Содержание
- Отвественность за непроведение обязательного аудита
- Ответственность акционерных обществ
- Политические партии. НКО.
- Когда проведение аудита обязательно
- Внутренний контроль
- Кто проводит обязательный аудит
- Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию
- Опубликование аудиторского заключения
- Внесение сведений в госреестр
- Проведение обязательного аудита
- Организации, подлежащие обязательному аудиту
- Кто должен, а кто — нет
- Какой штраф за отсутствие аудиторского заключения накладывают госорганы
Отвественность за непроведение обязательного аудита
С 10 апреля 2016 года вступают в силу поправки в ст. 15.11 КоАП РФ, по которой под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности, помимо всего прочего, понимается и отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Штрафы, предусмотренные этой статьей: на должностных лиц — от 5000 до 10000 руб., а при повторном нарушении — до 20000 руб. или дисквалификация. При этом срок давности для привлечения к административной ответственности увеличен до 2-х лет с момента совершения административного правонарушения.
Пройдите своевременно обязательный аудит, получите рекомендации по ведению учета и исправлению ошибок. Вы сможете избежать штрафов и других негативных последствий для Вашей организации. А полученое Вами аудиторское заключение может понадобиться не только для контролирующих органов, но и для Ваших партнеров (банки, торговые площадки и т.д.).
Непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ об административных правонарушениях. Росстат за непредоставление аудиторского заключения может наложить административный штраф на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3000 до 5000 рублей.
При этом назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Таким образом, юридическое лицо должно представить аудиторское заключение в органы статистики.
Обратите внимание! На сегодняшний день рассматривается законопроект о внесении измнений в КоАП РФ. По предлагаемым поправкам в КоАП, если организация не представит или несвоевременно представит в Росстат аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, или иным образом нарушит порядок подачи заключения, штраф может составить от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Аудиторское заключение представляется в Росстат:
1. в форме электронного документа или его копии в электронном виде с расширением (pdf, tif, jpg) по телекоммуникационным каналам связи в территориальный орган государственной статистики (наименование файла должно содержать код ОКПО экономического субъекта, который подлежит обязательному аудиту).
2. на бумажном носителе (оригинал):
— непосредственно в органы государственной статистики;
— в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
Ответственность акционерных обществ
В соответствии с пунктом 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ непредставление аудиторского заключения по требованию акционера влечет наложение штрафа на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 500 000 до 700 000 рублей.
Что касается акционерных обществ, публикующих свою отчетность в соответствии с требованиями законодательства о рынке ЦБ, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением!
Несоблюдение законодательства о раскрытии информации в отношении акционерных обществ, публикующих свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, влечет наложение административных штрафов по ст. 15.19 КоАП в размере от 500 000 до 700 000 рублей.
Банк России может применить санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет, а на юридических лиц — от 700000 до 1000000 рублей, если акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или если суд не смягчит наказание и не снизит минимальный предел штрафа.
Политические партии. НКО.
Кроме того, предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об аудите политичесскими партиями. Руководитель политической партии может быть привлечен к административной ответственности от 50 000 до 100 000 руб, а сама политическая партия оштрафована до 1 000 000 руб. Сроки давности по этим правонарущениям три года.
За какие нарушения об аудите могут привлечь к ответственности политическую партию:
1. Невыполнение требований о прохождении обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии.
2. Нарушение срока проведения обязательного аудита в отношении всех региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений политической партии
3. Нарушение срока представления экземпляра аудиторского заключения
Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 и 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Когда проведение аудита обязательно
В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:
· акционерным обществом;
· профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
· страховой компанией;
· негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
· кредитной организацией;
· публично-правовой компанией.
Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:
· организация предоставляет (раскрывает) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
· организация предоставляет (раскрывает) промежуточную консолидированную финансовую отчетность;
· объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
· сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
· такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).
Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев обязательного аудита бухотчетности за 2016 год с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведен в информационном сообщении Минфина России от 10 января 2017.
Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит за первый год деятельности ООО. Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты
Нет, не нужно.
Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.
Так, для организаций, созданных в форме ООО, аудит обязателен, если:
– объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
– сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.
Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
В рассматриваемом случае организация работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.
Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.
Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:
– с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
– с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.
Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.
Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному. А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.
Внутренний контроль
Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.
Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Кто проводит обязательный аудит
Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Исключение предусмотрено только для:
· организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
· кредитных и страховых организаций;
· негосударственных пенсионных фондов;
· организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
· государственных корпораций и компаний;
· организаций, формирующих консолидированную отчетность.
Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.
Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):
· убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
· убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Главбух советует: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. Также на официальном сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность» приведена информация о том, есть ли аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в СРО (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:
· государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
· государственных корпорациях и компаниях;
· организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.
Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:
· либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
· либо отдельно не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.
Должностному лицу организации грозит штраф от 300 до 500 руб. (руководителю). Саму же организацию могут оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 руб.
Такие санкции предусмотрены статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Аналогичные отдельные штрафы будут, если опоздать со сдачей бухгалтерской отчетности или сдать ее в неполном объеме (письмо Росстата от 16 февраля 2016 г. № 13-13-2/28-СМИ).
Организациям, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, инспекторы могут заменить штраф на предупреждение, если:
· нарушение совершили впервые;
· нет материального ущерба;
· нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций;
нет вреда или угрозы:
– жизни и здоровью людей;
– животным и растительности, окружающей среде;
– памятникам истории и культуры;
– безопасности России.
Это следует из части 3 статьи 1.4, части 3 статьи 3.4, части 3.5 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Аудиторское заключение сдайте в Росстат на бумаге или отправьте по электронной почте. Последний вариант согласуйте с сотрудниками своего территориального отделения Росстата.
Отправить документ в электронном виде вместе с бухгалтерской отчетностью через оператора связи не получится. Документ Росстат не примет.
Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.
Опубликование аудиторского заключения
Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Внесение сведений в госреестр
Сведения о результатах обязательного аудита заказчик обязан внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. А именно:
· данные аудируемого лица. ИНН, ОГРН, СНИЛС;
· данные аудитора. Наименование (Ф. И. О.), ИНН, ОГРН, СНИЛС;
· перечень аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности и период, за который она составлена;
· дату аудиторского заключения, мнения аудитора о достоверности отчетности;
· обстоятельства, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность отчетности. Но только если это не государственная или коммерческая тайна.
Это следует из части 6 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Действующий Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация. В ряде случаев аудит является обязательным и должен проводиться ежегодно. Обязательный аудит проводится аудиторской компанией или индивидуальным аудитором. Организация приобретает право проводить аудит со дня внесения информации о ней в реестр. После проведения обязательного аудита клиент получает два документа:
- Письменную информацию руководству компании. В ней представлены сведения о проведенной аудиторской проверке (включая данные об организации проведения обязательного аудита), выявленные нарушения и рекомендации по их устранению. Это конфиденциальный документ, содержащий важную информацию о бухгалтерской деятельности компании клиента.
- Аудиторское заключение. Официальный документ, составленный в соответствии с действующим законодательством по утвержденной форме. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» постановляет, что заключение, выдаваемое по результатам обязательного аудита, входит в состав бухгалтерской отчетности.
Стоимость услуг по обязательному аудиту — от 80 000 руб.
Рассчитать стоимость
Проведение обязательного аудита
Перед проведением аудита специалисты компании «Гориславцев и К» определят, относится ли предприятие клиента к субъектам обязательного аудита. Если организация не подлежит обязательному аудиту годовой отчетности, однако клиент все равно заинтересован в вынесении экспертной оценки правильности формирования финансовой отчетности, аудиторская компания может порекомендовать проведение инициативного аудита. После этого компания «Гориславцев и К» заключает с клиентом договор на проведение обязательного аудита отчетности и выполняет разъяснительные работы, связанные с предстоящей процедурой. В ходе обязательного аудита предприятий мы оказываем следующие услуги:
- Проверка первичной бухгалтерской (финансовой) документации и операций, совершенных на их основании, на наличие ошибок;
- Вынесение экспертного мнения о правильности отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете;
- Формирование рекомендаций по устранению ошибок, выявленных в процессе проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности;
- Проведение консультаций по вопросам ведения налогового и бухгалтерского учета, составления отчетности и финансового планирования.
Также компания «Гориславцев и К.EuraAudit» готова оказать следующие дополнительные услуги:
- Горизонтальный и вертикальный анализ статей бухгалтерского баланса;
- Анализ результирующих показателей деятельности предприятия;
- Анализ взаимосвязей между финансовой информацией и другими данными (расходы на оплату труда, численность работников и т. д.).
Дополнительные услуги аудиторской компании «Гориславцев и К» направлены на детальное изучение структуры бухгалтерского учета компании клиента, прогнозирование дальнейшей динамики развития предприятия, поиск «слабых мест», устранение которых способствовало бы повышению эффективности экономической деятельности. Тем не менее, дополнительные услуги не входят в классическую процедуру обязательного аудита (аудиторской проверки).
Обязательный аудит осуществляется с целью выражения независимого экспертного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого лица и проверки соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. По желанию клиента ежегодный обязательный аудит может быть разделен на несколько этапов и проводиться по кварталам или полугодиям. Это позволяет уменьшить нагрузку на сотрудников бухгалтерского подразделения в период годовой отчетности и своевременно внести в нее исправления по выявленным нарушениям.
Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, на деле смогли убедиться в его эффективности. Он приносит пользу для дальнейшего развития предприятия, повышает безопасность бизнеса, стабилизирует финансовое положение компании, снижает риски в сферах налогового и бухгалтерского учета.
Организации, подлежащие обязательному аудиту
Зачастую наши клиенты интересуются, какие организации подлежат обязательному аудиту. Чтобы помочь им разобраться в этом, сотрудники компании «Гориславцев и К» подготовили перечень критериев отнесения тех или иных организаций к организациям, подлежащих обязательному аудиту:
- если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
Обязательный аудит организаций с другими организационно-правовыми формами может быть выполнен компанией «Гориславцев и К», если они попадают под другие критерии.
- Если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
- Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
- Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
- Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- В иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Если проводится обязательный аудит государственного предприятия (компании, доля государственной собственности в уставном капитале которой превышает 25%), то заключение договора на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам тендера.
Условия обязательного аудита вы можете уточнить, позвонив в компанию «Гориславцев и К» по контактным телефонам, указанным на нашем сайте.
Отвечая на вопрос «кто подлежит обязательному аудиту», необходимо отметить и такие организации, как финансово-промышленные группы, акционерные инвестиционные фонды, сельскохозяйственные кооперативы, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, профессиональные объединения страховщиков.
Если вы не уверены в том, относится ли ваша организация к экономическим субъектам, подлежащим обязательному аудиту, уточнить всю интересующую информацию вы можете в компании «Гориславцев и К».
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, инициативная аудиторская проверка — по решению руководства экономического субъекта. Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.
Рассмотрим причины необходимости проведения обязательного аудита. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Население не всегда умеет квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае проверки таких экономических субъектов выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности. Кроме того, устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большие объемы выручки от реализации и размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.
К аудиторской организации, проводящей обязательную аудиторскую проверку, предъявляются определенные требования. Такая проверка в отличие от контроля по специальному аудиторскому заданию может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Помимо этого обязательная аудиторская проверка требует однозначности главного вывода — можно ли и в какой степени полагаться на информацию, содержащуюся в представленной бухгалтерской отчетности.
Обязательная аудиторская проверка имеет следующие особенности:
- — согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обязательный аудит проводится аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами;
- — аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется аудиторскими организациями, которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
- — должны неукоснительно применяться (соблюдаться) положения федеральных стандартов аудита, определяющие действия аудиторов в конкретных ситуациях, возникающих при проведении аудита;
- — руководство экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту, не может определять круг вопросов, по которым оно нуждается в помощи аудитора, а также создавать ограничения тематики проверки;
- — руководство экономического субъекта, имея аудиторское заключение по результатам проведения обязательного аудита, должно ознакомить с его итоговой частью всех желающих пользователей бухгалтерской финансовой отчетности;
- — получив перечень выявленных ошибок и нарушений, а также рекомендации по их устранению, руководство экономического субъекта обязано принять меры к их исправлению.
В настоящее время в соответствии со ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность коммерческих организаций включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии, и пояснительную записку.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обязательный аудит предусматривает ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит проводится в случаях:
- 1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
- 2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- 3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
- 4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
- 5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- 6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Перечень нормативных актов, устанавливающих обязанность проведения аудита для отдельных организаций, представлен в табл. 1.4.1
Таблица 1.4.1
Организации, обязанные проводить аудит |
Нормативные акты, устанавливающие обязанность проведения аудита для отдельных организаций |
Открытые акционерные общества, в том числе: единый хозяйствующий субъект — открытое акционерное общество «Российские железные дороги» |
Федеральные законы от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5); ГК (п. 5 ст. 103); от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (и. 3 ст. 88) от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (ст. 6) |
Кредитные организации |
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5) |
Банковские группы и банковские холдинги |
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ст. 42) |
Банк России (внешний аудит) |
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (гл. XV) |
Бюро кредитных историй |
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5) |
Страховые организации; Профессиональное объединение страховщиков |
Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации (ст. 29); Федеральные законы от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5); от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ст. 28) |
Общества взаимного страхования |
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5) |
Товарная, валютная или фондовая биржа |
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5) |
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг |
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5) |
Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг |
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5) |
Клиринговые организации |
Федеральные законы от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5); от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (ст. 5) |
Негосударственные пенсионные или иные фонды |
Федеральные законы от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5); от 07.05.1998 № 75-ФЗ «0 негосударственных пенсионных фондах» (ст. 22) |
Акционерные инвестиционные фонды |
Федеральные законы от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5); от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (гл. XI) |
Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов |
Федеральные законы от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5); от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (гл. XI) |
Организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. |
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5) |
Организации (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения), которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность |
Федеральные законы от 30.12.2008 № 307-ΦЗ (ст. 5); от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ст. 5) |
Агентство по страхованию вкладов |
Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ст. 25) |
Государственные корпорации |
Федеральные законы от 12.01.1996 № 7-Фз «О некоммерческих организациях» (ст. 7.1); от 01.12.2007 № 317-ΦЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» (ст. 35); от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги»» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст 18); от 30.10.2007 № 238-ΦЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (ст. 9); от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»» (ст. 9); от 19.07.2007 № 139-ΦЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» (ст. 8); от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» (ст. 8); от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ст. 12) |
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия) |
Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст. 26) |
Жилищные накопительные кооперативы |
Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (ст. 54) |
Застройщики |
Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ст. 20) |
Кредитные потребительские кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских κοοперативов и их объединений) |
Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (ст. 28, 31) |
Некоммерческая организация, связанная с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей; не являющийся собственником целевого капитала получатель дохода от целевого капитала в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 миллионов рублей |
Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (ст. 7) |
Организатор лотереи и оператор лотереи |
Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ΦЗ «О лотереях» (ст. 23) |
Предприятия, имущество которых передается в ипотеку |
Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ст. 70) |
Российская академия художеств |
Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 434 «О Российской академии художеств» (п. 74 Устава) |
Российская академия архитектуры и строительных наук |
Постановление Правительства РФ от 06.05.2009 № 393 «О Российской академии архитектуры и строительных наук» (п. 80 Устава) |
Российская академия сельскохозяйственных наук |
Постановление Правительства РФ от 28.02.2009 № 180 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» (п. 89 Устава) |
Российская академия медицинских наук |
Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 353 «О Российской академии медицинских наук» (п. 101 Устава) |
Российская академия образования |
Постановление Правительства РФ от 04.02.2008 Ха 45 «О Российской академии образования» (п. 85 Устава) |
Российская академия наук |
Постановление Правительства РФ от 19.11.2007 № 785 «О Российской академии наук» (п. 91 Устава) |
СРО |
Закон о СРО (ст. 12) |
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства |
Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (ст. 10) |
Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий |
Федеральный закон от 13.05.2008 № 68-ФЗ «О Центрах исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» (ст. 17) |
Юридические лица, участвующие в накопительно-ипотечной системе |
Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (ст. 29) |
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались прочие и сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Отметим еще две особенности проведения обязательного аудита. Первая состоит в том, что индивидуальные аудиторы могут проводить обязательный аудит — кроме организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торговых фондовых биржах и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности. Для этих организаций обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями (п. 3 ст. 5 Закона).
Вторая сводится к тому, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается но итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна.
Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
ВАЖНО! Хранить аудиторское заключение нужно в течение срока хранения бухгалтерских документов. А это значит, что проверяющие могут попросить предъявить заключения за прошлые годы.
Кто должен, а кто — нет
Статья 5 № 307-ФЗ содержит перечень критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту. Расширяет его информация Минфина, которая публикуется ежегодно, но не является нормативно-правовым актом.
По итогам 2018 года таких критериев набралось 73, в том числе:
- По публично-правовой форме:
- акционерные общества;
- общества с государственной долей, превышающей четверть;
- государственные унитарные предприятия;
- фонды (кроме внебюджетных);
- государственные корпорации и компании;
- публично-правовые компании.
- По финансовым показателям:
- объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
- стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
- По видам деятельности:
- банковские и кредитные;
- страховые;
- клиринговые;
- микрофинансовые;
- СРО;
- участники рынка ценных бумаг;
- организаторы торгов;
- депозитарии;
- инвестиционные фонды;
- политические партии;
- застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
- региональные операторы в сфере ЖКХ;
- туроператоры.
На компанию, которая обязана публиковать консолидированную финансовую отчетность, но не сделала этого, тоже могут возложить ответственность за отсутствие аудиторского заключения.
Также Минфин приводит список конкретных организаций, которые должны проходить независимые аудиторские проверки и получать официальные заключения. На сегодняшний день в нем 18 наименований.
Какой штраф за отсутствие аудиторского заключения накладывают госорганы
В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:
- предоставит уточненную декларацию;
- внесет налоговые платежи в полном объеме;
- уплатит причитающиеся пени.
С другой стороны, существует статья 19.7, наказывающая за непредоставление сведений в государственный контролирующий орган. Здесь компанию ждет штраф в размере 3000-5000 рублей, руководителя — 300-500 рублей.
Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2020 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19. По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:
- для юридических лиц — 700 000-1 000 000 рублей;
- для их глав — 25 000-30 000.
Также топ-менеджера могут дисквалифицировать на срок до года.
Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.
ВАЖНО! К ответственности за отсутствие аудиторского заключения могут привлечь в течение 2 лет со дня совершения или обнаружения правонарушения (для этого его должны признать длящимся).