Обжалование акта налоговой проверки

Какова процедура обжалования результатов проверки налоговой службы?

Установленный порядок обжалования акта налоговой проверки (далее по тексту — акт НП) может включать 4 этапа. Проходить их все или остановиться при получении приемлемого решения налоговой — это индивидуальный выбор каждого бизнесмена — плательщика налогов, сделанный с учетом имеющихся обстоятельств.

С 2013 года, после того как начали действовать поправки к НК, внесенные законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, последовательность оспаривания актов НП и решений налоговых служб претерпела существенные изменения. В частности, в суд теперь можно обратиться лишь после процедуры досудебного оспаривания результатов НП путем обращения в вышестоящие фискальные органы.

Что же включают этапы процедуры обжалования?

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

Этап 1: возражения на результаты проверки

В том случае если предприниматель не соглашается с результатами проведенной проверки, он может подать имеющиеся у него возражения руководителю налоговой инспекции, проведшей проверку. При этом акт НП может быть обжалован как целиком, так и в какой-то части (п. 6 ст. 100 НК России).

Возражения подаются в течение месяца, считая от даты получения акта НП (к ним обычно прикладывается также документация, подтверждающая изложенные факты). Решение по этим возражениям принимается начальником налоговой до истечения 10-дневного срока от последнего дня, отведенного для подачи письменно изложенных возражений (п. 1. ст. 101 НК), хотя в силу объективных причин этот срок может быть продлен еще на целый месяц.

По итогу изучения акта НП и рассмотрения возражений к нему, как указывается в п. 7 ст. 101 НК, начальник налоговой принимает одно из последующих решений в отношении ответственности за содеянное правонарушение в сфере налогового законодательства:

  • о привлечении;
  • об отказе в привлечении.

Упомянутые выше решения обретают силу по прошествии месяца с даты вручения соответствующего уведомления предприятию (абз. 1 п. 9 ст. 101 НК). При этом нарушители, привлекаемые к ответственности, вправе выполнить данное решение полностью или в какой-то части до того момента, как оно обретет силу (абз. 3).

Этап 2: оспаривание результатов рассмотрения возражений

Предприятие, согласно абз. 3 п. 1 ст. 138 НК, может оспорить еще не вступившее в силу налоговое решение, принятое по результатам проверки в соответствии со ст. 101 НК, о привлечении его к ответственности, своевременно подав апелляционную жалобу (далее также — апжалоба). Апжалоба адресуется вышестоящей службе, но передается той ИФНС, решение которой оспаривается (п. 1. ст. 139.1 НК), после чего в 3-дневный срок жалоба перенаправляется адресату. Рассматривается она без участия апеллянта, за исключением случаев, когда в ходе исследования материалов вышестоящим органом налоговой службы были обнаружены несоответствия данных проведенной проверки поданным при оспаривании документам (п. 2 ст. 140 НК).

Если проверяемое предприятие не успело это сделать в отведенный законом срок, тогда решение фискального органа обретает силу. На решение, вступившее в силу и не оспоренное в апелляционном порядке, может быть составлена жалоба и направлена в стоящую выше по иерархии инстанцию через тот налоговый орган, который принял оспариваемый акт (п. 1, абз. 2 п. 2. ст. 139 НК).

Решение фискального органа по апжалобе принимается в течение месяца со дня ее получения и обретает силу сразу же в момент его принятия (п. 6 ст. 140 НК). По окончании срока рассмотрения апелляции, согласно п. 3 ст. 140 НК, ИФНС может принять решение:

  • об отказе в удовлетворении апжалобы;
  • отмене акта НП;
  • отмене решения в какой-то части либо же целиком;
  • отмене решения и принятии нового.

Новое решение после рассмотрения апжалобы вступает в силу сразу же после его принятия (п. 2. ст. 101.2 НК). Если же апжалоба была оставлена без удовлетворения, первоначальное решение фискального органа вступает в силу незамедлительно после этого, но не ранее завершения отведенного для обжалования срока (п. 3).

Этап 3: жалоба в Федеральную налоговую службу

В 3-месячный срок после получения не удовлетворяющего предприятие решения от вышестоящей фискальной инстанции в ответ на поданную апжалобу может быть направлена жалоба непосредственно в ФНС (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК). Если по какой-либо уважительной причине привлеченное к ответственности предприятие пропустило срок подачи жалобы, оно может ходатайствовать в вышестоящий фискальный орган о его восстановлении (абз. 4).

Если ответ вышестоящего органа налоговой службы по поданной жалобе не удовлетворяет предприятие, оно может обратиться в суд (п. 2. ст. 138 НК). Также в суд можно обратиться и в том случае, если налоговая в строго установленный срок не приняла решения в процессе оспаривания (п. 6 ст. 140 НК). Исковое заявление можно подать в суд в течение 3 месяцев (ч. 1 ст. 219 КАС России) с момента прихода ответа налогового органа по жалобе (т. е. истечения законодательно установленного срока для представления ответа фискальным органом).

Особенности обжалования акта камеральной проверки

Камеральная проверка осуществляется налоговой по месту своего нахождения без участия налогоплательщика. В ходе ее проведения осуществляется анализ поданной налогоплательщиком декларации: отраженные в ней данные сравниваются с предыдущими показателями, а также имеющимися у ИФНС сведениями, полученными по результатам налогового контроля (ст. 88 НК).

Если ИФНС будут установлены нарушения налогового законодательства, по результатам камеральной проверки составляется акт НП. Этот документ вручается налогоплательщику в 10-дневный срок после завершения указанной проверки.

Нередко проверяемые налогоплательщики не получают акт НП в силу каких-то не зависящих от предприятия обстоятельств либо просто уклоняются от его получения. В этом случае налоговая направляет его почтой. Датой получения акта НП при этом считается 6-й день после его отправки почтой заказным письмом (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК). В итоге решение фискальной службы вступает в силу, т. е. его потребуется выполнять. Уже вступившее в силу решение можно также оспорить, обратившись по иерархии в вышестоящий фискальный орган на протяжении года с даты вынесения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК).

В том случае, если предприятие сможет доказать, что не смогло получить акт НП по уважительным причинам (например, потому что не знало о его существовании), есть возможность ходатайствовать о восстановлении срока для оспаривания (п. 2 ст. 139 НК). Уважительными также будут считаться и имеющиеся у налогоплательщика веские причины, доказывающие, что тот не смог своевременно обжаловать акт НП.

***

Итак, для надлежащего рассмотрения рассматриваемого вопроса налогоплательщик должен придерживаться процедуры обжалования решения ИНФС по акту НП в вышестоящих фискальных инстанциях. Лишь после прохождения всех ступеней обжалования по иерархии налоговой он может обратиться в суд.

Оставьте комментарий