Квалификационные требования
для замещения должностей гражданской службы
1. Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки.
2. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
3. Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
4. Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.
5. Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
6. Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации.
7. Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее — должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
8. Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
В результате изучения данной темы обучаемые должны: знать
- • понятие и признаки государственной службы;
- • виды и уровни государственной службы;
- • понятие и признаки муниципальной службы;
- • понятие служебных правоотношений и их структуру;
уметь
- • самостоятельно работать с нормативными правовыми актами, устанавливающими систему государственной службы Российской Федерации; осуществлять их правовую экспертизу;
- • правильно толковать нормы, регулирующие муниципально-служебные отношения, и применять их в конкретных практических ситуациях;
- • разрабатывать документы служебно-правового характера;
- • давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правового регулирования государственной и муниципальной службы;
владеть
- • терминологией, связанной с изучением дисциплины;
- • навыками самостоятельного применения на практике полученных знаний о правовом регулировании государственной и муниципальной службы;
- • методикой подготовки документов в сфере правового регулирования государственной и муниципальной службы.
Понятие и виды службы как профессиональной деятельности
Поскольку служебное право имеет в своей основе служебные отношения, для его понимания необходимо прежде всего обратиться к изучению службы как специфического вида профессиональной деятельности. При этом обращает на себя внимание тот факт, что сам термин «служба» в русском языке многозначен.
В словарях русского языка содержится шесть его определений. Так, с одной стороны, службами именуются многие органы государственной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Федеральная служба судебных приставов), с другой — под службой понимается деятельность отдельных категорий граждан.
Во втором значении службу можно обозначить как один из видов социальной общеполезной деятельности.
Толковый словарь С. И. Ожегова определяет службу как работу, занятия служащего, а также место его работы. Соответственно, служащий — «это лицо, работающее по найму в различных областях умственного труда, а служить — значит нести, исполнять службу; делать что-нибудь для кого-нибудь, выполнять чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на чью-либо пользу»1.
Служба в обобщенном понимании рассматривается как один из видов оплачиваемой профессиональной деятельности людей, в которой заинтересовано общество .
Специфика службы по сравнению с другими видами деятельности заключается в том, что служащий в процессе работы обычно не создает материальных ценностей и не оказывает хозяйственных услуг. Объект воздействия служащего иной — сознание и поведение людей. Врач лечит, преподаватель учит, государственный чиновник управляет — все они являются служащими.
Воздействие служащего на других людей не всегда прямое. Так, служащий может заниматься обработкой обращений граждан в государственный орган, однако непосредственно с гражданами при этом не общаться. Поэтому можно сказать, что еще одним признаком служащего является то, что в большинстве случаев он работает с информацией, которая одновременно выступает средством воздействия на людей.
Наконец следует отметить: процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений, многие из которых есть правовые нормы.
Наличие правовых отношений в самом процессе труда служащего является характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служащего обязывает его вступать в социальные, в том числе правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.
Можно выделить различные виды служебной деятельности.
Служба в различных коммерческих и некоммерческих организациях, не имеющих прямого или косвенного отношения к сфере публичного управления, является частной службой.
Публичная служба, напротив, это работа в государственных и муниципальных органах власти, а также иная деятельность, связанная с выполнением функций публичного управления. К публичной службе относится государственная и муниципальная служба, служба на государственных должностях и т. п.
Государственной службой является вид социальной службы, который осуществляется в органах государственной власти. К государственной относится служба, решающая государственно-значимые задачи обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т. п., то есть задачи, которые решаются в интересах всего государства и без решения которых его существование немыслимо.
Определение государственной службы дано Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003. Этот законодательный акт устанавливает, что государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
- — Российской Федерации;
- — федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- — субъектов Российской Федерации;
- — органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
- — лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
- — лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Государственная служба потому является таковой, что это не просто административно-бюрократический элемент государственного аппарата, а прежде всего социальный институт публично-правового регулирования. При такой модели для госслужащего главным является добросовестное и самоотверженное служение людям, качественное «осуществление целей и функций государства посредством практического исполнения должностных обязанностей и правомочий в государственном аппарате».
В таком случае госслужащий выступает не только как профессионал-управленец, но и как публичное должностное лицо, в круг полномочий которого входят реализация государственных функций и профессиональное обеспечение выполнения государственными органами или лицами, занимающими государственные должности, полномочий органов государственной власти.
Специфическими особенностями государственной службы выступают:
- 1) публичность;
- 2) направленность на реализацию функций государства;
- 3) властный характер служебной деятельности;
- 4) особая организационная структура, характеризующаяся неотделимостью от государственного аппарата;
- 5) наличие прямой публично-правовой связи между государством и государственным служащим.
Данные особенности характеризуют государственную службу в неразрывном единстве. Однако оно не исключает возможности ее разделения на виды и уровни, образующие ее систему.
Видами государственной службы Российской Федерации в настоящее время являются:
- — государственная гражданская служба;
- — военная служба;
- — государственная служба иных видов (правоохранительная).
При этом, разделение государственной службы на виды проведено
не по государственным органам, а по должностям в них. Иными словами, в одном государственном органе могут быть учреждены должности, относящиеся к различным видам государственной службы.
Государственная гражданская служба направлена на реализацию общеадминистративных функций государственного управления в узком смысле. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации — это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Из приведенного определения можно сделать следующие выводы:
- — государственная гражданская служба определяется законодателем как профессиональная деятельность. Это означает, что она должна осуществляться непрерывно, в качестве основного вида деятельности, на основе специальных знаний и навыков;
- — работать на государственной службе могут только граждане Российской Федерации. Исключения из данного правила могут быть установлены международными договорами Российской Федерации;
- — государственная гражданская служба осуществляется для обеспечения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.
Государственный орган — организованное государством в установленном порядке публично-правовое лицо, представляющее собой обособленную часть государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями по выполнению отдельных функций государства или субъектов федеративного государства. Характерной чертой государственного органа является деятельность от имени и по поручению государства.
Федеративный характер Российского государства предопределяет выделение федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.
Под федеральной государственной гражданской службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Федеральная государственная гражданская служба в соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации и п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Под государственной гражданской службой субъекта Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 4 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а организация такой службы — в ведении субъекта Российской Федерации.
Военная служба призвана обеспечить функцию защиты Российского государства от внутренних и внешних угроз.
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998).
Военную службу существенно отличают от других видов государственной службы:
- 1) ее предназначенность, то есть возможность применения для решения поставленных задач специальных (военных) методов, средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения). Такая возможность не предоставляется любым другим видам государственной службы;
- 2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву в форме воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы, и ряд иных особенностей.
К иным видам государственной службы, упомянутым в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», относится служба на определенных должностях в органах внутренних дел, противопожарной службе, прокуратуре, Следственном комитете Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Федеральной службе безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
На определенном этапе реформирования государственной службы предполагалось, что все эти иные виды службы будут объединены в единый, который будет именоваться правоохранительной службой. Впоследствии законодатель от такого подхода отказался.
Тем не менее указанные виды службы достаточно близки между собой и в некоторых нормативных актах они объединяются под единым термином: федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью. Представляется, что в учебных и научных целях может использоваться и термин «правоохранительная служба», хотя при этом следует помнить, что в настоящее время он может выступать лишь в качестве объединяющего для нескольких видов государственной службы, имеющих различное правовое регулирование.
Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, утвержденные статьей 5 Закона Ярославской области от 27.06.2007 № 46-З «О муниципальной службе в Ярославской области»:
Статья 5. Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы
(в ред. Закона ЯО от 22.12.2016 N 89-з)
1. Устанавливаются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы:
1) для замещения должностей муниципальной службы высшей группы — наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры; не менее четырех лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
2) для замещения должностей муниципальной службы главной группы — наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры; не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
3) для замещения должностей муниципальной службы главной группы лицами, имеющими дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома — наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры; не менее одного года стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
4) для замещения должностей муниципальной службы ведущей группы — наличие высшего образования; квалификационные требования к стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, необходимому для замещения указанных должностей, не предъявляются;
5) для замещения должностей муниципальной службы старшей и младшей групп — наличие профессионального образования; квалификационные требования к стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, необходимому для замещения указанных должностей, не предъявляются.
(часть 1 в ред. Закона ЯО от 06.03.2018 N 10-з)
2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальным нормативным правовым актом на основе типовых квалификационных требований, установленных частью 1 настоящей статьи.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией.
Квалификационные требования к специальности, направлению подготовки муниципального служащего устанавливаются в его должностной инструкции при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя).
2<1>. Если должностной инструкцией муниципального служащего предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности муниципальной службы, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (муниципальным служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки.
Если должностной инструкцией муниципального служащего не предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (муниципального служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности муниципальной службы.
(часть 2<1> введена Законом ЯО от 02.04.2019 N 13-з)
3. С учетом единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей гражданской службы методологическая помощь органам местного самоуправления при формировании квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, а также знаниям и умениям, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, оказывается государственным органом по управлению государственной службой Ярославской области.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальных служащих, утвержденные постановлением мэра города Ярославля от 26.08.2014 № 2111 «О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ»
I. Высшие должности муниципальной службы
Образование: высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры <**>.
Стаж: не менее четырех лет муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
II. Главные должности муниципальной службы
Образование: высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры <**>.
<**> Устанавливаемое квалификационное требование к уровню профессионального образования не ниже уровня специалитета, магистратуры для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной групп не применяется к муниципальным служащим, замещающим указанные должности, и претендентам на замещение указанных должностей, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года, а также к муниципальным служащим, замещающим указанные должности на день вступления в силу Закона Ярославской области от 22.12.2016 N 89-з, имеющим высшее образование не выше бакалавриата (в отношении замещаемых должностей).
Стаж: не менее двух лет муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки либо не менее одного года стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, при предъявлении диплома специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня его выдачи.
III. Ведущие должности муниципальной службы
Образование: высшее образование.
Требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки не предъявляются.
IV. Старшие и младшие должности муниципальной службы
Образование: профессиональное образование.
Требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки не предъявляются.