Охрана труда ком

Руководствуясь ст. 216 ТК, государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ распределяет полномочия в рассматриваемой области между федеральными органами исполнительной власти.

Правила по технике безопасности и производственной санитарии, включая государственные стандарты безопасности труда, обязательны для соблюдения на каждом производстве и каждом рабочем месте. Эти правила и стандарты могут быть межотраслевыми и отраслевыми, а также локальными на предприятии. Межотраслевые правила и стандарты предусматривают требования по безопасности труда для определенных видов работ, производств или типов оборудования, встречающихся в ряде отраслей народного хозяйства.

Организацию их разработки осуществляет Минтруд России. Отраслевые правила и стандарты (ОСБТ) утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами государственного надзора за охраной труда совместно или по согласованию с соответствующими органами объединений отраслевых профсоюзов. Они распространяются на предприятия лишь данной отрасли народного хозяйства, отражая се специфику.

В соответствии с указанными межотраслевыми и отраслевыми правилами но технике безопасности и производственной санитарии, стандартами (ССБТ) министерства, ведомства, органы государственного надзора за охраной труда утверждают инструкции по охране труда.

На их основе администрация предприятия с учетом мнения профкома разрабатывает и утверждает местные инструкции по охране труда, которые устанавливают для работников правила безопасною выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках.

На всех рабочих местах, производственных участках безопасность и здоровье работников должны обеспечиваться руководителем производства в соответствии с требованиями ГОСТов, санитарных норм и правил безопасности конкретного вида работ.

Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» определяет порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами; федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Кроме того, правоотношения в области охраны труда регламентируются международными актами, среди которых конвенции и рекомендации МОТ: 1946 г. № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков»; 1960 г. № 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации»; 1964 г. № 120 «О гигиене в торговле и учреждениях»; 1947 г.

№81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле»; 1981 г. № 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде»; 1978 г. № 150 «О регулировании вопросов труда» и т.д.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более ста работников создается служба охраны груда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в данной области.

Постоянный контроль за соблюдением всеми работниками норм, правил и инструкций по охране труда, правильным применением коллективных и индивидуальных средств защиты осуществляет администрация организаций.

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организации разрабатывает проект соответствующего коллективного договора, осуществляет контроль за его выполнением.

Требования лицу, назначаемому ответственным за охрану труда
Сотрудник, назначенный на должность ответственного за охрану труда, должен пройти квалификационную подготовку. Её успешное окончание подтверждается тестированием уровня приобретенных знаний, после которого работнику вручается удостоверение специалиста по ОТ и ТБ. Обучение может осуществляться внутри самой организации, но только при её соответствии установленным требованиям:
• она должна быть лицензирована на подобный вид деятельности;
• иметь профильных преподавателей или не менее 3-х работников, проходящих не реже, чем раз в 5 лет переподготовку по ОТ в специализированном учебном центре;
• обладать достаточной материально-технической базой.
В противном случае подготовка ответственных лиц осуществляется на платной договорной основе в образовательных структурах соответствующей направленности.
Сотрудник, назначаемый по совместительству в штате организации, как ответственный за охрану труда, после утверждения в должности обязан пройти профильную переподготовку в месячный срок. Подтверждать свою квалификацию в течение года разрешается, если назначается работник имеющий:
• академическую специализацию – «охрана труда», «безопасность технологических процессов и производств» и т.п.;
• непрерывный стаж предшествующего исполнения обязанностей ответственного за ОТ не менее 5 лет.
Последующие периоды обучения для всех ответственных лиц должны повторяться не реже 1 раза в 3 года.
Должностные обязанности ответственного за охрану труда
Служба или лицо ответственное за ОТ и ТБ выполняет, в частности, следующие должностные обязанности:
• исследует организацию производственных процессов, состояние оборудования и возможность его безопасного использования;
• разрабатывают инструкции по безопасности;
• следит за состоянием рабочих мест, присутствием в них факторов опасных или вредных для здоровья сотрудников, а также за полноценным снабжением персонала средствами индивидуальной защиты и спецодеждой;
• вносит предложения по улучшению условий труда;
• участвует в расследовании несчастных случаев;
• контролирует обеспечение персонала компенсационными выплатами и льготами, которые должны начисляться из-за неблагоприятно воздействия производственных факторов либо последствий чрезвычайных происшествий;
• проводить инструктажи, обучение и сертификацию сотрудников.
Когда и как проводится подготовка персонала по правилам ОТ и ТБ
Безопасные условия труда обеспечиваются не только деятельностью ответственных лиц, но и соответствующей подготовкой всего персонала предприятия или организации. С этой целью устанавливается регламент проведения инструктажей, программа которых утверждается работодателем. У прошедших обучение по ОТ и ТБ осуществляется устная проверка знаний. О ней делается отметка в соответствующем журнале, с указанием вида инструктажа, даты его проведения, подписей инструктируемого и ответственного лица.
Обучение персонала правилам безопасного выполнения своих должностных обязанностей, а также контроль уровня полученных знаний осуществляется инженерами ОТ либо работниками прошедшими специальную подготовку. Проводимые ими инструктажи могут быть:
• вводные – при приеме сотрудников на работу. К сведению инструктируемых предоставляется информация об имеющихся на предприятии опасных или наносящих вред здоровью факторах, выделенных маршрутах движения, запретных зонах, безопасных приемах работы, используемой спецодежде и т.д.;
• первичные – непосредственно на рабочем месте (перед допуском к самостоятельному исполнению обязанностей). Проводятся при выходе нового сотрудника на работу, его переходе с другого производственного участка, отдела или структурного подразделения, с командированными лицами. Основная задача первичного инструктажа – ознакомление прибывшего с местными особенностями ТБ;
• повторные – по программе обучения первичного инструктажа. Проводятся со всем наемным персоналом раз в полгода;
• внеплановые и целевые – по специальной программе. Необходимость в них возникает, если изменяются условия осуществления трудовой деятельности (обновляется оборудование, реструктуризируются службы или отделы, осваиваются новые технологические процессы и т.п.), влекущие за собой изменение в вопросах ОТ. Внеплановое обучение персонала также проводится, если на предприятии произошел несчастный случай, возникла аварийная ситуация либо угроза жизни или здоровью людей по причине нарушения правил ТБ.
Исполнение обязанностей лица ответственного за ОТ и ТБ при его временном отсутствии
Контроль над обеспечением безопасных условий труда в организации в случае временного отсутствия ответственного работника (в связи с отпуском, командировкой, болезнью и т.п.), осуществляют замещающие его лица. Они должны быть указаны в приказе руководства при утверждении специалиста на должность инспектора ОТ и ТБ, а также иметь достаточный уровень образовательной подготовки и профессиональных навыков. Кроме того, в случае внезапного увольнения сотрудника ответственного за охрану труда, его функции могут возлагаться на руководителя предприятия.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Трудовой кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон РФ от 09.05.05 г. № 45-ФЗ. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации.

4. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 423. О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства.

7. Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1 /29. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.10 № 205н. Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима Аккредитация.

9. Распоряжение Администрации Президента РФ № 943, Аппарата Правительства РФ №788 от 16.07.08 г. О перечне полных и сокращенных наименований Федеральных органов исполнительной власти.

Вся работа по охране труда должна носить системный характер.

В разделе X гл. 33 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано следующее определение понятия «охрана труда».

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Задачу эффективного обеспечения охраны труда нельзя решить за счет проведения одних или группы перечисленных мероприятий.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет:

•основные направления государственной политики в области охраны труда;

•государственные нормативные требования охраны труда;

• обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

• обязанности работника в области охраны труда;

•государственное управление охраной труда

• мероприятия по обеспечению охраны труда;

• основные функции органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

• организации, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

•принципы управления охраной труда непосредственно в организации;

• обеспечение прав работника на охрану труда;

•право и гарантии работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

• финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

2.1.2. Основные направления в работе по охране труда

Неся персональную ответственность за выполнение работодателем всех своих обязанностей, первый руководитель не может и не должен выполнять ВСЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА лично. Для этого у него есть подчиненные.
Поэтому первый руководитель должен, во-первых, организовать безопасный труд своих подчиненных и, во-вторых, организовать работу по охране труда в руководимой им организации.
Для этого руководитель должен:
— распределить обязанности по охране труда среди ВСЕХ работников, в первую очередь среди руководителей и специалистов, и закрепить их документально;
— задействовать все имеющиеся возможности трудового коллектива (и профсоюзной организации, если она есть) для социального партнерства в сфере охраны труда, для вовлечения всех работников в обеспечение безопасности своего (и своих товарищей) труда;
— организовать реальное (пусть даже небольшое) материальное и моральное стимулирование всей этой деятельности;
— организовать постоянное обучение работников всему тому, что они должны знать, уметь и ежедневно делать в сфере безопасности труда, гигиены труда и в целом охраны труда;
— организовать обеспечение работников всеми необходимыми для выполнения требований охраны труда материальными (средства коллективной и индивидуальной защиты, например), организационными (привлечение специалистов и специализированных организаций, например) и финансовыми ресурсами;
— организовать оценку и анализ условий труда на всех рабочих местах с целью принятия обоснованных решений по охране труда (например, методами аттестации рабочих мест по условиям труда);
— организовать взаимодействие с органами государственного управления, надзора и контроля, другими заинтересованными лицами по проблемам охраны труда своей организации;
— лично производить анализ и оценку деятельности работников (и организации-работодателя в целом) по обеспечению требований охраны труда, выполнения законодательно установленных ОБЯЗАННОСТЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ.
Для ведения этой деятельности со стороны работодателя всегда должно быть официально назначено должностное лицо (в определенных условиях можно по совместительству), на которое должны быть возложены обязанности, необходимые для организации работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, создания безопасных и здоровых условий труда. Если это возможно, то следует создать соответствующую службу. Широко распространена практика, когда вопросами управления охраной труда (и промышленной безопасности) занимается заместитель первого руководителя. Такое должностное лицо (или целая служба) осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, и органами общественного контроля.
Основными направлениями такой деятельности являются:
— организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
— организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
— контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
— информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителей, по вопросам охраны труда;
— изучение законодательства по охране труда и иных нормативно правовых и нормативно технических документов по охране труда и безопасности производственной деятельности, распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Приступая к организации работы по охране труда, важно и нужно оценить все имеющиеся ресурсы и использовать их. Главным из них всегда являются квалифицированные работники. Поэтому одним из самых важных факторов обеспечения охраны труда являются обучение, умение и знания персонала.

Оставьте комментарий