Образец акта внутренней оценки основных средств

Акт осмотра оборудования – документ, в котором описывается процесс обследования различного рода приборов, техники и фиксируется результат этой процедуры.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта осмотра оборудования .docСкачать образец акта осмотра оборудования .doc

В каких случаях формируется документ

Чаще всего акт формируется работниками компаний в процессе осмотра оборудования, используемого в деятельности предприятия или приобретенного для последующей реализации. Также осмотру подвергается оборудование, поступившее на склад организации после ремонта, сервисного обслуживания или ответственного хранения и сдаваемое под охрану или предлагаемое в аренду.

Таким образом, ситуаций, при которых может понадобиться обследование различных технических изделий, в компаниях бывает достаточно, и каждый раз необходимо сопровождать это действие составлением акта.

В большинстве случаев акт не является самостоятельным документом, а считается приложением к какому-либо договору, акту приема-передачи и т.д.

С какой целью формируется акт

Обычно оформление документа решает сразу несколько задач:

  1. при помощи него регистрируются все внешние дефекты, повреждения и изъяны;
  2. проверяется укомплектованность и работоспособность оборудования;
  3. проводится контроль за его соответствием техническому паспорту и прочим сопроводительным бумагам, в том числе отслеживается то, отвечает ли оно нормам пожарной, санитарной и электробезопасности, прописанным во внутренних Правилах организации и т.д.

Следует отметить, что осмотры бывают разовые, но чаще они проводятся на регулярной основе для предотвращения поломок и сбоев в производственных процессах.

Конечной целью осмотра оборудования и формирования акта является заключение о том, пригодно ли оборудование к дальнейшей эксплуатации и использованию.

Если такое разрешение комиссия дать не может, тогда она должна вписать в акт основания для отказа, в том числе степень износа или уровень неисправности оборудования, возможную стоимость и предварительные сроки ремонта, а также меры, которые необходимо предпринять для устранения найденных дефектов, изъянов и нарушений.

В некоторых случаях, если оборудование уже не подлежит ремонту, на основе акта может быть проведено его списание с баланса организации.

Создание комиссии

Для более полного и детального осмотра оборудования, к этой процедуре привлекается целая комиссия. Обычно она состоит из сотрудников организации, которые работают в разных подразделениях – как правило, это начальники среднего звена: главные инженеры, технологи, заместители директора и пр. Часто в подобных мероприятиях участвуют юрисконсульты и работники бухгалтерии.

Таким образом, специалисты различных профилей могут обрисовать обследуемое оборудование с разных углов зрения. Иногда в состав комиссии включаются и сторонние эксперты, особенно, если дело касается сложных, высокотехнологичных приборов.

Комиссия назначается приказом директора предприятия, который выделяет среди ее членов главное ответственное лицо – председателя.

Особенности оформления акта

Сейчас нет унифицированной формы данного документа, так что работники организаций могут писать его в произвольном виде, или по образцу, разработанному и утвержденному внутри фирмы.

Акт допускается составлять на обычном листе бумаги любого подходящего формата или на бланке компании, от руки или набирать на компьютере. Если используется электронный вариант акта, после окончательного заполнения его надо распечатать и заверить подписями всех членов комиссии (если кто-либо из них отказывается подписывать акт – в нем обязательно следует сделать об этом отметку, указав причину отказа).

Акт нужно делать в нескольких экземплярах: один – для предприятия, и по одному для каждого из лиц, производивших осмотр.

Заверять бланк документа при помощи печати или штампа на сегодняшний день не обязательно – это следует делать только в том случае, если использование штемпельных изделий для удостоверения подобного рода бумаг закреплено в учетной политике предприятия.

Как составить акт осмотра оборудования

Если вам потребовалось составить акт осмотра оборудования, а вы не знаете, с какой стороны к этому подступиться, прочитайте наши рекомендации и посмотрите образец документа.

Для начала в акте заполняется «шапка», куда вписывается:

  • наименование предприятия;
  • название документа;
  • место его составления и дата.

Затем идет основная часть – сюда нужно включить:

  • состав комиссии, производящей осмотр. Каждого человека нужно вписывать с указанием его должности, фамилии, имени, отчества. Среди членов комиссии следует выделить председателя – именно он несет львиную долю ответственности за процесс и результаты осмотра оборудования;
  • название оборудования, модель, номер, артикул, наименование завода-изготовителя, инвентарный номер и прочие идентификационные характеристики, а также адрес, по которому оно установлено;
  • действия, которые были произведены при процедуре обследования (внешний визуальный осмотр, монтаж, демонтаж, запуск, замеры и т.п.);
  • результаты осмотра (чем подробнее, тем лучше);
  • итог работы комиссии – здесь допускает как высказывание обобщенного мнения экспертной группы, так и индивидуальные выводы каждого члена комиссии.

Если к акту прилагаются какие-то дополнительные документы, фото- или видео-свидетельства – это также нужно обозначить в тексте акта отдельным пунктом. При необходимости бланк можно дополнить и другими сведениями (действуйте по ситуации).

УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
13.10.2006 № 615
(в редакции Указа Президента
Республики Беларусь
06.08.2010 № 410)

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь.
Объектами гражданских прав, подлежащими оценке в соответствии с настоящим Положением, являются предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, не завершенные строительством объекты, земельные участки, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы, доли в уставных фондах юридических лиц, ценные бумаги, имущественные права и другое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности (далее – объекты оценки).
2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и понятия:
внутренняя оценка – оценка стоимости, проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на основании собственного решения без привлечения исполнителя оценки;
дата оценки – календарная дата, на которую определяется стоимость объекта оценки;
заказчик оценки – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, заключившее гражданско-правовой договор с исполнителем оценки на оказание услуг по проведению независимой оценки (далее – договор), либо суд, орган уголовного преследования или орган, ведущий административный процесс, вынесший постановление (определение) о необходимости проведения оценки стоимости;
исполнитель оценки – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие оценочную деятельность. Юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, признается организация, в штате которой состоит не менее двух оценщиков, для которых данная организация является основным местом работы;
метод оценки – один или несколько методов расчета стоимости отдельного вида объекта оценки;
метод расчета стоимости – способ определения стоимости отдельного вида объекта оценки;
независимая оценка – оценка стоимости, проводимая исполнителями оценки на основании договоров либо постановлений (определений), вынесенных судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс, с соблюдением требований, определенных в настоящем Положении;
обязательная оценка – оценка стоимости, обязательность проведения которой установлена законодательством;
оценка стоимости – определение стоимости объекта оценки;
оценочная деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг по проведению независимой оценки;
оценщик – аттестованное в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, физическое лицо, проводящее независимую оценку лично как индивидуальный предприниматель либо в качестве работника юридического лица или индивидуального предпринимателя – исполнителя оценки;
результат внутренней оценки – итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой и указанная в акте о внутренней оценке;
результат независимой оценки – итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой или в виде диапазона денежной суммы и указанная в заключении и отчете об оценке;
экспертиза достоверности внутренней оценки – совокупность действий по проверке обоснованности результата внутренней оценки и (или) проверке соответствия проведенных расчетов законодательству;
экспертиза достоверности независимой оценки – совокупность действий по проверке соответствия заключения и отчета об оценке техническим и иным нормативным правовым актам об оценке стоимости объектов гражданских прав и обоснованности результата независимой оценки.

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

3. Стоимость объектов оценки в Республике Беларусь может определяться с использованием:
3.1. рыночных методов оценки, в том числе:
сравнительного метода, основанного на сравнении и учете отличий объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам;
доходного метода, основанного на расчете доходов, ожидаемых от использования объекта оценки в будущем, и преобразовании их в стоимость объекта оценки;
затратного метода, основанного на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом его износа, или на разнице активов баланса и обязательств по пассивам баланса;
3.2. иных методов оценки, в том числе:
индексного метода, основанного на применении коэффициентов и (или) индексов к стоимости, принятой в качестве базы для определения оценочной стоимости объектов оценки, за исключением предприятий как имущественных комплексов;
метода балансового накопления активов, основанного на использовании данных бухгалтерского учета на дату оценки и применяемого для определения оценочной стоимости предприятий как имущественных комплексов;
метода кадастровой оценки, основанного на использовании сведений, содержащихся в государственном земельном и градостроительном кадастрах.
4. Оценка стоимости объектов оценки, в том числе применение методов оценки и методов расчета стоимости, осуществляется в соответствии с техническими и иными нормативными правовыми актами об оценке стоимости объектов гражданских прав, которые являются обязательными для применения оценщиками и экспертами, осуществляющими судебно-экспертную деятельность.

ГЛАВА 3 ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА

5. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеют право на проведение внутренней оценки принадлежащих им объектов оценки, объектов, которые поступят им в будущем и которые на дату оценки не считаются созданными в соответствии с законодательством.
Результат внутренней оценки не может использоваться в случаях, когда в соответствии с законодательством оценка должна быть только независимой.
6. Внутренняя оценка объекта оценки проводится на основании данных бухгалтерского учета, информации о стоимости приобретения, строительства объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно методам оценки, указанным в пункте 3 настоящего Положения.
7. По результатам проведения внутренней оценки составляется акт о внутренней оценке.
Акт о внутренней оценке, составляемый физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, должен содержать:
фамилию, собственное имя и отчество физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, проводившего внутреннюю оценку;
цель оценки;
дату оценки;
наименование объекта оценки;
результат внутренней оценки;
подпись лица, проводившего внутреннюю оценку;
иную информацию по усмотрению лица, проводившего внутреннюю оценку.
Акт о внутренней оценке, составляемый юридическим лицом, должен содержать:
полное наименование юридического лица, проводившего внутреннюю оценку;
цель оценки;
дату оценки;
наименование объекта оценки;
данные, использованные для оценки;
расчет стоимости объекта оценки;
результат внутренней оценки;
подпись специалиста и руководителя юридического лица, проводившего внутреннюю оценку;
иную информацию по усмотрению юридического лица, проводившего внутреннюю оценку.

ГЛАВА 4 НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА

8. Основанием для проведения независимой оценки является договор либо постановление (определение), вынесенное судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс.
По договору исполнитель оценки обязуется провести независимую оценку по заданию заказчика оценки, а заказчик оценки – оплатить эту услугу.
Оплата независимой оценки, проводимой на основании постановления (определения), вынесенного судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс, осуществляется в порядке, установленном законодательством.
9. Договор заключается в простой письменной форме.
В договоре должны быть отражены:
наименование объекта оценки, его индивидуальные признаки;
предмет договора;
стоимость услуг исполнителя оценки, срок и порядок их оплаты;
срок представления заключения и отчета об оценке;
цель оценки;
дата оценки;
наименование валюты, в которой проводится оценка;
права и обязанности сторон;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных в договоре.
10. По результатам проведения независимой оценки исполнителем оценки составляются заключение и отчет об оценке, которые выдаются заказчику оценки одновременно. Заключение и отчет об оценке составляются в двух экземплярах, один из которых выдается заказчику оценки, второй – хранится у исполнителя оценки.
11. Заключение об оценке должно содержать:
полное наименование исполнителя оценки;
фамилию, собственное имя и отчество оценщика, ответственного за проведение независимой оценки, номер и срок действия свидетельства об аттестации оценщика по соответствующему виду объекта оценки;
номер и дату заключения договора либо указание на постановление (определение), вынесенное судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс;
описание объекта оценки (техническое и иное, включая перечень ограничений (обременений) прав на объект оценки при их наличии);
цель оценки;
наименование валюты, в которой проводится оценка;
дату оценки;
названия используемых методов оценки и методов расчета стоимости;
результат независимой оценки (определяется без учета налога на добавленную стоимость);
иную информацию по соглашению сторон, а также по усмотрению исполнителя оценки.
12. Отчет об оценке должен включать:
данные, использованные для оценки, с указанием их источника;
анализ данных, использованных для оценки;
основные предпосылки и ограничения, с учетом которых проводилась оценка;
анализ рынка объектов-аналогов (в случае использования рыночных методов оценки);
обоснование применения использованных методов оценки и методов расчета стоимости;
расчеты и их обоснование, описание процедуры определения стоимости выбранными методами оценки и методами расчета стоимости;
краткие факты и выводы по результатам оценки;
результат независимой оценки (определяется без учета налога на добавленную стоимость).
13. Заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, и скреплены его личной печатью, а также подписаны руководителем исполнителя оценки (его заместителем) либо руководителем обособленного подразделения исполнителя оценки (его заместителем) и скреплены печатью исполнителя оценки (его обособленного подразделения), если исполнителем оценки является юридическое лицо.
При проведении независимой оценки индивидуальным предпринимателем, выступающим одновременно оценщиком и исполнителем оценки, заключение и отчет об оценке должны быть подписаны им и скреплены личной печатью оценщика.
Если независимая оценка проводится оценщиком – работником индивидуального предпринимателя, то заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, индивидуальным предпринимателем и скреплены личной печатью оценщика.
14. Заключение и отчет об оценке должны содержать дату их подписания руководителем юридического лица (его заместителем) либо руководителем обособленного подразделения юридического лица (его заместителем), если исполнителем оценки является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем, если он является исполнителем оценки.
15. Результат независимой оценки может использоваться только в соответствии с целью оценки.
16. Результат независимой оценки может быть признан недостоверным только судом по иску заказчика оценки, иного заинтересованного в оценке лица либо контролирующих (надзорных) органов по отношению к исполнителю оценки.
17. Независимая оценка не может проводиться:
17.1. исполнителем оценки, являющимся учредителем (участником), собственником имущества юридического лица – заказчика оценки;
17.2. с участием оценщиков:
являющихся должностными лицами юридических лиц – заказчиков оценки, а также состоящих в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками), собственниками имущества, должностными лицами юридических лиц – заказчиков оценки;
состоящих в близком родстве или свойстве с физическими лицами – заказчиками оценки;
имеющих в отношении объекта оценки вещные или обязательственные права;
17.3. исполнителем оценки – юридическим лицом:
учредителем (участником), собственником имущества которого является заказчик оценки;
руководитель которого состоит в близком родстве или свойстве с физическим лицом – заказчиком оценки либо с руководителем юридического лица – заказчика оценки;
17.4. исполнителем оценки, имеющим в отношении объекта оценки вещные или обязательственные права.
18. Исполнители оценки обязаны отказаться от проведения независимой оценки при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 17 настоящего Положения. Об этом исполнитель оценки обязан в пятидневный срок после обнаружения таких обстоятельств уведомить заказчика оценки.
19. Не допускается вмешательство заказчика оценки или иных заинтересованных лиц в деятельность исполнителей оценки, если это может повлиять на достоверность результата независимой оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении независимой оценки.
20. Споры между исполнителями оценки и ее заказчиками, связанные с осуществлением оценочной деятельности, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 5 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

21. Проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным:
при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного экономически несостоятельным или банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах. Оценивается стоимость имущества, выставляемого на торги;
при предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств. Оценивается стоимость имущества, передаваемого в залог;
при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Оценивается стоимость вносимого в уставный фонд неденежного вклада;
при совершении сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам юридических лиц государственной формы собственности. Оценивается стоимость соответствующего имущества, подлежащего отчуждению;
при возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества. Оценивается стоимость приобретаемого имущества;
в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Обязательная оценка может быть внутренней и (или) независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть только независимой.
22. В случаях, перечисленных в абзацах втором–шестом части первой пункта 21 настоящего Положения, обязательная оценка должна проводиться до совершения соответствующих сделок.

ГЛАВА 6 ЭКСПЕРТИЗА ДОСТОВЕРНОСТИ ОЦЕНКИ

23. Экспертиза достоверности внутренней оценки и экспертиза достоверности независимой оценки (далее – экспертиза достоверности оценки) может быть обязательной или инициативной.
24. Обязательная экспертиза достоверности оценки проводится в случаях:
передачи капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, находящихся в государственной собственности, за исключением жилых домов и жилых помещений, в том числе не завершенных строительством, в ипотеку в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
внесения неденежного вклада в уставный фонд юридического лица;
совершения сделки, предусматривающей возмездное отчуждение капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, находящихся в государственной собственности, за исключением их отчуждения путем продажи на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, а также возмездного отчуждения жилых домов и жилых помещений, в том числе не завершенных строительством;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
25. Собственники объекта оценки (обладатели иных прав в отношении объекта оценки), контролирующие (надзорные) органы, иные заинтересованные в оценке лица вправе на основании собственного решения инициировать проведение экспертизы достоверности оценки.
26. Порядок проведения и оплаты экспертизы достоверности оценки определяется Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 7 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ ОЦЕНКИ

27. Исполнители оценки при проведении независимой оценки имеют право:
требовать от заказчика оценки представления в полном объеме документации, необходимой для проведения независимой оценки;
получать от третьих лиц (в том числе от государственных органов и иных организаций) информацию, необходимую для проведения независимой оценки, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую тайну, другой информации, представление которой ограничено или запрещено законодательством. Исполнитель оценки имеет право на получение в организациях, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, информации о ценах сделок с конкретными объектами;
привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством специалистов либо организации к выполнению отдельных работ, необходимых для проведения независимой оценки;
отказаться от проведения независимой оценки в случае, если заказчик оценки нарушил условия договора либо не представил необходимую информацию об объекте оценки.
Порядок представления исполнителю оценки информации, указанной в абзаце третьем части первой настоящего пункта, определяется в соответствии с законодательством.
В случае, если исполнителю оценки не представлена по его запросу третьими лицами информация, необходимая для проведения независимой оценки, и это существенным образом может повлиять на достоверность результата независимой оценки, исполнитель оценки обязан указать об этом в заключении и отчете об оценке.
28. Исполнители оценки при проведении независимой оценки обязаны:
обеспечивать сохранность документов, полученных от заказчика оценки и третьих лиц;
не разглашать конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
хранить заключения и отчеты об оценке на бумажных носителях не менее пяти лет с даты их подписания руководителем юридического лица (его заместителем) либо руководителем обособленного подразделения юридического лица (его заместителем), если исполнителем оценки является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем, если он является исполнителем оценки. Законодательными актами может быть установлен более длительный срок хранения заключений и отчетов об оценке;
представлять копии заключений и отчетов об оценке, иную информацию, полученную от заказчика оценки, по запросам государственных органов для выполнения возложенных на них функций.

ГЛАВА 8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ ОЦЕНКИ

29. Исполнитель оценки несет ответственность в соответствии с законодательными актами за убытки, причиненные в результате осуществления оценочной деятельности Республике Беларусь, ее административно-территориальным единицам, гражданам и юридическим лицам. Убытки подлежат возмещению в соответствии с законодательством и условиями договора.
30. Исполнитель оценки не несет ответственности за убытки либо за признанный судом недостоверным результат независимой оценки, если они явились следствием представления заказчиком оценки или третьими лицами недостоверной информации.

ГЛАВА 9 АТТЕСТАЦИЯ ОЦЕНЩИКОВ

31. Аттестация оценщиков осуществляется республиканскими органами государственного управления по видам объектов оценки согласно приложению (далее – аттестующий орган) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
32. Аттестации подлежат физические лица.
Лица, претендующие на получение свидетельства об аттестации оценщика, должны иметь высшее экономическое, юридическое или техническое образование.
33. Свидетельство об аттестации оценщика (далее – свидетельство) выдается по результатам аттестационного экзамена сроком на три года. Срок действия свидетельства может быть продлен по его окончании на три года по заявлению оценщика.
34. Аттестующий орган осуществляет контроль за соблюдением оценщиками требований законодательства об оценке стоимости объектов оценки, а также требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по оценке стоимости объектов оценки в соответствии с настоящим Положением и Указом, его утверждающим.
35. Аттестующий орган ведет учет выданных свидетельств с указанием фамилии, собственного имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства и телефона, места работы их обладателей, даты выдачи и номера свидетельств, сведений о выдаче их дубликатов, внесении изменений и (или) дополнений, продлении срока действия, прекращении действия свидетельств.
Данные сведения отражаются в государственном реестре оценщиков, порядок ведения которого определяется Советом Министров Республики Беларусь.

ПЕРЕЧЕНЬ республиканских органов государственного управления, осуществляющих аттестацию оценщиков по видам объектов оценки

УДК 343.132.1

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА ПО

ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ

ИНФОРМАЦИИ

У.А. Мусаева

Статья посвящена анализу особенностей производства следственного осмотра при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации, определяются его задачи и объекты, предлагаются криминалистические рекомендации для повышения эффективности результатов его проведения, рассматриваются основные тактические приемы, которые могут быть применены.

Ключевые слова: преступления в сфере компьютерной информации, следственный осмотр, информационные объекты, тактические приемы.

В ходе расследования преступлений в сфере компьютерной информации одну из ключевых ролей в доказывании играет исследование таких доказательств как компьютерное оборудование и хранящаяся на нем ком -пьютерная информация.

Отметим, что в криминалистической литературе указывается на не -традиционность следов преступной деятельности и вещественных доказательств, с которыми сталкивается следователь при расследовании преступ-лений, совершенных с использованием компьютеров и иной электронной техники . С этим утверждением нельзя не согласиться.

Специфичность расследования обусловливается, прежде всего, особой областью совершения преступлений — сферой высоких технологий. Недаром в некоторых научных публикациях последних лет говорится о компьютерной технике, а также информации, хранящейся в памяти компьютера или на внешних носителях (дисках, дискетах и т.п.), как о принципиально новом объекте криминалистического исследования . Это обстоятельство оказывает существенное влияние на определение тактики проведения ряда следственных действий.

1. Следственный осмотр. Назовем несколько типичных ситуаций следственного осмотра, направленного на обнаружение и изъятие компьютерной информации:

осмотр места происшествия ;

осмотр места, откуда был произведен неправомерный доступ (при совершении преступления путем удаленного доступа);

осмотр компьютерного оборудования, изъятого в ходе других следственных действий.

Вопросы тактики производства следственного осмотра по делам о компьютерных преступлениях уже неоднократно рассматривались в криминалистической литературе

. В го же время, на наш взгляд, необходимо уточнить некоторые тактические аспекты его производства.

В процессе подготовки к проведению этого следственного действия обязательно следует учитывать особенности объектов розыска по рассматриваемой категории дел. В этой связи представляется обязательным выполнение следователем таких криминалистических рекомендаций как:

обеспечение участия специалистов в области компьютерной техники и технологий в производстве следственного осмотра;

обеспечение участия органов дознания, занимающихся борьбой с преступлениями в сфере высоких технологий (например, сотрудников уп-равлений (отделов) «Р» МВД РФ);

инструктаж членов следственно-оперативной группы; обеспечение участия понятых, обладающих познаниями в области компьютерной техники и технологий;

подготовка необходимых технических (компьютерных) средств. Обеспечение участия специалистов в области компьютерной техники и технологий в ходе следственного осмотра по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации необходимо рассматривать как аксиому . В необходимых случаях можно привлекать специалистов-инженеров по средствам связи или сетевому обслуживанию . Если объектом осмотра выступают несколько ЭВМ (локальная сеть ЭВМ) целесообразно привлекать несколько специалистов в этой области.

Помощь специалистов активно используется при расследовании компьютерных преступлений за рубежом. Так, например, в своем отчете перед комитетом сената США по судебной власти директор бюро расследований компьютерных преступлений Луис Дж. Фрих указал на обязательность включения в состав следственных групп специалистов в области компьютерных технологий, обеспечения их всеми необходимыми техническими средствами . Аналогичные рекомендации высказываются и другими зарубежными специалистами в области борьбы с компьютерными преступлениями .

Отметим, что необходимость участия указанных специалистов в рас -следовании компьютерных преступлений подтверждается и результатами проводимых в отечественной науке исследований. Так, А.В.Касаткин, ос -новываясь на результатах проведенного им опроса следователей, отмечал, что 56% респондентов ничего не знают о принципах работы ЭВМ. При этом 92% из числа опрошенных автором программистов отметили, что на современном уровне развития вычислительной техники без участия профессионала найти «спрятанную» в компьютере информацию без риска уничтожения сложно . На сегодняшний день ситуация принципиально не изменилась. В ходе проведенного опроса следователей на вопрос «Сможете ли вы правильно изъять компьютерную технику или хранящуюся в памяти ЭВМ информацию без участия специалиста?» положительно ответили всего 17,3% респондентов. На вопрос «Считаете ли вы необходимым во всех случаях привлекать к осмотру места происшествия, обыску по делам о преступлениях в сфере компьютерной

информации специалиста по компьютерной техники и технологиям» положительно ответили 89,3% опрошенных.

Ю.В. Гаврилин высказал мнение, что следователю перед началом следственного действия, связанного с осмотром компьютерного оборудования всякий раз необходимо убедиться в компетентности специалиста . Эта рекомендация представляется обоснованной. Более того, думается, что дабы избежать подобного непрофессионализма, в качестве специалистов следует приглашать штатных экспертов, занимающихся проведением компьютернотехнических экспертиз. Такие эксперты на сегодняшний день уже имеются в штатах многих криминалистических управлений региональных МВД, УВД.

В обязанности оперативного сотрудника подразделения, занимающегося борьбой с преступлениями в сфере высоких технологий, включенного в состав следственно — оперативной группы, входит оказание помощи следователю в производстве осмотра места происшествия, выполнение его поручений и проведение розыскных мероприятий. Им осуществляются:

опросы граждан с целью выявления свидетелей, получения иной информации важной для установления личности преступника, розыска по -хищенной информации;

задержание преступника по «горячим следам»; обеспечение безопасности следственно-оперативной группы, обнаруженной в процессе осмотра места происшествия доказательственной и иной криминалистически значимой информации;

координация действий следственно-оперативной группы и других оперативных сотрудников, параллельно осуществляющих оперативнорозыскные мероприятия.

В ходе инструктажа членов следственно-оперативной группы следователь напоминает основные задачи предстоящего следственного действия, особенности его производства по рассматриваемому виду преступлений, указывает на характер действий каждого лица. Целесообразна и консультация специалиста для других членов следственно-оперативной группы по вопросам обращения с компьютерным оборудованием на месте происшествия.

Другим важным подготовительным действием к осмотру места со -вершения компьютерного преступления или средств компьютерной техники выступает обеспечение участия понятых. В криминалистической литературе справедливо отмечается, что понятые должны обладать познаниями в области компьютерной техники и технологий . Их легко можно найти среди персонала компьютерных фирм, клубов1. Думается, выполнение этой рекомендации явится важной гарантией достоверности получаемой в ходе следственных действий информации, однако на практике это происходит далеко не всегда. Лишь 24% опрошенных следователей согласились с необходимостью при производстве следственных действий, связанных с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Считаем, что в протоколах следственных действий, связанных с исследованием компьютерного оборудования, обязательно следует указывать факт обладания понятыми специальными познаниями в этой области (например, место работы и должность).

осмотром компьютерного оборудования, приглашения в качестве понятых лиц, имеющих познания в этой области, во всех случаях.

31,3% респондентов при решении этого вопроса будут действовать «по ситуации» и пренебрегут этой рекомендацией, если поиск подобных понятых а может повредить оперативности расследования. 14,7% опрошенных следователей считают, что понятые, обладающие познаниями в области компью-терной техники и технологий, должны привлекаться лишь при расследовании уголовных дел, получивших большой общественный резонанс. 30% рес-пондентов не считают необходимым привлечение в качестве понятых указанных лиц, мотивируя в большинстве случаев это тем, что подобные требования не предусмотрены уголовно-процессуальным законом.

В криминалистической литературе высказывается рекомендация о привлечении в качестве понятых служащих того предприятия, организации, учреждения, фирмы, компании, в которой проводится осмотр, при условии, что они не заинтересованы в исходе дела . На наш взгляд, к реализации этой рекомендации на практике следует подходить весьма осторожно. Осмотр места происшествия чаще всего производится в ситуации информационной неопределенности, вследствие чего решение вопроса о характере заинтересованности тех или иных служащих организации представляется затруднительным. Среди этих лиц может оказаться и преступник, особенно если имел место непосредственный доступ к компьютерной информации или системе ЭВМ. В то же время, поскольку объектом осмотра выступает дорогостоящее оборудование осмотр места происшествия целесообразно производить в присутствии руководства предприятия, учреждения, организации, фирмы.

Компьютерно-технические средства, которые могут быть использованы при производстве следственного осмотра — это, прежде всего, технические носители, на которые может быть перенесена интересующая информация (программы или отдельные файлы). В криминалистической литературе в качестве таковых называются дискеты, лазерные диски, диски большой емкости (типа DVD) и даже переносные компьютеры (Notebookи т.п.). Кроме того, интересны рекомендации по осмотру (обыску) компьютерного оборудования, предлагаемые зарубежными специалистами в области борьбы с компьютерными преступлениями, согласно которых следователю также целесообразно иметь: набор сервисных программ (утилитов) для целевых компьютеров; дискеты с операционной системой; программы обнаружения вирусов; фото- и видеоаппаратуру для запечатления места обыска; большое количество липкой ленты (скотча) упаковки, опечатывания изымаемого оборудования, цветные самоклеющиеся ярлыки для маркировки изымаемых предметов, соединительных кабелей; запас бумаги для принтера .

С поисковой точки зрения следственный осмотр направлен на обнажения объектов, могущих выступать вещественными доказательствами по делу, особую сложность вызывает обнаружение и изъятие информации находящейся в электронном поле.

К числу особых свойств криминалистических объектов, составляющих электронное информационное поле, следует отнести:

1. Их существование на машинном носителе и невозможность восприятия таких объектов обычным путем без использования специальных технических средств и программного обеспечения. В криминалистической литературе выделяются несколько типов машинных носителей, на которых может находиться компьютерная информация . К ним относятся:

а) машинные носители, посредством которых действовал преступник на своем рабочем месте, а также машинные носители, оставленные (спря-танные) преступником на месте происшествия;

б) «транзитные» (коммуникационные) машинные носители, посредством которых преступник осуществлял связь с информационными ресурсами, подвергавшимися нападению;

в) машинные носители информационной системы, в которую осуществлен неправомерный доступ.

2. Информационные объекты на машинных носителях лишены такой характеристики, как внешнее строение .

Они представляют собой не только информационные документы, но и следы, характеризующие изменения, произошедшие в информационном поле, указывающие на местонахождение искомой информации.

Следы указывают на факт нахождения на том или ином машинном (техническом) носителе искомой информации. Как справедливо отмечается в криминалистической литературе «при современном развитии вычислительной техники и информационных технологий компьютерные следы» преступной деятельности имеют широкое распространение. Это должно учитываться следователями и оперативными работниками в их деятельности по собиранию доказательств наряду с поиском уже ставшими традиционными следами .

Следует согласиться с мнением Т.Э.Кукарниковой, согласно которому следом компьютерного преступления является любое изменение среды (файловой системы), связанное с событием преступления. Поскольку файловая система представляет собой совокупность особых информационных единиц -файлов, специальных служебных таблиц (каталогов, таблицы разделов, загрузочных записей, таблиц размещения файлов) и кластеров, эти изменения могут выражаться в изменении местоположения и содержимого файлов, изменении формата и (или) характеристик файлов, создании или удалении файлов, изменении содержимого специальных служебных таблиц (каталогов, таблицы разделов, загрузочных записей, таблиц размещения файлов), изменении состояния кластеров. Воздействие одного информационного объекта на другой может быть обнаружено по наблюдаемому различию между двумя известными состояниями информационного объекта: по признакам изменения содержания, формата, характеристик файла и по изменению алгоритма работы программы. Эти фиксируемые изменения и будут следами-отображениями, характеризующими результат взаимодействия . Поскольку состояние файла

полностью наблюдаемо, оценка полноты имеющегося следа-отображения практически малозначима. Благодаря детерминированности алгоритма, породившего след-отображение, в большинстве случаев возможно однозначное определение причины возникновения следа-отображения и программы, послужившей инструментом для создания наблюдаемых изменений.

Обобщая предлагаемые в научной литературе рекомендации по про -изводству следственного осмотра по делам о преступлениях в сфере ком -пьютерной информации, выделим основные тактические приемы, которые могут быть применены:

1. Не разрешать кому-либо из присутствующих лиц (кроме специалиста) прикасаться к компьютерному оборудованию, находящемуся в месте осмотра (включать или выключать, совершать любые иные манипуляции). Посторонние лица (например, служащие предприятия) должны быть удалены из помещения.

2. Не совершать операции с компьютерным оборудованием или информацией (включая копирование), если результат таких действий заранее не известен.

3. Определить характер программ, работающих на ЭВМ на момент осмотра. Если действует программа по уничтожению компьютерной информации, ее работу необходимо немедленно прервать.

4. Изучение обстановки на месте осмотра целесообразно начинать с исследования характера деятельности компьютерного оборудования: включены ли ЭВМ в локальную1 или глобальную сеть, наличие дополнительного оборудования (сканеры, принтеры, модемы, стримеры и пр.), имеются ли устройства защиты информации и пр. Необходимо описать в протоколе характер соединения между техническими устройствами, отразить присутствие разъемов для подключения иной техники, нештатных технических устройств. Целесообразно составление схем размещения и соединения компьютерной техники.

5. Изучить характер работавших на момент осмотра на компьютере программ, изображения на экране и детальное описание его в протоколе. Отразить в протоколе результаты действия программ.

6. Копирование интересующей следствие информации должно осуществляться на заранее подготовленные технические носители. В тех случаях, когда такое перекопирование нежелательно по техническим причинам, следует изъять весь системный блок или иной машинный носитель информации.

7. Упаковать изъятые объекты следует способом, исключающим их повреждение. В процессе хранения изъятых объектов предпринимать все меры к сохранению изъятых объектов и находящейся на них информации (например, не располагать изъятые дискеты вблизи источника электромагнитного излучения, тепловых приборов). Отдельными авторами справедливо рекомендуется осуществлять изъятии компьютерных носителей информации и

1 Например, в криминалистической литературе предлагается, если компьютеры соединены в локальную сеть, начинать осмотр с сервера, затем осматривать работающие компьютеры, а потом остальную компьютерную технику и источники питания

их упаковку таким образом, чтобы аппаратуру можно было правильно и точно также, как на месте обнаружения, соединить в лабораторных условиях или в месте производства следствия с участием специалистов .

Список литературы

1.Краснова Л.Б. «Обыск-осмотр» средств компьютерной техники // Воронежские криминалистические чтения.Вып. 1-Воронеж,2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Комиссаров В., Гаврилов М., Иванов А. Обыск с извлечением компьютерной информации // Законность. 1999, № 3.

3.Согласно ст. 176 УПК РФ, осмотр места происшествия может быть произведен и до возбуждения уголовного дела.

4.Гаврилин Ю.В. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации.

5.Крылов В.В. расследование преступлений в сфере компьютерной информации.

6.Вехов Б.В. Компьютерные преступления.- М., 1996.

7.Кушниренко С.П., Панфилова Е.И. Уголовно -процессуальные способы изъятия компьютерной информации по делам об экономических преступлекниях.-СПб., 1998.

8.Участие специалистов в области компьютерной техники и технологий также обязательно при производстве обыска, выемки, следственного эксперимента, проверки и уточнения показаний на месте. Некоторыми авторами обосновывается целесообразность привлечения таких специалистов к участию в допросах, на которых выясняются технические аспекты совершенного преступления (См.: Цоколова О.И., Улейчик В В., Кузнецов А.В. Квалификация и доказывание преступных деяний, совершаемых в сфере компьютерной информации // Информационный бюллетень Следственного комитета МВД России. 1999, №2)

9.Комиссаров В., Гаврилов М., Иванов А. Обыск с извлечением компьютерной иформации // Законность. 1999, №3.

12.Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации./Под ред. Н.Г.Шурухнова.

13. Крылов В В. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации. -М, 1998.

14. Яковлев А Н. Теоретические и методические основы экспертного исследования документов на машинных носителях информации. Дисс. •канд. юрид. наук. -Саратов 2000.

15. Некоторыми учеными такие следы называются «виртуальными» (см.: Мещеряков В.А. Механизм следообразования при совершении преступлений в

сфере компьютерной информации // Известия ТулГУ. Серия: «Современные проблемы законодательства России, юридических наук и правоохранительной деятельности». Вып. 3 -Тула,200).

16. Кукарникова Т.Э. Проблема криминалистического исследования электронных документов // Известия ТулГУ. Серия: «Современные проблемы законодательства России, юридических наук и правоохранительной деятельности». Вып.3.-Тула,2000.

17.Крылов В. В. Информационные компьютерные престпуления.-М.,1997.

У.А. Мусаева, канд. юрид. наук, доцент, тел. +(99412)-440-15-79 (Азербайджан, Баку, Бакинский Славянский университет)

SPECIFICITY OF THE INVESTIGATION INSPECTION OF CASES OF CRIMES IN

COMPUTER INFORMATION U.A. Musaeva

Keywords: computer crime information , the investigating inspection data objects tactics

U.A. Musaeva, PhD. jurid., Associate Professor, Tel. + (99412) -440-15-79 (Azerbaijan, Baku, Baku Slavic University)

УДК 34.096

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АТРИБУЦИИ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Н.С. Неретина

Рассмотрена история возникновения и развития судебно-почерковедческой диагностики. В настоящее время завершено формирование судебного почерковедения как современной и научно обоснованной области предметных судебно-экспертных знаний. Начинает складываться в самостоятельный подвид судебно-почерковедческой диагностики — учение об атрибуции свойств (характеристик) личности по почерку

Ключевые слова: судебно-почерковедческая диагностика, эмпирические исследования, почерк, свойства личности.

Интерес к почерку как к объекту диагностических исследований, согласно литературным источникам, относят как к древнему Китаю, так и к Римской империи, находя замечания и выявление особенностей почерка в

Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Гостехнадзора города Москвы, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным регламентом предоставления услуги.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении заявления и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Гостехнадзора города Москвы рассматриваются начальником (уполномоченным заместителем начальника) ОАТИ.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) начальника ОАТИ, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее — органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

5.4. С использованием Портала.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, индивидуального предпринимателя либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица (иностранного представительства или иностранной фирмы), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер заявления на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме заявления и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, индивидуального предпринимателя либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица (иностранного представительства или иностранной фирмы).

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации заявления, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на Портале.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Оставьте комментарий