Общественные организации

Общественная организация без регистрации юридического лица может быть создана в рамках действующего законодательства. Так как же можно создать общественную организацию без регистрации юридического лица?

Статья 7 Закона «Об общественных объединениях» устанавливает, что общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: Организация, движение, фонды, фонды и другие.

Так что в нашем случае «организация» — это форма «общественного объединения». Для целей данной статьи мы будем рассматривать эти два термина (организация и ассоциация) как одинаковые.

Преимущества объединения без регистрации юридического лица

  • Создание общественного объединения осуществляется непосредственно через объединение граждан.
  • Судебные органы не обязаны проходить процедуру регистрации юридического лица.
  • Отсутствие необходимости вести налоговый учет, бухгалтерскую отчетность и т.д.
  • Можно написать в органы государственной власти и получить официальные ответы на название общественной организации.

Примеры работы общественной организации без образования юридического лица

Например, я могу назвать Краснодарское гражданское движение «Союз заинтересованных представителей». Эта организация была создана на основе протокола и утвержденного устава. Организация обращалась к властям, получала официальные ответы, вела общественную жизнь и принимала участие в различных мероприятиях. Таким образом, компания достигла уставных целей, которые в целом были охарактеризованы как защита прав акционеров на территории города Краснодара.

Компания была основана в 2016 году, когда права акционеров в Краснодаре были серьезно нарушены. Организация не связана с властями. Кроме того, создание этой организации «спровоцировало» власти Краснодара на создание параллельно «Ассоциации представителей интересов в проблемных домах».

Не знаю, насколько успешно Краснодарское общественное движение «Союз представителей по интересам» в настоящее время работает, но оно является прекрасным примером деятельности общественной организации без юридического лица.

Что нужно для создания?

Для создания общественной организации без образования юридического лица необходимо наличие трех учредителей, отчета и устава.

Протокол и уставы могут быть произвольно адаптированы к формату вашей деятельности.

В протоколе должно быть отражено решение о создании общественной организации и решения органов управления (совета директоров, председателя правления или только председателя правления).

Правовое основание деятельности

Деятельность общественных организаций регулируется следующими документами ФЗ «Об общественных организациях», Гражданский кодекс, ФЗ «О некоммерческих организациях».

Перечислим основные положения законов, регулирующих деятельность государственных органов без образования юридического лица.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно объединением физических лиц, так и юридическими лицами — общественными объединениями.

Еще одна статья:

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может быть определено специальными законами о соответствующих типах общественных объединений.

В число учредителей помимо физических лиц могут входить также юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, утверждении его устава и формировании органов управления и контроля принимаются на конгрессе (конференции) или общем собрании. Общественное объединение считается созданным со дня принятия вышеуказанных решений: Он осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и выполняет задачи, предусмотренные настоящим Законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Законодательством предусмотрено, что граждане могут создавать общественные объединения, в том числе общественные организации и общественные движения. В то же время, данные организации приобретают права юридических лиц только после регистрации. Отсутствие регистрации не препятствует деятельности компании без образования юридического лица.

Особенности АНО

Основой формирования АНО служат добровольные вклады юридических лиц или граждан. Созданные на базе этих взносов, организации предоставляют услуги в сфере культуры, образования, здравоохранения, науки, права, спорта и иных сферах.

Образующий документ АНО – устав или учредительный договор. В уставе обозначаются цели создания общества, прописываются основные виды выполняемых работ/услуг и порядок управления. АНО может управляться коллегиально, но исполнительные и надзорные функции осуществляются единолично (избранным председателем, президентом, гендиректором, гражданином-учредителем и т.д.).

Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники. Поэтому, если один из основателей выходит из общества, ни выделение доли, ни компенсация не предоставляются. Если компания подлежит ликвидации, оставшееся имущество употребляется на уставные цели, но, опять же, не возвращается учредителям. На имущество общества может быть наложено взыскание.

Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники.

АНО вправе заниматься коммерческой деятельностью как вспомогательной – такая прибыль используется в уставных целях и не распределяется между основателями. Кроме того, автономная НКО может быть преобразована в фонд.

Правовая форма АНО подходит и для бизнеса. К НКО применяется более лояльное налогообложение. Кроме того, в случае с АНО отпадают взаимные имущественные обязательства между организацией и учредителями.

Прибыль и имущество АНО

АНО может владеть зданиями и помещениями, необходимым оборудованием, инвентарем, земельными участками, финансами в рублях и валюте и другим имуществом. Разрешается участие в хозяйствах и товариществах.

Имущество АНО формируется из следующих составляющих:

  • Периодические и однократные перечисления от учредителей (участников, спонсоров).
  • Пожертвования и взносы.
  • Прибыль от реализации товаров, работ, услуг (некоторые услуги – медицинские, аудит – требуют лицензирования).
  • Прибыль (дивиденды, проценты) от операций с ценными бумагами (денежными и товарными документами).
  • Доходы, приносимые собственностью общества.
  • Другие законные поступления средств.

Социальная польза и бизнес выгодно дополняют друг друга.

Например, в форме АНО может быть организован центр судебной экспертизы: привлечение научных сотрудников, проведение исследований в области экспертизы, организация курсов повышения квалификации для сотрудников полиции и МВД реализует социальную пользу предприятия, а предоставление экспертизы на основе договора возмездного оказания услуг является источником финансирования. Или медицинский центр, оказывающий бесплатные (или по сниженным ценам) медуслуги пенсионерами и платные – остальным гражданам.

Правильный выбор формы некоммерческого общества позволяет оптимизировать работу компании в соответствии с ее задачами.

РЕГИСТРАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

22.03.2012 был принят закон «Об общественных объединениях».

Действие закона не распространяется на политические партии, религиозные организации, непредпринимательские общества, которые создаются актами органов госвласти, других госорганов, ассоциаций местного самоуправления и их добровольных объединений.

Главной новеллой этого нормативного акта является то, что учредителями общественных организаций также могут быть и юридические лица.

В законе расширены возможности общественных объединений заниматься коммерческой деятельностью. В частности, они смогут заниматься ей непосредственно, без создания отдельных подразделений.

Данный Закон вводится в действие с 1 января 2013 года.

Общественное объединение по организационно-правовой форме образуется как общественная организация или общественный союз.

Общественная организация — это общественное объединение, учредителями и членами (участниками) которого являются физические лица. Общественный союз — это общественное

объединение, учредителями которого являются юридические лица частного права, а членами (участниками) могут быть юридические лица частного права и физические лица.

В Законе отсутствует норма о классификации статуса общественного объединения: всеукраинский, местный и международный. Закон определяет возможность существования общественных объединений с «детским», «молодежным» и «всеукраинским» статусом, но значение всеукраинского статуса отличается от предыдущего. Деятельность общественного объединения в любом случае может распространяться на всю территорию Украины.

Согласно Закона все действующие общественные организации будут обязаны в пятилетний срок привести свои уставы и деятельность в соответствие с новым законом.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация1 (НКО), преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели, которая может быть учреждена как физическими, так и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Учредительным документом фонда является устав, утверждаемый учредителями. Это основной документ организации, определяющий не только цели создания, но и структурную организацию и порядок деятельности фонда.

Так, в уставе обязательно закрепляется механизм формирования органов и порядок управления фондом, но необходимо помнить, что в п. 3 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено обязательное создание одного из органов фонда — попечительского совета, функцией которого является осуществление надзора:

• за деятельностью фонда,

• принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения,

• за использованием средств фонда,

• за соблюдением фондом законодательства.

При этом члены попечительского совета фонда должны осуществлять свою деятельность только на общественных началах,

По сути, основное назначение фонда — это аккумулирование имущества (денежных средств, имущественных прав и иных видов имущества). Имущество, передаваемое фонду его учредителями (учредителем), становится собственностью фонда, и в отличие от учредителей коммерческих организаций у учредителей фонда не сохраняется каких-либо имущественных прав на него. У учредителей также не возникает ответственности по обязательствам созданной организации, а у фонда — по обязательствам своих учредителей.

Фонд должен использовать имущество для целей, определенных в его уставе, а также может использовать его для благотворительных целей, при этом он вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, необходимую для достижения задач, ради которых создан, а также учреждать для этого хозяйственные общества или участвовать в них.

Еще одна особенность фондов заключается в ежегодном предоставлении отчетности2. Как уже было сказано выше, основное назначение любого фонда — это аккумулирование имущества для решения уставных задач, поэтому в целях осуществления контроля за расходованием средств организации законодатель предусмотрел обязанность фонда ежегодно проводить аудиторскую проверку1 и публиковать отчеты об использовании своего имущества4, Однако специальных требований к тиражу и виду печатного издания, где должен размещаться ежегодный отчет фонда, законодательством не предусмотрено.

Классификация фондов. В зависимости от правовых особенностей создания, сферы и целей деятельности фонды делятся на:

• фонды (действующие в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях»),

• общественные фонды (действующие в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях»),

• благотворительные фонды (действующие в соответствии с ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и ФЗ «О некоммерческих организациях»).

• общественные благотворительные фонды (действующие в соответствии с ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях»).

В ГК РФ НКО определяется как организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а если оно и получает прибыль, то не распределяет ее между своими участниками. В законодательстве также устанавливается, что НКО обладают специальной правоспособностью, т. е. они могут заниматься только той деятельностью, которая прямо закреплена в их учредительных документах. НКО могут создаваться в различных формах, например, в виде учреждений, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, общественных объединений, фондов и т. п.

Для благотворительных, общественных и общественных благотворительных фондов предусмотрены дополнительные требования к содержанию и порядку предоставления отчетности (соответственно ст. 19 ФЗ от И августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и ст. 29 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Государственная регистрация «просто» фондов и благотворительных фондов осуществляется в общем порядке, предусмотренном в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в территориальных органах Министерством по налогам и сборам России, тогда как регистрация общественных и общественных благотворительных фондов, по сути, осуществляется Минюстом России или его органами в субъектах РФ. Порядок процедуры и перечень документов для регистрации последних двух видов фондов устанавливается в ФЗ «Об общественных объединениях»

Частный Фонд

Частный фонд — это благотворительный фонд, основанный по желанию и на средства частного лица, состоятельного человека, выделившего часть своего состояния (иногда все состояние) на благотворительные цели. Частные фонды создаются как при жизни основателя, так и на средства, оставленные на благотворительные цели по завещанию.

Отличие частных фондов от других благотворительных, заключается в том, что частный фонд создается именно и исключительно на средства его основателя, дающего фонду свое имя. Фонды, просто носящие имя известного человека, как правило, создаются не на средства человека, давшего свое имя, и привлекают другие ресурсы. Иногда известный человек жертвует часть своих средств фонду своего имени. Например, Михаил Горбачев гонорары за лекции передает в свой фонд, однако эти средства не составляют основу фонда, а являются лишь одним из источников финансовых поступлений.

В США и Западной Европе создано более 10 тысяч частных фондов. Две трети их фондов основаны на средства, оставленные состоятельными людьми по завещанию. Однако все больше «молодых миллионеров» создают свои фонды в расцвете собственной карьеры. Среди наиболее известных фондов других стран — Фонд Форда, основанный на наследство предпринимателя Генри Форда, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, основанный на деньги предпринимателя Ч. С. Мотта, одного из создателей компании «Дженерал Моторс». Среди фондов, чьи основатели активно и сейчас участвуют в бизнесе, наиболее крупные — Фонд Джорджа Сороса и Фонд Билла Гейтса.

Основу долгосрочного благополучия подавляющего большинства (более 90%) частных фондов в мире составляет недвижимый капитал (endowment). Это те самые средства, которые, как правило, один раз выделяются основателем, помещаются в банк, инвестируются, а процент от капитала расходуется на благотворительные программы. Благодаря капиталу, основатель фонда не должен ежегодно выделять в фонд деньги. Как правило, состоятельный человек выделяет или завещает сразу крупную сумму с тем, чтобы процент от созданного капитала был достаточен для поддержки благотворительных программ и оплаты административных расходов на штат фонда. Для управления капиталом и деятельностью фонда создается попечительский совет. Часто он же решает, на что расходовать ежегодный процент, кому выделять гранты. В крупных фондах помимо попечительских советов создаются и так называемые грантовые комитеты, в которые приглашаются эксперты. В таком случае решения о предоставлении финансирования на тот или иной проект принимают эксперты.

Создание постоянного капитала не только дает частному фонду возможность существовать бесконечно долго, но и через инвестиции приращивать средства, увеличивать капитал. Самый старый частный фонд в мире был основан в Великобритании в первом веке нашей эры, и он до сих пор существует и приносит пользу.

Большинство частных фондов в мире не занимается осуществлением благотворительных программ самостоятельно. В основном частные фонды выделяют гранты — целевые средства другим общественным, благотворительным организациям, школам, университетам, больницам — на благотворительные проекты. Помимо грантов многие фонды предоставляют стипендии или же учреждают ежегодные премии. Еще один важный момент — средства на все эти программы поступают из капитала фонда либо напрямую от основателя. Частные фонды не занимаются фандрайзингом, то есть не привлекают посторонние средства на свои проекты. В континентальной Европе, в частности во Франции или Германии, частные фонды нередко сами осуществляют свои проекты, однако они же сами их и финансируют.

В России первые частные фонды возникли в 90-х годах. Пожалуй, первыми такими фондами стали Фонд Гарри Каспарова (к сожалению, прекративший свое существование) и Фонд Горбачева. Однако Фонд Горбачева не вполне соответствует международному понятию «частный фонд», так как существует на привлеченные средства. В то же время, существенные пожертвования самого Михаила Горбачева, особенно в период становления фонда, позволяют назвать его одним из первых частных фондов в России.

В 1999-2002 гг. в России появились первые частные фонды, в значительной степени отвечающие представлению о типе таких фондов в Европе и США. Это — Фонд Владимира Потанина, фонд «Открытая Россия», созданный Михаилом Ходорковским и его партнерами в бизнесе. Фонд гражданских свобод Бориса Березовского. Это фонды, созданные на личные средства их основателей, выделяющие гранты и стипендии на поддержку науки, образования, на молодежные проекты и защиту прав человека. Пока, в отличие от частных фондов США и Западной Европы, российские частные фонды не создали устойчивых капиталов. Однако это дело недалекого будущего.

Таким образом, частные фонды:

создаются человеком на собственные средства;

могут носить имя человека, но не все фонды «имени» кого-либо являются частными фондами — частным фонд делает не имя, а источник средств — личные деньги основателя;

управляются попечительскими советами;

имеют в основе недвижимый капитал, процент от которого ежегодно расходуется на благотворительные программы;

выделяют средства на благотворительные общественно важные проекты, осуществляемые другими организациями, хотя иногда и сами осуществляют проекты, но финансируют их самостоятельно.

Семейный фонд

Фонд, созданный на средства не только одного состоятельного человека, но и членов его семьи. Устроен и действует такой фонд практически так же, как и частный фонд, с одним отличием: в состав управления фонда входят все основатели или же их представители. В США работает несколько тысяч семейных фондов, в России создан пока только один семейный фонд — фонд «Династия» на средства семьи Дмитрия Зимина, одного из основателей компании «Вымпелком». Фонд «Династия» поддерживает проекты в сфере развития естественных наук в России, например олимпиады по физике среди школьников, и довольно активно развивается.

Корпоративный фонд

Распространенный вид благотворительных фондов в мире. В отличие от частных или семейных фондов корпоративный фонд создается на средства компании. В большинстве случаев (95%) — это фонд одной компании, полностью ею и финансируемый. Гораздо реже объединяются несколько компаний, например работающие в одном регионе или одной стране.

В мире существует две модели финансирования корпоративного фонда: ежегодные отчисления от прибыли компании, которые аккумулируются в фонде, или

же сочетание отчислений с созданием постоянного капитала. В первом случае корпоративный фонд не очень отличается от ежегодных корпоративных социальных программ компании — он является управляющей структурой для благотворительной деятельности компании и расходует все средства в течение года. Как правило, такой фонд занимается только благотворительными проектами, спонсорская деятельность ведется отдельно. Но и благотворительные проекты могут быть различны: от программы корпоративных грантов или стипендий до проведения отдельных мероприятий.

В последние годы большинство крупных компаний выбирают вторую модель корпоративного фонда, предусматривающую создание капитала. В этом случае компания выделяет часть прибыли для создания капитала, эти средства инвестируются и процент расходуется на благотворительные программы компании. Иногда компании даже выделяют свои акции в капитал корпоративного фонда. Плюсы такой модели в том, что даже не в очень удачный год для компании за счет капитала корпоративного фонда компания может не снижать объемы своих социальных программ, что для многих компаний, особенно градообразующих, является очень важным. При создании капитала в «хороший» прибыльный год компания выделяет большую сумму в капитал, в неприбыльный год (например, падение цен на нефть) за счет процентов от капитала добавляет средства на социальные программы. Плюсом является и то, что компания, имеющая филиалы и представительства в нескольких регионах и странах, может со-финансировать социальные программы филиалов, если они пока не вышли на достаточный уровень прибыли, чтобы самостоятельно осуществлять социальную политику, В частности, например, благотворительные программы многих западных компаний в России осуществляются при поддержке корпоративных фондов этих компаний.

Объединяет частные и корпоративные фонды стремление к созданию капитала, финансирование социальных программ, а не их непосредственное самостоятельное осуществление. Различия же не только в источнике средств, но и в структуре управления — корпоративный фонд может управляться напрямую руководством и сотрудниками компании, которые формируют органы управления фонда, корпоративный фонд жестко связан с политикой, брендами, региональными приоритетами компании, его создавшей.

В России корпоративные фонды только начинают создаваться. Один из первых фондов — фонд компании «ЛУКОЙЛ», осуществляющий значительную часть благотворительных и социальных программ компании. Фонд «ЛУКОЙЛа» пока работает по первой модели — средства на программы выделяются ежегодно из прибыли компании. Другой пример — Национальный резервный фонд, занимающийся в основном поддержкой проектов в сфере культуры. Этот фонд создан совместно несколькими компаниями и банками, однако роль инициатора сыграл Национальный резервный банк. Целый ряд крупных компаний начинают проявлять интерес к созданию корпоративных фондов как к эффективному инструменту осуществления своей социальной политики.

Таким образом, корпоративный фонд:

• создается на средства одной компании, значительно реже — нескольких компаний;

• фактически является управляющей структурой для социальных и благотворительных программ компании;

• часто имеет капитал, процент от которого расходуется ежегодно на социальные программы, дополняя (а иногда и полностью заменяя) ежегодные отчисления от прибыли компании;

• управляется компанией напрямую или же представителями компании;

• его политика жестко связана с политикой, брендами и приоритетами компании.

Этими характеристиками фонды отличаются друг от друга, но у них есть одно общее — это ответственность перед обществом и перед будущим страны.

Общественный Фонд

Общественные фонды являются одним из видов общественных объединений. В свою очередь общественное объединение — это добровольная, самоуправляемая НКО, созданная по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся для реализации общих целей, закрепленных в уставе5.

Особенности общественного фонда заключаются в следующем:

• он создается по инициативе не менее чем трех физических и (или) юридических лиц, при этом последние могут быть только общественными объединениями’;

• общественный фонд считается созданным и, следовательно, может осуществлять свою уставную деятельность с момента принятия общим собранием (съездом) учредителей решения о создании фонда, об утверждении устава и о формировании руководящих органов, но при этом он не становится юридическим лицом;

• его правоспособность как юридического лица возникает с момента государственной регистрации, порядок которой отличается от порядка регистрации других юридических лиц.

В зависимости от территориальной сферы деятельности общественный фонд может быть:

• местным, т. е. действует в пределах территории органа местного самоуправления,

• региональным — в пределах территории одного субъекта РФ,

• межрегиональным — на территориях менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения,

• общероссийским — на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения —

• и международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение — организация, отделение или филиал и представительство.

Благотворительный Фонд

Особенности создания и деятельности благотворительных фондов регулируются ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Благотворительный фонд является одной из форм благотворительных организаций, т. е. неправительственных, некоммерческих организаций, созданных специально для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности (данный момент должен быть обязательно отражен в уставе, так как любое лицо может заниматься благотворительностью, но только для благотворительной организации это является основной целью создания, что отличает ее от других видов НКО).

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Несмотря на разнообразие целей благотворительной деятельности, перечисленных в законодательстве’, все-таки их перечень ограничен, а, следовательно, некоторые виды деятельности, хотя и носящие общеполезный характер, не рассматриваются как благотворительные.

Необходимо подчеркнуть, что оказание помощи коммерческим организациям, а также поддержка политических партий и кампаний благотворительной деятельностью не является.

Статус благотворительной организации налагает на фонд ряд определенных обязательств, в частности:

• не допускается участие благотворительного фонда в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (физическими и юридическими);

• благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более ■ 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год (данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ);

• не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента его получения, а пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если, конечно, иное не установлено благотворителем или благотворительной программой;

• на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительным фондом хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

• в отличие от других видов фондов благотворительные фонды не могут быть преобразованы в хозяйственное товарищество или общество;

• при ликвидации благотворительного фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе или если иное не установлено федеральным законодательством .

Надо отметить, что вопрос регулирования благотворительной деятельности отнесен к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, поэтому во многих субъектах РФ существует свое региональное законодательство, посвященное благотворительным организациям и их деятельности, Например, Закон г. Москвы от 5 июля 1995 г. № 11-46 «О благотворительной деятельности», который предусматривает незначительные льготы (связанные с арендой помещений в зданиях, принадлежащих городу, с оплатой коммунальных услуг и услуг связи) для некоммерческих организаций, получивших паспорт благотворительной организации в г. Москве.

Общественный благотворительный фонд

Поскольку этот вид фондов является соединением одновременно формы общественного объединения и благотворительной организации, то для определения основных признаков этого вида НКО необходимо обратиться к соответствующим разделам настоящей статьи. При этом особенность правового регулирования создания и деятельности общественного благотворительного фонда заключается в том, что на него распространяется действие не только ГК РФ, ФЗ «Об общественных объединениях» и ФЗ «О некоммерческих организациях», но и ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Положениео членстве в Региональной общественной организации «Врачи Санкт-Петербурга»

1. Условия и порядок приема в члены Организации

1.1. Членами Организации могут быть:

  • лица, имеющие профессию врача, разделяющие цели Организации, признающие Устав, уплачивающие взносы, предусмотренные Уставом, и принимающие участие в работе Организации;

1.2. Физические лица, желающие вступить в Организацию, представляют заявление установленного образца.

1.3. Заявление о приеме в Организацию и приложенные к нему документы направляются кандидатом в Совет Организации.

Лицо, подавшее заявление о вступлении в Организацию, вправе ознакомиться с Уставом Организации, а также с иными документами Организации, регламентирующими правовое положение членов Организации.

1.4. Решение о приеме заявителя в Организацию либо об отказе в приеме в Организацию принимается Советом Организации на ближайшем после получения заявления заседании, но в любом случае, не позднее месяца с момента поступления заявления в Совет.

В случае положительного решения Совета Организации кандидат считается принятым в Организацию с момента принятия такого решения.

Вновь принятый член Организации обязан оплатить вступительный членский взнос в порядке и в сроки, установленные Советом Организации.

В случае неуплаты вступительного взноса в установленные сроки решение Совета Организации о приеме в Организацию автоматически аннулируется, если решение об отсрочке уплаты вступительного взноса не принято Советом Организации.

1.5. Совет Организации ведет список членов Организации.

Каждый член Организации обязан уведомлять Совет Организации о своем намерении выйти из состава членов Организации, подав письменное уведомление в Совет Организации.

2. Удостоверение члена Организации

2.1. Совет Организации вправе принять решение о выдаче членам Организации удостоверений членов Организации (членских билетов).

Форма удостоверения утверждается Советом Организации.

2.2. В случае принятия решения о выдаче членам Организации членских удостоверений удостоверение должно выдаваться каждому вновь принятому члену Организации. Выдача членских удостоверений действующим на момент принятия решения членам Организации, осуществляется в порядке и в сроки, предусмотренные решением Совета Организации о выдаче членских удостоверений и об утверждении их формы.

2.3. Совет Организации организует учет выданных членских удостоверений.

При выходе или исключении члена из Организации членское удостоверение подлежит возврату в Организацию.

2.4. В случае утраты членского удостоверения выдача нового членского удостоверения может осуществляться на платной основе. Размер такой платы, а также сроки выдачи нового членского удостоверения взамен утраченного определяются решением Совета Организации.

3. Членские взносы Организации

3.1. Члены Организации уплачивают вступительные, регулярные (ежегодные) и целевые членские взносы.

3.2. Вступительный членский взнос оплачивается каждым вновь принятым членом Организации.

Сроки, размер и форма оплаты вступительных членских взносов устанавливаются Советом Организации ежегодно.

Срок оплаты вступительного членского взноса для отдельного члена может быть изменен Советом Организации.

3.3. Регулярные (ежегодные) членские взносы оплачиваются каждым членом Организации в течение первого календарного месяца, следующего за отчетным финансовым годом.

Размер регулярных членских взносов на следующий год устанавливается Советом Организации не позднее, чем за три месяца до окончания финансового года.

3.4. Взносы могут оплачиваться деньгами, ценными бумагами, другим имуществом.

В случае оплаты членских взносов имуществом стоимость такою имущества устанавливается по соглашению между членом Организации и Советом, в рублях.

3.5. Общее собрание членов Организации по предложению Совета Организации вправе принять решение о внесении дополнительных (целевых) членских взносов, в указанном решении устанавливается размер таких взносов.

Сроки, порядок и формы оплаты дополнительных (целевых) членских взносов определяются Советом Организации.

3.6. Совет Организации вправе принять решение о предоставлении льгот или об отсрочке по оплате членских взносов.

4. Права и обязанности членов Организации

4.1. Члены Организации имеют право:

  • пользоваться поддержкой, защитой и помощью Организации;
  • принимать участие в Собраниях Организации;
  • принимать участие в выборах руководящих и контролирующих органов Организации и быть избранными в них;
  • обжаловать решения руководящих органов Организации;
  • участвовать в мероприятиях, проводимых Организацией;
  • вносить предложения, касающиеся деятельности Организации, и участвовать в их обсуждении и реализации;
  • представлять интересы Организации в государственных и иных органах, а также в отношениях с другими организациями и гражданами по поручению ее выборных руководящих органов на основании соответствующей доверенности;
  • получать информацию о деятельности Организации;
  • свободно выходить из членов Организации на основании заявления.

4.1.1. Обращения членов Организации, включая запросы о предоставлении информации о деятельности Организации, подаются в Совет Организации через Секретаря Совета либо через лицо, его заменяющее.

Ответ на обращение, либо запрашиваемая информация, должны быть предоставлены заявителю не позднее, чем через пять рабочих дней с момента обращения.

4.1.2. Решения комитетов, комиссий и иных специализированных органов Организации могут быть обжалованы в Совете Организации.

Решения Президента и Совета Организации могут быть обжалованы на Общем собрании членов Организации.

Все жалобы на действия органов Организации подаются через Совет Организации путем направления письменного заявления. Поступившие жалобы рассматриваются на ближайшем после поступления жалобы заседании (собрании) органа, к компетенции которого отнесено ее рассмотрение.

4.2. Члены Организации обязаны:

  • соблюдать Устав Организации;
  • принимать участие в деятельности Организации;
  • своевременно уплачивать вступительные и членские взносы в порядке и в сроки, предусмотренные решениями Совета Организации;
  • уплачивать целевые взносы, решение о внесении которых принято;
  • выполнять решения руководящих органов Организации;
  • способствовать своей деятельностью повышению эффективности работы Организации;
  • не совершать действий, нарушающих Устав Организации, а также действий, наносящих ущерб Организации, не осуществлять деятельность, противоречащую целям и задачам, провозглашенным Организацией.

5. Порядок и условия прекращения членства в Организации

5.1. Членство в Организации прекращается в следующих случаях:

  • на основании соответствующего письменного заявления члена Организации (в указанном случае член Организации считается выбывшим из нее с момента подачи заявления);
  • на основании решения уполномоченных органов Организации об исключении из Организации;
  • в случае смерти члена Организации или прекращения деятельности юридического лица — члена Организации.

5.2. Член Организации прекращает свое членство в Организации путем подачи заявления в Совет Организации. К заявлению члена Организации, являющегося юридическим лицом, прилагается, кроме того, соответствующее решение руководящего органа этого юридического лица.

5.3. Члены Организации могут быть исключены из Организации:

  • за неуплату членских взносов свыше 1 (одного) года;
  • за деятельность, противоречащую целям и задачам Организации;
  • за систематическое нарушение Устава Организации и иных внутренних документов Организации;
  • за действия, дискредитирующие Организацию, либо наносящие ей ущерб.

5.3.1. Член Организации, не уплачивающий взносы в течение года, может быть по решению Совета лишен права голоса на Общем собрании членов Организации до момента оплаты задолженности.

Если такой член Организации не погасит задолженность в срок, указанный в решении Совета, он исключается из Организации автоматически. Отдельного решения Совета по данному вопросу не требуется.

5.3.2. Члену Организации может быть вынесено письменное предупреждение о предстоящем исключении из членов Организации.

В предупреждении указываются нарушения, допущенные членом Организации, порядок и срок их устранения.

5.3.3. Исключение членов Организации производится Советом Организации большинством в 2/3 голосов от общего числа голосов, которыми обладают члены Совета Организации.

Член Организации, вопрос об исключении которого рассматривается, должен быть предупрежден о соответствующем заседании Совета за пять дней до предстоящего заседания любым способом, позволяющим достоверно установить получение такого уведомления.

Член Организации, вопрос об исключении которого рассматривается, вправе присутствовать на соответствующем заседании Совета, давать пояснения по вопросу совершенных им нарушений.

Решение об исключении может быть обжаловано на Общем собрании, решение которого по указанному вопросу является окончательным.

Оставьте комментарий