Оффшорный бизнес и защита интересов России

Прежде всего, стоит отметить, что оффшоры это законный и в то же время один из наиболее результативных способов приведения системы налоговых выплат к наилучшему и наиболее оптимальному механизму. С английского языка оффшор («off-shore») может быть интерпретировано как словосочетание «вне границ». Оффшоры являются компаниями, действующими в странах, на территории которых принято особое налоговое законодательство. Основополагающей чертой оффшорных стран является тот факт, что компании-нерезиденты, имеющие регистрацию на территории данной страны, полностью или частично освобождаются от налоговых выплат.

В некотором отношении оффшорные зоны являются важным элементом экономической деятельности. Например, они необходимы крупным компаниям, ориентирующим свой бизнес на внешний рынок, поскольку способствуют решению проблем привлечения иностранных кредитов и инвестиций, и помогают решать вопросы относительно создания наиболее эффективных юридических баз по разрешению споров. Кроме того, при определенных условиях невозможно произвести реализацию крупных международных проектов без использования компаний – оффшоров (например, экспортные газопроводы «Северный поток» или «Голубой поток»). В определенных рамках оправдывается привлечение оффшорных компаний при осуществлении сделок по слиянию или поглощению, или в связи с проведением IPO на иностранных финансовых рынках, в целях сведения к минимуму рисков в правовой сфере и рисков неполучения платежей.

Итак, в российской предпринимательской деятельности активно практикуется использование оффшорных юрисдикций, что, в свою очередь, имеет свои достоинства и недостатки. Что касается плюсов, то тут играют важную роль следующие факторы:

  1. Снижение налоговых выплат. Данный фактор выражает самый существенный аргумент «за» формирование оффшорной компании. При этом можно не просто сократить выплаты по налогам, но и получить реальные налоговые освобождения при верном выборе из существующих оффшорных стран или зон.

  2. Коммерческая информация не подлежит огласке или распространению, что обеспечивается несколькими причинами. Основным фактором является принцип закрытости сведений о реальных собственниках компаний для третьих лиц, действующий в странах-оффшорах. Кроме этого, зачастую в роли владельца фирмы значится подставной человек, а на истинного собственника подписана генеральная доверенность, которая позволяет производить торговые, финансовые, хозяйственные и другие типы операций от имени компании. Следовательно, подобные меры позволяют обеспечить как бы двойную засекреченность внутренней информации предприятия.

  3. Вероятность использования дополнительных возможностей коммерческой деятельности. Гибкое законодательство оффшорных стран предоставляет собственникам оффшорных компаний широкий спектр действий на мировых финансовых рынках: заключение кредита в любом банке мира, возможность нетрадиционной формы ведения бизнеса, закрытой или отсутствующей на внутреннем рынке страны.

Неблагоприятные же факторы определяются возникновением ряда проблем, связанных с практикой использования Россией оффшоров:

  1. Зачастую чиновники воспринимают создание оффшорной фирмы как способ сведения налоговых выплат к нулю. Даже при условии чистоты сделки в юридическом плане, существует возможность развития сложностей при ведении бизнеса. В данном случае это может означать увеличение затрат на подкупы и т.п.

  2. Налоговое законодательство на территории оффшорных зон подвержено быстрому изменению. Из-за непредсказуемой смены политики на территории оффшора можно даже лишиться оффшорной компании.

  3. Оффшоры не имеют права размещения своих акций в России, и на многих важных биржах за границей, поэтому им гораздо труднее привлекать капитал.

  4. Многие зарубежные предприятия предпочитают брать себе в партнеры «обычные» фирмы, нежели сомнительные оффшоры, воспринимающиеся ими в качестве худших партнеров в бизнесе.

Другой проблемой является тот факт, что на территории Российской Федерации правомочия оффшоров формируют совокупность нестыковок между интересами частных фирм и интересами государства. Что касается бизнеса, то смысл и мотивации применения возможностей оффшоров различными организациями в нашей стране значимо выделяется на фоне мировой практики использования оффшоров, что проявляется в следующем:

  1. Для Российских компаний основным мотивирующим фактором является не снижение налоговых выплат, а возможность защиты бизнеса и прав собственности от чиновничьего и криминального рейдерства. Главным образом подобные проблемы касаются регионального бизнеса. Поэтому популярность оффшорных зон растет среди представителей российского бизнеса. При этом выбор обычно падает на такие оффшоры, которые работают на базе английского права, поскольку их юрисдикция дает возможность организовывать сложные сделки и обеспечивает контролирование российской собственности.

  2. Доля стран-оффшоров в импорте и экспорте прямых инвестиций по сравнению с другими государствами в десятки раз больше. Так, во Франции и Германии доля оффшоров в накоплении прямых инвестиций заграницей насчитывает 2,3% и 1,9% соответственно. Доля Кипра в РФ в экспорте прямых инвестиций составляет более 40%, других оффшорных зон – от 15% до 20%. Подобное положение дел обстоит и по притоку прямых зарубежных инвестиций. Это означает, что согласно статистике, зачастую участие РФ в международном обмене прямыми инвестициями реализовывается главным образом за счет денег российского происхождения.

  3. Важно отметить, что значительная доля металлов, нефти, удобрений и леса экспортируется так же с использованием оффшоров. Бесспорно, большая часть экспортеров сырья предпочитают использовать именно международных трейдеров как посредников. Но в России подобная проблема, образовавшаяся еще в 1990 годы, особенно обострена. Если сопоставить статистические данные импортеров и внешнеторговой статистики РФ, то ощутится значительное различие между объемами, географией торговых потоков, удельной стоимостью сырья на границе РФ, и границах конечных потребителей российской продукции. Подобное различие может указать на применение двойных экспортных контрактов вследствие использования оффшоров.

Для установления роли оффшорных зон в экономике России, достаточно лишь приведения размеров их удельного веса в глобальном богатстве. Так, на данном этапе положения дел, можно сказать, что Россия теряет экономику. Наша страна терпит существенные убытки в налоговой сфере и риски утратить контроль над стратегическими активами, поскольку 70% бизнеса страны управляется из-за границы. Согласно данным ЦБ РФ в период первого полугодия 2012 года бегство капитала из России увеличилось на 60%. Эта проблема является прямым следствием оффшоризации нашей экономики. Кроме того, вместе с издержками увеличивающейся оффшоризации российского бизнеса, существуют и другие угрозы:

  • потеря контроля над стратегическими активами в металлургической промышленности, оборонных производствах и машиностроении;

  • утрата контролируемости экономики;

  • регулируемость платежных балансов;

  • координированность инвестиционных процессов.

Поэтому на данный момент ситуация такова, что в ближайшее время необходимо принять меры на законодательном уровне, поскольку выведение денежных средств в оффшоры усиливает зависимость экономики России от сырьевых отраслей. Собственники оффшорных предприятий не нуждаются в модернизации – только старые, сомнительные коммерческие схемы позволяют им получить максимальный доход, что часто и является целью совершения подобных сделок.

К наиболее действенным мерам для вывода экономики страны из «оффшорной тени» можно отнести следующие методы:

  1. Внесение изменений в российское законодательство в связи с регулированием оффшоров, учитывая меры, принятые в последнее время в мире.

  2. Подписание договоров об обмене налоговой информацией с оффшорными юрисдикциями, поскольку в соответствии с мировой практикой подобный метод стал действенным способом вывода из «оффшорной тени» деятельности компаний. Существование данного договора даст возможность создать соответствующую действительному состоянию картину оффшорной деятельности предприятий России. Иначе, предпринимаемые правительством России антиоффшорные меры не будут отличаться эффективностью. Затем необходимо предоставить компаниям возможность переводить свои активы в оффшорные зоны, с которыми состоялось подписание подобного договора, по модели траспарентности, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития.

  3. Необходимо распространять контроль государства на предприятия местного происхождения, организованные в оффшорных юрисдикциях. Иными словами, в российское законодательство необходимо ввести элемент экстерриториальности. Тогда оффшорная компания российского происхождения будет обязана исполнять требования законодательства РФ по предъявлению информации об участниках предприятия и выдаче отчетности при условии соответствия одному из факторов: ведение деятельности в России, образование согласно законам России или же если Россия является местом расположения предприятия.

  4. Сотрудничество России с другими странами с целью повышения прозрачности оффшоров. Такое взаимодействие также будет объединено с обязательством со стороны России раскрывать информацию о крупных местных компаниях.

  5. Создание «черного списка» иностранных банков, участвующих в непрозрачных финансовых схемах с Российскими фирмами и банками. Подобная мера также будет соответствовать мировой практике.

  6. Необходимо издание закона, обязывающего производителей товаров или услуг совершать налоговые выплаты согласно месту их производства.

  7. Учитывая бегство капитала, необходимо введение пошлины на вывоз капитала, которая бы оплачивалась только сверх тех инвестиций, которые были вложены в России.

  8. Необходима отмена любых налоговых льгот относительно предприятий, владельцы которых имеют регистрацию в оффшорах.

  9. Необходимо создать собственную международную оффшорную зону (в настоящее время осуществляются переговоры о создании подобной зоны в Калининградской области).

  10. Вовлечение различных форм бизнеса в рассмотрение возможных методик по выведению экономики РФ из «оффшорной тени».

Таким образом, основополагающая роль в устранении негатива, появившегося в связи с оффшоризацией, должна состоять в значительном улучшении условий предпринимательства в России, поскольку фокусирование на установлении жестких рамок в отношении оффшорной политики РФ, в настоящий момент, не дает желаемого результата. Подобные запретительные меры в условиях существующего порядка движения капиталов могут только усилить нелегальную утечку капиталов и увеличить риски при вложении иностранных инвестиций в России. Демонстрация предельного контролирования оффшоров имеет все шансы подрыва конкурентных позиций РФ. Поэтому в целях избежания чрезмерных издержек и рисков, в деятельности оффшоров необходимо вводить не запрещающие меры, а повышать прозрачность их деятельности.

Иными словами, поскольку в настоящий момент, несмотря на меры, принимаемые Минфином, Минюстом, Центральным Банком России и другими уполномоченными структурами, бизнес РФ активно использует оффшоры для целей снижения налогообложения своих дивидендов, представляется очевидным, что для решения проблемы оффшоризации российской экономики запретительные меры не подходят. Соответственно, для этого необходимо производить тщательную работу российским регуляторам с оффшорными зонами по аналогии с другими странами, необходимо совершенствовать федеральное законодательство и создавать экономический климат, направленный на минимизацию мотивации российских бизнесменов к использованию оффшоров. В то же время, законопослушный бизнес не должен пострадать от антиоффшорной кампании правительства. А значит, целесообразность использования оффшоров должна вытекать из бизнес-структуры, а не по предписанию регулирующего органа, не отвечающего за результаты ее работы.

Литература:

Закон про деоффшоризацию: основные моменты, история принятия

Офшорами называют страны или отдельные регионы, которые назначают налоговые и другие льготы для иностранных предприятий взамен на предоставление местному населению рабочих мест и привлечение международных капиталов. Офшоры стали очевидным фактом в середине ХХ века, но явление это не новое.

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении «антиофшорный» закон, один из способов борьбы с оттоком капитала. Владельцев офшоров заставят уведомлять о своих долях налоговикам, а в противном случае будут принудительно поставлены на учет.

Несмотря на то что проект по деофшоризации вносился представителями всех думских фракций, и его содержание соответствовало последней позиции Минфина, депутаты решили документ ужесточить.

Еще при обсуждении документа в первом чтении глава думского комитета по бюджету и налогам, отмечал, что «это закон-предложение и закон-предупреждение». «Вы знаете условия, какие обязанности на вас возлагаются, сделайте выбор, или ответственность будет неминуемой»,– говорил он.

В НК должен появиться термин «контролируемая иностранная компания» (КИК) и «контролирующее лицо». В список КИК попадут иностранные организации, не являющиеся резидентами РФ, но контролируемые россиянами, а также иностранные структуры без образования юрлица, принадлежащие российским налоговым резидентам.

Ко второму чтению депутаты ужесточили свои идеи, сократив на один год – до 2016-го – срок, в течение которого контролирующим лицом будет юридическое или физлицо, доля участия которого в организации составляет более 50 %. После этого планка участия в компании снизиться вдвое – до 25 %.

До этого депутаты были готовы ввести переходный период на два года.

В документе сохранилась и норма о том, что к числу контролируемых лиц могут попасть и те, кто имеет долю более 10 % (для физлиц доля определяется совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) в организации, если в ней суммарно принимают прямое или косвенное участие (50 %) налоговые резиденты РФ.

С 1 января 2015 года налогоплательщики будут обязаны сообщать в УФНС о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и о наличии контролируемых иностранных компаний.

Ответственность за сокрытие своих доходов в офшорах будет наступать лишь после 2017 года. За непредоставление налоговикам уведомления о КИК либо предоставление недостоверных сведений предусматривается штраф в 100 000 руб. по каждой компании.

За аналогичное нарушение из-за участия в иностранных организациях будет положен штраф в 50 000 руб. В отношении каждой организации. За неуплату или неполную уплату контролирующим лицом налога будет полагаться штраф в 20 % от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, но не менее 100 000 руб.

Еще при обсуждении документа в первом чтении глава думского комитета по бюджету и налогам, единоросс Андрей Макаров отмечал, что «это закон-предложение и закон-предупреждение». «Вы знаете условия, какие обязанности на вас возлагаются, сделайте выбор, или ответственность будет неминуемой»,– говорил он. Сегодня его коллеги проголосовали за принятие этого документа.

Россиянам пока никто не запрещает регистрировать фирмы в налоговых гаванях. К двойному налогообложению законопроект тоже не обязывает. Если некая налоговая опция в России составляет 10%, а в офшоре — 5%, пожалуйста, плати там. Но остальные 5% доплати в российскую казну

УДК 336.22

БОРЬБА С ОФФШОРАМИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ © Р.Ш. Абакарова1

Дагестанский государственный институт народного хозяйства, 367008, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Д. Атаева, 5.

Рассматривается понятие «оффшорные зоны». Оффшоры представляют серьезную угрозу для стран с формирующимися рынками, поскольку лишают экономики с неудовлетворительным инвестиционным климатом финансовых оснований для качественного развития. Привлекательность финансовой деятельности в оффшорных зонах способствует оттоку капитала из России. Во избежание дальнейшего вывоза капитала и отмывания преступных доходов обусловлена необходимость проведения определенных мероприятий. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: налоги; оффшоры; бегство капитала; налоговое планирование; модернизация экономики; инвестиции.

FIGHTING OFFSHORE ZONES UNDER FINANCIAL GLOBALIZATION R.Sh. Abakarova

Dagestan State Institute of National Economy,

5 D. Atayev St., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367008, Russia.

6 sources.

Key words: taxes; offshore zones; capital flight; tax planning; modernization of economy; investment.

Одной из серьезных проблем для стран с формирующимися рынками является бегство капитала. Инвестиционные ресурсы необходимы развивающейся экономике, как правило, испытывающей нехватку денежных средств и потребность в глубокой модернизации как промышленности, так и сельского хозяйства. Сложность в том, что в такой экономике не всегда имеются комфортные условия для приложения национального капитала: зачастую высоки налоги, слаба правовая защищенность, нередко отсутствуют надежные прибыльные сферы вложения денег.

Утечка капитала оказывает существенное влияние на развитие страны. Ведь вместо того, чтобы инвестировать в собственную экономику, предприниматели стараются вывезти свои доходы за границу (в оффшоры), тем самым стимулируя развитие стран, в которые «уходят» средства. Оффшор — это известный метод налогового планирования, в его основе лежат законодательства отдельных стран, которые частично или полностью освобождают компании, принадлежащие иностранным лицам, от налогообложения, взимая лишь фиксированный ежегодный сбор.

Также оттоку капитала из страны способствуют ее резиденты, вкладывая средства в недвижимость за рубежом: в основном покупаются квартиры в Испании, Болгарии и Турции, а также апартаменты в Италии и Швейцарии. В 2012 г., например, россияне приобрели недвижимости за границей в сумме порядка 12 млн дол. США.

Поэтому и существует предложение ограничить в правах организации, зарегистрированные в налоговых юрисдикциях, а также российские фирмы, которыми они частично владеют.

Ограничения предусматривают:

— запрет заключения с такими компаниями договоров, предусматривающих экспорт товаров и технологий из России, которые включены в перечень, утвержденный правительством;

— запрет на участие в приватизации государственного и муниципального имущества;

— запрет владения на праве собственности акциями акционерных обществ, осуществляющих производство стратегически значимой продукции;

— лишение права на получение субсидий и инвестиций из бюджетов всех уровней;

— запрет поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, госкомпаний в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации ТБО, а также для всех остальных предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства или муниципалитета.

Однако существует опасение невозможности эффективной борьбы с оттоком средств в оффшоры. Это связано с тем, что в реальной жизни очень сложно реализовать все предполагаемые меры защиты национального капитала из-за слишком большого количества оффшорных территорий и их обязанностей в

1Абакарова Рабият Шамсудиновна, преподаватель кафедры налогов и налогообложения, тел.: (8722) 565669, 89884689571, e-mail: abakarovarabiyat@mail.ru

конфиденциальном хранении данных о своих клиентах. Трудно представить, что какая-то конкретная страна сможет договориться со всеми предполагаемыми оффшорами, и, более того, очень непросто предотвратить появление новых оффшорных зон.

Пока российские компании не спешат вкладывать деньги в национальную экономику, поскольку в стране не сложились еще условия для успешного ведения бизнеса. При изменении ситуации деловые структуры, прежде выводившие деньги за рубеж, сами решатся инвестировать в производство РФ. А все потому, что их средства за границей, как правило, не инвестируются, а просто хранятся в банках. Следовательно, для того, чтобы избежать еще более сильного оттока капитала, необходимо создать в России такие налоговые условия, чтобы «заставлять работать» деньги дома было выгоднее, чем переводить их на зарубежные счета .

Темпы прироста инвестиций за последние 2 года упали в нашей стране еще на 20-25%, а без капитальных вложений вести речь о необходимой модернизации экономики бессмысленно. При этом в мировой экономике существует множество специальных государств-территорий, в том числе достаточно развитых, в которых уровень налогообложения низок при достаточно высоком уровне деловой культуры, наличии надежных и прибыльных каналов вложения капитала, возможности легализации иностранных компаний. Часто такие анклавы предоставляют участникам рынка необходимый уровень международного сервиса. К тому же ориентация большинства подобных юрисдикций на англосаксонское хозяйственное законодательство обеспечивает хорошие возможности доступа на мировой рынок .

Для того, чтобы оффшоры перестали быть «гонкой до самой низшей границы», за которой уже нет ни правил регулирования, ни законов сдерживания, и стали использоваться действительно как метод международного налогового планирования без ущерба для экономики страны и нарушения законодательства, нужно продолжить принятие мер, причем комплексно и одновременно, по следующим основным направлениям:

— ужесточение контроля над операциями с оффшорами с целью повышения их прозрачности и борьба с фиктивными сделками;

— борьба с коррупцией, улучшение инвестиционного и налогового климата страны с целью нивелирования возможностей и стимулов для злоупотребления оффшорами;

— создание правовой базы для применения оффшоров в качестве метода международного налогового планирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дело в том, что именно коррупция, неблагоприятный инвестиционный и налоговый климат создают предпосылки для перемещения бизнеса в оффшорные юрисдикции.

Сегодня, когда Россия ставит перед собой амбициозные цели по превращению Москвы в международный финансовый центр, особенно необходимо, чтобы условия ведения бизнеса стали сопоставимы с

лучшими зарубежными аналогами. Нужно отметить, что не в последнюю очередь РФ стоит позаимствовать опыт вышеперечисленных финансовых центров, которые сумели совместить предоставление налоговых льгот для финансовых и холдинговых компаний (хотя бы частично) с участием в таких влиятельных международных организациях, борющихся за контроль над оффшорным бизнесом, как ОЭСР.

Эти страны осознали возможность увеличения деловой активности в долгосрочной перспективе путем снижения налоговой нагрузки на хранящийся или циркулирующий через них зарубежный капитал. И России тоже стоит включиться в конкурентную борьбу, чтобы попытаться хотя бы вернуть холдинговые и финансовые структуры, созданные российскими компаниями за рубежом. Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются: либерализирован закон о валютном регулировании и контроле; снижена ставка налога на прибыль; введен режим освобождения от налогообложения дивидендов, полученных от компаний за рубежом.

Налицо серьезная проблема: оффшоры — это объективная необходимость, адекватный ответ на вызов экономической ситуации, в которой пребывают отдельные экономики с неудовлетворительным инвестиционным климатом. В то же время оффшоры во многом лишают эти экономики финансовых оснований для ускоренного и качественного развития, делая богатые государства еще богаче, а бедные — беднее. Движущая сила оффшоров — противоречия между государственным и частным интересами. Государство стремится к развитию экономики в целом, а субъекты хозяйствования стремятся к максимизации своей прибыли, удовлетворению собственных интересов.

Представители бизнеса отмечают, что для них важна государственная поддержка и уверенность, что устанавливаемые правила игры устойчивы и не ужесточатся и не изменятся в обозримом будущем. Поскольку, по мнению экспертов, сегодня этой уверенности российским компаниям не хватает, улучшить ситуацию смогли бы государственные гарантии. Очень важным фактором успеха поэтому является формирование имиджа государства как гаранта прозрачности и стабильности условий ведения бизнеса, в том числе налоговых правоотношений, которые должны формироваться с учетом интересов бизнеса в комплексе.

Для поддержания международной конкурентоспособности налоговой политики необходимо формирование такой налоговой системы, которая позволяла бы национальному бизнесу занять достойное место на мировом рынке, с одной стороны, и принимала бы во внимание действующие режимы налогообложения в странах-конкурентах, — с другой. Это позволило бы исключить возникновение ситуаций налогового выталкивания собственных капиталов в другие страны и создание неоправданных барьеров на пути привлечения в национальную экономику иностранных инвестиций .

Оффшорная зона (от англ. offshore — вне территории, берега) представляет собой территорию государства или часть территории государства, специализи-

рующуюся на предоставлении специального благоприятного правового режима в отношении иностранных юридических лиц (нерезидентов), заключающегося в предоставлении последним ряда сервисных услуг, в том числе: юридическое, налоговое обслуживание, удобные условия при регистрации оффшорных компаний, широкий спектр банковских услуг, включая сохранение конфиденциальности, и т.п.

Основным фактором существования оффшорных зон выступает экономическая депрессивность отдельных регионов. Страны, исторически обделенные природными и человеческими ресурсами и имеющие сравнительно малый производственный потенциал, разрешают регистрировать на своей территории иностранные субъекты хозяйствования, что является дополнительным источником бюджетных средств, при этом освобождая данных субъектов от уплаты налогов или облагая налогами по ставкам, размеры которых значительно ниже ставок, действующих в государствах с развитой рыночной экономикой, т.е. устанавливая особый административно-правовой режим осуществления внешнеторговой и предпринимательской деятельности.

Привлекательность финансовой деятельности в оффшорных зонах, расположенных в различных частях мира, состоит в следующем: налог на прибыль отсутствует или не превышает 1-2% (или может заменяться ежегодным сбором); не требуется уплаты налогов на вывоз доходов (дивидендов, банковских процентов); уровень налогообложения зависит от того, является ли компания резидентной или нерезидентной по отношению к стране регистрации; процедура регистрации компании максимально упрощена; минимальный размер уставного капитала не определен; сведения о личности владельца (владельцев) компании не подлежат разглашению (исключение делается только при расследовании по уголовному делу в случае выявления фактов совершения мошеннических действий, торговли наркотиками, оружием и т.д.); компании могут свободно открывать счета в любой валюте в зарубежных банках, переводить и получать платежи в выбранной ими валюте без ограничений; процедура управления компанией не слишком усложнена (зачастую управление осуществляется секретарской фирмой по доверенности владельца); от компаний не требуется предоставления налоговых деклараций.

Внешние аудиторы имеются не во всех оффшорных зонах, и счета фирм проверяются ими только с согласия владельцев компании. Единственной формой отчетности является ежегодный финансовый отчет. В большинстве оффшорных зон нарушение налогового и таможенного законодательств не считается уголовно наказуемым преступлением.

Двадцать лет назад проблемы оффшорного бизнеса были практически неизвестны в России: рыночной экономики не существовало, государство обладало монополией на всю внешнеэкономическую деятельность, о свободной конвертации валют не могло быть и речи. Сегодня практика использования оффшорных юрисдикций является общепринятой для многих российских предприятий и бизнесменов. В нашей

стране привлекательность оффшора состоит в том, что он предоставляет возможность законно переместить капитал в экономически стабильные и «безопасные» государства.

Применение оффшорным бизнесом методов ухода от уплаты налогов является следствием несовершенства правовой базы и нестабильности экономической системы. Правовой режим деятельности участников оффшорного бизнеса регулируется прежде всего нормами гражданского права. Отсутствие полноценной законодательной базы и, самое главное, специального закона приводит к тому, что участники оффшорного бизнеса устанавливают свои правила, находят те или иные схемы ухода от уплаты высоких налогов, подкупают чиновников для предоставления им преференций, создавая тем самым благоприятную почву для коррупции. Эти отрицательные явления сказываются на здоровой конкуренции и развитии экономической и правовой реформ в российском обществе.

Проведение реформ в государственной политике и законодательстве, несомненно, будет способствовать борьбе с незаконным вывозом капитала из России, а также с легальным уходом от уплаты налогов через оффшоры. От эффективности государственной политики зависит, превратятся ли оффшоры в дополняющие элементы российского экономического пространства, способствующие повышению международной конкурентоспособности российских компаний, или останутся черными дырами для вывоза капиталов и отмывания преступных доходов.

Недостаточно использовать только антиоффшорную политику, требуется широкий общеправовой подход, направленный на совершенствование внутренней налоговой политики, снижение административных барьеров для развития бизнеса, сокращение теневого сектора экономики, борьбу с коррупцией и преступностью, решение серьезных социальных проблем, а также политическая воля власти .

Использование российскими организациями оффшорных юрисдикций затрагивает не только их внутренние интересы, но и интересы государства в целом. В основном это связано со снижением налоговых поступлений в бюджет РФ за счет использования оффшорных юрисдикций (предоставляемых ими льгот и преференций и несовершенств российского законодательства) в целях уклонения от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов представляет собой значительную общественную опасность, так как сокращается финансирование общественного сектора экономики и неплательщики налогов оказываются в более выгодном положении по сравнению с законопослушными налогоплательщиками, что может спровоцировать ответную реакцию последних.

Есть мнение, что, если капиталы бегут из страны, значит, за кордоном им лучше. Действительно, перемещение капитала за рубеж — это в основном чисто экономический вопрос, который зависит от деловой и финансовой конъюнктуры в данной стране. Нет ничего противозаконного в том, что владелец капитала хочет использовать его там, где ему это выгодно. Но если

нарушается законодательство страны, касающееся вывоза капитала, если его хотят укрыть от налогового контроля, если капитал нажит преступным путем, то это уже преступление .

В настоящий момент, следуя мировым тенденциям, Российская Федерация усиливает борьбу с внутренними оффшорами и фирмами-однодневками, которые являются инструментами для вывоза капитала в оффшоры и уклонения от уплаты налогов. При этом неоднократно предпринимались попытки вместо принятия отдельных локальных правовых актов, посвященных деятельности конкретных оффшорных зон, перейти к единому законодательному регулированию всей оффшорной деятельности в стране. Работа по приведению национальной законодательной системы в соответствие с налоговыми системами стран — основных экономических партнеров России затрагивает большое число направлений реформирования и рассчитана скорее на долгосрочную, чем на среднесрочную перспективу .

Россия должна учитывать современные тенденции мирового финансового сектора, активно использующего в своих расчетах оффшорные юрисдикции.

Таким образом, сегодня проблематика применения оффшоров российскими компаниями требует серьезного внимания и активных действий со стороны

государства. И, несмотря на сложившуюся негативную репутацию оффшорного бизнеса, существует целый комплекс мер, способных улучшить ситуацию и сформировать цивилизованный подход к использованию оффшоров в качестве метода международного налогового планирования.

Необходимо улучшать внутренний инвестиционный климат. На основе такого подхода решается не только проблема оффшоров, но и множество других задач: модернизации экономики, ускорения экономического роста, сокращения темпов инфляции, увеличения притока прямых иностранных инвестиций, поддержания социальной стабильности.

Но то, что необходимо ввести общую культуру защиты прав собственности, равного отношения власти ко всем участникам рынка, очевидно. Система контроля и регулирования должна быть максимально прозрачна в целях обеспечения безопасности и стабильности бизнеса. Необходимо обеспечить устойчивые, понятные, прозрачные и объективные правила работы бизнеса во всех сферах, сделать так, чтобы нелегальный вывод капиталов в оффшорные зоны стал экономически невыгодным. И тогда оффшоры перестанут быть острой проблемой.

Статья поступила 24.09.2014 г.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Павлов П.В. Оффшорная деятельность: вопросы правовой регламентации // Журнал российского права. 2011. № 5. С. 31-39.

6. Туруев И.Б. Оффшоры — тормоз развития или экономическая необходимость // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 1. С. 136-140.

УДК 330

УЧЕТ ФАКТОРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА

© Ю.О. Бакрунов1, А.И. Пискарев2

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82.

Московский государственный строительный университет,

129337, г. Москва, Ярославское ш., 26.

Произведен анализ сложившейся ситуации с инновационным развитием строительной отрасли в разрезе государственного заказа на примере г. Москвы. Выделяются закономерности в действиях контролирующих органов, а также в методике приведения утвержденного уровня цен на момент формирования начальной (максимально) цены контракта. Предложен ряд мероприятий, призванных скорректировать текущее положение инноваций в строительной отрасли. Рис. 1. Табл. 2. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: государственный заказ; исполнение государственных контрактов; инновации в строительстве; сметно-нормативная база; контрольно-ревизионное мероприятие.

1 Бакрунов Юрий Октавьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры инвестиционно-строительного бизнеса, тел.: 89265270340, e-mail:mcua3@yandex.ru

Оставьте комментарий