Общественный контроль за от

УДК 342.574 ББК Х400.7

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В. В. Чуманова

Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Златоусте

Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству. В структуру механизма государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, по мнению автора, входят административный контроль, судебный контроль и прокурорский надзор. В статье исследуются административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

Автор отмечает, что конкретные порядок и формы контроля органами государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов с учетом тех ограничений, которые заложены в Европейской Хартии местного самоуправления.

На основе сравнения действующих законов субъектов РФ о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями выявлены основные формы и способы административного контроля. Особое внимание уделено анализу законов Челябинской области, принятых в сфере местного самоуправления, и тем особым формам контроля, которые практикуются в области. Делается вывод, что административный контроль в сочетании с судебным и прокурорским надзором способен обеспечить действенность и эффективность системы местного самоуправления.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, государственные полномочия, административный контроль, формы и способы контроля.

Вопросы организации контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления приобретают особую значимость в настоящий период, когда идет становление новой системы местного самоуправления.

Демократия, власть, управление не могут быть эффективными без контроля. Не будет эффективным без контроля, как и без самостоятельности, и местное самоуправление. Эти принципы должны быть гармонично сбалансированы, находиться в диалектической взаимосвязи.

Сами по себе законы и муниципальные правовые акты, какими бы они совершенными ни были, не способны гарантировать точное и надлежащее их исполнение. Пресечь беззаконие и злоупотребление правом можно прежде всего на основе хорошо поставленного контроля за состоянием дел и исполнением принятых законов и решений.

Внешний контроль за деятельностью органов местного самоуправления в рамках системы публичного управления осуществляют

органы государственной власти. В структуре механизма государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления можно выделить следующие основные формы: административный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор.

Часть 2 ст. 132 Конституции РФ определяет основы разграничения предметов ведения и компетенции между государством и органами местного самоуправления: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». В данной конституционной норме заключена обязанность государства осуществлять контроль за реализацией переданных местным органам самоуправления полномочий силами государственных органов.

При этом следует учитывать существующие ограничения контроля деятельности ме-

стного самоуправления со стороны государства. Основы таковых заложены в Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года БТ8 № 122 (ст. 8):

1. Любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом.

2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее административный контроль может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления.

3. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.

В РФ указанные принципы положены в основу всего федерального законодательства в этой области. Во-первых, регулирование контроля осуществляется Конституцией или федеральными законами. Во-вторых, контролировать можно только соблюдение законности в деятельности местного самоуправления. И, в-третьих, степень вмешательства должна быть соразмерна защищаемым публичным интересам .

Конкретные порядок, формы контроля органами государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) должны устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ о передаче полномочий.

На основе анализа действующих в настоящее время законов субъектов РФ о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями можно выделить наиболее часто указываемые формы и способы данного контроля:

1) дача указаний органам местного самоуправления по вопросам реализации передан-

ных полномочий. Органы государственной власти, по сути, получают возможность осуществлять отдельные исполнительно-распорядительные полномочия в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Челябинской области от 23 августа 2007 г. № 189-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» одной из форм осуществления контроля уполномоченными государственными органами является выдача письменных предписаний об устранении выявленных нарушений настоящего закона, обязательных для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления (п. 5 ч. 2 ст. 6);

2) согласование решений по вопросам осуществления соответствующих полномочий. В качестве примера может служить Закон Челябинской области от 25 января 2007 г. № 100-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по государственной поддержке негосударственных образовательных учреждений», определивший следующий объем прав и обязанностей уполномоченных государственных органов при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий (ч. 1 ст. 4):

— координация и методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;

— изучение, обобщение, распространение опыта работы органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий, обеспечение на территории Челябинской области его единообразного применения;

— внесение предложений органам местного самоуправления по вопросам эффективного осуществления ими государственных полномочий, в том числе по структуре и штатной численности органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия;

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2015, vol. 15, no. 3, pp. 119-123

Чуманова В. В.

Формы и способы государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— предоставление органам местного самоуправления по их запросам необходимых материалов и документов, связанных с осуществлением государственных полномочий;

3) осуществление проверок и правовых экспертиз актов органов местного самоуправления, принимаемых в связи с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий. В соответствии с Законом Челябинской области от 24 ноября 2005 г. № 430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» уполномоченные государственные органы Челябинской области в пределах своей компетенции производят контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по социальной поддержке отдельных категорий граждан в следующих формах (ч. 2 ст. 8):

— проведение комплексных, тематических проверок и принятие в их ходе необходимых мер по устранению выявленных нарушений либо их предупреждению;

— отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов, принятых по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, в случае их противоречия законодательству РФ и Челябинской области;

4) направление органами государственной власти запросов и получение документов и иной информации по вопросам реализации переданных полномочий. В законах о передаче полномочий содержатся указания о формах и порядке направления запросов государственных органов, сроках предоставления таких документов и т.п. К примеру, Закон Пензенской области от 23 декабря 2002 г. № 427-ЗПО «О порядке наделения органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области» предусматривает право органов государственной власти Пензенской области запрашивать и получать в срок до двух недель, а при чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, катастрофы и т.д.) — в срок до трех дней, необходимые документы и другую информацию, касающуюся исполнения переданных полномочий (ч. 2 ст. 15);

5) заслушивание отчетов органов местного самоуправления. В частности Закон Челя-

бинской области от 22 декабря 2005 г. № 444-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями на подготовку проведения сельскохозяйственной переписи» устанавливает такие формы контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, как:

— заслушивание отчетов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления о результатах осуществления переданных государственных полномочий на подготовку проведения сельскохозяйственной переписи (п. 3 ч. 2 ст. 6);

— истребование устных и письменных объяснений по поводу нарушения либо неисполнения настоящего закона, а также другой информации для проведения проверок и ревизий (п. 4 ч. 2 ст. 6);

6) проведение проверок и ревизий деятельности органов местного самоуправления . Так, согласно Закону Челябинской области от 22 сентября 2005 г. № 402-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» органы государственной власти Челябинской области, иные государственные органы Челябинской области в пределах своей компетенции осуществляют в качестве контроля за исполнением полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния:

— проведение проверок и принятие в ходе проверок необходимых мер по устранению выявленных нарушений либо по их предупреждению;

— проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части расходования выделенных для исполнения полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния материальных и финансовых средств (п. 1, 2 ч. 2 ст. 7).

Таким образом, анализ федерального и регионального законодательства показывает, что вышеперечисленные формы и способы административного государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления наряду с судебным контролем и прокурорским надзором способны обеспечить действенность и эффективность всей системы местного самоуправления.

Литература 1. Васильева, Д. С. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Д. С. Васильева, В.В. Лысенко // СПС «ГАРАНТ».

2. Коршунов, С. А. Косвенный государственный контроль деятельности местного самоуправления (на примере Республики Татарстан) // Журнал российского права. — 2006. -№ 9 // СПС «КонсультантПлюс».

Чуманова Валерия Валерьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и уголовного права и процесса, Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Златоусте. E-mail: ler5566@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 1 июня 2015 г.

FORMS AND WAYS OF THE STATE CO NTROL OF LOCAL GOVERNMENTS ACTIONS

V. V. Chumanova

South Ural State University, branch in Zlatoust, Russian Federation

Keywords: local governments, state powers, administrative control, forms and methods of control.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2015, vol. 15, no. 3, pp. 119-123

Чуманова В. В. Формы и способы государственного контроля

за деятельностью органов местного самоуправления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 1 June 2015.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ



Материал прочитан 2285 раз и оценен0 19.12.2018

Томская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды статья 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает осуществление общественного экологического контроля. Такой контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, а также гражданами.
При этом гражданам, изъявившим желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, предоставлено право осуществлять общественный экологический контроль в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды.
Права общественных инспекторов закреплены в части 6 статьи 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и включают следующее:
1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;
2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;
3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;
4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;
5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного экологического контроля информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.
Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды определён приказом Минприроды России от 12.07.2017 № 403 (вступившим в силу 05.03.2018).
В соответствии с ним, общественные инспекторы по охране окружающей среды оказывают содействие Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхозу), их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим в соответствии с установленной компетенцией государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Для того, чтобы стать общественным инспектором, гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, намеренный оказывать на добровольной и безвозмездной основе содействие в природоохранной деятельности, подает в государственный орган заявление в произвольной форме о присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды. К заявлению приобщаются копии документа, удостоверяющего личность, документа об образовании и (или) квалификации и две фотографии.
Поступившее заявление в течение 3 рабочих дней со дня поступления передается на рассмотрение в комиссию по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, которая в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления рассматривает его и принимает решение о проведении заседания с участием гражданина с целью оценки его знаний содержания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. В случае, если гражданином даны ответы на все заданные вопросы, комиссия принимает решение о присвоении ему статуса общественного инспектора по охране окружающей среды.
Общественному инспектору выдаётся удостоверение, срок действия которого составляет один год (может быть продлён по заявлению гражданина). Форма удостоверения приведена в приложении к приказу Минприроды России от 12.07.2017 № 403.
Общественные инспекторы по охране окружающей среды могут осуществлять общественный экологический контроль как в составе объединений общественных инспекторов, так и самостоятельно.
Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: rpn.gov.ru Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Еще 5 новостей по теме «Охрана окружающей среды»

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздухаСведения из обобщенной практики контрольно-надзорной деятельности Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Осуществляется Росприроднадзором в рамках федерального госуд… Правительство выделит на экологию 1 триллион рублейПрезидент РФ Владимир Путин заявил, что впервые из федерального бюджета на охрану окружающей среды, в частности, на развитие инфраструктуры, снижение уровня загрязнения воздуха, будет выделен 1 трилли… Утверждена отчетность по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействияПриказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.07.2020 № 468 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от загрязнения и иного негативного воз… Экологи и судебные эксперты подписали соглашение о сотрудничествеСудебно-экспертная палата (СЭП) РФ и Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество охраны природы» договорились сотрудничать. Организации договорились о взаимодействии по вопроса… Планируется изменить порядок кадастра ООПТПроект приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов…

Другие новости за 19.12.2018

Уплата пениСогласно п. 33 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2017 №255, … Подлежит ли возврату плательщику сумма излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие установленного порядка ее зачета и возврата?Решение Арбитражного суда Сахалинской области 10 декабря 2018 года по делу № А59-6955/2018 Предмет спора: о признании незакон… Комментарий к письму Минпроды №125009872-ОГ, которое противоречит статье 24.7 ФЗ-89По многочисленным просьбам пользователей сайта ecoindustry.ru публикуем ответ на вопрос: Разъясните пожалуйста письмо Минприроды России о реализации положений Закона 89-ФЗ в части…

Роль профессиональных союзов в контроле за соблюдением требований охраны труда. Технические и правовые инспекции профсоюза. Задачи комитета (комиссии) по охране труда.

***

Общественный контроль за охраной труда осуществляется в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • Постановление Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
  • Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».

Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда является важной частью социального партнерства. Он реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 31, 218, 370 ТК РФ).

Общественный контроль осуществляется:

  • профессиональными союзами;
  • иными представительными органами (представителями).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).

Права членов комитета (комиссии) по охране труда:

  • получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных
  • и вредных производственных факторах и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
  • заслушивать сообщения работодателя (его представителя), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
  • участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда;
  • вносить работодателю предложения о поощрении работников за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Профессиональные союзы могут создавать технические и правовые инспекции труда.

Технические инспекции

  • защита интересов и законных прав членов профсоюзов обслуживаемых предприятий на здоровые и безопасные условия труда;
  • расследование отказов работников от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда;
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных законодательных актов об охране труда;
  • рассмотрение обращений членов профсоюза по вопросам охраны труда и др.

Правовые инспекции

  • контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений;
  • юридическая защита прав членов профсоюза (работников), а также организаций профсоюза от противоправных действий;
  • информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание консультационной поддержки членам профсоюза;
  • взаимодействие с органами прокуратуры и исполнительной власти и др.

Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право (ст. 370 ТК РФ):

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей информацию о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.

Постановлением Минтруда РФ № 30 от 8.04.1994 г. утверждены Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда ведут деятельность по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых работают члены профсоюза.

Выборы уполномоченных проводят:

  • на общем собрании трудового коллектива организации (цеха, участка);
  • на срок не менее 2 лет.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива. Они могут быть отозваны до истечения срока полномочий, если не выполняют своих функций.

Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда.

Основными задачами уполномоченных лиц по охране труда являются:

  • содействие в создании на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
  • осуществление контроля за состоянием охраны труда и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
  • представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
  • консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (ст. 370 ТК РФ).

Работодатель обязан:

  • создавать необходимые условия для работы уполномоченных;
  • обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств работодателя.

Обучение уполномоченных рекомендуется организовывать за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика). Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.

Комитет (комиссия) по охране труда

Комитет — рабочий орган управления охраной труда в организации, обеспечивающий согласованные действия работодателя и работников, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда в организации.

Комитет (комиссия) является:

  • составной частью системы управления охраной труда;
  • одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда (ст. 218 ТК РФ).

Члены комитета должны:

  • проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) не реже одного раза в три года;
  • информировать выборные органы или собрание работников о проделанной работе не реже одного раза в год.

Задачами комитета по охране труда являются:

  • разработка программы совместных действий работодателя, профсоюзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
  • организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Важнейшей задачей любого демократического государства является обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение прав невозможно без эффективно функционирующей системы контроля государственного аппарата со стороны общества.

Новое направление в развитии общественно-государственного сотрудничества – внедрение механизмов общественного контроля.

Общественный контроль предполагает достаточно широкий набор инструментов, который строится, прежде всего, вокруг принципов прозрачности государственной власти и участия общества в ее работе. Особое значение общественный контроль приобретает в условиях формирования гражданского общества, функционирующего правового, социального и демократического государства.

Легализация основ общественного контроля в Российской Федерации осуществлена посредством принятия 21 июля 2014 г. Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Под общественным контролем понимается механизм, позволяющий обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученного результата.

Объектами общественного контроля являются:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации;
  • иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия.

К Субъектам общественного контроля относятся:

  • общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации;
  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти;
  • общественные советы при исполнительных, законодательных и представительных органах субъектов Российской Федерации;
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований.

Общественный контроль не является инструментом принуждения, с его помощью невозможно приказать государственным или муниципальным органам совершать какие-либо действия. Однако можно обратить внимание власти на проблемы, недостатки в его работе и в какой-то мере повлиять на принимаемые решения.

Законодательством закреплено 5 основных форм общественного контроля:

  • общественный мониторинг – постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций;
  • общественная проверка – сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся деятельности органов и организаций;
  • общественная экспертиза – анализ и оценка актов, решений, документов и других материалов, действий или бездействия органов и организаций на основании специальных знаний и (или) опыта специалистов;
  • общественное обсуждение – публичное обсуждение общественно значимых вопросов, решений органов и организаций с обязательным участием в таких обсуждениях уполномоченных лиц, организаций, представителей граждан и общественных объединений;
  • общественные (публичные) слушания – собрание граждан по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, градостроительной деятельности, государственных и муниципальных закупок и в других случаях.

Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах и многократно.

Распоряжением Губернатора края от 17.02.2015 № 43-р была создана рабочая группа по подготовке законопроекта края»Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Хабаровском крае», в состав которой вошли представители общественности (члены и председатели общественных советов при органах исполнительной власти, Общественной палаты края), органов исполнительной власти и структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства края, Законодательной Думы края, юстиции, Прокуратуры края.

Данный законопроект проходил широкое обсуждение на различных площадках: на заседаниях общественных советов при исполнительных органах власти и при органах местного самоуправления, в городских округах и муниципальных районах края, органах исполнительной власти края, размещался в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

22 сентября 2015 года Законодательной Думой Хабаровского края принят краевой закон №110 «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Хабаровском крае».

Исполнение федерального и регионального законодательства позволит повысить не только эффективность деятельности органов власти и местного самоуправления, но и развить их взаимодействие с институтами гражданского общества, поднять уровень доверия граждан к деятельности органов, предупредить принятие и реализацию ими решений, противоречащих общественным интересам, защитить права и свободы гражданина.

«Борьба с коррупцией должна стать
подлинно общенациональным делом»
В. Путин

Общественный контроль – это деятельность отдельных граждан, неформальных гражданских групп и общественных организаций, проводимая в целях выявления и пресечения неправомерных, нарушающих прав и свободы человека, российское законодательство действий со стороны всех органов власти, любых юридических и физических лиц, направленная на защиту граждан и организаций, пострадавших от таких нарушений, восстановление их законных прав и интересов, а также одновременно – это процесс разнопланового участия гражданского общества в принятии и контроле общественно значимых решений на всех уровнях, в совершенствовании правовой системы и повышении уровня соблюдения конституционных прав граждан, достижении социальной справедливости.

Владимир Путин об общественном контроле и борьбе с коррупцией

«Необходимое условие действенности борьбы с коррупцией – активное гражданское участие, эффективный общественный контроль. Многие граждане уже сегодня по своей инициативе на уровне муниципалитетов выстраивают систему общественного контроля, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Такой настрой людей мы обязаны поддержать.»

Из послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 2012 год

«Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение.

Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества.

Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции.»

Из послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 2013 год

«Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи».

А что есть «обратная связь» на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это — общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения.»

____________________

«Важная задача — изменение работы общественных советов при органах исполнительной власти. В настоящее время их работа, скажу прямо, носит формальный или показной характер. Необходимо отказаться от ведомственного подхода к формированию таких советов — их состав должна утверждать, например, Общественная палата России, а для региональных органов — соответствующие общественные палаты. Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете.»

____________________

«Фокус общественного внимания должен сосредоточиться на доказательных обвинениях в коррупции. Это поможет доводить такие дела до конца.

Переход от слов к делу в борьбе с «большой» коррупцией поможет преодолеть коррупцию и в тех сферах, с которыми граждане встречаются в своей повседневной жизни — в полиции, судебной системе, в управлении жилищным фондом и ЖКХ, медицине и образовании.

Мы будем действовать последовательно, осмысленно и решительно. Устраняя фундаментальные причины коррупции и карая конкретных коррупционеров. Создавая мотивацию для тех людей, которые готовы служить России верой и правдой. Таких людей у нас в стране традиционно много. Они будут востребованы.

Мы справились с олигархией, справимся и с коррупцией.»

Из статьи В.В.Путина «Демократия и качество государства»,
газета «Коммерсант», 6 февраля 2012 года

Оставьте комментарий