Содержание
- Закупка одноименных товаров, которые уже ранее приобретались по 223-ФЗ
- Единственный поставщик по 223 ФЗ: кто он
- Правила закупок до 100 тысяч по 223-ФЗ
- Включать ли в план закупок по 223-ФЗ закупки до 100 тыс. рублей
- Порядок проведения закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ
- Несколько закупок стоимостью не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
- Разделение по товарным группам (одноименные товары) или применение номенклатуры при заключении договоров до 100 тысяч рублей по 223-ФЗ
Закупка одноименных товаров, которые уже ранее приобретались по 223-ФЗ
Как работать с электронными торговыми площадками
Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Узнать больше
Закон № 223-ФЗ не ограничивает Заказчика в части осуществления закупок в течение какого-либо периода или «одноименности» товаров, работ, услуг. Если это не противоречит Положению о закупке Заказчика, то, считаем, он вправе заключать «прямые» договоры (с единственным поставщиком), в том числе на товары, работы, услуги, которые уже закупались по итогам конкурентных процедур, если в них появилась необходимость.
Основаниями проведения неконкурентной закупки являются лишь прямо предусмотренные положением о закупке случаи. Необоснованная закупка у единственного поставщика может рассматриваться антимонопольным ведомством как предоставление преимущественных условий для участия, что, в свою очередь, является нарушением положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Внимание:
Необоснованная закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) трактуется и как нарушение Закона № 223-ФЗ.
Требование об обоснованности закупки у единственного поставщика можно соотнести и с нормой ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), устанавливающей в качестве одного из принципов закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц целевое и экономически эффективное расходование средств и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Ведь именно конкурентная закупка по своей сути призвана удовлетворить потребности наилучшим образом по наилучшей из предложенных цене. В случае признания заказчика нарушившим принципы Закона № 223-ФЗ антимонопольный орган вправе выдать предписание об отмене результатов процедуры.
Минимизировать риск подобных претензий со стороны антимонопольной службы поможет фиксация в положении о закупках товаров, работ, услуг исчерпывающего перечня оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и экономическая целесообразность каждого из этих оснований.
Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»
Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.
Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.
Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.
Единственный поставщик по 223 ФЗ: кто он
Для того чтобы проводить закупки по 223 Федеральному закону, предприятию необходимо разработать собственное Положение о закупках, утвердить его и опубликовать в оговоренные сроки.
Если вы желаете в дальнейшем иметь возможность работать с единственным поставщиком по части контрактов, то этот аспект необходимо тщательно прописать в своем Положении. Но сделать это нужно таким образом, чтобы у проверяющих органов не возникало никаких к вам вопросов.
Примерный перечень оснований для услуг единственного поставщика может быть следующим:
- Закупки услуг, товаров или работ на сумму не более 30%
- Возникновение форс-мажорных обстоятельств, требующих экстренного проведения закупки и не дающих времени на реализацию нормативной тендерной процедуры
- Дополнительная закупка товаров при наличии договора с поставщиком, предоставляющим соответствующие услуги и отсутствие необходимости искать другого
- Несостоявшийся тендер и отсутствие времени на его новую организацию
- Поставки товаров или услуг от поставщиков-монополистов – имеются в виду естественные монополии
- Заключение договоров на тепло-, газо-, электро, водоснабжение
- Закупки, связанные с обеспечением мобилизационной деятельности РФ
- Заключение договоров, связанных с профессиональной подготовкой, командировками и наймом операторов электронных площадок
- Заключение договоров гражданско-правового характера.
Правила закупок до 100 тысяч по 223-ФЗ
Основной регулирующий документ для заказчиков по 223-ФЗ это положение о закупках. Это внутренний документ организации, утвержденный ее руководителем.
Федеральные органы власти, выступающие в роли учредителей бюджетных и автономных учреждений, вправе подготовить типовое положение, которое возьмут за основу подведомственные организации. В типовом документе можно прописать все случаи, когда допустимы закупки у единственного поставщика, потому что большинство договоров по 223-ФЗ заключается с применением неконкурентных способов.
Перечень типовых положений о закупках товаров, работ, услуг по 223-ФЗ в Системе ГосфинансыВ перечне приведены отраслевые типовые положения и региональные. Выберите в перечне подходящее типовое положение и используйте как образец.
При составлении положения нужно прописать и правила проведения сделок на сумму менее 100 тысяч рублей. Учитывая, что закон делает некоторые послабления в отношении подобных сделок, возникает соблазн дробления крупных закупок на более мелкие. В ходе проверки ФАС может признать ряд контрактов, по которым закупаются товары, работы и услуги, дополняющие друг друга, притворными сделками. Они прикрывают реальную крупную операцию по приобретению комплекта товаров, предназначенных для одной цели. Например, для сборки, монтажа и установки единого объекта медицинского оборудования. При этом товары не обязательно должны быть одноименными.
На основании п. 9 ст. 3 223-ФЗ участники сделки имеют право подать на заказчика в суд, если они считают, что он нарушает закон. Необоснованное дробление может стать причиной такого обращения. Как обжаловать действия заказчика, смотрите в рекомендации Системы Госфинансы
Включать ли в план закупок по 223-ФЗ закупки до 100 тыс. рублей
В п.15 гл. 4 закона утверждается, что заказчик вправе не размещать в плане позиции, сумма по которым менее 100 тыс. руб. Если годовая выручка организации более 5 млрд. рублей, то можно не включать сведения о покупках до 500 тыс. руб. При этом не предъявляются требования по количеству таких контрактов за год.
Формирование плана осуществляется на основании Постановления Правительства от 17.09.2012 года № 932. План должен иметь поквартальную или помесячную разбивку и включать в себя следующие сведения:
- наименование заказчика;
- порядковый номер;
- предмет договора с указанием кодов по ОКВЭД2 и ОКПД2;
- требуемые технические, эксплуатационные, функциональные характеристики предмета договора;
- единицы измерения;
- объем в натуральном выражении;
- регион поставки по ОКАТО;
- начальная цена;
- дата размещения извещения;
- срок исполнения;
- способ закупки;
- сведения о проведении торгов с участием только объектов малого и среднего предпринимательства;
- данные об отнесении закупаемой продукции к разряду инновационной или высокотехнологичной.
План на будущий год размещается в единой информационной системе до 31 декабря текущего. Каждое внесенное изменение так же должно публиковаться в ЕИС. В письме Минэкономразвития России от 22.05.2015 года № ОГ-Д28-7458 утверждается, что, если у учреждения сделки за год не превышают 100 тыс. руб., оно может разместить пустой план, в котором не заполнено ни одной строки.
Помимо ежегодного, существует еще план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, который составляется на период от 5 до 7 лет. Если приобретение подобных товаров планируется только на небольшие суммы (например, лекарственные средства), заказчику не придется включать в план закупки до 100 тыс. То же самое письмо Минэкономразвития, о котором говорится выше, разъясняет, что и в этом случае в системе можно разместить пустой 5-7 летний план.
Порядок проведения закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ
Организации, работающие по 223-ФЗ, создают собственный регламент проведения малых закупок. Заказчику необходимо:
- Направить предложение о сделке конкретному поставщику или исполнителю.
- Получить согласие и оформить договор.
Заключите договор с победителем закупки или с единственным поставщиком. Из рекомендации Системы Госфинансы узнаете, в какие сроки заключать договор, что прописать в условиях, какие правила предусмотреть в положении о закупке.
Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 года создан единый агрегатор, на котором размещаются данные о поставщиках и исполнителях, а также сведения об их товарах и услугах. Получатели средств федерального бюджета должны выбирать единственных поставщиков из представленного на агрегаторе перечня:
- с 01.11.2018 года – для покупки канцелярских товаров;
- с 01.03.2019 года – для приобретения всех работ и услуг.
Это еще один шаг к тому, чтобы сделать процесс закупок более прозрачным. К тем, кто работает по 223-ФЗ, таких требований пока не предъявляется, они могут пользоваться агрегатором в добровольном порядке. Какую информацию о договорах размещать в ЕИС, смотрите в рекомендации
Несколько закупок стоимостью не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
Ситуация: Можно ли осуществить несколько закупок стоимостью не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017) {КонсультантПлюс}
Можно, если проведение закупок стоимостью не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика предусмотрено в положении о закупке.
Вместе с тем не рекомендуется проводить несколько таких закупок в отношении одноименных товаров (работ, услуг) в течение непродолжительного периода времени, поскольку это может повлечь негативные последствия для заказчика.
Законом N 223-ФЗ не ограничено количество закупок стоимостью не более 100 тыс. руб., которые можно осуществить у единственного поставщика. Соответственно, при их проведении следует руководствоваться условиями положения о закупке.
Не рекомендуем заключать несколько договоров стоимостью до 100 тыс. руб. с единственным поставщиком, если одновременно соблюдаются два условия:
- заказчик приобретает одноименные товары (работы, услуги) или совершает взаимосвязанные сделки в течение непродолжительного периода времени (например, на протяжении одного месяца заключает несколько договоров поставки одинакового товара);
- общая стоимость таких товаров (работ, услуг) или сделок превышает 100 тыс. руб.
В таком случае проведение закупок может быть признано нарушением ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ (см., например, Письмо Минэкономразвития России от 11.02.2015 N Д28и-205). Это может повлечь:
- наложение на заказчика штрафа;
- признание договоров недействительными по иску контролирующих органов или заинтересованных лиц (например, других поставщиков).
Разделение по товарным группам (одноименные товары) или применение номенклатуры при заключении договоров до 100 тысяч рублей по 223-ФЗ
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию: 8-912-351-26-42
8 (3532) 26-16-01
ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон 223-ФЗ) является рамочным, т.е. регулирует определенные моменты, которые прямо отражены в законе.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следовательно, что напрямую не указано в законе 223-ФЗ, заказчик изобретает и исполняет в рамках принятого положения о закупках.
В отношении разделения по товарным группам или применения номенклатуры товаров, работ, услуг при заключении договоров до 100 тысяч рублей Закон 223-ФЗ не предусматривает каких – либо обязательных требований.
Таким образом, заказчик при разработке положения имеет право определять, имеется ли необходимость создавать себе ограничения включением в положение номенклатуры товаров, работ, услуг при заключении договоров до 100 тысяч рублей или не создавать себе лишних трудностей пока законодатель не урегулирует данные правоотношения.