСГУ)
— перечислен задаток в обеспечение заявки на участие в аукционе;
2. Дебет 4 302 24 830 (4 206 24 560)*(1) Кредит 4 210 05 660
— отражен зачет ранее предоставленного обеспечения в счет погашения обязательств по контракту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

15 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Выбор счета учета расчетов зависит от сроков принятия решения о зачете предоставленного обеспечения в счет оплаты обязательств по контракту. В случае если решение принято ранее даты возникновения обязательств в рамках контракта, то некассовая операция отражается с применением счета 4 206 24 000).

Компания – конкурсант на торгах: бухгалтерский учет и налоги

Когда компания-конкурсант участвует в проведении открытого аукциона на электронной площадке, задаток, как таковой, не вносится, и задействовать счет 76 нет необходимости. Однако нужно организовать учет сумм, переводимых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме. Причем следует предусмотреть раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.
На наш взгляд, для этих целей нужно применять счет 55 «Специальные счета в банках», к которому в рабочем плане счетов можно предусмотреть отдельный субсчет «Средства на обеспечение заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме» (к примеру, 55-4), аналитические счета «Свободные средства на счете, открытом оператором электронной площадки» (для упрощения дальнейших записей закодируем его как 55-41) и «Заблокированные средства на обеспечение поданных заявок» (55-42).
При перечислении средств с расчетного счета на счет, открытый оператором электронной площадки, следует кредитовать счет 51 «Расчетные счета» и дебетовать аналитический счет 55-41.
При блокировке средств оператором площадки на основании поданных организацией заявок на участие в аукционах производится внутренняя запись по счету 55 (с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 55-42). Одновременно следует отразить за балансом выданные обеспечения обязательств (по дебету счета 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»).
Когда заблокированные средства разблокируют, осуществляется обратная внутренняя запись по счету 55 и производится списание выданного обеспечения обязательства по кредиту забалансового счета 009 (пример 4).

Пример 2. Изменим условия примера 1, предположим, что компания выиграла конкурс, но заказчик (организатор торгов) отказался заключать договор и вернул полученный ранее задаток в двойном размере.
В учете компании-конкурсанта в такой ситуации составляются следующие записи:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
300 000 руб.
задаток перечислен организатору конкурса;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
600 000 руб.
задаток возвращен организатором в двойном размере в связи с его отказом от заключения договора с компанией-победителем;
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
300 000 руб.
сумма превышения полученной от заказчика суммы над суммой первоначально внесенного задатка включена в состав прочих доходов.

Участие в электронных торгах бухгалтерский учет

Расходы участника, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в кон-курсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» как расходы, понесенные в связи с предстоящей про-дажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае признания участника победи-телем данные затраты признаются прямыми расходами по договору и списываются в дебет счетов затрат. В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной доку-ментации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 «Прочие расходы» в месяце объявления результатов конкурса.

Отметим, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не от-носится. До объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обя-зательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток выполняет обеспечительную функцию — удостоверяет факт намерения заключить до-говор. Поэтому правильнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по внесенному задатку», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Учет расходов на участие в тендере

В налоговом учете, по нашему мнению, такие расходы организация вправе исключить из налогооблагаемого до­хода, независимо от того, победила она в конкурсе или нет. Ведь осуществляя эти затраты, организация стремит­ся выиграть конкурс и заключить договор с заказчиком, чтобы в дальнейшем получать экономическую выгоду, то есть доход. Важно лишь, чтобы такие расходы использо­вались в производственных целях и затраты подтвержда­лись документами, составленными в соответствии с зако­нодательством РФ.

2. Постановление ФАС Восточно—Сибирского округа от 06.10.2004 №А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1).
Организация, реализующая медикаменты, заключила договор на оказание маркетинговых услуг. По мнению
налогового органа, расходы по оплате этих услуг не от­вечали принципу экономической обоснованности, так как фирма могла собственными силами получить ана­логичную информацию. В частности, возможность самостоятельного проведения аналогичного маркетингового исследования следовала из трудовых договоров, заключенных организацией. В числе обязанностей неко­торых категорий работников значилось выполнение функций информирования по текущим ценам на реа­лизуемые товары.

Учтем расходы на тендер

Задаток участники тендера вносят «в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов» (п. 4 ст. 448 ГК). Он возвращается фирме, если торги не состоялись, или участник проиграл их. При этом предназначен он «. для определения серьезности намерения участника торгов участвовать в торгах и для побуждения стороны заключить договор в будущем» (из постановления ФАС Центрального округа от 28 февраля 2007 г. № А48-2962/06-4). Внесенный участником тендера задаток не считается расходом, а при его возврате не возникает дохода ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 2 ПБУ 9/99, п. 2 ПБУ 10/99, п. 32 ст. 270 НК, п. 1 ст. 248 НК). Но если фирма нарушит правила и откажется участвовать в конкурсе, то обратно задаток она не получит. Тогда его придется списать за счет собственных средств компании.

Для участия в тендере необходимо представить его организаторам учредительные документы, заверенные нотариусом. Сумму, истраченную на оплату данных услуг, можно учесть при расчете налога на прибыль. Дело в том, что «плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление» считается прочим расходом, связанным с производством и реализацией. При этом такие затраты принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК).

Электронные торги и их обеспечение

ГК РФ, в частности ст. 447-1, позволяет заключать договор купли-продажи, арендный договор, договор подряда, оказания услуг на торгах. Торги с участием государственных организаций и МУП регулируются ФЗ №44 от 05-04-2013 г., рядом других нормативных актов.

Торги в форме аукциона предполагают, что победит предложивший максимальную цену, а начинаются торги с начальной минимальной цены, указанной в объявлении. Участники аукциона постепенно повышают цену лота, пока не выявится победитель. Торги, организованные как конкурс, выигрывает участник, предложивший наилучшие условия. В объявлении указывается максимально возможная цена. Конкурс проводится при участии конкурсной комиссии, сформированной заранее. Участники конкурса представляют комиссии индивидуальные проекты, выбирается наиболее экономичный и креативный.

Заявка, участвующая в торгах, должна быть обеспечена. Обеспечительная сумма для организатора торгов является гарантией участия в них. Размер суммы определяет организатор.

Конкурсы и аукционы обеспечиваются(по тексту ФЗ №44 ст. 44):

  • банковской гарантией;
  • денежными средствами.

При проведении торгов на электронной площадке блокируется лицевой счет участника и денежные средства на нем. В рамках госзакупок, согласно ФЗ №44, спецсчета открываются не на электронной площадке, а в банке. Перечень банков определен распоряжением Прав-ва №1451-р от 13-07-18 г.

Возврат обеспечительной суммы происходит в следующих случаях:

  • по итогам конкурса или аукциона участник не признан победителем;
  • торги отменены по инициативе контролирующего органа, организатора;
  • участник принял решение не участвовать в них, либо снят с торгов, оказался единственным поставщиком, например, при проведении госзакупки.

Если участник признан победителем торгов, но отказывается заключать договор, который был предметом торгов, обеспечительный платеж не возвращается.

Бухгалтерский учет обеспечительных платежей

Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.

Проводки:

  • Дт 76 Кт 51 — перечислен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 76 — возвращен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — списана сумма обеспечения.

Если при учете обеспечительных платежей используются специальные банковские счета, целесообразно формировать проводки с участием счета 55. Многие организации – участники электронных торгов используют этот счет БУ и при работе непосредственно с лицевым счетом электронной площадки.

Проводки:

  • Дт 55-св. Кт 51 — перечисление средств на спецсчет (лицевой счет).
  • Дт 55-бл. Кт 55-св — блокировка средств в сумме обеспечительного платежа по заявке.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 55-св Кт 55-бл. — разблокирован обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 55 — переведены средства на расчетный счет.

К счету 55 могут быть открыты субсчета «электронная площадка», «торги» и др. При формировании внутренних проводок с помощью субсчетов разделяют заблокированные средства и свободные средства.

Если победитель не желает исполнять свои обязанности, избегает заключения договора, денежное обеспечение переходит заказчику — Дт 91-2 Кт 55 (76). При этом, если имела место банковская гарантия, делается внутренняя проводка Дт 76 (заказчик) Кт 76 (банк) – задолженность гасится банком, а затем победитель расплачивается с ним: Дт 76 (банк) Кт 51.

Затраты по обеспечению электронных торгов

В широком смысле обеспечение участия в торгах на электронных площадках не ограничивается только обеспечительным платежом как таковым. Фирма несет необходимые затраты, без которых участие в торгах невозможно. Их необходимо корректно отражать в бухгалтерском учете, руководствуясь также нормами НК РФ.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся корреспонденции счетов. Услуги электронной площадки как затраты, связанные с подготовкой торгов, в целях НУ можно принимать к вычету по НДС, если имеется счет-фактура и соблюдаются положения ст. 172 НК РФ. На основании банковских документов, акта и счета-фактуры от электронного оператора делаются бухгалтерские проводки:

  • Дт 76 (60) Кт 55 – электронная площадка сняла сумму за услуги.
  • Дт 26 (20, 44 и др.) Кт 76 (60) – сумма услуг эл. площадки (без НДС).
  • Дт 19 Кт 76 (60) – зафиксирован НДС на сумму услуг эл. площадки.

По налогу на прибыль организаторы относят такие расходы к прочим, связанным с производством и реализацией, по видам (ст. 264 НК РФ). В БУ делается запись Дт 91-2 Кт 60 (76).

Банковская гарантия, как один из видов обеспечения торгов, носит возмездный характер. Комиссия отражается проводками:

  • Дт 91-2 Кт 76 (60) – зафиксирована банковская комиссия.
  • Дт 76 (60) Кт 51 – оплачена с расчетного счета банковская комиссия.

На заметку! Внесение обеспечительного платежа не учитывается в целях НУ, в доходах и расходах в расчетах базы по налогу на прибыль, НДС до тех пор, пока не определится победитель. Тогда он может получить вычет по НДС, если сумма является предоплатой (оплатой) за участие в конкурсе и предметом торгов было заключение договора. Аналогичный принцип действует при расчете налога на прибыль.

Приобретение ЭЦП отражается по Дт 97, с кредита счетов расчетов с поставщиками. При этом носитель, диск, если он выделен в документации, сразу списывается в затраты — Дт 20,26, 44 и т.п. Кт 60 (76). Электронный ключ, сертификат, стоимость гарантийного обслуживания списываются равномерно, в течение всего срока, пока будет использоваться ключ (как правило, год) — Дт 20,26,44 и т.п. Кт 97.

Главное

  1. Бухгалтерский учет обеспечения возможности участвовать в электронных торгах, задатков осуществляется на счете 76 либо на счете 55, с использованием субсчетов.
  2. Применение счета 55 носит исключительный характер, если речь идет о госзакупках согласно ФЗ №44.
  3. Для усиления контроля за движением средств используют забалансовый счет 009.
  4. Иные затраты, обеспечивающие участие в торгах, учитываются стандартными проводками БУ, согласно рекомендациям по применению Плана счетов, с учетом положений НК РФ.
  5. Бухгалтерские проводки зависят от стадии, в которой находится заявка, итогов торгов, от формы обеспечения участия в них.

Расходы на участие в открытых электронных аукционах

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений осуществляется в особом порядке, который установлен Законом N 94-ФЗ <1>. Субъектами отношений, регулируемых данным Законом, выступают заказчики <2> и участники размещения заказов (то есть лица, претендующие на заключение контракта или договора).

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
<2> Государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы, казенные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Это следует из ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель).

Как следует из ст. 10 Закона N 94-ФЗ, общий способ размещения госзаказов — торги, которые проводятся в форме конкурса или аукциона. Решение о способе размещения заказа принимает заказчик или уполномоченный орган. При этом в ряде случаев Закон N 94-ФЗ обязывает проводить торги только в форме аукциона <3> — закрытого или открытого. Если предметом контракта является поставка товаров, сведения о которых составляют государственную тайну (при условии что такие сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте контракта), то проводится закрытый аукцион, во всех иных случаях — открытый, в том числе и в электронной форме.

<3> См., например, Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р.

Участник размещения заказа несет определенные расходы, связанные с участием в электронных торгах. Как эти расходы соотносятся с налогом на прибыль, рассмотрим в данной статье.

Правовое регулирование Получение аккредитации на участие в аукционе

По общему правилу в целях Закона N 94-ФЗ под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Это следует из ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 41.1 этого Закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

К сведению. Под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо или ИП, зарегистрированные на территории России, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов. Об этом говорится в ч. 2 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ.

По результатам конкурсного отбора, проведенного Минэкономразвития совместно с ФАС, сегодня определены следующие операторы электронных площадок:

  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» — www.roseltorg.ru;
  • ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» — www.ets-micex.ru;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» — www.zakazrf.ru;
  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная Система Торгов» — www.sberbank-ast.ru;
  • ООО «Индексное агентство РТС» — www.rts-tender.ru.

Об этом говорится в Письме Минэкономразвития России от 21.07.2010 N Д22-1174 со ссылкой на ч. 31 ст. 65 Закона N 94-ФЗ.

Чтобы стать участником электронного аукциона, организации необходимо пройти аккредитацию у оператора электронной площадки. Аккредитация осуществляется сроком на три года (с возможностью ее прохождения на новый срок). Ее наличие дает право участнику размещения заказа участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке. Это следует из ч. 9 и 13 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ.

Для прохождения аккредитации участник размещения заказа должен представить оператору электронной площадки документы и сведения, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ. При этом ч. 3 данной статьи установлено, что требовать представления документов и сведений, не входящих в этот перечень, оператор не вправе.

Обратите внимание! Плата за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом аукционе в электронной форме с участников размещения заказа не взимается (ч. 4 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ). Плата взимается только с лица, с которым заключается контракт, в случаях, предусмотренных гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

Отметим, что эта плата невелика. Согласно Информационному сообщению Минэкономразвития России «О завершении экспертизы операторов электронных площадок» плата, взимаемая за участие в аукционе, не может превышать 3000 руб. Например, на сайте ЗАО «Сбербанк-АСТ» говорится, что с 1 августа 2012 г. размер денежных средств, списываемых оператором со счета победителя в качестве платы за участие в открытом аукционе, составляет 2000 руб.

В срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления пакета документов и требуемых сведений оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника размещения заказа или отказать в аккредитации. При этом оператор электронной площадки должен направить участнику уведомление о принятом решении (ч. 4 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).

Обратите внимание! Участнику размещения заказа, получившему аккредитацию, оператор обязан обеспечить открытие счета для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах.

Прежде чем перейти к рассмотрению процедур размещения заказа на поставку товаров путем электронного аукциона, отметим, что документооборот при проведении электронных торгов осуществляется посредством электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика и оператора электронной площадки.

Частью 5 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ определено, что наличие ЭЦП указанных лиц и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают подлинность и достоверность таких документов и сведений, а также то, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика.

Отметим, что ЭЦП — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» <4>).

<4> В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ данный документ был признан утратившим силу с 1 июля 2012 г. Однако Федеральным законом от 10.07.2012 N 108-ФЗ дата утраты силы перенесена на 1 июля 2013 г.

Организации, принявшие решение об участии в электронных торгах, должны позаботиться о наличии у них сертификата ключа проверки электронной подписи.

Участие в электронном аукционе

Документация об аукционе. Согласно ч. 1, 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (не менее чем за семь дней в случае, если цена лота не превышает 3 млн руб.) заказчик размещает извещение о проведении такого аукциона на официальном сайте. В извещении должны быть указаны (ч. 4 ст. 41.5):

  • форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
  • адрес электронной площадки в Интернете;
  • наименование и контактные данные заказчика;
  • предмет контракта с указанием количества поставляемого товара;
  • место поставки товара;
  • начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
  • дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
  • дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • дата проведения открытого аукциона в электронной форме.

Вместе с извещением о проведении электронного аукциона заказчик на официальном сайте размещает документацию об аукционе, требования к которой установлены ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ч. 2 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ).

Подача заявки на участие в аукционе. Для участия в электронных торгах участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, должен подать заявку на участие в аукционе. Причем подать ее можно в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона до предусмотренных документацией об аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в нем.

Порядок подачи заявок, а также сведения, указываемые в заявке участника, определены ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ. При этом заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. В первой части участник размещения заказа указывает свое согласие на поставку товаров, заявленных в документации об аукционе, и товарный знак, а также сообщает конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Во вторую часть заявки участник вносит сведения и документы, перечисленные в ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Заявка на участие в аукционе направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих две части заявки. Причем указанные электронные документы подаются участником одновременно.

Обеспечение заявки на участие в аукционе. Согласно ч. 5 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ заказчик должен установить требование обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в документации об аукционе. Что касается размера обеспечения заявки, он должен быть не менее 0,5% и не более 5% начальной (максимальной) цены контракта (лота) (не более 2% — если участник относится к субъекту малого предпринимательства).

Выше отмечалось, что аккредитованному участнику размещения заказа оператор электронной площадки обязан открыть счет для проведения операций по обеспечению участия в аукционах.

В соответствии с ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по указанному счету в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе. После чего заявке присваивается порядковый номер и подтверждается ее получение — участнику размещения заказа, подавшему заявку, направляется соответствующий электронный документ.

Проведение аукциона. Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирован ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ. Согласно ч. 4 данной статьи торги проводятся путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, за исключением случая, когда цена контракта снижена до нуля (в такой ситуации проводится электронный аукцион на право заключить контракт).

В ходе проведения электронного аукциона его участники могут подавать свои предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона». Этот шаг составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ч. 6, 7 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ).

При этом ч. 8 ст. 41.10 разрешено подавать предложения о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований, указанных в ч. 9 данной статьи.

Не будем утомлять читателей подробным описанием процедур проведения аукциона, отметим лишь, что в конечном итоге в соответствии с ч. 9 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ победителем признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям документации об этом аукционе.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

В общем случае по результатам электронного аукциона с победителем заключается государственный контракт, что следует из ч. 1 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

В течение одного рабочего дня со дня заключения контракта оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету <5> в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в таком открытом аукционе. При этом оператор списывает со счета участника, с которым заключен контракт, денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе. Об этом говорится в ч. 17 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

<5> Речь, как вы поняли, идет о счете для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, блокировка которого предусмотрена ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Данной статьей предусмотрена ситуация (ч. 12), когда участник аукциона уклоняется от заключения контракта. В этом случае оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету такого участника в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в этом открытом аукционе. Оператор перечисляет данные денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника денежные средства в качестве платы за участие в аукционе.

Обеспечение исполнения контракта

Заказчик может установить требование об обеспечении исполнения контракта (а если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб., он обязан это требование установить). При этом, если участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставления данного обеспечения не требуется.

Размер обеспечения установлен в п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Напомним, что эта статья определяет, какие сведения должна содержать документация об электронном аукционе, то есть эту информацию, наряду с иными сведениями, можно увидеть на официальном сайте.

Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной цены контракта (от 10 до 30% начальной цены контракта, если она больше 50 млн руб.).

В случае когда контрактом предусмотрена выплата аванса, обеспечение не может быть меньше, чем размер аванса, а если размер аванса превышает 30% начальной цены контракта, размер обеспечения не может превышать на 20% размер аванса и не может быть меньше аванса.

Схематично это можно представить следующим образом:

  1. Начальная цена контракта до 50 млн руб. — требование об обеспечении контракта может быть установлено.

При этом Аванс <= Обеспечение <= 30% от цены лота.

  1. Начальная цена контракта свыше 50 млн руб. — требование об обеспечении контракта устанавливается обязательно. При этом Аванс <= Обеспечение <= от 10 до 30% от цены лота.

Для обоих случаев: если Аванс >= 30% от цены лота, то Аванс <= Обеспечение <= (Аванс + 20% от Аванса).

Согласно ч. 19 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после:

  • представления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией;

или

  • передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).

Обратите внимание! Способ обеспечения исполнения контракта участник аукциона определяет самостоятельно.

Отметим, что Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ внесены изменения в Закон N 94-ФЗ. Одним из таких изменений было исключение из способов обеспечения исполнения контракта договора поручительства. Указанные изменения вступили в силу 23.07.2012.

В связи с этим по торгам, объявленным до 22.07.2012 (включительно), участник размещения заказа, с которым заключается контракт, вправе представить обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства. По торгам, которые объявляются с 23.07.2012, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может. Такие разъяснения даны в Письме ФАС России от 30.07.2012 N ИА/24213.

Расходы на участие в электронном аукционе

Теперь рассмотрим, как те или иные расходы, понесенные налогоплательщиком для участия в электронных аукционах, признавать в бухгалтерском и налоговом учете. Расходы нужно четко дифференцировать и отражать в учете исходя из их природы.

Напомним, что участник электронного аукциона несет следующие денежные траты, связанные с участием в аукционе:

  • средства, внесенные в качестве обеспечения на участие в торгах (задаток). Перечисляются оператору электронной площадки перед подачей заявки для допуска к участию в торгах. Как правило, составляют 0,5 — 5% начальной (максимальной) цены контракта;
  • плата оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе. Взимается с победителя аукциона (как подписавшего контракт, так и уклонившегося от его подписания) в размере 2000 — 3000 руб.;
  • средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, или вознаграждение по договору банковской гарантии. Обеспечение представляется заказчику после победы в аукционе перед заключением контракта.

Организация, участвующая в проведении электронного аукциона, должна организовать бухгалтерский учет сумм, перечисляемых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в аукционах. Причем надо вести раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.

Полагаем, что целесообразно учитывать эти средства обособленно. К примеру, на счете 55 «Специальные счета в банках» на отдельных субсчетах:

  • 55-А «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах»;
  • 55-Б «Средства на обеспечения заявок на участие в аукционах заблокированные».

При этом в учете могут быть произведены следующие записи:

Дебет 55-А Кредит 51 — перечислены денежные средства на счет оператора электронной площадки;

Дебет 55-Б Кредит 55-А — отражена блокировка средств оператором электронной площадки.

Одновременно производится запись по дебету забалансового счета 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

При разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример 1. В октябре 2012 г. организация прошла аккредитацию на электронной площадке и перечислила на счет, открытый оператором площадки, 700 000 руб. В том же месяце она подала заявку на участие в одном аукционе. В соответствии с его условиями на основании заявки оператор заблокировал средства в обеспечение заявки в размере 650 000 руб.

Организация аукцион не выиграла, средства были разблокированы.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислены денежные средства оператору
электронной площадки
55-А 51 700 000
На дату подачи заявки на участие в открытом аукционе
Отражены средства, заблокированные
оператором электронной площадки
55-Б 55-А 650 000
Отражена сумма выданного обеспечения
обязательств
009 650 000
На дату разблокирования средств по результатам участия в аукционе
Средства на счете разблокированы 55-А 55-Б 650 000
Списана сумма обеспечения по результатам
аукциона
009 650 000

Суммы внесенного задатка и средства, обособленные на счете, открытом оператором электронной площадки, в налоговом учете, как и в бухгалтерском, расходами не признаются (п. 32 ст. 270 НК РФ).

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1 с той лишь разницей, что организация выиграла аукцион и заключила соответствующий контракт. Оператор разблокировал счет и взимает плату за участие в аукционе в размере 2000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны те же проводки, что и в примере 1, плюс следующие:

Из статьи Вы узнаете:

1. Что нужно знать бухгалтеру об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах.

2. Как отразить в бухгалтерском учете операции, связанные с обеспечением заявки в зависимости от способа предоставления такого обеспечения.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют вопросы предоставления и учета обеспечения заявки на участие в закупке.

Многим поставщикам товаров, работ, услуг не обойтись в своей хозяйственной деятельности без участия в закупочных процедурах (электронных аукционах, запросах котировок, конкурсах и т.д.). Во-первых, участие в закупках является необходимым условием заключения договоров с определенными категориями покупателей, например, с государственными и муниципальными учреждениями, госкорпорациями, субъектами естественных монополий. А во-вторых, участие в закупках позволяет расширить рынок сбыта, привлекая новых клиентов, нарастить масштабы деятельности, заключая договоры с крупными клиентами, и, наконец, улучшить свою репутацию как надежного поставщика. Непосредственно участием в закупочных процедурах, как правило, занимается отдельный специалист, а вот задачей бухгалтера является отражение в учете всех операций, связанных с участием в закупках. В этой статье предлагаю разобраться, как отразить в бухгалтерском учете обеспечение заявок на участие в закупках – с чего, собственно, и начинается «бухгалтерская» составляющая закупочной деятельности.

Что такое обеспечение заявки на участие в закупке

Для того чтобы корректно отразить в учете операции, связанные с обеспечением заявок, бухгалтеру необходимо иметь хотя бы общее представление об этом виде обеспечения: для каких целей, какими способами и на каких условиях оно предоставляется. Подробно все изложено в законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 44). Однако, бухгалтерам и без того приходится держать в голове большие объемы информации, поэтому, чтобы упростить задачу, основная информация об обеспечении заявок представлена в виде схемы (для увеличения щелкните по рисунку).

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе

Для участия в электронных аукционах участники перечисляют денежные средства на свой лицевой счет, открытый у оператора электронной площадки. Средства на этом лицевом счете являются собственностью организации, она сохраняет за собой право распоряжаться ими по своему усмотрению и вывести на свой расчетный счет в любой момент. Однако при подаче заявки на участие в электронном аукционе, организация автоматически дает распоряжение оператору площадки заблокировать часть денежных средств, хранящихся на лицевом счете, в размере обеспечения заявки. При недостаточности средств на лицевом счете площадка просто не даст возможность подать заявку, поэтому многие организации предпочитают хранить на своих лицевых счетах суммы «с запасом», чтобы не перечислять отдельно под каждую процедуру.

Средства организации на лицевом счете электронной торговой площадки учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» согласно Инструкции по применению плана счетов. К счету 55 могут быть открыты субсчета для отражения свободных средств и заблокированных. Кроме того, целесообразно открыть субсчета для каждой площадки (Росэлторг, Сбербанк-АСТ, РТС и т.д.), поскольку на каждой электронной площадке открывается свой лицевой счет.

Обратите внимание: денежные средства, заблокированные на лицевом счете в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, должны учитываться на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» отдельно по каждому обеспечению.

Бухгалтерские проводки по учету обеспечения заявки на участие в электронном аукционе:

Дебет

Кредит Дата операции
55 — св / Электронная площадка 51 Дата списания денежных средств с расчетного счета Перечислены денежные средства оператору электронной площадки NNN для пополнения лицевого счета
55 –блок / Электронная площадка 55 — св / Электронная площадка Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе Денежные средства на лицевом счете заблокированы оператором электронной площадки в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе (Заказчик ХХХ)
009 / Заказчик Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе Отражена сумма выданного обеспечения заявки
55 — св / Электронная площадка 55 –блок / Электронная площадка Дата разблокирования денежных средств (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ) Оператором электронной площадки произведено разблокирование денежных средств на лицевом счете
009 / Заказчик Дата разблокирования денежных средств Списана сумма обеспечения
51 55 — св / Электронная площадка Дата поступления средств на расчетный счет Выведены средства с лицевого счета, открытого оператором электронной площадки, на расчетный счет по заявке организации

При участии в электронных аукционах по госзаказу площадки не взимают плату за свои услуги. А вот участие в закупочных процедурах по коммерческому заказу, как правило, платное, в соответствии с тарифами электронной площадки. Чаще всего площадки берут плату за свои услуги с победителя аукциона. То есть при заключении контракта с заказчиком на лицевой счет поставщика поступает не вся сумма, заблокированная в счет обеспечения заявки, а за вычетом комиссии оператора электронной площадки:

Дебет

Кредит Дата операции
60 55 — блок / Электронная площадка Дата заключения контракта с заказчиком Удержана сумма вознаграждения за услуги электронной площадки
91-2 60 Дата признания расходов на услуги электронной площадки в бухгалтерском учете Отражены в бухгалтерском учете расходы на услуги электронной торговой площадки

! Обратите внимание: для отражения в бухгалтерском учете расходов на услуги оператора электронной площадки, сумма таких расходов должна быть документально подтверждена. Чаще всего площадки предоставляют подтверждающие документы в электронном виде. Такие электронные документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету только, если они заверены электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В некоторых случаях, например, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта с заказчиком (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, ему не возвращается, а перечисляются на счет заказчика. При этом сумма обеспечения заявки списывается на прочие расходы:

Дебет

Кредит Дата операции
91-2 55 — блок / Электронная площадка Дата признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта Денежные средства, заблокированные в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, удержаны оператором площадки и перечислены заказчику

Обеспечение заявки перечисляется на счет заказчика

При проведении конкурсов и закрытых аукционов обеспечение заявки на участие в закупке может перечисляться на специальный счет заказчика, по реквизитам, указанным в извещении. В этом случае денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в составе дебиторской задолженности до их возврата на расчетный счет участника закупки. Кроме того, выданное обеспечение отражается на забалансовом счете:

Дебет

Кредит Дата операции
76 / Заказчик 51 Дата списания денежных средств с расчетного счета Перечислены денежные средства заказчику в качестве обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата списания денежных средств с расчетного счета Отражена сумма выданного обеспечения заявки
51 76 / Заказчик Дата поступления денежных средств на расчетный счет Заказчиком возвращена сумма обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата поступления денежных средств на расчетный счет Списана сумма обеспечения

В случае если участник признан победителем закупочной процедуры, но уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения заявки ему не возвращается, а остается на счете заказчика.

Дебет

Кредит Дата операции
91-2 76 / Заказчик Дата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта Списана на прочие расходы сумма, перечисленная в качестве обеспечения заявки

Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с поставщиком.

В качестве обеспечения заявки предоставляется банковская гарантия

При нежелании или невозможности использовать собственные денежные средства для обеспечения заявки, участник конкурса или закрытого аукциона может воспользоваться банковской гарантией. По условиям банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по обеспечению заявки участника (ст. 368 ГК РФ). В случае если участник будет признан уклонившимся от заключения контракта, банк по требованию заказчика перечислит последнему сумму обеспечения заявки. Естественно, услуги банка по предоставлению банковской гарантии являются платными для участника закупки и отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов на счете 91-2.

Дебет

Кредит Дата операции
91-2 76 / Банк Дата предоставления банковской гарантии Отражена сумма комиссии банка за предоставление банковской гарантии
76 / Банк 51 Дата списания денежных средств в оплату комиссии банка Погашена задолженность за услуги банка по выдаче банковской гарантии

Как говорилось ранее, могут возникнуть случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, а остается у заказчика. Если обеспечение заявки было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения заявки заказчик предъявит банку. При этом у участника закупки возникнет кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки. В этом случае бухгалтерские записи будут следующие:

Дебет

Кредит Дата операции

Оставьте комментарий