Охрана труда монтера пути

Прежде чем поднимать тему охраны труда на железнодорожном транспорте, определим, что такое железнодорожная (ж/д) отрасль и каковы ее особенности.

Транспортная сеть железных дорог связывает все пространство нашей огромной страны в единое целое. Эксплуатационная протяженность сети железнодорожного транспорта составляет 85,5 тысяч километров. 43, 7 тысяч из них электрифицировано. Общее количество локомотивов исчисляется десятками тысяч, а вагонов — сотнями тысяч. Система железных дорог представляет целый комплекс хозяйственных процессов.

Что входит в систему железнодорожного транспорта?

  • железнодорожный путь с необходимым путевым развитием в раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;
  • сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
  • устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
  • устройства сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
  • сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов
  • устройства электроснабжения на железнодорожном транспорте, в том числе тяговые подстанции и контактная сеть на электрифицированных линиях;
  • устройства водоснабжения на железнодорожном транспорте;
  • устройства материально-технического снабжения.

Для эксплуатации, ремонта и обслуживания системы железнодорожного транспорта в структуре ОАО «РЖД» предусмотрено около 30 производственных подразделений, а сама ж/д разбита на 16 филиалов, охватывающих по частям субъекты Российской Федерации. Каждый из филиалов имеет свой региональный центр корпоративного управления.

В связи с этим весь комплекс охраны труда поделен на свод отраслевых правил. Их общая численность — 24 норматива, не считая ссылок на межотраслевые. Эти правила регламентируют безопасность труда на различных элементах системы железнодорожного транспорта. От ремонта путевой сигнализации до обслуживания нефтеналивных цистерн, от обеспечения безопасности на объектах пассажироперевозок, до особенностей работы кранов на ж/д ходу.

Таким образом, на каждом отдельном объекте железнодорожного транспорта складывается уникальная система управления охраной труда. А общий объем документов по приблизительной оценке в отрасли железнодорожного транспорта, с учетом локальных нормативов, превышает сотни, если не тысячи актов.

Несмотря на высокие меры безопасности, работа в системе железнодорожного транспорта остается одной из самых тяжелых и опасных в Российской Федерации. Каждый год на железнодорожном транспорте происходят аварии и несчастные случаи. Работники по целому ряду специальностей (машинисты тепловозов, электровозов, машинисты кранов, монтеры путей и т. д.) имеют право досрочного выхода на пенсию, согласно Постановлению Правительства Р Ф от 24 апреля 1992 г. N 272.

Охрана труда на железнодорожном транспорте — приоритет для ОАО «РЖД». В аппарате организации создан Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, а на железных дорогах — соответствующие службы охраны труда.

Основные задачи ОТ в ОАО «РЖД»

  1. Улучшение условий труда на рабочих местах:

    • строительство, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и помещений;
    • оборудование пунктов обогрева и комнат приема пищи;
    • монтаж, реконструкция и ремонт систем общего освещения, вентиляции и др.;
    • оборудование кабин локомотивов стеклами повышенной прочности, виброзащитными креслами машиниста и т. д.;
    • сокращение доли ручного труда, в частности, проведение работ по механизации производственных процессов, ремонта и строительства пути.
  2. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты для снижения уровня профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. Разработаны и соблюдаются «Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта».
  3. Работники, должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, должны обеспечиваться из средств работодателей специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индиви­дуальной защиты. Применение СИЗ рук — одна из самых распространенных мер предупреждения неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов, которые могут стать причиной травм рук и кожных заболеваний. По конструктивным особенностям различают четыре типа средств индивидуальной защиты рук: рукавицы, перчатки, наладонники и напальчники.
  4. Работодатели обязаны принимать меры к тому, чтобы работники во время работы действительно пользовались выданными им средствами индивидуальной защиты. Не допускаются к работе лица с неисправной, не отремонтированной, загрязненной специальной одеждой и специальной обувью, а также с неисправными средствами индивидуальной защиты.
  5. Сокращение производственного травматизма, в частности, высвобождение работников из опасных зон производства и внедрение технических средств, направленных на предупреждение травматизма.
  6. Снижение уровня профессиональной заболеваемости. Для решения этой задачи организованы дорожные центры профпатологии, которые обеспечены медикаментами и оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием, позволяющим выявлять профзаболевания на ранних этапах и принимать своевременные меры.

ОАО «РЖД» тесно сотрудничает с ФСС РФ в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

В ОАО «РЖД» действуют 18 вагонов охраны труда в единой системе организации обучения работников структурных подразделений железных дорог. Вагон охраны труда — это мобильный обучающий комплекс, необходимый для оказания методической и организационной помощи в проведении обучения и проверки знаний по ОТ работников с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, а также проведение профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях.

С 2014 г. в филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» ежегодно проводится специальная оценка условий труда.

Охрана труда на ж/д учитывает вредные и опасные факторы, воздействующие на сотрудников системы железнодорожного транспорта:

  • транспортные средства, движущиеся или находящиеся на месте;
  • воздействие повышенного напряжения;
  • возможность работы на неосвещенных или слабоосвещенных участках;
  • повышенный уровень шума, а также высокий уровень вибрации;
  • повышенная активность воздушных масс;
  • перегрузки, как физические, так и нервно-психические.

В ОАО «РЖД» действует система контроля за состоянием охраны труда. Она включает:

  • трехступенчатый контроль (основная форма контроля состояния ОТ);
  • комплексные проверки;
  • контрольные проверки;
  • целевые проверки;
  • внезапные проверки;
  • оперативный контроль

Термины и определения ›› Разрядник вентильный

Разрядник вентильный — разрядник, предназначенный для защиты электрооборудования сетей переменного тока от различных перенапряжений; представляет собой ряд искровых промежутков (ИП), последовательно с которыми включены нелинейные сопротивления (т. е. сопротивления, величина которых зависит от напряжения). Для выравнивания напряжения вдоль ИП параллельно последним включают шунтирующие сопротивления. ИП, нелинейные и шунтирующие сопротивления размещают в герметизированных фарфоровых изоляторах, что исключает влияние атмосферных условий на характеристики разрядника. Р. в. обеспечивают стабильность напряжения пробоя, вольт-секундную характеристику, согласующуюся с вольт-секундными характеристиками защищаемой изоляции, и гашение дуги сопровождающего тока. Когда нарастающее перенапряжение достигает величины пробивного напряжения разрядника, ИП пробиваются и ток волны перенапряжения начинает протекать на землю через нелинейные сопротивления; при этом напряжение на разряднике (т. н. остающееся напряжение) определяется падением напряжения на этих сопротивлениях, которое ниже пробивного. Им и ограничивается амплитуда воздействующего на изоляцию напряжения. После пробоя ИП через разрядник начинает протекать также ток промышленной частоты (50 гц) — сопровождающий ток, который при первом его переходе через нуль должен быть отключен путём гашения дуги в ИП. Чем ниже величина сопротивления разрядника, тем ниже напряжение на нём и тем лучше его защитное действие, но вместе с тем растет сопровождающий ток, что затрудняет его отключение. В магнитно-вентильном разряднике гашение дуги сопровождающего тока обеспечивается магнитным полем, которое накладывается на ИП («магнитным дутьём»). Улучшение характеристик современных Р. в. достигается применением резисторов с большим коэффициентом нелинейности.

Не найдено: ответ, экзаменацион, билет, професс, монтер

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
12.12.2008 N 2671р

(Наименование организации)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ МОНТЕРА ПУТИ В ОАО «РЖД»

г.

г.

УТВЕРЖДАЮ

(руководитель подразделения)

(Ф.И.О.)

«

«

г.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОНТЕРА ПУТИ В ОАО «РЖД»

Общие требования охраны труда

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений ПОТ Р О-32-ЦП-652-99, утвержденных МПС России 24 февраля 1999 года, Типовой инструкции по охране труда для монтеров пути ТОИ Р-32-ЦП-730-99, утвержденной МПС России 30 декабря 1999 г., других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для монтера пути при выполнении работ по текущему содержанию и ремонту железнодорожного пути (далее — пути).
В дистанциях пути (далее — ПЧ) и путевых машинных станциях (далее — ПМС) на основе настоящей Инструкции могут разрабатываться инструкции по охране труда, учитывающие местные условия и особенности используемого технологического оборудования.

1.2. К самостоятельной работе по текущему содержанию и ремонту пути допускаются мужчины не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, противопожарный инструктаж, обучение, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Монтеры пути, работающие с электрическим инструментом, должны пройти специальное обучение и проверку знаний и иметь II группу по электробезопасности.
Не позднее одного месяца после приема на работу монтер пути должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях (далее — пострадавшим).

1.3. Монтер пути при приеме на работу в объеме своих обязанностей должен пройти обучение и проверку знаний:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;
должностных инструкций и других документов, устанавливающих его обязанности, правил и инструкций по охране труда.

1.4. В процессе работы монтер пути должен проходить повторные — не реже одного раза в три месяца, в установленном порядке внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, не реже одного раза в год — обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и проверку знаний по электробезопасности, в установленные сроки — проверку знаний (в объеме своих обязанностей) нормативных документов, указанных в пункте 1.3 настоящей Инструкции, и периодические медицинские осмотры.

1.5. Монтер пути, выполняющий работы, связанные с управлением грузоподъемными механизмами, строповкой и подвешиванием оборудования, деталей и других грузов на крюк грузоподъемного крана или грузоподъемных механизмов, должен пройти медицинский осмотр без противопоказаний к выполнению работ на высоте, быть обучен смежной профессии стропальщика, аттестован квалификационной комиссией, иметь удостоверение на право выполнения стропальных работ, работ по управлению грузоподъемными механизмами и не реже одного раза в год проходить повторную проверку знаний.

1.6. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее — станции), территории дистанции пути монтер пути должен соблюдать следующие требования безопасности:
переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями «Служебный проход», а при отсутствии специально оборудованных мест перехода переходить железнодорожные пути, соблюдая требования пункта 1.7 настоящей Инструкции;
соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;
следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта.

1.7. При нахождении на железнодорожных путях монтер пути должен соблюдать следующие требования безопасности:
проходить вдоль путей по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;
переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, и предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотив, моторвагонный подвижной состав, вагоны), дрезина или другое транспортное средство;
при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава, и нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;
проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;

обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

1.8. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;
наступать на концы железобетонных шпал;
подниматься в вагон, дрезину, мотовоз, автомотрису и других подвижных единиц и сходить с них во время движения;
находиться на подножках, лестницах и других наружных частях вагона, дрезины, мотовоза, автомотрисы и других подвижных единиц при их движении;
переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;
переходить или перебегать через пути перед движущимся поездом, подвижным составом;
пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы;
находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;
находиться на территории железнодорожной станции, дистанции пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава или специального самоходного подвижного состава.

1.9. Выходя на путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.10. После выхода из помещения в ночное время необходимо остановиться и выждать некоторое время пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.

1.11. Монтер пути должен знать:

безопасные приемы выполнения работ;
требования производственной санитарии, электробезопасности, пожарной и промышленной безопасности;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения места производства путевых работ;
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;
сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;
правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;
место хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;
требования настоящей Инструкции.

1.12. Монтер пути должен:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
выполнять только входящую в его должностные обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;
применять безопасные приемы выполнения работ;
содержать в исправном состоянии и чистоте механизмы, приспособления, инструмент, инвентарь, материалы, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ);
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, моторвагонного подвижного состава, водителями специального самоходного подвижного состава, составителями поездов;
соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;
уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
быть предельно внимательным в местах движения транспорта.

1.13. Монтеру пути запрещается:
приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от мастера (бригадира) инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;
пользоваться индивидуальными средствами защиты с истекшим сроком их испытания;
прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;
наступать на электрические провода и кабели;
производить самостоятельно ремонт вышедшего из строя электроинструмента и электрооборудования;
работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;
находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.14. Во время работы на монтера пути могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав, дрезины, путевые машины, подвижные части их оборудования, автомобильный транспорт и другие транспортные средства;
перемещаемые материалы верхнего строения пути, сборные конструкции и другие предметы;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток и при работе в тоннелях;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента и металлических частей верхнего строения пути;
пониженная или повышенная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте и при работе с механизированным инструментом;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;
повышенный уровень ионизирующих излучений при работе в зонах радиационного загрязнения;
химические факторы при работах с новыми деревянными шпалами, пропитанными масляными антисептиками, и в зонах, обработанных пестицидами;
физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, мостах и тоннелях во время движения поездов.
К работе на высоте относятся работы, при выполнении которых монтер пути находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, площадки (воды — при работе на мостах), над которыми производятся работы. При невозможности ограждения таких перепадов работы должны выполняться с применением предохранительного пояса и страховочного каната.

1.15. Монтер пути должен обеспечиваться следующими сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ):

летним костюмом «Путеец-Л»;
ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве или сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве;
курткой из плащ-палатки;
комплектом мужским для защиты от воды работников сортировочных станций;
рукавицами комбинированными;
жилетом сигнальным со световозвращающими накладками;
летним головным убором сигнального цвета.
При работе с электроинструментом:
перчатками диэлектрическими (дежурными).
При производстве работ по водоборьбе и очистке подкюветных дренажей, прорезей, галерей, штолен, лотков и ремонте пути на пунктах погрузки соли дополнительно:
сапогами резиновыми.
При работе в тоннелях:
плащом из плащ-палатки вместо куртки из плащ-палатки;
каской защитной (дежурной).
Зимой дополнительно:
в III, IV и особом климатических поясах, а также на Казанском отделении Горьковской железной дороги, Самарском, Ульяновском отделениях Куйбышевской железной дороги:
полушубком или курткой с меховой подстежкой (для бригадиров);
курткой на утепляющей прокладке в III, IV и особом климатическом поясах;
брюками на утепляющей прокладке.
Во II поясе — на Московско-Курском, Московско-Рязанском, Московско-Смоленском отделениях Московской железной дороги; на Санкт-Петербургском, Санкт-Петербург-Витебском, Московском отделениях Октябрьской железной дороги:
полушубком
или курткой с меховой подстежкой (для бригадиров);
курткой на утепляющей прокладке;
брюками на утепляющей прокладке.
Теплозащитным костюмом «Путеец» в I поясе.
Все монтеры пути зимой должны обеспечиваться дополнительно:
шапкой-ушанкой со звукопроводными вставками;
рукавицами ватными;
валенками;
галошами на валенки.
Монтер пути, занятый на выгрузке шпал, пропитанных антисептиком, на дистанциях пути и путевых машинных станциях должен обеспечиваться:
костюмом брезентовым;

ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве;
рукавицами брезентовыми;
шлемом;
наплечниками.
Взамен рукавиц комбинированных монтерам пути могут выдаваться перчатки комбинированные тканевые, а также другая спецодежда и спецобувь в установленном порядке.
На Тындинском отделении Дальневосточной железной дороги дополнительно к указанной спецодежде и спецобуви монтеры пути на наружных работах должны обеспечиваться полушубком, меховыми рукавицами и сапогами юфтевыми на нефтеморозостойкой подошве.
В районах распространения гнуса, комаров, мошки монтер пути с целью защиты от них должен обеспечиваться репеллентами, имеющими санитарно-эпидемиологические заключения, выданные в установленном порядке, а также противомоскитными сетками и спецодеждой, обеспечивающими защиту от укусов насекомых.
По условиям выполнения отдельных видов работ монтеру пути должны выдаваться дополнительно очки защитные или маска защитная, очки защитные со светофильтрами, респиратор, противогаз, предохранительный пояс, каска защитная, костюм противоэнцефалитный, костюм хлопчатобумажный с огнезащитной пропиткой и другие СИЗ. Дополнительно к каске защитной должен выдаваться один из следующих головных уборов: подшлемник для защиты от пониженных температур; шлем зимний со звукопроводными вставками; подшлемник со звукопроводными вставками.
При выполнении работ с пестицидами рекомендуется выдавать монтеру пути следующие средства индивидуальной защиты:
специальную одежду, изготовленную из смесовых тканей с пропиткой (типа Грета, Камелия), — при работе с препаратами 1 и 2 классов опасности и растворами пестицидов, а также дополнительно к спецодежде фартуки и нарукавники из пленочных материалов;
резиновые перчатки технические КЩС (типа 1 и 2), латексные, промышленные из латекса, бутилкаучука и другие перчатки технического и промышленного назначения — при работе с концентрированными эмульсиями, пастами, растворами и другими жидкими формами пестицидов. Запрещается использование медицинских резиновых перчаток;
резиновые перчатки с трикотажной основой;

резиновые сапоги с повышенной стойкостью к действию пестицидов и дезинфицирующих средств;
брезентовые бахилы — при работе с пылевидными пестицидами;
кожаную обувь — при работе на складах пестицидов. В южных районах с повышенными температурами допускается выдавать кирзовые сапоги при выполнении опрыскивания, за исключением случаев приготовления рабочих растворов;
противопылевые (противоаэрозольные) респираторы типа Уралец, Астра-2, Лепесток, У2-К, Ф-62Ш — при работе с умеренно опасными малолетучими веществами в виде аэрозолей;
противогазовый респиратор (РПГ-67), универсальный респиратор (РУ-60М) с соответствующими патронами или промышленный противогаз со сменной коробкой — для защиты органов дыхания при работе с летучими соединениями, а также с препаратами 1 и 2 классов опасности, противогазовый патрон марки «А» и герметичные очки типа ПО-2 — для защиты органов дыхания и зрения от фосфорорганических, хлорорганических и других органических веществ. При отсутствии указанных респираторов и патронов к ним при работе с этими веществами, особенно с концентрированными формами, рекомендуется выдавать промышленный противогаз с коробкой соответствующей марки, снабженной аэрозольным фильтром (на коробке белая вертикальная полоса).

1.16. На работах, связанных с загрязнением рук, трудносмываемыми загрязнениями, маслами, смазками, нефтепродуктами, химическими веществами раздражающего действия монтеру пути в установленном порядке должны выдаваться мыло, защитные, регенерирующие восстановительные кремы и очищающие пасты для рук.

1.17. При получении таких средств индивидуальной защиты, как респиратор, противогаз и другие монтер пути должен пройти инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению.

1.18. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафах гардеробной. Уносить спецодежду за пределы дистанции пути (путевого околотка) запрещается.
Зимняя спецодежда в летний период должна быть сдана на хранение в кладовую.

1.19. Монтер пути должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.

1.20. Монтер пути должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:
курить только в установленных и приспособленных для этого местах;
не подходить с открытым огнем к подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями;
не применять электронагревательные приборы в неустановленных местах.

1.21. Принимать пищу следует в столовых или специально отведенных для этого помещениях, имеющих соответствующее оборудование. При работах на перегоне и других случаях выполнения работ на значительном удалении от дистанции пути, ПМС и их производственных подразделений принимать пищу следует в вагоне хозяйственного поезда, приспособленного под пункт приема пищи.
Перед едой необходимо тщательно вымыть руки водой с мылом или очищающими пастами, разрешенными к применению в установленном порядке.

1.22. При получении травмы или заболевании монтер пути должен прекратить работу, поставить в известность старшего дорожного мастера (дорожного, тоннельного, мостового мастера, бригадира пути) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
В случае получения травмы другим работником монтер пути должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно сообщить о несчастном случае руководителю работ или вышестоящему руководителю.

1.23. Монтер пути, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования охраны труда перед началом работы и при следовании к месту проведения работ и обратно

2.1. До начала работы монтер пути должен явиться в установленное время к месту сбора.
Перед началом работы монтер пути должен:
надеть спецодежду, спецобувь и привести их в порядок (застегнуть на пуговицы обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов). При предстоящем выполнении работ в зоне движения поездов монтер пути должен надеть сигнальный жилет со световозвращающими накладками;
получить целевой инструктаж руководителя работ о маршруте следования к месту работ и обратно, правилах безопасного производства работ, сходе с пути в установленные места на время проследования поездов, погодных условиях (туман, метель, дождь, повышенные или пониженные температуры воздуха) и требованиях безопасности при данных погодных условиях;
проверить исправность инструмента, сигнальных принадлежностей, приспособлений и состояние средств индивидуальной защиты.
Спецодежду и спецобувь монтер пути не должен снимать в течение всего рабочего времени.
Не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами.

2.2. Подготовленный к работе инструмент должен удовлетворять следующим требованиям.
Бойки (ударная часть) костыльного молотка, наддергивателя костылей и другого инструмента ударного действия должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин, заусенцев и наплывов металла. Не допускается использование в работе наддергивателя костылей без планки, предназначенной для удержания головки костыля в случае ее отрыва при выдергивании костыля.
Рукоятки костыльного молотка и декселя (топора для затески шпал) должны быть изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, клена, ясеня, рябины, кизила) без сучков и косослоя, иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин и заусенцев.
Клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали и иметь насечки (ерши).
Рукоятки (черенки) лопат должны прочно закрепляться в держателях, причем выступающая часть рукоятки должна быть срезана наклонно к плоскости лопаты. Рукоятки лопат должны изготовляться из древесины без сучков и косослоя или из синтетических материалов.
Путевой гаечный ключ не должен иметь отогнутых губок, лом костыльный — деформированных рожков.

Воздушные резиновые шланги пневматического инструмента не должны иметь повреждений, должны быть надежно закреплены на штуцерах для присоединения к пневматическому инструменту и воздушной магистрали. Не допускается применение проволоки вместо стяжных хомутиков для закрепления шлангов на штуцерах. Штуцеры должны иметь исправные грани и резьбы, обеспечивающие прочное и плотное присоединение шланга к пневматическому инструменту и воздушной магистрали. Рабочая часть вставного сменного инструмента (сверл, отверток, ключей и т.п.) не должна иметь трещин, выбоин, заусенцев и прочих дефектов, а хвостовики — должны быть плотно пригнаны, правильно центрированы и плотно входить в буксу пневматического инструмента.
Защитные кожуха абразивного круга шлифовальной машины и абразивного диска рельсорезного станка должны быть исправны и надежно закреплены.
Электрифицированный инструмент не должен иметь повреждений кабеля, штепсельной вилки, изоляционных деталей корпуса, рукоятки, крышек щеткодержателей и защитных кожухов.

2.3. При применении средств индивидуальной защиты работники должны внешним осмотром убедиться в их целости. Очки защитные, каска защитная, рукавицы, респираторы, предохранительный пояс не должны иметь механических повреждений. Перчатки диэлектрические не должны иметь загрязнения, увлажнения и механических повреждений (в том числе проколов, выявляемых путем скручивания перчаток в сторону пальцев). Кроме этого, на перчатках диэлектрических и предохранительном поясе необходимо проверить дату следующих их испытаний.

2.4. Запрещается использование диэлектрических перчаток и других средств индивидуальной защиты с механическими повреждениями, а также предохранительного пояса со следующими неисправностями и нарушениями:
истекшим сроком испытания;
неисправными карабинами (с трещинами, ослабшей или сломанной запирающей пружиной или замком, забитой прорезью замка, неисправным замком, имеющим заедание);
карабином, прикрепленным к стропу проволокой;
местными повреждениями полотна (надрезы, прожоги и другие), нарушенной прошивкой или с уменьшенной путем прошивки поперечных складок длиной;

звеньями цепей, связанными проволокой или имеющими трещины;
неисправными пряжками и поврежденным материалом ремня.

2.5. О выявленных неисправностях инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты монтер пути должен сообщить мастеру (бригадиру). Работа неисправным инструментом запрещается.

2.6. Проход к месту работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ или специально выделенного работника.
Проход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции (далее — станции) должен осуществляться в соответствии с требованиями пункта 1.6 настоящей Инструкции.

2.7. При невозможности прохода в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и других случаях) допускается проход по пути с соблюдением следующих мер предосторожности.
Идти следует по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания.
На двухпутном участке, ориентируясь по показаниям светофоров, необходимо идти навстречу поездам правильного направления движения, помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению.
На многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров.
Одновременно необходимо следить за движением поездов и выполнять указания руководителя, идущего сзади, и специально выделенного и проинструктированного монтера пути (сигналиста), идущего впереди группы. Руководитель работ и сигналист ограждают группу сигналами остановки (днем — развернутым красным флагом, ночью — фонарем с красным огнем). В условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местностях, а также в темное время, в туман, метель и других случаях), кроме того, группу ограждают два выделенных сигналиста, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не ближе 500 м от идущей группы, и своевременно оповещать ее звуком духового рожка о приближении поезда.
При приближении поезда сигналист обязан подавать сигналы группе до тех пор, пока она не сойдет с пути. Если группа своевременно не сошла с пути, сигналист не менее чем за 400 м от приближающегося поезда должен сойти с пути и подавать поезду сигнал остановки.
В случаях, если сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м, должны выделяться промежуточные сигналисты.
Сигналистами назначаются монтеры пути по квалификации не ниже третьего разряда, выдержавшие установленные испытания и имеющие удостоверения сигналиста.

Весть о присвоении высокой награды взволновала нашу героиню рубрики «Доска Почёта» до глубины души. «Конечно, я не ожидала, что мой скромный труд будет так высоко оценён вышестоящим руководством, – говорит Галина. – Такое признание мне, работнику, прямо скажем, непопулярной железнодорожной профессии, – дорогого стоит. На моей памяти не было случая, чтобы сигналистов награждали знаком «Почётный железнодорожник».
Сегодня Галина Ивановна работает на 4-м посту горочного комплекса станции Биклянь. Это чётная сторона пути в направлении Никашновки. Рабочий день расписан поминутно, начинается он с принятия смены, проверки инвентаря. Зимой, в непогоду, приходится выходить вместе с путейцами, охранять их безопасность. Главные орудия труда сигналиста – сигнальный флажок и тормозные башмаки. Раньше ещё был сигнальный рожок, извещавший о приближении поезда, но его заменили на свисток – как более эффективное и быстрое средство.
Составителей поездов на участке нет, поэтому сигналисту приходится самой бегать всю смену с тормозными башмаками, нередко прихватив по два в каждую руку. А вес одного, к сведению, без малого 7 кг!
Контролирующий участок ревизор по безопасности движения Нижнекамского центра организации работ железнодорожных станций Александр Исаенко уверен, что Галина Никишина является образцовым примером выполнения своих обязанностей, а также ей нет равных в дисциплинированности, грамотности, высокой порядочности.
«Как известно, сигналисты играют важнейшую роль в охране труда железнодорожников, работающих на линии в зоне повышенной опасности, – говорит он. – Они несут ответственность за сохранность не только перевозочного процесса на станции, но и жизни людей, их здоровья, предотвращая вероятность производственного травматизма. За 40 лет работы в качестве сигналиста у Никишиной не было ни одного случая отклонений от инструкций, а это и есть главное условие безопасности, обеспечения охраны труда».
Ревизору особенно запомнился один эпизод из рабочих будней героини нашей публикации, имевший место в декабре 2010 года.
В этот период на посту электрической централизации станции Биклянь меняли выносное табло дежурного по станции, и Галину Ивановну, как ответственное лицо, ставили работать на самые трудные участки – на посты № 1 и № 2 с самым большим количеством стрелочных переводов – более 70-ти. В течение трёх суток бригада Никишиной переводила стрелки вручную для приёма и отправления поездов, а также для производства маневровой работы на станции. Трудилась Галина Ивановна самоотверженно, проявила образцовую выдержку и блестяще справилась с поставленной задачей.
На железную дорогу Галина Никишина пришла работать сразу после окончания десятилетки по совету старшей сестры, ставшей для неё лучшим наставником. И с 18-ти лет она неизменно трудится в одной должности сигналиста и на одном месте – станции Биклянь, и в этом плане трудно найти более яркий пример преданности своей профессии.
«До своего прихода на станцию я даже ни разу на поезде не ездила, – признаётся наша героиня. – Но трудная семейная обстановка заставила искать заработок. Отца рано не стало, и мама одна воспитывала нас, троих детей».
Работа сигналиста очень непростая, особенно для женщины. Но Галине выдержать все испытания, как она считает, помогла деревенская закалка. Рано привыкшая к домашнему труду, она с честью выдержала первый экзамен на прочность в своей профессиональной работе.
«Здесь нужны крепкие люди, – делится наша собеседница. – Мне больно смотреть на современных девушек, которым по долгу службы приходится работать на перегонах, «в поле», как говорят железнодорожники. Уж слишком они изнеженные и хрупкие, как тростинки, поэтому немногие остаются верны своей профессии».
Быстро пролетели годы, сейчас Галина Ивановна – «старожил» станции Биклянь. Она ещё застала то время, когда путь сплошь состоял из деревянных шпал, лежал на асбесте, а у сигналистов преобладал тяжёлый ручной труд. С тех пор многое изменилось к лучшему: путь стал жёстче и надёжнее, в его оздоровлении применяются прогрессивные технологии.
«Да и условия работы стали лучше, – говорит она. – Раньше всем железнодорожникам выдавали кирзовые сапоги, ватные фуфайки, а теперь у нас красивая, удобная спецодежда и обувь. Сигналисты снабжены всем необходимым, в том числе и специальными светоотражающими нарукавниками. И видимость полосы отвода значительно улучшилась за счёт вырубки деревьев, что немаловажно для охраны труда железнодорожников, которые трудятся на линии».
За многолетнюю работу на станции Галина Никишина не только не выгорела профессионально, но и не потеряла оптимизма, радости к жизни. И помнит она только хорошее, что случалось в её жизни.
«Много радостных событий было связано с поощрением работников, я помню все свои грамоты и награды от начальника региона, дороги, – говорит наша героиня. – Ни разу мне не пришлось пожалеть о своём профессиональном выборе, а с любимой станцией Биклянь не хочу расставаться».
Своим задором, любовью к профессии Галина Ивановна «воодушевила на подвиги» свою дочь Марину, которая пошла по стопам мамы и работает теперь вместе с ней в одну смену сигналистом. «Смена растёт достойная, – удовлетворённо говорит о дочери Галина Ивановна. – Не боится трудностей, вникает во все тонкости станционной работы, стремится добиться уважения в коллективе. В общем, наша порода!»

Александр Савенков

4.1. Во время работы по содержанию и ремонту железно­дорожного пути и искусственных сооружений могут возник­нуть следующие основные аварийные ситуации:

загорание подвижного состава или другое, могущее при­вести к пожару или взрыву;

обрыв контактного провода или провода воздушной ли­нии электропередачи;

сход подвижного состава с рельсов;

розлив или рассыпание опасных и вредных веществ;

нарушение целостности верхнего строения пути, могу­щее привести к сходу подвижного состава.

4.2. При возникновении аварийной ситуации монтер пути должен прекратить работу, немедленно сообщить о случив­шемся руководителю работ и далее выполнять его указания или действовать в соответствии с утвержденным в ПЧ (ПМС) планом ликвидации аварий.

4.3. При возникновении пожара монтер пути должен:

немедленно сообщить о пожаре руководителю работ (мастеру, бригадиру) и в пожарную часть, указав точное место его возникновения;

при необходимости вывести людей из опасной зоны;

принять меры по тушению пожара имеющимися первич­ными средствами пожаротушения.

4.4. При загорании электрооборудования для его туше­ния следует применять только углекислотные или порошко­вые огнетушители. При этом нельзя направлять в сторону людей струю углекислоты и порошка. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не следует браться рукой за раструб огнетушителя.

При попадании пены на незащищенные участки тела сте­реть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором пищевой соды.

4.5. Тушение пожара внутренними пожарными рукавами должно производиться расчетом из двух человек: один рас­катывает рукав от крана к месту пожара, второй — по ко­манде раскатывающего рукав открывает кран.

4.6. При тушении очага загорания кошмой пламя следует накрывать так, чтобы огонь из-под нее не попал на человека.

4.7. При тушении очага загорания песком совок или ло­пату не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

4.8. Тушить горящие предметы, расположенные на рас­стоянии менее 2 м от находящихся под напряжением частей контактной сети, разрешается только углекислотными и по­рошковыми огнетушителями.

Тушить очаг загорания водой, пенными и воздушно-пен­ными огнетушителями можно только после сообщения руко­водителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.

4.9. Тушение очага загорания, расположенного на расстоя­нии более 7 м от контактного провода, находящегося под на­пряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного рас­твора не приближалась к контактной сети и другим частям, на­ходящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.

4.10. При обнаружении оборванного провода контактной подвески, волноводов или ВЛ необходимо действовать в со­ответствии с требованиями п. 3.7.4 настоящей Инструкции.

В случае, если оборванные провода или другие части кон­тактной подвески (воздушной линии) нарушают габарит при­ближения строений и могут быть задеты при проходе поез­да, необходимо это место оградить сигналами остановки.

4.11. При падении находящегося под напряжением обор­ванного контактного провода (провода ВЛ) на мотовоз или другую путевую машину, или случайном соприкосновении рабочего органа или корпуса машины с проводами запре­щается до снятия напряжения с контактной подвески (ВЛ) прикасаться, стоя на земле, к машине, сходить с нее на землю или подниматься на нее.

4.12. При сходе с рельсов подвижного состава монтер пути должен действовать в соответствии с указаниями ру­ководителя работ.

4.13. При разливе или рассыпании опасных и вредных веществ в результате повреждения подвижного состава приступать к работам по ликвидации аварии можно только после получения необходимых средств индивидуальной за­щиты, целевого инструктажа о мерах безопасности при вы­полнении работ и разрешения руководителя работ.

4.14. При нарушении целостности верхнего строения пути, могущего привести к сходу подвижного состава, мон­тер пути должен подать сигнал остановки приближающему­ ся подвижному составу и сообщить о случившемся руково­дителю работ или дежурному по станции.

На электрифицированных участках пути при наличии сквозного поперечного излома рельса запрещается прика­саться руками или какими-либо инструментами к рельсу од­новременно по обе стороны от излома до установки про­дольной или поперечных перемычек.

Действия монтера пути по оказанию первой помощи пострадавшим

4.15. Механические травмы.

При получении пострадавшим механической травмы, со­провождающейся кровотечением, необходимо срочно про­вести временную остановку кровотечения.

Признаки кровотечения:

при артериальном кровотечении кровь алого цвета выте­кает из раны пульсирующей струей;

при венозном кровотечении кровь темная, не пульсирует.

Способы временной остановки кровотечения в зависи­мости от вида кровотечения:

  1. наложение давящей повязки;

  2. наложение кровоостанавливающего жгута;

  3. максимальное сгибание конечности;

  4. прижатие артерии пальцами или кулаком. Порядок оказания первой помощи:

1) при артериальном кровотечении наложить выше раны кровоостанавливающий жгут или закрутку, движением в на­правлении от раны протереть кожу вокруг раны спиртом (одеколоном), смазать края раны йодом и наложить сте­рильную повязку. Жгут на конечности накладывать выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конеч­ности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тка­нью, и фиксировать на наружной стороне конечности. После наложения первого витка жгута необходимо убедиться в от­сутствии пульса. Следующие витки жгута накладывать с меньшим усилием. Под жгут (закрутку) обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут (закрутку) можно наложить не более чем на 1 ч;

2) при венозном кровотечении наложить на рану сте­рильную салфетку и давящую повязку.

Дать пострадавшему обезболивающее средство.

При мелких ранах и ссадинах кожу вокруг них обработать 2 % или 5 % спиртовым раствором йода, наложить бактери­цидный лейкопластырь или повязку стерильным бинтом.

При переломе позвоночника обеспечить пострадавшему полный покой в положении лежа на спине, на жестком щите.

При переломах конечностей произвести иммобилизацию (обездвиживание) сломанной конечности (шинами или любыми подручными средствами — досками, рейками) с фиксацией двух смежных суставов или фиксацией руки к туловищу, ноги к ноге.

При открытых переломах необходимо смазать поверх­ность кожи вокруг раны 2 % или 5 % спиртовым раствором йода и наложить стерильную повязку до наложения шины.

Шину располагать так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость.

При вывихе необходимо зафиксировать конечность (ши­ной, рейкой) в неподвижном состоянии, а при растяжении связок наложить на место растяжения тугую повязку и при­ложить холод.

4.16. Термические ожоги.

Признаки ожога и порядок оказания первой медицинской помощи:

при ожоге первой степени (наблюдается покраснение кожи) следует охладить обожженную часть тела струей хо­лодной воды (в течение 10—15 мин) или приложить холод на 20—30 мин (пакет со льдом, снегом), смазать кремом, вазе­лином и др.;

при ожоге второй степени (образуются пузыри, напол­ненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку;

при тяжелом ожоге (некроз тканей) следует наложить на обожженное место стерильную повязку. Пострадавшего не­обходимо обильно поить горячим чаем и дать ему обезбо­ливающее средство.

При ожогах второй и третьей степени запрещается смазы­вать обожженное место жиром или мазями, вскрывать или про­калывать пузыри, отрывать пригоревшие к коже части одежды.

4.17. Ожоги кислотами и щелочами.

При ожогах кислотами обожженный участок тела следует обмыть 2 % раствором питьевой соды. При отсутствии пи­тьевой соды следует обильно поливать обожженный учас­ток тела чистой водой.

При ожогах щелочами обожженный участок тела следует обмыть водой, подкисленной уксусной или лимонной кисло­той, или обильно поливать чистой водой.

На обожженный участок тела наложить повязку стерильным бинтом и дать пострадавшему обезболивающее средство.

4.18. Электротравмы.

При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия тока: отключить электроустановку с помощью выключате­ля, рубильника, путем снятия предохранителей или разъ­ема штепсельного соединения. При напряжении до 1000 В для освобождения пострадавшего от действия тока можно перерубить провод (разрубая провод каждой фазы отде­льно) топором с сухой деревянной рукояткой или отбро­сить его от пострадавшего сухой палкой, доской или ка­ким-либо, другим сухим предметом, не проводящим элект­рический ток. Для отделения пострадавшего от токоведу-щих частей или провода можно оттащить пострадавшего от токоведущих частей за одежду, если она сухая и отстает от тела. Действовать при этом следует одной рукой, соб­людая меры безопасности, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью электрооборудования и под напряжением шага, находясь в зоне растекания тока замыкания на землю. При этом не прикасаться к постра­давшему голыми руками, пока он находится под действием тока. Для этого оказывающий помощь должен надеть диэ­лектрические перчатки или обмотать руку шарфом, натя­нуть рукав пиджака или пальто, накинуть на пострадавше­го прорезиненную ткань (плащ) или сухую ткань.

При напряжении выше 1000 В для отделения пострадав­шего от токоведущих частей оказывающий помощь должен

надеть диэлектрические перчатки и боты и вместо подруч­ных средств (сухой палки, доски, других не проводящих электрический ток предметов) действовать изолирующей штангой или изолирующими клещами (при их наличии), рас­считанными на соответствующее напряжение.

Если пострадавший находится на высоте, то до прекра­щения действия электрического тока следует принять меры по предотвращению падения пострадавшего и получения дополнительной травмы.

Порядок оказания первой медицинской помощи: расстегнуть на пострадавшем одежду, обеспечить при­ток свежего воздуха, восстановить дыхание и кровообраще­ние путем проведения ему искусственного дыхания и не­прямого массажа сердца (до восстановления пульса и ес­тественного дыхания), наложить повязку стерильным бин­том на места электрических ожогов и произвести иммоби­лизацию (обездвиживание) переломов, вывихов, возникших при падении пострадавшего (шинами, подручными средс­твами—досками, рейками).

4.19. Отравления.

При отравлении недоброкачественными пищевыми продук­тами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рво­ту и промыть желудок, дав ему выпить большое количество (до 6-10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды, а затем напоить молоком и дать выпить 1-2 таблетки активированного угля.

При отравлениях кислотами следует тщательно про­мыть желудок водой, для чего пострадавшему надо дать выпить 7—8 стаканов теплой воды и искусственно вызвать рвоту. Повторить эту процедуру следует 4—5 раз. Расход воды при промывании желудка до 10 л или до выделения чистой промывной воды при рвоте. Затем дать постра­давшему выпить активированный уголь.

При отравлении газами пострадавшего необходимо вы­нести из помещения на свежий воздух или устроить в поме­щении сквозняк, открыв окна и двери.

При остановке дыхания и сердечной деятельности про­вести искусственное дыхание «рот в рот» и непрямой мас­саж сердца.

При отравлениях кислотами и газами не допускается употребление молока, кефира, растительных и животных жиров, так как они усиливают всасывание яда.

4.20. Травмы глаз.

При ранениях и сильных ушибах глаза (глаз) следует на­ложить на оба глаза стерильную повязку. Не следует выни­мать из глаза пострадавшего попавшие в него предметы, чтобы еще больше не повредить его.

При попадании в глаза пыли, химических веществ или ядовитых технических жидкостей глаза следует обильно промыть слабой струей проточной воды в течение 3—5 мин и наложить стерильную повязку.

При ожоге глаз горячей водой, паром промывать глаза не ре­комендуется, на глаза следует наложить стерильную повязку.

4.21. Переохлаждение.

Признаки: озноб, мышечная дрожь, заторможенность и апатия, неадекватное поведение («как пьяный»), посинение или побледнение губ, снижение температуры тела.

Порядок оказания первой медицинской помощи:

Укрыть пострадавшего, дать теплое сладкое питье или пищу с большим содержанием сахара.

Быстро доставить пострадавшего в теплое помещение. В помещении снять одежду, растереть тело, поместить пост­радавшего в ванну с температурой воды 35 — 40 «С (терпит локоть) или обложить его большим количеством теплых гре­лок (пластиковых бутылок с теплой водой). При отсутствии грелок (пластиковых бутылок) укрыть пострадавшего теп­лым одеялом или надеть на него теплую сухую одежду и продолжать поить теплым сладким питьем.

4.22. Обморожения.

Признаки обморожения конечностей:

кожа бледная и холодная, нет пульса у запястий и лоды­жек, потеря чувствительности, при постукивании пальцем — «деревянный» стук.

Порядок оказания первой медицинской помощи:

Доставить пострадавшего в теплое помещение с невы­сокой температурой.

С обмороженных конечностей одежду не снимать.

Немедленно укрыть поврежденные конечности от вне­шнего тепла охлажденной теплоизолирующей повязкой с большим количеством ваты или одеялом, одеждой.

Нельзя ускорять внешнее согревание обмороженных частей. Тепло должно возникнуть внутри с восстановлени­ем кровообращения.

Дать пострадавшему обильное теплое питье, заставить двигаться. Накормить пострадавшего.

Дать 1—2 таблетки анальгина.

Нельзя растирать или смазывать обмороженную кожу чем-либо, помещать обмороженные конечности в теплую воду или обкладывать их грелками.

4.23. Укусы насекомых и змей.

Порядок оказания первой медицинской помощи:

Удалить жало пчелы, промыть место укуса.

При укусе змеи уложить пострадавшего и обеспечить ему покой. На место укуса наложить повязку {не слишком тугую). При укусе конечности обязательно наложить шину, придать конечности возвышенное положение. Дать постра­давшему обильное питье (сладкую или подсоленную воду). При потере сознания положить пострадавшего на живот, повернув его голову на бок. При отсутствии дыхания и сердцебиения приступить к реанимации (проведению на­ружного массажа сердца и искусственного дыхания).

Для удаления клеща следует приложить к нему на 3 мин тампон, смоченный бензином, керосином или нанести на него каплю растительного масла. Если не вылезет сам, как можно ближе к коже тела набросить на клеща петлю из тон­кой прочной нити и, вращая, резко выдернуть его из кожи или взять клеща пальцами как можно ближе к его головке и вращая против часовой стрелки осторожно, чтобы не оста­вить в теле головку или часть насекомого, снять его.

4.24. Тепловой или солнечный удар.

Признаки: слабость, сонливость, головная боль, жажда, тошнота, возможны учащения дыхания и повышение темпе­ратуры, потеря сознания.

Порядок оказания первой медицинской помощи:

Перенести (перевести) пострадавшего в прохладное место, приложить холод к голове, шее, груди (можно вылить на грудь ведро холодной воды).

При судорогах повернуть пострадавшего на живот, при­жать плечевой пояс и голову к полу.

При потере сознания более чем на 3—4 мин повернуть пострадавшего на живот.

4.25. Во всех случаях поражения электрическим током, получения механических травм, тяжелых термических и хи­мических ожогов, отравлений пищевыми продуктами или ядовитыми жидкостями (газами) пострадавшего необходимо срочно доставить в ближайшее медицинское учреждение.

Оставьте комментарий