Обращения граждан в архив

Нормативные документы
Кабинета Министров Украины

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

02.03.2015 № 295/5

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Украины
04 марта 2015 г.
за № 251/26696

Об утверждении Порядка выполнения архивными учреждениями запросов юридических и физических лиц на основании архивных документов и оформление архивных справок (копий, извлечений)

В соответствии со статьей 18 Закона Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» (с изменениями) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок выполнения архивными учреждениями запросов юридических и физических лиц на основании архивных документов и оформление архивных справок (копий, извлечений), который прилагается.

2. Департаменту взаимодействия с органами власти (Козловская Н.А.) подать этот приказ на государственную регистрацию в соответствии с Указом Президента Украины от 03 октября 1992 года № 493 «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти».

3. Этот приказ вступает в силу с дня официального опубликования.

4. Контроль за исполнение данного приказа возложить на первого заместителя Министра Севостьянову Н.И.

Министр П. Петренко

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства юстиции
Украины
02.03. 2015 г. N295/5

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Украины
04 марта 2015 г.
за № 251/26696

ПОРЯДОК
выполнения архивными учреждениями запросов юридических и
физических лиц на основании архивных документов и оформление
архивных справок (копий, извлечений)
І. Общие положения

1. Этот Порядок устанавливает основные требования к выполнению социально-правовых запросов юридических и физических лиц, других видов запросов, определенных подпунктом 4.2 пункта 4 раздела VI Правил работы архивных учреждений Украины, утвержденных приказом Министерства юстиции Украины от 8 апреля 2013 № 656/5, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 10 апреля 2013 года за № 584/23116, на основании архивных документов и оформление архивных справок, копий или выписок из документов.

2. Действие этого Порядка распространяется на центральные государственные архивы, отраслевые государственные архивы, Государственный архив в Автономной Республике Крым, местные государственные архивные учреждения, архивные учреждения органов местного самоуправления, архивные подразделения государственных научных учреждений, музеев и библиотек, архивные подразделения государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций (далее — архивы).

4. Предоставление документной информации по запросам юридических и физических лиц осуществляется путем составления и отправки информационных документов, виды которых определены подпунктом 4.3 пункта 4 раздела VI Правил работы архивных учреждений Украины, утвержденных приказом Министерства юстиции Украины от 8 апреля 2013 № 656/5, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 10 апреля 2013 года за № 584/23116.

Все виды информационных документов предоставляются физическим или юридическим лицам с предостережением, что они не могут быть размножены (полностью или в извлечениях), другим способом тиражируемые или включенные в информационные сети, базы данных без разрешения архива, который предоставил информационные документы, или Государственной архивной службы Украины.

Информационные документы направляются физическим или юридическим лицам вместе с сопроводительным письмом.

5. График личного приема граждан доводится до сведения граждан путем размещения на информационных стендах в вестибюле архива, на официальном веб-сайте архива, публикации в средствах массовой информации.

ІІ. Порядок выполнения запросов

1. Выполнение запросов юридических и физических лиц (далее — запросы) осуществляется в сроки, установленные законодательством, и контролируется руководством архива.

Выполнение запросов в архиве организовывается при наличии в запросе наименования организации, ее местонахождение (для юридического лица), фамилии, имени, отчества, места жительства (для физического лица), темы (вопроса), хронологических рамок запрашиваемой информации.

2. Запросы рассматриваются руководством архива, направляются на исполнение в соответствующее структурное подразделение или непосредственно исполнителю и выполняются на основании оригиналов документов и печатных изданий, которые хранятся в архиве.

3. Во время выполнения архивом повторных запросов проверяется соответствие содержания ранее выданной архивной справки сведениям, котрые есть в документах, и в случае обнаружения дополнительных сведений архив включает их к содержанию архивной справки, которая будет выдаваться повторно.

ІІІ. Оформление архивных справок, копий и извлечений

1. Архивные справки о подтверждении трудового стажа оформляются только за тот период работы, сведения о котором есть в документах архива. При этом указывается точное название должности, которую занимало физическое лицо, и период работы на этой должности. Сведения о работе в различных учреждениях предоставляются в одной справке.

Основанием для оформления архивной справки о подтверждении трудового стажа есть приказы (при отсутствии приказов по личному составу могут быть использованы приказы по основной деятельности), лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и другие документы, которые содержат отметки о периодах работы.

Имеющиеся в личных делах листы по учету кадров, анкеты, автобиографии, собственноручно заполненные физическим лицом, на которых отсутствуют отметки отдела кадров о проверке приведенных в них сведений по оригиналам документов или справками, не могут быть основанием для оформления архивных справок о подтверждении трудового стажа.

2. К архивной справке для назначения пенсии или перерасчета пенсии включаются сведения, котрые определенны Порядком подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который утвержден постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25 ноября 2005 года № 22-1, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 27 декабря 2005 года под № 1566/11846 (в редакции постановления правления Пенсионного фонда Украины от 7 июля 2014 № 13-1).

Архивная справка о заработной плате оформляется на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов о начисленной и уплаченной заработной платы.

Размер заработной платы в архивной справке отмечается в денежных единицах, действовавших в период, за который истребуется информация. Данные указываются отдельно за каждый месяц конкретного года. Расчет среднемесячного и среднегодового заработка архивом не проводится.

В случаях, когда архив не имеет возможности выдать архивную справку о заработной плате с расшифровкой выплаченных сумм по видам заработка, он выдает архивную справку, которая соответствует данным, имеющимся в архивных фондах.

Выписки из штатного расписания о должностном окладе, профсоюзные билеты, билеты партий и движений, общественных объединений, показания свидетелей не могут быть основанием для оформления архивных справок о заработной плате.

3. Архивные справки о военной службе, в том числе в составе действующей армии в период боевых действий, при выполнении интернационального долга, оформляются отраслевым государственным архивом Министерства обороны Украины и территориальными архивными отделами отраслевого государственного архива Министерства обороны Украины.

4. Основанием для оформления архивных справок об образовании есть сведения о периодах обучения и окончания учебного заведения по месту обучения.

При отсутствии в документах архива сведений об окончании учебного заведения в архивной справке указывается информация о продолжительности обучения в учебном заведении в соответствующие годы, окончание полного учебного периода (курса, класса) или отдельных его этапов.

Учитывая содержание запроса, архивная справка об образовании может содержать сведения из документа об образовании и из приложения к нему.

Сведения об обучении в разных заведениях предоставляются в одной справке.

5. К архивной справке об участии в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС включаются сведения о воинской части, в составе которой физическое лицо принимало участие в ликвидации аварии, населенный пункт или объект, где лицом проводились работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, период (периоды) работы или жительства на этих территориях, другие имеющиеся в документах сведения.

6. Основанием для оформления архивных справок о награждении есть списки награжденных, официально утвержденные государственными органами, а также приказы и списки, подписанные руководителем юридического лица, ссылающиеся на соответствующий приказ.

7. Основанием для оформления архивных справок о несчастных случаях на производстве, лечения являются акты о несчастных случаях, книги учета и регистрации аварий, катастроф, несчастных случаев и документы по расследованию их причин.

8. Архивные справки, копии и выписки (изготовленные средствами печати) оформляются на бланке архива с указанием названия документа («Архивная справка», «Архивная копия», «Архивное извлечение»), удостоверяются подписью руководителя архива (архивные справки — также подписью начальника соответствующего структурного подразделения ) и гербовой печатью архива.

На период отсутствия начальника соответствующего структурного подразделения архивные справки подписывает работник архива, на которого возложено исполнение обязанностей начальника.

9. Текст архивных справок должен отвечать сути запроса и не должен содержать лишних слов. При вмещении в архивную справку выдержек из документов они обязательно берутся в кавычки. Наименование организации (учреждения, предприятия), в которой работало или училось физическое лицо, в тексте архивной справки приводится полностью, при повторных упоминаниях допускается использование официальных сокращений. Если наименование организации (учреждения, предприятия) менялось, в архивной справке указывается только наименование, которое было в тот период, о котором идет речь в запросе.

10. Несоответствие отдельных сведений, содержащихся в документах архива, данным, изложенным в запросе, не может быть препятствием для внесения их в текст архивной справки, если другая документная информация не оставляет сомнения в тождественности лица или определенных фактов.

11. Фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого запрашивается информация, подаются согласно архивным документам. Разночтения, несоответствие их написания в запросе и в архивных документах обозначаются словами «так в документах».

12. В тексте архивной справки применяется словесно-цифровой способ указания дат с проставлением нуля в обозначении дня месяца, если он содержит одну цифру, например: 05 апреля 1949 года.

13. В тексте архивных справок не разрешается делать исправления, не допускаются комментарии и собственные выводы исполнителя.

14. Разъяснение относительно выявленных в документах сведений, объяснения к документам, в отношении которых есть сомнения в их достоверности, неразборчиво написанных, исправленных автором, поврежденных (утраченный текст), излагаются в справке после указания поисковых данных или в сопроводительном письме.

15. Если архивная справка по объективным причинам является неполной ответом на запрос, текст архивной справки заканчивается словами «Других сведений не обнаружено».

16. После текста архивной справки помещаются поисковые данные документов, послуживших основанием для ее составления (номера фонда, описи, дела, листов), или название документа, являющегося основанием для выдачи архивной справки.

В архивных копиях / выдержках, изготовленных средствами печати, поисковые данные приводятся после текста, в изготовленных фото- или электрографическим способом — на обороте каждого листа.

17. Если текст архивной справки не умещается на лицевой стороне бланка, он переносится на обратную сторону. Архивная справка, объем которой составляет два и более листов, должна быть прошита способом, что делает невозможным ее разъединения без нарушения целостности. Количество прошитых листов скрепляется подписью лица, выдавшего архивную справку, и печатью, а место соединения листов обязательно удостоверяется гербовой печатью архива. В архивных копиях, изготовленных средствами печати, удостоверяющие надписи и гербовая печать размещаются на обороте каждого листа, в архивных копиях, изготовленных фото- или электрографическим способом — на обороте последнего листа.

18. Архивная справка оформляется на государственном языке, должна иметь регистрационный номер и дату оформления. Копия архивной справки удостоверяется исполнителем и остается в соответствующем делопроизводственном деле архива.

19. Архивные копии и выписки оформляются в том же порядке, как и архивные справки. В архивном извлечении название оригинала документа, его номер и дата указываются полностью, текст извлечения оформляется на языке оригинала документа. Архивные выдержки имеют исчерпать все имеющиеся данные по запросу; пропуски в тексте отдельных слов, предложений обозначаются многоточием. В случае необходимости к тексту архивной копии / извлечения могут делаться соответствующие предостережения по неразборчиво написанных, исправленных или таких, которые не подлежат прочтению, слов, а также внешних особенностей оригинала («так в документах»).

20. Работники архива отвечают за достоверность информации, изложенной в информационных документах, и за своевременность предоставления ответов на запросы юридических и физических лиц.

21. Делопроизводство относительно выполнения запросов юридических и физических лиц ведется отдельно от общего делопроизводства архива.

Директор Департамента
взаимодействия с органами власти
Н.А. Козловская

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст. 144);

2) Закон СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 237);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-Х «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст. 192);

4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-Х «Об утверждении . Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»;

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-XI «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст. 94);

6) Закон СССР от 26 мая 1988 года N 9004-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 361) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Оставьте комментарий