Обязанность индексации заработной платы

Ст. 134 ТК РФ об индексации заработной платы: основные положения Трудового кодекса

Основная норма об индексации заработной платы — ст. 134 ТК РФ. Индексация осуществляется для приведения оплаты труда в соответствие с ценами на потребительские товары и услуги.

Нормы, согласно которым индексируется оплата труда, при повышении оплаты для госучреждений, бюджетных предприятий устанавливаются законодательством и иными нормативными актами в данной сфере. Сам индекс роста цен определяется согласно Основным положениям, утв. постановлением Госкомстата РФ от 25.03.2002 № 23 (далее — Правила определения индекса).

Для предприятий частного сектора источником являются их локальные нормативные акты. В законе наличие такого акта в качестве обязательного не указывается. Но в абз. 3 письма Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 говорится, что если во внутренних правилах организации порядка индексации не содержится, то его туда рекомендуется внести. В докладе Роструда за 3 кв. 2017 содержится мнение, что надзорные органы должны понудить работодателя как проведению индексации, так и к принятию локального акта.В свою очередь, характер предписаний Роструда по данному вопросу судами воспринимается двояко:

  • одни суды оценивают их в качестве обязательных (определение Приморского краевого суда от 20.08.2015 по делу № 33-7280/2015);
  • другие считают их рекомендательными (определение Алтайского краевого суда от 29.07.2015 по делу № 33-6987/2015).

При такой позиции судов принятие локального акта о порядке индексации представляется желательным. При его отсутствии можно руководствоваться отраслевыми соглашениями, о которых будет сказано ниже.

Образец положения об индексации заработной платы

В гл. 7 ТК РФ разъясняется порядок, согласно которому устанавливаются правила об индексации в коллективных договорах. Если такой договор отсутствует или в нем нет соответствующего правила, то по ст. 8 ТК РФ работодатель вправе принять локальный акт, регулирующий данную сферу трудовых отношений.

В ст. 8 ТК РФ устанавливается, что при разработке локального акта необходимо учесть мнение профсоюзной организации либо иного органа, представляющего интересы работников. Порядок взаимоотношений с профсоюзным органом при разработке локальных актов урегулирован в ст. 372 ТК РФ.

ВАЖНО! Ст. 8 ТК РФ закрепляет, что правила локального акта, ухудшающие установленное трудовым законодательством положение трудящихся, автоматически признаются незаконными и применены быть не могут. При принятии подобного локального акта необходимо привести его в соответствии с нормами ТК РФ, иных НПА, а также коллективного соглашения, действующего на предприятии.

Если по локальному акту соглашение между работодателем и профсоюзным органом достигнуто не было, то возникший спор по ст. 372 ТК РФ решается инспекцией по труду или судом. При этом составляется протокол по факту возникшего разногласия, работодатель получает право принимать акт без согласия профсоюза, который будет действовать до разрешения спора (либо и после него, если спор решится в пользу работодателя).

Скачать образец данного локального акта можно здесь: Образец положения о порядке индексации заработной платы.

Является ли обязательной индексация с 2017 года и каков ее коэффициент в 2017-2018 годах

Согласно Правилам определения индекса значение данного показателя устанавливается Госкомстатом и публикуется им в ежемесячном экономическом докладе.

Говоря об индексе цен на 2018 стоит отметить, что согласно экономическому докладу Госкомстата на январь индекс составил 100,3% по сравнению с индексом на декабрь прошлого года.

Однако анализ правил ст. 134 ТК РФ позволяет сделать вывод, что фактическое изменение индекса не является основанием, обязывающим работодателя проводить индексацию. Таким документом является внутренний локальный акт организации или коллективный договор. За нарушение условий индексации, предусмотренных указанными документами работодатель должен нести ответственность за нарушение норм трудового законодательства (см. письмо Минтруда РФ от 26.12.2017 № 14-3/В-1135).

Фактическое повышение оплаты труда в бюджетных учреждениях производится за счет средств соответствующего бюджета, поэтому правила и время, когда выявленные Госкомстатом индексы будут внедрены в зарплаты, определяется в бюджетном документе (см. письмо Роструда от 11.10.2016 № 14-1/ООГ-9076.

Например, законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 01.12.2014 № 384-ФЗ было определено повышение оплаты работников госучреждений на 5,5%. Однако законом от 20.04.2015 № 93-ФЗ данная индексация была отменена.

Обязанность работодателя: обязан ли он индексировать заработную плату

КС РФ в определении от 19.11.2015 № 2618-О отметил, что индексации подлежит заработная плата всех работников, осуществляющих свою деятельность по трудовому соглашению. Таким образом, согласно позиции данного судебного органа трудовое соглашение выступает гарантом повышения заработной платы.

Необходимо отметить, что судебные органы понимают обязанность работодателя по индексации как относительную:

  • Зависящую от того, предусмотрена ли собственно индексация положениями внутренних актов или отраслевых соглашений. Подобный вывод был сделан в определении ВС РФ от 24.04.2017 № 18-КГ17-10, кассационном определении ВС Республики Карелии от 04.05.2010 № 33-1248/2010.
  • Соблюденную, даже если фактически повышение зарплаты было, но не в порядке индексации, а в ином порядке (апелляционное определение Мосгорсуда от 28.08.2014 по делу № 33-34136).

Исходя из указанных решений, можно сделать вывод, что суды признают обязанность работодателя повышать заработную плату, а не индексировать, что полностью соответствует государственной гарантии обеспечения повышения реального размера зарплаты (исходит из смысла абз. 4 ст. 130 ТК РФ).

Индексация заработной платы в трудовом договоре

Условие трудового договора об индексации заработной платы не включено в перечень обязательных условий, указанных в ст. 57 ТК РФ. Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ отсутствие в трудовом договоре каких-либо отмеченных условий не лишает его юридической силы.

Кроме того, в статье делается ссылка на то, что в трудовом договоре могут быть указаны иные условия, исходящие из норм трудового законодательства, других источников права в данной сфере. Таким образом, в данное соглашение допускается включать условие об индексации.

При этом необходимо определить сроки индексации, например, ежегодную индексацию заработной платы. Также нужно определить коэффициент индексации. К примеру, 105%. Участники договора вправе самостоятельно определять указанные правила индексации.

Но права сотрудника не могут быть ущемлены по сравнению с законодательством. Это означает, что коэффициент индексации в трудовом соглашении не может быть ниже индекса роста потребительских цен.

Порядок индексации удобно устанавливать непосредственно в трудовом договоре на малых предприятиях, где трудятся 1 или 2 человека.

Приказ об индексации заработной платы: образец

Приказ об индексации является распорядительным документом, непосредственным основанием для индексации заработной платы. Он составляется в виде, соответствующем правилам делопроизводства на предприятии (за основу можно взять ГОСТ Р 6.30-2003).

Можно рекомендовать упомянуть в приказе следующие вопросы:

  • совершение индексации по предприятию;
  • внесение соответствующих изменений в штатное расписание, трудовые договоры;
  • начисление должностных окладов / оплаты по тарифной ставке в проиндексированном виде с определенной даты.

Поскольку индексация изменит размер заработной платы, необходимо обязательно заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам. В противном случае есть риск, что инспекторы Роструда рассмотрят ее как изменение условий труда по инициативе работодателя и сочтут необходимым предварительное уведомление работника за 2 месяца.

Скачать образец приказа об индексации заработной платы можно здесь: Образец приказа об индексации заработной платы.

Таким образом, трудовое законодательство оставляет право принятия решения по поводу индексации за работодателем. В свою очередь, право требовать проведения индексации есть у сотрудников только в том случае, когда в ведомственном акте, отраслевом соглашении или локальном документе предусмотрена таковая и/или других повышений зарплаты не производилось.

С точки зрения закона

В условиях кризиса, повышения стоимости групп основных социально значимых товаров и внушительных темпах роста инфляции, большинство работоспособного населения наиболее заинтересовано в сохранении покупательской способности своих трудовых доходов и их соответствию росту цен.

Однако, как показывают опросы, только 10% россиян могут похвастать ежегодным индексированием своего жалования, и это даже несмотря на наличие в трудовом законодательстве нормы, включающей индексацию в реальное содержание заработной платы.

По мнению многих экспертов, проблема применения данной нормы на практике состоит в нечеткости формулировки законодательного положения, что и становится причиной ее слишком широкой трактовки и игнорирования со стороны работодателей. Для решения этого вопроса, 26 апреля депутатом Олегом Шеиным, в Госдуму был подан законопроект, вносящий поправки в Трудовой кодекс и устраняющий «поле для маневров», прямо обязывая рекрутеров проводить индексацию зарплат.

Действительно ли существует такая проблема и почему она не может быть решена правоохранительными и надзорными органами? Возможны ли и дальнейшие разночтения норм ТК в случае принятия этого законопроекта? Карьерист.ру попытался разобраться в этих щепетильных вопросах.

Согласно ст. 130 ТК, одной из государственных гарантий работникам по оплате труда является введение мер, обеспечивающих повышение реального содержания их трудового дохода. Согласно ст. 134 ТК, такие меры включают в себя индексацию заработной платы, в случае фактического повышения потребительских цен, о которых говорит уровень инфляции.

Независимо от этого, фактическое толкование норм позволяет воспринимать индексацию зарплаты как государственную гарантию трудящимся, что само по себе обязывает работодателей, независимо от их категории и формы собственности, повышать оплату труда, в соответствии с официально установленными уровнями инфляции.

Данная позиция поддерживается Конституционным судом, контролирующими и надзорными органами. Например, в Определении КС РФ № 913-О-О от 17.06.10 г. судьи подтверждают обязанность всех без исключения работодателей, в том числе и не относящихся к бюджетной сфере, проводить индексирование трудовых доходов своих работников, занятых у него на основании трудового договора. При этом был сделан важный вывод, что частные организации могут определять порядок проведения повышений не только локальными актами и коллективными соглашениями, но и непосредственно самим трудовым договором.

Аналогичное мнение неоднократно высказывалось представителями Федеральной службы по труду и занятости. В частности, в информационном письме № 1073-6-1 от 19.04.10г. уточняется, что если локальные акты работодателя не содержат порядка проведения индексаций, то у него возникает обязанность разработать такой документ или внести необходимые изменения в уже существующий. Более того, ведомство неоднократно указывало на недопустимость игнорирования работодателями своей обязанности по индексации зарплат, что не может быть расценено иначе, как нарушение трудового законодательства по отношению к работникам.

С учетом сказанного, нерадивые работодатели, допустившие подобное нарушение, вполне могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, для чего работникам необходимо обратиться в территориальный орган государственной инспекции труда (ГИТ). Более того, как по представлению ГИТ, так и по иску самих работников, суд вполне может взыскивать с организаций ранее не уплаченные суммы индексаций. Однако в этом аспекте судебная практика совсем не однозначна.

Судебная практика

Анализ судебных решений в рамках тяжбы государственных органов и граждан по отношению к организациям-работодателям показывает, что суды в вопросах взыскания ранее неуплаченных индексаций далеко не всегда становятся на сторону трудящихся. Как правило, аргументируя свою позицию, ответчики акцентируют свое внимание на нормативных разночтениях, что становится причиной отказов в исковых требованиях работников.

Так, среди самых распространенных причин отказов можно выделить:

  • Отсутствие локальных документов, утверждающих правила индексации. Такая причина порождена буквальной трактовкой ст. 134 ТК, которая подразумевает определение порядка индексации коллективными договорами, соглашениями и локальными актами. Логика судей строится на том, что индексация является исключительной компетенцией работодателя, а поэтому если внутренними правилами этот вопрос не урегулирован, то и обязательств не возникает.
  • Государственное гарантирование индексации. По мнению некоторых судей, если индексация является государственной гарантией, а локальными документами обязанности работодателя проводить ее не предусмотрено, то в случае отсутствия соответствующего бюджетного финансирования, индексирование зарплат не представляется возможным.
  • Привязку к финансовой ситуации компании. Нередко в качестве условия проведения индексации компании предусматривают достижении ими определенных финансовых показателей. Таким образом, по мнению судей, сам факт установки порядка индексирования не означает обязанности работодателя проводить ее. Исходя из этого, в случае убыточности периода индексирования, зарплата не повышается, а при разбирательстве суды отказывают во взыскании в пользу работников недополученных средств.
  • Наличие других способов обеспечения роста трудовых доходов. Некоторые суды считают, что наравне с индексацией, реальное содержание зарплаты может быть обеспечено, например, повышением должностного оклада или премированием. По логике судей, во внимание может быть принято любое повышение, прямо не связанное с индексацией. Таким образом, в случае даже разового повышения оклада за период действия трудового договора, суд вполне может посчитать индексацию необязательной.

Ввиду этого, неудачно сформулированная в 2006 году норма ТК, вот уже на протяжении 10 лет становится причиной тотального нарушения прав работников. Благодаря ей, обязанность проводить индексацию зарплат часто понимается как возможность или право работодателя. Ситуация усугубляется повышением темпов роста цен в России, поэтому обеспечение индексирования, как государственной гарантии оплаты труда для работников, представляется более чем актуальным.

Предложенное решение

Так, как уже было сказано, 26 апреля в Госдуму был внесен законопроект № 1055983-6, вносящий изменения в ТК РФ в части регулирования применения института индексации. Автор документа анализирует сложившуюся в РФ ситуацию относительно соблюдения прав работников и реагирования надзорных органов, уровня жизни граждан, темпов роста потребительских цен и инфляции в целом, акцентируя свое внимание на необходимости повсеместной индексации заработной платы, как важном социально-экономическом явлении, с чем довольно сложно поспорить. При этом предлагается внести ряд изменений в ст. 134 ТК, регулирующую применение индексации и дополнить ее ст. 1341 ТК.

Самыми важными среди них, нам представляются такие нормы:

  • Введение обязательности применения индексации. Предлагается нормативно прописать обязательность проведения индексации всеми работодателями, независимо от формы собственности, категории и прочих отличительных критериев. При этом для соблюдения принципа социальной справедливости, предлагается ввести исключения, которые позволят игнорировать такую обязательность, если зарплата работника превышает 10-кратный прожиточный минимум. Таким образом, на индексацию смогут претендовать все официально трудоустроенные работники, чья зарплата ниже 94,5 тыс. рублей.
  1. Введение периодичности проведения индексации зарплат. Согласно законопроекту, государственные и муниципальные органы, учреждения и организации обязаны будут проводить индексацию ежегодно. Все остальные, частные организации – не менее 1 раза за календарный год. Сам порядок, в соответствии с которым работодатели должны проводить индексирование остается нетронутым – по мнению автора, для реализации работниками своего права достаточно прямого указания на обязательность инфляционного повышения зарплат.
  2. Введение минимального размера индексации. В соответствии с документом, у работодателя будет возникать обязанность ежегодно проводить индексирование на уровень, не ниже, чем минимальный размер индексации, установленный в каждом субъекте федерации отдельно. Это позволит чиновникам на региональном уровне учитывать социальные и экономические аспекты.
  3. Определение порядка установления минимального размера индексации. Предполагается, что минимальный размер индексации будет установлен нормативно-правовым актом субъекта федерации. При его установлении должен будет учитываться не только уровень инфляции в регионе, но и социально-экономическая ситуация и даже прожиточный минимум трудоспособного населения. При этом, такой размер изначально не может быть ниже уровня инфляции, установленного Росстатом на федеральном уровне, т.е. не ниже среднего по России.

В случае его принятия, документ однозначно позволит исключить нормативные разночтения и обязать работодателей безоговорочно применять индексацию, обеспечивая в то же время, возможность работников на полноценную судебную защиту своих прав. При этом введение индексационного минимума и передача права его определения субъектам федерации позволит учитывать социально-экономическую ситуацию в конкретном регионе, что особенно важно в условиях современных российских реалий, где разница между глубинкой и центром особенно ощутима.

В целом, можно констатировать однозначную полезность предложенных Олегом Шеиным изменений в Трудовой кодекс, тем более что актуальность устранения разночтений в вопросах правового регулирования индексации зарплат имела место, начиная еще с 2010 года, когда вопрос неудачной нормативной формулировки поднимался впервые.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию

Оставьте комментарий