Содержание
Статья 2567. Особенности предварительного судебного заседания и прекращения производства по делу
1. В предварительном судебном заседании, проводимом в соответствии со статьей 136 настоящего Кодекса, арбитражный суд с участием сторон также решает вопрос о наличии у иностранного государства судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора.
2. В случае неявки надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте предварительного судебного заседания представителя иностранного государства суд принимает решение на основе материалов, имеющихся в деле.
3. Если имеющиеся в деле материалы не позволяют арбитражному суду в предварительном судебном заседании сделать вывод о наличии у иностранного государства судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, этот вопрос подлежит разрешению при разбирательстве в судебном заседании при рассмотрении дела.
4. Установленные арбитражным судом обстоятельства и вывод арбитражного суда о наличии или отсутствии у иностранного государства судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда должны быть отражены в судебном акте, принимаемом по результатам рассмотрения дела.
5. В случае, если суд в предварительном судебном заседании или при разбирательстве в судебном заседании пришел к выводу о наличии у иностранного государства судебного иммунитета, суд прекращает производство по делу в отношении его.
(Статья введена — Федеральный закон от 29.12.2015 № 393-ФЗ)
Статья 2568. Участие в деле государственных органов
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, по инициативе суда или по собственной инициативе может участвовать в деле для дачи заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов Российской Федерации и ее имуществу в иностранном государстве.
2. Заключение указанного в части 1 настоящей статьи федерального органа исполнительной власти может быть получено по вопросам о статусе образования, органа, организации, должностного лица, привлекаемых к участию в деле в качестве иностранного государства, о наличии судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, иммунитета имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации и являющегося предметом спора, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда, о юрисдикционных иммунитетах, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и их объеме, а также по иным вопросам, относящимся к компетенции указанного государственного органа.
3. Заключение указанного в части 1 настоящей статьи федерального органа исполнительной власти подлежит оценке судом по установленным настоящим Кодексом правилам оценки доказательств.
(Статья введена — Федеральный закон от 29.12.2015 № 393-ФЗ)
Статья 2569. Применение принципа взаимности
1. При рассмотрении иска арбитражный суд по собственной инициативе или по ходатайству стороны в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» может применить принцип взаимности, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что объем юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, не соответствует объему юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых этому иностранному государству в соответствии с законодательством Российской Федерации при разрешении конкретного спора.
2. Соотношение объема юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и юрисдикционных иммунитетов иностранного государства в Российской Федерации определяется арбитражным судом на основании доказательств, представленных сторонами, и заключений государственных органов.
3. Мотивированное решение арбитражного суда о применении принципа взаимности и в соответствии с ним ограничении юрисдикционных иммунитетов иностранного государства при рассмотрении конкретного дела указывается в решении арбитражного суда, принимаемом по итогам рассмотрения этого дела.
(Статья введена — Федеральный закон от 29.12.2015 № 393-ФЗ)
Статья 25610. Рассмотрение дела в отсутствие иностранного государства, являющегося ответчиком
1. Арбитражный суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя иностранного государства, являющегося ответчиком по делу, в случае его неявки без уважительных причин в судебное заседание при соблюдении следующих условий:
1) иностранное государство в соответствии с требованиями статьи 2566 настоящего Кодекса надлежащим образом извещено о принятии искового заявления к производству, о возбуждении производства по делу, а также о времени и месте судебного заседания;
2) со дня вручения иностранному государству извещения о возбуждении против него дела прошло не менее шести месяцев;
3) иностранным государством не заявлено ходатайство об отложении на разумный срок судебного заседания либо указанное ходатайство мотивированно отклонено судом.
2. По результатам рассмотрения дела в отсутствие иностранного государства, являющегося ответчиком по делу, и при соблюдении всех условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, арбитражный суд может вынести решение в отсутствие указанного иностранного государства, если установит, что в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранное государство не пользуется судебным иммунитетом в отношении рассматриваемого спора. Копия решения арбитражного суда не позднее чем в течение пяти дней со дня его принятия направляется арбитражным судом иностранному государству в порядке, установленном статьей 256 настоящего Кодекса.
3. Иностранное государство в течение двух месяцев со дня вручения ему в порядке, установленном статьей 256 настоящего Кодекса, копии указанного в части 2 настоящей статьи решения арбитражного суда вправе подать в арбитражный суд, принявший такое решение, заявление о его отмене.
4. Решение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения дела в отсутствие иностранного государства, являющегося ответчиком по делу, также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца после истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения арбитражного суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение двух месяцев со дня вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
(Статья введена — Федеральный закон от 29.12.2015 № 393-ФЗ)
Статья 25611. Привилегии и иммунитеты иностранного государства в ходе судебного разбирательства
1. При рассмотрении арбитражным судом дела с участием иностранного государства на это иностранное государство не может быть наложен судебный штраф, а также к этому иностранному государству не могут быть предъявлены требования о предварительной оплате судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.
2. Положения части 1 настоящей статьи не препятствуют арбитражному суду взыскать с иностранного государства судебные расходы по правилам, установленным главой 9 настоящего Кодекса, при принятии арбитражным судом решения по результатам рассмотрения дела по существу.
(Статья введена — Федеральный закон от 29.12.2015 № 393-ФЗ)
Статья 25612. Порядок исполнения судебных актов арбитражного суда в отношении иностранного государства
Исполнение судебных актов арбитражного суда, вынесенных в отношении иностранного государства, его имущества, находящегося на территории Российской Федерации, по результатам рассмотрения соответствующих иска или заявления о признании и исполнении судебных решений другого иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Исполнительный лист с копией судебного акта арбитражного суда направляется главному судебному приставу Российской Федерации. Одновременно арбитражный суд в порядке, установленном статьей 2566 настоящего Кодекса, извещает иностранное государство о вступлении судебного акта в законную силу и направлении исполнительных документов главному судебному приставу Российской Федерации для исполнения.
(Статья введена — Федеральный закон от 29.12.2015 № 393-ФЗ)
РАЗДЕЛ VI. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
Глава 34. ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
Статья 257. Право апелляционного обжалования
1. Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
2. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд, который обязан направить ее вместе с делом в соответствующий арбитражный суд апелляционной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд или со дня составления мотивированного решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства. (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 406-ФЗ)
3. В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
Статья 258. Арбитражный суд апелляционной инстанции
Апелляционные жалобы рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Статья 259. Срок подачи апелляционной жалобы
1. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.
2. Срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом. (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ)
3. Ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 117 настоящего Кодекса.
4. На восстановление срока подачи апелляционной жалобы указывается в определении арбитражного суда о принятии апелляционной жалобы к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы — в определении о возвращении апелляционной жалобы. (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ)
5. До истечения срока, установленного настоящим Кодексом для подачи апелляционной жалобы, дело не может быть истребовано из арбитражного суда.
Статья 260. Форма и содержание апелляционной жалобы
1. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 228-ФЗ; от 11.07.2011 № 200-ФЗ)
2. В апелляционной жалобе должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается апелляционная жалоба;
2) наименование лица, подающего жалобу, и других лиц, участвующих в деле;
3) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;
4) требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;
5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
В апелляционной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.
3. Лицо, подающее апелляционную жалобу, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их другим лицам, участвующим в деле, или их представителям лично под расписку.
4. К апелляционной жалобе прилагаются:
1) копия оспариваемого решения;
2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины;
3) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;
4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание апелляционной жалобы.
К апелляционной жалобе на определение арбитражного суда о возвращении искового заявления должны быть также приложены возвращенное исковое заявление и документы, прилагавшиеся к нему при подаче в арбитражный суд. Документы, прилагаемые к апелляционной жалобе, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде. (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ)
Статья 261. Принятие апелляционной жалобы к производству арбитражного суда
1. Апелляционная жалоба, поданная с соблюдением требований, предъявляемых настоящим Кодексом к ее форме и содержанию, принимается к производству арбитражного суда апелляционной инстанции. В случае нарушения указанных требований арбитражный суд или оставляет жалобу без движения, или возвращает ее в порядке, предусмотренном в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса.
2. Вопрос о принятии апелляционной жалобы к производству решается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично в пятидневный срок со дня ее поступления в арбитражный суд апелляционной инстанции.
О принятии апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции выносит определение, которым возбуждается производство по апелляционной жалобе.
В определении указываются время и место проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы. При этом время проведения первого судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы определяется с учетом того, что оно не может быть назначено ранее истечения срока, установленного настоящим Кодексом для обжалования соответствующего решения арбитражного суда. (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ)
3. Копии определения о принятии апелляционной жалобы направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)
Статья 262. Отзыв на апелляционную жалобу
1. Лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на апелляционную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд.
К отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле.
2. Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания.
3. Отзыв подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание отзыва.
4. Отзыв может быть представлен в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда, рассматривающего дело, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Документы, прилагаемые к отзыву, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде. (Часть введена — Федеральный закон от 27.07.2010 № 228-ФЗ; в редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ)
Статья 263. Оставление апелляционной жалобы без движения
1. Арбитражный суд апелляционной инстанции, установив при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству, что она подана с нарушением требований, установленных статьей 260 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении апелляционной жалобы без движения.
Определение может быть обжаловано.
2. В определении арбитражный суд указывает основания для оставления апелляционной жалобы без движения и срок, в течение которого лицо, подавшее апелляционную жалобу, должно устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
3. Копия определения об оставлении апелляционной жалобы без движения направляется лицу, подавшему апелляционную жалобу, не позднее следующего дня после дня его вынесения.
4. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, будут устранены в срок, указанный в определении суда, апелляционная жалоба считается поданной в день ее первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. В случае, если указанные обстоятельства не будут устранены в срок, указанный в определении, арбитражный суд возвращает апелляционную жалобу и прилагаемые к ней документы лицу, подавшему жалобу, в порядке, установленном статьей 264 настоящего Кодекса.
Статья 264. Возвращение апелляционной жалобы
1. Арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает апелляционную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству установит, что:
1) апелляционная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке апелляционного производства;
11) апелляционная жалоба не подписана или апелляционная жалоба подписана лицом, не имеющим полномочий на ее подписание; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 406-ФЗ)
2) апелляционная жалоба подана на судебный акт, который в соответствии с настоящим Кодексом не обжалуется в порядке апелляционного производства;
3) апелляционная жалоба подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы, установленного в настоящем Кодексе, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы отказано;
4) до вынесения определения о принятии апелляционной жалобы к производству суда от лица, подавшего жалобу, поступило ходатайство о ее возвращении;
5) не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, в срок, установленный в определении суда.
Арбитражный суд апелляционной инстанции также возвращает жалобу, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера.
2. О возвращении апелляционной жалобы арбитражный суд выносит определение.
3. В определении указываются основания для возвращения апелляционной жалобы, решается вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета.
Копия определения о возвращении апелляционной жалобы направляется лицу, подавшему жалобу, вместе с жалобой и прилагаемыми документами не позднее следующего дня после дня ег
Верховный суд РФ представил третий за 2018 год обзор судебной практики, утвержденный 14 ноября президиумом ВС (в 2017 году третий обзор практики ВС был выпущен в июле, а в ноябре вышел уже четвертый, всего же за год было опубликовано пять обзоров судебной практики Верховного суда).
В новый обзор впервые не вошел традиционный раздел о практике международных договорных органов, в частности ЕСПЧ. В этом году ВС стал посвящать практике межгосударственных органов отдельные обзоры (см. ).
В 182-страничном обзоре рассматривается практика президиума и судебных коллегий Верховного суда, а также даются разъяснения по ряду актуальных вопросов, возникающих в судебной практике.
В частности, анализируя одно из дел судебной коллегии по экономическим спорам, ВС отмечает, что действующими нормами АПК РФ не предусмотрена возможность суда апелляционной инстанции отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по тому основанию, что заявитель не воспользовался правом на подачу заявления о составлении мотивированного решения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к пенсионному фонду о признании недействительным решения о привлечении общества к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд первой инстанции, рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества, принял решение путем подписания его резолютивной части об удовлетворении заявления.
Правом на подачу заявления о составлении мотивированного решения по делу в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 229 АПК РФ, пенсионный фонд не воспользовался.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Основанием для оставления решения суда первой инстанции без изменения послужили выводы суда, что пенсионный фонд не воспользовался правом на подачу заявления о составлении мотивированного решения и несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несовершением определенных действий.
Судебная коллегия Верховного суда РФ отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии с положениями чч. 1 и 2 ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу. По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Согласно ч. 4 ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда ‒ со дня принятия решения в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 268 и положениями ст. 2721 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Таким образом, процессуальный закон обязывает суд апелляционной инстанции оценить представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и отразить в судебном акте мотивы, по которым он пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, исходя из принципов равноправия сторон и состязательности процесса (ст. 8, 9, 71, 168, 169, 185 АПК РФ).
В нарушение названных положений АПК РФ, признав соответствующей материалам дела резолютивную часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не рассмотрел апелляционную жалобу пенсионного фонда по существу спора с учетом приведенных в апелляционной жалобе доводов и представленных в деле доказательств и не отразил в судебном акте мотивы, по которым он пришел к выводам о недействительности оспариваемого решения пенсионного фонда со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения исключительно на том основании, что пенсионный фонд не воспользовался правом на подачу заявления о составлении мотивированного решения и потому несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несовершением определенных действий.
Однако право на апелляционное обжалование судебного акта, вынесенного путем подписания его резолютивной части в соответствии с ч. 1 ст. 229 АПК РФ, и рассмотрение судом апелляционной жалобы не поставлены процессуальным законодательством в зависимость от наличия мотивированного решения суда первой инстанции.
Следовательно, заключает ВС, судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (определение № 306-КГ17-18043).
Обжалование решений международных арбитражных судов требует от адвоката отличного знания коммерческого арбитражного права. Для успешного обжалования решения адвокату может потребоваться обосновать недействительность арбитражного соглашения в соответствии с правом государства, которому его подчинили, выход в арбитражном решении за пределы арбитражного соглашения, противоречие публичному порядку Беларуси и др.
Одной из специализаций адвоката Александра Данилевича является международный коммерческий арбитраж. Адвокат имеет регулярную практику рассмотрения споров в качестве арбитра. Он включен в рекомендательный список арбитров Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате (БелТПП), является членом Спортивного арбитражного суда (TAS-CAS) в Лозанне (Швейцария), Спортивного третейского суда при Союзе юристов Республики Беларусь. Александр защитил диссертацию на тему «Решение международного арбитражного суда», преподает международное арбитражное право и международный гражданский процесс в Белорусском государственном университете.
Кроме того, так как клиентами по такого рода делам зачастую являются иностранные компании, адвокат для успешной коммуникации должен владеть иностранными языками. Адвокат может оказать юридическую помощь на английском, итальянском и французском языках.
Ниже приведена краткая информация в отношении обжалования решений международных арбитражных судов в Беларуси.
Срок
Обжалование решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, осуществляется в экономических судах областей (города Минска) в течение 3 месяцев со дня получения арбитражного решения стороной на основании ходатайства.
Ходатайство об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда заявленное по истечении срока на его заявление, возвращается лицу, его заявившему.
Требования к документам
Ходатайство об отмене решения подается в письменной форме и должно содержать обоснование для его отмены, а также соответствовать иным требованиям законодательства Беларуси.
Кроме того, к ходатайству об отмене решения должны прилагаться следующие документы:
- нотариально заверенная копия решения международного арбитражного (третейского) суда или копия решения постоянно действующего международного арбитражного суда, заверенная председателем соответствующего суда;
- доверенность, подтверждающая полномочия представителя лица на подписание ходатайства;
- копии ходатайства в количестве экземпляров по числу сторон арбитражного (третейского) разбирательства;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Доверенность, подтверждающая полномочия представителя, должна быть легализована в надлежащем порядке, а также снабжена переводом на русский или белорусский язык, осуществленным компетентным органом (лицом) (например, Торгово-промышленной палатой и др.). В том случае, если государство, являющееся местом выдачи доверенности, является членом Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в Гааге 5 октября 1961 года), доверенность должна быть апостилирована. Если между таким государством и Беларусью действует двухсторонний договор о правовой помощи, требование о легализации доверенности может сводится к ее нотариальному заверению с проставлением гербовой печати.
Ходатайство, заявленное с нарушением требований к его форме и содержанию, установленных законодательством Беларуси, возвращается заявителю.
Основания для обжалования
Решение международного арбитражного (третейского) суда может быть отменено экономическим судом по следующим основаниям:
- одна из сторон при заключении арбитражного соглашения была полностью или частично недееспособна или это соглашение недействительно по праву, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания — по праву Республики Беларусь;
- сторона не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или о разбирательстве дела либо по другим уважительным причинам не могла представить свои объяснения;
- решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит положения по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения;
- состав международного арбитражного суда или порядок разбирательства дела не соответствовали соглашению сторон;
- предмет спора не может быть предметом арбитражного разбирательства согласно законодательству Беларуси;
- решение состава международного арбитражного суда противоречит публичному порядку Беларуси.
Размер гос. пошлины
Государственная пошлина за рассмотрение ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда составляет 10 базовых величин (по состоянию на 08.01.2018 составляет 123,31 долл. США).
Срок рассмотрения
Срок рассмотрения ходатайств об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда законодательством Беларуси не установлен. С учетом того, что пределы и процедура рассмотрения экономическим судом заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений и ходатайств об отмене решений международных арбитражных (третейских) судов сходны, ходатайство может быть рассмотрено судьей единолично в срок около 1 месяца со дня поступления ходатайства в суд.
Порядок рассмотрения
При рассмотрении ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда экономический суд проверяет наличие оснований для отмены решения. Экономический суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные международным арбитражным (третейским) судом, либо пересматривать решение этого суда по существу.
Лицо вправе обжаловать решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (далее по тексту постановление). Схема последовательного обжалования решения арбитражного суда отличается от обжалования постановления в суде общей юрисдикции.
При обжаловании постановления важно учитывать как правила КоАП РФ, так и особенности, которые устанавливает Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Важно иметь в виду, что не вступившее в законную силу решение об отказе в признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности можно обжаловать в порядке апелляции, а вступившее в порядке первой и второй кассации и надзора.
Как последовательно обжаловать решение арбитражного суда о привлечении к ответственности
Решение не вступило в законную силу
1. Лицу необходимо подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции.
2. Если решение суда первой инстанции будет оставлено в силе, то у лица появляется возможность обжаловать его и постановление суда апелляционной инстанции в порядке первой кассации, подав соответствующую кассационную жалобу.
Однако по некоторым категориям дел решение суда первой инстанции можно обжаловать в суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Это такие дела, по которым в совокупности соблюдены три условия:
- за совершение правонарушения законом установлено наказание только в виде предупреждения и (или) в виде штрафа,
- размер назначенного штрафа не превышает для юридических лиц 100 тыс. руб., для предпринимателей 5 тыс. руб.,
- апелляционный суд принял постановление по итогам рассмотрения жалобы на решение суда первой инстанции.
Такое правило установлено в части 4 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
3. Если принятые ранее судебные акты будут оставлены в силе, то у лица появляется возможность обжаловать их в порядке второй кассации, подав соответствующую кассационную жалобу в Судебную коллегию Верховного суда РФ.
4. Если же и в этот раз принятые ранее судебные акты будут оставлены в силе, то у лица появляется возможность обжаловать их в порядке надзора, подав соответствующую надзорную жалобу в Президиум Верховного суда РФ.
Решение вступило в законную силу
1. Если лицо докажет уважительность причин пропуска срока на обжалование, можно начать с указанной выше первой стадии, направив суду вместе с апелляционной жалобой ходатайство о восстановлении срока (ч. 1 ст. 117 АПК РФ, ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ). При этом необходимо учесть предельные допустимые сроки для восстановления (ч. 2 ст. 117 АПК РФ).
2. Если уважительных причин нет, то остается только одна возможность приступить к указанной выше второй стадии обжалованию в порядке первой кассации.
Как суд рассматривает жалобу согласно нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ
Решение суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не была подана апелляционная жалоба. В случае если такая жалоба была подана, решение (если суд апелляционной инстанции его не изменил или не отменил) вступает в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции (ч. 4 ст. 206 АПК РФ).
Исполнительный лист на основании судебного акта суд не выдает. Судебный пристав-исполнитель производит принудительное исполнение непосредственно на основании этого судебного акта (ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ).
Копию решения в трехдневный срок со дня его принятия суд направляет лицам, участвовавшим в деле. Он может также направить копию решения в административный орган, вышестоящий в порядке подчиненности (ч. 5 ст. 206 АПК РФ).
Апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции суд рассматривает по общим правилам, установленным в главе 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ (абз. 2 ч. 4.1 ст. 206, ст. 181 АПК РФ).
Суд ведет производство в кассационной инстанции (в порядке первой кассации) по правилам, предусмотренным в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Однако важно учитывать особую категорию дел, по которым суд кассационной инстанции вправе отменить решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Производство в порядке второй кассации и в порядке надзора Верховный суд РФ осуществляет по правилам КоАП РФ.
Как суд рассматривает жалобу согласно нормам КоАП РФ
При подготовке к рассмотрению жалобы судья выполняет следующие действия:
- выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения им жалобы (ст. 29.2 КоАП РФ),
- выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ),
- разрешает ходатайства,
- назначает экспертизу (при необходимости),
- истребует дополнительные материалы (при необходимости),
- вызывает лиц, участие которых признает необходимым при рассмотрении жалобы,
- направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к его компетенции.
Такие правила установлены в статье 30.4 КоАП РФ.
Судья единолично рассматривает жалобу, он не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. При этом он:
- объявляет, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба,
- устанавливает явку лиц (физического лица, или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, лиц, вызванных для участия в рассмотрении жалобы),
- проверяет полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя,
- выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие либо об отложении рассмотрения жалобы,
- разъясняет права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы,
- разрешает заявленные отводы и ходатайства,
- оглашает жалобу,
- проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. В частности, заслушивает объяснения лица, привлеченного к ответственности (или его представителя или защитника). При необходимости он может заслушать показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта. Кроме того, он вправе исследовать иные доказательства и осуществить другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ,
- заслушивает заключение прокурора в случае его участия в рассмотрении жалобы.
Такие правила установлены в статье 30.6 КоАП РФ.
Внимание! Есть случаи, когда дело может быть рассмотрено без участия лица, привлеченного к ответственности
По общему правилу дело должно рассматриваться с участием лица, привлеченного к ответственности (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). Такое правило применимо и в том случае, когда дело ведется по жалобе, поскольку и глава 25, и глава 30 КоАП РФ находятся в общем для них разделе IV КоАП РФ Производство по делам об административных правонарушениях.
Однако из этого правила есть исключения, когда дело может быть рассмотрено без участия лица, привлеченного к ответственности, а именно в следующих случаях:
1) рассматривается надзорная жалоба (такой вывод следует из содержания ст. 30.1230.19 КоАП РФ),
2) если есть данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела или если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство было оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ),
3) обжалуется постановление по делу о правонарушении (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ):
- предусмотренном главой 12 КоАП РФ,
- совершенном в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ.
Как суд должен известить законного представителя организации или предпринимателя (или самого предпринимателя) о рассмотрении жалобы в суде общей юрисдикции, чтобы это считалось надлежащем извещением лица, привлекаемого к административной ответственности
Суд, в производстве которого находится дело по жалобе, извещает или вызывает лиц, участвующих в деле, а также свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков:
- заказным письмом с уведомлением о вручении,
- повесткой с уведомлением о вручении,
- телефонограммой или телеграммой,
- по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, которые обеспечивают фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Такое правило установлено в части 1 статьи 25.15 КоАП РФ.
Извещение, адресованное предпринимателю, суд направляет по месту его жительства. Его суд определяет на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства суд определяет на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо ведет дело через представителя, извещение суд также направляет и по месту нахождения (месту жительства) представителя (ч. 2, 3 ст. 25.15 КоАП РФ).
Согласно позиции Пленума ВАС РФ: КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Поэтому суд может произвести извещение любым доступным способом, например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи (п. 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях).
Надлежащим извещением будет даже СМС-сообщение в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату (абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 52 О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях).
Если лицо, которое обжалует постановление о привлечении его к ответственности, не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, то это обстоятельство является основанием для отмены принятого по итогам рассмотрения такой жалобы решения (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Важно иметь в виду, что суд, рассматривающий дело о правонарушении, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ). Кроме того, обязательным является присутствие лица, привлеченного к ответственности при рассмотрении дел, влекущих:
- административный арест,
- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства,
- обязательные работы.
Это правило установлено в абзаце 2 части 3 статьи 25.1 КоАП РФ. При отсутствии лица, присутствие которого является обязательным, суд выносит определение об отложении рассмотрения дела. Если его неявка не имела уважительной причины, судья выносит определение о его приводе (ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ).
Источник Система Юрист
Архив новостей
В соответствии с разделом 12 ХПК, стороны по хозяйственному делу имеют право обжаловать решение Хозяйственного суда, которое не вступило в законную силу, в апелляционном порядке. Статьей 93 ХПК предусмотрено, что апелляционная жалоба (апелляционное представление) может быть подано (внесено) на протяжении десяти дней со дня принятия решения, а в случае, если в судебном заседании были оглашены только вступительная и резолютивная части решения, — со дня подписания решения, оформленного в соответствии со статьей 84 ХПК.
Согласно статье 87 ХПК, решения и определения рассылаются сторонам не позднее пяти дней после дня их принятия либо вручаются им под расписку. На практике очень редко решения хозяйственных судов направляются сторонам с соблюдением установленного пятидневного срока. Однако даже если решение получено стороной через пять дней после дня его принятия, срок, оставшийся до вступления решения в законную силу, очень мал, и, как правило, воспользоваться им для возбуждения апелляционного производства в соответствии с нормами ХПК под силу только специалистам хозяйственного процессуального права.
Судите сами, в этот срок, а после получения решения суда первой инстанции это уже значительно меньше, чем десять дней, необходимо проанализировать и ознакомиться с решением (проверить соответствие выводов суда обстоятельствам дела, нормам законодательства), если необходимо — с материалами дела и, наконец, подготовить саму апелляционную жалобу, что предусматривает такие важные процессуальные действия, как уплата государственной пошлины, отправка жалобы другой стороне по делу, а потом — в суд. К тому же и без того малый (десятидневный) срок подачи апелляционной жалобы сокращается самими хозяйственными судами. Согласно статье 82 ХПК, решение хозяйственного суда излагается в письменном виде и подписывается всеми судьями, которые принимали участие в заседании. Содержание решения, согласно статье 84 ХПК, состоит из вступительной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Частью 2 статьи 85 ХПК установлено, что по согласию сторон судья может огласить только вступительную и резолютивную части решения, о чем указывается в протоколе судебного заседания. В этом случае, как уже было сказано выше, десятидневный срок для подачи апелляционной жалобы исчисляется со дня подписания решения, оформленного в соответствии с требованиями статьи 84 ХПК.
Хозяйственные суды, как правило, оглашают в судебном заседании только резолютивную часть решения. Оформление и подписание решения происходит намного позднее (по сравнению с установленным пятидневным сроком для отправки решения сторонам). Но далеко не все судьи указывают в решении действительную дату его оформления и подписания, указывая в решении дату его принятия. В этом случае стороны получают решения, которые уже вступили в законную силу. Зачем же тогда вообще в ХПК предусмотрен институт апелляционного обжалования?
Одной из основ судопроизводства, закрепленных статьей 129 Конституции Украины, является обеспечение апелляционного обжалования судебных решений. Установление же законодателями десятидневного срока для обжалования решений хозяйственных судов первой инстанции, а также нежелание судей афишировать действительные сроки подписания ими решений приводит к тому, что указанный конституционный принцип в подавляющем большинстве случаев начинает действовать с момента подачи ходатайства о возобновлении процессуальных сроков на апелляционное обжалование.
Новым ХПК также установлено право сторон по делу на кассационное обжалование решений местных хозяйственных судов и постановлений апелляционных хозяйственных судов в Высший хозяйственный суд Украины. В соответствии со статьей 110 ХПК, кассационная жалоба (представление) может быть подана (внесено) на протяжении одного месяца со дня вступления решения местного хозяйственного суда или постановления Апелляционного хозяйственного суда в законную силу. Кроме того, согласно новому ХПК, стороны имеют право обжаловать постановление ВХСУ, которое вынесено вследствие проверки решения местного хозяйственного суда, вступившего в законную силу, или постановление апелляционного хозяйственного суда в Верховный Суд Украины.
Статьей 11116 ХПК установлено, что кассационная жалоба, кассационное представление Генерального прокурора Украины на постановление ВХСУ могут быть поданы не позднее одного месяца со дня его принятия. Действующим ХПК установлены такие сроки для обжалования решений хозяйственных судов: 1) 10 дней — для обжалования решений местного хозяйственного суда в апелляционный хозяйственный суд; 2) 1 месяц — для обжалования решения местного хозяйственного суда, вступившего в законную силу, или постановления апелляционного хозяйственного суда в ВХСУ; 3) 1 месяц — для обжалования постановления ВХСУ в ВСУ.
Проведем параллель с положениями старого АПК, которыми устанавливались порядок и процедура обжалования судебных решений (тогда — проверки в порядке надзора). Согласно статье 91 АПК, решение арбитражного суда могло быть обжаловано стороной по делу председателю соответствующего арбитражного суда. Срок для такого обжалования, в соответствии со статьей 102 АПК, составлял два месяца со дня принятия решения. Постановление, принятое председателем арбитражного суда или его заместителем по результатам проверки решения арбитражного суда, стороны имели возможность обжаловать в арбитражную коллегию ВАСУ (статья 95 АПК). При этом устанавливался двухмесячный срок для такого обжалования, который исчислялся со дня вынесения обжалованного постановления. Постановление арбитражной коллегии ВАСУ, в свою очередь, не могло быть обжаловано стороной по делу непосредственно. Однако, в соответствии с частью 1 статьи 97 АПК, сторона по делу имела возможность обратиться к Председателю ВАСУ, Генеральному прокурору или его заместителю с заявлением о необходимости принесения протеста в президиум ВАСУ на постановление, принятое арбитражной коллегией по хозяйственному делу.
В таком же порядке Председателем ВАСУ или Генеральным прокурором мог быть принесен протест на постановление президиума ВАСУ в пленум ВАСУ. Поскольку статьей 102 АПК устанавливался двухмесячный срок только для подачи заявления стороны (принесения протеста прокурора) о проверке решения в порядке надзора (непосредственное обращение), то заявления сторон о необходимости принесения протеста на постановление арбитражной коллегии ВАСУ или президиума ВАСУ могли подаваться в годичный срок, установленный частью 2 статьи 104 АПК для проверки любого судебного акта в порядке надзора.
По сравнению со старым АПК положения действующего ХПК существенно уменьшают права сторон по делу на обжалование решений хозяйственных судов в части сроков такого обжалования. Так, если в АПК устанавливался общий срок для обжалования решений в два месяца со дня принятия решения, а для заявлений о принесении протеста на постановление — один год, то в ХПК устанавливается десятидневный срок для подачи апелляционной жалобы со дня принятия решения, и срок в один месяц — для подачи кассационной жалобы со дня вынесения судебных актов, которые обжалуются. Таким образом, законодатель, принимая новый Кодекс, нарушил положения Конституции Украины, а именно часть 3 статьи 22, которой предусматривается, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Возможно, народные депутаты, предусматривая в ХПК десятидневный срок для подачи апелляционной жалобы, руководствовались таким принципом хозяйственного процесса, как оперативность, однако установление подобного срока на обжалование решений, который полностью исключает возможность обжалования в рамках раздела, которым это обжалование предусмотрено, делает хозяйственный процесс «уж слишком оперативным».
Как происходит обжалование на практике, можно убедиться из следующего примера. Предприятие «N», являясь стороной по хозяйственному делу, не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции, которое было вынесено по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на судебное решение. Учитывая установленный месячный срок на обжалование, юристы и администрация «N» подготовили кассационную жалобу и направили ее в суд, но допустили при этом некоторую ошибку, а именно: отослали жалобу и забыли приложить как доказательство почтовый чек, который свидетельствовал об отсылке копии жалобы другой стороне по делу. В результате кассационная жалоба предприятия «N» на основании п. 3 части 1 статьи 1133 ХПК Украины была возвращена судом без рассмотрения. Особое внимание следует обратить на то, что возвращение указанной жалобы состоялось более чем через два месяца после ее подачи.
Восприняв случившееся как досадное недоразумение, юристы и администрация «N», руководствуясь частью 3 статьи 1113 ХПК, исправили допущенную ошибку и повторно подали кассационную жалобу в суд, придерживаясь общего порядка, т.е. в течение месяца с момента вынесения ВХСУ определения о возврате жалобы. Однако «роковой» для предприятия «N» стала культура правового общения юристов фирмы. Повторная подача жалобы в ВХСУ сопровождалась ходатайством о восстановлении срока на ее подачу. В данном случае ходатайство о восстановлении сроков являлось не более чем формальностью, если хотите, проявлением правового этикета, а не процессуальной необходимостью.
Однако кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, не нашла объективных причин для восстановления срока на подачу кассационной жалобы предприятием «N». И без должного анализа обстоятельств дела коллегия судей с вопиющим нарушением части 3 статьи 1113 ХПК Украины, руководствуясь п. 5 части 1 статьи 1113 ХПК, вынесла определение об отказе фирме «N» в удовлетворении ходатайства о восстановлении сроков на кассационное обжалование и о непринятии к рассмотрению кассационной жалобы. К слову, п. 5 части 1 статьи 1113 ХПК — единственный из семи пунктов, предусмотренных данной статьей, на основании которых кассационная жалоба может быть оставлена без рассмотрения, на который не распространяется часть 3 статьи 1113 ХПК Украины. Иными словами, определение суда о возврате кассационной жалобы и оставлении ее без рассмотрения, со ссылкой на п. 5 части 1 статьи 1113 ХПК Украины, прекращает производство по делу.
Итак, предприятие «N» получило решение «фемиды» в форме определения, которое явило собой абсолютно безосновательный, опирающийся на надуманные формальные признаки отказ в принятии к рассмотрению по существу кассационной жалобы. После детального анализа норм ХПК предприятию «N» пришлось констатировать весьма неутешительный факт: в связи со сложившимися обстоятельствами дела, а именно вынесением ВХСУ определения о непринятии жалобы к рассмотрению со ссылкой на п. 5 части 1 статьи 1113 ХПК Украины, кассационная жалоба дальнейшего движения иметь не может. Возможность обжалования определений об отказе в возобновлении пропущенного срока, вынесенных кассационной инстанцией (ВХСУ), в ХПК не предусмотрена. В соответствии со статьями 106 и 11113 ХПК Украины, могут быть обжалованы исключительно постановления местных и апелляционных хозяйственных судов, причем только в случаях, прямо предусмотренных ХПК или Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
Приведенный случай раскрывает один из самых существенных недостатков действующего ХПК — Кодексом не предусмотрена возможность обжалования определений, которые выносятся кассационными инстанциями. Так, ВХСУ, вынося определение о возвращении жалобы без рассмотрения по любым формальным причинам, перечеркивает возможность сторон на рассмотрение их жалобы как самим ВХСУ, так и ВСУ. Согласно старому АПК, стороны могли подавать жалобу (инициировать проверку в порядке надзора) на постановления арбитражного суда (статья 93 АПК), постановления председателя арбитражного суда или его заместителя (статья 95 АПК), постановления арбитражной коллегии ВАСУ (статья 97 АПК). Кроме того, положения статьи 92 АПК давали арбитражному суду право по своей инициативе проверять в порядке надзора законность и обоснованность решения, постановления, определения в порядке, предусмотренном Кодексом, что предоставляло сторонам дополнительные возможности относительно проверки в порядке надзора судебных актов. А значит имелась возможность обжалования постановлений арбитражных судов непосредственно сторонами на трех уровнях. Следовательно, законодатель пошел путем уменьшения прав сторон, которые существовали до принятия ХПК.
Особое внимание заслуживает раздел 122 ХПК, который является нововведением по сравнению с редакцией Кодекса до 21 июня 2001 года. Положениями этого раздела устанавливается право сторон по делу и Генерального прокурора обжаловать в кассационном порядке постановление ВХСУ, принятое по результатам пересмотра решения местного хозяйственного суда, вступившего в законную силу, или постановления апелляционного хозяйственного суда в Верховный Суд Украины. В то же время указанным разделом ХПК не предусмотрено ни формы и содержания кассационной жалобы, ни оснований возвращения кассационной жалобы.
БОЙКО Константин, РЫНКОВОЙ Александр, ЧЕРНАЯ Наталия — «Юридическая компания Черной».