Офисный мусор

Описание:

ООО «Компания»

УТВЕРЖДАЮ

(руководитель организации; иное должностное лицо,

уполномоченное утверждать инструкцию)

(фамилия, инициалы)

(подпись)

» __»______ 20_ г.

ИНСТРУКЦИЯ N ______

по обращению с отходами III класса опасности

«Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера

7% и более отработанные»

г. (название)

(год)

1. ЦЕЛЬ 3

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 3

3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ 3

4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3

5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ 5

6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА 5

6.1. Опасные свойства компонентов отхода 5

6.2. Воздействие компонентов отходов на окружающую среду 6

6.3. Воздействие компонентов отходов на здоровье человека 7

7. ОБРАЗОВАНИЕ И УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДА 7

8. УЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОТХОДОВ 8

9. ПЕРЕДАЧА ОТХОДОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ 8

10. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОТХОДОВ 9

11. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ (АВАРИЙНЫХ) СИТУАЦИЙ 9

12. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ 9

13. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ 10

14. ЛИСТ РАССЫЛКИ 10

15. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ 11

1. ЦЕЛЬ

Настоящая инструкция устанавливает порядок и требования безопасности при обращении с отходом III класса опасности «Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера 7% и более отработанные» на __ООО «Компания»__.

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Инструкция применяется самим предприятием __ООО «Компания»__ и его подразделениями(филиалами).

3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

2. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

3. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

4. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»);

5. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;

6. Приказ Минприроды России от 04.12.2014 г. N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»;

7. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

8. СанПиН 2.1.7.1322-03. «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

9. Сборник методик по расчету объемов образования отходов. Санкт-Петербург, 2001г.

4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Специализированные организации — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности в соответствии с существующим законодательством.

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Класс опасности отходов — характеристика экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его негативного воздействия при непосредственном или возможном воздействии опасного отхода на окружающую среду в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для

долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» Отход:

— имеет код 4 81 203 01 52 3;

— относится к отходам III классу опасности — умеренно опасные отходы.

Агрегатное состояние Отхода — изделия из нескольких материалов.

Компонентный состав Отхода — пластик 93%, тонер 7 %.

Для установления более подробного компонентного состава в процентном соотношении необходимо руководствоваться результатами количественного-химического анализа образующихся Отходов и технической документацией на офисную технику.

6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА

6.1. Опасные свойства компонентов отхода

Основными материалами, применяемыми при изготовлении офисной техники, являются:

— пластик АБС;

— полипропилен;

Часто для улучшения эксплуатационных характеристик используются композиции этих пластмасс с другими полимерами.

АБС пластик — это термопластическая ударопрочная техническая смола, сополимер акрилонитрилбутадиен-стирол.

Это пластический материал с желтоватым оттенком, хотя имеются и прозрачные модификации продукта. АБС-пластики легко окрашиваются в любые цвета.

Акрилонитрил (бутадиенстирол) — получают путем сополимеризации трех мономеров:

— акрилонитрила (жидкость, бесцветная, имеет резкий запах);

— бутадиена (газ, бесцветный, имеет неприятный характерный запах);

— стирола (жидкость, бесцветная, имеет резкий запах).

Акрилонитрил — химическое соединение с формулой CH2CHCN. Это бесцветная остро пахнущая жидкость с характерным запахом, температура кипения 77,3 °С, плотность 806 кг/м(3), растворима в воде, смешивается с большинством органических растворителей, часто кажется желтой из-за примесей. Это — важный мономер для изготовления полезных пластмасс.

Акрилонитрил используется преимущественно в качестве мономера в изготовлении синтетических полимеров, особенно многоакрилонитрил, который включает акриловые волокна.

Стирол C8H8 (фенилэтилен, винилбензол, этенилбензол) — бесцветная ядовитая жидкость со специфическим запахом.

Полипропилен (ПП) — это термопластичный полимер пропилена (пропена). В отличие от полиэтилена, полипропилен менее плотный (плотность 0,91 г/см(3), что является наименьшим значением вообще для всех пластмасс), более твёрдый (стоек к истиранию), более термостойкий (начинает размягчаться при 140 °C, температура плавления 175 °C), почти не подвергается коррозионному растрескиванию. Обладает высокой чувствительностью к свету и кислороду (чувствительность понижается при введении стабилизаторов).

Полипропилен — химически стойкий материал. Заметное воздействие на него оказывают только сильные окислители — хлорсульфоновая кислота, дымящая азотная кислота, галогены, олеум.

Концентрированная 58%-ная серная кислота и 30%-ный пероксид водорода при комнатной температуре действуют незначительно. Продолжительный контакт с этими реагентами при 60 °C и выше приводит к деструкции полипропилена.

В органических растворителях полипропилен при комнатной температуре незначительно набухает.

Выше 100 °C он растворяется в ароматических углеводородах, таких, как бензол, толуол.

Полипропилен имеет более высокую температуру плавления, чем полиэтилен, и соответственно более высокую температуру разложения. Чистый изотактический полипропилен плавится при 176 °C.

Максимальная температура эксплуатации полипропилена 120-140 °С. Все изделия из полипропилена выдерживают кипячение, и могут подвергаться стерилизации паром без какого-либо изменения их формы или механических свойств.

Тонер состоит из неорганических, полимерно-синтетических (искусственных) химических веществ — красителей и тяжелых металлов (также в состав тонера входит яд общетоксического действия).

6.2. Воздействие компонентов отходов на окружающую среду

Процессы разложения акрилонитрила в атмосфере преимущественно химические; время полуразложения в атмосфере 9-32 ч.

Полипропилен — водостойкий материал. Даже после длительного контакта с водой в течение 6 месяцев (при комнатной температуре) водопоглощение полипропилена составляет менее 0,5 %, а при 60 °С – менее 2 %.

Полипропилен наносит непоправимый ущерб экологии и загрязняют окружающую среду. Кроме того сложен и сам процесс утилизации такой продукции.

Стирол является достаточно вредным и способно оказывать негативное влияние на живые организмы.

Однако стирол в воздухе очень быстро разлагается. Поэтому даже при аварийных выбросах особого вреда природе он нанести не может. В почве и грунтовых водах стирол распадается на составляющие его вещества. То же самое происходит и в воздухе под воздействием солнечных лучей.

6.3. Воздействие компонентов отходов на здоровье человека

При хронической интоксикации стирола у человека поражается центральная и периферическая нервная система, система кроветворения, пищеварительный тракт, нарушается азотисто-белковый, холестериновый и липидный обмен, у женщин происходят нарушения репродуктивной функции. Стирол проникает в организм в основном ингаляционным путём. При попадании на слизистые оболочки носа, глаз и глотки паров и аэрозоля стирол вызывает их раздражение. Содержание метаболитов бензола в моче — миндальной, фенилглиоксиновой, гинуриновой и бензойной кислот — используют в качестве экспозиционного теста.

Длительное (многолетнее) вдыхание высоких концентраций стирола вызывает серьезные отклонения:

— острые и хронические заболевания;

— повышение онкологических рисков, у женщин — патологии развития плода;

— нарушение функционирования вегетативной нервной системы;

— изменения состава крови и органов из сплошной ткани — печени, почек.

Акрилонитрил очень огнеопасен и ядовит. Легко воспламеняется от искр и пламени, разлитая жидкость выделяет воспламеняющиеся пары, образующие с воздухом взрывоопасные смеси. Он необратимо связывается с белками РНК и ДНК различных тканей.

При нормальных условиях полипропилен не квалифицируется как опасное или вредное вещество. При переработке, однако, надо избегать соприкосновения с расплавом полимера, также надо избегать вдыхание образующихся паров. Рекомендуется устанавливать отсасывающую вентиляцию сверху машин для переработки полипропилена.

Большинство видов тонеров не содержат особо опасных химикатов в больших количествах, однако содержимые в тонере тяжелые металлы и другие сложные химические соединения, из-за способности концентрирования в организме, могут нанести необратимый вред здоровью человека.

Особую опасность для человеческого организма представляет микроскопические размеры тонерных частиц (от 5 до 30 микрон).

При вдыхании, частицы тонера могут попасть в кровеносную систему, повреждая жизненно важные органы — печень, легкие, почки и в особенности — центральную нервную систему.

Еще одна опасная особенность тонерной пыли — способность аккумулироваться, концентрироваться в организме — особенно в печени, лимфатических узлах, почках. Данная особенность объясняется нерастворимостью тонерной частицы в органической среде, сложно полимерной структурой и высокой концентрации тяжелых металлов. Даже незначительное количество тонера, попавшее в организм при вдыхании загрязненным воздухом, очень долгое время не выводится оттуда, накапливаясь во внутренних органах. Концентрация тонера в организме неизбежно приводит к тяжелым последствиям.

7. ОБРАЗОВАНИЕ И УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДА

В результате деятельности предприятия __ООО «Компания»__ от офисной техники образуются Отходы.

В целях охраны окружающей среды от загрязнения Отходы подлежат складированию в целях дальнейшего накопления.

На предприятии администрацией назначены лица, ответственные за порядок складирования, ведение первичного учета и сдачи для дальнейшей утилизации Отходов.

Ответственные лица ознакомлены с настоящей Инструкцией и обязаны следить за ее выполнением.

Для предотвращения вредного воздействия накопленных Отходов на окружающую среду и здоровье человека, предприятие стремится к сокращению сроков накопления Отходов.

В виду особенностей состава Отхода, его складирование следует осуществлять в отдельном производственном помещении с ограниченным доступом.

Для Отходов следует применять тару.

Тара для накопления Отходов должна быть промаркирована.

Надпись на таре должна содержать:

— Наименование Отхода;

— Объем контейнера, м(3).

Накопление Отходов осуществляется на территории предприятия ООО «Браво Софт». При организации мест накопления Отходов приняты меры по обеспечению экологической безопасности.

Оборудование мест накопления проведено с учетом класса опасности, физико-химических свойств, реакционной способности образующихся Отходов, а также с учетом требований соответствующих ГОСТ-ов и СНиП-ов.

Накопление Отходов осуществляется централизованно.

При накоплении Отходов запрещается:

1. Сжигание в контейнерах на территории предприятия;

2. Складирование в нарушение сроков определенных нормативами ПНООЛР;

3. Закапывание в землю;

4. Складирование вблизи открытых источников огня и нагретых поверхностей;

5. Складирование в тару, не предназначенную для накопления таких Оходов

8. УЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОТХОДОВ

Учёт образования и движения Отходов ведётся согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» и Приказу Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Данные учета в области обращения с отходом оформляются в письменном виде (приложения 2, 3, 4 к Порядку учета в области обращения с отходами).

Данные учёта заполняются ответственным лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

9. ПЕРЕДАЧА ОТХОДОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ

Передача Отходов осуществляется в соответствии с договором, заключенным с «Наименование специализированного предприятия», оказывающим услуги по сбору\транспортировке\утилизации\размещению отходов.

В договорах оговорены все условия передачи Отхода специализированным предприятиям.

При получении документов о передаче Отходов на транспортирование \утилизацию\размещение (счетфактура, акт выполненных работ, акт/справка приема-передачи отходов и т.п.) от специализированных предприятий их оригиналы передаются в бухгалтерию __ООО «Компания»__. Копия акта (справки) приема-передачи

Отходов, в обязательном порядке передается ответственному лицу, назначенному приказом (распоряжением) руководителя предприятия для приложения к годовой статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) в качестве документа, подтверждающего фактическую передачу Отходов на транспортирование\утилизацию\размещение.

Запрещается передача Отходов лицу, не имеющему лицензию на деятельность по обращению с данным видом Отходов.

10. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОТХОДОВ

Транспортирование Отходов осуществляется при следующих условиях:

— наличие паспорта отхода;

— наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

— соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

— наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Транспортирование Отходов осуществляется специализированной организацией. Периодичность вывоза Отхода определяется в договоре в соответствии с разд.7,8 Инструкции. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортированием и разгрузкой Отходов механизированы.

Ответственность за безопасность загрузки, транспортирование и разгрузки Отходов лежит на организации, осуществляющей вывоз Отхода с территории предприятия в соответствии с договором.

11. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ (АВАРИЙНЫХ) СИТУАЦИЙ

К работам по ликвидации аварийных ситуаций допускаются лица, прошедшие специальный инструктаж по безопасным методам производства работ. Лица, не занятые работой по ликвидации аварийных ситуаций, удаляются из опасной зоны.

Вблизи мест накопления Отхода должны быть средства пожаротушения. Запрещается загромождать подходы и доступы к противопожарному инвентарю. В случае загорания Отхода применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену, при объемном тушении: порошковые составы, углекислый газ, составы СЖБ (жидкостно-бромэтиловые), перегретый пар, песок, кошму и другие.

12. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ

Исполнитель:

Инженер по охране окружающей среды (эколог) Дата: ________________________

13. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

№ п/п

Должность

Дата

Подпись

ФИО

Главный инженер

Нач.отдела ГО, ЧС и экологической безопасности

Нач.отдела охраны труда

Зам.генерального директора по правовым вопросам

Справки на вывоз мусора в Санкт-Петербурге. Наша компания, помимо вывоза и утилизации строительного мусора, предлагает своим клиентам быстрое и срочное оформление документов (справок, талонов):

  1. на вывоз отходов (тбо)
  2. на вывоз строительного мусора
  3. на вывоз грунта
  4. на утилизацию отходов и мусора
  5. на использование грунта
  6. на использование строительного мусора и т.д.

Очень часто бывают такие ситуации, когда весь мусор вывезен, а справок на руках не оказалось по каким либо причинам, вот тогда на помощь приходим мы. Как правило цена за оформление справок обсуждаема и зависит от многих нюансов: объем вывоза, вид отхода, куда везем отход…

Стоимость оформления

Наименование услуги Цена
Талоны, справки от 35р/м3

По всему Санкт-Петербургу и Ленинградской области наша компания имеет полигоны для приема, захоронения, переработки и утилизации строительного мусора. Имеются все соответствующие лицензии, поэтому все предоставляемые документы на вывоз мусора, грунта имеют полную законность и не нарушают кодексов РФ.

Наша компания всегда идет на встречу клиенту, каждый конкретный запрос мы чательно обсуждаем и приходим к выгодному сотрудничеству в вывозе мусора и оформлению справок в СПб. С нами работаю более 80 компаний, которые всегда звонят нам будь то вывоз мусора (справки) или экологическое сопровождение. Присоединяйтесь и Вы:)

Официально и без посредников!

За последние несколько лет российское законодательство по отходам претерпело значительные изменения. Тем не менее вопрос «офисного мусора» продолжает будоражить умы клерков и владельцев мелких компаний. Особенно сбивает всех с толку сакраментальное: «Семен Семеныч из Росприроднадзора сказал …».

Увы, Семен Семеныч тоже человек, а erāre humānum est. Видимо поэтому, письмам-разъяснениям Росприроднадзора не видно конца.

Что обычно требуют «экологи»:

  • предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;
  • вести учет отходов;
  • предоставлять форму 2-ТП в Роспроироднадзор;
  • провести профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса.

В большинстве случаев, эти требования не обоснованы. Постараемся обстоятельно и аргументировано разобраться в этом вопросе.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для офисов

Исходим из того, что подавляющее большинство российских офисов принадлежат юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, которые относятся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. В отношении этой категории предприятий Федеральным законом 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» существует особый порядок учета отходов, который прописан в статье 18:
… 7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке…
… 8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке…

Иными словами, субъекты МСП не разрабатывают и не утверждают Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Вместо ПНООЛР субъекты МСП предоставляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов лишь в том случае, если им принадлежат объекты, подлежащие государственному экологическому надзору.

Реестр таких объектов ведется по «Правилам создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572), с учетом «Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 года №903).

Перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору устанавливает Министерство природных ресурсов России и размещен на сайте министерства.

Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.

Как правило, требуется предоставить отчетность по форме, утвержденной региональным министерством экологии. В каждом регионе могут быть свои особенности. Например, в Московской области, такую отчетность предоставляют все хозяйствующие субъекты МСП.

Учет и отчетность по «офисным»отходам

Статья 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает вести учет отходов тем, кто осуществляет деятельность в области обращения с отходами. Порядок и формы учета установлены Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Действие 721 Приказа ошибочно переносят на всех юридических лиц и предпринимателей, ссылаясь на то, что в самом приказе нет оговорок о «деятельности». Тем не менее, этот Приказ действует в целях реализации пункта 1 статьи 19 закона «Об отходах производства и потребления». Федеральный закон первичен по отношении к Приказу и имеет приоритет. Поэтому 721 Приказ применим только к субъектам, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.

Исходя из того, что большинство офисных помещений берется в аренду, а мусор накапливается для вывоза на территории арендодателя, делаем вывод, что владельцы офисов (имеются в виду арендаторы офисных помещений) не осуществляют деятельность по обращению с отходами. То есть, они в своем офисном помещении:

  • не собирают;
  • не накапливают;
  • не транспортируют;
  • не обрабатывают;
  • не утилизируют;
  • не обезвреживают;
  • не размещают отходы.

Такой вывод подтверждается рядом судебных решений, в том числе Постановлением Верховного Суда РФ от 14.04.2016 № 18-АД16-42.

На основании такого вывода следует другой — владельцы офисных помещений не обязаны вести учет и предоставлять отчетность о движении отходов, в том числе статистическую отчетность по форме 2-тп (отходы), согласно статье 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Единственный вид деятельность который может теоретически вестись в офисном помещении — накопление отходов (складирование отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения). Если организация не накапливает отходы самостоятельно, то и вышеназванной обязанности не возникает.

Можно конечно долго препираться по «сбору и накоплению», но эта тема для бездельников, ибо вопрос давно разжеван и решен. А для тех, «кто в танке»:
«сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение».

Скажите пожалуйста, в каком офисе производят обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходы? Не знаете? Тогда не морочьте другим голову баснями о том, что офисы занимаются сбором отходов.

Мы ранее определились с тем, что отходы от офисных помещений накапливаются арендодателем и именно он осуществляет деятельность по накоплению отходов. Для юридического закрепления, этот факт должен быть отражен в договоре аренды.

Классификация и паспортизация «офисных» отходов

Пункт 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» освобождает от подтверждения класса опасности те отходы, которые внесены в ФККО.

Мусор офисных помещений в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) имеет свои коды:
7 33 100 01 72 4 — мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
7 33 100 02 72 5 — мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный.

Последняя цифра обозначает класс опасности для окружающей среды, т.е. в одном коде это IV класс, а в другом — V класс. Паспорт составляется на отходы I-IV класса опасности для окружающей среды. На отходы V класса опасности паспорт не составляется.

И если в офисе образуется только «мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный», то он имеет V класс опасности и паспортизации не подлежит.

В данном случае класс опасности смешанных офисных отходов зависит от отдельных компонентов. Если служащие питаются в столовой, то в офисном мусоре не будет пищевых отходов и грязной упаковки.

А вдруг у нас мусор по коду 7 33 100 01 72 4?

Закон (статья 14 89-ФЗ) четко определил, что класс опасности определяет тот, у кого мусор образовался. Причем подтверждать класс опасности тех отходов, которые включены в ФККО, этот закон не требует (п.2, ст.14). Это пусть Росприроднадзор, если им надо, доказывает, что у вас образуются отходы другого класса.

Кроме этого, согласно Решению Верховного суда РФ от 1 июля 2016 г. № АКПИ16-453 в приказе № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности» пункт 5, подпункт «е» пункта 6, абзац второй пункта 13, пункт 15, абзацы второй и третий пункта 19 теперь не действительны, они противоречат пункту 2 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Это к вопросу о компетентности «Семен Семеныча из Росприроднадзора». 🙂

Если у вас в офисе светильник из люминесцентных лам, это еще не означает, что у вас образуются отходы I класса опасности. Если в офисе используется оргтехника и компьютеры, это еще не означает, что у вас образуются отходы III и IV класса опасности.

Во-первых, за содержание имущества, как правило, отвечает собственник или Управляющая компания, а не арендатор. Из этого следует, что «сгоревшие» люминесцентные лампы в потолочных светильниках, как и прочие отходы от эксплуатации помещения — собственность арендодателя, ибо само помещение — его собственность.

Во-вторых, срок службы офисной техники составляет свыше 10 лет, что зачастую превышает «жизненный цикл офиса». То, что персональные компьютеры относятся ко второй амортизационной группе (срок службы 2-3 года) вовсе не означает, что по истечение трех лет его надо списывать и выбрасывать. Это лишь означает, что срок амортизации устанавливается на три года и по истечение этого срока балансовая стоимость обнуляется.

Профессиональное обучение на право собирать «офисный мусор»

Тот же 89-ФЗ (ст.15) не двусмысленно установил, что обучению подлежат лица «допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности». При любом раскладе арендаторы обычных офисов такую деятельность не осуществляют и следовательно, никого не обязаны учить.

Право собственности на «офисный мусор»

До недавнего времени, этот вопрос имел принципиальное значение, т.к. он определял плательщика за размещение отходов. Сейчас полемика по поводу, чей же мусор, потеряла всякий смысл. Федеральный закон 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 16.1 п.1) расставил точки над i: за размещение отходов отвечает тот, у кого они образовались, за исключением тех, кто сдает свой мусор оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В подавляющем большинстве случаев, «офисные отходы» попадают к такому оператору. Это означает, что плату за размещение «офисных отходов» в этом случае производит оператор по обращению с отходами. Естественно, что эта сумма закладывается тариф на услуги по вывозу мусора, но не обязательно, т.к. отходы могут не только поступать на захоронение, но также перерабатываться или сжигаться.

Платежи за размещение отходов от офисов

Если офис расположен в многоэтажном жилом доме и согласно договора аренды офисный мусор выносится на общую контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), а платежи за вывоз и утилизацию ТКО осуществляются по счету от Управляющей компании, то плата за размещение отходов не производится. Такой вывод напрашивается на основании статьи 16.1Федерального закона 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Во-первых, от платежей избавлены владельцы и арендаторы объектов IV категории опасности. И если офис арендуется в таком объекте, то естественно, что и платежи за НВОС не осуществляются.

Во-вторых, в офисах, как правило, образуются «твердые коммунальные отходы». Это следует из обновленного определения в 89-ФЗ:
«К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.»

А раз так, то согласно того же 7-ФЗ:
«Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.»

Таким образом, вывод один — «обычные офисы» не платят за размещение своих отходов.

Конечно, остаются вопросы «а если». А что, если зданию, где арендуется офис, не присвоена IV категория? Тогда вывозите, как твердые коммунальные отходы. А если мусор вывозится по прямому договору? Если там указаны твердые коммунальные отходы, то также платить не нужно — нет оснований.

В большинстве своем, ваши «особые случаи» — это проявление непрофессионализма или неосведомленности. Учесть все частные случаи не представляется возможным и они разбираются конкретно с учетом всех деталей. Главное помните, что в государственных учреждениях работают обычные люди, а людям свойственно заблуждаться (настолько, что иногда им об этом указывает прокуратура). Поэтому не стоит принимать всё, что они вам говорят, за «чистую монету».

P.S.Вывозить отходы IV класса опасности имеет права организация, имеющая лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Отходы V класса опасности может вывозить любая организация. Т.е. вашу макулатуру и пластиковые бутылки (вторичное сырье) может забирать любая организация без лицензии.

ОТХОДЫ ОФИСНОЙ ТЕХНИКИ: СТЕПЕНЬ И КЛАСС ОПАСНОСТИ ПО КЛАССИФИКАТОРУ

Отходы, образующиеся при эксплуатации офисной техники, могут быть представлены как самой техникой, вышедшей из строя, так и расходными материалами.

К отходам офисной техники можно отнести следующие непригодные к эксплуатации устройства и предметы:

Несмотря на внушительный перечень офисных отходов, им можно присвоить всего три кода согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь (см. табл. 1).

Таблица 1. Коды отходов офисной техники по Классификатору

Код отхода

Наименование отхода

Степень или класс опасности отхода

Перечень непригодных к эксплуатации предметов, которые относятся к данному коду отхода

3534500

Батареи (элементы питания) различных моделей отработанные

Не определен

Отработанные батарейки от мышек, часов, пультов и т.д.

9120200

Бытовая техника, утратившая свои потребительские свойства

Не определен

Микроволновые печи, чайники, холодильники

9120201

Оргтехника, утратившая свои потребительские свойства

Не определен

Компьютеры, принтеры, факсы, ксероксы, калькуляторы, картриджи

Перечисленные в таблице отходы включены в Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации.

Что делать, если класс опасности отхода не определен?

Если в Классификаторе класс опасности опасных отходов или степень опасности отходов не указаны, то их устанавливают производители согласно требованиям Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами».

В соответствии со ст. 16 Закона № 271-З степень и класс опасности отходов может определять:

  • производитель отходов;
  • организация, приобретшая право собственности или иное вещное право на отходы, для которых степень и класс опасности не определены.

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ОФИСНОЙ ТЕХНИКИ

Порядок сбора отходов (начиная с момента их образования до момента помещения отходов в место их временного хранения), а также порядок хранения отходов с учетом требований законодательства должны быть установлены в инструкции по обращению с отходами производства организации (далее — инструкция по обращению с отходами), которая разрабатывается в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства.

А если инструкция по обращению с отходами для организации не обязательна?

Если для организации или индивидуального предпринимателя такая инструкция не обязательна, то их основной обязанностью является передача образующихся отходов на использование или подготовку к использованию (ст. 17 Закона № 271-З).

■ Порядок сбора отходов офисной техники и условия их хранения могут быть следующими:

1) отходы с кодом 3534500 (отработанные элементы питания) помещаются в закрывающуюся пластиковую тару, расположенную в месте временного хранения отходов (подсобном помещении);

2) по мере необходимости и с учетом сроков, указанных в инструкции по обращению с отходами, отходы с кодами 3534500, 9120200, 9120201 передаются на использование или подготовку к использованию.

Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85, далее — Классификатор.

Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391 (в ред. от 08.10.2015), далее — Перечень опасных отходов.

В ред. от 13.07.2016, далее — Закон № 271-З.

Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45.

Оставьте комментарий