Содержание
- Что такое ООО?
- Наши преимущества
- Количество участников и органы управления
- Преимущества общества с ограниченной ответственностью
- Комментарий к Ст. 97 ГК РФ
- Как распределить доходы АО пошагово
- Органы, принимающие решения о распределении прибыли
- Возможные цели распределения прибыли
- Дивиденды как частный случай распределения прибыли
- Случаи, когда нельзя распределять прибыль на уплату дивидендов
Госкомимущество подготовило предложения по назначению представителей государства в наиболее значимых акционерных обществах с долей государства в уставных фондах. Об этом заявил Премьер-министр Сергей Румас 18 декабря на заседании Президиума Совета Министров, передает корреспондент БелТА.
«Подготовлен проект решения главы государства, предусматривающий назначение представителями государства высших должностных лиц в наиболее значимых акционерных обществах с долей государства в уставных фондах. Указанные лица предложены для избрания в качестве председателей советов директоров этих обществ. Соответствующее решение затем примет правительство, определив представителями государства членов Совета Министров. Считаю, что и губернаторы также могли бы возглавить набсоветы одного из крупных, проблемных предприятий в области», — сказал Сергей Румас.
Премьер-министр назвал корпоративное управление одним из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить грамотное управление в акционерных обществах. Все накопившиеся проблемы с его помощью сразу решить не удастся, но последовательная работа в этом направлении позволит разумно совершенствовать систему управления хозяйственными обществами, ориентированную на долгосрочные цели их устойчивого развития. В первую очередь это важно осуществить в стратегически значимых предприятиях. «Законодательные и иные условия для этого созданы. Однако на практике не все так гладко. В ряде случаев система управления акционерными обществами с долей государства искажена», — обратил внимание Сергей Румас.
Согласно закону о хозяйственных обществах, наблюдательные советы акционерных обществ должны определять стратегию их развития, на директора же возлагается ответственность за реализацию стратегии, а также текущее руководство компанией. Передавать вопросы, относящиеся к компетенции набсовета, на решение исполнительным органам законом не допускается. Однако, как показывает анализ деятельности крупнейших предприятий с участием государства, на практике эта система не работает. Наблюдательные советы, включая их председателей, сформированы из работников акционерных обществ, находящихся в непосредственном подчинении директора. Как следствие, принцип подчиненности директора набсовету не работает. Влияние директора на позицию членов совета позволяет ему единолично принимать практически любые управленческие решения в отношении хозяйственного общества. Наблюдательные советы при этом несут чисто техническую функцию оформления решений исполнительной дирекции, касающихся в основном вопросов обеспечения текущей деятельности. Стратегическими вопросами развития хозяйственных обществ, повышением эффективности их работы набсоветы не занимаются.
«Наш опыт и опыт других стран показывает, что финансовые вливания в предприятия без изменения системы управления со стороны собственника создает лишь краткосрочную ремиссию. Необходимо начать построение системы с ориентацией на долгосрочные цели. Это в первую очередь важно для крупных предприятий, где цена управленческой ошибки директора может быть особенно велика», — подчеркнул премьер-министр.
Сергей Румас напомнил, что одной из важнейших задач, определенных в программе социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы, является разделение функций государства как регулятора и как собственника. «В этой конструкции задача для министерств заключается в создании условий в первую очередь для развития соответствующей отрасли, а эффективность госактива — это задача представителя государства. Это канал, по которому до каждого субъекта хозяйствования с долей государства должны доводиться решения собственника и осуществляться контроль за их реализацией», — пояснил он.
На заседании Президиума Совмина также обсуждался вопрос привлечения к работе набсоветов независимых директоров. Это могут быть люди, которые уже ушли из государственной службы, но при этом имеют большой управленческий опыт. В качестве независимых членов набсоветов они могли бы возглавить ключевые комитеты этих советов, например, по стратегии развития.
В беседе с журналистами руководитель правительства подчеркнул важность совершенствования корпуправления в организациях с долей государства в уставных фондах. «Законодательство четко регламентирует вопросы построения корпоративного управления на любых предприятиях. Как правило, на крупных частных предприятиях эта система работает, на многих государственных функции государства практически переданы директору. Классическая система управления не работает. Необходимо, скорее, не изменять законы, а просто привести правоприменительную практику в соответствие со здравым смыслом, — сказал Сергей Румас. — Сегодня действует закон о хозобществах, который не нуждается в изменениях. Но он определяет только базовые принципы формирования органов управления предприятиями и основные их функции. Здесь правительство видит свою роль в том, чтобы назначить представителями государства на эти предприятия компетентных чиновников».
Правильно поставленная работа наблюдательных советов на проблемных предприятиях, по мнению премьер-министра, может помочь в решении вопросов, связанных с неэффективной финансово-хозяйственной деятельностью.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО), открытое акционерное общество (ОАО) – самые распространенные на сегодняшний день организационно-правовые формы юридических лиц.
Главным и принципиальным отличием общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества является деление уставного капитала на доли участников в ООО, и на акции – в ЗАО. Устав ООО запрещает выпуск акций, а доли участников в уставном капитале ООО не являются ценными бумагами. По этой причине на общество с ограниченной ответственностью не распространяются положения законодательств о ценных бумагах и о защите прав инвесторов. Акции ЗАО, напротив, являются эмиссионными ценными бумагами, поэтому закрытое акционерное общество обязано выполнять требования законодательства о рынке ценных бумаг, и несет ответственность за его нарушение.
ООО и ЗАО отличаются процедурой увеличения уставного капитала. Увеличение уставного капитала в ООО происходит после принятия соответствующего решения путем внесения необходимых изменений в учредительные документы и осуществления государственной регистрации данных изменений. В ЗАО в связи с необходимостью выпуска новых акций подобная процедура гораздо сложнее и связана с достаточно большими по сравнению с ООО издержками. Увеличение уставного капитала в ЗАО осуществляется путем регистрации дополнительного выпуска акций, их размещения, внесения соответствующих изменений в устав общества, государственной регистрации данных изменений, а также регистрации отчета о дополнительном выпуске акций.
Характер отношений между участниками ООО и сделки с их долями в уставном капитале отличаются большей закрытостью. У общества с ограниченной ответственностью существует возможность полного запрещения или существенного ограничения способности вступления новых участников. Обычно это происходит, когда в уставе ООО оговаривается прямой запрет на отчуждение участниками своих долей третьим лицам, или когда в устав общества включается требование о получении согласия ООО или остальных его участников для совершения таких сделок с третьими лицами. ЗАО – более открытое для доступа третьих лиц общество. Его устав, хотя и с ограничениями, но не исключает полностью возможности появления в составе общества новых акционеров путем безвозмездной передачи акций третьим лицам. Для отчуждения акций не требуется согласия самого ЗАО и остальных его акционеров.
Устав ООО может оговаривать особые условия распределения прибыли между участниками. В ЗАО размер дивидендов участников общества напрямую зависит от категории принадлежащих им акций. Кроме этого, законом предусматриваются определенные требования касательно сроков выплаты дивидендов акционерам ЗАО.
Информация об участниках ООО включена в Единый государственный реестр юридических лиц и является общедоступной. Любой желающий по своему запросу может получить выписку из ЕГРЮЛ с данными по персональному составу участников ООО и размеру их долей в уставном капитале общества. ЗАО – более закрытая в информационном плане форма юридического лица. Данные об акционерах ЗАО не включаются в ЕГРЮЛ, а заносятся в специальный реестр акционеров, который исключает возможность получения посторонними лицами информации об участниках закрытого акционерного общества.
Что такое ООО?
Общество с ограниченной ответственностью (сокращенно «ООО» или «ООО») – организация, предприятие, Уставной капитал которой разделен на доли, размер которых устанавливается уставом общества. Общество с ограниченной ответственностью является разновидность хозяйственных обществ.
Сущность Общества с ограниченной ответственностью в том, что участники такого общества отвечают за его обязательствами в ограниченной объеме. Название Общество с ограниченной ответственностью НЕ означает ограничение ответственности общества, как субъекта хозяйственного права, определенным размером имущества или денежных средств, а идет речь об ограничении ответственности участников, которые несут риски убытков в пределах их вкладов в уставный капитал, которые они могут потерять. Но дополнительных требований к участникам НЕ выдвигается, взыскать с участников дополнительные суммы (в отличие от полного или коммандитного товарищества) нельзя.
Юридическая фирма AGTL занимается регистрацией юридических лиц в форме ООО.
Специалисты компании, обладающие обширным опытом в области корпоративного права, помогут оформить отношения между учредителями, отношения с генеральным директором или органом управления, выбрать систему налогообложения, выбрать банк и адрес.
Выявление возможных рисков в хозяйственной деятельности создаваемой фирмы, оптимизация налоговых выплат, финансовых и материальных ресурсов; полный пакет дополнительных услуг по созданию и сопровождению бизнеса.
ЗАКАЗАТЬ РЕГИСТРАЦИЮ ООО
Наши преимущества
- профессиональная консультация юриста по началу ведения Вашего бизнеса, что исключит необходимость многочисленных изменений при начале деятельности;
- удобство и экономия времени на всех этапах:
мы можем организовать выезд нотариуса в Ваш офис,
менеджер банка приедет в удобное для Вас время для открытия счета,
мы можем получить документы за Вас по доверенности.
- широкий спектр дополнительных услуг: большой выбор банков–партнеров, помощь поиском юридического адреса, ведение бухгалтерского учета.
Новый Закон вносит многочисленные и глубокие изменения в регулирование деятельности обществ с ограниченной деятельностью и обществ с дополнительной ответственностью, среди них отметим о следующих:
- необходимость получения согласия других участников на выход участником, который владеет долей более 50%;
- признание на законодательном уровне корпоративных договоров (так называемые «shareholders ‘agreements”), которые имеют конфиденциальный характер и должны быть безвозмездными;
- уменьшение срока для полного внесения вклада участником общества с одного года до шести месяцев с даты государственной регистрации общества;
- переход прав участника к его наследнику или правопреемнику без согласия участников общества;
- установление правил о значительных сделках и сделках с заинтересованностью (так, сделки, стоимость которых превышает 50 процентов чистых активов общества по состоянию на конец предыдущего квартала, требуют предварительного согласия общего собрания участников). Другие правила могут быть установлены уставом.
ЗАКАЗАТЬ РЕГИСТРАЦИЮ ООО
Количество участников и органы управления
Новый закон не ограничивает количество участников ООО или ОДО. В результате многие акционерные общества (АО) смогут вернуться в форму общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.
Кроме того, появляется возможность создания наблюдательного совета, что значительно повысит привлекательность ООО в глазах иностранных инвесторов.
Теперь само общество право решать абсолютное большинство вопросов, т.е. не устанавливает однозначные правила. Появляется возможность принимать собственные процедуры, определять органы, которые нужны обществу в корпоративном управлении и предвидеть заранее возможные пути выхода из потенциальных корпоративных конфликтов. Например, в обществе с одним участником последний больше не обязан имитировать общее собрание, а принимает все решения единолично в виде письменного решения.
Правила взаимодействия участников конкретного предприятия будут отражены в так называемом корпоративном договоре и уставе.
ЗАКАЗАТЬ РЕГИСТРАЦИЮ ООО
Заключение корпоративных договоров
Для ООО и ОДО открылись возможности выдавать безотзывные доверенности на осуществление полномочий участника общества, а также заключать между участниками корпоративные договора.
По такому договору участники общества обязуются осуществлять свои права и полномочия определенным образом или воздерживаться от их реализации.
Также немаловажен вопрос продажи долей предприятия: при каких обстоятельствах, кто и за сколько может их выкупить.
Выход из состава участников общества
Парламентарии отдали вопрос исключения участника из состава ООО на откуп устава, без вмешательства в эту процедуру закона.
Предприятие вправе установить разные процентные квоты для принятия решений по разным вопросам.
Новый закон предлагает механизм принятия решений без учета доли умершего участника, а если она больше 50% — принять решение о ликвидации предприятия без учета доли умершего участника.
В тоже время, например, что делать, если участник не оплатил свою долю — неясно.
Увеличение уставного капитала
Нередко компании копят нераспределенную прибыль (если годами не платятся дивиденды). И если вдруг принимается решение о выплате дивидендов, то эти расходы могут поставить ООО на грань банкротства.
Теперь появляется возможность сразу увеличивать уставный капитал за счет прибыли без распределения дивидендов.
ЗАКАЗАТЬ РЕГИСТРАЦИЮ ООО
Преимущества общества с ограниченной ответственностью
- Учредителями и участниками ООО могут быть как физические так и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.
- Размер уставного капитала ООО не ограничивается. Гибкие условия наполнения уставного капитала.
- Не возбраняется регистрация ООО с одним участником.
- Упрощенная система управления предприятием – полномочия исполнительного органа предприятия, как правило, единоличного, ограничены полномочиями высшего органа управления – собрания учредителей (участников).
- Отсутствие законодательно установленных требований к составлению и представлению специальной отчетности, а также его опубликования (как для АО).
- Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости сделанных ими вкладов.
- Отсутствует необходимость осуществлять дополнительные финансовые затраты
ЗАКАЗАТЬ РЕГИСТРАЦИЮ ООО
1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.
3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.
4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.
5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.
Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.
7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.
Комментарий к Ст. 97 ГК РФ
1. Комментируемая статья разделяет акционерные общества на открытые и закрытые, что отражается в уставах акционерных обществ и их фирменном наименовании (п. 1 ст. 7 Закона об акционерных обществах).
При этом открытые акционерные общества и закрытые акционерные общества являются разновидностями одной организационно-правовой формы коммерческих организаций — акционерного общества. Практическое значение этого вывода заключается, в частности, в том, что преобразование одной разновидности акционерного общества в другую не является формой реорганизации, следовательно, не требуется составления передаточного бухгалтерского баланса, уведомления кредиторов акционерного общества и т.п. .
———————————
См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 16 октября 2007 г. N 5178/07 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 12. С. 68.
2. Открытое акционерное общество — это общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Закона об акционерных обществах и иных правовых актов Российской Федерации. Так, в соответствии с требованием п. 3 ст. 99 ГК РФ открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. А при учреждении акционерного общества все его акции должны быть сначала распределены среди учредителей. Иначе говоря, правило об открытой подписке касается лишь дополнительно выпускаемых акций.
Закон допускает также право открытого акционерного общества проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, если это не исключено законодательством или уставом общества.
Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. Акционеры такого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В открытом акционерном обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение отчуждаемых акционерами этого общества принадлежащих им акций.
Общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, могут быть только открытыми .
———————————
См.: Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. N 101 // Бюллетень нормативных актов. 1997. N 1.
В целях информирования акционеров и других участников рынка ценных бумаг открытые акционерные общества обязаны вести дела публично, т.е. ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Кроме того, открытые общества обязаны раскрывать сведения, указанные в п. 1 ст. 92 Закона об акционерных обществах.
3. Закрытое акционерное общество — это общество, которое не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, его акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
Число акционеров закрытого акционерного общества не должно превышать 50, в противном случае оно в течение одного года должно быть преобразовано в открытое акционерное общество либо подлежит ликвидации в судебном порядке.
В комментируемой статье и более подробно в ст. 7 Закона об акционерных обществах (см. также п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 19) регулируются вопросы, связанные с преимущественным правом акционеров закрытого акционерного общества на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право самого общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Преимущественное право акционеров общества действует при отчуждении акций только путем продажи. При использовании других способов отчуждения — дарение, мена, отступное и т.п. — суд вправе удовлетворить требование о применении последствий нарушения преимущественного права акционеров только при наличии оснований считать рассматриваемый способ отчуждения акций притворной сделкой, прикрывающей куплю-продажу акций с целью обхода требований о соблюдении преимущественного права .
Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество. Если иное не предусмотрено уставом общества, извещение акционеров общества осуществляется за счет акционера, намеренного продать свои акции.
В случае если акционеры общества или общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам. Срок осуществления преимущественного права приобретения акций, предусмотренный уставом общества, не должен быть менее 10 дней со дня извещения продавцом акций остальных акционеров и общества .
———————————
См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 июня 2009 г. N 131 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ» // Вестник ВАС РФ. 2009. N 33 (бухгалтерское приложение). С. 146.
При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер общества или общество, если уставом общества предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя. Уступка указанного преимущественного права не допускается.
Закрытые акционерные общества обязаны публиковать документы, указанные в п. 1 комментируемой статьи: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, — только в случаях, прямо предусмотренных Законом об акционерных обществах. Например, в соответствии с п. 2 ст. 92 Закона об акционерных обществах обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг .
———————————
Таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (см.: Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2780). См. также: Приказ ФСФР от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов. 2007. N 4.
Как распределить доходы АО пошагово
Распределение прибыли АО производится согласно ст. 42 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — закон № 208-ФЗ) и внутренним локальным актам организации. Основанием для ее расчета являются данные бухгалтерского учета.
Процедура распределения следующая:
Шаг 1 — подготовка информации, расчетов и т. п. относительно вариантов расходования денежных средств.
Шаг 2 — созыв общего собрания акционеров (далее — ОСА).
Шаг 3 — проведение указанного мероприятия с рассмотрением вопроса о распределении чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов.
Шаг 4 — реализация воли ОСА относительно полученных доходов: выплата дивидендов, перечисление в фонды, расширение производства и т. д.
Далее рассмотрим перечисленные этапы подробнее.
Органы, принимающие решения о распределении прибыли
Согласно п. 11.1 ч. 1 ст. 48 закона № 208-ФЗ и подп. 3 п. 2 ст. 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации распределение чистой прибыли относится к исключительной компетенции ОСА акционерного общества.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Следовательно, на такие решения распространяет свое действие общий порядок подготовки и проведения ОСА (годовых и внеочередных). При подготовке к проведению ОСА, повестка дня которого включает в себя вопросы распределения прибыли АО, акционерам согласно положению Банка России «Об общих собраниях акционеров» от 16.11.2018 № 660-П в обязательном порядке должна быть предоставлена информация о том, какие рекомендации по распределению прибыли были даны советом директоров:
- размер дивидендов по акциям;
- порядок выплаты.
Обратите внимание! В АО может быть принято положение о рекомендациях по распределению прибыли.
Необходимо строго разграничивать компетенцию совета директоров и ОСА. В противном случае решение о распределении прибыли может быть оспорено.
Так, например, решение о вознаграждении генерального директора АО за счет прибыли может принять исключительно ОСА (см. постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.11.2015 по делу № А79-10643/2014). Вознаграждение же рядовых сотрудников из фондов оплаты труда может осуществляться советом директоров АО.
Возможные цели распределения прибыли
Ни ГК РФ, ни закон № 208-ФЗ не содержат исчерпывающего и закрытого перечня целей, на которые может быть распределена прибыль акционерного общества. Подробные правила направления средств чистой прибыли могут предусматриваться в положении о распределении прибыли.
АО самостоятельно в каждом случае определяет цели, на которые будут направлены денежные средства. Это могут быть такие направления, как:
- выплата дивидендов акционерам;
- внесение средств в специальные фонды АО (резервный фонд, фонд акционирования работников и т. п.).
Важно! Размер резервного фонда отражается в уставе АО, но согласно ст. 35 закона № 208-ФЗ должен быть не меньше 5% уставного капитала (подробнее о размерах уставного капитала АО можно узнать из статьи «Размер уставного капитала акционерного общества (нюансы)»).
Ст. 35 закона № 208-ФЗ не ограничивает перечень возможных фондов АО, на что особо обращают внимание суды (см., например, постановление 20-го арбитражного суда от 20.05.2016 по делу № А62-6762/2015 и др.):
- выплата вознаграждения членам совета директоров АО;
- финансирование социальных программ АО (например, по оплате санаторно-курортного лечения работников, материальной поддержке работников в сложных жизненных ситуациях и т. п.);
- увеличение уставного капитала АО;
- материальное вознаграждение сотрудников;
- техническое перевооружение предприятия, обновление и модернизация основных средств.
Важно! Если акционеры своим решением распределяют прибыль текущего года, то она может быть направлена исключительно на обеспечение уплаты АО налога на прибыль и выплату дивидендов. Направление прибыли текущего года на иные цели неправомерно, на что дополнительно указывает Банк России в письме «О распределении прибыли» от 22.01.2003 № 9-Т.
Дивиденды как частный случай распределения прибыли
Принятие решения о выплате дивидендов, так же как и о распределении прибыли в целом, является правом, а не обязанностью АО (см. постановление ФАС Поволжского округа от 06.12.2010 по делу № А55-414/2009 и др.).
Рекомендуемый к применению кодекс корпоративного поведения (см. письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463) предусматривает наличие в АО положения о дивидендной политике. Также существует специфика правового регулирования АО с государственным участием: вопросы выплаты дивидендов должны соответствовать методическим рекомендациям, утвержденным приказом Росимущества от 29.12.2014 № 524.
В рамках настоящей статьи мы не рассматриваем случай приравнивания к дивидендам (для целей налогообложения) т. н. тонкой капитализации, предусмотренной п. 4 ст. 269 Налогового кодекса РФ.
Важно! Если совет директор АО по каким-либо причинам не рекомендует выплату дивидендов, то и ОСА в таком случае не имеет права распределить прибыль на эти нужды (см. постановление ФАС Московского округа от 05.04.2017 по делу № А40-84096/2016).
Решение о выплате дивидендов должно содержать следующую информацию для каждой категории (обыкновенные и привилегированные) и каждого типа акций:
- размер дивидендов;
- форма выплаты;
- если дивиденды будут выплачиваться в неденежной форме, порядок такой выплаты;
- дата, на которую определяются имеющие право на получение дивидендов лица;
- срок выплаты (если он не установлен уставом АО или иным документом).
Если срок выплаты не указан ни в уставе, ни в решении о выплате, будут действовать правила, предусмотренные п. 6 ст. 42 закона № 208-ФЗ.
Случаи, когда нельзя распределять прибыль на уплату дивидендов
Законодатель не ввел ограничений на распределение прибыли в целом. Однако в п. 3 ст. 102 ГК РФ и ст. 43 закона № 208-ФЗ предусмотрены ограничения для дивидендов.
Существуют 3 возможные группы ограничений:
- Ограничения на принятие решения о выплате всех дивидендов. К таким обстоятельствам относятся в том числе следующие:
- уставный капитал АО не оплачен в полном объеме;
- у АО имеется обязанность выкупить у своих акционеров акции, и эта обязанность еще не исполнена в полном объеме;
- выплата дивидендов может повлечь возникновение у АО признаков банкротства и (или) отрицательной разницы между суммой чистых активов и суммой уставного капитала с резервным фондом либо такие признаки уже существуют.
- возникновение у АО признаков банкротства (либо такие признаки уже существуют);
- появление отрицательной разницы между суммой чистых активов АО и суммой уставного капитала с резервным фондом (либо такая разница уже существует);
- превышение ликвидационной стоимости привилегированных акций над их номинальной стоимостью.
Обратите внимание! Для предприятий газовой отрасли существует еще одно основание для ограничения выплаты дивидендов. Если законодательством предусмотрено целевое использование средств чистой прибыли таких предприятий, то АО данного типа обязаны в первую очередь направлять денежные средства именно на эти цели и вправе не выплачивать дивиденды (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.09.2010 по делу № А32-52553/2009 и др.).
***
Таким образом, распределение прибыли АО является такой корпоративной процедурой, в которой принимают участие совет директоров и общее собрание акционеров. Закон не ограничивает направления распределения прибыли, но устанавливает границы для выплаты дивидендов как одного из вариантов такого распределения.
***